Психология

Основной конфликт романа обломов. Анализ произведения «Обломов» (И

Натуральная школа - условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 1840-х годов, возникшего под влиянием творчества Николая Васильевича Гоголя.

К «натуральной школе» причисляли Тургенева и Достоевского, Григоровича, Герцена, Гончарова, Некрасова, Панаева, Даля, Чернышевского, Салтыкова-Щедрина и других.

Термин «Натуральная школа» был впервые употреблён Фаддеем Булгариным в качестве пренебрежительной характеристики творчества молодых последователей Николая Гоголя в «Северной пчеле» от 26 января 1846, но был полемически переосмыслен Виссарионом Белинским в статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года»: «натуральное», то есть безыскусственное, строго правдивое изображение действительности.

Наиболее общими признаками, на основании которых писатель считался принадлежащим к Натуральной школе, являлись следующие: общественно-значимая тематика, захватывавшая более широкий круг, чем даже круг социальных наблюдений (зачастую в «низких» слоях общества), критическое отношение к социальной действительности, реализм художественного выражения, боровшийся против приукрашивания действительности, самоцельного эстетства, романтической риторики.

2. Диалогический конфликт в романе и.А. Гончарова "Обыкновенная история"

По глубине раскрытия исторических тенденций в развитии русского общества, по художественному мастерству «Обыкновенная история» стала одним из наиболее значительных произведений «натуральной школы». Социальный анализ удачно сочетался с элементами психологизма. Идейные споры дяди и племянника Адуевых составляют важнейший конструктивный элемент. «Обыкновенной истории». Основой структуры романа становится «диалогический конфликт». В споре Адуевых нет победителя. Дядя строго логически отстаивает идеи исторического прогресса, связанного с капиталистическим развитием. В племяннике же писателю дороги лирический пафос, вера в силу человеческих чувств, живое движение сердца. Но Александр Адуев изменяет своим юношеским, возвышенным мечтам. Он оправдывает себя ссылками на время: «Что делать…! век такой. Я иду наравне с веком».

3. Проблематика романа и.А. Гончарова "Обломов"

Роман И.А.Гончарова «Обломов» является социально-психологическим произведением, описывающим жизнь человека со всех сторон. Главным героем романа показан Обломов Илья Ильич. Это помещик средней руки, имеющий свое родовое поместье. С малых лет он привыкал быть барином благодаря тому, что у него и подать и сделать было кому, отчего в последующей жизни он стал бездельником. Автор показал все пороки своего персонажа и даже где-то их преувеличил. В своем романе Гончаров дает широкое обобщение «обломовщины» и исследует психологию угасающего человека. Гончаров затрагивает проблему «лишних людей», продолжая труды Пушкина и Лермонтова на эту тему. Как и Онегин и Печорин, Обломов не нашел применения своим силам и оказался невостребованным.

Его лень и апатия – это создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а «обломовщина».

Проблема, поднятая Гончаровым, – отражение в Обломове русского национального характера. Добролюбов писал об Обломове: «Коренной тип русской жизни». Крепостной уклад жизни сформировал их обоих (Захар и Обломов), лишил уважения к труду, воспитал безделье и праздность. Главное в жизни Обломова – футлярность и лень. С обломовщиной, как с явлением глубоко чуждым и вредным, нам нужно неустанно бороться, уничтожая саму почву, на которой она может произрастать, ведь Обломов живет в каждом из нас. Обломовщина – бич и зло России, характерная черта нашей жизни. Материалом для произведения послужила русская жизнь, которую писатель наблюдал с самого детства.

Чем ближе к финалу романа, тем отчетливее в отношениях Обломова с поколением «Штольцев» вторгается мотив непонимания. Этот мотив герои считают фатальным. В итоге к финалу сюжет романа приобретает черты своеобразной «трагедии рока»: «Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден... и... гибнешь!»

В этих прощальных словах Ольги «трагическая вина» Обломова прочувствована вполне. Однако у Ольги, как и у Штольца, есть и своя «трагическая вина». Увлекшись экспериментом по перевоспитанию Обломова, она и не заметила, как любовь к нему переросла в диктат над душой человека другой, но по-своему поэтичной натуры. Требуя от Обломова, причем нередко в ультимативной форме, стать, «как они», Ольга и Штольц по инерции вместе с «обломовщиной» отвергли в Обломове и лучшую часть его души. Пренебрежительно брошенные на прощание слова Ольги - «А нежность... Где ее нет!» - незаслуженно и больно ранят сердце Обломова.

Итак, каждая из сторон конфликта не желает признать за другой права на самоценность ее духовного мира, со всем плохим и хорошим, что в нем есть; каждый, особенно Ольга, непременно желает переделать личность другого по своему образу и подобию. Вместо того чтобы перебросить мостик из поэзии «века минувшего» в поэзию «века нынешнего», обе стороны сами воздвигают непроходимую преграду между двумя эпохами. Диалога культур и времен не получается. Не на этот ли глубинный пласт содержания романа намекает и символика его заглавия? Ведь в ней отчетливо угадывается, пусть и этимологически, значение корня «облом», то есть разрыв, насильственный перерыв в эволюции. Во всяком случае, Гончаров отлично понимал, что нигилистическое восприятие культурных ценностей патриархальной России прежде всего обеднит культурное самосознание представителей «России новой».

И за непонимание этого закона и Штольц, и Ольга расплачиваются в совместной судьбе то приступами «периодического оцепенения, сна души», то вдруг подкравшейся из мрака «голубой ночи» обломовской «грезой счастья». Безотчетный страх тогда овладевает Ольгой. Этот страх не может ей растолковать «умный» Штольц. Зато автору и нам, читателям, вполне понятна природа этого страха. Это обломовская «идиллия» властно стучится в сердца поклонников «поэзии дела» и требует признания своего законного места в ряду духовных ценностей «новых людей»... «Дети» обязаны помнить своих «отцов».

Как преодолеть этот «обрыв», эту пропасть в историко-культурной цепи поколений - этой проблемой уже непосредственно будут мучиться герои следующего романа Гончарова. Он так и называется - «Обрыв». И словно к Штольцу и Ольге, позволившим себе испугаться и устыдиться странной симпатии к обломовской «грезе счастья», будет обращен этот внутренний голос спокойного раздумья одного из центральных героев «Обрыва» - Бориса Райского, сливающийся на сей раз с голосом самого автора; «А пока люди стыдятся этой силы, дорожа «змеиной мудростью» и краснея «голубиной простоты», отсылая последнюю к наивным натурам, пока умственную высоту будут предпочитать нравственной, до тех пор и достижение этой высоты немыслимо, следовательно, немыслим и истинный, прочный, человеческий прогресс».

Основные теоретические понятия

  • Тип, типическое, «физиологический очерк», роман воспитания, роман в романе (композиционный прием), герой-«романтик», герой-«практик», герой-«мечтатель», герой-«деятель», реминисценция 1 , аллюзия, антитеза, идиллический хронотоп (соединение времени и пространства), художественная деталь, «фламандский стиль», символический подтекст, утопические мотивы, система образов.

Вопросы и задания

  1. Что такое типическое в литературе? В чем заключается своеобразие трактовки этой категории И. А. Гончаровым?
  2. Охарактеризуйте замысел «романной трилогии» Гончарова в целом. Каким историко-литературным контекстом этот замысел порожден?
  3. Что сближает роман «Обыкновенная история» с художественными установками «натуральной школы» и что отличает?
  4. Выявите в романе «Обыкновенная история» реминисценции из знакомых вам текстов русской классической литературы. Какую функцию в тексте романа они выполняют?
  5. Каковы обстоятельства творческой истории романа «Обломов»? Как они помогают понять авторский замысел произведения?
  6. По какому принципу построена система образов романа «Обломов»?
  7. В чем смысл противопоставления характеров и судеб героев (Обломова и Штольца, Обломова и Ольги Ильинской)?
  8. Какое место в системе образов романа занимает сюжетная линия «Обломов - Агафья Пшеницына»? Довершает ли эта линия окончательное «развенчание» Обломова или, наоборот, в чем-то поэтизирует его образ? Мотивируйте свой ответ.
  9. Раскройте значение сна Обломова в композиции романа.
  10. Подумайте над значением художественной детали в романах «Обыкновенная история» (желтые цветы, склонность Александра к поцелуям, просьба денег взаймы) и «Обломов» (халат, оранжерея) для раскрытия характера героя и существа конфликта.
  11. Сопоставьте поместье Адуевых Грачи с Обломовкой, обратив внимание на черты «обломовщины» в них.

1 Реминисценции - скрытые цитаты.

Роман был задуман в 1847 году и писался в течение 10 лет. В 1849 году в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» при «Современнике» была опубликована глава «Сон Обломова» как самостоятельное произведение. Опубликованный в 1859 году, роман был встречен как важнейшее общественное событие.

Как и любая система, персонажная сфера произведения характеризуется через составляющие ее элементы (персонажи) и структуру – "относительно устойчивый способ (закон) связи элементов". Статус персонажа тот или иной образ получает именно как элемент системы, часть целого, что особенно хорошо видно при сопоставлении образов животных, растений, вещей в различных произведениях.

В романе “Обломов” Гончаров отразил часть современной ему действительности, показал характерные для того времени типы, образы, исследовал истоки и суть противоречий в русском обществе середины XIX в. Автор использовал ряд художественных приемов, способствовавших более полному раскрытию образов, темы и идеи произведения.
Построение литературного произведения играет важную роль, и Гончаров использовал композицию как художественный прием. Роман состоит из четырех частей; в первой автор описывает день Обломова в деталях, не опуская ни одной мелочи, так что у читателя складывается полная и подробная картина целой жизни главного героя, потому что все дни в жизни Обломова примерно одинаковы. Образ самого Обломова тщательно вырисовывается, и когда перед читателем открываются и становятся ясными образ жизни, особенности внутреннего мира героя, автор вводит в ткань произведения “Сон Обломова”, в котором показывает причины появления такого мировоззрения у Обломова, социальную обусловленность его психологии. Засыпая, Обломов спрашивает себя: “Почему я такой?” - и во сне получает ответ на свой вопрос. “Сон Обломова” - это экспозиция романа, находящаяся не в начале, а внутри произведения; используя такой художественный прием, показывая сначала характер героя, а затем истоки и условия его формирования, Гончаров показал основы и глубины души, сознания, психологии главного героя.
Для раскрытия характеров героев автор использует также прием антитезы, положенный в основу построения системы образов. Главная антитеза - пассивный, безвольный, мечтательный Обломов и активный, энергичный Штольц. Они противопоставлены друг другу во всем, до деталей: во внешности, в воспитании, отношении к образованию, образе жизни. Если Обломов в детстве жил в атмосфере всеобщей нравственной и интеллектуальной спячки, заглушавшей малейшую попытку проявления инициативы, то отец Штольца, наоборот, поощрял рискованные выходки сына, говоря, что из него выйдет “добрый барин”. Если жизнь Обломова протекает однообразно, наполненная беседами с неинтересными людьми, перебранками с Захаром, обильными сном и едой, бесконечным лежанием на диване, то Штольц все время в движении, всегда занят, постоянно куда-то спешит, полный энергии. Собственно, жизнь Штольца, по его выражению, - бурная, несущаяся река, жизнь же Обломова - “болото”. Это два совершенно противоположных характера; Гончаров использует антитезу, чтобы более полно раскрыть образы Обломова и Штольца. Вообще в романе много противопоставлений, основные же - Обломов и Штольц, Обломов и Ольга, Ольга и Пшеницына. Антитеза Обломов - Ольга подобна антитезе Обломов - Штольц, только здесь вялость и равнодушие Ильи Ильича противопоставлены живости и ненасытному уму Ольги, требующему все время новой пищи для размышлений. Такая любознательность и широта мышления, в свою очередь, противопоставлена ограниченности и индифферентности Пшеницыной. Чтобы показать возвышенность Ольги и приземленность Агафьи Матвеевны, в описании героинь Гончаров использует следующий прием: говоря об Ольге, он мало внимания уделяет ее внешности, подробнее останавливаясь на внутреннем мире; в описании же Пшеницыной все время упоминаются локти, плечи, шея - детали внешнего облика; таким образом показывается незначительность и узость ее внутреннего мира и мышления. В сравнении выявляются наиболее типичные и значимые черты характера; так создается яркий и рельефный образ.
Психологизм романа заключается в том, что автор исследует внутренний мир всех героев. Для этого он вводит внутренние монологи - рассуждения героя, которые он не произносит вслух. Это как бы диалог человека с самим собой; так, Обломов перед “Сном...” задумывается о своем поведении, о том, как бы вел себя другой на его месте. В монологах показывается отношение героя к себе и окружающим, к жизни, любви, смерти - ко всему; таким образом, опять же исследуется психология.
Художественные приемы, используемые Гончаровым, очень разнообразны. На протяжении всего романа встречается прием художественной детали, подробного и точного описания человеческой внешности, природы, внутреннего убранства комнат, то есть всего, что помогает создать у читателя полную картину происходящего. Как литературный прием в произведении также важен символ. Множество предметов имеют символическое значение, например халат Обломова - символ его повседневной привычной жизни. В начале романа главный герой не расстается с халатом; когда Ольга на время “вытаскивает Обломова из болота” и он оживает, халат забыт; в конце," в доме Пшеницыной, он опять находит применение, уже до конца жизни Обломова. Другие символы - ветка сирени (любовь Ольги), домашние тапочки Обломова (почти как халат) и другие тоже имеют большое значение в романе.
“Обломов” - произведение не только социально-историческое, но и глубоко психологическое: автор поставил себе целью не просто описать и рассмотреть, а исследовать истоки, причины формирования, особенности, влияние на окружающих психологии определенного социального типа. И. А. Гончаров добился этого, использовав разнообразные художественные средства, создав с их помощью наиболее подходящую к содержанию форму - композицию, систему образов, жанр, стиль и язык произведения.

  • Роман-монография. Можно ли так охарактеризовать «Обломова»?
  • Можно. Монография — научное исследование, посвященное одной проблеме. Роман «Обломов» — это специальное художественное исследование, такое же тщательное, всестороннее, какими бывают научные. Рисуя образ одного героя, Гончаров так глубоко его раскрыл, связав с той средой, которая его взрастила, что, познавая характер, взгляды, убеждения Обломова, мы можем судить о тысячах ему подобных, об общественно-политической обстановке в России и социальной психологии русского дворянства.

  • Каков основной конфликт, на котором построено развитие действия в романе «Обломов»?
  • Основной конфликт, на котором построено развитие действия в романе, — это внутренняя борьба в самом Илье Ильиче. Она стимулируется борьбой за Обломова Штольца и Ольги Ильинской и заканчивается победой обломовщины, которую поддерживают Захар и Агафья Матвеевна Пшеницына, по-своему очень преданные Обломову.

  • Как построен роман? Каково содержание каждой его части?
  • В начале произведения писатель подробно рассказывает об одном дне Обломова. Как раскрывается здесь характер тридцатидвухлетнего героя романа?
  • Как вы думаете, почему автор счел необходимым показать предысторию своего героя? Какое значение в романе имеет глава «Сон Обломова»? Только ли для понимания характера Обломова важна эта глава? В чем ее значение для современного читателя?
  • Что вы можете сказать об отношении писателя к Обломову? Разоблачает, высмеивает автор своего героя или сочувствует ему? Почему вы так думаете?
  • Почему любовь к Ольге Ильинской не смогла возродить Обломова, вернуть его к активной жизни (ведь он очень хотел этого)?
  • Какова роль Штольца в судьбе Обломова? Чем объясняется его (Штольца) поражение в борьбе за Илью Ильича?
  • Что такое обломовщина? Кто впервые произносит в романе это слово? Правильно ли понимает его суть сам Обломов? Как объясняет сущность обломовщины П. А. Добролюбов? Материал с сайта
  • Что привело Обломова в дом А. М. Пшеницыной? Чем привлекла Илью Ильича хозяйка? Какую роль сыграла она в жизни барина? Как к ней относится писатель? Из чего это видно?
  • Можно ли назвать героя романа «лишним человеком» и поставить его в ряд с Онегиным, Печориным, Рудиным? Как отвечает на этот вопрос Добролюбов? Согласны ли вы с ним?
  • Расскажите о художественном мастерстве Гончарова. Какую роль в романе играют описания (пейзаж, портрет, интерьер), художественные детали (халат, диван, ветка сирени и др.)?
  • Как вы полагаете, почему Обломов не смог повторить судьбу Адуева-младшего («Обыкновенная история»)?
  • Устарел ли роман «Обломов» сегодня? Почему?
  • Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    На этой странице материал по темам:

    • роман гончарова облом почему он так назван?
    • главная тема этого романа,в чем основной конфликт
    • современен ли роман обломов и почему
    • правильно ли понимает обломов суть слова обломовщина?
    • правильно ли понимает суть обломовщины сам обломов

    Роман И.А. Гончарова "Обломов" всколыхнул российское общество 50-60-х гг. XIX в., его без сомнения можно назвать одним из крупнейших событий литературной жизни страны. Внимание читателей прежде всего привлекла острая проблематика романа, литературная элита раскололась на две части, кто-то считал Обломова положительным героем, кто-то проводил сравнение в пользу Штольца. Но в одном сходились все именитые писатели и критики: Гончарову удалось найти новое удачное решение темы "лишнего человека". Вновь появившийся роман был так же признан "энциклопедией русской жизни" и поставлен в один ряд с бессмертными произведениями Пушкина и Лермонтова, а образ Обломова вошел в галерею классических героев русской литературы наряду с Евгением Онегиным и Григорием Печориным.

    Одной из отличительных особенностей романа является своеобразие развития конфликта. Все произведение делится на четыре логические части.

    В первой части автор представляет нам Илью Ильича Обломова. Первые страницы целиком посвящены описанию героя. С самого начала Гончаров формирует образ такого добряка, душевного человека. Он с иронией описывает образ жизни Обломова, но тут же сам удивляется, как замечательно подходит леность к этому человеку. Вообще, центральным героем первой части является Илья Ильич, его общей характеристике посвящена довольно значительная часть произведения. Характер героя раскрывается и посредством описания быта, и с помощью образа Захара, но, в основном, конечно, через общение Обломова со своими гостями. Таким образом, зарождается общественный конфликт, автор описывает отношение героя к окружающему его миру как отношение человека к большому муравейнику, где все спешат по своим делам, а ему неинтересны их проблемы. Окончательно формируется общественный конфликт, когда автор вводит образ Штольца. Он впервые появляется сразу после сна Обломова, таким образом характер Ильи Ильича уже четко противопоставлен характеру его друга, а так как это не просто характеры, а целые типы, общественный конфликт принимает вид противопоставления Обломова и Штольца.

    С приездом Штольца действие как будто получает мощный импульс. Андрей вырывает своего друга из изоляции, и это способствует гораздо более глубокому развитию образа героя. Вторая часть больше насыщена событиями, чем первая. Обломов начинает появляться в обществе, общаться с другими людьми и, самое главное, знакомится с Ильинскими. Ольга поражает сердце Обломова, с него окончательно слетает леность. Это завязка любовного конфликта.

    Третья часть – это всецело описание любви Обломова и Ольги. Напряжение общественного конфликта ослабевает, так как Штольц уехал за границу, а Обломов с виду окончательно "перевоспитался". Его деятельность достигает апогея, полностью раскрывается доселе неведомый богатый внутренний мир Обломова. В этой части, фактически, происходят кульминация и развязка любовного конфликта. Илья Ильич не смог даже ради Ольги окончательно порвать с прошлым. Он понимает это и не собирается дальше бороться. Это говорит о том, что одновременно с любовным конфликтом развивался и внутренний конфликт в самом Обломове.

    Кульминация внутреннего конфликта – нелегкий выбор между движением и застоем, Ольгой и Пшеницыной. Выбор сделан, происходит окончательный разрыв с Ольгой и Штольцем.

    Четвертая, заключительная, часть – это возвращение Обломова в привычную обломовщину. Подводится итог главной проблеме романа: когда же избавится русский человек от обломовщины, проснется от духовного сна и пойдет вперед, навстречу солнцу. Стало быть, никогда. Внутренний мир Ильи Ильича успокоился, теперь уже до конца. Наносятся завершающие штрихи на портрет Обломова, он показан постаревшим человеком в кругу семьи, где он уже окончательно погрузился в духовную спячку. А со смертью Обломова происходит и видимое окончание сюжетообразующего общественного конфликта. Казалось бы, что идеал человека – Штольц, однако его нельзя считать победителем. Финал романа остается открытым, конфликт двух типов личности продолжается.

    Особое внимание привлекает динамика действия в этих частях.

    Первая часть – это даже не столько завязка сюжетообразующего конфликта, сколько экспозиция, представление главного героя. Неторопливый ход повествования, отсутствие смены места действия – все это характеризует Илью Ильича и его размеренно текущую жизнь. Однако действие развивается с приездом Штольца, динамика становится более интенсивной, Обломов "просыпается" и перестает быть развалиной, тюфяком. Он знакомится с Ольгой, это завязка еще одного сюжетообразующего конфликта. И в третьей части происходит его кульминация, кульминация жизни Обломова. С момента выбора Обломова начинается замедление действия, спад напряжения. Илья Ильич возвращается в свой халат, и уже ничто не может вытащить его обратно.

    Вообще, динамика основных событий романа связана со сменой времен года. Здесь особую сюжетно-композиционную роль играет пейзаж.

    Итак, развитие действия – это весна любви Обломова, весна его будущей жизни, лето – счастливая пора беззаветной любви к Ольге, желание навсегда связать с ней свою судьбу, и осень, осень души Ильи Ильича, его любовь "отцветает", жизнь теряет свой смысл. Конечно, в первую очередь внимание привлекает описание лета. Гончаров мастерски умел показать кульминацию, пик лета – июльский зной, размеренное дыхание природы, жар поля и прохладу леса. Описания полны красками, они полностью отвечают настроению главных героев.

    Конечно, роль пейзажа в раскрытии характеров велика. Летний пейзаж характеризует Ильинскую, осенний – Пшеницыну. Несомненно, в чем-то Ольга уступает Пшеницыной, но скупые и серые описания Выборгской стороны, самого быта хозяйки не говорят в ее пользу.

    Интересен пейзаж и в плане понимания особой сюжетно-композиционной роли "Сна Обломова". Пейзаж в сне – это, конечно, идиллическая картина Обломовки. Сквозь сон, неясно, как в полдневном мареве, Обломов видит милые картины: леса, поля, луга, речку, редкие деревеньки. Все дышит покоем. На глаза Ильи Ильича наворачиваются слезы. Этот момент вообще очень важен для понимания характера главного героя, и одновременно Гончаров пытается показать, что же такое обломовщина.

    В "Сне" очень важна деталь как средство описания Обломова и обломовщины. Это прежде всего четкое, размеренное течение жизни: ритуалы одевания, чаепития, послеобеденного сна. То состояние, подобное смерти, царящее в Обломовке во время сна, разрушающиеся галерея и крыльцо – все это и есть обломовщина, люди предпочитают поминать старое, боясь строить новое, и эта боязнь изображена в гротескном виде: что мешает снести галерею и построить новую? Ничего, однако вместо этого делается строгий наказ не ходит в опасное место. С другой стороны, все это служит для характеристики маленького Илюши, пока он был не такой, как все: он сбегал из дома во время всеобщего сна, ел выкопанные корешки, наблюдал за природой и обожал посещать запрещенную галерею. То есть пока обломовщина не распространила на него свою власть.

    Вообще, детали хорошо характеризуют Обломова. Это и халат – символ обломовщины, и книга, много лет заложенная на одной странице, что свидетельствует о том, что время остановилось для Ильи Ильича. Его неторопливая речь, привычка во всем полагаться на Захара как нельзя лучше подходит к образу "барина", живущего просто потому, что он барин. В описаниях проскальзывает и ирония: на креслах Обломова столько пыли, что один из гостей боится испортить новый фрак.

    Но деталь в "Обломове" характеризует не только самого Илью Ильича. Ветка сирени – тоже один из знаменитых символов романа. Это любовь Ольги и Обломова, так быстро увядшая. Складка над бровью Ольги и ямочки на полных руках Пшеницыной тоже намекают на особенности характеров этих персонажей.

    Не менее значительна и сюжетно-композиционная роль второстепенных персонажей. Гости Обломова, с одной стороны, подчеркивают его лень, но с другой – демонстрируют его отношение к жизни суетной и мелочной. Захар же вообще копия барина. Ироничное подтрунивание Гончарова над ним распространяется и на Илью Ильича.

    Противопоставление отцов Обломова и Штольца рождает основной конфликт произведения, конфликт двух ярких типажей. Таким образом, антитеза в романе – главный художественный прием.

    Другой яркий пример антитезы – противопоставление Ольги и Пшеницыной. Автор так и не ответил на вопрос, кто из них лучше. Но с помощью антитезы ему удалось полнее и ярче отобразить достоинства обеих.

    Итак, сюжет и композиция романа "Обломов" очень интересны, действие сложное и насыщенное. Гончаров использовал множество приемов, чтобы разнообразить повествование. Все это делает роман чрезвычайно любопытным как с художественной, так и с философской точки зрения.