Здоровье

Основные формы оказания психологической помощи. Типы консультирования

На протяжении веков человек является предметом изучения многих поколений ученых. Поэтому психологии отводится совершенно особое место. Слово «психика» (греч. Psyche) означает «душа», «логос» - учение, т.е. наука о душе, душеведении, о внутреннем, субъективном мире человека. Согласно общеизвестному мнению, первые психологические воззрения связаны с религиозными представлениями. Однако это не совсем так. История психологии утверждает, что «уже ранние представления древних греческих философов возникают в процессе практического познания человека в тесной связи с наполнением первых знаний и развиваются в борьбе с зарождающейся научной мысли против религии с ее мифологическими представлениями о мире вообще, о душе в частности».

Но ответить на вопрос, что такое душа, оказалось не так-то просто. Термин психология был предложен немецким схоластом Гоклениусом в конце 16 века. Долгое время психология развивалась как составная часть философии и только в середине 19 века выделилась в самостоятельную науку. Это стало возможным в силу того, что психология постепенно превращалась из описательной науки в экспериментальную.

Предметом изучения психологии служит психика человека, которая представляет собой социальный феномен и в отличии от психики животных является осознанным познанием. Психика - это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых осуществляется регуляция поведения, адаптация к окружающей среде.

Постепенно психика была приравнена к сознанию (т.е. способность думать, чувствовать, желать). На смену психологии души пришла психология сознания, которая оказалась бессильной перед многими практическими задачами, обусловленными развитием способа производства.

Во втором десятилетии 20 века в основе психологии становится поведение. Такое понимание предмета психологии привело к новым противоречиям - как изучать поведение без исследования мыслей, чувств, побуждений человека. Выход из этого тупика открыла философия диалектического материализма - первичным является материя (мозг); психика, сознание - это вторичное отражение мозгом объективной действительности.



Все объекты окружающего нас мира обладают свойствами физического отражения. Живые организмы отражают влияние из вне, сохраняя свою целостность, поскольку изменения происходят во внутренней среде (свет вызывает раздражение нервных клеток в сетчатке глаза, при ударе по сухожилию происходит сокращение мышцы и т.д.), другими словами, между раздражающими и ответными действиями возникает более или менее сложная цепь промежуточных процессов. Данная форма отражения получила название физиологической.

И наконец, раздражение извне может трансформироваться в такое состояние организма, когда вещь, исчезнувшая в действительности, сохраняется в виде идеального образа. В основе указанного явления лежит способность нервной клетки сохранять следы пережитого возбуждения, эта форма отражения называется психической.

Психическое отражение возникает, осуществляется и совершенствуется в процессе практической деятельности человека и оказывает на нее обратное организующее влияние. Вне деятельности и общения нет человека и его психики.

Таким образом, функция психики состоит в отражении свойств и связей действительности и в регулировании на этой основе поведения и деятельности человека.

Важнейшими элементами предмета научного знания в психологии являются:

а) конкретные факторы психической жизни человека;

б) существующие закономерности связей и отношений;

в) определение механизма психологической деятельности.

Факт психологической (лат. Faktum - свершившееся, сделанное) - это психическое явление, истинность познания которого может быть доказана. Например, в качестве психологического факта может выступать индивидуальный опыт человека, т.е. память.

Но задача психологии не собирать факты, а раскрывать их сущность и связи, включая в систему других фактов. И.П. Павлов, обращаясь к молодежи, писал: «Не превращайтесь в архивариусов фактов».

Психология призвана раскрыть закономерности существования необходимых, устойчивых и повторяющихся связей (отношений) между фактами (явлениями). Например, память имеет свои закономерности функционирования. В частности, закон повторения материала позволяет лучше его запомнить.

Механизмы психической деятельности предполагают работу конкретных анатомо-физиологических аппаратов, осуществляющих тот или иной психический процесс. Общеизвестно, что анатомия человека (например, деятельность мозга) тесно связана с психикой. Психические болезни - это результат нарушения деятельности мозга.

Методической базой изучения психики человека служит теория отражения, а основной естественно-научной теории является учение И.М. Сеченова, И.п. Павлова и их последователей (П.К.Анохина, К.М. Быкова, А.Д. Сперанского и др.) о высшей нервной деятельности. В работе «Рефлексы головного мозга» (1863) И.М. Сеченов пришел к выводу, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы».

Теоретические положения И.М. Сеченова были экспериментально подтверждены и конкретизированы И.М. Павловым, открывшим важнейшие законы взаимодействия человека со внешней средой, которые стали основой учения о двух сигнальных системах.

В научных трудах К.М. Быкова, П.К. Анохина, А.Д. Сперанского продолжались исследования в области соотношения субъективной и объективной реальности теории и практики психических процессов, состояний и свойств.

Психические процессы связаны с той стороной жизни, которая обеспечивает познание окружающей действительности (ощущение, восприятие, память, мышление, т.е. важнейшие составные механизма приобретения, хранения, использование информации о внешней среде). Психические процессы есть элементарные психические явления, включенные в более сложные виды психической деятельности.

Психические состояния определяют активность познающей и преобразующей деятельности человека. В основе их лежат эмоции (пробуждающая сила) и воля (сила, организующая психическую деятельность). К психическим состояниям относятся: эмоции, настроения, аффекты, бодрость, активность, вялость, апатия и т.д. По сравнению с психическими процессами психические состояния представляют собой более сложную форму психической деятельности.

Психические свойства личности придают отражению индивидуальные черты. Они обусловлены особенностями протекания психических процессов у данного человека, а также его характером, темпераментом, склонностями, убеждениями, навыками и привычками.

Таким образом, психология изучает возникновение и формирование психических явлений (процессов, состояний, свойств), закономерности связей (отношений) между ними и механизм психической деятельности.

Классификация психических явлений необходима, чтобы разобраться в сложном потоке душевной жизни человека, однако нужно иметь в виду, что познание, чувства и воля не существуют отдельно друг от друга. Познавая и преобразуя окружающий мир, мы исходим из определенных мыслей и чувств, свойственных как нашему сегодняшнему состоянию, так и нашей личности вообще.

Важнейшая функция психологии состоит в том, что она, является, по выражению Б.Ф. Ломова, интегрантом всех (или во всяком случае большинства) научных дисциплин, объектом исследования которых является человек

Закономерные зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека подчерпывают тесную связь психологии с физиологией, в частности, с физиологией высшей нервной деятельности, естествознанием, общественными науками (историей, экономикой, социологией, этнографией, искусствоведением, юриспруденцией, педагогикой и др.)

Базой объединения всех специальных психологических дисциплин является общая психология . Главный объект исследования - это человек, его психические процессы, состояния и свойства.

Помимо теоретических проблем изучения закономерностей развития психики в задачу общей психологии входит исследование различных видов деятельности человека и их связи с высшими психологическими функциями. Имеется ряд отраслевых (прикладных) психологий: авиационная, военная, возрастная, зоологическая, инженерная, консультативная, космическая, медицинская, музыкальная, политическая, педагогическая, искусства, спорта, труда, творчества, социальная, сравнительная, экономическая, экологическая, юридическая (правовая) и др.

Остановимся на некоторых из них.

Педагогическая психология изучает психологические закономерности воспитания и обучения (усвоения знаний, формирование умений и навыков, активного, самостоятельного, творческого мышления).

Одна из важнейших задач педагогической психологии - разработка психологических основ дальнейшего совершенствования процесса обучения, связанного с перестройкой содержания образования.

Социальная психология исследует закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные принадлежностью к той или иной социальной группе, а также психологические особенности самих этих групп.

К основным разделам социальной психологии относятся: психологические характеристики социальных групп; психология личности; закономерности общения и взаимодействия людей в совместной деятельности; складывающиеся в различных общностях межличностные взаимоотношения.

В компетенцию военной психологии входят проблемы личности воина и воинского коллектива, психологических основ воинского мастерства, подготовки воинов к ведению боевых действий и правонарушении Командиры, военные инженеры и другие специалисты работают в постоянном контакте с подчиненными. Их деятельность основывается не только на опыте офицера, его профессиональных знаниях, но и на умении понять каждого воина в отдельности и в той общности, коллективе, которые составляют экипаж, расчет отделение, подразделение.

Медицинская психология изучает личность больного; личность медицинского работника (в том числе будущего); их взаимоотношения в различных условиях(при посещении больного на дому, в амбулатории, клинике); роль психики в профилактике заболеваемости; состояние психики во время болезни, психические нарушения, возникающие при тех или иных заболеваниях.

Медицинская психология делится на общую и специальную (частную). В ведении частной (специальной) медицинской психологии находятся те же самые вопросы, но уже применительно к конкретной медицинской дисциплине: терапии, хирургии, педиатрии, санитарии, геронтологии, невропатологии, психиатрии и т.д.

Предмет трудовой психологии - психологическая сущность трудовой деятельности, особенности личности трудящегося (профессиональные способности) и его взаимодействия с производственной средой. Из задач, решаемых трудовой психологией, можно назвать психологические особенности подбора кадров, психологию профессионального отбора, роль личного фактора в несчастных случаях и производственном браке, психологию трудового воспитания и обучения, профилактику усталости, борьбу с монотонией, управление межличностными отношениями и микроклиматом в коллективе.

Инженерная психология изучает психофизиологические возможности человека в процессе его взаимодействия с техникой, закономерности функционирования системы «человек - машина». Как технологическая наука инженерная психология исследует системы управления, выясняя, какие требования к системам в целом и их элементам вытекают из характера этих процессов и свойств.

Правовая психология раскрывает психологические аспекты правосознания (правопонимание); правотворчества; специфику вхождения психологических терминов в уголовно-правовые (вина, личность преступления, мотив, сильное душевное волнение и др.)и гражданско-правовые (дееспособность лица, психическое состояние истца, ответчика и т.д.) понятия;

Юридическая психология изучает психические явления, механизмы, закономерности, проявляющиеся в сфере практической реализации права. (деятельности правоохранительных и правоприменительных органов).

Синтез психологии, правовой психологии, юридической психологии послужил основанием для возникновения новой отрасли науки и практики - психологии юриспруденции.

Следует выделить психологию спорта, торговли, научного и художественного творчества.

Особого внимания заслуживает и психология развития, которая имеет ряд отраслей: возрастная психология, психология аномального развития и сравнительная психология.

Возрастная психология изучает особенности психических процессов и психических качеств личности. Она имеет ряд подотраслей: детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека и психология старческого возраста (геротгоисихология).

Психология аномального развития (специальная психология)

Исследует психику людей с отклонениями от нормального развития, связанными с врожденными или преобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы. Например психология слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), умственно отсталых (олигофренопсихология) и др.

Модуль 1. Компетенция: умение разграничивать профессиональную и бытовую формы психологической помощи.

1. Понятие «психологическая помощь». Бытовая и профессиональная психологическая помощь.

2. Ситуации обращения за профессиональной помощью психолога.

3. Виды психологической помощи: психотерапия, психологическая коррекция, консультирование.

4. Профилактическая психологическая помощь.

Вопрос 1. В аспекте практического применения психологических знаний профессия психолога относится к классу так называемых «помогающих» профессий. К помогающим профессиям относятся все те виды деятельности и занятий, требующих специальной подготовки, теория и практика которых сосредоточена на оказании помощи людям, выявлении и разрешении возникающих у них проблем, а также на расширении знаний относительно возможностей людей по преодолению проблемных состояний в будущем. Понятие «помощь» означает содействие в чём-либо, поддержку, облегчение, оказание воздействия с целью приведения в нужное состояние. Соответственно, психологическая помощь предполагает различные формы содействия людям, сталкивающимся с различного рода затруднениями, возникающими в их внутреннем мире, в межличностных отношениях, в поведении и при выполнении различных видов деятельности. Мы говорим, что оказываем кому-либо помощь, только в тех ситуациях, когда оказание содействия другому человеку не предполагает никаких жертв (реальных или потенциальных) с нашей стороны. Оказание помощи не является альтруистическим поведением, при котором содействие другому человеку в трудную минуту предполагает некоторый риск или личные лишения, готовность жертвовать собственными интересами во вред себе. Альтруистическое поведение (в отличие от оказания помощи) направлено на удовлетворение интересов или улучшение жизни других людей при одновременном подвергании опасности себя. Для альтруиста благополучие другого человека имеет бόльшую значимость, чем своё собственное, тогда как помощник сохраняет приоритет благополучия и безопасности собственной личности.



Смысл профессиональной помощи не ограничивается временным облегчением, а подразумевает помощь человеку в его собственной оценке жизненных обстоятельств и в самостоятельном выборе стратегии решения своих проблем, в расширении своих психологических возможностей при решении этих проблем. Профессиональный психолог может определить возможные причины происхождения проблем (если клиент этого хочет и готов к этому), подтвердить подозрения клиента о том, что используемые им способы разрешения проблемы неадекватны, и отыскать в опыте более подходящие способы, увидеть скрытые стороны своей личности или несоответствие своих представлений о себе реальным практикам взаимодействия с окружающими (что и вызывает проблемы). Профессиональная психологическая помощь направлена на более эффективное использование внутренних психологических ресурсов.

Специфика профессиональной психологической помощи состоит в ее добровольном характере, в активном желании человека что-то изменить в себе. Это работа всегда строится на контрактной основе – на создании рабочего альянса между психологом и клиентом. Кроме того, профессиональная психологическая помощь предполагает предъявление к практическому психологу определенных требований к его личности и к условиям его работы.

Вопрос 2. Потребность в профессиональной психологической помощи актуализируется в кризисные периоды жизни, когда в связи с достижением какого-либо нормативного возраста развития к личности начинают предъявляться требования к изменению социального статуса, поведения, личностных проявлений. Кризисы также могут быть вызваны изменениями социальных ценностей. В критические периоды новый опыт и новый социально-психологический облик человека разрушают прежнюю социальную ситуацию развития и прежние представления о себе.

К профессиональной психологической помощи обращаются тогда, когда самопомощи и помощи людей из ближайшего окружения уже становится недостаточно или ее получить невозможно. Ситуации, в которых целесообразно обращение за профессиональной помощью, предполагающей изменение в личности человека:

Ощущение острого дискомфорта (тягостных переживаний), тревоги, неуверенности, сомнения, тоски, уныния, обиды, чувства вины, уникальности ситуации;

Заниженная самооценка;

Актуальный конфликт, который занимает все мысли и мешает привычной жизни;

Дефицит доверительного общения;

Отсутствие принятия со стороны близких;

Осознанная потребность в личностном росте, в изменении себя, в понимании и принятии значимых людей;

Тяжело и длительно переживаемое горе.

Контрольные вопросы к лекции.

1. В чем заключается психологическая помощь?

2. Чем отличается помощь от альтруистического поведения?

3. Какова цель психологической помощи на бытовом уровне?

4. Какова цель профессиональной психологической помощи?

5. На чем основывается оказание профессиональной психологической помощи?

6. В каких случаях необходима профессиональная психологическая помощь?

Список литературы.

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.: Академический проект, 2001.

2. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999.

3. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

4. Тащёва А.И. Энциклопедия психологической помощи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

В данной статье вкратце будет рассказано о тех направлениях психологии, которые наиболее часто используются сегодня.

Я очень просто попробую объяснить разницу между подходами в психологическом консультировании.

Когнитивно-бихевиоральное консультирование

Начнем, пожалуй, с когнитивно-поведенческой (когнитивно-бихевиоральная) терапии. Когниции (мысли, образное представление) + поведение закладываются в нас с первых дней жизни, а какие-то передаются с генами по наследству. Одни нам помогают жить и продвигаться, другие, напротив, создают всевозможные препятствия, а случается и так, что человек теряет не только смысл жизни, но и саму жизнь.

Приведу очень простенький пример из учебного материала. Девушка пришла к психологу с жалобой на то, что ее молодой человек не дарит ей цветы каждый день. Получается, в ее когнициях заложено, что мужчина должен себя вести именно таким образом.


Психолог предлагает ей чуть-чуть изменить свое восприятие и в дальнейшем (ну или хотя бы попробовать один разочек) воспринять ситуацию как «Было бы неплохо, чтобы мой мужчина дарил мне цветы каждый день, ну или через день». При таком подходе ситуация будет выглядеть не настолько критичной и вполне терпимой.

И вот такой пример с изменениями в способе поведения. Женщина пришла к психологу с запросом изменить хоть что-то в ее жизни. Она очень устала, много работает, двое детей, муж, мама живет с ними, дома каждый день скандалы, она уже просто не помнит, когда в доме была тишина.

В этой ситуации психолог просит ее привести пример самого типичного дня в их семье. Клиентка: «Я прихожу домой с тяжелыми сумками, переступаю порог и вижу - мусор не вынесен, кот голодный, муж сидит перед телевизором».

В данной ситуации психолог может, например, предложить клиентке позвонить перед выходом из магазина, чтобы ее встретили. А придя домой, - перед тем как начать кричать, - оставить сумки, сходить вымыть руки, приготовить себе (ОДНОЙ!) чай или кофе или просто выпить сок, воду, а после этого начинать ругать всех и вся. Только вот захочется ли, ведь вспомните, как часто мы кричим в пылу, а успокоившись, думаем «Зачем?».

Повторюсь, я очень просто описала это направление. На самом деле все гораздо сложнее, ведь не зря говорят – «привычка вторая натура», и избавиться от нее или хоть чуть-чуть что-то изменить ой как не просто. А еще психолог должен понимать, не нанесут ли его вмешательства еще больший вред, и насколько психика клиента готова к переменам. Ведь у некоторых людей их привычки - единственное, что их держит на плаву. Психолог должен быть осторожен.

Десенсибилизация и переработка движением глаз EMDR ДПДГ

Метод психотерапии, разработанный Френсин Шапиро для лечения посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР), вызванных переживанием стрессовых событий, таких как насилие или участие в военных действиях. Когда человек переживает травматический опыт или дистресс, это переживание может «перекрывать» возможности его механизмов совладания, тогда память и стимулы, ассоциирующиеся с событием, перерабатываются неадекватно и дисфункционально сохраняются в изолированных областях памяти.


Цель терапии - переработать эти стрессовые воспоминания и позволить пациенту развить более адаптивные механизмы совладания. Последние исследования оценивают ДПДГ как эффективный метод лечения ПТСР. Практическое руководство «Международного Общества Изучения Стресса» категоризует ДПДГ как эффективный метод лечения ПТСР у взрослых. Несколько международных руководств включают ДПДГ как рекомендованное лечение после физической травмы.

Гештальт подход

Гештальт (нем. Gestalt – образ, фигура) в консультировании - целостный подход к психической деятельности, как и ко всему организму. Весь мир вокруг нас мы воспринимаем как фон, а наиболее важное и значимое для себя мы выделяем из фона - это и есть «гештальт». Фраза «гештальт закрылся» говорит о том, что человек удовлетворил свою потребность в чем то, что было для него важно.

Чем больше у человека незакрытых гештальтов (неразрешенных ситуаций, желаний, потребностей), тем сложнее ему двигаться вперед. У человека происходит нарушение целостности восприятия и ощущения, он не может объединить чувства, мысли и поведение.

Задача гештальт терапевта состоит в том, чтобы при помощи техник и упражнений гештальт-терапии найти первичную или главную незаконченную ситуацию и отреагировать ее хотя бы символически.

Приведу простой пример - еПустой стул». Гештальт-консультант сажает клиента на стул и ставит перед ним пустой, клиенту предлагают представить, что на стуле сидит тот, с кем клиенту приходится разрешить конфликт…

Гештальт-«молитва» Фрица Перлза:

Я - это я.

А ты - это ты.

Я в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с твоими ожиданиями.

А ты не для того, чтобы жить в соответствии с моими.

Я есть я.

А ты есть ты.

Арт-терапия, терапия творчеством

«Я не знаю, о чем говорить…». Эту фразу нередко слышат психологи, работающие в различных направлениях. Слышат это и арт-терапевты, но в чем преимущество арт-терапии, так это в том, что говорить тут вовсе не обязательно.

Для занятий арт-терапией Вам не нужно уметь рисовать, лепить, танцевать. Достаточно иметь желание изменить свою жизнь к лучшему.

Арт–терапия очень щадящий вид психологического консультирования. Ее используют для работы как с взрослыми, так и с детьми. Можно заниматься как индивидуально, так и в группе.

При помощи арт-терапии Вы можете не только проработать свои фобии и тревоги, но и найти внутренние ресурсы, открыть для себя новые возможности.


В арсенале у арт-терапевта множество материалов и техник:

Диагностический и психотерапевтический инструмент мандала,

Интерактивные техники,

Групповой рисунок,

Стимульное рисование,

Сочетание художественной экспрессии с движением и танцем, музыкальным - исполнением, драматической формой,

Групповые игры и упражнения на основе музыки,

Различные варианты песочной терапии,

Работа с объектами (предметная скульптура, инсталляция),

Техники ландшафтной арт-терапии: ландшафтная скульптура и театр,

Различные варианты работы с глиной, ориентированные на телесное самосознание,

Телесно-ориентированные техники,

Работа с масками,

Использования материала мифов и сказок,

Фототерапевтические техники и упражнения для индивидуальной, парной и коллективной работы,

Фототерапевтические методы работы с психической травмой,

Арт-терапевтические техники, ориентированные на семейные ресурсы,

Арт-терапевтическая работа со сновидениями.

И это далеко не весь перечень.

Если у Вас есть желание помочь себе справляться с трудностями, найти внутренние ресурсы для движения вперед, но по какой-то причине Вам сложно об этом говорить, Вам стоит обратиться к арт-терапевту.

Экзистенциальная психология

Экзистенциальная психология (от лат. existentia - существование) – это одно из направлений «гуманистической психологии», в которой рассматривается взаимоотношение человека с жизнью и смертью. Экзистенциальная психология базируется на уникальности каждого человека.

Экзистенциальные конфликты и экзистенциальная тревога возникают вследствие конфронтации человека со смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью.

Одной из задач экзистенциального психолога является восстановление гармонии между внутренним миром и внешним.

В практике современной экзистенциальной психологии используются многие достижения психоанализа. Наиболее видные представители экзистенциальной психологии - Л. Бинсвангер, М. Босс, Е. Минковски, Р. Мей, В. Франкл, Дж. Бугенталь.

То, как работает экзистенциальный психолог, коротко описать невозможно. Но метод замечательно работает. Он помогает найти смысл жизни, а как следствие и обрести жизнь!

Психоанализ

Я уверена, что каждый человек, который знает слово психология, следующими произнесет имя Зигмунд Фрейд и психоанализ.

Временем зарождения психоанализа принято считать конец девятнадцатого - начало двадцатого века. И с тех пор не перестают говорить о психоанализе.

Говорят много и всегда с запалом (психоаналитик скажет «возбужденно»). Его ругают и обвиняют во всех смертных грехах. Его ненавидят и им восхищаются. Одни его презирают, другие относятся с уважением. Для одних психоанализ прекрасная возможность разобраться с проблемами, а для других нечто непонятное и пугающее. О том, сколько ходит мифов и фантазий по поводу психоанализа и денег, даже перечислять не буду.

А теперь подумайте, можно ли более ста лет говорить о том, что не имеет значения?

Попробую популярно, насколько это возможно, рассказать о психоанализе.

Каждому из нас известно, что многие вещи мы делаем осознано. Фрейд заметил, что за осознанными действиями скрыты глубинные неосознаваемые поступки, влечения, желания. Занимаясь врачебной практикой, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые желания могут ухудшать жизнь, а также быть причиной нервно-психических расстройств. Пытаясь помочь своим пациентам, Фрейд на практике открыл, что лучший способ излечить пациента - это найти первоисточник конфликта. Так зародился метод исцеления души - психоанализ.

Фрейд нередко менял свои взгляды и убеждения относительно своих теорий и он не боялся сказать о том, что в чем-то заблуждался. Его ученики и соратники продолжили дело Фрейда. А кто-то пошел своим путем. Психоанализ не стоит на месте. Он продолжает развиваться, углубляться и меняться вместе со всем миром.

На сегодняшний день мы имеем кроме классической теории влечений Зигмунда Фрейда также эго-психологию, теорию объектных отношений, Кляйнианский психоанализ, Структурный психоанализ Ж. Лакана, Селф-психологию Х.Кохута, интерперсональный психоанализ (Г. С. Салливан, Клара Томпсон), Интерсубъективный подход (Р. Столороу), Юнгианский психоанализ.

Если Вы решите, что Вам необходимо обратиться к психоаналитику, не важно, в каком направлении тот работает, Вы должны ему задать следующие вопросы:

1. Есть ли у него документ о переподготовке в области психоаналитического консультирования? (для практики в психоаналитическом направлении недостаточно иметь высшее психологическое образование).

2. Прошел ли он (проходит в настоящее время) личный анализ (вести прием, согласно стандартам, можно только после 65 часов личного анализа, и это требование оправдано на практике).

3. Есть ли у него супервизор (специалист, который корректирует работу психоаналитика).

4. В каком сообществе состоит психоаналитик, к которому Вы обратились.

На все эти вопросы Вам обязаны ответить. Любую информацию об интересующем Вас специалисте Вы при желании имеете право проверить в сообществе, о котором Вам сообщил специалист.

Если же Вам отказали в ответе хоть на один из выше приведенных вопросов, или в организации слыхом не слышали о таком специалисте, бегите как можно дальше от подобных «психоаналитиков»!

Психология в ее практическом применении подразделяется на возрастную, детскую, зоопсихологию, клиническую, криминальную, судебную, медицинскую, социальную, нейропсихологию, сексологию, характерологию и некоторые другие.

Каждое направление имеет свою историю развития, свою область применения и своих теоретиков и практиков. Причина заключается в том, что различные направления человеческой деятельности требуют совершенно разной психологической поддержки, и это привело к разделению единой науки психологии на отдельные направления, которые стали далее развиваться самостоятельно. Рассмотрим виды психологии и их особенности отдельно.

Возрастная психология изучает особенности психики людей в разные возрастные периоды и дает рекомендации по коррекции психических отклонений с учетом возрастных особенностей. Один подход к младенцам, другой к дошкольникам, третий к школьникам младшего звена и так далее. Специалисты по возрастной психологии востребованы в консультационных центрах.

Детская психология изучает особенности поведения детей различного возраста и дает рекомендации, как способствовать их правильному психическому развитию. Специалисты по детской психологии необходимы для помощи в работе дошкольных учреждений и школ.

Зоопсихология изучает особенности поведения и психические реакции различных животных. Эти разработки необходимы дрессировщикам, работникам зоопарков и просто людям, имеющих дома домашних животных.

Сексология изучает сексуальную жизнь людей, разрабатывает методы по ее усовершенствованию. Достижения сексологии используются сексопатологами.

Медицинская психология и психиатрия необходимы для лечения больных с психическими отклонениями, с проблемным поведением, нарушающим общественный порядок и правила.

Судебная психология используется в суде, при принятии решения о виновности того или иного человека в совершении преступления. Сначала устанавливается психическая вменяемость человека, и лишь затем ему выносится приговор.

Криминальная психология помогает в работе следственных органов, используется для поимки преступников, с ее помощью просчитываются возможные ситуации и реакция преступника и его жертвы.

Характерология изучает типы характеров людей, особенности темперамента. Ее достижения используют сотрудники брачных агентств, подбирая пары для знакомства. Также она необходима работникам кадровых агентств и просто начальникам в организациях для успешного подбора персонала на конкретное направление работы.

Нейропсихология изучает особенности работы головного мозга человека и влияние этих особенностей на психику каждого отдельного индивидуума.

Существуют и другие виды психологии, интересующиеся другими областями человеческой жизнедеятельности. Их количество неуклонно растет.

Светлана Ленкова, Эксперт по глубинной профориентации, психолог, тренер.

Сайт:

Психологическая помощь – система психологических воздействий, основанная на различных психологических теориях, ориентированная на повышение социально-психологической комеетентности людей.

Принципы психологической помощи:

1)Принцип системности

2)Принцип субъект-субъектных отношений

3)Принцип позитивного развития в деятельности

4)Принцип адаптации

5)Принцип безопасности и надёжности

Сферы анализа пчихологической помощи:

1)психическое развитие ребёнка

2)Брак и семья

3)Психическое здоровье человека

4)управленческое консультирование

Классификация видов психологической помощи. По времени лействия : неотложные, продолжительность, экстренной

По направленности: прямая, отоикающая, упреждающая

По пространственной органищации: контактное, дисталентное

По выполнению функций психологом: диагностическая, диспертическая, информационной, консультативная

По количеству участников: индивидуально, групповая

По вмешателтству психологов: директивное, не директивное.

Собственно психологическая помощь направлена на поддержку личности в процессе ее развития, становления и роста, осуществляемую специальными психологическими методами. Эти методы стимулируют проявление способности каждого человека заботиться о себе, раскрывать и реализовать свои внутренние потенциалы, решать поставленные жизнью задачи.

Психологическая помощь как профессиональная деятельность включает в себя, прежде всего, такие ее виды, как психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия и психопрофилактика.

Психологическое консультирование направлено на ориентацию человека в возможностях решения им возникшей проблемы. Консультирование по степени воздействия может быть чисто информационное , ориентационное , а также направленное на изменение отношений личности к себе и к собственной жизненной ситуации. Психологическое консультирование чаще всего проводится при возникновении экзистенциальных кризисов, межличностных конфликтов, семейных или профессиональных проблем.

Существует определение психологической коррекции как направленного психологического воздействия на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида. При этом следует отметить, что психологическая коррекция может реализоваться в различных областях человеческой практики: медицине, педагогике, социальной работе, где решаются и профилактические задачи.

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА направлена на предупреждение психических заболеваний, реабилитацию психически больных, а также на сохранение, улучшение и укрепление психического здоровья. В последнем аспекте часто употребляется понятие «психогигиена». По вопросу целей и задач психопрофилактики и психогигиены существуют различные точки зрения. В целом же к видам психопрофилактической и психогигиенической работы могут быть отнесены и консультирование, и коррекция, и психотерапия. Виды психопрофилактики: первичная, вторичная, третиЧная.

В настоящее время существуют различия в пони­мании психотерапии, зависящие от теоретических науч­ных установок и практических подходов. В понимании психотерапии существует и общее признание того, что это особый вид профессиональной деятельности, основанный на межличностном взаимодействии и воздействии психологическими средствами при оказании помощи в решении проблем и затруднений психического характера и требующий специальной подготовки соответствующего специалиста