Инф. технологии

Опера. общая характеристика

Разновидности оперы

Свою историю опера начинает на рубеже XVI-XVII веков в кружке итальянских философов, поэтов и музыкантов - «Камерата». Первое сочинение в этом жанре появилось в 1600 году, в основу сюжета создатели взяли знаменитую историю об Орфее и Эвридике . С тех пор прошло немало веков, но оперы с завидной регулярностью продолжают сочиняться композиторами. За всю свою историю этот жанр претерпел множество изменений, начиная от тематики, музыкальных форм и заканчивая своим строением. Какие бывают разновидности опер, когда они появились и в чем их особенности - давайте разбираться.

Разновидности оперы:

Серьезной оперой (opera seria, опера сериа) называют оперный жанр, родившийся в Италии на рубеже XVII - XVIII вв. Сочинялись такие произведения на историко-героические, легендарные или мифологические сюжеты. Отличительной особенностью этого вида оперы была чрезмерная напыщенность абсолютно во всем - главная роль отводилась певцам-виртуозам, простейшие чувства и эмоции представлялись в продолжительных ариях, на сцене преобладали пышные декорации. Костюмированные концерты - именно так и называли оперы сериа.

Комическая опера берет свое начало в Италии XVIII века. Называлась она opera-buffa и была создана как альтернатива «скучной» опере сериа. Отсюда и маленькие масштабы жанра, небольшое количество действующих лиц, комические приемы в пении, например, скороговорки, и увеличение числа ансамблей - эдакая отместка за «длиннющие» виртуозные арии. В разных странах комическая опера имела свои названия - в Англии это балладная опера, Франция определила ее как оперу-комик, в Германии ее назвали зингшпиль, а в Испании она получила название тонадилья.

Полусерьезная опера (opera semiseria) - пограничный жанр между серьезной и комической оперой, родиной которого является Италия. Этот вид оперы появился в конце XVIII века, основой сюжета были серьезные, а порой и трагичные истории, но со счастливым финалом.

Большая опера (grand opera) - возникла во Франции в конце 1-й трети XIX столетия. Для этого жанра характерны большие масштабы (5 актов вместо привычных 4), обязательное наличие танцевального акта, обилие декораций. Создавались они главным образом на исторические темы.

Романтическая опера - зародилась в Германии XIX века. К этому виду оперы относят все музыкальные драмы, созданные на основе романтических сюжетов.

Опера-балет берет свои истоки во Франции рубежа XVII-XVIII вв. Второе название этого жанра - французский придворный балет. Создавались такие произведения для маскарадов, пасторалей и других празднеств, проходивших при королевских и именитых дворах. Такие представления отличались яркостью, красивыми декорациями, но номера в них были не связаны по сюжету между собой.

Оперетта - «маленькая опера», появилась во Франции во 2-й половине XIX века. Отличительная особенность этого жанра - комический незатейливый сюжет, скромный масштаб, простые формы, и «легкая», без труда запоминаемая, музыка.

Прежде чем рассматривать жанр оперы и способов работы с ним на уроке музыки, хотелось бы дать определение, что такое опера.

«Опера и именно только опера сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием не только отдельных кружков, но при благоприятных условиях - всего народа». Эти слова принадлежат Петру Ильичу Чайковскому - великому русскому композитору.

Это музыкально-драматическое произведение (часто с включением балетных сцен), предназначенное для сценического исполнения, текст которого полностью или частично поется, обычно в сопровождением оркестра. Опера пишется на какой-либо определенный литературный текст. Воздействие драматического произведения и игры актеров в опере бесконечно возрастает благодаря выразительной силе музыки. И наоборот: музыка приобретает в опере необычайную конкректность, образность.

Стремление усилить при помощи музыки воздействие театрального произведения возникло уже в очень далекие времена, на заре существования драматического искусства. На открытом воздухе, у подножия горы, склоны которой, обработанные в виде ступеней, служили местами для зрителей, в Древней Греции происходили праздничные представления. Актеры в масках, в особой обуви, увеличившей их рост, декламируя нараспев, исполняли трагедии, прославлявшие силу человеческого духа. Созданные в эти далекие времена трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида и в наши дни не утратили своего художественного значения. Театральные произведения с музыкой были известны и в средние века. Но все эти «предки» современной оперы отличались от нее тем, что в них пение чередовалось с обычной разговорной речью, в то время как отличительным признаком оперы является то, что текст в ней с начала до конца поется.

Опера в нашем современном понимании этого слова возникла на рубеже 16 и 18 веков в Италии. Создателями этого нового жанра были поэты и музыканты, преклонявшиеся перед античным искусством и стремившиеся возродить древнегреческую трагедию. Но хотя в своих музыкально-сценических опытах они использовали сюжеты из древнегреческой мифологии, они не возродили трагедию, а создали совсем новый вид искусства - опера.

Опера быстро завоевала популярность и распространилась по всем странам. В каждой стране она приобрела особый национальный характер - это сказалось и в выборе сюжетов (часто из истории той или иной страны, из ее сказаний и легенд), и в характере музыки. Опера стремительно завоевала крупные города Италии (Рим, Париж, Венеция, Флоренция).

Опера и ее составные части

Какими же средствами располагает музыка в опере, чтобы усилить художественное воздействие драмы? Для того чтобы ответить на этот вопрос, познакомимся с основными элементами, из которых состоит опера.

Одной из основных частей оперы является ария. Значения слова близко к «песня», «напев». И действительно, арии из первых опер по своей форме (большой частью - куплетной), по характеру мелодии были близки песням, да и в классической опере мы найдем немало арий-песен (песня Вани в «Иване Сусанине», песня Марфы в «Хованщине»).

Но обычно ария сложнее по форме, чем песня, и это обуславливает самим ее назначением в опере. Ария, подобно монологу в драме, служит характеристикой того или иного героя. Характеристики эта может быть обобщающей-своего рода «музыкальным портретом» героя - или же связанной с определенными, конкретными обстоятельствами действия произведения.

Но действие оперы нельзя передать только чередованием законченных арий, так же, как действие драмы не может состоять из одних монологов. В тех моментах оперы, где действующие лица именно действуют - в живом общении друг с другом, в разговоре, споре, столкновении,- не нужна такая законченность формы, какая вполне уместна в арии. Она тормозила бы развитие действий. Такие моменты обычно не имеют законченной музыкальной композиции, отдельные фразы героев чередуются с возгласами хора с оркестровыми эпизодами.

Широко используется речитатив, то есть декламационное пение.

Большое внимание речитативу уделяли многие русские композиторы, особенно А.С. Даргомыжский и М.П. Мусоргский. Стремясь к реализму в музыке, к наибольшей правдивости музыкальной характеристики, они видели главное средство для достижения этой цели в музыкальном претворении речевых интонаций, которые наиболее характерны для данного персонажа.

Неотъемлемой частью также является оперные ансамбли. Ансамбли могут быть очень разными по количественному составу: от двух голосов до десяти. При этом обычно в ансамбле соединяются голоса диапазона и тембра. Через ансамбль передает одно чувство, охватывающее нескольких героев, в таком случае отдельные партии ансамбля не противопоставляются, а как бы дополняя друг друга, и часто имеют сходный мелодический рисунок. Но часто ансамбль объединяет музыкальные характеристики героев, чувства которых различны и противоположны.

Симфонический оркестр является неотъемлемой частью оперного спектакля. Он не просто сопровождает вокальные и хоровые партии, не только «рисует» музыкальные портреты или пейзажи. Используя собственные средства выразительности, он участвует в построении элементов постановки «в завязке» действий, волнах его развития, кульминации и развязке. А также обозначает стороны драматического конфликта. Возможности оркестра осуществляется в оперном спектакле исключительно через фигуру дирижера. Помимо координации музыкального ансамбля и участия, совместно с певцами-актерами, в создании персонажей, дирижер управляет всем сценическим действием, поскольку в его руках оказывается темпо-ритм спектакля.

Таким образом, все составляющие части оперы соединяются в едино. Над ней работает дирижер, свои партии разучивают солисты хор, режиссер осуществляет постановку, художники пишут декорации. Только в результате общего труда всех этих людей возникает оперный спектакль.

История жанра

Джакопо Пери

Истоками оперы можно считать и античную трагедию. Как самостоятельный жанр опера возникла в Италии на рубеже 16-17 веков в кружке музыкантов, философов, поэтов в городе Флоренция. Назывался кружок любителей искусства «камерата» . Участники «камераты» мечтали возродить древнегреческую трагедию, объединить в одном спектакле драму, музыку и танец. Первый подобный спектакль был дан во Флоренции в 1600 году и рассказывал об Орфее и Эвредике. Существует версия, что первый музыкальный спектакль с пением был поставлен в 1594 году на сюжет древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном. Постепенно в Италии стали появляться оперные школы в Риме, в Венеции, Неаполе. Затем опера стремительно распространилась по всей Европе. В конце 17-начале 18 века складываются основные разновидности оперы: опера - сериа (большая серьёзная опера) и опера - буффа (комическая опера).

В конце 18 века в Петербурге был открыт Российский театр. Сначала шли только иностранные оперы. Первые русские оперы были комическими. Одним из создателей считается Фомин. В 1836 году в Петербурге прошла премьера оперы Глинки «Жизнь за царя». Опера в России приобрела совершенную форму, определились её особенности: яркие музыкальные характеристики главных героев, отсутствие разговорных диалогов. В 19 веке к опере обращаются все лучшие русские композиторы.

Разновидности оперы

Исторически сложились определённые формы оперной музыки. При наличии некоторых общих закономерностей оперной драматургии все её компоненты в зависимости от типов оперы толкуются различно.

  • большая опера (opera seria - итал., tragédie lyrique , позднее grand-opéra - франц.),
  • полукомическая (semiseria ),
  • комическая опера (opera-buffa - итал., opéra-comique - франц., Spieloper - нем.),
  • романтическая опера , на романтический сюжет.
  • semi-опера, полу-опера, опера «на четверть» (semi - лат. наполовину) - форма английской барочной оперы, в которой сочетаются устная Драма (жанр)драма, вокальные мизансцены, говек и симфонические произведения. Одним из приверженцев semi-оперы считается английский композитор Генри Пёрселл /

В комической опере, немецкой и французской, между музыкальными номерами допускается диалог. Есть и серьёзные оперы, в которые вставлен диалог, напр. «Фиделио» Бетховена , «Медея» Керубини, «Волшебный стрелок» Вебера.

  • От комической оперы появилась оперетта , которая получила особенное распространение во второй половине XIX века .
  • Оперы для детского исполнения (например, оперы Бенджамина Бриттена - «Маленький трубочист», «Ноев ковчег», оперы Льва Конова - «Король Матиуш Первый», «Асгард», «Гадкий утёнок», «Кокинвакасю»).

Элементы оперы

Это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).

В состав оперного коллектива входят: солист , хор , оркестр , военный оркестр , орган . Оперные голоса : (женские: сопрано , меццо-сопрано , контральто ; мужские: контратенор , тенор , баритон , бас).

Оперное произведение делится на акты , картины , сцены , номера . Перед актами бывает пролог , в конце оперы - эпилог .

Части оперного произведения - речитативы , ариозо , песни , арии , дуэты , трио , квартеты , ансамбли и т. д. Из симфонических форм - увертюра , интродукция , антракты , пантомима , мелодрама , шествия, балетная музыка.

Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария , ариозо , ариетта , каватина , монолог , баллада , песня). Различные функции в опере имеет речитатив - музыкально-интонационное и ритмическое воспроизведение человеческой речи. Нередко он связывает (сюжетно и в музыкальном отношении) отдельные законченные номера; часто является действенным фактором музыкальной драматургии. В некоторых жанрах оперы, преимущественно комедийных, вместо речитатива используется разговорная речь , обычно - в диалогах.

Сценическому диалогу, сцене драматического спектакля в опере соответствует музыкальный ансамбль (дуэт, трио, квартет, квинтет и т. д.), специфика которого даёт возможность создавать конфликтные ситуации, показывать не только развитие действия, но и столкновение характеров, идей. Поэтому ансамбли зачастую появляются в кульминационных или заключительных моментах оперного действия.

Хор в опере трактуется по-разному. Он может быть фоном, не связанным с основной сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором происходящего; его художественные возможности позволяют показать монументальные картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя и масс (например, роль хора в народных музыкальных драмах М. П. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина»).

В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру , симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов. Опера включает также самостоятельные оркестровые эпизоды - увертюру, антракт (вступление к отдельным актам). Ещё один компонент оперного спектакля - балет , хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными.

Оперный театр

Оперными театрами называют здания музыкальных театров, специально предназначенные для показа оперных постановок. В отличие от театров под открытым небом, здание оперного театра оснащено большой сценой с дорогостоящим техническим оборудованием, включая оркестровую яму и зрительный зал в один или несколько ярусов, располагающихся друг над другом либо оформленных в виде лож . Данная архитектурная модель оперного театра является основной. Крупнейшими по количеству мест для зрителей зданиями оперных театров мира являются Метрополитен Опера в Нью-Йорке (3 800 мест), Опера в Сан-Франциско (3 146 мест) и Ла-Скала в Италии (2 800 мест).

В большинстве стран содержание зданий оперных театров является убыточным и требует государственных субсидий или пожертвований меценатов . Например, годовой бюджет театра Ла-Скала (Милан , Италия) по состоянию на 2010 год составил 115 миллионов евро (40% - государственная дотация и 60% - пожертвования частных лиц и продажа билетов) , а в 2005 году театр Ла-Скала получил 25% от 464 миллионов евро - суммы, предусмотренной бюджетом Италии на развитие изобразительных искусств . А Эстонская национальная опера в 2001 году получила 7 миллионов евро (112 миллионов крон), что составило 5,4% средств министерства культуры Эстонии .

Оперные голоса

Во времена зарождения оперы, когда ещё не было изобретено электронное усиление звука, техника оперного пения развивалась в направлении извлечения достаточно громкого звука, способного перекрыть звучание сопровождающего симфонического оркестра. Мощность оперного голоса благодаря слаженной работы трёх компонентов (дыхания , работы гортани и регулирования резонирующих полостей) достигала 120 дБ на расстоянии одного метра .

Певцов , в соответствии с оперными партиями, классифицируют по типу голоса (текстура, тембр и характер). Среди мужских оперных голосов различают:

  • контр-тенор,

а среди женских:

  • Самыми популярными оперными композиторами за тот же период стали Верди, Моцарт и Пуччини - 3020, 2410 и 2294 представления соответственно.

Литература

  • Келдыш Ю. В. Опера // Музыкальная энциклопедия в 6 томах, БСЭ, М., 1973-1982, Т. 4, сс. 20-45.
  • Серов А. Н. , Судьбы оперы в России, «Русская сцена», 1864, № 2 и 7, то же, в его кн.: Избранные статьи, т. 1, М.-Л., 1950.
  • Серов А. Н. , Опера в России и русская опера, «Музыкальный свет», 1870, № 9, то же, в его кн.: Критические статьи, т. 4, СПб, 1895.
  • Чешихин В. , История русской оперы, СПб, 1902, 1905.
  • Энгель Ю. , В опере, М., 1911.
  • Игорь Глебов [Асафьев Б. В.] , Симфонические этюды, П., 1922, Л., 1970.
  • Игорь Глебов [Асафьев Б. В.] , Письма о русской опере и балете, «Еженедельник петроградских гос. академических театров», 1922, № 3-7, 9-10, 12-13.
  • Игорь Глебов [Асафьев Б. В.] , Опера, в кн.: Очерки советского музыкального творчества, т. 1, М.-Л., 1947.
  • Богданов-Березовский В. М. , Советская опера, Л.-М., 1940.
  • Друскин М. , Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952.
  • Ярустовский Б. , Драматургия русской оперной классики, М., 1953.
  • Ярустовский Б. , Очерки по драматургии оперы XX века, кн. 1, М., 1971.
  • Советская опера. Сборник критических статей, М., 1953.
  • Тигранов Г. , Армянский музыкальный театр. Очерки и материалы, т. 1-3, Е., 1956-75.
  • Тигранов Г. , Опера и балет Армении, М., 1966.
  • Архимович Л. , Українська класична опера, К., 1957.
  • Гозенпуд A. , Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959.
  • Гозенпуд A. , Русский советский оперный театр, Л., 1963.
  • Гозенпуд A. , Русский оперный театр XIX века, т. 1-3, Л., 1969-73.
  • Гозенпуд A. , Русский оперный театр на рубеже XIX и XX веков и Ф. И. Шаляпин, Л., 1974.
  • Гозенпуд A. , Русский оперный театр между двух революций, 1905-1917, Л., 1975.
  • Ферман В. Э. , Оперный театр, М., 1961.
  • Бернандт Г. , Словарь опер, впервые поставленных или изданных в дореволюционной России и в СССР (1736-1959), М., 1962.
  • Хохловкина A. , Западноевропейская опера. Конец XVIII - первая половина XIX века. Очерки, М., 1962.
  • Смольский Б. С. , Белорусский музыкальный театр, Минск, 1963.
  • Ливанова Т. Н. , Оперная критика в России, т. 1-2, вып. 1-4 (вып. 1 совм. с В. В. Протопоповым), М., 1966-73.
  • Конен В. , Театр и симфония, М., 1968, 1975.
  • Вопросы оперной драматургии, [сб.], ред.-сост. Ю. Тюлин, М., 1975.
  • Данько Л. , Комическая опера в XX веке, Л.-М., 1976.
  • Arteaga Е. , Le rivoluzioni del teatro musicale italiano, v. 1-3, Bologna, 1783-88.
  • Clement F. , Larousse P., Dictionnaire lyrique, ou histoire des opéras, P., 1867, 1905.
  • Dietz M. , Geschichte des musikalischen Dramas in Frankreich während der Revolution bis zum Directorium, W.-Lpz., 1885, 1893.
  • Riemann H. , Opern-Handbuch, Lpz., 1887.
  • Bullhaupt H. , Dramaturgie der Oper, v. 1-2, Lpz., 1887, 1902.
  • Soubies A. , Malherbe Сh. Th., Histoire de l’opéra comique, v. 1-2, P., 1892-93.
  • Pfohl F. , Die moderne Oper, Lpz., 1894.
  • Rolland R. , Les origines du théâtre lyrique moderne. L’histoire de l’opéra avant Lulli et Scarlatti, P., 1895, 1931.
  • Rolland R. , L’opéra au XVII siècle en Italie, в кн.: Encyclopédie de la musique et dictionnaire…, fondateur A. Lavignac, pt. 1, , P., 1913 (рус. пер. - Роллан Р., Опера в XVII веке, M., 1931).
  • Goldschmidt H. , Studien zur Geschichte der italienischen Oper in 17. Jahrhundert, Bd 1-2, Lpz., 1901-04.
  • Solerti A. , Le origini del melodramma, Torino, 1903.
  • Solerti A. , Gli albori del melodramma, v. 1-3, Palermo, 1904.
  • Dassori C. , Opère e operisti. Dizionario lirico. Genua, 1903.
  • Hirschberg E. , Die Enzyklopädisten und die französische Oper im 18. Jahrhundert, Lpz., 1903.
  • Sonneck O. , Catalogue of opera scores, , 1908.
  • Sonneck O. , Catalogue of opera librettos printed before 1800, v. 1-2, Wash., 1914.
  • Sonneck O. , Catalogue of 19th century librettos, Wash., 1914.
  • Towers J. , Dictionary-catalogue of operas and operettas which have been performed on the public stage, Morgantown, .
  • La Laurencie L. , L’opéra comique française en XVIII siècle, в кн.: Encyclopédie de la musique et dictionnaire de con-cervatoire, , P., 1913 (рус. пер. - Ла Лоранси Л., Французская комическая опера XVIII века, М., 1937).
  • Bie O. , Die Oper, B., 1913, 1923.
  • Kretzschmar H. , Geschichte der Oper, Lpz., 1919 (рус. пер. - Кречмар Г., История оперы, Л., 1925).
  • Kapp J. , Die Oper der Gegenwart, B., 1922.
  • Delia Corte A. , L’opéra comica Italiana nel" 700. Studi ed appunti, v. 1-2, Bari, 1923.
  • Delia Corte A. , Tre secoli di opera italiana, Torino, 1938.
  • Bücken E. , Der heroische Stil in der Oper, Lpz., 1924 (рус. пер. - Бюккен Э., Героический стиль в опере, М., 1936).
  • Bouvet Ch. , L’opéra, P., 1924.
  • Prodhomme J. G. , L’opéra (1669-1925), P., 1925.
  • Abert H. , Grundprobleme der Operngeschichte, Lpz., 1926.
  • Dandelot A. , L"évolution de la musique de théâtre depuis Meyerbeer Jusqu"à nos Jours, P., 1927.
  • Bonaventura A. , L’opéra italiana, Firenze, 1928.
  • Schiedermair L. , Die deutsche Oper, Lpz., 1930, Bonn, 1943.
  • Bekker P. , Wandlungen der Oper, Z., 1934.
  • Capri A. , Il melodramma dalle origini ai nostri giorni, Modena, 1938.
  • Dent E. J. , Opera, N. Y., 1940.
  • Gregor J. , Kulturgeschichte der Oper, W., 1941, 1950.
  • Brockway W., Weinstock H. , The opera, a history of its creation and performance, 1600-1941, N. Y., 1941 (доп. изд.: The world of opera, N. Y., 1966).
  • Skraup S. , Die Oper als lebendiges Theater, Würzburg, 1942.
  • Mooser R. A. , L opéra comique française en Russie durant le XVIIIe siècle, Bale, 1945, 1964.
  • Grout D. J. , A short history of opera, v. 1-2, N. Y., 1947, Oxf., 1948, N. Y., 1965.
  • Cooper M. , Opéra comique, N. Y., 1949.
  • Cooper M. , Russian opera, L., 1951.
  • Wellesz E. , Essays in opera, L., 1950.
  • Oper im XX. Jahrhundert, Bonn, 1954.
  • Paoli D. , De, L’opéra italiana dalle origini all’opera verista, Roma, 1954.
  • Sip J. , Opera in Czechoslowakia, Praha, 1955.
  • Bauer R. , Die Oper, B., 1955, 1958.
  • Leibowitz R. L’histoire de l’opéra, P., 1957.
  • Serafin T., Toni A. , Stile, tradizioni e con-venzioni del melodramma italiano del settecento e dell’ottocento, v. 1-2, Mil., 1958-64.
  • Schmidt-Garre H. , Oper, Köln, 1963.
  • Stuckenschmidt H. , Oper in dieser Zeit, Hannover, 1964.
  • Szabolcsi B. , Die Anfänge der nationalen Oper im 19. Jahrhundert, в кн.: Bericht über den Neunten Internationalen Kongreß Salzburg 1964, Lfg. 1, Kassel, 1964.
  • Die moderne Oper: Autoren, Theater, Publikum, там же, Lfg. 2, Kassel, 1966.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Наиболее полный русскоязычный сайт, посвященный опере и оперным событиям
  • Справочник «100 опер» под редакцией М. C. Друскина. Краткие содержания (синопсисы) опер

Опера (итал. opera - дело, труд, работа; от лат. opera - труд, изделие, произведение) - жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки. Литературная основа оперы - либретто.

История жанра

Опера появилась в Италии, в мистериях, то есть духовных представлениях, в которых эпизодически вводимая музыка стояла на низкой ступени. Духовная комедия: «Обращение св. Павла» (1480), Беверини, представляет уже более серьёзный труд, в котором музыка сопровождала действие с начала до конца. В середине XVI века большой популярностью пользовались пасторали или пастушеские игры, в которых музыка ограничивалась хорами, в характере мотета или мадригала. В «Amfiparnasso», Орацио Векки хоровое пение за сценой, в форме пятиголосного мадригала, служило для сопровождения игры актёров на сцене. Эта «Commedia armonica» была дана в первый раз при Моденском дворе в 1597 году.

В конце XVI века попытки ввести в такие сочинения одноголосное пение (монодию) вывели оперу на тот путь, на котором её развитие быстро пошло вперед. Авторы этих попыток называли свои музыкально-драматические произведения drama in musica или drama per musica; название «опера» стало применяться к ним в первой половине XVII века. Позднее некоторые оперные композиторы, например Рихард Вагнер, опять вернулись к названию «музыкальная драма».

Первый оперный театр для публичных представлений был открыт в 1637 году в Венеции; ранее опера служила только для придворных развлечений. Первой большой оперой можно считать «Дафну» Джакопо Пери, исполненную в 1597. Опера скоро распространилась в Италии, а затем и в остальных странах Европы. В Венеции со времени открытия публичных зрелищ в течение 65 лет появилось 7 театров; для них написано разными композиторами (числом до 40) 357 опер. Пионерами оперы были: в Германии - Генрих Шютц («Дафна», 1627), во Франции - Камбер («La pastorale», 1647), в Англии - Пёрселл; в Испании первые оперы появились в начале XVIII столетия; в России Арайя первым написал оперу («Кефал и Прокрида») на самостоятельный русский текст (1755). Первая русская опера, написанная в русских нравах - «Танюша, или Счастливая встреча», музыка Ф. Г. Волкова (1756).

Разновидности оперы

Исторически сложились определённые формы оперной музыки. При наличии некоторых общих закономерностей оперной драматургии все её компоненты в зависимости от типов оперы толкуются различно.

большая опера (opera seria - итал., trag"edie lyrique, позднее grand-op"era - франц.),

полукомическая (semiseria),

комическая опера (opera-buffa - итал., op"era-comique - франц., Spieloper - нем.),

романтическая опера, на романтический сюжет.

В комической опере, немецкой и французской, между музыкальными номерами допускается диалог. Есть и серьёзные оперы, в которые вставлен диалог, напр. «Фиделио» Бетховена, «Медея» Керубини, «Волшебный стрелок» Вебера.

Оперы для детского исполнения (например, оперы Бенджамина Бриттена - «Маленький трубочист», «Ноев ковчег», оперы Льва Конова - «Король Матиуш Первый», «Асгард», «Гадкий утёнок», «Кокинвакасю»).

Элементы оперы

Опера - это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).

В состав оперного коллектива входят: солист, хор, оркестр, военный оркестр, орган. Оперные голоса: (женские: сопрано, меццо-сопрано, контральто; мужские: контратенор, тенор, баритон, бас).

Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог, в конце оперы - эпилог.

Части оперного произведения - речитативы, ариозо, песни, арии, дуэты, трио, квартеты, ансамбли и т. д. Из симфонических форм - увертюра, интродукция, антракты, пантомима, мелодрама, шествия, балетная музыка.

Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог, баллада, песня). Различные функции в опере имеет речитатив - музыкально-интонационное и ритмическое воспроизведение человеческой речи. Нередко он связывает (сюжетно и в музыкальном отношении) отдельные законченные номера; часто является действенным фактором музыкальной драматургии. В некоторых жанрах оперы, преимущественно комедийных, вместо речитатива используется разговорная речь, обычно - в диалогах.

Сценическому диалогу, сцене драматического спектакля в опере соответствует музыкальный ансамбль (дуэт, трио, квартет, квинтет и т. д.), специфика которого даёт возможность создавать конфликтные ситуации, показывать не только развитие действия, но и столкновение характеров, идей. Поэтому ансамбли зачастую появляются в кульминационных или заключительных моментах оперного действия.

Хор в опере трактуется по-разному. Он может быть фоном, не связанным с основной сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором происходящего; его художественные возможности позволяют показать монументальные картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя и масс (например, роль хора в народных музыкальных драмах М. П. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина»).

В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру, симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов. Опера включает также самостоятельные оркестровые эпизоды - увертюру, антракт (вступление к отдельным актам). Ещё один компонент оперного спектакля - балет, хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными.


| |

Оперой называют сценическое представление (итал. работа), которое сочетает в себе музыку, тексты, костюмы и декорации, объединенные одним сюжетом (историей). В большинстве опер текст исполняется только пением, без разговорной линии.

Опера-серия (серьёзная опера) - также известна как неаполитанская опера из-за истории своего происхождения и влияния на ее развитие неаполитанской школы. Часто сюжет имеет историческую или сказочную направленность и посвящен каким-либо героическим личностям или мифическим героям и древним богам, отличительной особенностью является преобладание сольного исполнения в стиле бельканто, а также ясно выражено разделение функций сценического действия (текста) и самой музыки. Примерами являются "Милосердие Тита" (La Clemenza di Tito) и "Риналдо" (Rinaldo) .

Полусерьёзная опера (опера-семисерия) - жанр итальянской оперы с серьезной историей и счастливым концом. В отичие от трагической оперы или мелодрамы, в этом типе присутствует хотя бы один комический персонаж. Одним из наиболее известных примеров оперы-семисерии является "Линда из Шамуни" (Linda di Chamounix) Гаэтано Доницетти, а также "Сорока-воровка" (La gazza ladra) .

Большая опера (гранд) - возникла в Париже в XIX веке, название говорит само за себя - крупномасштабное впечатляющее действие в четыре иля пять актов с большим количеством исполнителей, оркестром, хором, балетом, красивыми костюмами и декорациями. Одними из ярких представителей большой оперы являются "Роберт-дьявол" (Robert le Diable) Джакомо Мейербера и «Ломбардцы в крестовом походе» («Иерусалим») .

Веристская опера (от итал. verismo) - реализм, правдивость. Этот тип оперы возник в конце XIX века. Большинство персонажей этого типа оперы являются обычными людьми (в отличии от мифических и героических личностей) с их проблемами, чувствами и отношениями, сюжеты нередко строятся на каждодневных делах и заботах, показаны картины повседневного быта. Веризм ввел в оперу такой творческий приём, как калейдоскопическая смена событий, предвосхищающий "кадровый" монтаж кино, и применение в текстах прозы вместо поэзии. Образцами веризма в опере являются "Паяцы" (Pagliacci) Руджеро Леонкавалло и "Мадам Баттерфлай" (Madama Butterfly) .