Государство

Основными темами сказок являются. Проблематика и художественные особенности сказок Салтыкова-Щедрина

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин занимает одно из веду­щих мест среди писателей-демократов. Он был учеником Белинско­го, другом Некрасова. В своих произведениях Салтыков-Щедрин подверг резкой критике самодержавно-крепостнический строй Рос­сии второй половины девятнадцатого века.

Ни один писатель Запада и России не нарисовал в своих произ­ведениях таких страшных картин крепостничества, как это сделал Салтыков-Щедрин. Сам Салтыков-Щедрин считал, что неизменным предметом его «литературной деятельности был протест против произвола, двоедушия, лганья, хищничества, предательства, пус­тословия».

Расцвет творчества Салтыкова-Щедрина пришелся на семиде­сятые - восьмидесятые годы девятнадцатого века, когда в России сформировались благоприятные условия для развития капитализ­ма. Реформа, которую проводило в то время царское правительст­во, не улучшила положения крестьян. Салтыков-Щедрин любил крестьян и весь русский народ и искренне желал помочь ему. Поэ­тому произведения Салтыкова-Щедрина всегда были наполнены глубоким политическим смыслом . В мировой литературе нет про­изведений, равных по политической остроте роману «История од­ного города» и сказкам Салтыкова-Щедрина. Любимым его жанром был придуманный им жанр политической сказки. Основная тема таких сказок - взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых. В сказках дана сатира на царскую Россию: на помещиков, бюрократию, чиновничество.

Всего Салтыков-Щедрин написал три­дцать две сказки .

Перед читателями предстают образы правителей России («Мед­ведь на воеводстве», «Бедный волк»), помещиков, генералов («Ди­кий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), обывателей Премудрый пискарь»).

Особенно яркое выражение в сказках получила любовь Салты­кова-Щедрина к народу, уверенность в его могуществе . Образ Ко­няги («Коняга») - это символ крестьянской России, вечно трудя­щейся, замученной угнетателями.

Коняга - это источник жизни для всех: благодаря ему растет хлеб, но сам он всегда голоден. Его удел - работа.

Почти во всех сказках образы угнетателей даются в противопос­тавлении угнетенному народу. Очень яркой в этом отношении яв­ляется сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов про­кормил». В ней показана немощность дворян, трудолюбие и умение мужика трудиться. Мужик честен, прямодушен, уверен в своих си­лах, сметлив, умен. Он может все: сварить суп в пригоршне, пере­плыть шутя океан. Генералы в сравнении с ним жалки и ничтож­ны. Они трусливы, беспомощны, глупы.

Много сказок Салтыкова-Щедрина посвящено разоблачению обывательщины в лице трусливых либералов. В сказке «Премудрый пискарь» главный ее герой Пискарь был «умеренный и либеральный». Папенька научил его «мудрости жизни»: ни во что не вмешиваться и побольше беречь себя. Пискарь сидит всю жизнь в своей норе и дрожит, как бы не угодить в уху или не попасть в пасть щуки. Прожил он более ста лет, а когда пришло время умирать, то оказалось, что он ничего хо­рошего людям не сделал и никто его не помнит и не знает.

Во многих сказках Салтыков-Щедрин изображает тяжелую жизнь народа и призывает уничтожить несправедливый, бесчело­вечный строй. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух гене­ралов прокормил» Щедрин обвиняет такой строй, который отстаи­вает интересы генералов, принуждающих работать на себя силь­ного, смышленого мужика. В сказке генералы изображены как два тунеядца; это бывшие чиновники, дослужившиеся до генеральско­го чина. Всю жизнь они жили бездумно, на казенном довольствии, служили в какой-то регистратуре. Там они «родились, воспитались и состарились» и, следовательно, ничего не знали. Очутившись на необитаемом острове, генералы даже не смогли определить, где ка­кие стороны света находятся, и впервые узнали, что «человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет». В результате оба генерала чуть не умирают с голоду и едва не становятся людоедами. Но после настойчивых и долгих поисков генералы обнаружили наконец мужика, который, положив под голову кулак, спал под деревом и, как им показалось, «самым нахальным образом уклонялся от работы». Негодованию генералов не было предела. Мужик в сказке олицетворяет весь трудовой многострадальный народ России. Щедрин в своем произведении отмечает его сильные и слабые стороны. Слабая сторона народа - безропотность и го­товность народа подчиняться при его огромной силе . Мужик на не­справедливость генералов отвечает не протестом, не возмущением, а терпением и покорностью. Жадные и злые генералы называют мужика «лежебокой», а сами пользуются его услугами и жить без него не могут. Возвратившись домой, генералы загребли в казна­чействе столько денег, что «ни в сказке сказать, ни пером опи­сать», а мужику лишь выслали «рюмку водки да пятак серебра: ве­селись, мужичина!». Традиционные сказочные приемы приобрета­ют у Щедрина новое применение: они получают политическую окраску . У Щедрина вдруг оказывается, что спасший генералов от гибели и накормивший их мужик «мед-пиво пил», но, к сожале­нию, «по усам у него текло, только в рот не попало». Таким обра­зом, сатира Щедрина направлена не только на представителей пра­вящих кругов. Сатирически изображен и мужик. Он сам вьет вере­вочку, чтобы генералы связали его, и доволен своей работой.

Создавая яркие политические сказки, Щедрин не загромождает их обилием персонажей и проблем, строит ее сюжет обычно на од­ном остром эпизоде. Само действие в сказках Щедрина развертыва­ется быстро и динамично. Каждая сказка представляет собой не­большой рассказ-повествование с использованием диалога, реплик и рассказов персонажей, авторских отступлений-характеристик, пародий, вставных эпизодов (например, снов), традиционных фоль­клорных приемов и описаний . Повествование в сказках ведется почти всегда от лица автора . Так, в основе сюжета уже рассмотрен­ной сказки о двух генералах лежит борьба двух генералов с мужи­ком. Из вступления читатель узнает, что генералы служили в реги­стратуре. Но вот генералы «по щучьему велению» оказались на не­обитаемом острове. Они вынуждены искать мужика. Первая встре­ча генералов с мужиком является завязкой сюжета сказки. Далее действие развивается стремительно и динамично . Мужик за корот­кое время обеспечил генералов всем необходимым. Кульминацией сказки является приказ генералов мужику: свить для себя веревоч­ку. Отсюда вытекает идея сказки: довольно труженикам мужикам, создателям всех материальных благ на земле, терпеть унижение и рабство. Развязка сказки наступает, когда мужик отправляет гене­ралов в Петербург, на Подьяческую улицу. Он получил за свой не­легкий труд жалкую подачку - пятак.

В сказке есть резко очерченные детали внешнего облика генера­лов: веселые, рыхлые, сытые, белые, в глазах их светился злове­щий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. В этом описании проявляется юмор, переходящий в сатиру . Важным композиционным приемом в сказке являются сны генералов, а так­же описание природы .

Широко используется Щедриным и прием художественной ан­титезы . Так, генералы, попав на необитаемый остров, несмотря на изобилие еды, беспомощны и едва не умирают с голоду. Зато му­жик, хотя и ест мякинный хлеб, почти ничего не имеет, кроме «кислой овчины», создает на острове все необходимые для жизни условия и даже строит «корабль».

В сказках сатирик часто прибегает к иносказаниям : в образах Льва и Орла-мецената он обличал царей; в образах гиен, медведей, волков, щук - представителей царской администрации; в образах зайцев, карасей и пескарей - трусливых обывателей; в образах му­жиков, Коняги - обездоленный народ.

Характерной чертой сатиры Щедрина является прием сатириче­ской гиперболы - преувеличение некоторых поступков персона­жей, доводящий их до карикатуры, до нарушения внешнего прав­доподобия. Так, в сказке о двух генералах гипербола полнее рас­крывает неприспособленность царских чиновников к жизни.

| следующая лекция ==>

Известно, что Салтыков-Щедрин начал писать свои политические сказки еще в шестидесятые годы и что именно эти небольшие по объему произведения стали вершиной его творчества, итоговым произведением. В “Сказках для детей изрядного возраста” Салтыков отразил все проблемы, волновавшие его как гражданина. Читая их, можно встретить типичные для того времени образы: тупое и самодовольное правительство, забитое я голодное крестьянство, мелкие, трусливые обыватели.

Его съедает, убивает кровожадная машина власти. Правление второго и третьего Топтыгиных приходит к закономерному концу - их убивают, сдирают шкуру мужики, доведенные бесчеловечным правлением до крайности. Такую участь предрекает писатель всем самодурам. Народ взбунтуется и свергнет их. В сказке “Медведь на воеводстве” остро поставлена проблема народа и власти.

В своих произведениях Салтыков-Щедрин затрагивает и тему обличения обывателей, приспособленцев. Так, в сказке “Премудрый пискарь” под маской пискаря скрывается обыватель, не способный к решительным действиям. Этот пискарь, “просвещенный, умеренно-либеральный” всю жизнь сидит в своей воре и трясется от страха, что его съедят. Нужны ли обществу такие люди? “Нет”, - отвечает нам Салтыков. Пискарь умирает один, никому не нужный, даже никто не знает, куда он исчез. Эту же тему продолжает сказка “Самоотверженный заяц”. Герой этой сказки -опять обыватель, только теперь он предстает перед читателем в образе зайца (существа трусливого). Заяц -беспрекословно подчиняется волку (власти), надеясь на его милосердие. Страх перед правящими кругами сильнее здравого смысла. Но будет ли милосерден волк? На этот вопрос отвечает сказка “Бедный волк”. Ее смысл в том, что это животное - хищник, и ничто не может исправить его натуру. Волку чуждо милосердие. (Невольно вспоминаются строки из басни Крылова “Волк и ягненок”: “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”, - сказал и в темный лес ягненка поволок”.) Другая тема, изображение народа, раскрывается в сказке “Дикий помещик”. В ней аллегорически рассказывается о жизни народа после “освобождения”, после реформы 1861 года. “Скотина на водопой выйдет, помещик кричит: “Моя вода!” Курица за ворота выбежит, помещик кричит: “Моя земля!” Все у помещика стало его. И не было жизни от него мужикам”. Но когда не стало мужиков, помещик превратился в дикое животное: весь оброс волосами, даже стал ходить на четвереньках, “утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем”.

Все сказки Салтыкова-Щедрина являются сатирическими произведениями, высмеивающими русскую действительность, о которой автор знал не понаслышке (ведь сам был долгое время на государственной службе, пытался претворять реформы Александра II в жизнь). Сама сказочная форма выбрана не случайно: это наиболее доступный, демократический жанр. В сказке также легче скрыть политические идеи. Все же сказки Салтыкова отличаются от русских народных. Действующие в них люди и животные отражают взаимоотношения людей в обществе. Герои сказок социально детерминированы. Так, медведь, волк, орел - маски людей, стоящих у власти; заяц, вороны, пискарь - народ, обыватели. Герои сказок Салтыкова статичны, они так и не развиваются по ходу сюжета. Мужик так и не понял, что он может вполне обходиться без генералов, самоотверженный до глупости заяц был съеден волком, так и не поняв всей своей глупости. В сказках Салтыкова торжествует порок, в отличие от русских народных сказок. Удивителен и язык этих произведений: это необыкновенный сплав литературного, разговорного и канцелярского языков. Но писатель использует и некоторые приемы русских народных сказок. Так, часто можно встретить типичные для сказок зачины: “жили-были”, “по щучьему велению”, “в некотором царстве, в некотором государстве” и Другие. Главная особенность его сказок - это дидактичность, назидательность. В каждом произведении есть скрытая мораль, поучение, что роднит сказки Салтыкова с баснями.

Сказки Салтыкова-Щедрина, написанные на злобу дня в XIX веке, до сих пор не потеряли своей актуальности. Ведь все проблемы, поднятые автором, существуют и в наше время. И, к сожалению, взаимоотношения народа и власти не стали лучше.

Сказки приходят к нам из глубины народной жизни. Они передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, немного изменяясь, но сохраняя свой основной смысл. Сказки - итог многолетних наблюдений. В них комическое сплетается с трагическим, широко используется гротеск, гипербола (художественный прием преувеличения) и удивительное искусство эзопова языка. Эзопов язык - аллегорический, иносказательный способ выражения художественной мысли. Это язык нарочито затемненный, полный недомолвок. Обычно он используется писателями, лишенными возможности высказывать мысли прямо.

Форму народной сказки использовали многие писатели. Литературные сказки в стихах или прозе воссоздавали мир народных представлений, а иногда заключали в себе и сатирические элементы, например сказки А. С. Пушкина. Остросатирические сказки создает и Салтыков-Щедрин в 1869-м, а также в 1880-1886-х годах. Среди огромного наследия Щедрина они пользуются едва ли не наибольшей популярностью.

В сказках мы встретим типичных для Щедрина героев: здесь и тупые, свирепые, невежественные правители народа (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”), здесь и народ, могучий, трудолюбивый, талантливый, но вместе с тем покорный своим эксплуататорам (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Коняга”).

Сказки Щедрина отличаются истинной народностью. Освещая самые злободневные вопросы русской жизни, сатирик выступает как защитник народных интересов, выразитель народных идеалов, передовых идей своего времени. Мастерски использует он народный язык. Обращаясь к устному народному творчеству, писатель обогащал народные сюжеты фольклорных произведений революционным содержанием. Он создавал свои образы на основе народных сказок о животных: трусливом зайце, хитрой лисе, жадном волке, глупом и злом медведе.

Мастер эзоповых речей, в сказках, написанных в основном в годы жестокого цензурного гнета, он широко использует прием иносказания. Под видом животных и птиц им изображаются представители различных общественных классов и групп. Иносказание позволяет сатирику не только зашифровать, спрятать истинный смысл его сатиры, но и гиперболизировать в своих персонажах самое характерное. Образы лесных Топтыгиных, совершающих в лесной трущобе “мелкие, срамные” злодеяния или “крупные кровопролития”, как нельзя более точно воспроизводили самую сущность деспотического строя. Деятельность Топтыгина, который разгромил типографию, свалил в отхожую яму произведения ума человеческого, завершается тем, что его “уважили мужики”, “посадив на рогатину”. Его деятельность оказалась бессмысленной, ненужной. Даже Осел говорит: “Главное в нашем ремесле - это: laissez passer, laisses faire (позволять, не мешать). И сам Топтыгин спрашивает: “Я даже не понимаю, зачем воевод посылают! ” Сказка “Дикий помещик” - произведение, направленное против общественного строя, основанного не эксплуатации мужика. На первый взгляд это лишь забавная история глупого помещика, который ненавидел крестьян, но, оставшись без Сеньки и прочих своих кормильцев, совершенно одичал, а хозяйство его пришло в упадок. Даже мышонок его не боится.

Изображая народ, Салтыков-Щедрин сочувствует ему и одновременно осуждает его за долготерпение и безропотность. Он уподобляет его “рою” трудолюбивых пчел, живущих бессознательной стадной жизнью. “...Подняли мякинный вихрь, и рой мужиков вымело прочь из поместья”.

Несколько иную социальную группу населения России рисует сатирик в сказке “Премудрый пискарь”. Перед нами предстает образ до смерти перепуганного обывателя, “остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет”. Щедрин исследует в этой сказке вопрос о смысле и назначении жизни человека.

Обыватель-“пискарь” считает основным смыслом жизни лозунг: “Выжить и щуке в хайло не попасть”. Ему всегда казалось, что он живет правильно, по наказу его отца: “Коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба”. Но вот пришла смерть. Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. “Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит?” На все эти вопросы ему пришлось отвечать: никому, никто. “Он жил и дрожал - только и всего”. Смысл щедринской аллегории, изображающей, конечно, не рыбу, а жалкого, трусливого человека, заключается в словах: “Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари”. Таким образом, “пискарь” - это определение человека, художественная метафора, метко характеризующая обывателей.

Итак, можно сказать, что и идейное содержание, и художественные особенности сатирических сказок Салтыкова-Щедрина направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях. Они в наше время не утратили своей яркой жизненности. Сказки Щедрина по-прежнему остаются в высшей степени полезной и увлекательной книгой миллионов читателей.

Эзопов язык помогает выявлять пороки общества. И сейчас он используется не только в сказках и баснях, но и в прессе, в телевизионных передачах. С экранов телевизоров можно услышать фразы, имеющие двойной смысл, обличающие зло и несправедливость. "Это происходит, когда о пороках общества нельзя говорить открыто.

Сказки приходят к нам из глубины народной жизни. Они передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, немного изменяясь, но сохраняя свой основной смысл. Сказки - итог многолетних наблюдений. В них комическое сплетается с трагическим, широко используется гротеск, гипербола (художественный прием преувеличения) и удивительное искусство эзопова языка. Эзопов язык - аллегорический, иносказательный способ выражения художественной мысли. Это язык нарочито затемненный, полный недомолвок. Обычно он используется писателями, лишенными возможности высказывать мысли прямо.
Форму народной сказки использовали многие писатели.
В сказках мы встретим типичных для Щедрина героев: здесь и тупые, свирепые, невежественные правители народа (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”), здесь и народ, могучий, трудолюбивый, талантливый, но вместе с тем покорный своим эксплуататорам (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Коняга”).
Сказки Щедрина отличаются истинной народностью. Освещая самые злободневные вопросы русской жизни, сатирик выступает как защитник народных интересов, выразитель народных идеалов, передовых идей своего времени. Мастерски использует он народный язык. Обращаясь к устному народному творчеству, писатель обогащал народные сюжеты фольклорных произведений революционным содержанием. Он создавал свои образы на основе народных сказок о животных: трусливом зайце, хитрой лисе, жадном волке, глупом и злом медведе.
Мастер эзоповых речей, в сказках, написанных в основном в годы жестокого цензурного гнета, он широко использует прием иносказания. Под видом животных и птиц им изображаются представители различных общественных классов и групп. Иносказание позволяет сатирику не только зашифровать, спрятать истинный смысл его сатиры, но и гиперболизировать в своих персонажах самое характерное. Образы лесных Топтыгиных, совершающих в лесной трущобе “мелкие, срамные” злодеяния или “крупные кровопролития”, как нельзя более точно воспроизводили самую сущность деспотического строя. Деятельность Топтыгина, который разгромил типографию, свалил в отхожую яму произведения ума человеческого, завершается тем, что его “уважили мужики”, “посадив на рогатину”. Его деятельность оказалась бессмысленной, ненужной. Даже Осел говорит: “Главное в нашем ремесле - это: laissez passer, laisses faire (позволять, не мешать). И сам Итак, можно сказать, что и идейное содержание, и художественные особенности сатирических сказок Салтыкова-Щедрина направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях. Они в наше время не утратили своей яркой жизненности. Сказки Щедрина по-прежнему остаются в высшей степени полезной и увлекательной книгой миллионов читателей.
Эзопов язык помогает выявлять пороки общества. И сейчас он используется не только в сказках и баснях, но и в прессе, в телевизионных передачах. С экранов телевизоров можно услышать фразы, имеющие двойной смысл, обличающие зло и несправедливость. "Это происходит, когда о пороках общества нельзя говорить открыто.



25. Проблематика и идейное содержание сказки Салтыкова-Щедрина «Дурак» .

Давно занимавшая творческое воображение Салтыкова и оставшаяся неосуществленной мысль о создании произведения (под названием "Паршивый"), героем которого должен был бы явиться самоотверженный поборник социальной справедливости, революционер типа Чернышевского или Петрашевского, - эта мысль нашла свое частичное претворение в сказке "Дурак". В ней представлена свободная от всех нравственных пороков привилегированного общества личность гуманиста - правда, не в образе революционера, а в опрощенном соответственно народной сказке образе прирожденного крестьянского "праведника", который "не понимал" и потому не признавал никаких требований официального морального кодекса. Разумеется, жизнь одинокого протестанта, взгляды и поступки которого находились в непримиримом конфликте с господствующей средой, должна была закончиться трагически. Финальный эпизод сказки - внезапное исчезновение, а затем, по прошествии многих лет, возвращение измученного Иванушки - намекает на административную кару, постигшую героя. Такова была участь многих "справедливых людей" из народа, и Салтыков своей сказкой выражал им сочувствие.

26. Проблематика и идейное содержание сказки Салтыкова-Щедрина «Самоотверженный заяц»

М.Е Салтыкову-Щедрину горько и больно за русского человека. Многочисленные политические выступления против трусов, изменников революционному делу, обывателей, ставящих личное мещанское благополучие выше дела революции – вот главная тема данной сказки. В основу сказки «Самоотверженный заяц» положена та же идея, что и в «Премудром пескаре». В образе самоотверженного зайца, угодливо отдающего себя на растерзание волку, М.Е. Салтыков-Щедрин высмеивает ту часть «благонамеренной» интеллигенции, которая, отказавшись от активных методов борьбы, полагала, что возможен договор, мирное соглашение с самодержавием. В образе волка сатирик имеет в виду царский режим, не знающий никаких компромиссов в своей борьбе с революцией. Здесь главный герой – «заяц» – не благородный идеалист, а обыватель, надеющийся на доброту «хищников».
Сказка «Самоотверженный заяц» о поработителях с их волчьими повадками и об их жертвах, слепых в своей покорности. Заяц перед волком провинился. Не остановился, когда тот звал его, более того, еще пуще ходу прибавил. Волк придумал, как поступить со строптивым зайцем: «… сиди под этим кустом и жди очереди. А может быть, …ха-ха, я тебя и помилую!» Вот и сидел заяц под кустом, трясся, боялся с места сойти. Автор клеймит укоренившуюся в народных массах психологию рабской верности господам, а эту верность можно расценивать как предательство своих классовых интересов.

А.А.Фет личность поэта

Дата рождения: 23 ноября 1820
Дата смерти: 21 ноября 1892
Место рождения: Российская империя, Орловская губерния, усадьба Новоселки

Фет Афанасий Афанасьевич (23 ноября 1820 года – 21 ноября 1892), великий русский поэт-лирик, мемуарист, переводчик.

Афанасий получил блестящее образование. Способному мальчику легко давалась учеба. В 1837 году он окончил частную немецкую школу-пансионат в городе Верро, в Эстонии. Уже тогда Фет начал писать стихи, проявлял интерес к литературе и классической филологии. После школы, чтобы подготовиться к поступлению в университет, он обучался в пансионате профессора Погодина, писателя, историка и журналиста. В 1838 году Афанасий Фет поступил на юридический, а потом – на философский факультет Московского университета, где учился на историко-филологическом (словесном) отделении.

В университете Афанасий сблизился с одним из студентов – Аполлоном Григорьевым, который тоже увлекался поэзией. Они вместе стали посещать кружок студентов, которые усиленно занимались философией и литературой. При участии Григорьева Фет выпустил свой первый сборник стихов

Афанасий Фет оставил значительный след в русской литературе. Свой первый сборник стихов «Лирический пантеон» он выпустил, когда учился в университете. Первые стихи Фета были попыткой уйти от действительности. Он воспевал красоту природы, много писал о любви. Уже тогда в его творчестве проявилась характерная черта – он говорил о важных и вечных понятиях намеками, умел передавать тончайшие оттенки настроений, пробуждая у читателей чистые и светлые эмоции.

· 1834 год – был лишен всех привилегий потомственного дворянина, фамилии Шеншин и русского подданства

· 1835-1837 годы – учился в частной немецкой школе-пансионате в городе Верро

· 1838-1844 годы – учился в университете

· 1840 год – вышел первый сборник стихов «Лирический пантеон»

· 1845 год – поступил в провинциальный кирасирский полк на юге России

· 1846 год – получил офицерский чин

· 1850 год – вышел второй сборник стихов «Стихотворения»

· 1853 год – перешел на службу в гвардейский полк

· 1856 год – вышел третий сборник стихов

· 1857 год – обвенчался с Марией Боткиной

· 1858 год – вышел в отставку

· 1863 год – вышло двухтомное собрание стихотворений

· 1867 год – избран мировым судьей

· 1873 год – вернул дворянские привилегии и фамилию Шеншин

· 1883 – 1891 – работал над пятитомником «Вечерние огни»

Лирика Фета.

Основой лирики Фета уже в ранний период ero поэтического творчества становятся тема природы, в ее нетленной кpacoтe и бесконечной изменчивости и тема любви с ее радостями и горестями. Эти темы красной нитью пройдут и через всю зрелую лирику Фета. Поэт остро воспринимает красоту действительной жизни. «У всякого предмета, - позднее подчеркнет он, - тысячи сторон», но «художнику дopoгa только одна сторона предметов: их красота, точно так же, как математику дороги их очертания или численность». Изображая с артистической пластичностью природу и любовь в их тесной связи и взаимопроникновении, Фет проявляет себя превосходным мастером поэтической миниатюры, одной из труднейших форм лирики. К числу шедевров фетовской лирики принадлежит стихотворение «Шепот, робкое дыханье...» (1850), которое поражает подлинным новaторством в изображении мира природы и мира человека. Внимание Фета часто привлекает начало того или иного явления природы или переходные моменты в ней. Природа вызывает у Фета яркие лирические эмоции, которые «поэт мгновения» навсегда останавливает в своих стихах. Он утверждает, что «человек, бесповоротно теряющий пережитые душевные моменты, не может нaзываться поэтом». Стихотворения, объединенные общностью мотива или характера переживания, поэт включает в поэтические циклы, названия которым дают вpeмена года («Весна», «Лето», «Осень»), время суток «Вечера и ночи»), лирические жанры («Элегии и дyмы», «Антологические стихотворения», «Послания, посвящения. ..»).

В своей лирике Фет постоянно выражал мысль о бедности слова, которое не способно передать высокую человеческую духовность и глубину чувства.

Лирика Ф.И.Тютчева.

Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Отличительной чертой лирики Тютчева было то, что поэт не стремился переделывать жизнь, а пытался понять ее тайны, ее сокровенный смысл. Именно поэтому большую часть его стихотворений пронизывают философские мысли о таинственности Вселенной, о связи человеческой души с космосом.

Лирику Тютчева тематически можно разделить на философскую, гражданскую, пейзажную и любовную. Но в каждом стихотворении эти темы тесно переплетаются, превращаясь в удивительно глубокие по смыслу произведения.

К гражданской лирике относятся стихотворения «14-е декабря 1825», «Над этой темною толпой…», «Последний катаклизм» и другие. Тютчев был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории
Стихотворения Тютчева о весне «Вешние воды» и «Весенняя гроза» стали очень известными и популярными. Поэт описывает бурную весну, оживление и радость нарождающегося мира. Весна вызывает у него мысли о будущем. Осень поэт воспринимает как пору грусти, увядания. Она настраивает на размышления, покой и прощание с природойК шедеврам тютчевской любовной лирики относится «денисьевский цикл», посвященный его возлюбленной Е. А. Денисьевой, отношения с которой продолжались 14 лет до самой ее смерти. В этом цикле поэт подробно описывает этапы их знакомства и последующей жизни. Стихотворения представляют собой исповедь, как бы личный дневник поэта. Последние стихотворения, написанные на смерть любимой, потрясают трагичностьюЛирика Тютчева по праву вошла в золотой фонд русской поэзии. Она насыщена философскими мыслями и отличается совершенством формы. Интерес к исследованию человеческой души сделал лирику Тютчева бессмертной.

Тютчев. Личность поэта.

Тютчев Федор Иванович (1803 - 1873) Русский поэт

Родился 23 ноября (5 декабря н.с.) в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской среднепоместной семье. Детские годы прошли в Овстуге, юношеские - связаны с Москвой.

Домашним образованием руководил молодой поэт-переводчик С. Раич, познакомивший ученика с творениями поэтов и поощрявший его первые стихотворные опыты. В 12 лет Тютчев уже успешно переводил Горация.

В 1819 поступил на словесное отделение Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни. Окончив университет в 1821 со степенью кандидата словесных наук, в начале 1822 Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Через несколько месяцев был назначен чиновником при Русской дипломатической миссии в Мюнхене. С этого времени его связь с русской литературной жизнью надолго прерывается.

В 1817 году Ф.И. Тютчев начал посещать лекции на Словесном отделении в Московском университете. А в 1819 году был зачислен в студенты этого университета. В 1821 году окончил университет со степенью кандидата словесных наук.

В начале 1822 года Федор Иванович Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел и был направлен на службу в Мюнхен. Здесь Тютчев женится на Элеоноре Петерсон, от которой имеет трех дочерей.

В 1836 году поэзия Тютчева впервые получила всеобщее признание, после публикации его стихотворений в пушкинском "Современнике".

В 1837 году Тютчев был назначен первым секретарем Русской миссии в Турине.

В 1838 году скончалась жена Тютчева, что стало большой утратой для поэта.Но уже в 1839 году Ф.И. Тютчев вступил в брак с Эрнестиной Дёрнберг. Из-за самовольного отъезда в Швейцарию Тютчев был исключен из числа чиновников Министерства. Он уехал в Мюнхен.

В 1844 году вернулся с семьей в Россию, а через полгода Федор Иванович Тютчев вновь был принят на службу в Министерство иностранных дел.

В 1848 - 1849 годах под впечатлениями от событий политической жизни, Тютчев создал такие прекрасные стихотворения, как "Неохотно и несмело...", "Когда в кругу убийственных забот...", "Русской женщине" и др.

В 1854 году вышел первый сборник стихотворений, в этом же году был напечатан цикл стихов о любви, посвященных Елене Денисьевой.

17 апреля 1858 года Федор Иванович Тютчев был назначен председателем Комитета иностранной цензуры. В этот период он создает много "публицистических статей в стихах": "Гус на костре", "Славянам", "Современное", "Ватиканская годовщина".

В 1861 году в свет выходит сборник стихотворений на немецком языке.

В марте 1868 года печатается второе издание стихотворений Тютчева.

«Сказки» Салтыкова-Щедрина не случай-но называют итоговым произведением ав-тора. В них со всей остротой подняты те проблемы России 60-80 гг. XIX века, кото-рые волновали передовую интеллигенцию. В спорах о дальнейших путях России выска-зывались многие точки зрения. Известно, что Салтыков-Щедрин был сторонником борьбы с самодержавием. Как и многие мыслящие люди того времени, он был увле-чен «народной» идеей и сетовал на пассив-ность мужика. Салтыков-Щедрин писал, что несмотря на отмену крепостного права, оно живет во всем: «в нашем темпераменте, в нашем образе мыслей, в наших обычаях, в наших поступках. Все, на что бы мы ни об-ратили наши взоры, все из него выходит и на него опирается». Этим политическим взглядам и подчинены журнально-публицистическая деятельность писателя и его ли-тературное творчество.

Писатель постоянно стремился сделать своих противников смешными, ибо смех - великая сила. Вот и в «Сказках» Салтыков-Щедрин высмеивает правительственных чи-новников, помещиков, либеральную интел-лигенцию. Показывая беспомощность и ник-чемность чиновников, тунеядство помещиков и одновременно подчеркивая трудолюбие, ловкость русского мужика, Салтыков-Щед-рин высказывает в сказках свою основную идею: мужик бесправен, забит правящими сословиями.

Так, в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин показывает полную беспомощность двух ге-нералов, оказавшихся на необитаемом ост-рове. Несмотря на то, что кругом было в изо-билии и дичи, и рыбы, и плодов, они чуть не умерли с голоду.

Чиновники, которые «родились, воспита-лись и состарились» в какой-то регистрату-ре, ничего не понимали и не знали «даже слов никаких», кроме разве что фразы: «При-мите уверение в совершенном моем почте-нии и преданности», генералы делать-то ни-чего не умели и совершенно искренне вери-ли, что булки растут на деревьях. И вдруг их осеняет мысль: надо найти мужика! Ведь он обязательно должен быть, просто «где-ни-будь спрятался, от работы отлынивает». И мужик действительно нашелся. Он накормил генералов и тут же по их приказу послушно вьет веревку, которой те привязывают его к дереву, чтобы не убежал.

В этой сказке Салтыков-Щедрин высказы-вает мысль о том, что Россия держится на труде крестьянина, который несмотря на свой природный ум и смекалку, покорно под-чиняется беспомощным господам. Эта же мысль развивается автором в сказке «Дикий помещик». Но если генералы из предыдущей истории оказались на необитаемом острове по воле судьбы, то помещик из этой сказки все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий дух. Поэтому столбовой дворянин Урус-Ку-чум-Кильдибаев всячески притесняет мужи-ков. И вот мужицкий мир исчез. И что же? Че-рез некоторое время «весь он... оброс воло-сами... а когти у него сделались железными». Помещик одичал, потому что без мужика он не способен даже обслужить себя.

Глубокая вера Салтыков-Щедрина в скры-тые силы народа видна в сказке «Коняга». Замученная крестьянская кляча поражает своей выносливостью и жизнестойкостью. Все ее существование заключается в беско-нечной тяжелой работе, а тем временем сы-тые пустоплясы в теплом стойле удивляются ее выносливости, много рассуждают о ее мудрости, трудолюбии, здравомыслии. Ско-рее всего, в этой сказке Салтыков-Щедрин подразумевал под пустоплясами интелли-генцию, переливавшую из пустого в порож-нее, рассуждая о судьбах русского народа. Очевидно, что в образе Коняги отражен кре-стьянин-труженик.

Героями «Сказок» зачастую становятся звери, птицы, рыбы. Это говорит о том, что в их основе лежит русский народный фольк-лор. Обращение к нему позволяет Салтыко-ву-Щедрину е лаконичной форме и вместе с тем сатирически остро передать глубокое содержание. Возьмем, к примеру, сказку «Медведь на воеводстве». Три Топтыгина — это три разных правителя. По характеру они не похожи друг на друга. Один жестокий и кровожадный, другой не злой, «а так, скоти-на», а третий ленивый и добродушный. И каждый из них не в состоянии обеспечить нормальную жизнь в лесу. И стиль их прав-ления здесь ни при чем. Мы видим, что ни-что не изменило общий неблагополучный порядок в лесной трущобе: коршуны ворон ощипывают, а волки с зайцев шкуру дерут. «Таким образом, перед умственным взором третьего Топтыгина вдруг выросла целая те-ория неблагополучного благополучия», — иронизирует автор. Скрытый смысл этой сказки, в которой пародируются реальные правители России, в том, что без отмены са-модержавия ничего не изменится.

Говоря об идейном содержании «Сказок» Салтыкова-Щедрина, нужно отметить, что многие талантливые писатели XX века (Булга-ков, Платонов, Гроссман и др.) как раз и пока-зали в своих произведениях, что происходит, когда человек нарушает вечные законы раз-вития природы, общества. Мы можем ска-зать, что литература XX века, испытавшего потрясения социальных революций, полеми-зирует с литературой второй половины XIX века, в том числе с творчеством Салтыко-ва-Щедрина. События начала XX века приве-ли мыслящую интеллигенцию к разочарова-нию в народе, в то время как «мысль народ-ная» в XIX веке была определяющей у многих русских писателей. Но тем богаче наше лите-ратурное наследие, что в нем есть разные точки зрения на пути развития общества.