Собственный опыт

Основная мысль л петрушевская глюк. Петрушевская людмила"глюк"

Дата публикации: 24.11.2015

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

Урок внеклассного чтения в 8 классе.

«Рассказ Л.С. Петрушевской «Глюк» как зеркало социальных и нравственных проблем современного общества».

1. эпиграф:

Уже безумие крылом

Души накрыло половину,

И поит огненным вином,

И манит в чёрную долину.

А.Ахматова

2. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! На уроках литературы в этом году мы с вами изучали творчество писателей и поэтов 18 и 19 веков. Читали о людях, живших в прошлых веках, о том, чем жили наши предшественники, что любили, о чем думали, мечтали, что ценили превыше всего. Мы анализировали их поступки, давали им оценку.

Но не менее интересно будет узнать, что пишут современные писатели о нас, живущих в 21 веке. Какими они нас видят, понимают ли наши проблемы, как предлагают разрешить их?

Тема нашего урока…

А эпиграфом к уроку мы возьмем строчки из стихотворения А.Ахматовой.

С творчеством Петрушевской мы знакомились в 5 классе, читая сказки «Пуськи бятые» и «Все непонятливые». Поэтому давайте послушаем сообщение о Л.С.Петрушевской

3. Сообщение о жизни и творчестве Л.С.Петрушевской.(выступление ученика)

Людмила Стефановна Петрушевская - российский прозаик, поэтесса, драматург. Для Л.Петрушевской характерен жесткий натурализм в изображении темных сторон внутреннего мира и общественной жизни человека. Однако Петрушевская не считает, что цель её творчества- показать неприглядные черты современника. Она полагает, что задача писателя - честно ставить вопросы, даже не самые приятные, чтобы побудить людей задуматься о себе, о своей нравственности, человеческой состоятельности.

Родилась Петрушевская в Москве в 1938 году, окончила факультет журналистики МГУ. Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 - редактором на Центральной студии телевидения. Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, всерьез не задумываясь о писательской деятельности. Первая книга вышла в 1988 году- это сборник рассказов «Бессмертная любовь». Писательница известна в мире, она читает лекции по русской литературе в Гарвардском университете. Многожанровый писатель, она продолжает тему «маленького человека», рассказывая о человеке наших дней.

Л.Петрушевская - мрачный «взрослый» прозаик и драматург, но при этом - один из самых светлых детских писателей. Ею написаны сценарии мультипликационных фильмов «Ёжик в тумане», «Сказка сказок», циклы «Сказки для всей семьи», «Дикие животные сказки», пьесы «Два окошка», «Чемодан чепухи» и др

4.Слово учителя

Сама Людмила Петрушевская так говорит о своем творчестве: «…я прямо и просто, не смешно, без эпитетов, образов, остроумных портретов, без живых диалогов, скупо, как человек на остановке автобуса, расскажу другому человеку историю третьего человека. Расскажу так, что он вздрогнет, а я - я уйду, оставив его догадываться, кто ему рассказал эту историю и зачем. И свои загадочные, мистические истории я расскажу, ни единым словом не раскрывая их тайны… Пусть догадываются сами…»

Посмотрите, какая интересная у нас сегодня задача - разгадать мистическую тайну рассказа Петрушевской «Глюк». И главным инструментом у нас будет анализ текста.

5. Многие исследователи считают, что главная героиня рассказа Таня представляет некоторую часть молодежи сегодняшнего дня. Её прототип можно найти в любой школе, в любом классе (от 8 класса и старше), на любой дискотеке.

Согласны ли вы с этим мнением?

Какой вы представляете Таню в начале рассказа?

- Есть ли у Тани друзья? - Чем можно объяснить одиночество Тани?

Хочется ли вам дружить с такой девочкой? Почему?

Нравится ли Таня самой себе? Почему она ничего не меняет? (Ленива, если бы случилось чудо и она похорошела или стала лучше учиться-это да, а приложить самой усилия -нет.)

Почему Таня пьет пиво и уже попробовала табдетки?

Характеристика героини складывается из ее речи, портрета, поступков. В рассказе присутствует оценочная лексика, позволяющая понять отношение автора.

Это школьница Таня. У Тани нет настоящих друзей, её не принимают в свой круг одноклассники, и поэтому она пытается подружиться с ребятами, исполняя все их прихоти и желания. Она соглашается со всеми дурными идеями своих сверстников, но в итоге не получает того, что ей так хочется. Таня мало спит, гуляет по рынку, вечера проводит на дискотеке, она не учит уроки, не стремится к совершенству, не занимается спортом, её не увлекает художественная литература(читает красивый журнал), Речь ее грубая (учительницу называет «Марья», говорит «вали отсюда», «мать базарит»), лексикон бедный.

Наша героиня ленива и неопрятна. Она редко моет голову, не следит за собой, любит ходить по рынку. Ей нравится Сережка, который уже пьёт водку (« Когда их класс ездил в Питер, Сережка так нахрюкался на обратном пути в поезде, что утром его не могли разбудить», - читаем мы в книге). Сама Таня уже пьет пиво («Таня любила пиво, они с ребятами постоянно покупали баночки. Денег только не было, но Таня их брала иногда у папы из кармана. Мамина заначка тоже была хорошо известна. От детей ничего не спрячешь», - пишет Людмила Петрушевская). Таня уже попробовала наркотические таблетки. Её жизнь скучна, пуста, поэтому, возможно, она пытается её украсить алкоголем и наркотиками. С такой девочкой я не стала бы дружить.

Не очень привлекательный портрет получился. - А если посмотреть немного иначе на девочку? - Всегда ли она так себя ведет?

Да, на первый взгляд, кажется, что Таня одержима только одной мыслью: стать самой красивой, крутой, чтобы на нее наконец-то одноклассники обратили внимание, приняли ее в свой круг. А у кого из нас нет таких желаний?

Давайте, посмотрим, как разговаривает Таня с Глюком. Когда он только появляется в ее комнате, красивый как киноартист, она теряется и обращается к нему на «вы»: «Это глюки у меня. Мало сплю, вот и все. Вот и вы», когда же она чуть пришла в себя и поняла, что глюку все о ней известно(в том чисде и про таблетку), говорит ему грубо «ты: « Да не надо мне ничего, и вали отсюда». Таня разная. Она может быть и вежливой, и грубой.

6. Глюк готов исполнить 3 Таниных Желания. Что она пожелала?

Давайте пофантазируем и представим, что Волшебник предлагает исполнить 3 ваши желания. Времени на раздумье мало. Напишите на листочках самые заветные желания.

Желания - это стремление человека осуществить свои потребности. Их можно разделить на духовные (Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными).и материальные (Вещественные, реальные в противопоставление духовному).

Проанализируйте свои желания.

У кого преобладают духовные потребности?

А у кого материальные?

А какими были желания Тани? (обычные девические желания?)

7. - Посмотрим, стала ли Таня счастливой, когда исполнились ее желания.

Чпок! И Таня оказывается в доме как у Барби, в спальне, которую она видела в Детском мире. Какие чувства она испытывает? (Класс! Мечта!)

- А какие чувства испытываете вы? Вы рады за Таню?

Но ведь Барби - кукла. Она не живая. Одно уже это сравнение дома мечты с кукольным домиком вызывает тревогу. Получается, что Тане хочется быть куклой. Не кажется ли вам, что она уже и так почти кукла? (Только материальные потребности, не знала, как включить машинку, телевизор, беспомощна во всем: с чемоданом денег так и ходила в ночной сорочке и шлепанцах по городу, оставалась голодной. Потеряла чемодан А еще: кукла- одна из многих похожих, и Таня стремится быть не хуже других?)

Почему так происходит? Какое объяснение в тексте? (Обо всем у них дома заботились мама и папа, Таня не привыкла планировать, что есть, что пить завтра, что надеть, как постирать грязное и что постелить на кровать.)

- Когда и как меняется настроение Тани? (Таня ругала себя: не запомнила номер дома и т.д. раздражение, Ее просто придавило это новое несчастье, Таня стремительно умнела)

- А в чем это проявлялось? ( считает, что надо было поступить иначе: запомнить номер дома, купить одежду и т.д., загадать другие желания)

-Какие новые желания придумывает? (Если бы можно было начать все сначала, она бы, конечно, крепко подумала. Во-первых, надо было сказать: «Пусть все, что я захочу, всегда сбывается!» Тогда бы сейчас она могла бы велеть: «Пусть я буду сидеть в своем доме, с полным холодильником (чипсы, пиво, горячая пицца, гамбургеры, сосиски, жареная курица). Пусть по телику будут мультики. Пусть будет телефон, чтобы можно было пригласить всех ребят из класса, Аньку, Ольгу, да и Сережку!» Потом надо было бы позвонить папе и маме. Объяснить, что выиграла большой приз, поездку за границу.)

- Можете вы согласиться с утверждением, что Таня поумнела? И да и нет, она придумывает похожие желания. Единственная ценная мысль - позвонить родителям.)

Прочитать: Таня чувствовала, что стала гораздо умней, чем была утром, при разговоре с Глюком. Если бы она оставалась такой же дурой, то давно бы уже покинула это проклятое побережье и побежала бы туда где теплей. - эти строки наполнены авторской иронией.

(Но кто же будет сидеть холодной ночью на сыром песке!)

8. И в этот момент снова появляется Глюк. Зачем? - исполнить Танины желания

- Почему Петрушевская его так называет? Вы знаете значения этого слова? (Таня так называет, готов сделать Таню счастливой, но это счастье эфемерно, несет наркотики и т.д.)

-Найдите описания глюка. - Почему раз от раза меняется его облик? (как только Таня оказывается во власти глюка, он принимает свой настоящий облик)

- Глюк принимает страшный облик, все знает О Тане, исполняет желания- кем на самом деле является глюк?

- Репродукция картины Врубеля.

Сюжет картины навеян поэмой Лермонтова «Демон».

Врубель так писал о своей работе: «Демон - дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый..»

Трагически сцепив руки, Демон сидит с печальными, направленными вдаль огромными глазами, в окружении невиданных цветов. Фоном картины является горная местность в алом закате. Композиция подчёркивает стеснённость фигуры демона, будто бы зажатого между верхней и нижней перекладинами рамы. Картина написана в индивидуальном стиле Врубеля с эффектом кристаллических граней, что делает его картины более похожими на витражи или панно.

- Что объединяет образы Демона и глюка?

- Я же хочу тебе добра!- говорит Глюк и говорит он словами мамы. А можно ли ждать от дьявола добра?

- Понимает ли это Таня? (сначала пугается, почувствовав угрозу при появлении глюка, а затем думает об одном- как бы не прогадать.)

- А почему глюк выбирает именно Таню?

Дьявол потому выбрал её, что увидел, как она нравственно слаба, одинока, совсем не знает жизни, доверчива, и в голове её путаница. Видимо, никто не привил Тане того, что мы называем «вечными ценностями», никто не показал, как может быть интересна и разнообразна жизнь.

9. Как и положено, дьяволу, глюк заключает с Таней договор. Обычно дьявол просит душу в обмен на исполнение желания?

-Что попросил у Тани глюк? Почему?

- Счастлива ли Таня сейчас?

(Ей было весело. Все видели ее новую жизнь!)

- Как она преображается? - На кого становится похожей?

(стала красивой, глаза горели как фонарики, Здесь я распоряжаюсь!) - ведет себя как властительница мира, теперь она исполняет каждое желание ребят.

- Понимает ли Таня, что творит зло?

- Как наркотики изменили ребят?

(Никто ничего не заметил, все валялись по углам, на ковре, на Таниной кровати как тряпичные куклы.) -они превратились в безвольных существ, наркотик их поработил. Язык не слушался, свое желание сказать не могла.

- А дальше все превращается в фильм ужасов: Вдруг у Аньки позеленела кожа, выкатились и побелели глаза. Распадающиеся зеленые трупы окружили кровать, у Николы из открытого рта выпал язык прямо на Танино лицо. Сережа лежал в гробу и давился змеей, которая ползла из его же груди. И со всем этим ничего нельзя было поделать. Потом Таня пошла по черной горячей земле, из которой выпрыгивали языки пламени. Она шла прямо в раскрытый рот огромного, как заходящее солнце, лица Глюка. Было нестерпимо больно, душно, дым разъедал глаза. Она сказала, теряя сознание: «Свободы».

- Что произошло с ребятами?

- Испытав сильное потрясение, Таня произносит слова, которые сама от себя не ожидала:

Хочу, чтобы все спаслись. Чтобы все было как раньше.

Тут же раскололась земля, завоняло немыслимой дрянью, кто-то взвыл как собака, которой наступили на лапу.

10. финал рассказа.

- Казалось бы, глюк низвергнут, ребята живы. О происшедшем можно забыть.

Но прочитайте последний абзац рассказа. Можно ли финал назвать счастливым?

Ничего не кончилось. Но все были живы. (Спорный момент. Таня сильно изменилась, тревожится об одноклассниках. Все зависит от Таниного выбора.)

- При каких условиях Возможен правильный выбор? (Танино решение изменить жизнь и себя + поддержка близких)

- А раньше У Тани Был Выбор? (да: загадывать ли желание или изменить жизнь самой, какие желания загадать и т. Д.)

- Послушайте высказывание поэта Р.Рождественского «Выбор» .«У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Разный по своей серьёзности. Неодинаковый по своим последствиям.Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать? Вопросы-громады и вопросы-карлики. Вопросы-океаны и вопросы-капли …»

- Как вы поняли слова Рождественского?

Человека жизнь постоянно ставит перед выбором, он идет по жизни,как по ступенькам. Будут ли эти ступеньки вести вверх, к духовному росту, к самосовершенствованию или это будут ступеньки вниз, к потере души, к деградации, зависит от самого человека.

11. Давайте вернемся к теме урока. Я попрошу вас назвать: Какие нравственные проблемы современного общества поднимает Петрушевская в рассказе? (Бездеятельности молодежи, отцов и детей, наркомании)

- Как вы думаете, кому адресована эта книга: подросткам или взрослым?

-Что хотела сказать писательница в своем рассказе читателям? (писательница напоминает, что надо любить людей, быть внимательными к своим же одноклассникам, товарищам, близким, не дать им остаться одинокими, чтобы к ним не пришел Глюк, чтобы алкоголь и наркотики не лишили нас свободы, не лишили нас жизни и быть ответственными за свою жизнь.)

12Вернемся к эпиграфу. В чем эти строки созвучны рассказу?

(Черта, переступив которую, можно сломать себе жизнь, незрима…)

13. Захотелось ли вам изменить свои желания. Почему?

Вариант: написать письмо Тане со словами поддержки и пожеланиями.

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском

Е.Н.ЛУЧКИНА,
школа №3,
г. Бийск, Алтайский край

Глубокое, вдумчивое чтение является неотъемлемой частью обучения пониманию (а ему действительно можно и нужно учиться, это умение не дано нам свыше в готовом виде). Умение понять собеседника, почувствовать замысел писателя – это тоже творчество, и оно, безусловно, требует блестящего знания родного языка!

Уроки внеклассного чтения по рассказу Л.С.Петрушевской «Глюк»

8 класс

Тема уроков предложена восьмиклассником (Кудрявцевым В.): «Рассказ Л.С. Петрушевской “Глюк” как зеркало социальных и нравственных проблем современного общества».

Некоторую подготовительную работу нужно провести до уроков, посвященных обсуждению рассказа.

Познакомим восьмиклассников с особенностями творчества писательницы. Для Л.С. Петрушевской характерен жесткий натурализм в изображении темных сторон внутреннего мира и общественной жизни человека. Однако Петрушевская не считает, что цель ее творчества – показать неприглядные черты современника. Она полагает, что задача писателя – честно ставить вопросы, даже не самые приятные, чтобы побудить людей задуматься о себе, о своей нравственности, человеческой состоятельности.

Родилась Петрушевская в Москве в 1938 году, окончила МГУ. Литературным творчеством начала заниматься после 25 лет. Первая книга вышла в 1988 году – это сборник рассказов «Бессмертная любовь». В 80-е годы ее произведения часто публиковались в журнале «Новый мир». Писательница известна в мире, время от времени читает лекции по русской литературе в Гарвардском университете. Многожанровый писатель, она продолжает тему «маленького человека», рассказывая о человеке наших дней. Л.Петрушевская – мрачный «взрослый» прозаик и драматург, но при этом – один из самых светлых детских писателей. Ею написаны сценарии мультипликационных фильмов «Ежик в тумане», «Сказка сказок», циклы «Сказки для всей семьи», «Дикие животные сказки», пьесы «Два окошка», «Чемодан чепухи», «Золотая богиня» и др.

Если есть возможность, стоит показать детям мультфильм «Ежик в тумане».
Рассказ «Глюк» напечатан в «АиФ». 1999. № 99.

На втором уроке были предложены для небольшой письменной работы (10 мин.) три вопроса:
– Когда вы слышите слово глюк , какие ассоциации у вас возникают?
Вот что ответили дети:

Глюк: сумасшедший человек; привидения; галлюцинация; иллюзия; композитор; появление человека и в ту же минуту исчезновение; наркомания; больное воображение; видение; наркотик; рассказ, прочитанный в газете; бред; сумасшествие; болезнь; игра в лагере; непорядок в голове; лихорадка; жар; смерть; простыня; зияющая дыра во времени; поехала крыша; гадюка; в пустыне часто бывают глюки; дальтоник; писатель.

– С каким цветом ассоциируется у вас это слово?

Ответы детей: темно-желтый; красный; белый; темный; цвет нефти; зеленый; серый; гусеница; голубой; мутное что-то; темно-синий; фиолетовый; черные пятна.

– Если бы к вам пришел волшебник и предложил выполнить три ваших желания, что бы вы загадали?

Если бы пришел волшебник в 8-й «Д» класс школы № 3 г. Бийска Алтайского края, то ученики попросили бы его выполнить следующие желания:

    чтобы все были здоровыми;

    чтобы не было никаких бед;

    чтобы жили счастливо и долго;

    хорошо учиться;

    бессмертия;

    самому стать волшебником;

    здоровья себе и своей семье;

    оценку «5» по всем предметам во втором триместре;

    чтобы люди не умирали;

    чтобы весь мир был чище и красивее;

    благополучия Земле;

    окончить школу с медалью;

    поступить в институт;

    найти такую работу, чтобы можно было прожить на зарплату;

    хороших отношений в семье между мамой и папой;

    получить хорошую работу;

    чтобы скорее настал Новый год;

    хочу в Москву;

    чтобы вместе с дождем на землю падали конфеты, со снегом – шоколад, с градом – мороженое;

    чтобы у нас в классе все были умными и счастливыми;

    чтобы не было двоек;

    чтобы наша страна возродилась;

    чтобы не было войн;

    чтобы открылись другие планеты во Вселенной;

    чтобы у меня было много интересных книг;

    чтобы школа стала моим вторым домом, т.е. интересной, веселой;

    чтобы я была меньше ростом;

    чтобы люди забыли слово война ;

    чтобы мир стал добрее;

    чтобы исчезли деньги с лица Земли;

    уметь летать, ездить на рыбалку и охоту;

    хочу стать интеллигентной;

    хочу, чтобы всем, живущим на этой планете, было уютно, место найдется для всех;

    я бы попросила шкатулку с деньгами и драгоценностями;

    встретиться со своим умершим дедом;

    дожить хотя бы до 50 лет;

    чтоб не было на планете лжи, коварства, наглости;

    хочу особенно хорошо учиться по русскому языку и литературе;

    поступить в медицинский институт.

Рассказ должен быть прочитан вслух. На дом предлагается письменная работа: «Как вы поняли рассказ?». Приводим некоторые работы учащихся.

Саша Рачковский:

Рассказ Л.Петрушевской «Глюк» мне понравился тем, что в нем жизнь показана натурально – во всех ее проявлениях. Главная героиня рассказа – Таня, девушка 16–17 лет, представляет довольно большую часть молодежи сегодняшнего дня. Ее прототип можно найти на любой дискотеке и тому подобных мероприятиях.
Рассказ Л.Петрушевской я понял как жестокую прозу жизни. В нем удивительным образом переплетаются фантастика, сюрреализм, действительность. Это составляет такую композицию, что произведение притягивает с первого абзаца, с первой строки. В «Глюке» есть тайна, из-за которой долго ломаешь голову, есть и юмор, приводящий в хорошее настроение, а есть и такие минуты, о которых трудно думать без содрогания в душе: чего только стоит сцена, идущая после того, как ребята приняли наркотики. В некотором роде произведение двояко: казалось бы, что все это Тане привиделось в наркотическом бреду, а оказывается, что все ребята из ее класса неделю болели чем-то странным.

Справка

Сюрреалисты изображают мир как бессмысленный, враждебный человеку хаос.

Юля Ершова:

Я бы озаглавила тему урока по рассказу «Глюк» Л.Петрушевской так: «Влияние зла окружающего мира на молодое поколение». Трудно подобрать эпиграф, который бы точно отражал ее, потому что все более или менее подходящие кажутся слишком «мягкими». Может быть, здесь будет к месту высказывание древнеримского мыслителя «О времена, о нравы!».
Если бы у меня была возможность воочию увидеть Людмилу Стефановну Петрушевскую, прежде всего я спросила бы ее, что она хотела сказать своим рассказом, что заставило ее его написать и правильно ли я его поняла.
Я считаю, что в рассказе отображены не просто какие-то конкретные люди, а превратности и пороки всего нашего тяжело больного общества. Они показаны правдиво и точно, без малейших попыток о чем-то умолчать, скрыть. Возможно, в рассказе выражена личная боль писательницы за новое поколение, страх за его судьбу.
Наверное, я не права, но лично мне рассказ не понравился. Мне в принципе не нравится все, что убивает надежду, загоняет в тупик. Конечно, нужно, как воздух необходимо говорить правду о том зле, которое нас окружает, и ни в коем случае нельзя замалчивать ее, тешить себя и других беспочвенными иллюзиями. Это так же недопустимо, как уверять безнадежно больного человека в том, что он скоро поправится. И все же слово должно исцелять, врачевать раны, помогать, окрылять, возвращать надежду, но не убивать ее. Однако это всего лишь мое мнение.

Наташа Облог:

В рассказе Людмилы Стефановны Петрушевской «Глюк» между собой связаны реальность и фантастические видения.
Главный герой рассказа – девочка Таня. У Тани было мало друзей, и поэтому она пыталась их завоевать, исполняя все их прихоти и желания. Она соглашалась со всеми дурными идеями своих сверстников, но в итоге получилось не то, чего ей так хотелось. Таня была девочкой, не думавшей о судьбе других людей, она думала о том, как бы на нее обратили внимание и чтобы ее считали самой красивой. У Тани отсутствовало представление о последствиях творимого ею зла. Таня, по моему мнению, была девочкой странной, потому что в свои четырнадцать лет она еще смотрела мультики. Может, ей просто в детстве родители не дали достаточно ласки и любви. Я думаю, что после ее фантастических видений она задумается о своем поведении, о людях, которые ее окружают, о важности различения зла и добра в жизни людей и, конечно же, исправится в лучшую сторону.

К двухчасовому уроку были предложены задания: подобрать эпиграф, проиллюстрировать рассказ (по желанию), узнать значения непонятных слов, сделать наблюдения над речью героини.

Словарь, составленный учениками

Чипсы (англ.) – картофель, зажаренный в масле в виде хрустящих ломтиков.

Гамбургер (англ.) – мягкая теплая булочка, проложенная посередине бифштексом и овощами.

Хиппи (англ.) – 1) группы молодежи в западных странах, отвергающие многие ценности и нормы общества на основе и в духе «контркультуры»; 2) человек экстравагантного поведения, нарочито небрежно и претенциозно одетый.

Саранча – насекомое, вредитель сельского хозяйства. Наброситься на что-н., как саранча (с жадностью, опустошая все).

Эгоизм (эго – я) – себялюбие, предпочтение своих личных интересов интересам других людей.

Альтруизм (фр.) – бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других своими личными интересами (противопол. эгоизм ).

Третий урок начался с минутки поэзии. Ученица читала стихотворение Б.Ш. Окуджавы «Пожелание друзьям».

Учитель:

– Вглядитесь в портрет писательницы. Что можно сказать о ней, глядя на ее фотографию?

Неравнодушна к судьбам людским, переживает за подрастающее поколение, испытывает боль.
Смотрит испытующе, пристально, взгляд пронизывающий, вопрошающий, как будто задается мыслью: «Что ты, человек, собой представляешь?».

Учитель:

– На одном из уроков вам было предложено ответить на три вопроса. Хотите узнать, какие ассоциации у вас вызвало слово глюк ? (Запись на доске до урока, читает вслух учащийся.)

– Какие толкования близки сути произведения? (Подчеркиваются те слова и словосочетания, которые проливают свет на смысл рассказа.)

– А если бы к вам пришел волшебник, какие бы три желания вы загадали? Одна из вас хотела бы быть тоже волшебницей. Надеваем ей перчатки, даем в руки указку, ученица касается шкатулки со словами «крибле, крабле, бумс», вынимает свиток с ответами одноклассников, читает вслух (и элементы драматизации, и ответы вызвали оживление в классе, нескрываемый интерес к тому, что прозвучало).

Учитель:

– А Таня, героиня рассказа, хотела иметь большой дом и чемодан денег, жить за границей.
Есть что-то общее в ваших желаниях и Тани, а может быть, есть и разница? Какие потребности у нее и у вас?

Ученики :

– У нас больше духовные, у Тани – материальные, физиологические. Таня далеко не пай-девочка. Дискотека, тусовки, пиво, двойки по математике – вот и вся ее жизнь.

После ответов учеников можно послушать записи песен Б.Ш. Окуджавы «Пожелание друзьям», «Грузинская песня», прочесть стихотворение Семена Богуславского:

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты –
ведь это все любви счастливые моменты.

Давайте горевать и плакать откровенно,
то вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью –
поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова,
чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая, –
тем более что жизнь короткая такая.

Виноградную косточку в теплую землю зарою,
и лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,
и друзей созову, на любовь свое сердце настрою.

Собирайтесь-ка, гости мои, на мое угощенье,
говорите мне прямо в лицо, кем пред вами слыву.
Царь небесный пошлет мне прощение за прегрешенья.
А иначе зачем на земле этой вечной живу.

В темно-красном своем будет петь предо мной моя дали,
в черно-белом своем преклоню перед нею главу,
и заслушаюсь я, и умру от любви и печали.
А иначе зачем на земле этой вечной живу.

И когда заклубится закат, по углам залетая,
пусть опять и опять предо мной проплывут наяву
белый буйвол, и синий орел, и форель золотая.
А иначе зачем на земле этой вечной живу.

(Б.Окуджава)

Необязательно богатство.
Бывает рай и в шалаше.
Ни зависти, ни святотатства.
Пора подумать о душе.

Необязательны вериги.
Мне не за что себя казнить.
Но что-то есть. И к Вечной книге
Судьба протягивает нить.

Необязательны гордыня,
Успех, почет и фимиам.
Но есть величие святыни
И то, что нас приводит в храм.

Необязательно... Но все же
Земная жизнь, какая есть,
Нам с каждым новым днем дороже,
И мы живем не там, а здесь.

Мы ищем, где теплей и чище,
Но даже с Богом, даже с ним
Питаемся земною пищей
И дышим воздухом земным.

(С.Богуславский)

Учитель:

– Как соотносится содержание прозвучавших стихов и песен в рассказе Л.Петрушевской?

Учитель предлагает ученикам рассказать о героине «Глюка». (Напомнить, что характеристика литературного героя включает внешность, речь (и внутренний голос), отношение к окружающим, поступки, отношение автора.)

– Таня, способная, красивая, много гуляет по рынку, любит поспать, не моет голову, ест без конца сладкое, нервная (кричит), не уважает родителей («Мать тоже базарит так же») , она их считает больными. Воровала у них деньги (всегда их отыскивала, куда бы они их ни прятали), пьет пиво с одноклассниками.
Ей всего казалось мало: «И все, что нужно для богатой жизни», «Надо, чтоб с садом и бассейном» , не умеет постирать. Жизнь у нее беспечная. В ней отсутствует брезгливость (пьет из брошенных бутылочек воду). В ее возрасте предпочитает смотреть мультики. Лжет родителям.
Грубая, об этом свидетельствует ее речь: Анька, вали, прям, нахрюкался, базарит, дураки, Ленка, гнида, Сережка, телик, стиралка .
Лексика разговорная, сниженная, имена – клички. Считает ерундой занятия математикой.

Учитель:

– А теперь постарайтесь представить рассказ в целом и ответьте на вопрос: какие проблемы подняты автором в рассказе?

– Таня не ценит жизнь, в произведении прослеживаются мотивы утраты (какой?), причем в болезненной форме; мотив жажды (какой?).
В Тане просматривается бездуховность, отсутствие представления о важном и неважном. Писательница уводит читателя в мир жестокости, грязи. Это эпатаж, с помощью которого хотят достичь шоковой терапии. Как сказал кто-то: «Проза должна врачевать, несмотря на черноту жизни».
У Тани приземленные желания, это от опустошенности, духовного упадка.

– Выпишите в тетради имена существительные, называющие то, чего желает Таня. (Запись получится примерно такая.)

пиво, курица, мороженое, сладкое; чипсы, гамбургеры, пиццы, сигареты.

купальник, полотенце; зонтики, платья (штук 10), шапки, шарфы.

Аксессуары:

очки, перчатки.

Электробытовые приборы:

стиральная машина, холодильник (одного мало – два надо), плита.

тапочки, туфли.

диван, зеркало, ковер; шкафы.

– Как вы поняли сущность Глюка?

Глюк – темная, страшная сила, в любом обличье может прийти. Он искуситель, дьявол, сатана, зло.
Глюк – это кошмарная жизнь, пустая квартира.
По религиозным представлениям – дьявол (глюк) все знает о человеке, он искушает его.

На уроках мы занимаемся нестандартным заданием – переводом с русского языка на русский слова глюк .

– Как по-разному можно его понимать?
«Глюк – герой рассказа», «композитор Глюк», «“Глюк”» – название». А еще есть слово Das Gluck по-немецки – «счастье».
В тексте Глюк – бред – страшный сон – t 40° – невидимый с фонариком – чудовище с огромным ртом, как заходящее солнце, всех и вся пожирает, он – жерло ненасытное, жернов, перемалывающий судьбы, Молох.

Когда холодильник полный, друзья Тани играют в саранчу, а саранча прожорлива, все уничтожает на своем пути, ее несметные полчища.

В качестве эпиграфа к уроку учителем были предложены слова Фирдоуси:

Лишь в разуме счастье, беда без него,
Лишь разум – богатство, нужда без него...
Коль разум вожатым не станет тебе,
Дела твои сердце изранят тебе...

Вот эпиграфы, подобранные восьмиклассниками к уроку:

И схоронят в сырую могилу,
Как пройдешь ты тяжелый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь.

(Н.Некрасов)

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, –
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.

(А.Ахматова)

(Последний эпиграф предложен Катей Шатковской, может быть, в защиту писательницы, Л.С. Петрушевской.)

Дальше на уроке идет свободное обсуждение рассказа; учитель предлагает восьмиклассникам обсудить высказывания и вопросы учеников десятого класса, а также совсем взрослых читателей.
Мнение десятиклассницы:
«Рассказ “Глюк” помогает каждому подростку взглянуть на себя со стороны и, может быть, измениться».
У другого десятиклассника по ходу чтения рассказа появились такие вопросы:
«Умнее ли человек, когда многое переживет?», «Нужно ли без разбора потакать своим прихотям?», «Какие бывают последствия, когда привыкаешь многое терять?».
На последний вопрос можно услышать два диаметрально противоположных ответа: становится чище, становится способным сопереживать, сострадать – с одной стороны; а другое мнение – приобретает неверие в себя, пессимизм, становится мрачным, озлобленным .

В песне Окуджавы поется: «На любовь свое сердце настрою»; Таня тоже настраивала свое сердце, но не столько на любовь, сколько на удовлетворение своих потребностей, на получение удовольствий. И эта любовь эгоистичная, недеятельная.
Вот мнение взрослого читателя о рассказе:
«Рассказ – исследование бездны человеческой души. Чего в ней больше? Гуманизм Петрушевской в том, что сквозь пелену наркотического бреда Таня просит спасти тех, кто пытался лишить ее свободы». И то, что Петрушевская возвращает жизнь героям, не есть еще торжество добра. «Ничего не кончилось, – пишет Петрушевская. – Проблемы остались те же».

Вот еще вопросы, которые рождались у восьмиклассников по ходу чтения рассказа: «Почему Глюк пришел именно к Тане? Откуда Глюк все знает о ней?» и др.
Одна восьмиклассница попробовала свои силы в составлении киносценария.

Сценарий по рассказу «Глюк» (отрывок)

Общий план . Розовая спальня. Таня лежит на кровати.
Крупный план . Широкое окно. Веет легкий морской ветерок.
Крупный план . Столик. На нем лежит раскрытый чемодан с деньгами.
Внутренний голос Тани : «У меня спальня, как у Барби. Я видела такую спальню в витрине магазина “Детский мир”».
Общий план . Таня идет, осматривает дом. Везде розовая мебель.
Внутренний голос Тани : «Мечта!».
Средний план. Изумляется, охает.
Средний план . Прыгает на диване, смотрит, что в шкафах (ничего). Идет на кухню. Открывает холодильник... пусто. Пьет воду из-под крана.
Внутренний голос Тани : «Жалко, что не подумала сказать: “Чтобы всегда была еда”. Надо было добавить “и пиво”».
Голос за кадром : «Таня любила пиво, они с ребятами постоянно покупали баночки. Денег только не было, но Таня брала их иногда у папы из кармана. Мамина заначка была хорошо известна. От детей ничего не спрячешь!».
Внутренний голос Тани : «Нет, надо было сказать Глюку так: “И все, что нужно для жизни”, нет, “для богатой жизни”».
Крупный план . Стиральная машина, незнакомая Тане.
Средний план . Хочет включить телевизор, но не знает как.
Общий план . Таня видит, что дом на краю тротуара.
Внутренний голос Тани : «Надо было сказать “с садом и бассейном”».
Крупный план . Ключи на крючке в прихожей.
Общий план. Таня поднимается на второй этаж, берет чемодан и идет на улицу, но по дороге вниз замечает, что она в ночной рубашке и старых шлепках.
Внутренний голос Тани : «Еще не хватало!».
Общий план . Но она идет в таком виде.

Алена Курбатова

Другая школьница, которая учится в музыкальной школе, подобрала музыку к некоторым эпизодам произведения.

Музыка к сценарию по рассказу «Глюк»

1. Таня читает журнал и, увидев Глюка, разговаривает с ним.
Г.Берлиоз. Фантастическая симфония. 1-я часть – «Мечтание и страсти».

2. Таня оказалась в роскошном доме, а затем блуждает по пляжу, потеряв все.
Г.Берлиоз . Фантастическая симфония. 2-я часть – «Бал» (противопоставление роскоши и одиночества).

3. Таня с ребятами из класса веселится в новом доме.
Г.Берлиоз . Фантастическая симфония. 4-я часть – «Шествие на казнь».

4. Все обступили Таню, и распадающиеся зеленые трупы окружили кровать.
Г.Берлиоз . Фантастическая симфония. 5-я часть – «Сон в ночь шабаша».

5. Очнувшаяся Таня увидела остатки сгоревшего дома и обуглившуюся руку.
П.И. Чайковский . Шестая симфония (главная тема – трагическая).

6. Возвращение Тани обратно к родителям. Ничего не кончилось. Но все были живы.
Э.Григ . Сюита «Пер Гюнт» – «Утро» (оптимистическая нота).

Юля Прибыткова

Заключительная часть урока – творческие работы учащихся.

– Продолжите мысль, попробуйте свои силы в создании лимерика, акростиха, хокку, верлибра. (Задания даются на выбор.)

Строки для творческих работ:

1. Над собственной жизнью. (Р.Рождественский)
2. Вечные судьи мои. (Р.Рождественский)
3. Не люблю я истин прописных. (Р.Рождественский)
4. Счастлив дом, где... (Б.Окуджава)
5. Зачем на земле этой вечной живу. (Б.Окуджава)
6. Все, что нужно для жизни...
7. Нам выпало счастье...

Афиширование

АКРОСТИХ

Г ляделся в зеркало,
Л юбуясь ты собой,
Ю родствуя над вечным.
К ак жизнь ты прожил, человек?

Витя Кудрявцев

Хрупкий мотылек
у пламени огня –
жизнь человека.

Витя Кудрявцев

Над собственной жизнью стою,
Как над обрывом...
За жизнь я свою
Не дам ни гроша.
И со смерти порывом
Упаду в никуда.
Отдам все, что было
В жизни моей,
Для мира, Земли,
Для добрых людей.

Игорь Сазонов

Над собственной жизнью
Мы думаем вечно,
Что вычеркнуть и что
В судьбе изменить,
Что жизнь наша вовсе не долговечна,
Что гордо ее нам надо прожить.

Лена Потеряхина

Закончилась жизнь, я лечу в вышину,
И качается небо над моею головою,
И я знаю, что больше никогда не умру,
Что в ночи засверкаю далекой звездою.
Я хотела бы жить, но не в том злобном мире
Быть пылинкой средь жадных и глупых глыб.
Был бы мир, где б играли на скрипках и лире,
Где бы жили, к чужим бедам не глухи.
Но я знаю, мне не дано вновь пройти этот круг,
И лишь небо перед моими глазами,
И луна – мой извечный единственный друг –
Бредит придуманными мною мирами.

Алена Курбатова

Несчастлив тот дом, где есть все, но нет самого главного – любви и взаимопонимания.

Аня Воробьева

Счастлив дом, где живут добрые и чистые люди, охраняемые ангелами.

Иван Рыкунов

Зачем на земле этой вечной живу?
На это ответить я вам сейчас не смогу.
Но думаю, что не напрасно
На этой земле я проживу.

Илья Лопатин

– Рассказ заканчивается словами: «Но все были живы». А что же дальше? Продолжите рассказ Л.С. Петрушевской.
Вот продолжения, созданные детьми:

«Ничего не кончилось. Но все были живы. И уже через неделю Таня и ее одноклассники ходили в школу, но после случая с Глюком Таня стала уважать родителей и лучше учиться в школе. Она поняла, что ее жизнь зависит полностью от нее самой. А самое главное, спасибо Глюку».

Наташа Облог

«Пока снова не появился Глюк. Он соблазнял ее своими мечтами, от него пахло гнилью и вонью. Он взял ее с собой в ад, откуда и пришел. Играла хорошая музыка, ее одноклассники сидели на роскошной карусели и приглашали ее покататься. Таня сделала роковую ошибку, поддалась соблазну».

Артем Долбахеев

«Все, что нужно для жизни, легко представить в мечтах, но трудно воплотить в реальность».

Артем Долбахеев

СОВЕТЫ ТАНЕ

1. Я тебе советую выкинуть таблетку.
2. Начать новую жизнь без наркотиков, сигарет, алкоголя.
3. Сменить друзей или не делать то, что «все делают».
4. Так как, я думаю, тебе будет сначала трудно, то займись чем-нибудь, например, вязанием, вышиванием.

Аня Воробьева

«У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Разный по своей серьезности. Неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать?
Вопросы-громады и вопросы-карлики. Вопросы-океаны и вопросы-капли...»

(По Р.Рождественскому)
РЯШ. 2000. № 4

Текст Р.И. Рождественского выбран не случайно, ведь его написал алтайский поэт.

Вот работа Юли Ершовой:

«...Вопросы подстерегают нас повсюду. И даже самые пустячные, мелкие требуют ответа, причем продуманного ответа, который в конечном итоге не приведет к плачевным последствиям. Ведь из мелочей, какими бы ничего не значащими они ни казались, как говорится, складывается жизнь. Но все же не стоит в них увязать. Лучше обратиться к вопросам более глобальным. Но для любого выбора, каким бы он ни был, главное – разум. В любом выборе нужно руководствоваться не только чувствами, наитием, но прежде всего разумом. Он для того и дан Богом людям, чтобы им пользоваться, хотя бы изредка».

Уроки внеклассного чтения по рассказу Л.С.Петрушевской «Глюк». 8 класс

Уроки внеклассного чтения по рассказу Л.С.Петрушевской «Глюк». 8 класс.

Тема уроков «Рассказ Л.С. Петрушевской «Глюк» как зеркало социальных и нравственных проблем современного общества».

Эпиграф к уроку: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».(А.П.Чехов.)

Цели урока:
-обучение вдумчивому чтению художественного произведения, пониманию замысла писателя;
-формирование у учащихся высоких нравственных качеств: доброты, ответственности за свои поступки, желания духовных потребностей;
-раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа.

Оборудование: репродукции картин Врубеля «Демон сидящий», «Демон поверженный»; портрет Л.Петрушевской; иллюстрации учащихся к рассказу «Глюк».

Методические приемы: аналитическое чтение рассказа, беседа.

Учитель Кисурина Л.Г., МОУ лицей г.Сызрань.

Ход урока.

До прочтения текста (небольшая письменная работа):

1. Когда вы слышите слово «глюк», какие ассоциации у вас возникают?
2. Если бы к вам пришел волшебник и предложил выполнить три заветные желания, что бы вы загадали? (ответы остаются у детей для самоанализа).

Познакомим восьмиклассников с особенностями творчества писательницы (слово учителя или заранее подготовленного учащегося).

Л.Петрушевская определяет лицо современной литературы –литературы постмодернизма. Для Л.Петрушевской характерен жесткий натурализм в изображении темных сторон внутреннего мира и общественной жизни человека. Однако Петрушевская не считает, что цель её творчества- показать неприглядные черты современника. Она полагает, что задача писателя – честно ставить вопросы, даже не самые приятные, чтобы побудить людей задуматься о себе, о своей нравственности, человеческой состоятельности.

Родилась Петрушевская в Москве в 1938 году, окончила МГУ. Первая книга вышла в 1988 году- это сборник рассказов «Бессмертная любовь». Писательница известна в мире, она читает лекции по русской литературе в Гарвардском университете. Многожанровый писатель, она продолжает тему «маленького человека», рассказывая о человеке наших дней.

Л.Петрушевская – мрачный «взрослый» прозаик и драматург, но при этом - один из самых светлых детских писателей. Ею написаны сценарии мультипликационных фильмов «Ёжик в тумане», «Сказка сказок», циклы «Сказки для всей семьи», «Дикие животные сказки», пьесы «Два окошка», «Чемодан чепухи» и др.

Рассказ читается вслух учителем (на каждой парте– ксерокопии текста рассказа).

Домашнее задание: Ответить (письменно) на вопросы:
1.Как вы поняли рассказ?
2. Какие вопросы возникли у вас после чтения рассказа?
3.Нарисовать иллюстрации к рассказу.

Урок 2.
Ход урока.

Сегодня мы продолжаем разговор о рассказе Л.Петрушевской «Глюк». Перед вами текст рассказа и тетради с ответами на вопросы. Перед прочтением рассказа я попросила вас написать:

«Какие ассоциации у вас вызывает слово «глюк»?»

(Желающие зачитывают свои ответы).

(Ответы детей: сумасшедший человек, привидения, галлюцинации, иллюзия, композитор, наркомания, бред, болезнь, жар, поехала крыша…)

Вначале, вы помните, чтение рассказа вызвало у вас веселье, к концу чтения настроение резко поменялось. Рассказ поизвел эффект шоковой терапии.

Каково ваше первое впечатление от рассказа? Как вы его поняли? Какие вопросы у вас возникли?

Приводим некоторые работы учащихся.

Амельшина Оксана.
Рассказ «Глюк» мне понравился тем, что в нем жизнь показана натурально – во всех её проявлениях. Главная героиня рассказа – Таня, девушка 16-17 лет, представляет большую часть молодежи сегодняшнего дня. Её прототип можно найти на любой дискотеке. В «Глюке» есть тайна, над которой долго ломаешь голову, есть и такие моменты, о которых трудно думать без содрогания в душе.

Фоменко Александра.
Мне лично рассказ не понравился. Мне не нравится всё, что убивает надежду, заводит в тупик. Конечно, нужно говорить правду о том зле, которое нас окружает. И все же слово должно исцелять, врачевать раны, возвращать надежду, а не убивать её.

Ахметзянова Люция.
Главный герой рассказа – девочка Таня. У Тани было мало друзей, и поэтому она пыталась их завоевать, исполняя все их прихоти и желания. Она соглашалась со всеми дурными идеями своих сверстников, но в итоге получилось не то, чего ей так хотелось. Таня была девочкой, не думавшей о судьбе других людей, она думала о том, как бы на неё обратили внимание и чтобы её считали самой красивой. У Тани отсутствовало представление о последствиях творимого ею зла. Таня, по моему мнению, была девочкой странной, потому что в свои четырнадцать лет она еще смотрела мультики. Может, ей просто в детстве родители не дали достаточно ласки и любви. Я думаю, что после её фантастических видений она задумается о своём поведении, о людях, которые её окружают, о важности различения зла и добра в жизни людей и, конечно же, исправится в лучшую сторону.

Я вижу, что рассказ произвел на вас сильное впечатление и многое из него вы поняли правильно.

Цель сегодняшнего урока: учиться вдумчиво читать художественное произведение, понять замысел автора рассказа «Глюк», т.е. в конце урока мы должны будем ответить на вопросы: «Что же хотела сказать своим рассказом Л.Петрушевская? Над какими проблемами заставляет задуматься?»

Итак, давайте обратимся к рассказу.

(По ходу анализа рассказа учащиеся отмечают композиционные части произведения: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку).

Экспозиция. Глюк в комнате у Тани.

Глюк. -Какой он?

Уч-ся:- Красивый, как киноартист, как модель. Смелый, бесцеремонный, все знает о Тане, говорит её языком («поставит парашу»).

-«Я хочу тебе добра». Так ли это?

На первый взгляд кажется, что нет. Но ведь он же и говорит Тане, чтобы она « не тратила желания на ерунду».

Таня. – Что мы узнаем из разговора героев о Тане? (Напомнить, что характеристика литературного героя включает внешность, речь, внутренний голос, отношение к окружающим, поступки, отношение автора).

Читала красивый журнал, мало спит, много гуляет на дискотеке, пробует наркотические таблетки. Речь грубая (учителя называет «Марья», «вали отсюда», «мать базарит»), лексикон бедный. Не учит математику, английский язык. Редко моет голову, толстая. Любит ходить по рынку. Ей нравится Сережка, который уже пьёт водку. Таня пьет пиво, берет деньги без разрешения.

Вывод. Интересна ли вам Таня?

Нет. Её жизнь сводится к тому, чтобы поесть, сходить на рынок, дискотеку, тусовку. Она не учит уроки, не стремится к совершенству. Не читает художественную литературу. Её жизнь неинтересна, поэтому она пытается её украсить наркотиками.

Почему ей нравится такой мальчик, как Серёжа?

Она не уважает,не ценит себя. У неё низкая самооценка. У Тани нет другого круга общения.

Какие желания высказала Таня? Она стоит перед выбором.

Дом,деньги, жить за границей.

А теперь вспомните о своих желаниях, записанных в тетрадях.

Они не вызывают у вас тревогу? Вы довольны собой?

(Отвечать вслух не нужно).

Завязка, развитие действия. «Чпок!» Таня за границей.

Как Таня чувствовала себя в новом доме?

-«Класс! Мечта!»

Довольна ли она волшебством?

Нет. Мало, не всё легко.

С какими трудностями она встретилась?

Есть, пить, одеться – она сама не могла!

Как меняется настроение Тани?

У неё появляются усталость, раздражение, зависть, злость, отчаяние.

Что означают эти слова с точки зрения нравственности, религии?

Эти слова - перечень тяжких грехов.

Анализ эпизода «Таня около детей».

Таня теряет душу. Но она и умнеет.

С помощью каких слов передаёт Л.Петрушевская мотив утраты?

Слов с отрицательной частицей и приставкой «не»: «не различая», «не испугалась», «несчастье», «не видя», «не видно».

Поняла ли Таня, что это испытание у неё было не случайно? Раскаялась ли?

Анализ сцены «Второе появление Глюка».

Какой он теперь- Глюк?

У него был «страшный бесшумный фонарик». «Откуда-то сильно воняло гнилью». Писательница подсказывает: Таня на краю гибели, у преисподней.

Почему Глюк приходит именно к Тане?

Она легко поддаётся искушению.

Может быть, он действительно желает ей добра?

И да, и нет. Ведь она могла подумать не только о материальных потребностях. Человек в трудную минуту молит о терпении, твердости духа, силе воли. А Таня опять «заказывает»: полный холодильник, всех ребят из класса. Еда и веселье- вот смысл жизни героини.

Зачем Тане нужно было это?

Чтобы все видели! Она торжествовала. «Наконец она была не хуже других».

Кульминация рассказа. «Это было как страшный сон».

Обратимся к эпиграфу нашего урока – словам А.П.Чехова:

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Заботилась ли Таня о том, чтобы её душа и мысли были прекрасны?

Нет. Она старалась угодить всем друзьям, чтобы они её любили. А её не за что было любить.

-«Глаза сияли не хуже фонариков», «Таня чувствовала себя не хуже королевы», «Тут я распоряжаюсь».Таня возвысила себя над всеми, над всем миром.

Учащиеся рассматривают иллюстрации картин Врубеля с изображением демона.

Знала ли Таня о последствиях творимого ею зла? Почему она с радостью предложила друзьям наркотик? Выпишите ключевые слова,передающие состояние подростков после приёма наркотика.

-«Заплетающийся язык», «с лукавым видом», «злым взглядом», «совершенно бесчувственный Серёжка» и, наконец, «все валялись по углам, как тряпичные куклы», «у Серёжки закатились глаза, были видны белки».Таня не понимала, что после приёма наркотика человек теряет волю, а это как раз и нужно тем, кто подстрекает людей на это страшное и опасное действие.

Рассказ Л.Петрушевской – рассказ-предупреждение: приём наркотиков часто заканчивается преступлениями и смертью. Как описывает картину «страшного сна» автор?

Это описание напоминает картину ада: «Таня извивалась, как могла…слова ускользали», «Все обступили Таню, кривляясь и хохоча», «зеленые трупы окружили кровать», «было нестерпимо больно». Глюк отравил сознание людей.

Развязка. «Когда Таня очнулась…». Анализ финального эпизода.

Что произошло с Таней? Каков финал рассказа? Почему Л.Петрушевская пишет «Ничего не кончилось»?

Таблетка-искушение лежала в косметичке.

Человека жизнь постоянно ставит перед выбором, он идет по жизни,как по ступенькам. Будут ли эти ступеньки вести вверх, к духовному росту, к самосовершенствованию или это будут ступеньки вниз, к потере души, к деградации, зависит от самого человека.

Как вы поняли сущность Глюка?

Глюк – тёмная, страшная сила, в любом обличии может прийти. Он искуситель, дьявол, сатана, зло.

Глюк – это кошмарная жизнь, пустая квартира.

По религиозным представлениям – дьявол(глюк) всё знает о человеке, он искушает его.

На уроках мы занимаемся нестандартным заданием – переводом с русского языка на русский слова глюк.

Как по-разному можно его понимать?

«Глюк – герой рассказа», «композитор Глюк», ««Глюк»-название» . А ещё есть слово das gluck по-немецки –«счастье».

В тексте Глюк – бред – страшный сон – t 40 С – невидимый с фонариком – чудовище с огромным ртом, как заходящее солнце, всех и вся пожирает, оно-жерло ненасытное, жернов, перемалывающий судьбы, Молох.

Когда холодильник полный, друзья Тани играют в саранчу, а саранча прожорлива, всё уничтожает на своём пути, её несметные полчища.

Послушайте высказывание поэта Р.Рождественского «Выбор».

«У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Разный по своей серьёзности. Неодинаковый по своим последствиям.Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать? Вопросы-громады и вопросы-карлики. Вопросы-океаны и вопросы-капли …»

Как вы считаете, этот рассказ оптимистичен или пессимистичен?

Как вы думаете, этот рассказ для взрослых или для детей? Обратите внимание на одну реплику в финале рассказа: «Вам не кажется, что это какая-то секта новой религии… Куда завлекли детей?» Автор обращает внимание читателей ещё на одну страшную угрозу нашему обществу – на многочисленные религиозные секты, вовлекающие не только взрослых, но и детей. Почему так происходит? Наверное, у человека, даже самого ограниченного, есть потребность в духовной пище. И если его духовный мир беден, он легко поддаётся любому влиянию.

(Дети очень серьёзно, по-взрослому отвечают на данный вопрос. Говорят об ответственности родителей, школы, общества не только за материальное благосостояние детей, но и за их нравственное воспитание.) Поэтому этот рассказ адресован и взрослым,и подросткам.

Какие проблемы затронуты в произведении? Над какими вопросами заставляет задуматься автор?

Что есть добро и что есть зло. Каков он – духовный мир нашего современника? Этот рассказ заставляет взглянуть на себя со стороны. Одна из основных проблем рассказа – проблема выбора.

В заключительной части урока можно познакомить учащихся с одним из главных принципов литературы постмодернизма (термин вводится на первом уроке) – интертекстуальность (соотнесённость текста с другими литературными источниками).

Постмодернистский текст формирует новый тип взаимоотношений между литературой и читателем. Читатель становится соавтором текста. Восприятие художественных ценностей становится многозначным. Литература рассматривается как интеллектуальная игра.

С какими произведениями художественной литературы можно соотнести рассказ «Глюк» (Евангелие. «Иисус в пустыне». А.С.Пушкин. «Сказка о золотой рыбке». Н.В.Гоголь. «Шинель». М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита». В.П.Астафьев «Васюткино озеро» и др.)

Список литературы.

1. Л.С.Петрушевская. Глюк «АиФ».1999. №99.
2. Е.Н.Лучкина. Уроки внеклассного чтения по рассказу Л.С.Петрушевской «Глюк». РЯШ.2002.№29.
3. Р.Рождественский.Выбор. РЯШ.2000.№4.

Серия: "Юношеская библиотека"

Людмила Стефановна Петрушевская широко известна как драматург, прозаик, поэт и сценарист. Она также художница и режиссер собственных анимационных фильмов, композитор и певица. Пьесы Людмилы Стефановны неоднократно ставились знаменитыми режиссерами - Романом Виктюком, Марком Захаровым, Олегом Ефремовым и Юрием Любимовым на ведущих российских театральных сценах. В представленное издание вошли прозаические произведения, составившие три раздела: "Глюк", "Незрелые ягоды крыжовника" и "Настоящие сказки" .

Издательство: "Комсомольская правда, Директ-Медиа" (2015)

Формат: 84x108/32, 352 стр.

Место рождения:
Гражданство:
Род деятельности:
Годы творчества:

1972-наши дни

Дебют:

«Через поля»

Произведения на сайте Lib.ru

Людми́ла Стефа́новна Петруше́вская - российский прозаик, драматург. Родилась 26 мая 1938 в в семье служащего. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в под .

После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики . Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 - редактором на Центральной студии телевидения.

Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, всерьёз не задумываясь о писательской деятельности.

Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена в 1979 в театре-студии ДК «Москворечье» и почти сразу запрещена (напечатана лишь в 1983).

Постановка «Чинзано» была осуществлена театром «Гаудеамус» во . Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е: одноактная пьеса «Любовь» в , «Квартира Коломбины» в « », «Московский хор» во . Долгое время писательнице приходилось работать «в стол» - редакции не могли публиковать рассказы и пьесы о «теневых сторонах жизни». Не прекращала работы, создавая пьесы-шутки («Анданте», «Квартира Коломбины»), пьесы-диалоги («Стакан воды», «Изолированный бокс»), пьесу-монолог («Песни XX века», давшую название сборнику ее драматургических произведений).

Проза Петрушевской продолжает ее драматургию в тематическом плане и в использовании художественных приемов. Её произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости: «Приключения Веры», «История Клариссы», «Дочь Ксени», «Страна», «Кто ответит?», «Мистика», «Гигиена» и многие другие. В 1990 был написан цикл «Песни восточных славян», в 1992 - повесть «Время ночь». Пишет сказки как для взрослых, так и для детей: «Жил-был будильник», «Ну, мама, ну!» - «Сказки, рассказанные детям» (1993); «Маленькая волшебница», «Кукольный роман» (1996).

По сценариям Людмилы Петрушевской был поставлен ряд :

  • Лямзи-тыри-бонди, злой волшебник (1976)
  • Краденое солнце (1978)
  • (1979, реж. )
  • Заячий хвостик (1984)
  • Кот, который умел петь (1988)
  • Поросёнок Пётр (2008)

Людмила Петрушевская живёт и работает в .

Разное

Существуют противоречивые свидетельства, послужил ли профиль Петрушевской прототипом заглавного персонажа мультфильма Ю. Норштейна « ». С одной стороны, этот эпизод прямо описан в книге Петрушевской. . С другой стороны, сам Норштейн описывал процесс появления ёжика иначе. Достоверно известно, что Петрушевская послужила для Норштейна прообразом Цапли в мультфильме «Журавль и цапля».

Семья

Муж - директор Галереи на Солянке Борис Павлов.

Поросёнок Пётр

Людмила Стефановна Петрушевская в 2002 году создала три книги про поросёнка Петра («Поросёнок Пётр и машина», «Поросёнок Пётр и магазин», «Поросёнок Пётр идёт в гости») Эти книги так понравилась читателям, что был создан мультфильм, а пишут до сих пор.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Творчество Людмилы Петрушевской на сайте The Electronic Literary Database
  • Юбилейный год Людмилы Петрушевской в Петербурге, Москве и Красноярске (организаторы - МА «Живая классика»)

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Кириллина Лариса Валентиновна Жизнь замечательных людей @ @ 2018
    947 бумажная книга
    Кириллина Л.В. Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787) - один из гениев, определивших пути развития музыкального искусства второй половины XVIII века. Современники полагали, что он совершилреволюцию в музыке… - @Молодая гвардия, @(формат: 60x84/16, 224 стр.) @Жизнь замечательных людей @ @ 2018
    462 бумажная книга
    Людмила Петрушевская Людмила Стефановна Петрушевская широко известна как драматург, прозаик, поэт и сценарист. Она также художница и режиссер собственных анимационных фильмов, композитор и певица. Пьесы Людмилы… - @Комсомольская правда, Директ-Медиа, @(формат: 84x108/32, 352 стр.) @Юношеская библиотека @ @ 2015
    149 бумажная книга
    Василий Головачев Открытия делаются по-разному. Павел Смолин во время обследования поверхности луны обнаружил кратер, заполненный жидкостью. И это при минусовых температурах… - @Эксмо, @ @ @ электронная книга @ 2006
    5.99 электронная книга
    Альберт Меир Люди начинают забывать. Искусство, наука, самые обычные вещи – все уже не так однозначно, каким казалось совсем недавно. И, что самое важное, исчезли те, кто смог бы рассказать об этом. Мир будущего… - @Мультимедийное издательство Стрельбицкого, @(формат: 60x84/16, 224 стр.) @ @ электронная книга @
    149 электронная книга
    Альберт Меир В мире, где нет больше ни любви, ни справедливости, единственный способ выжить – это соответствовать новым обстоятельствам. Шарль пытается спасти жену и при этом неиспачкать руки в крови. Но как… - @Мультимедийное издательство Стрельбицкого, @(формат: 60x84/16, 224 стр.) @ @ электронная книга @
    149 электронная книга
    Роман Казимирский Люди начинают забывать. Искусство, наука, самые обычные вещи – все уже не так однозначно, каким казалось совсем недавно. И, что самое важное, исчезли те, кто смог бы рассказать об этом. Мир теперь… - @ЛитРес: Самиздат, @(формат: 60x84/16, 224 стр.) @ @ электронная книга @ 2018
    149 электронная книга
    Гурова А. Глюк"о za и принц вампиров Однажды обычная девчонка Глюк"о za оказалась запертой в параллельной реальности. В огромном городе, где технологии будущего соседствуют с магией и старинным оружием. Где мутанты и киборги сражаются с… - @Малыш (АСТ), @ @Прикольный детектив @ @ 2008
    60 бумажная книга
    Глюк"о za и принц вампиров Однажды обычная девчонка Глюк"о za оказалась запертой в параллельной реальности. В огромном городе, где технологии будущего соседствуют с магией и старинным оружием. Где мутанты и киборги сражаются с… - @Харвест, Астрель-СПб, АСТ, Астрель, @(формат: 60x84/16, 224 стр.) @ @ @ 2008
    60.2 бумажная книга
    Гурова Анна Евгеньевна Глюк о za и принц вампиров 224 стр. Однажды обычная девчонка Глюк о za оказалась запертой в параллельной реальности. В огромном городе, где технологии будущего соседствуют с магией и старинным оружием. Где мутанты и киборги… - @АСТ, @(формат: 60x84/16, 224 стр.) @Матюшкина. @ @