Деньги

Описание картины "Витязь на распутье". История её создания

Русский богатырь остановился в глубоком раздумье посреди болотистой равнины перед камнем-предсказателем – куда держать путь-дорогу? Его могучий конь понуро опустил голову к земле и как будто бы тоже задумался. Усыпанное человеческими останками поле смерти, зловещие вороны на фоне закатного неба и надпись, гласящая «кто прямо поедет, жизнь потеряет…» вызывают у зрителя тревожные мысли и предвкушение трагического конца.

История создания

Работу над картиной «Витязь на распутье» Васнецов начал в 1870-х годах с небольшого эскиза “Витязь на коне и в кольчуге». Сюжет будущего произведения родился под впечатлением от былины «Илья Муромец и разбойники». Васнецов писал полотно почти пятнадцать лет, параллельно работая над другими холстами.

Картина была окончена в 1877 году, а в 1878 году — представлена на шестой выставке художников-передвижников. Это событие стало переломным в . Произведение «Витязь на распутье» положило начало новому циклу работ художника, посвященному теме русских былин.

В 1882 году мастер создает второй вариант полотна «Витязь на распутье» специально для коллекции Саввы Мамонтова. Он выбирает холст больших размеров, дорабатывает некоторые детали композиции и общую цветовую гамму, делает более монументальной фигуру богатыря.

Картина «Витязь на распутье» 1882 года хранится в Государственном русском музее (г.Санкт-Петербург). Первая версия полотна находится в коллекции Серпуховского художественно-исторического музея.

Описание и анализ

На ранних этапах работы над картиной художник располагал витязя лицом к зрителю. Своего рода прототипом образа главного персонажа был выбран брат художника. Однако впоследствии Васнецов, видимо, решил, что ключевым моментом в картине должно быть содержание надписи на камне, поэтому повернул рыцаря спиной.

Панорама вокруг камня также была существенно изменена. Если на первых эскизах Васнецов изображал дорогу, символизирующую возможный выход из трудностей, то в заключительном варианте картины он её убрал с целью подчеркнуть ощущение безысходности и усилить гнетущий эмоциональный фон картины.

На камне-предсказателе автор оставил только одну из трех традиционных надписей – «прямо пойдешь, живым не бывать», подчеркнув, что другого варианта пути нет. А для большей убедительности изобразил разбросанные вокруг останки людей и животных. Особое внимание привлекают скелеты человека и лошади, изображенные на переднем плане под камнем. Возможно, какой-то всадник уже пытался здесь пройти?

И без того мрачную композицию художник дополнил тревожным закатным небом, изображениями древних валунов и зловещих воронов, кружащих над полем. Даже виднеющаяся на дальнем плане вода ассоциируется с непроходимым смертоносным болотом.

Произведение выглядит неординарным не только за счет мастерски созданного в нем ощущения безысходности, но и по причине пехотного копья в руках всадника. Все, кто внимательно разглядывал картину, отмечали, что на ней изображено не рыцарское, а пехотное копье, у которого присутствует «подток», а второй конец окован. В былые времена это делалось для того, чтобы пешему было удобнее втыкать оружие в землю, отражая нападение конных витязей. Для всадника подобная отделка нижней части копья очень неудобна и даже может навредить.

Искусствоведы не могут ответить на вопрос, было ли несоответствие в изображении копья ошибкой Васнецова или же художник выбрал этот вариант сознательно. Возможно, мастер хотел таким способом передать мысль о том, что русский рыцарь готов к пешей схватке с врагом в случае, если потеряет своего коня?

Героическое начало гармонично слито в этой картине с тонкой лирической интонацией, которую привносит изображение закатного пейзажа с темнеющими таинственными далями.C целью максимальной передачи эпического строя былинного сказа художник использовал крупноформатное полотно, пластические формы и подчеркнул широту пространства. В целом картина исполнена в свободной живописно-обобщенной манере. Образ русского богатыря на белом коне, остановившегося перед камнем-«вещуном» в глубоком раздумье как будто воскрешает дух древних народных преданий.

Вопрос выбора пути как один из ключевых в человеческой жизни приобрел на холсте «Витязь на распутье» эпическое звучание. Основной акцент в картине сделан на проблеме самоопределения, с которой сталкивается каждый человек. Пойти прямо, рискнув потерять все, даже собственную жизнь, или обойти препятствие стороной, выбрав более легкий путь? Однако драматический сюжет живописного полотна с отсутствием живых персонажей, за исключением предвещающих близкую смерть черных воронов, ясно дает понять, что на этот раз миновать опасность невозможно. Надпись на камне выглядит фатальным пророчеством. Похоже, что и главный герой картины прекрасно осознает неотвратимость трагической развязки.

Время написания картины «Витязь на распутье» совпало с этапом выбора дальнейшего творческого пути самим живописцем. На момент создания полотна Васнецов был уже признанным художником-передвижником. Он с успехом выполнял жанровые композиции на остросоциальные темы. Однако художника не переставала волновать сказочно-былинная тематика. Именно она и продиктовала новое направление в его творчестве.

Во время написания своих «сказочных» картин Васнецов уходил от проблем современности и полностью погружался в загадочный мир русской старины и фольклора. Решение отказаться от реалистического направления далось Васнецову нелегко. Смена изобразительного жанра была рискованным шагом с его стороны, но художник смело последовал за своим вдохновением, не испугавшись возможного осуждения со стороны зрителей и коллег по цеху. Художник не стремился к всеобщему признанию. Своей главной задачей он считал передать уникальную красоту Древней Руси.

В 2013 году поисковая система Яндекс разместила на своей главной странице логотип, выполненный по мотивам картины «Витязь на распутье», приурочив это к 165-й годовщине со дня рождения Виктора Васнецова.

Приобрели новую квартиру в другом районе города и вас интересуют на переезд цены актуальные на июнь 2016 года? В этом случае целесообразно обратиться за помощью к специализированному ресурсу, который представлен по адресу http://www.gruzopereezd71.ru

Витязь на распутье

В.И. Васнецов, самобытный художник, чутко понимающий глубокую русскую душу, и творящий, вдохновленный фольклором и богатой историей родной страны. Сказочные образы могучих славянских богатырей, особо удачно выходили из под его кисти.

Передо мной картина «Князь на распутье». В центре полотна стройная и могучая фигура князя верхом на своем добром белоснежном скакуне. Задумавшийся лирический герой, склонил прикручинившись буйную головушку, перед ним стоит непростая дилемма – выбрать свой, путь свою судьбу. Блестит кольчуга и шлем в заходящих лучах солнца, опущено мощное острое копье, каленый щит с луком и стрелами висят за спиной силача, да тяжелая булава заткнута за пояс.

Огромный каменный валун, поросший густым зеленым мхом, испещренный старославянскими письменами, указывает путнику дорогу, да только не сулит не этот путь путешественнику добра – предвещает страшную гибель, осмелившемуся двинутся этой дорогой.

Скакун богатыря, трясет гривой, тревожно фыркает, словно отговаривает своего хозяина от гиблой затеи.
Атмосфера вокруг настораживающая, подернутая беспокойством и тревогой.

В вечернем небе плывут темно-синие грозовые облака, сгущаются сумерки. В чистом поле не зверя ни дома доброго человека. Лишь черные вороны-стервятники вьются над камнем и белыми костями человека и лошади. Омытые дождями, скалятся черепа и смотрят пустыми глазницами в сумеречное темнеющее небо.
Темнеет горизонт, на многие мили раскинулось мрачное, безмолвное широкое поле. Тянутся минуты, приближая неизбежное. И вот уже воображение рисует, как бесстрашный витязь, дернув своего верного коня за поводья, направит его навстречу злому року.

Живописный сюжет творения Васнецова завораживает своей сказочностью, трагизмом, верой в торжество добра над злом и тьмой.

6 класс, 7 класс.

  • Верещагин В.В.

    Художник-баталист, дворянин по происхождению. Три года занимался в Академии художеств. Вся жизнь В.В. Верещагина проходит в путешествиях – Франция,

  • Сочинение по картине Сурикова Портрет дочери Оли (описание)

    На картине я вижу маленькую девочку (она где-то мне ровесница). Эта родная дочь художника Сурикова. Девочка миленькая, крепенькая.

Виктор Михайлович считается основателем «русского стиля» живописи. Этот стиль родился на стыке исторического традиций и тенденций символизма. Кисти Васнецова принадлежат полотна, иллюстрирующие сюжеты сказок и былин. Богатая русская культура и самобытное народное творчество стали для художника щедрым

Картина Васнецова «Витязь на распутье». История создания

Конец 70-х годов XIX стал для переломным моментом. Он решительно отошел от жанровой реалистической живописи и графики, с которых начал свой творческий путь. В это время его захватила идея найти точное живописное воплощение характерных элементов былинной поэзии. Особенно его внимание привлекали колоритные образы русских богатырей.

В эти годы он и задумал картину «Витязь на распутье». Васнецов сделал несколько карандашных эскизов и начал писать живописное полотно, первый вариант которого был закончен в 1877 году и представлен публике на очередной выставке художников-передвижников в 1878.

Окончательный вид картина Васнецова «Витязь на распутье» получила в 1882 году. Именно в таком варианте она сегодня известна широкой публике.

двух вариантов

Сравнительная таблица
Отличия окончательного варианта Символика
В первом случае Витязь повернут лицом к зрителю, а во втором - спиной. Внимание зрителя перенесено с мимики богатыря на позу всадника и коня. В былинах норов коней всегда копирует повадки седоков.
Уменьшено пространство позади богатыря. Не важно, откуда пришел путник.
Увеличено пространство за камнем. Больше примет грядущей опасности.
Небо стало более грозным. В первом случае - мягкий закат, во втором - надвигающиеся тучи. Еще одна примета поджидающей опасности.

Копье стало красного цвета и указывает в окончательном варианте на черепа.

Красный - цвет крови и агрессии.
Камень стал более старым, и на нем появился мох. По задумке автора, мох закрывает от глаз путника два альтернативных безопасных варианта.

Таким образом, внеся ряд поправок в картину «Витязь на распутье», Васнецов сделал полотно более драматичным и выразительным. Это вызывает более эмоций у зрителя.

Картина Васнецова «Витязь на распутье». Описание

В центре полотна фигура богатыря на прекрасном белом коне. Всадник остановился в задумчивости перед старым, покрытым мхом камнем. Надпись на нем предвещает неминуемую смерть тому, кто продолжит путь по этой дороге.

Витязь находится в боевом облачении. На его голове кованый шлем, в руках копье, за спиной щит и колчан со стрелами. Однако его поза говорит о большой усталости. Поэтому он медлит, не решаясь вновь вступать в бой.

Поза и вид коня подтверждают предположение, что путники уже много дней не знают отдыха. Он устало склонил голову. Его хвост и гриву не развивает ни ветер, ни боевой азарт. Они безвольно свисают, демонстрируя крайнюю степень утомления.

Мастерство изображения деталей

Картина Васнецова «Витязь на распутье» предвосхищает появление в живописи психологического пейзажа, «пейзажа настроения». Грозное закатное небо, беспорядочно разбросанные валуны, человеческие останки и кружащие в предвкушении новой добычи вороны - все это нагнетает трагизм ситуации.

Особого внимания заслуживает камень. В.М. Васнецов подчеркивал, что текст надписи взят им из оригинальных образцов былинной поэзии. По традиции такие камни давали путнику возможность выбора. Дорога была закрыта только в одном направлении, два же других обещали богатство и счастье. Автор намеренно затер и закрыл мхом часть надписи, чтобы поставить своего героя в ситуацию как можно более трагическую.

Текст надписи можно попытаться разобрать на представленном фото. «Витязь на распутье» - картина, над которой автор работал почти 10 лет. Это одно из вершинных произведений В.М. Васнецова.

Б ылинная тема, начало которой было положено картиной «После побоища Игоря Святославича с половцами», получила дальнейшее развитие в серии работ, главным героем которых становится богатырь-витязь. Первый опыт относится еще к 1870 г., когда Васнецов пишет акварель «Богатырь». Именно эта небольшая композиция, носящая пока что эскизный характер – воин, восседающий на коне и смотрящий вдаль, - стала предпосылкой для появления одной из самых значительных работ Васнецова «Витязь на распутье». Художника порой упрекали (и иногда справедливо) в излишней красивости, декоративизме, но глубину и философский смысл этого произведения никто не решился бы отрицать.

В основе картины лежит былина «Илья Муромец и разбойники», но обращение к литературному источнику - всего лишь повод поразмыслить над извечным русским вопросом «что делать?». В России 1870-х гг. проблема выбора пути была особенно актуальной - идеи народничества уже начинали изживать себя, а путь насилия, террористические идеи, естественно, не могли быть одобрены обществом. В более узком смысле сюжет выражал поиски самим Васнецовым своей дороги в искусстве. «Это есть выражение моих личных мыслей», - говорил он.

Перед нами сумеречная степь, озаренная тусклым светом догорающей зари. На поле битвы, усеянном черепами, высится камень, а рядом с ним в глубокой задумчивости остановился понурый всадник с опущенным копьем.

Богатырь. 1870-е
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Первые наброски к «Витязю» появились, когда художнику было чуть больше двадцати лет. В доме-музее Васнецова хранится множество эскизов, представляющих долгий процесс поиска образов богатыря, камня, поля, усыпанного костями... Один из этюдов «Воин в шлеме с кольчужкой» был написан с брата художника Аркадия. Замысел вынашивался долго и только в 1877 г. полностью оформился в картину, которая была выставлена на Шестой передвижной выставке. В этом первом варианте витязь был повернут к зрителю лицом и с вниманием читал подробную надпись, объясняющую, что произойдет, если он поедет прямо, направо или налево.

Полотно заслужило одобрение критика В. Стасова, однако самого художника не удовлетворило. На обдумывание нового замысла ушло еще несколько лет. Во втором варианте увеличился размер холста, а фигура богатыря обрела монументальность. Теперь мы не видим лица витязя, художнику важнее сделать акцент на надпись. «Как пряму ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». «Следуемые далее надписи: «направу ехати - женату быти; налеву ехати - богату быти» - на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью», - объяснял Васнецов в письме к Стасову, принимавшему горячее участие в работе над картиной. Таким образом, внимание зрителя привлекается к мрачному пророчеству, и становится ясно, что у витязя нет другого пути, только этот, гибельный. А если мы приглядимся повнимательнее, то увидим, что перед витязем… никакой дороги нет!

Что это? Грустная ирония автора над бесполезностью всех попыток русского народа найти правильный путь? Одно утешает - в былине говорится, что богатырь, не побоявшийся грозного предупреждения, сумел переломить судьбу, что все же вселяет в зрителя некоторый оптимизм…

“Как пряму ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному. Н аправу ехати - женату быти . Н алеву ехати - богату быти” . Старинный текст из русских былин про Илью Муромца преследовал художника Виктора Васнецова всю жизнь. Тема выбора пути, когда резко меняется весь жизненный путь, постоянно возникала перед ним. Знаменитая картина “Витязь на распутье” стала одним из итогов многолетних трудов Васнецова.

“Витязь на распутье”. Виктор Васнецов. Фрагмент картины

Родившийся в семье потомственного священнослужителя, Виктор Михайлович должен был стать священником, как и все его предки, включая отца. Поступает и практически заканчивает Духовную семинарию. Недоучившись всего год, с благословления наставников и родителей, оставляет обучение в семинарии и едет в Санкт-Петербург за мечтой: поступать в Академию художеств.

Денег практически не было, начинающий художник снимает самые дешевые углы, живет впроголодь, работает в дешевых издательствах, но в академию поступает.

Виктору Васнецову очень везло на знакомства с интересными людьми. В Академии художеств на Васильевском острове среди его друзей был цвет русской живописи – Илья Репин, , Валентин Серов, Михаил Врубель, Михаил Нестеров.

Начинается учеба под руководством самого Ивана Крамского. Позже, по приглашению Репина, Васнецов едет в Европу, где знакомится с творчеством европейских художников, изучает новые творческие течения.


Васнецова принимают в Товарищество передвижников. Еще обучаясь в Академии, Виктор начинает выставлять свои картины на выставки. Полотно “Преферанс” покупает меценат Павел Третьяков для своей галереи. Появляется достаток, деньги. Чего еще желать молодому художнику?

Душа Васнецова мечется. Он уважает творчество передвижников, благодарен им за науку, но не хочет больше рисовать быт. Виктор Михайлович тяготеет к стилю модерн. Потомственный славянофил, он желает писать свой Русский сюжет, основанный на красивом и древнем русском фольклоре.

Как примут такое новое искусство? Будут ли покупаться картины? Художник встает перед камнем судьбы, только не с копьем, а с кистью наперевес. И он выбирает – Вперед!


Богатырский скок”. Виктор Васнецов

Из под кисти Виктора Васнецова выходят полотна навеянные древними Русскими былинами: “После побоища Игоря Святославовича с половцами”, “Богатырский скок”, “Бой Добрыни Никитича с семиглавым змеем”, “Призвание варягов”, “Богатыри” (Три богатыря), “Витязь на распутье”.

Изначально картины были приняты сдержанно. Даже мнения друзей разделились. Современники были растеряны: это был совершенно не тот реалист Васнецов, которого они знали.

Дальновиднее всех оказался Крамской. В письме к Репину он прямо сказал: «…трудно Васнецову пробить кору рутины художественных вкусов».

В момент тяжелых переживаний, вызванных непониманием творчества, Васнецов был горячо и сердечно поддержан учителем и другом П.П. Чистяковым:
«…Вы, благороднейший Виктор Михайлович, поэт-художник. Таким далеким, таким грандиозным, по своему самобытным русским духом пахнуло на меня, что просто загрустил: я, допетровский чудак, позавидовал Вам и невольно скользнули по душе стихи Кольцова: «Аль у молодца крылья связаны…»

Весь день бродил по городу и потянулись вереницею картины знакомые и видел я Русь родную… и тихо прошли один за другим и реки широкие и поля бесконечные, и села с церквами российскими и Вы, русский по духу, по смыслу, родной для меня. Спасибо, душевное Вам спасибо от… русского человека..


“Витязь на распутье”. Виктор Васнецов

«Витязь…» завораживает зрителя своей гнетущей мрач ностью и безысходностью. Тяжелые думы одолели воина, заставив в задумчивости склонить голову. Боевой конь, его верный соратник, вторя чувствам и мыслям богатыря, тоже стоит с опущенной головой. «Задумалось» и припавшее острием к земле копье.

Виной всему преградивший путь всаднику мрачный камень с не предвещающей добра надписью: «Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».

Мрачное настроение добавляет характерный фон. Неприветливая местность, кружащие над полем ворон ы и разбросанны е в траве кост очки погибших, созда ю т впечатление фатальности и неотступности рока. На переднем плане останки коня и человека указыв ают , что были уже смельчаки, да сложили в землю свои буйны головы. Общую напряжённость дополняет кровавый отблеск заката. Даже вода, изображённая вдали, ассоциируется с мёртвым болотом. Угроза висит в воздухе.

Поза воина говорит о большой усталости. О н медлит, не решаясь сходу вступать в бой.

Поза и вид коня подтверждают предположение, что путники уже много дней не знают отдыха. Конь устало склонил голову. Его хвост и гриву не развивает ни ветер, ни боевой азарт. Они безвольно свисают, демонстрируя крайнюю степень утомления.

Предзакатное вечернее небо, словно говорящее о возможном скором закате жизни , усиливает впечатлени е от представленного образа витязя и судьбе богатырей русских, сражающихся за мир на земле-матушке.

Копье, что витязь держит в руке, предназначено для пеших воинов, а не для всадников. Особая отделка нижней части древка неудобна и даже опасна для них. Этой деталью художник утверждает: несмотря на усталость, в садник готов сражаться с недругом, даже потеряв коня. Витязь стоит на распутье, но выбирать ему нечего. В голове зреет план будущей жестокой схватки. Н есмотря ни на что, он полон решимости и готов сражаться, какая бы судьба ни ждала его впереди. Ведь он – Витязь! Его судьба охранять Землю Русскую от врага! У настоящего воина нет выбора вправо – влево, только вперед!

Васнецов всегда отличался постепенным движением к шедевру. Все его великие полотна обязательно имели множество предшественников. Шедевр годами вынашивался в голове мастера.


“Воин в шлеме с кольчужкой”. Виктор Васнецов

В 1877 году Виктор Васнецов пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой». Любопытно, что для фигуры воина позировал младший брат художника Аркадий (Аполлинарий), тоже великий исторический художник, картины которого мы знаем по школьным учебникам истории.

Постепенно начинает вырисовываться композиция произведения, где конный витязь остановился перед “камнем-вещуном”, на котором начертана его будущая судьба.

Сюжет новой картины навеян старинной былиной «Илья Муромец и разбойники». Богатыри полностью завладели сознанием художника. В 1877 году была закончена работа над первым вариантом.

В итоге Васнецов выставляет полотно на VI Передвижной выставке 1878 года.

Картину встретили хорошо. В прессе о ней только хвалебные и положительные отзывы. “Воин в шлеме с кольчужкой” был продан в частные руки, сейчас находится в Серпуховском художественном музее.


“Богатырь”. Виктор Васнецов

Окончательный вариант картины, тот, что сейчас можно увидеть в Русском музее в Санкт-Петербурге, был написан в 1882 году специально для коллекции известного мецената и создателя Частной оперы Саввы Мамонтова .

Виктор Васнецов и Савва Мамонтов дружили семьями. Васнецовы каждое лето снимали дачу в Ахтырке, рядом с усадьбой Мамонтовых – Абрамцево.

Виктор Михайлович с семьей был желанным гостем у Мамонтовых, рисовал их детей, собственноручно сделал сказочную беседку “Избушка на курьих ножках”, к восторгу детворы.


“Избушка на курьих ножках” в усадьбе Абрамцево была придумана Виктором Васнецовым для детей его друга Саввы Мамонтова. В советское время она стала прототипом для типовой детской площадки в городах

“Витязь на распутье”, описание которого, а также восторженные отзывы в прессе стали известны Мамонтову, вызвал желание мецената иметь такую картину в своем личном собрании.

Первоначально витязь был обращён к зрителю лицом. Развернув фигуру всадника, художник тем самым направил все внимание зрителя на камень-предсказатель. Именно надпись, начертанная на нём, становится ключевым моментом всей картины.

Страшно, зловеще вокруг. Мрачный седой камень потемнел от времени. Некогда белый валун порос мхом. Зловеща надпись на нем. Некоторые буквы стерлись. Пустыми глазницами смотрят на храброго витязя черепа, белеют в траве иссушенные ветрами и палящим солнцем человеческие и конские кости.

Более десяти лет творчества художник посвятил созданию «Витязя на распутье».

“Витязь на распутье”

Вопрос выбора пути в жизни человека поставлен в этой картине Васнецова очень остро . Акцент делается исключительно на самоопределение личности. Все зависит только от свободного выбора, от воли каждого. Какой путь избрать? Идти напролом, рискуя всем, и даже собственной жизнь ю, или свернуть в сторону и выбрать более лёгкую дорогу?

Каждый читающий, вдумчиво оглянувшись назад на свою личную жизнь, наверняка найдет три-четыре случая, когда он стоял перед выбором, от решения которого зависел дальнейший ход его судьбы.

Это может быть серьезная ситуация, как на картине или, кажущийся случайным быстрый эпизод. И только с высоты прожитых лет видно: вот здесь был поворот, вот здесь мог поступить по другому и жизнь пошла бы иначе…

Картина ” Витязь на распутье” не утратила своей актуальности и сегодня.

Очень многие, к сожалению, выбрали бы для себя два легких пути к успеху, хотя в большинстве случаев эта легкость призрачна. Достаточно большая часть молодежи мечтает решить свои проблемы удачно женившись или выйдя замуж, при этом получив доступ к чужому богатству. Очередной мираж.

Богатые люди не особенно стремятся допускать кого – либо к своим капиталам. Удел подобных временно обслуживать новых состоятельных родственников.

Только первый, самый тяжелый и опасный путь, для тех, кто хочет найти именно свое место под солнцем. Путь этот очень тернист. На современных кладбищах целые куски лучшей земли заняты могилами молодых ребят, примерно одного возраста. Это искатели лучшей жизни из девяностых годов…

Но не все так мрачно. Можно проработать всю жизнь, например электриком, иметь хорошую семью, любящую жену, растить детей, затем внуков. Это тоже выбор и не самый плохой. Невозможно всем быть миллиардерами. Разумеется хочется жить побогаче, получше: главное цена вопроса, чем за это нужно заплатить?

Россия всегда была страной неожиданных взлетов, в отличие от Запада, где элиты давно сложились и чужих туда не пускают.

В России, при определенных обстоятельствах, умный и решительный человек может пройти с нуля до очень больших высот. Ярким примером является наш президент страны Владимир Владимирович Путин. Человек из простой семьи, пройдя нелегкий путь полный опасностей, стал руководителем огромной страны.

Но вернемся к Виктору Васнецову. Сказочно-богатырский цикл принес ему заслуженную славу, достаток семье, уважение в обществе.

Последняя картина Васнецова приобретенная Павлом Третьяковым, известная в народе как, называлась “Богатыри”. Проработал над ней художник двадцать лет.


“Богатыри” Виктор Васнецов

Казалось бы все прекрасно, но Виктор Михайлович в очередной раз круто разворачивает лодку судьбы.

Неугомонный художник опять стоял у судьбоносного камня и выбирал. Картины отставлены в сторону на долгие годы, Васнецов берется за роспись Владимирского собора в Киеве.

Как всегда сделал он это очень достойно, блестяще. Но это уже история другого шедевра!

Выбор жизненного пути, основная идея картины. Васнецов художник – философ, ставящий важные вопросы своему зрителю. А как поступишь ты?