Здоровье

Описание картины «Грачи прилетели. Описание картины «Грачи прилетели» А.Саврасова

Картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели» наверняка знакома практически каждому. Хотя кроме нее художник написал еще множество талантливых полотен. Однако, несмотря на явную одаренность, под конец жизни Саврасов спился до такой степени, что просил милостыню у крыльца художественного училища, где он когда-то сам преподавал.

Против воли отца

Будущий художник появился на свет в 1830 году в Москве. Отец Алексея Кондратий Соврасов (до 1850-х годов эта фамилия писалась через «о») был купцом, поэтому неудивительно, что художественные способности сына его только раздражали. Кондратий мечтал о том, чтобы Алексей продолжил его дело. Но мальчик оказался упорным. Вопреки желанию Саврасова-старшего юноша поступил в училище живописи и ваяния. Он сам платил за свое обучение. Деньги Алексей выручал от продажи собственных картин.

Многие маститые художники и критики в те годы хвалили произведения Саврасова. Его наградили высоким званием академика и предложили место преподавателя в том училище, которое он закончил. Алексею Кондратьевичу даже выделили служебную квартиру, за которую с него не взимали плату.

Неприятности начинаются

Жизнь шла своим чередом. Саврасов вел класс в училище, писал картины, путешествовал. В 1857 году он женился. Его избранницей стала уже немолодая по меркам того времени 31-летняя Софья Герц, которая являлась сестрой однокашника художника. Жена родила Саврасову пятерых детей. Однако трое из них умерли еще в детстве. Выжили только две девочки. Но беды на этом не закончились.

В 1870 году Саврасова и его жену просят покинуть служебную квартиру, мотивируя это тем, что в классе живописца занимаются слишком мало учеников. Однако платить за другую жилплощадь Алексей Кондратьевич не в состоянии: не по карману. Тогда семья временно перебирается в Ярославль. Там он продолжает рисовать. Тем не менее денег вечно не хватает. Кроме того, работы художника получают все более и более низкие оценки экспертов в области искусства.

Смерть в больнице для нищих

Саврасов впадает в депрессию. Масла в огонь подливает супруга, которая регулярно попрекает мужа отсутствием средств к существованию. В конце концов Софья Карловна не выдерживает, забирает дочерей и уезжает к сестре в Петербург. Алексей Кондратьевич остается один и начинает злоупотреблять спиртным.

С каждым днем Саврасов опускается все ниже и ниже. Доходит до того, что он позволяет себе не являться на службу в училище. Понятно, что терпеть подобные выходки никто не собирается, и в начале 1880-х годов его увольняют.

С тех пор художник перебивается случайными заработками, рисует копии, в том числе собственных картин, и продает их практически за бесценок. Иногда он появляется возле училища и просит своих бывших коллег о помощи.

В какой-то момент Саврасову удалось-таки взять себя в руки. Он сошелся с женщиной, которая родила ему двоих детей. Однако ни здоровье, ни почет ему так и не удалось вернуть. В последние годы жизни Алексей Кондратьевич потерял зрение. Он умер в возрасте 67 лет в больнице для малоимущих.

20.04.2017 Оксана Копенкина

Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871 г. , г. Москва

Старые березы. Неказистые дома. Облупившаяся штукатурка на церковной колокольне. Чёрные грачи. Потускневший снег. Тёмная талая вода.

Казалось бы, ничего примечательного. Никакой феерии красок. Необычного сюжета. Да и размеры картины небольшие. 62 на 48,5 см.

Однако, картина стала культовой. Это самый известный русский пейзаж. По ней пишут сочинения в школе. Мимо неё не пройдёт ни один гид в музее.

Как же пейзаж Саврасова стал таким популярным? Что в нем такого особенного? Есть ли у Саврасова ещё шедевры? Или это его единственное достойное творение?

Необычная композиция

Вот вы взглянули на картину “Грачи прилетели”. На что вы смотрите в первую очередь?

Большинство посмотрит на грачей в ветвях берёз. Потому что это композиционный центр картины. Художник намеренно “ведёт” ваш взгляд сюда. Тонкие полупрозрачные ветки на синем небе совсем не отвлекают наше внимание от птиц.

Важно другое. Это не центр картины. В центре – церковь и дома. Но не они главные герои. В этом “изюминка” работы Саврасова. Смещённый центр композиции в правый верхний угол полотна.

У Саврасова есть ещё одна картина “Грачи прилетели”, написанная 10 лет спустя. На ней берёзы с грачами находятся как раз по центру.

Как вы понимаете, это работа почти не известна. Хотя на ней те же детали. Та же церковь. Те же дома.

Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1880-е гг. Астраханская картинная галерея. Wikipedia.org

Эффект бескрайнего пространства

Несмотря на малые размеры полотна, на картине изображено большое пространство. За церковью – бескрайние просторы с талым снегом. Скорее всего, вы их даже не сразу заметите. Настолько ваше внимание будут удерживать грачи и берёзы.

Но бессознательно это влияет на наше восприятие. Вы ощущаете величие природы. И перестаете замечать, что картина небольшая.

Саврасов был мастером в изображении пространств. Ничего удивительного, что бескрайняя даль и на его “Грачах”.


Алексей Саврасов. Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода. 1871 г. Нижегородский художественный музей. Wikipedia.org

Ещё один важный момент. По бокам картины часть берёз “срезаны” рамой.

Этот приём придуман не Саврасовым. Такой эффект “занавеса” можно увидеть ещё у первого русского пейзажиста Семёна Щедрина (18 век).


Семён Щедрин. В царскосельском парке. Конец 18 века. , г. Москва

Но “занавес” у Саврасова приобретает совсем другое назначение. У Щедрина он добавляет камерности, уюта. В “Грачах” же, наоборот, расширяет пространство. Заставляет нас мысленно продолжить пространство вширь.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

“Русскость” пейзажа

Есть в картине много деталей, которые придают ему так называемую “русскость”.

Как ни крути, наша сельская глушь всегда немного неряшлива, с налётом старины. Мы и сейчас в деревне вряд ли увидим ряды аккуратных домиков с разукрашенными заборчиками.

Но эта потрепанность как раз и мила русскому человеку. Это нам ближе, чем яркие сады и весёлые домики французских или итальянских пейзажей.


Алексей Саврасов. Грачи прилетели (фрагмент). 1871 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва

Красивое в неприглядном

Саврасов как будто специально выбирает самое неприглядное время года. До него раннюю весну русские художники не изображали.

Согласитесь, проще написать куст цветущей сирени на фоне аккуратного заборчика и дорожки с гравием. Чтобы было приятно смотреть. А тут слякоть, потемевший снег, кривые деревья.

Зачем же художник намеренно усложнил себе задачу? Выбрав для пейзажа конец марта.

Возможно, чтобы мы ощутили настроение художника. Которое легче обозначить как раз на таком фоне.

Первый лирический пейзаж

Критики сразу разглядели в “Грачах” высокую поэзию. Как выразился Александр Бенуа, “в картине есть не просто вода, снег и воздух. В ней есть душа”.

Что это значит? Куда смотреть, чтобы эту душу разглядеть? И почему картину Саврасова называют самым первым лирическим пейзажем?

В 19 веке в России было два вида пейзажа. Эпический и романтический.

Самые известные эпические пейзажи – это “На пашне” Клодта и “Рожь” Шишкина. Это повествовательные пейзажи. О сельских жителях. Об их тяжелом и важном труде. О вечном течении времени.

На них вы видите низкий горизонт. Бесконечное пространство. Спокойное величие природы. Это скорее философский пейзаж.

Сверху: Михаил Клодт. На пашне. 1878 г. Государственная Третьяковская галерея. Снизу: . Рожь. 1872 г. Третьяковская галерея

Ещё были пейзажи романтические. Самые известные из них – “Девятый вал” Айвазовского и “Дуб, раздроблённый молнией” Воробьева.

Природа у художника-романтика эмоциональна. Часто с преувеличенными или даже выдуманными эффектами. Как, например,. А ещё это противоборство стихий. Или борьба человека с природой. Это драматический пейзаж.

Слева: . 1850 г. Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург. Справа: Максим Воробьев. Дуб, раздроблённый молнией. 1842 г. Государственная Третьяковская галерея, г, Москва

Саврасов пошёл другим путём. В его “Грачах” можно разглядеть немного философии. Едва ли драму. Но в них много лирики. Потому что художник добавил своё собственное отношение к природе.

Чувствуется его безграничная любовь к родине. К русской глубинке. Он вплетает в картину душевное тепло. Выходит трогательно. Поэтично.

Сберегла берёза от зимы седой
Гнёзда птичьей стаи, что спешит домой…

(Э. Терешкин)

Были ли у Саврасова другие шедевры?

Шедевров у Саврасова не так много. “Грачи” были созданы в сложный период его жизни. Академия художеств лишила его казённой квартиры. Умерла новорожденная дочь.

Лишь “Проселок” можно назвать ещё одним шедевром. Который по значимости уступает лишь картине “Грачи прилетели”.


Алексей Саврасов. Просёлок. 1873 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва

Спустя 10 лет после написания картины “Грачи прилетели” жизнь Саврасова пошла под откос. Он серьёзно страдал алкоголизмом. Искусствоведы так и называют его работы с 80-х годов 19 века – “пьяный Саврасов”.

Грачи иногда “возрождались” в рисунках. Которые он наспех набрасывал, чтобы продать на ближайшем рынке за 2 рубля.

Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1894 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. Wikipedia.org

Саврасову было не суждено оставить обширную галерею шедевров, как его современнику Айвазовскому или ученику Левитану.

Вконтакте

Саврасов Алексей — художник, что подарил нам замечательные картины, среди которых и наиболее популярная, непревзойденная работа Грачи прилетели.

Алексей Кондратьевич Саврасов, создавая картину Грачи прилетели, совершил настоящую революцию в искусстве, изобразив новое видение мира. Это были не итальянские виды, не руины Рима, не заграничные пейзажи, которые ценились любителями живописи. Это были деревенские мотивы. При этом в 1871 году на выставке данной картины попросту не было конкурентов, ей не было равных. Это был тот случай, когда простой деревенский вид превзошел классику, ведь картина Саврасова Грачи прилетели, по которой мы сегодня пишем сочинение, затмила пейзажи таких знаменитых художников, как Шишкин, Перов, Куинджи. Работа стала популярной и ее все хотели приобрести. Купил ее в свою коллекцию Третьяков.

История картины

Если обратиться к истории создания полотна, то стоит сказать о том, что Саврасов давно хотел изобразить церковь. И вот, когда в 1871 году он пребывал в деревне Молвитино, что недалеко от Костромы, он и заприметил красивую церковь начала 13 века. Чтобы ее изобразить, художник стал искать ту самую точку, где бы она была видна наилучшим образом. Неизвестно, то ли красота русской природы, то ли мартовский воздух вдохновили художника, но из-под его кисти родился настоящий шедевр, по которому задают во 2 и 3 классах. Давайте же и мы по картине Саврасова Грачи прилетели, сделаем описание полотна.

Описание картины

Рассматривая репродукцию Саврасова Грачи прилетели, мы мысленно попадаем в то время, когда природа только начинает пробуждаться. Еще нет явных признаков весны, но она уже хорошо ощущается в воздухе.

На картине автор изображает первые весенние дни. О том, что пришла весна вещают нам грачи, что прилетели в деревню и уже трудятся над своими будущими гнездами. Кто-то вьет гнездо с нуля, а кто-то решил просто отремонтировать старое. Рассматривая этих птиц — вестников весны, мы можем представить, как они галдят, перекрикивая друг друга. Гнезда они создают на верхушках старых берез. На деревьях еще не распустились листья, но почки уже стали набухать, а значит, совсем скоро серые невзрачные деревья преобразятся.

На переднем плане автор полотна изобразил снег. Он уже не мягкий и пушистый, да и не блестит на солнце. Снег на картине тусклый, грязноват, ведь он с каждым днем тает и его становится меньше. Вода же стекает в низовье, где уже собралась огромная лужа, что изображена справа.

За березами виднеется забор, который частично скрывает церковь, часовню и дома. Однако купол все-таки виден, как и видны вдали поля, где еще лежит снег, но скоро эти поля будут вспаханы и засеяны.

Невозможно не заметить на картине красивое голубое небо, на котором плывут сизые облака. Хочется отметить и то солнце, которое не видно, но его свет льется на зрителя. Смотришь на полотно Грачи прилетели, и чувствуешь, солнце уже не просто светит, но и прогревает своим теплом землю.

На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. К светло-голубому с высокими облаками небу тянутся еще голые, но уже забродившие соками ветки берез. На них с шумом и граем опускается стая грачей. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. "Грачи прилетели" назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов, и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Знакомая всем с детства картина представляется сейчас одним из символов русского пейзажа, постоянно любимых народом верной и преданной любовью. В ней, такой простой и внешне безыскусной, было пронзительно воплощено свойственное русскому человеку лирическое чувство, поэтому картину сразу и восприняли как олицетворение русской природы, всей деревенской России. Пруд и березы, деревенские дома и церковка, потемневшие весенние поля - все обжито и согрето сердечным теплом.

Исаак Левитан так отзывался о картине "Грачи прилетели": "Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, тающий снег и на первом плане несколько березок, на которых уселись прилетевшие грачи, - и только... Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу".

Первоначальные этюды к картине "Грачи прилетели" А. Саврасов писал в селе Молвитино, находившемся близ Костромы. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. Церковь была построена в конце XVIII века. Колокольня с кокошниками у основания остроконечного шатра, белый храм с пятью небольшими куполами. Потемневшие от времени избы, крестовые дворы, деревья с мокрыми стволами, свисающие с крыш длинные сосульки... Сколько было таких сел в России! Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин.

А.К. Саврасов приехал в Молвитино в марте 1871 года, здесь много и плодотворно работал над этюдами с натуры, так что ни одна мелочь не ускользала от его пристального взгляда. Уже в первых этюдах тонкие, трепетные стволы берез потянулись к солнцу, просыпалась от зимней спячки земля. Все оживало с наступлением весны - любимой поры художника.

Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. То ощущение весны, которым он жил последние дни, вдыхая пьянящий мартовский воздух, здесь - у околицы обычного русского села - приобрело" особую силу и очарование. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете.

Сначала А. Саврасов отвергает вариант за вариантом, пока наконец не находит тот характерный пейзажный мотив, который и лег в основу полотна. Правда, история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. А. Соломонов, биограф художника, еще при жизни А. Саврасова, утверждал, что картина была исполнена в один день: "Начав картину рано утром, художник кончил ее к вечеру. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе... пораженный с утра ярким впечатлением весны, вчера словно еще не наступившей, а сегодня уже спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу". Правда, советский художник Игорь Грабарь утверждал, что этот маленький пейзаж был написан А. Саврасовым позже, уже в Москве. Сравнивая два дошедших до нас этюда с самой картиной, он предположил, что последний этюд к картине был сделан художником по памяти: "С натуры нельзя так написать. Береза всегда имеет свой рисунок... По такому этюду не сделаешь картину. Это скорее эскиз по памяти".

Вот такова краткая история написания картины "Грачи прилетели", которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. А известность картины началась немного позже, когда она была выставлена в Петербурге на выставке Товарищества передвижников. Несмотря на то, что полотно А. Саврасова было показано в окружении других пейзажей, оно сразу же привлекло всеобщее внимание. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы - той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: "Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки".

Вместе с этим полотном в русскую живопись входил сюжет издавна знакомый жителям русских сел и деревень, напоминавший им о близком приходе весны. Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем. И все же при появлении "Грачей" перед современниками неожиданно раскрывалось что-то новое, уже совсем по-иному говорящее о знакомом явлении.

Как будто по-прежнему идет жизнь вокруг, и среди этой жизни - на пустыре, огороженном забором, - совершается великое чудо тихого пробуждения природы от зимнего сна. Удивительный весенний свет, наполнивший всю картину и по-разному осветивший ее, чуть позолотил снежный бугор у забора и самый забор. Лужи растаявшего снега открыли землю, отразили силуэты деревьев, на потемневший снег упали тени от молодых березок, озарилось розовато-золотистым светом плотное облако, а на обозримых далях обнажились проталины.

В таком скромном, но пленящем взор облике предстала перед А. Саврасовым весна, такой она навеки и запечатлена в его картине - со своей вечной темой обновления жизни. Все казалось таким обыденным, проще простого, и тем не менее волновало зрителя красотой живописи и гармонией светового строя. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой, и с воздухом, и с деревьями, "а душа есть только в "Грачах".

"...Кроме Куинджи и Шишкина в 70-х и 80-х годах блистали еще несколько художников, которых можно назвать уже прямыми предшественниками Левитана, соединившего в своем лице все их искания и давшего гениальный синтез их частичному, отрывочному творчеству.

Одинокая картина Саврасова, по справедливости, должна считаться (наряду, пожалуй, со столь же одинокой картиной Лосенко) каким-то феноменальным, необъяснимым случаем, находящимся вне всякой связи с прошлым, и это, как по теме, по чудному поэтичному настроению, так и по исполнению, по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок (теперь картина сильно почернела и поблекла). Очевидно, в Саврасове… жила настоящая душа живописца и настоящий могучий художественный темперамент, священный дар внимать таинственным голосам в природе, до него еще никем из русских живописцев не расслышанным.

«Грачи прилетели» - чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная, истинно весенняя, как вступление к «Снегурочке» Римского! Еще зима. Мрачный, сизый горизонт, далекая снежная равнина, старинная церковь, жалкие домики, голые деревья, зябнущие в холодной сырости, почти мертвые от долгого тяжелого сна... И вот чувствуется, как по этой сырой и холодной, мертвой, бесконечной мгле проносится первое легкое и мягкое дуновение теплоты, жизни. И от ласки этого дуновения растаял пруд, встрепенулись, ожили деревья, а снежный саван быстро исчезает. Целая стая веселых птиц примчалась с этим ветром. Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны. Теперь нас до пресыщения закормили всевозможными веснами. На каждой выставке появляется их несколько десятков. Даже некоторые художники избрали себе весну своей специальностью: из года в год они только и пишут разные «распутицы», «последние снега» и т. п. Но в 1871 году картина Саврасова была прелестной новинкой, целым откровением, настолько неожиданным, странным, что тогда, несмотря на успех, не нашлось ей ни одного подражателя. Может быть, потому и сам Саврасов ничего уже больше не сделал подобного, что картина была выше своего времени и его личного таланта, что и для него создание ее было неожиданностью, плодом какой-то игры вдохновения! Зато в конце 80-х годов, когда лучшие силы в русском искусстве взялись за пейзаж, когда вся дорога в техническом отношении - и в смысле красок, и в смысле живописи и света - была пройдена, когда все, что требовалось для свободного и непринужденного творчества, было найдено, тогда картина Саврасова послужила путеводной звездой не одному из художников. Глядя на это простое, бесхитростное произведение, они сами набирались смелости и бодрости и отделывались от последних пут прикрашенной буржуазной условности..."

Александр Бенуа. Очерк о Саврасове из книги "История русской живописи" (1901 г.)