Работа

Описание характера княгини трубецкой. Образ княгини Волконской в поэме Некрасова «Княгиня М.Н

/ / / Образ княгини Волконской в поэме Некрасова «Княгиня М.Н. Волконская» («Русские женщины»)

Мария Николаевна Волконская – жена декабриста Волконского, которая, не смотря на все уговоры близких, последовала за мужем в далекую Сибирь.

Судьба этой женщины складывалась следующим образом: в январе 1825 года она вышла замуж, ожидая ребенка, жила в имении родителей. О событиях в стране и о судьбе своего мужа ничего не знала. Родив сына и оправившись немного, она поехала в Петербург и добилась свидания с мужем, попросив об этом самого императора. Услышав страшный приговор, приняла решение – следовать за мужем повсюду, куда бы его ни отправили. Маленького сына ей пришлось оставить. Но она была готова даже на эту жертву.

Мария Волконская оставила после себя воспоминания, которые и легли в основу второй части знаменитой поэмы Николая Алексеевича Некрасова .

Первая написана от третьего лица, а вот вторая – от первого. Это придает ей больше искренности и правдоподобности. Героиня начинает свой рассказ с событий детства и счастливой юности. Мария вспоминает беззаботную и ничем не омраченную жизнь. Красивая девушка с прекрасным происхождением, купающаяся в роскоши, мечтала о такой же прекрасной жизни после замужества. Но судьба распорядилась иначе.

Насколько тяжело этой девушке было отказаться от того, что она имела, мы не знаем. Но можем догадываться. Чтобы суметь это сделать, нужно было обладать характером необыкновенной силы и твердости. Но откуда в этой хрупкой молодой девчонке такой стержень? Думается, это наследство ее отца – участника военных событий 1812 года. Для Маши он был кумиром. Известие об аресте мужа она воспринимает отважно и хладнокровно, как и подобает истинной дочери своего отца.

Дается в поэме сложившимся и цельным. Что же касается Марии Волконской, то девушка предстает перед нами в минуты своего внутреннего развития. Ее путь следования в Сибирь совпадает с путем становления личности. Трагические события, связанные с мужем, дали толчок к развитию ее нравственных качеств.

Хрупка девушка, совсем недавно ставшая матерью, на наших глазах превращается в героиню, способную отречься от всего, что было привычно и дорого, и отправиться на лишения и страдания вслед за любимым человеком.

Самым трогательным эпизодом в произведении стал момент прощания Марии со своим маленьким сыном, ведь по приказу царя она должна была его оставить. Даже сложно представить, что испытывала женщина в этот момент? Как она сумела пережить это и не отступить, не изменить решения? Отец Марии Волконской долгое время не мог принять и понять поступка дочери, хотя и высоко ценил его. Перед смертью он признался, что более удивительной женщины в своей жизни не встречал.

Трудный путь в Сибирь лежит перед женщиной, она постоянно сталкивается с жестокостью и нищетой русского народа. Все эти притеснения в очередной раз демонстрируют перед Машей правильность поступка мужа, она преклоняется перед подвигом, который он совершил.

Образ Марии Волконской – воплощение любви и преданности долгу жены, символ верности и самопожертвования во имя другого человека.

Хранит дневники матери, отправившейся за мужем в Сибирь, он стал просить у него разрешения на знакомство с бумагами. Три вечера Михаил Сергеевич и Николай Алексеевич читали записи. Во время чтения поэт неоднократно вскакивал, хватался за голову и начинал плакать. Эти документальные свидетельства и легли в основу поэмы «Русские женщины». Описание княгини Трубецкой (1 часть) и княгини Волконской (2 часть) - сюжетная основа знаменитого произведения, впервые прочитанного поэтом летом 1871 года.

Историческая справка

Екатерина Ивановна Лаваль вышла замуж за Сергея Трубецкого по любви. Она стала его верным другом и единомышленником, была в курсе политических взглядов мужа. Узнав о событиях на двадцатипятилетняя Екатерина сразу же для себя решила, что разделит с мужем его участь, какой бы страшной она ни была. Княгиня стала первой из одиннадцати женщин, отправившихся вслед за приговор огласили 23 июля, а уже на следующий день она отправилась в дорогу. Ее сопровождал секретарь отца Карл Воше (по пути он заболеет и вернется назад, о чем пишет в поэме Некрасов). «Русские женщины» - это поэма, рассказывающая о нелегком путешествии от Петербурга до Иркутска, показывающая стойкость, терпимость героини, ее преданность мужу и готовность к самопожертвованию.

Описание дороги

Рыдания отца, провожающего дочь, которая «куда-то едет в эту ночь». Прощальные слова героини, понимающей, что больше никогда не увидит родных. Полная уверенность княгини в том, что ее долг - быть рядом с мужем. Воспоминания о безмятежной юности и о человеке, ставшем виновником ее несчастий (имеется в виду танец на балу в 1818 году с будущим императором Николаем I). Так начинается поэма (ей придавал большое значение в своем творчестве Некрасов) «Русские женщины».

Княгиня Трубецкая - центральный образ первой части. Автор не дает героини, так как для него важно другое - показать ее внутренний мир, проследить формирование существенных черт характера. С самого начала поэмы Екатерина Ивановна полна решимости и нисколько не сомневается в своем поступке. Она знает, насколько страшной будет ее будущая судьба. Чтобы добиться разрешения на поездку, она сознательно отказалась от титула, возможности общаться с родными, благосостояния - дом ее отца был лучшим в Петербурге. «Сталью я одела грудь,» - признается она при прощании отцу, и в этих словах слышится готовность следовать за любимым во что бы то ни стало, способность преодолеть любые преграды ради возможности исполнить свой святой долг и быть рядом с мужем.

Роль воспоминаний и сновидений

Дорога в Сибирь очень длинная и трудная, но нет времени на отдых. Подъезжая к станции, княгиня требует как можно быстрее поменять лошадей и отправляется дальше. Автор использует при этом очень удачный прием, описывая картины, которые рисует в этом бесконечном пути ее воображение. То ли сны, то ли просто воспоминания, возникающие в ее голове, - это лучшая характеристика княгини Трубецкой из поэмы «Русские женщины». Сначала она видит великолепную светскую жизнь с весельем и балами, поездку за границу вместе с молодым мужем, все то, что теперь стало для нее незначительным и неважным. Эти яркие картинки неожиданно сменяются тягостным зрелищем: труженики-мужики в поле, стонущие у реки бурлаки. К этой стороне русской жизни привлек ее внимание муж.

По пути встречается партия ссыльных, которая напоминает о тяжелой участи декабристов. Сознание героини возвращает ее к трагическим событиям полугодовой давности. Сжатая, но точная картина восстания. Екатерина Ивановна не только знала о его подготовке, но и хранила у себя типографский станок. А потом было свидание с мужем в тюрьме, во время которого он и давал ей полную свободу. Однако любящая женщина еще в минуту ареста Сергея Петровича решила, что поддержит его во всем. Из таких деталей и складывается из поэмы «Русские женщины». Автор показывает сочувствие героини простому народу, ненависть к царю и его режиму. А еще желание бороться и доказать свое право на независимость.

Встреча с губернатором

Вторая глава представляет собой диалог. Именно он помогает до конца понять характер героини, ее решительность и уверенность в правильности сделанного выбора. Нужно сказать, что описанная Некрасовым сцена имела место в действительности, и Цейдлер на самом деле получал приказ от императора остановить Екатерину Ивановну любой ценой. Доводы героини во время разговора также могут восприниматься как характеристика княгини Трубецкой из поэмы «Русские женщины». Ее не страшат ни подробности того, как живут каторжники, ни суровый климат, где только три месяца в году светит солнце, ни тот факт, что княгиню и ее детей приравняют к простым крестьянам. Екатерина Ивановна, подписавшая отказ от всех своих прав, готова идти вперед даже в составе партии каторжников. Твердый характер, огромная сила воля, ни с чем не сравнимые мужество и стойкость Трубецкой заставили губернатора отступить. «Я делал все, что мог…», - эти слова Цейдлера стали признанием моральной победы, которую одержала решительная, готовая ко всему женщина.

Вместо послесловия

«Она других на подвиг увлекла», - так сказал о Екатерине Ивановне Н. Некрасов. Русские женщины, княгиня Трубецкая в частности, пожелавшие разделить участь мужей, до конца исполнить долг перед Богом и собой, навсегда стали символом неиссякаемого героизма, самопожертвования, большой человеческой любви и преданности.

Екатерина Ивановна в полной мере испытала и голод, и тюремную жизнь, и изнуряющий сибирский холод. Первая из декабристок не дожила до амнистии всего два года и умерла в Иркутске. Но хотя она так и не увидела больше ни своих родных, ни столицы, по свидетельствам современников, никогда не жалела о сделанном.

Такова характеристика княгини Трубецкой из поэмы «Русские женщины» Н. Некрасова.

В своем творчестве Некрасов не чурается употреблять в своих произведениях богатую картину образов, крупнейшая из которых принадлежит раскрытию женских образов. Он наблюдает за женским характеров, изучает его, стараясь не ограничиваться каким-либо сословьем и уровнем, особенно, дворянским. Творческая ситуация в произведениях Некрасова создается при помощи тончайшей интуиции и уникального поэтического воображения автора, которые проникают в самую душу как крестьянской женщины, так жены декабриста, и даже падшей женщины. Некрасов очень чувствительно переживает случаи несправедливости, которые выпадают на долю тогдашней русской женщины, и не важно, какое место она занимает в обществе: высшее, или она находится в подчинении, или вовсе его не имеет. Некрасов прекрасно ощущает ту истину, что если простая женщина из народа страдает от непосильного труда, то дворянская дама также не имеет никаких свобод, она обязана следовать писаным и неписаным законам, установленных в ее круге.

Героини Некрасова – это самоотверженные, сильные женщины, которые способны на самопожертвование ради тех, кого они любят.

Княгиня Трубецкая – это ярчайший женский образ Некрасова. Княгиня Трубецкая в произведении является примером благородства, стойкости и самоотречения. Привыкшая к светскому великолепию, роскоши и достатку, она отрекаются от всех этих благ ради того, чтобы отправиться вслед за своим мужем-декабристом, сосланным в Сибирь. Лживое, глупое высшее общество стало для нее «маскарадом», «нахальной дряни торжество», где царят ханжество, а мужчины в нем – это сборище «Иуд». Трубецкая презирает мужчин из светского общества, чье тщеславие и самолюбие не позволило им разделить участь декабристов, пожертвовать своими благами ради свободы, справедливости и счастья.

Княгиня Трубецкая выменивает суету светского мира «на подвиг бескорыстной любви». Она так же, как ее муж, хочет пострадать за свободу и за судьбу русского народа, который стонет бурлаками на волжских берегах.

Княгиня Трубецкая обречена на несправедливость, ее судьба несчастна, предопределена обществом, в котором она находится. Некрасов предписывает ей убогое, жалкое существование. И ни красота, ни сильный, веселый нрав не помогут ей изменить свою тяжелую женскую долю.

Уже в начале произведения Трубецкая прощается со своим отцом. Она не рада расставанию, но и отказаться от своего долга – быть рядом с мужем – она не может. Она уже успела принять решение, и готова ко всем трудностям, с которыми она столкнется. В Иркутске ее встречает губернатор, который также пытается ее отговорить. Он применяет все хитрости и возможности, которыми владеет, но Трубецкая непреклонна. Сначала губернатор пытается через родственные чувства отговорить княгиню от поездки, он утверждает, что ее отъезд попросту убил ее отца. Но Трубецкая говорит, что любит отца, но долг супружества для нее – «выше и святей». Губернатор пытается испугать женщину ужасными для жизни сибирскими условиями, и что если она падет духом в таких условиях – это еще больше ослабит и огорчит ее мужа. Но Трубецкая отвечает «… я слез не принесу». Губернатор пытается провести яркую параллель между веселой светской жизнью и темной, непривлекательно тюремной. Но Трубецкая отвечает, что ей нет места в таком обществе без ее мужа. И даже жизнь с другими каторжниками без титула и должных отношений не пугает Трубецкую. Губернатор поражен непреклонностью, бесстрашием, целеустремленностью женщины, и сдается, отдав приказ запрячь лошадей.

Образ княгини Трубецкой воспевает чудесные черты русских женщин, их огромную силу воли, преданность, гордость и чувство собственного достоинства.

См. также:

  • Образ княгини Волконской в поэме Некрасова «Русские женщины»
  • «Русские женщины», краткое содержание по главам поэмы Некрасова
  • «Русские женщины» - сочинение по поэме Некрасова
  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
/ / / Образ княгини Трубецкой в поэме Некрасова «Княгиня Трубецкая» («Русские женщины»)

Николай Некрасов был среди тех писателей, которые обращались к теме декабристского восстания. Однако он обратил внимание не на смелость самих декабристов, а на подвиг их верных жен. Декабристки оставили свою благополучную жизнь и последовали за любимыми на каторгу. Поэма - это ода отважным русским женщинам.

Поэма включает в себя две части, объединенные одним историческим событием – восстанием декабристов. В обеих частях главными героинями выступают жены декабристов. Обе они принадлежат к дворянскому сословию. Княгини смогли пожертвовать своим состоянием, положением в обществе ради мужей, сосланных в Сибирь.

В первой части автор рассказывает историю княгини Трубецкой. Этот образ собирательный, и одновременно очень индивидуализированный. Княгиня показана женщиной в высшей мере достойной, которая видит свой долг в том, чтобы разделить горькую участь своего любимого мужчины.

Поэма начинает со сцены прощания княгини с отцом. Женщина понимает, как сложно отцу смириться с ее решением. Однако она считает, что ее поступок должен вызывать у него чувство гордости.

Решение уехать на каторгу в Сибирь было сложным и легким одновременно. Княгиня понимает, как усложниться ее жизнь на далеком севере, но она и минуты не сомневается в правильности этого выбора. Она говорит, что «страшна ее судьба», но «сталью я одела грудь».

Трубецкая едет в Иркутск на . Она хочет, чтобы ей дали разрешение поехать к мужу. Но высший чиновник против этого, ведь его просили убедить княгиню остаться. Губернатор убедительно рассказывает Трубецкой о тяготах, которые ждут ее в Сибири. Непривычный суровый климат, бесправность каторжан, тяжелая работа – все это испортит жизнь женщине. Чиновник взывает к различным чувствам княгини. Вначале он напоминает ей о долге перед престарелым отцом. Потом угрожает, что она потеряет свой титул. Княгиня выслушивает поучения, однако остается при своем мнении. Отца она жалеет, но не может остаться. А титул ей кажется теперь и вовсе неважным.

Губернатор говорит княгине так же о том, что женщина – существо слабое. Поэтому она не поддержит мужа, а ослабит его. Однако Трубецкая уверена, что не принесет на каторгу своих слез. Гордость и сила воли присущи этой женщине. Поэтому она исполнит свой долг с достоинством, не проронив слезинки. Губернатор сражен ее смелостью и не имеет другого выхода кроме как помочь ей добраться до Сибири. Ведь пеший путь – это единственное, что пугало княгиню Трубецкую.

Княгиня – представительница высшего общества, привыкшая к роскошной жизни. Она еще молодая и могла бы найти себе второго мужа. Но благополучие она с легкостью меняет на каторгу рядом с любимым.

Некрасов воспевает силу воли, выносливость, верность настоящих русских женщин. Он восхищается их подвигом и приравнивает его к подвигу мужей. Декабристы защищали идеалы, бросив вызов действующим властям, а жены помогли им сохранить чувство достоинства в период ссылки.

Есть во всех почти русских произведениях персонажи, которые упоминаются лишь единожды за роман. К ним у меня всегда особый взгляд, потому как автор не будет вставлять эпизодических героев просто так, он наделяет их какой-то задачей, ставит перед ними цель донести что-то и до читателя. Не исключением стал и роман Лермонтова «Герой нашего времени», а речь пойдёт о второстепенном, если не третьестепенном герое этого романа - княгине Лиговской.

Лиговская является матерью Мери, как она её называет по английской моде. Княгиня очень богата и находится в довольно высоких кругах общества, впервые встречает её читатель в компании своей дочери. Обе они одеваются строго и по тем законам времени, которые тогда были, носят шляпки. Внешне княгиня Лиговская не очень красивая, она прожила в Москве больше двадцати лет, отдыхая и ничего не делая, а оттого поправилась. В разговоре с Печориным Вернер говорит, что у княгини отличный желудок, но плохая кровь. А возраст её около сорока пяти лет.

Лиговская очень любит забавляться, а больше всего, пожалуй, анекдотами, которые с большим удовольствием слушает, даже самые соблазнительные и пошловатые анекдотики, да и сама любит таковые рассказывать, если с ней рядом нет дочки, чтобы не осквернить в ней светлые чувства к матери такими не самыми пристойными вещами. В отношении Мери она вообще не кажется тираном-родителем, а всё только любит свою дочь, уважает её и желает ей лучшего будущего, всяко оберегая.

Княгиня также добра и со своими гостями, которые к ней наведываются, поэтому её дом прослыл одним из лучших, самым гостеприимным домом. Одно только мучает княгиню постоянно - её вечный ревматизм, который доставляет ей огромные боли.

С Печориным, главным героем романа, Лиговскую связывает, во-первых, то, что она уже видела его в светских кругах в Петербурге и даже запомнила его имя, а во-вторых, её любимая и единственная дочь Мери влюбляется в Печорина, даже готова взять его в мужья. Не противится этой идеи и княгиня Лиговская, она разрешает брак этот. Но, помимо согласия её, необходимо, чтобы и жених хотел жениться, а он как раз не хотел этого. Когда Лиговская просит подумать Григория Печорина о том, что он мог бы быть хорошей парой его дочери, читатель может увидеть искреннюю любовь и переживание за счастье Мери. Однако Печорин просто уезжает в другой город, решая таким образом все проблемы с браком, который был уже в мечтах у Мери и княгини Лиговской.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Вместе – целая страна: 2018 - Год единства народов России

    Как известно, Россия является самой крупной страной в мире. Более не существует на этой планете такого объединения людей, которое бы превосходило размером нашу страну. Когда где-то люди только просыпаются, в другой части страны люди видят сумерки

  • Критика о романе Капитанская дочка Пушкина и отзывы современников

    Сама публикация романа в журнале «Современник» не вызвала интереса со стороны критиков. Ни один журнал или газета, издаваемые в Санкт-Петербурге и Москве, никак не прокомментировали новое произведение Пушкина.

  • Характеристика и образ Долохова в романе Война и мир Толстого сочинение

    Среди многочисленных персонажей второго плана в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», лично для меня особенно выделяется образ Фёдора Долохова. Чем-то привлекает он внимание читателей, заставляет выделить его среди многочисленных

  • Образ и характеристика Макара Чудры в рассказе Макар Чудра Горького сочинение

    Макар Чудра является главным персонажем из одноименного рассказа М. Горького. Старый цыган - это олицетворение всего свободолюбивого цыганского народа, гордый и сильный человек.

  • Образ и характеристика Мамы в повести Детство Горького сочинение

    В произведении М. Горького описано много персонажей, принявших участие в жизни будущего писателя. Одним из персонажей является мать Алексея, Варвара Васильевна Каширина.