Государство

Особенности композиции в пьесе на дне горького. Анализ «На дне» Горький

М. Горький

I Вариант

1. Уроженцем какого города был М. Горький?

а) Москвы б) Петербурга в) Нижнего Новгорода г) Саратова

2. Укажите годы жизни М. Горького.

а) 1868-1936 гг. б) 1870-1921 гг. в) 1890-1940 гг. г) 1895-1925 гг.

3. Как относится М. Горький к первой русской революции?

а) сочувствовал; б) активно поддерживал, помогал материально

в) настороженно; г) отрицательно

4. Ранние рассказы A . M . Горького написаны в духе:

а) модернизма; б) реализма; в) романтизма?

5. Первым опубликованным произведением А.М. Горького был рассказ:

а) «Макар Чудра»; б) «Старуха Изергиль»; в) «Челкаш»?

6. Определите жанр пьесы М. Горького «На дне».

а) бытовая драма; б) социально-философская драма

в) трагедия; г) мелодрама

7. Как звали Клеща?

а) Дмитрий; б) Андрей; в) Ванька; г) Степан.

8. Какой персонаж пьесы «На дне» вступает в философский спор с Лукой, утверждая, что не надо унижать человека жалостью?

а) Клещ; б) Сатин; в) Актёр; г) Барон.

9. О ком идёт речь в пьесе «На дне»: «Сколько в ней зверства, в бабе этой!»

а) об Анне; б) о Наташе; в) о Насте; г) о Василисе.

10. Кто из персонажей пьесы «На дне» не хочет примириться с жизнью на «дне» и заявляет: «Я рабочий человек… и с малых лет работаю… Вылезу… Кожу сдеру, а вылезу»?

а) Сатин б) Барон в) Клещ г) Пепел

11. Кто из персонажей пьесы «На дне» утверждал: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!»?

а) Лука б) Клещ в) Сатин г) Бубнов

12. В пьесе М. Горького «На дне» основным средством раскрытия характеров героев является речевая характеристика. По высказываниям героев определите персонаж драмы.

а) «Сделай так, чтоб работа мне была приятна – я, может быть, буду работать… Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!»

б) «На что совесть? Я — небогатый»

в) «Не помню, когда я сыта была… Всю жизнь мою дрожала… мучилась… как бы больше другого не съесть…»

г) «Тюрьма добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит…»

д) «…А то… воображу себе, что завтра я скоропостижно помру… И станет от этого жутко… Летом хорошо воображать про смерть… грозы бывают летом…всегда может грозой убить…»

А) Наташа Б) Сатин В) Анна В) Бубнов Д) Лука

М. Горький

II Вариант

1. Укажите имя, отчество и настоящую фамилию М. Горького.

а) Алексей Максимович Пешков б) Василий Иванович Каширин

в) Максим Алексеевич Пешков г) Иван Алексеевич Каширин

2. Укажите, с какими политическими деятелям был дружен М. Горький и посвятил ему публицистический очерк?

а) А.В. Луначарский б) И.В. Сталин в) В.И. Ленин г) Н.И. Бухарин

3. Какое образование получил М. Горький?

а) учился в гимназии б) закончил Казанский университет

в) получил домашнее образование г) не получил никого систематического образования

4. Образ человека с «горящим сердцем» выведен в рассказе A . M . Горького:

а) «Макар Чудра»; б) «Старуха Изергиль»; в) «Челкаш»?

5. . Афоризм «В жизни… всегда есть место подвигу» A . M . Горький вложил в уста:

а) старухи Изергиль; б) Лойко Зобара; в) Данко?

6. Укажите основной драматургический конфликт пьесы М.Горького «На дне».

а) социальный (между Костылевым и ночлежниками)

б) идеологический (между Лукой и ночлежниками)

в) любовный (между Василисой, Пеплом и Наташей)

г)внутренний (В осознании ночлежниками своего падения и невозможностью с этим смириться)

7. Кто из персонажей пьесы «На дне», прикрываясь служением богу, грабит людей?

И я на тебя полтинку накину, — маслица в лампадку куплю…. и будет перед святой иконой жертва моя гореть…

а) Барон б) Сатин в) Лука г) Костылев

8. В пьесе М. Горького «На дне» основным средством раскрытия характеров является речевая характеристика. Определите, кто из героев произносит следующие фразы:

а) «Всякая блоха не плоха, все – черненькие, все — прыгают»

б) «Хороший человек должен иметь пачпорт… Все хорошие люди пачпорта имеют»

в) «Почему же иногда шулеру не говорить хорошо…, если порядочные люди говорят как шулера…»

г)«Никогда и ничего не понимал я… мне кажется, что я всю жизнь только переодевался…. А зачем?..Не понимаю!»

А) Барон Б) Лука В) Сатин Г) Костылев

9. Какой герой попадает в тюрьму за убийство хозяина ночлежки?

а) Пепел; б) Клещ; в) Барон; г) Алёшка.

8. Назовите героя пьесы, в уста которого вкладывает М. Горький авторскую точку зрения.

а) Лука б) Сатин в) Бубнов г) Барон

10. Что является главным предметом изображения в пьесе М. Горького «На дне»?

а) жизненные обстоятельства, приведшие людей на «дно»

б) сознание людей, выброшенных на «дно» в результате социальных процессов, происходивших в русском обществе на рубеже веков

в) быт людей «дна»

г) взаимоотношения «хозяев жизни»и зависимых от них людей

11. какая сцена является завязкой внутреннего конфликта в пьесе М. Горького «На дне»?

а) разговор Костылева с ночлежниками в 1-м действии о Василисе б) появление Наташи

в) появление Луки в ночлежке г) рассказ-притча Луки о «Праведной земле»

12. Лука своими утешительными речами пробудил почти в каждом ночлежнике мечту о иной, лучшей, достойной жизни. О чем мечтают ночлежники?

а) Настя А) о лечебнице для алкоголиков

б) Анна Б) о чистой высокой любви

в) Васька Пепел В) об избавлений мучений на том свете

г) Актер Г) о честной, трудовой жизни на поселении в Сибири

Пьеса М. Горького «На дне» классифицируется как социально философская драма, возникшая как результат авторских рассуждений о социальной атмосфере начала XX века. Объектом наблюдений Горького стало босячество распространенное явление для указанного времени. Не случайно большинство героев «На дне» имеют свои прототипы, «подсмотренные» в Нижнем Новгороде, а главным (и новым!) героем становится босяк .

Проблематика пьесы Горького охватывает множество актуальных проблем своего времени, касающихся социального устройства общества и человеческой психологии. Все свое внимание автор устремил на людей «дна» и вокруг своих героев формировал группу проблемных вопросов: Кто такие люди «дна» ? Почему они таким становятся? Что отличает или от других? Есть ли у них возможность вырваться? и др.

Несмотря на явное сочувствие и жалость по отношению к своим героям, Горький стоит на позиции реалистического изображения их среды. Героев автор не поэтизирует, четко осознавая их недостатки.

В центре пьесы – два конфликта: внутренний (конфликт «правд») развивается вокруг Луки, внешний – вокруг столкновения Пепла с Костылевыми. Внутренний конфликт сбивается на конфликт общефилософский: автор ставит вопрос «Что нужнее людям – правда или сострадание» и не находит на него однозначного ответа.

Герои пьесы не лишены собственных историй, хоть они и угадываются из отдельных реплик. Так, Клещ гордится тем, что он рабочий человек; глубоко презирает обитателей ночлежки и мечтает вырваться. Барон говорит о своем дворянстве. Пепел считает себя потомственным вором. Миру «фактов жизни» – Клеща, Барона, Пепла, Сатина, Бубнова противостоит мир Костылевых – хозяев жизни, безбожно обирающих своих «визитеров». Этот мир, несмотря на его потенциальные возможности, не менее низок и мерзостен, нежели мир «дна».

Общий тон жизни ночлежки с его скандалами, ссорами и драками резко меняется с появлением Луки. Он сеет иллюзии среди людей «дна», помогает им, говоря неправду. Хотя, если присмотреться, и до Луки каждый из них спасался от реальности иллюзорной фантазией: Клещ уходит в работу, Барон придумывает себе аристократическое происхождение, Настя «витает» в облаках любовных романов и др. Роль Луки – в овеществлении этих фантазий: Анну он успокаивает «праведной землей», Актера – лечебницей для «органов» и др. Лука искренне верит в существование внутри каждого из своих опустившихся собеседников веры в лучшую жизнь и надежды вырваться из мира «дна». На деле же оказывается, что утешительные речи Луки только затрудняли восприятие героями реальности, что привело ко многим трагедиям: Актер повесился, Настя в отчаянии, Костылевы расправились с Наташей и Пеплом.

Противоположную точку зрения представляет Сатин с его «человек – это звучит гордо !» и «человека уважать надо ». Он предпочитает не оттягивать момент встречи с окружающим миром, говоря неправду «товарищам».

Горький, оказываясь на позициях защиты человеческого даже в опустившихся людях «дна», все же скептически относится к правде Луки, ведь она в результате никого не спасла. И только «закаленные» и «неверующие» Барон, Бубнов и Сатин легко перенесли исчезновение утешителя.

Несмотря на жестокость описываемой реальности, Горький показал в пьесе неистребимость человеческого стремления к лучшему, тяги к справедливости.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Пьесу «На дне» Горький определил как социально-философскую драму, в которой главными являются конфликт людей с окружающим миром и внутренний конфликт. Одно из первоначальных названий пьесы-«На дне жизни», однако писатель сократил его, тем самым расширив его звучание: герои пьесы находятся не только на дне жизни, но и на дне собственных чувств, мыслей, каждому из них приходится бороться не только с обстоятельствами, но и с самим собой.

Сначала мы знакомимся с социальным конфликтом. Автор рисует нам ночлежку Костылева: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой…Везде по стенам - нары…Посредине ночлежки - большой стол, две скамьи, табурет, все - некрашеное и грязное» -она больше напоминает тюрьму, недаром обитатели ее поют тюремную песню «Солнце всходит и заходит» .По ходу пьесы мы узнаем о событиях, приведших людей к такой жизни. Например, Бубнов в прошлом был женат, «жена связалась с мастером» и решила «одолеть» мужа; в результате Бубнов чуть сам не пошел на преступление, но «вовремя спохватился» и ушел. Сатин отсидел в тюрьме за убийство «подлеца» и теперь, как почти все обитатели ночлежки, пьет, играет в карты, ворует. Барон-выходец из дворянской семьи, он «учился», «женился», «служил», «растратил казенные деньги». Судьбы всех героев различны и в то же время удивительно схожи: они на дне жизни, лишения и страдания привели их сюда. В этом изображении жизни беднейших слоев общества и есть социальная суть драмы. драма конфликт истина пьеса

Однако основной, философский вопрос произведения в другом. Что лучше, спасительнее для человека: истина или сострадание?

Общество ночлежников, описываемых Горьким, можно назвать бесчувственными правдолюбцами. «По-моему-вали всю правду, как она есть! Что стесняться?»-утверждает Бубнов, а Барон по-хамски ведет себя по отношению к Насте, уличает ее при всех во лжи, когда она рассказывает про свою «настоящую любовь»: «Ты думаешь - это правда? Это все из книжки «Роковая любовь». Такие герои как Анна, Настя, Актер доверчивы, мечтательны, их легко ранить горькой правдой. Они жаждут сострадательной доброты, но не находят сочувствия у сторонников «правды факта». Как луч света, в их безрадостной жизни появляется Лука. Он всех утешает, уважает каждого человека(«ни одна блоха не плоха, все черненькие»),считает, что человек все может, если захочет. Эта его вера в человека выражена в рассказе о двух беглых каторжниках, основная мысль которого в том, что спасти человека и научить добру может не насилие, не тюрьма-«Человек может добру научить…»Слова старца о том, что «Не всегда правдой душу вылечишь…»,встречают сопротивление у многих героев пьесы. Особенно с этой точкой зрения расходится мнение Сатина. Он говорит: «Ложь-религия рабов и хозяев…Правда-бог свободного человека!» Как иллюстрация этих идей, нам рассказана притча о праведной земле. В ней сталкиваются друг с другом «человек» со своей верой в существование праведной земли и «ученый», опровергающий своими картами и цифрами эту мечту. Здесь,казалось бы, кроется ключ к разгадке идейного противоречия пьесы «На дне»: если реальность не позволяет человеку сохранить чувство собственного достоинства, то пусть «правду о человеке» заменит «правда человека», то есть «святая вера». Ведь голая правда, которую слышали друг от друга ночлежники до появления старца Луки, не представляет ценности. Непонятно, чего больше в их словах-жажды правды или стремления унизить и оскорбить человека. Но жить одними лишь иллюзиями тоже нельзя, мы видим это на примере Актера. Лука вселил в него надежду на возможность начать новую жизнь, вернуться к работе. Актер даже «досочинил», возвысил совет старца о поездке в лечебницу для алкоголиков: «Превосходная лечебница…Мрамор…мраморный пол! Свет…чистота, пища…все-даром! И мраморный пол, да!» ,но так ничего и не предпринял для осуществления этой поездки, лишь продолжал мечтать и повесился в итоге.

Уникальность пьесы Горького «На дне» заключается именно в ее правдивости, начиная описанием ночлежки и заканчивая неразрешенным спором о том, что же лучше для человека: жить ложной надеждой или обрушивать на всех горькую злую правду. Ценность этих двух точек зрения словно проверяется на всех героях на протяжении пьесы, но окончательного ответа этот спор так и не получает. Каждый сам решает его для себя.

Кто слаб душой... и кто живет чужими соками - тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие - прикрываются ею... А кто - сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого - зачем тому ложь?

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Ознакомление с творчеством М. Горького. Рассмотрение особенностей описания беспощадной правды о жизни социальных низов в пьесе "На дне". Изучение проблемы добра, сострадания, социальной справедливости. Философский взгляд автора на ложь во спасение.

    реферат , добавлен 26.10.2015

    Рассуждения относительно ложной и истинной доброты одного из персонажей пьесы Горького "На дне", Луки. Губительность для обитателей ночлежки его притворного сострадания и лжи "во благо". Ценность истинного милосердия, преодолевающего несправедливость.

    сочинение , добавлен 20.10.2013

    В пьесе М. Горького "На дне" обнаруживаются все пороки современного общества. Автор описывает жизнь людей, попавших на дно общества. Эти люди, однажды оступились в жизни или разорились и оказались в ночлежке, где все равны, и нет надежды выбраться.

    сочинение , добавлен 24.02.2008

    Изучение русской реалистической литературы конца XIX-начала XX в. Значение творчества писателя, публициста и общественного деятеля М. Горького в литературе эпохи реализма. Определение особенностей проблематики и жанрового своеобразия пьесы "На дне".

    курсовая работа , добавлен 11.03.2011

    Место жанра короткого рассказа в системе прозаических форм. Проблема периодизации творчества А. Чехова. Основная характеристика социально-философской позиции писателя. Архитектоника и художественный конфликт непродолжительных повествований М. Горького.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2017

    Анализ мировоззрения Луки, дарящего сострадание и утешение обитателям ночлежки. Разделение жителей подвала на два лагеря: "мечтателей" и "скептиков". Значение имени "Лука". Отношение критиков к образу пожилого странника, изображенного в пьесе М. Горького.

    презентация , добавлен 11.10.2013

    Изучение творческого пути Горького, включающее выяснение причин становления его как писателя, как революционера и как народного любимца. Взаимоотношения Горького с Львом Толстым. Отношение Горького к книге как к великому чуду, созданному человечеством.

    презентация , добавлен 16.11.2010

    Хронология жизни и творчества писателя. Публикация его первого рассказа "Макар Чудра". Первая повесть "Фома Гордеев". Премьера пьесы "На дне". Секрет исключительного успеха молодого Горького. Создание страстного и возвышенного гимна во славу человека.

    презентация , добавлен 30.10.2012

    Современная интерпретация творческого наследия М. Горького. Начало литературной деятельности писателя. Традиции и новаторство Горького-драматурга. Традиции и новаторство поэтических произведений Горького. Анализ "Песни о Соколе" и "Песни о Буревестнике".

    курсовая работа , добавлен 16.12.2012

    Основные этапы жизненного и творческого пути Максима Горького. Особенность и новаторство его романтического наследия. Рассказ "Старуха Изергиль" как апофеоз горьковского романтизма, анализ структуры произведения и его роль литературе того времени.

История создания. В начале XX века Горький обращается к драматургии. Он пишет свои первые пьесы почти одновременно. «На дне» была задумана раньше, чем «Мещане», замысел «Дачни­ков» обозначился еще до первой премьеры «На дне». Работа над пьесой началась в 1900 году. В январе следующего года Горький писал Станиславскому: «Затеял еще одну пьесу. Бо­сяцкую. Действующих лиц человек двадцать. Очень любопытно, что выйдет!» Пьеса «На дне» была написана в 1902 году для труппы Московско­го Художественного общедоступного театра. По словам Горького, пьеса появилась в результате двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей», к которым он относил «… не только странников, оби­тателей ночлежек и вообще «люмпен-пролетариев», но и некоторую часть интеллигентов, оскорбленных и униженных неудачами в жиз­ни». Как указывал сам писатель, он наблюдал прототипов своих геро­ев в Нижнем Новгороде: артист Колосовский-Соколовский послужил прототипом Актера: Бубнова Горький писал не только со своего зна­комого босяка, но и с одного интеллигента, своего учителя; образ На­сти во многом заимствован из рассказов Клавдии Гросс. Постановка пьес Горького была запрещена. Чтобы поставить «На дне», необходимо было ходатайство театрального общества или мест­ного губернатора. «Пришлось ехать в Петербург, отстаивать чуть ли не каждую фразу, скрипя сердце делать уступки и, в конце концов, добиться разрешения только для одного Художественного театра», - вспоминал впоследствии о постановке «На дне» В. Н. Немирович- Данченко. От бесед с тогдашним начальником Главного управления по делам печати, профессором Зверевым, у него осталось впечатле­ние, что «На дне» была разрешена только потому, что власти рассчи­тывали на оглушительный провал пьесы. 18 декабря, спустя четыре с половиной месяца после ее созда­ния, состоялось первое представление пьесы, опубликована она была лишь через полтора месяца. Пьеса имела огромный успех. Доказательство тому множество газетных публикаций
Известно, что образ дна трактовался как метафора духовной атмосферы. Однако есть все основания полагать, что трагическому состоянию героев придан гротескный характер. Авторская оценка неспособности героев к физическому либо духовному спасению довольно иронична, даже Актер порой воспринимается как шут дна, он в глазах Сатина - носитель дурацкого начала («Эх… испортил песню… дуррак!»). В целом описанная в пьесе трагедия лишена катарсиса. Жанровая суть драм Горького неоднозначна. Так, еще И. Анненский указывал на наличие иронии в трагических ситуациях «На дне».Трагииронический пафос горьковской пьесы очевиден прежде всего благодаря ее языку. Реплики героев порой вносят в эмоциональный мир драмы балаганное начало. За счет рифм, в том числе и внутренних, по сути трагические герои позволяют себе говорить скоморошьим языком. Фонетические возможности русского языка располагают к звуковым параллелям, тождествам, которыми широко пользовались поэты, это свойство русской речи было востребовано и Горьким-драматургом. Вслед за Гоголем Горький вводит в текст шутовской язык вроде сатинского «Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются…» За счет фонетических тождеств Горький создает гротескную, аномальную атмосферу смеха и духовной смерти, веселья и ужаса. По-видимому, полагая, что уродство жизни не только вне человека, в социуме, но и внутри человека, он заставляет своих героев говорить «смеховыми» фразами. Фонетически реплики Насти окрашены внутренней рифмовкой; например: «Дай… отдай! Ну… не балуй!» К звуковым повторам прибегают чуть ли не все персонажи пьесы: «Христос-от всех жалел и нам велел…» (Лука), «Еще раз играю, - больше не играю…» и «Знаем мы, какой-такой ты…» (Татарин), «Такое житье, что как поутру встал, так и за вытье…» (Бубнов), «Поинтереснее вас… Андрей! Жена твоя в кухне у нас…» (Наташа). Звук становится средством создания характера человека дна. Нетрудно заметить «фонетические предпочтения» Сатина. Довольно часто в его словаре звучат слова с опорой на «р» (труд, хороша, рабство и т. д.). Как известно, Сатину надоели «все человеческие слова», он любит «непонятные, редкие слова», причем в их фонетическом рисунке - тот же доминирующий звук: «Гибралтарр», «Сарданапал». Склонность к аллитерациям заметна во фразах вроде «Работа? Сделай так, чтобы работа была мне приятна - я, может быть, буду работать… да!». Речь Сатина напоминает звериное рычание. Неслучайно в первой же ремарке обозначено: «Сатин рычит».
Текст, как и указания в ремарках, подчеркивая фарсовость происходящего, содержит информацию о животной, нечеловеческой природе обитателей дна. Если Сатин рычит, то Бубнов по этому поводу замечает: «Ты чего хрюкаешь?» Обратившись к тексту «Мертвых душ», исследователи указали на такие средства создания портрета мертвой души, как наличие в облике героя звериных черт, либо характеристик неживой природы, что и инициирует гротеск. В тексте Горького, помимо зоологической «речи», указано и на наличие в героях неорганической природы; так, Костылев спрашивает Клеща: «Скрипишь?»
Таким образом, анализ лексики пьесы «На дне» подтверждает версию о ее трагифарсовой, трагииронической основе.

Атмосфера духовного разобщения людей. Роль полилога. Свойственная всей литературе начала XX в. болезненная реакция на разобщенный, стихийный мир в драме Горького приобрела редкие масштабы и убедительность воплощения. Автор передал устойчивость и предельность взаимоотчуждения постояльцев Костылева в оригинальной форме «полилога». В I акте говорят все персонажи, но каждый, почти не слушая других, - о своем. Автором подчеркнута непрерывность подобного «общения». Квашня (с ее реплики начинается пьеса) продолжает начатый за сценой спор с Клещом. Анна просит прекратить то, что длится «каждый божий день». Бубнов обрывает Сатина: «Слыхал сто раз».

В потоке отрывочных реплик и перебранки оттеняются слова, имеющие символическое звучание. Бубнов дважды повторяет (занимаясь скорняжным делом): «А ниточки-то гнилые...» Настя характеризует отношения Василисы и Костылева: «Привяжи всякого живого человека к такому мужу...» Бубнов замечает о положении самой Насти: «Ты везде лишняя». Сказанные по конкретному поводу фразы раскрывают «подтекстовой» смысл: мнимость связей, лишность несчастных.

Своеобразие внутреннего развития пьесы. Обстановка меняется с появлением Луки. Именно с его помощью оживают в тайниках души ночлежников иллюзорные мечты и надежды. II и III акты драмы позволяют увидеть в «голом человеке» влечение к иной жизни. Но, основанное на ложных представлениях, оно венчается лишь несчастиями.

Роль Луки в таком исходе очень значительна. Умный, знающий старик равнодушно смотрит на свое реальное окружение, считает, что «для лучшего люди живут... По сто лет, а может быть, и больше - для лучшего человека живут». Поэтому заблуждения Пепла, Наташи, Насти, Актера его не трогают. Тем не менее Горький вовсе не ограничил происходящее влиянием Луки.

Человек - вот правда!

М. Горький

Многогранный талант М. Горького ярко проявился и в драматургии. В пьесе «На дне» Алексей Максимович открыл читателям и зрителям доныне неизвестный пласт русской жизни: чаяния, страдания, радости и надежды «бывший людей», обитателей ночлежки. Автор сделал это достаточно сурово и правдиво.

Драма «На дне» ставит и решает философские вопросы: что есть правда? нужна ли она людям? можно ли обрести счастье и покой в реальной жизни? Выброшенные из активной жизни, обитатели «дна» между тем не отказываются от решения сложных философских вопросов, жизненных ситуаций, которые ставит перед ними действительность. Они примеряют к себе различные ситуации, пытаясь «всплыть» на поверхность. Каждый из них хочет вернуться в мир «настоящих людей».

Герои полны иллюзий о временности своего положения. И лишь Бубнов и Сатин понимают, что выхода «со дна» нет - это удел лишь сильных. Слабым же людям нужен самообман. Они тешат себя мыслью, что рано или поздно станут полноценными членами общества. Эту надежду в ночлежниках активно поддерживает Лука, странник, неожиданно появившийся среди них. Старик с каждым находит верный тон: Анну он утешает небесным счастьем после смерти. Уговаривает ее, что в загробной жизни она обретет покой, которого не чувствовала до сих пор. Ваську Пепла Лука уговаривает уехать в Сибирь. Там самое место для сильных и целеустремленных людей. Настю он успокаивает, веря в ее рассказы о неземной любви. Актеру обещает исцеление от алкоголизма в некой специальной клинике. Самое поразительное во всем этом, что Лука лжет бескорыстно. Он жалеет людей, старается дать им надежду как стимул к жизни. Но утешения старика приводят к противоположным результатам. Умирает Анна, гибнет Актер, попадает в тюрьму Васька Пепел. Кажется, устами Сатина автор осуждает Луку, опровергает соглашательскую философию странника. «Есть ложь утешительная, ложь примиряющая... Кто слаб душой... и кто живет чужими соками - тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие - прикрываются ею... А кто - сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого - зачем тому ложь? Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!»

Но Горький не так прост и прямолинеен; он дает возможность читателям и зрителям самим решить: нужны ли Луки в реальной жизни или они несут зло? Поразительно и другое, что с годами менялось отношение общества к этому персонажу. Если в период создания пьесы «На дне» Лука был почти отрицательным героем, с его безграничной жалостливостью к людям, то со временем изменилось отношение к нему.

В наше жестокое время, когда человек чувствует свое одиночество и ненужность окружающим, Лука получил «вторую жизнь», стал почти положительным героем. Он жалеет живущих рядом людей, пусть машинально, не тратя на это свои душевные силы, но находит время выслушать страждущих, вселяет в них надежду, а это уже немало.

Пьеса «На дне» относится к тем немногим произведениям, которые со временем не стареют, а каждое поколение открывает в них мысли, созвучные своему времени, взглядам, жизненным ситуациям. В этом великая сила дарования драматурга, его умение заглянуть в будущее.

В пьесе « На дне » выкристаллизовался один из своеобразных жанров горьковской драматургии - жанр социально-философской пьесы.

Большинство критиков дореволюционного времени рассматривало «На дне» как пьесу статическую, как серию зарисовок быта, внутренне не связанных сцен, как натуралистическую пьесу, лишенную действия, развития, драматических конфликтов.

В «На дне» Горький развивает, обостряет, делает особенно наглядным принцип, характерный для драматургии Чехова...

Когда... Горький писал: «Пьеса делается, как симфония: есть основной лейтмотив и различные вариации, изменения его» (Письмо в театр ЛАПП / «Литературная газета». 1931. N 53), то он мог иметь в виду собственный драматургический опыт. В пьесе выступает несколько «тем», идейно-тематических комплексов, которые «вбирают в себя» известные идеи и настроения, черты характера действующих лиц, их стремления, идеалы и поступки, их взаимоотношения и судьбы, их отдельные столкновения. Ни одна судьба, ни один конфликт не прослеживаются целостно от начала до конца; они намечаются как бы пунктиром, прерывно, эпизодично, поскольку они должны войти в определенный тематический комплекс, участвуя в развитии «темы», в решении социально-философской проблемы. <...>

В экспозиции представлены все основные проблемы, которые будут решаться в пьесе; в зародышевом виде выступают все ее основные темы. Как относиться к бесчеловечной жизни обездоленных, угнетенных? Терпеливо нести свой крест?

Смягчить муку других состраданием? Отдаться утешающим иллюзиям? Протестовать? Искать каждому для себя активный выход, скажем, в труде? Различные ответы на эти вопросы разъединяют и так или иначе сводят героев пьесы, которые находятся как бы в состоянии ожидания. Появление Луки приводит все в движение. Он отстраняет одних, поддерживает других, направляет их, дает обоснование их устремлениям. Начинается практическая проверка различных жизненных установок.

6. Драматургический конфликт пьесы «На дне»

Большинство критиков рассматривало «На дне» как пьесу статическую, как серию зарисовок быта, внутренне не связанных сцен, как натуралистическую пьесу, лишённую действия, развития драматических конфликтов. На самом деле в пьесе «На дне» глубокая внутренняя динамика, развитие… Сцепление реплик, действий, сцен пьесы определяется не бытовыми или фабульными мотивировками, но развёртыванием социально-философской проблематики, движением тем, их борьбой. Тот подтекст, то подводное течение, которое В.Немирович-Данченко и К.Станиславский обнаруживали в пьесах Чехова, у Горького в «На дне» приобретает решающее значение”. “Горький изображает сознание людей «дна». Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта

Удивительное дело: чем больше ночлежники хотят скрыть от самих себя реальное положение дел, тем с большим наслаждением начинают уличать других во лжи. Им доставляет особое удовольствие мучить своих товарищей по несчастью, пытаясь отнять у них последнее, что у них есть, - иллюзию

Что же мы видим? Оказывается, нет одной правды. А есть по крайней мере две правды - правда «дна» и правда лучшего в человеке. Какая правда побеждает в пьесе Горького? На первый взгляд - правда «дна». Никому из ночлежников нет выхода из этого «тупика бытия». Никому из персонажей пьесы не становится лучше - только хуже. Анна умирает, Клещ окончательно «опускается» и оставляет надежду вырваться из ночлежки, Татарин теряет руку, а значит, тоже становится безработным, Наташа погибает морально, а может быть, и физически, Васька Пепел попадает в тюрьму, даже пристав Медведев становится одним из ночлежников. Ночлежка принимает всех и не выпускает никого, кроме одного человека - странника Луки, который натешил несчастных сказками да и исчез. Кульминация всеобщего разочарования - это смерть Актёра, которому именно Лука внушил тщетную надежду на выздоровление и нормальную жизнь

“Утешители этого ряда - самые умные, знающие и красноречивые. Они же потому самые вредоносные. Именно таким утешителем должен быть Лука в пьесе «На дне», но я, видимо, не сумел сделать его таким. «На дне» - пьеса устаревшая и, возможно, даже вредная в наши дни” (Горький, 30-е годы).

7. Образы Сатина, Барона, Бубнова в пьесе «На дне»

Пьеса Горького "На дне" была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Горький долгое время не мог подобрать точного названия пьесе. Первоначально она называлась "Ночлежка", затем "Без солнца" и, наконец, "На дне". В самом названии уже заложен огромный смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорбленных не нова в русской литературе. Вспомним героев Достоевского, которым тоже "уже некуда больше идти". Много сходных черт можно найти у героев Достоевского и Горького: это тот же мир пьяниц, воров, проституток и сутенеров. Только он еще более страшно и реалистично показаны Горьким. В пьесе Горького зрители впервые увидели незнакомый им мир отверченных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самою различного характера и социального положения. Каждый из них наделен своими индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честном труде, и Пепел, жаждущий правильной жизни, и Актер, весь поглощенный воспоминаниями о своей былой славе, и Настя, страстно рвущаяся к большой, настоящей любви. Все они достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, -трагические жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком и обречен влачить жалкое существование. Горький не дает подробного изложения биографий героев пьесы, но и те немногие черты, которые он воспроизводит, прекрасно раскрывают замысел автора. В немногих словах рисуется трагизм жизненной судьбы Анны. "Не помню, когда я сыта была, - говорит она. - Над каждым куском хлеба тряслась... Всю жизнь мою дрожала... Мучилась... как бы больше другого не съесть... Всю жизнь в отрепьях ходила... всю мою несчастную жизнь..." Рабочий Клещ говорит о безысходной своей доле: "Работы нет... силы нет... Вот - правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо... Вот правда!" Обитатели "дна" выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит "дно", неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Погибает Анна, кончает с собой Актер, да и остальные измотаны, изуродованы жизнью до последней степени. И даже здесь, в этом страшном мире отверженных, продолжают действовать волчьи законы "дна". Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылева, одного из "хозяев жизни", который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку. Столь же отвратительна и его жена Василиса своей безнравственностью. Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно очевидной, если сопоставить ее с тем, к чему призван человек. Под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о человеке, о его призвании, о его силе и его красоте: "Человек - вот правда! Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит- гордо!" Гордые слова о том, каким должен быть и каким может быть человек, еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека, которую рисует писатель. И этот контраст приобретает особый смысл... Пламенный монолог Сатина о человеке звучит несколько неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как ушел Лука, повесился Актер, посажен в тюрьму Васька Пепел. Это чувствовал сам писатель и объяснял это тем, что в пьесе должен быть резонер (выразитель мыслей автора), но героев, которых изобразил Горький, трудно назвать выразителями чьих-либо идей вообще. Поэтому и вкладывает свои мысли Горький в уста Сатина, самого свободолюбивого и справедливого персонажа.

Автор начал писать пьесу в Нижнем Новгороде, где, по наблюдению современника Горького, Розова, находилось лучшее и удобнейшее место для стечения всякого сброда людей... (всегда считала, что Горький взял прототипы героев в Нижнем, потому что жил в этом городе и знал всех своих будущег героев лично). Этим объясняется реалистичность персонажей, их полное сходство с оригиналами.

Алексей Максимович Горький исследует душу и характеры босяков с разных позиций, в различных жизненных ситуациях, стараясь понять, кто же они, что привело столь разных людей на дно жизни. Автор пытается доказать, что ночлежники обычные люди они мечтают о счастье, умеют любить, сострадать, а главное мыслят.

По жанру пьесу На дне можно отнести к философской, ведь из уст героев мы слышим интересные умозаключения, порой целые социальные теории. Например, Барон утешается тем, что нечего ждать... Я ничего не жду! Все уже... было! Прошло кончено!.. Или Бубнов Вот я выпил и рад!

Но истинный талант к философствованию проявляется у Сатина, бывшего телеграфного служащего. Он рассуждает о добре и зле, о совести, о предназначении человека. Иногда мы чувствуем, что он рупор автора, больше в пьесе некому так складно и умно сказать. Его фраза Человек это звучит гордо! стала крылатой.

Но Сатин этими рассуждениями оправдывает свое положение. Он является своеобразным идеологом дна, обосновывая его существование. Сатин проповедует презрение к нравственным ценностям А куда они честь, совестьНа ноги, вместо сапогов не наденешь ни чести, ни совести... Зрителей поражает картежник и шулер, который рассуждает о правде, о справедливости, несовершенстве мира, в котором сам является изгоем.

Но все эти философские искания героя лишь словесная дуэль с его антиподом по мировоззрению, с Лукой. Трезвый, порой жестокий реализм Сатина сталкивается с мягкими и покладистыми речами странника. Лука наполняет ночлежников мечтами, призывает их к терпению. В этом отношении он истинно русский человек, готовый к состраданию и покорности. Такой тип глубоко любим самим Горьким. Лука не получает никакой выгоды от того, что дарит людям надежду, никакой корысти в этом нет. Это потребность его души. Исследователь творчества Максима Горького И. Нович так высказался о Луке...он утешает не от любви к этой жизни и веры в то, что она добро, а из капитуляции перед злом, примирения с ним. Например, Лука уверяет Анну, что женщина должна терпеть побои мужа Потерпи еще! Все, милая, терпят.

Неожиданно появившись, так же внезапно Лука и исчезает, приоткрыв в каждом жителе ночлежки его возможности. Герои задумались о жизни, несправедливости, своей безысходной судьбе.

Только Бубнов и Сатин примирились со своим положением ночлежников. Бубнов отличается от Сатина тем, что считает человека никчемнейшим существом, а значит, достойным грязной жизни Люди все живут... как щепки по реке плывут... строят дом... щепки прочь...

Горький показывает, что в озлобленном и жестоком мире остаться в живых могут только люди, крепко стоящие на ногах, осознающие свое положение, не гнушающиеся ничем. Беззащитные же ночлежники Барон, живущий прошлым, Настя, подменяющая жизнь фантазиями, гибнут в этом мире. Умирает Анна, накладывает на себя руки Актер. Он вдруг осознает несбыточность своей мечты, нереальность ее осуществления. Васька Пепел, мечтающий о светлой жизни, попадает в тюрьму.

Лука, независимо от своей воли, становится виновником гибели этих вовсе не плохих людей обитателям ночлежки нужны не обещания, а. конкретные действия, на которые Лука не способен. Он исчезает, скорее бежит, доказывая этим несостоятельность своей теории, победу разума над мечтой Тако исчезают грешники от лица праведных!

Но Сатин, как и Лука, в неменьшей степени является виновником гибели Актера. Ведь разбивая мечту о лечебнице для алкоголиков, Сатин рвет последние нити надежды Актера, связывающие его с жизнью.

Горький хочет показать, что, опираясь только на свои силы, человек может выбраться со дна Человек все может... лишь бы захотел. Но таких сильных характеров, стремящихся на волю, в пьесе нет.

В произведении мы видим трагедию отдельных личностей, их физическую и духовную гибель. На дне люди теряют свое человеческое достоинство вместе с фамилиями и именами. Многие ночлежники имеют клички Кривой Зоб, Татарин, Актер.

Как же Горький-гуманист подходит к основной проблеме произведенияНеужели он признает всю ничтожность человека, низменность его интересовНет, автор верит в людей не только сильных, но и честных, трудолюбивых, старательных. Таким человеком в пьесе является слесарь Клещ. Он единственный обитатель дна, имеющий реальные шансы на возрождение. Гордясь своим рабочим званием, Клещ презирает остальных ночлежников. Но постепенно, под воздействием речей Сатина о никчемности труда, он лишается уверенности в себе, опуская перед судьбой руки. В данном случае уже не лукавый Лука, а Сатин-искуситель подавил надежду в человеке. Оказывается, что, имея разные взгляды на жизненные позиции, Сатин и Лука одинаково подталкивают людей к гибели.

Создавая реалистические персонажи, Горький подчеркивает бытовые детали, выступая гениальным художником. Угрюмое, грубое и примитивное существование наполняет пьесу чем-то зловещим, давящим, усиливая ощущение ирреальности происходящего. Ночлежка, находящаяся ниже уровня земли, лишенная солнечного света, чем-то напоминает зрителю ад, в котором гибнут люди.

Ужас вызывает сцена, когда умирающая Анна разговаривает с Лукой. Эта ее последняя беседа является как бы исповедью. Но разговор прерывают крики пьяных картежников, угрюмая тюремная песня. Становится странным осознание бренности человеческой жизни, пренебрежение к ней, ведь даже в смертный час Анне не дают покоя.

Авторские ремарки помогают нам полнее представить героев пьесы. Краткие и четкие, они содержат в себе описание героев, помогают открыть нам некоторые стороны их характеров. Кроме того, во введенной в полотно повествования тюремной песне угадывается новый, скрытый смысл. Строки Мне и хочется на волю, да, эх!.. Цепь порвать я не могу..., показывают, что дно цепко держит своих обитателей, и ночлежники не могут вырваться из его объятий, как бы ни старались.

Пьеса закончена, но на главные вопросы в чем правда жизни и к чему должен стремиться человек, Горький не дает однозначного ответа, предоставляя решить это нам. Заключительная фраза Сатина Эх... испортил песню... дурак многозначна и заставляет задуматься. Кто дуракПовесившийся Актер или Барон, принесший об этом вестьИдет время, меняются люди, но, к сожалению, тема дна остается актуальной и в наши дни. Из-за экономических и политических потрясений на дно жизни уходит все больше и больше людей. С каждым днем ряды их пополняются. Не надо думать, что это неудачники. Нет, на дно идет много умных, порядочных, честных людей. Они стремятся поскорее уйти из этого царства тьмы, действовать, чтобы вновь жить полноценной жизнью. Но нищета диктует им свои условия. И постепенно человек теряет все свои лучшие нравственные качества, предпочитая отдаться на волю случая.

Горький пьесой На дне хотел доказать, что только в борьбе суть жизни. Когда человек теряет надежду, перестает мечтать, он теряет веру в будущее.