Инф. технологии

Основные отрасли машиностроения. Отрасли машиностроения

Я родилась в стране, которая славилась своим транспортным машиностроением. Но СССР остался в прошлом, а вместе с ним и развитие этой отрасли. Мне стало интересно изучить причину и зависимость в развитии отраслей машиностроения. И вот, что мне стало известно.

Машиностроение и его значение

Переоценить значение машиностроения весьма сложно. Благодаря ему все отрасли народного хозяйства обеспечены машинами, приборами и оборудованием к ним. На развитие отраслей машиностроения влияют социально-экономические факторы, квалификация трудовых ресурсов.


Последнее звено - это расположение объектов - потребителей уже готовой продукции. В СССР политика была направлена на развитие всех регионов, порою даже искусственно. Сегодня уровень развития машиностроения разделил мир на страны с высокоразвитым машиностроением, средне развитым, слаборазвитым и страны с полным его отсутствием.

Отрасли машиностроения

Более 70 различных отраслей составляют машиностроительный комплекс. Можно выделить три основные группы машиностроения: наукоемкая, трудоемкая и металлоемкая. Эти группы делят на подгруппы:

  • точное машиностроение (отрасли с самой разнообразной продукцией: персональные компьютеры, лазеры);
  • тяжелое (оборудование для горно-металлургической промышленности);
  • общее (производство оборудования для транспортной и других видов промышленности кроме пищевой, и легкой);
  • среднее машиностроение (автомобилестроение);
  • производство металлических изделий и заготовок (производство изделий из металла для массового потребления, например, гвозди и др.);
  • ремонт машин и оборудования.

Большая часть населения нашей планеты занята в трудоемком производстве. Отрасли трудоемкого машиностроения нуждаются в центрах научных исследований и образовательных центрах.


Регионы, богатые сырьем, зачастую стают мало развитыми, с низкими доходами населения. Ведь близость расположения сырьевой базы нужна только тяжелому машиностроению. Эти отрасли уже не приоритетные и не занимают первое место в машиностроении, связано это с политическими и социальными трансформациями в мире.

Машиностроительный комплекс в России занимает ведущее место среди других отраслей промышленности. Отраслевой состав машиностроения насчитывает более 70 видов, которые объединяются в несколько больших групп.

Тяжёлое и энергетическое машиностроение

Отрасль тяжёлого машиностроения потребляет большое количество металла при сравнительно небольшой трудоёмкости. Это производство оборудования для металлургии, энергетики, железнодорожного транспорта, судов морского и речного флота, производство тяжелых станков, кузнечно-прессового и горно-шахтного оборудования.

Самой высокой является стоимость оборудования, выпускаемого для металлургического производства. Это оборудование для доменных и электроплавильных печей, фабрик агломерации, прокатных станов.

Предприятия горного машиностроения обеспечивают агрегатами разведку и добычу полезных ископаемых:

  • горнопроходческие комбайны;
  • шагающие экскаваторы.

Подъемно-транспортные производства выпускают:

  • мостовые краны;
  • конвейеры;
  • оборудование для механизации складских помещений.

Продукцией энергетического машиностроения являются:

  • паровые котлы;
  • генераторы;
  • вспомогательное оборудование электростанций;
  • судовые двигатели.




Мощные паровые котлы и отдельные элементы для них выпускают:

  • Барнаульский;
  • Таганрогский;
  • Белгородский котельные заводы.

В Санкт-Петербурге производят:

  • турбины;
  • генераторы;
  • реакторы для атомных электростанций.

Атомное машиностроение выпускает оборудование для АЭС, в том числе корпусные реакторы.

Полиграфическая промышленность производит небольшой объем продукции. Это печатные станки для типографии, конвейеры и прочее.

Станкостроение

Станкостроительные предприятия выпускают:

  • : токарные, сверлильные, фрезерные;
  • кузнечно-прессовые машины;
  • металлообрабатывающие прессы, штамповочные, ковочные машины;
  • лесопильные рамы;

Транспортное машиностроение

Это группа отраслей машиностроения, выпускающая средства транспорта. Железнодорожное и вагоностроение. Состав выпускаемой продукции:

  • локомотивы;
  • грузовые и пассажирские вагоны;
  • электропоезда, вагоны метро;
  • трамваи и рельсовые автобусы.

Тепловозостроение обеспечивает железную дорогу не только транспортом, но и путевыми механизмами для укладки, сварки рельсов, очистки снега и другими.

Судостроение . Предприятия судостроительной промышленности металлоемкие, требуют значительного количества металла. Однако из-за трудности транспортировки их не располагают в крупных металлургических регионах.

Авиационная промышленность . На ее предприятиях производятся грузовые и пассажирские самолеты, различные модели вертолетов. Работы выполняются высококвалифицированными инженерными и рабочими кадрами.

Ракетно-космическая отрасль . Выпускает орбитальные ракеты, грузовые и обитаемые корабли. Это высокотехнологичное производство, оно объединяет много отраслей.

В транспортном машиностроении производство автомобилей занимает ведущие позиции. Крупным центром автомобилестроения является Москва:

  • здесь находится завод ЗИЛ, производящий среднетоннажные грузовые автомобили;
  • АЗЛК, выпускающий малолитражные автомобили.

В Московской области находится автобусный завод. Здесь много смежных предприятий - машиностроительных, химических, текстильных, обеспечивающих необходимыми деталями и материалами. В Поволжье разместились заводы-гиганты в городах Набережные Челны, Тольятти, Нижний Новгород.

В этой отрасли производится продукция сельскохозяйственного назначения:

  • зерноуборочные комбайны;
  • картофелеуборочные, льноуборочные, силосоуборочные машины;
  • колесные и гусеничные тракторы разнообразной модификации.

Точное машиностроение

Его ведущими отраслями являются:

  • приборостроение;
  • радиотехника и электроника;
  • электротехническая промышленность.

Продукция весьма разнообразна:

  • компьютеры;
  • оптические приборы;
  • радиоэлектронная аппаратура;
  • авиационные приборы;
  • медицинские приборы;
  • волоконная оптика;
  • часы.







Это продукция с небольшой материалоемкостью, но она является наукоемкой, поэтому нуждается в высококвалифицированных специалистах и научно-исследовательских кадрах.

Машиностроение для легкой и пищевой промышленности

В данной сфере производства выпускают оборудование для:

  • текстильных, швейных, трикотажных производств;
  • обувных, кожевенных, меховых фабрик;
  • производства химического волокна;
  • торговли и общественного питания;
  • полиграфической промышленности.

Сюда же относится изготовление холодильников, швейных машин, других бытовых приборов.

Факторы размещения машиностроительных производств

Этих производств является наличие потребителей.

Транспортный фактор. Играет важную роль при кооперировании производства, когда для получения готовой продукции необходимо участие нескольких предприятий. Например, при производстве автомобилей используют детали других предприятий.

Главный автомобильный цех России - Поволжский экономический район. Факторами размещения здесь производств автомобилей являются:

  • развитая транспортная сеть: железнодорожный, водный, автомобильный транспорт;
  • большая численность населения, в том числе квалифицированных кадров;
  • наличие крупных научных центров автомобилестроения;
  • наличие развитой химической промышленности.

Металлоемкость - фактор размещения тяжелого и энергетического машиностроения. Их размещают в районах крупной металлургии, таких как Урал, Сибирь или в местах с доступным привозным сырьем, например, в Санкт-Петербурге.

Размещение оборонных предприятий определяет военно-стратегический фактор. Они располагаются около военных баз, в закрытых городах и вдали от государственной границы.

Потребительский фактор определяет размещение производства машиностроительной продукции в тех районах, где они необходимы, чтобы избежать сложной транспортировки. Примером является сельскохозяйственное машиностроение.

Его главные мощности сосредоточены в сельскохозяйственных районах:

  • Центральном;
  • Поволжском;
  • Уральском;
  • Западно-Сибирском;
  • Волго-Вятском.

Имеются заводы, выпускающие детали и узлы для дальнейшей сборки.

Проблемы машиностроения России

Отрасли машиностроения значительно пострадали от экономического кризиса, возникшего вследствие возросшей в 1990 годы конкуренции зарубежных производств, резкого сужения рынков сбыта продукции, износа оборудования.

Особенно сократилось производство сельскохозяйственной техники, выпуск станков, продукции точного машиностроения.

Сейчас положение изменяется в лучшую сторону. Привлекаются инвестиции, началось строительство новых заводов, реконструкция действующих предприятий. Связи между производителями постепенно налаживаются.

Видео: Машиностроение

Основные отрасли машиностроения

Заводы тяжелого машиностроения отличаются большим потреблением металла и обеспечивают машинами и оборудованием предприятия металлургического, топливно-энергетического, горнодобывающего и горно-химического комплексов. Для него характерны как предприятия, выпускающие детали и узлы (например, валки для прокатных станов) или предприятия, специализированные на выпуске отдельных видов оборудования (паровые котлы или турбины для электростанций, горно-шахтное оборудование, экскаваторы), так и универсальные, выпускающие в серийном или индивидуальном исполнении разные виды оборудования («Уралмаш», Санкт-Петербургский металлический завод и др.).

В состав отрасли входят следующие 10 подотраслей: металлургическое машиностроение, горное, подъемно-транспортное машиностроение, тепловозостроение и путевое машиностроение, вагоностроение, дизелестроение, котлостроение, турбостроение, атомное машиностроение, полиграфическое машиностроение. Около 90% производства отрасли сосредоточено в европейской части, остальное – в Западной Сибири и на Дальнем Востоке.

Тяжелое машиностроение,занимающее первое место в отрасли по стоимости продукции, расположено, как правило, в районах крупного производства стали и проката. На предприятиях Урала выпускается оборудование для агломерационных фабрик, доменные и электроплавильные печи, а также оборудование для прокатного и дробильно-размольного производства.

Профиль заводов горного машиностроения – машины для разведки, а также открытого и закрытого способов добычи, дробления и обогащения твердых полезных ископаемых на предприятиях черной и цветной металлургии, химической, угольной, промышленности и промышленности строительных материалов, транспортного строительства. Они, как правило, расположены в районах потребления – на Урале и в Сибири и др. Отечественному машиностроению принадлежит приоритет в разработке и широком промышленном освоении горнопроходческих и очистных комбайнов, роторных и шагающих экскаваторов. Эта продукция производится в Красноярске, Екатеринбурге («Уралмаш»), Шахтах, Киселевске и Перми.

Продукция машиностроения имеет большое экономическое значение, так как на погрузочно-разгрузочных работах в промышленности, на строительстве, транспорте и в других отраслях народного хозяйства занято около 5 млн. человек, притом больше половины – ручным трудом. Мостовые электрические краны выпускаются в Центральном районе (Узловской завод), на Дальнем Востоке (Бурейск, Комсомольск-на-Амуре) и во многих других городах. Стационарные и ленточные конвейеры – в Волго-Вятском, Центральном, Уральском районах.

Железнодорожное машиностроение обеспечивает транспорт магистральными грузовыми, пассажирскими и маневровыми тепловозами, грузовыми и пассажирскими вагонами и т. д.Магистральные тепловозы производятся на одном из старейших машиностроительных заводов – Коломенском, маневровые промышленные тепловозы – в основном, в Центральном районе (Брянск, Калуга, Людииово, Муром) и на Урале. Грузовое вагоностроение сконцентрировано в Западной Сибири (Новоалтайск), в Восточной Сибири (Абакан). Пассажирские вагоны производят Тверской, Демиховский и Санкт-Петербургский заводы. Путевые машины и механизмы (укладочные, рельсосварочные, снегоочистительные и др. машины) изготовляются пока в недостаточном количестве и ассортименте, их производство сосредоточено в городах европейской части России – в Калуге, Туле, Вятке, Саратове, Энгельсе, Армавире, Тихорецке.

Энергетическое машиностроение, поставляющее для энергетики паровые, газовые и гидравлические турбины, представлено в первую очередь производственными объединениями: «Cанкт-Петербургский металлический завод», «Санкт-Петербургский завод турбинных лопаток», Екатеринбургский турбо моторный завод, «Дальэнергомаш» (Хабаровск). Заводы подотрасли выпускают оборудование для тепловых, атомных, гидравлических и газотурбинных электростанций, газоперекачивающее оборудование для магистральных газопроводов, компрессорное, нагнетательное и утилизационное оборудование для химической и нефтеперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии. Основные факторы размещения – наличие квалифицированных кадров и научно-конструкционных организаций.

Размещение предприятий электротехнической промышленности обусловлено различными факторами, где важную роль играют наличие квалифицированных кадров, специализированных научно-исследовательских организаций и крупных потребителей. В настоящее время основными регионами электротехнического машиностроения являются Центральный, Северо-Западный и Западно-Сибирский районы. Старейшими являются такие предприятия, как московские Электрозавод имени В.В. Куйбышева, Санкт-Петербургский «Электросила», екатеринбургский «Уралэлектроаппарат» и новосибирский трансформаторный завод.

Станкостроение включает производство металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, деревообрабатывающего оборудования, металлообрабатывающего инструмента, централизованный ремонт металлообрабатывающего оборудования. Заводы станкоинструментальной промышленности размещены в основных машиностроительных районах. Средний размер предприятий сравнительно невелик. Крупными центрами станкоинструментальной промышленности являются Москва (завод токарных станков и роботизированных комплексов «Красный пролетарий»), Санкт-Петербург, Иваново, Саратов, Рязань, Нижний Новгород, Новосибирск, Оренбург, Иркутск и др.

Продукция приборостроения отличается небольшой материало- и энергоемкостью, но для ее производства требуются высококвалифицированная рабочая сила и научно-исследовательские кадры. Поэтому основная часть производственного потенциала сосредоточена в крупных и крупнейших городах. Например, в Москве и Московской области размещены десятки научно-производственных и производственных объединений, специализирующихся на выпуске, монтаже и наладке средств автоматизации, разработке программного обеспечения, конструировании и производстве часов, медицинских приборов, измерительной аппаратуры, оргтехники.

В структуре машиностроения доля продукции приборостроения составляет около 12%. Эта наукоемкая продукция является основным элементом систем автоматизации управления технологическими процессами, а также управленческого и инженерно-технического труда, информационных систем и т.д. В приборостроении более 80% продукции выпускается крупными предприятиями (численность работающих – от 1 до 10тыс. человек). В числе крупнейших предприятий - АО «Второй Московский часовой завод», Пензенский часовой завод.

В авиационной промышленности кооперируются предприятия практически всех отраслей промышленного производства, поставляющие разнообразные материалы и оборудование. Предприятия отличаются высоким уровнем квалификации инженерно-технического и рабочего персонала, что обусловило возникновение и развитие авиационной промышленности в крупных промышленных центрах. Современные пассажирские и грузовые самолеты производятся в Москве, Смоленске, Воронеже, Таганроге, Казани, Ульяновске, Самаре, Саратове, Омске, Новосибирске. В Москве, Ростове-на-Дону, Казани и Улан-Уде производят вертолеты.

Ракетно-космическое машиностроение (Москва, Омск, Красноярск и др.) выпускает орбитальные космические корабли, ракеты для вывода спутников, грузовых и обитаемых кораблей и корабли многоразового использования типа «Буран», сочетающая высокие технологии с широкой межотраслевой комплексностью производства. На долю России приходится 85% мощностей ракетно-космического комплекса бывшего СССР.

По объему производства, а также по стоимости основных фондов автомобилестроение является крупнейшей отраслью машиностроения. Продукция автомобилестроения широко используется во всех отраслях народного хозяйства и является одним из самых ходовых товаров в розничной торговле. Свыше 80% перевозимых грузов приходится на автомобильный транспорт.

Подавляющая часть производства сосредоточена в старопромышленных районах европейской части России с высокой концентрацией перевозок и наличием крупных транспортных узлов. В отрасли велик уровень производственной концентрации. Более 1/2 товарной продукции, основных производственных фондов и персонала приходится на предприятия с численностью работающих более 10 тыс. человек, составляющих лишь 11% от общего числа. К этой группе относятся АО «ГАЗ» (Нижний Новгород), АО «ВАЗ» (Тольятти), АО «КамАЗ» (Набережные Челны). Основными районами размещения являются Центральный (более 1/5 валовой продукции), Поволжский, Волго-Вятский и Уральский районы.

Основные мощности сельскохозяйственного и тракторного машиностроения расположены главным образом в Северо-Кавказском, Поволжском, Западно-Сибирском, Уральском, Центральном, Центрально-Черноземном и Волго-Вятском районах. Это соответствует размещению и специализации сельского хозяйства. В сельскохозяйственном машиностроении осуществляется предметная и подетальная специализация; значительно меньше заводов специализировано на определенных стадиях технологического процесса или капитальном ремонте оборудования.

Производство зерноуборочных комбайнов сосредоточено на заводе «Ростсельмаш», на красноярском и таганрогском заводах, картофелеуборочных – в Рязани, льноуборочных – в Бежецке. Различные типы тракторов выпускаются во Владимире, Липецке, Санкт-Петербурге, Волгограде, Рубцовске, Петрозаводске, Барнауле, Брянске и Чебоксарах.

Большинство предприятий судостроения, несмотря на потребляемое ими значительное количество металла больших параметров, что неудобно для транспортировки, находится вне крупных металлургических баз. Сложность современных судов обусловливает установку на них разнообразного оборудования, что подразумевает наличие кооперационных связей с предприятиями-смежниками. Строительство судов начинается на суше, а заканчивается на плаву, поэтому многие верфи размещены в устьях крупных рек или в защищенных от моря гаванях.

Крупнейший район морского судостроения сложился на Балтийском море, где находится важнейший его центр – Санкт-Петербург с рядом заводов («Северная верфь», Балтийский, Адмиралтейский, Канонерский, Невский). Имеются судостроительные и судоремонтные заводы в Выборге и Калининграде. На Дальнем Востоке центрами судоремонта являются Владивосток и Петропавловск-Камчатский.

Речное судостроение представлено многочисленными верфями на важнейших речных магистралях: Волге (Нижний Новгород), Оби, Енисее. Выгодное географическое положение таких заводов делает сооружение судов на таких предприятиях весьма эффективным.

Если рассматривать региональный аспект размещения отраслей машиностроения, то ведущее положение среди машиностроительных регионов не только России, но и СНГ будет занимать Центральный экономический район. До недавнего времени на его долю приходилось более 1/2 производства пассажирских вагонов, значительная часть продукции автомобилестроения, 90% продукции машиностроения для легкой промышленности. Почти 80% продукции экспортировалась в другие регионы и за границу. Развитие здесь высокотехнологичного производства во многом обусловлено наличием здесь высококвалифицированных кадров, научно-исследовательских и проектных организаций. В структуре производства велика роль Москвы. В Москве также расположены такие крупные машиностроительные гиганты, как АО «Динамо», Завод им. Ильича, несколько шарикоподшипниковых заводов. Отраслями машиностроительной специализации Центрального экономического района являются автомобилестроение, локомотиво-, вагоностроение, речное судостроение, тракторное, сельскохозяйственное, точное машиностроение.

Северо-западный экономический район входит в состав Центрального региона России. Основная доля машинотехнической продукции приходится на Санкт-Петербург, в котором сконцентрировано энергетическое, радиотехническое, оптико-механическое машиностроение, морское судостроение, вагоностроение, станкостроение. Важным центром морского судостроения является Калининград.

Вторым крупным регионом концентрации машиностроительных производств является Урало-Поволжье. По объему выпускаемой продукции регион уступает только Центру. На предприятиях Урала производится 24,6% всех станков, 24,4% кузнечно-прессового и 17% горно-шахтного оборудования. Необходимо также подчеркнуть, что в Волго-Вятском экономическом районе сконцентрированы важнейшие предприятия оборонной отрасли.

В направлении с запада на восток происходит заметное увеличение затрат на капитальное строительство, рабочую силу, транспортировку сырья и готовой продукции. Если принять за 100% расходы на создание машиностроительного производства в центральном регионе, то затраты в Сибири возрастут на 712%, а на Дальнем Востоке на 1215%. Соответственное повышение себестоимости продукции составит 13% – 25% в зависимости от специфики производства. Поэтому вблизи источников сырья и энергии целесообразно размещать материало- и энергоемкие производства энергетического, подъемно-транспортного, вагоностроительного и горнодобывающего оборудования. Подобные предприятия сконцентрированы на Алтае, в Кемеровской и Иркутской областях. Наличие высококвалифицированных кадров в Новосибирске и Омске позволило создать наукоемкие предприятия электротехнического и радиотехнического машиностроения.

В условиях спада производства в отраслях машиностроения целесообразно ограничить закупки за рубежом техники, аналоги которой выпускаются или могут выпускаться в России. Это позволит повысить загрузку производственных мощностей и может, в связи с поставкой ряда видов комплектующих деталей и оборудования, восстановить разорванные производственно-кооперационные связи со странами ближнего зарубежья.

Для реализации структурно-инвестиционной политики страны необходимо сконцентрировать на приоритетных направлениях значительные средства. Но объем капиталовложений, формируемых за счет собственных средств предприятий, в настоящее время ограничен в результате роста цен на инвестиционные ресурсы и из-за катастрофического финансового положения самих предприятий. Одним из дополнительных источников капиталовложений в отечественное машиностроение являются частные инвестиции. Однако возможность привлечения частных инвестиций ограничена узостью сфер для капиталовложений. По некоторым оценкам, инвестиционная привлекательность машиностроения в целом невысока, в то время как рейтинг отраслей с экспортно-сырьевой ориентацией находится на высоком уровне. Вместе с тем масштабное привлечение средств частных (отечественных и зарубежных) инвесторов в такие подотрасли, как сельскохозяйственное машиностроение и машиностроение для переработки сельскохозяйственной продукции в ближайшее время вообще маловероятно.

Поэтому основная нагрузка по поддержанию жизнеспособности машиностроения для базовых отраслей народного хозяйства ложится на плечи государства.

Отрасль машиностроения является частью машиностроительного комплекса. Машиностроительный комплекс включает в себя 12 крупных отраслей и примерно 100 специализированных отраслей, подотраслей и производств. Машиностроительный комплекс связан со всеми отраслями, так как продукция данного комплекса используется в них как средства производства.

В состав комплексных отраслей входят:

  • * Тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение;
  • * Химическое и нефтяное машиностроение;
  • * Станкостроительная и инструментальная промышленность;
  • * Приборостроение;
  • * Автомобильная промышленность;
  • * Транспортное и сельскохозяйственное машиностроение;
  • * Строительно-дорожное и коммунальное машиностроение;
  • * Машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов;
  • * Авиационная промышленность;
  • * Судостроительная промышленность;
  • * Промышленность средств связи.

В зависимости от того, на какой рынок ориентирована продукция, выпускаемая предприятиями машиностроительного комплекса, их можно объединить в следующие группы:

  • 1. Группа отраслей инвестиционного машиностроения (тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое, нефтяное, строительно-дорожное машиностроение), развитие которых определяется инвестиционной активностью топливно-энергетического комплекса, строительного и транспортного комплексов;
  • 2. Группа предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для перерабатывающих отраслей АПК и предприятий легкой промышленности, зависящих от платежеспособности сельхозпроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, а также частично от спроса населения;
  • 3. Электротехника, приборостроение. Станкостроение - группа наукоемких отраслей, так называемых комплектующих, развивающихся вслед за потребностями всех других отраслей промышленности;
  • 4. Автомобильная промышленность, выпуск продукции которой ориентирован на спрос конечных потребителей (производство легковых автомобилей), а также на потребность предприятий, фирм и исполнительных органов власти (производство грузовиков и автобусов).

Отрасли машиностроения могут группироваться также по признаку территориальной принадлежности рынков сбыта:

  • 1. Отрасли импортозамещения. В данную группу включаются такие группы, как автомобильная промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, транспортное машиностроение, строительно-дорожное машиностроение. Развитие отраслей данной группы определяется инфраструктурным фактором экономики и спросом на их продукцию на внутреннем рынке;
  • 2. Отрасли экспортной ориентации. В данную группу включаются энергетическое машиностроение, электротехническая промышленность, приборостроение по производству различных элементов автоматизированных систем управления (включая многофункциональные производственные комплексы на базе микропроцессорного управления), станкоинструментальная промышленность по производству тяжелых металлорежущих станков и прессов, а также авиа- и судостроение. Они обладают научно-техническим потенциалом, позволяющим им либо выпускать конкурентоспособные изделия, либо создавать их в относительно короткие сроки.

Условные группировки отраслей машиностроения по различным признакам используются для выработки направлений совершенствования отраслевой структуры машиностроения в соответствии с поставленными целями и на основе анализа по заранее сгруппированным отраслям.

Машиностроительный комплекс - сложное межотраслевое образование, охватывающее машиностроение, металлообработку, а также ремонт машин и оборудования. В данной отрасли имеется около 120 подотраслей и производств + малая металлургия.

Машиностроение в России имеет характерные особенности:

1) в России машиностроение утяжелённое, ибо мы создаём машины для машин.

2) высокая степень милитаризованности (военная техника)

Факторы размещения предприятий машиностроительной отрасли во многом зависят от технологии производства.

  • Металлоемкое производство
  • Наукоемкое и трудоемкое машиностроение

Но для всех отраслей основными факторами являются:

  • Трудоемкость.
  • Наукоемкость.
  • Сырьевой фактор.
  • Потребительский фактор.
  • Транспортный.
  • Территориальная концентрация.

Машиностроительный комплекс подразделяется по стадиям технологического процесса:

  1. заготовка
  2. механическая обработка
  3. сборка

Заготовительные производства тяготеют к сырьевым базам. Сборочные связаны с местами потребления.

Предприятия по механической обработке имеют факторы:

  • Сырьевой
  • потребительский
  • транспортный

Оптимальный вариант размещения предприятий машиностроения - это совпадение источника сырья с местами потребления готовой продукции.

Важные факторы:

  • специализация – процесс обособления отдельной отрасли и чёткого разделения труда между предприятиями отдельно взятой отрасли.
  • кооперирование – организованная длительная взаимосвязь отдельных специализированных предприятий по совместному изготовлению продукции.

Типы специализации : предметная, подетальная (производство запчастей), технологическая (производство литья, кузнечно-прессовых изделий), функциональная (ремонтные работы)

Подотрасли машиностроения:

1. Тяжёлое и энергетическое машиностроение.

Тяжёлое машиностроение включает производство металлургического, горного, и подъёмно-транспортного оборудования, а также производство других металлоёмких крупногабаритных изделий. Также предприятия ориентируются на крупные сырьевые или металлургические базы и места потребления готовой продукции.

Крупнейшие районы тяжелого машиностроения - Уральский (Екатеринбург, Нижний Тагил, Челябинск, Пермь и др.), Центральный (Москва, Брянск, Коломна, Иваново и др.), Северо-Западный (Санкт-Петербург). Крупные предприятия имеются в Поволжском, Волго-Вятском, Восточно-Сибирском и других районах.

В стороне от источников сырья исторически сложились центры тяжёлого машиностроения в Спб и пригородах. Также есть в Воронеже, Поволжье и т.д.

Предприятия по производству тяжёлых станков и кузнечно-прессового оборудования размещены вне металлургических баз и ориентированы на потребителя. (Коломна, Воронеж, Ульяновск, Новосибирск, Иваново)

Энергетическое машиностроение.

Оно специализируется на производстве дизелей, энерг.установок, паровых котлов и турбин, генераторов, атомных реакторов.

СПБ-турбостроение котлы и тд. Волгодонск, Колпино-турбины для атомных электростанций. Паровые котлы: Белгород, Барнаул, Таганрог. Дизели для судов:Хабаровск, СПБ, Нижний Новгород. Дизели для тепловозов и электростанций: Коломна, Балаково, Пенза.

2. Общее машиностроение.

Характеризуется преобладанием сборки металлических конструкций, а также изготовлением простых, но крупных по размерам заготовок. Сюда входит:

  • транспортное машиностроение
  • производство технологического оборудования для промышленности и строительства
  • с/х машин без тракторостроения

ЖД машиностроение.

3 группы производств:

  • вагоностроение (грузовое, пассажирское, изотермическое, думпкаров, вагоны для электричек, метро, трамвайные вагоны)
  • локомотивостроение (производство магистральных тепловозов, маневрово промышленных тепловозов, тепловозов для узкоколейных жд)
  • электровозостроение

Жд машиностроение возникло в центральном районе (центр и С-З), но позже переместилось к источникам сырья (металл и древесина)

Маневрово-промышленные тепловозы: Калуга, Муром, Брянск. Тепловозы для узкоколейных жд: Камбарка (Удмуртия). Электровозы: Новочерскасск

Тепловозы делаются поштучно.

Почти все центры по производству локомотивов размещаются в пределах европейской части.

Производство пассажирских вагонов: Тверь, СПБ, Калининград, Торжок, Вышний Волочёк, Тихвин. Вагоны для электричек: Калининград, СПБ. Производство трамваев: Усть-Катав, пос. Демехово. Вагоны для метро: Мытищи, СПБ. Магистр. и грузовые вагоны: Абакан, Новоалтайск, Нижний Тагил. Изотермические вагоны: Брянск. Думпкары: Калининград, Урал.

Судостроение. (главный центр СПБ)

Охватывает судостроение, судовое машиностроение. Делится на речное и морское. Важнейшие центры морского судостроения: СПБ, Выборг, Мурманск, Владивосток, Астрахань. Речного: Нижний Новгород (красное сормово), Пермь, Красноярск, Волгоград, Благовещенск, Тюмень, Тобольск

С/Х машиностроение.

Основным фактором размещения является потребитель. Специализация предприятий находится в прямой зависимости от специализации с /х-ва данного региона.

Производство льноуборочных комбайнов: Бежецк (Тверская обл) Зерноуборочных: Рязань, Тула, Таганрог, Ростов, Красноярск.

3. Среднее машиностроение.

Включает: автомобилестроение, станкостроение, тракторостроение, машинное оборудование средних габаритов.

Автомобильная промышленность.

Грузовые авто: Поволжье. По выпуску легковых автомобилей: Поволжье, Центральный, С-З и Волго-Вятский.

Автобусы: Ликино-Дулёво, Голицино. Троллейбусы: Энгельс. Тракторостроение: СП, Петрозаводск, Челябинск, Владимир, Липецк.

Станкостроение.

1.Производство металлорежущих станков (Урал)

2. Деревообрабатывающие станки (Татарстан, Коломна, Дмитров, Егорьевск, Рязань)

3. Кузнечно-прессовое оборудование.

4.Автоматических и полуавтоматических линий.

5.Станочных узлов и станконормалей.

6. Инструментальное производство.

4. Электротехника и приборостроение (точное машиностроение)

самая наукоемкая отрасль машиностроения; самая быстропрогрессирующая отрасль машиностроения; высокая степень концентрации производства (производство в основном сконцентрировано на крупных фирмах США, Японии, (США и Япония производят 90% микросхем), Юго-восточной Азии (Корея, Тайвань), Западная Европа);

1) Рязань, Калуга, Подольск, Александров

2)С-З: Многоотраслевое машиностроение (!) СПБ, Нижний Новгород, Псков, Великие Луки

3) Поволжье: Пенза, Ульяновск

4) Урал (Уфа, Пермь, Челябинск, Екб, Ижевск)

5) Западная Сибирь (Барнаул, Омск, Томск)

На машиностроение приходится 35 % стоимости мировой продукции, след. 1/3 людей в мире задействована в машиностроении.

На США приходится 30% стоимости машиностроительной продукции. 15% Япония, 10% Германия, 6% Россия, 3 % на Китай.

Современными машиностроительными заводами обладают: Гонконг, Тайвань, Сингапур, Турция, Индия, Бразилия, Аргентина, Мексика

По масштабам производства:

1. Сев. Америка

2.Зап. Европа (Германия (!))

3.В. и Ю-В. Азия

В машиностроении мира доминирующее положение занимает небольшая группа развитых стран - США, на которые приходится почти 30% стоимости машиностроительной продукции, Япония - 15%, ФРГ - около 10% , Франция, Великобритания, Италия, Канада. В этих странах развиты практически все виды современного машиностроения, высока их доля в мировом экспорте машин. При почти полной номенклатуре производства машиностроительной продукции ключевая роль в развитии машиностроения в этой группе стран принадлежит авиаракетно-космической промышленности, микроэлектронике, робототехнике, атомно-энергетической технике, станкостроению, тяжелому машиностроению, автомобилестроению.

В группу лидеров мирового машиностроения входят также Россия (6% стоимости машиностроительной продукции), Китай (3%) и несколько малых промышленно развитых стран - Швейцария, Швеция, Испания, Нидерланды и др. Машиностроительными заводами располагают немногие развивающиеся страны, прежде всего новые индустриальные - Южная Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Индия, Турция, Бразилия, Аргентина, Мексика. Главные направления развития их машиностроения - производство бытовой электротехники, автомобилестроение, судостроение.

Крупнейшие продуценты и экспортеры изделий общего машиностроения в целом - развитые страны: Германия, США, Япония и др. Развитые страны являются также главными производителями и поставщиками на мировой рынок станков (выделяются Япония, Германия, США, Италия и Швейцария). В составе общего машиностроения развивающихся стран преобладает выпуск сельскохозяйственных машин и несложного оборудования.

Мировые лидеры в области электротехники и электроники - США, Япония, Россия, Великобритания, ФРГ, Швейцария, Нидерланды. Производство бытовых электроприборов и изделий бытовой электроники получило развитие и в развивающихся странах, особенно в странах Восточной и Юго-Восточной Азии.

Среди отраслей транспортного машиностроения наиболее динамично развивается автомобилестроение. Ареал его пространственного распространения постоянно растет и включает в настоящее время, наряду с традиционными, главными производителями автомобилей (Япония, США, Канада, ФРГ, Франция, Италия, Великобритания, Швеция, Испания, Россия и др.), сравнительно новые для отрасли страны - Южная Корея, Бразилия, Аргентина, Китай, Турция, Индия, Малайзия, Польша.

В отличие от автомобилестроения, авиастроение, судостроение, производство подвижного состава железных дорог переживает застой. Основная причина этого - отсутствие спроса на их продукцию.

Судостроение из развитых стран переместилось в развивающиеся. Крупнейшими производителями судов стали Южная Корея (опередила Японию и вышла на первое место в мире), Бразилия, Аргентина, Мексика, Китай, Тайвань.

Авиационная промышленность сконцентрирована в странах с высоким уровнем науки и квалификации рабочей силы - США, России, Франции, Великобритании, ФРГ, Нидерландах.