Деньги

Особый менталитет. Наш особый менталитет

Оксана Николаевская пишет : К вопросу о том, что есть какие-то особо законопослушные норвежцы (ну или сферические в вакууме европейцы), у которых в голову, очевидно, вставлен Волшебный Чип, делающий их всех исключительно приятными людьми Полудня, ХХII века.
Фиг. Конечно, я не оспариваю важность менталитета. Но. Добрым словом и пистолетом можно добиться гора-а-аздо большего, чем просто добрым словом.
Вот это недалеко от нашего дома.

Это съезд на шоссе, предназначенный только для городских автобусов.
Такой себе шорткат. На то же самое шоссе можно съехать и автомобилем, но это чуть в объезд.
Так вот. Чтобы хитровыкрученные норвежцы и гости столицы не перлись в лоб автобусу, там поставлен медвежий капкан. То есть сначала доброе слово - предупредительный знак. Потом, за поворотом, знак «тормози-и-и, идиот!». А потом, собственно, капкан.

Посреди дороги ров, который рассчитан четко на ширину колесной базы городского автобуса, но непроходим для любого другого транспорта. И не просто ров, а с подвыподвертом ров - с таким гребнем посередине, видите?

Строение личности многопланово. В нем выделяются различные уровни активности. В психологии наиболее содержательно изучено сознание в его соотношении с бессознательным. При этом следует иметь в виду, что разнообразие форм и проявлений бессознательного исключительно велико. В некоторых случаях можно говорить не только о бессознательном, но и надсознательном в поведении и деятельности человека. Созидание духовных ценностей творческой личностью (художником или ученым), совершаясь реально, не всегда становится предметом рефлексии и фактически оказывается соединением сознания и бессознательного. Другой важнейшей формой интеграции этих уровней служит менталитет личности.

Понятие «менталитет личности» применяется для выделения особых явлений в сфере сознания, которые в той или иной общественной среде характеризуют ее отличия от других общностей. Если «вычесть» из общественного сознания то, что составляет общечеловеческое начало, в «остатке» мы найдем менталитет данного общества. Любовь к родным людям, боль при их утрате, гневное осуждение тех, кто стал причиной их гибели, являются общечеловеческим свойством и не оказываются чем-то специфическим для одних и отсутствующим у других общностей. Однако нравственное оправдание кровной мести (вендетта от итал. «мщение») это, бесспорно, черта менталитета, утверждаемая народной традицией, отвечающая ожиданиям окружающих. Если бы сознание каждого отдельного человека автоматически управлялось менталитетом общности, то, вероятно, эта общность через некоторое время подвергалось бы полному самоуничтожению. Очевидно, общечеловеческое начало пересиливает косность традиций, закрепленных в менталитете, следовательно, менталитет общности и сознание индивида, члена этого общества, образуют единство, но не тождество.

Итак, менталитет - это совокупность принятых и в основном одобряемых обществом взглядов, мнений, стереотипов, форм и способов поведения, которая отличает его от других человеческих общностей. В сознании отдельного его члена менталитет общества представлен в степени, которая зависит от его активной или пассивной позиции в общественной жизни. Являясь наряду с наукой, искусством, мифологией, религией одной из форм общественного сознания, менталитет не закреплен в материализованных продуктах, а, если можно так сказать, растворен в атмосфере общества, имеет наднациональный характер. Войдя в структуру индивидуального сознания, он с большим трудом оказывается доступен рефлексии. Обыденное сознание проходит мимо феноменов менталитета личности, не замечая их, подобно тому как незаметен воздух, пока он при перепадах атмосферного давления не приходит в движение. Почему?

Есть основания считать, что здесь действует механизм установки. Причем человек не осознает свою зависимость от установки, сложившейся помимо его воли и действующей на бессознательном уровне. Именно потому менталитет не дает возможности субъекту осуществить рефлексию. Носитель его пребывает в убеждении, что он сам сформировал свои убеждения и взгляды. В этом обстоятельстве заключаются огромные трудности перестройки сознания человека в изменяющемся мире.

Как-то мой друг из России заинтересовался моими словами, что у нас, русских, живущих в Казахстане, другой менталитет. В продолжение нашего с ним разговора попробую объяснить это исключительно со своей точки зрения, как человек, родившийся и выросший в России, но уже более 25 лет живущий в Казахстане.

По прибытию первым моим ярким впечатлением был чай по-казахски, на молоке, которым нас с мужем угощали его друзья детства. Он был очень вкусным, но в пиалу его наливали чуть ли не на донышке и я потихоньку поинтересовалась у мужа – им что, жалко? Оказалось, что так принято, это проявление уважения к гостю, чаще подливают горячий, дольше беседа. Простая вроде бы вещь, но попроси я тогда хозяина налить побольше, он расценил бы это как мое желание поскорее уйти и обиделся бы. Вот в таких нюансах и открывается осознание того, что все люди вроде бы одинаковые, но в чем-то очень разные, каждый со своей культурой, мировоззрением, традициями. И твое уважительное отношение к чужому менталитету, пусть и отличному от твоего, вызывает уважительное отношение и к тебе.

Когда в Москве мусульмане отмечали Курбан Байрам, интернет просто разрывался от негодующих и язвительных воплей – во что превратилась российская столица, нашествие мусульман, ратуйте люди добрые. А в Алматы каждый год, в Родительский День в районе кладбищ перекрывается движение для частного транспорта и выделяются дополнительные автобусы, потому что христиане в этот день сплошным многотысячным потоком идут помянуть своих близких. И никого это не напрягает и не возмущает. И даже на работе, что в госучреждениях, что в частных фирмах, существует негласное правило отпускать в этот день с работы тех, кому это необходимо.

И хоть Казахстан и светское государство, но два дня в году – православное Рождество и мусульманский Курбан Байрам официально объявлены выходными. И мои друзья-мусульмане поздравляют меня, а я, христианка, от души поздравляю их. А вместе мы отмечаем Новый Год, День Победы и другие наши общие праздники. И я полагаю, что это нормально, так и должно быть в многонациональном обществе, не делящем своих граждан на своих и чужих.

Сейчас много говорят о федерализации Украины. Безусловно, государственное устройство каждого государства это его личное дело. Но мне хочется привести пример Казахстана, унитарного государства, на территории которого проживает 17 миллионов людей более 120 национальностей. Подумайте, 120 разных по своей ментальности народов, варящихся в одном котле. Что помогает избежать конфликтов на такой большой коммунальной кухне?

Я не великий социолог или политолог, обычная женщина, однако, в свое время пожив во многих регионах бывшего Союза, могу сделать вывод, что мононациональные общества более замкнуты, незнакомый образ жизни воспринимается тяжело, как нечто чужеродное и потенциально опасное. В многонациональном обществе чужой образ жизни воспринимается естественно и не вызывает агрессии.

Я живу в доме, где одна моя соседка казашка, вторая - украинка, третья – армянка, сверху – кореец, снизу – татары. И нормально живем, без ругани и вражды. Поздравляем друг друга с праздниками, радуемся, если у кого прибавление в семействе, и огорчаемся, если убыль. Дети наши ходили в одни школы, дружили, двое из нашего подъезда даже поженились. Сейчас дети выросли, работают, но и там, где они работают, многонациональный коллектив и человека оценивают не по разрезу глаз, а за его знания и умения.

И было бы огромной бестактностью с моей стороны не сказать искреннее слово благодарности хозяину этого большого дома. Это исконная земля казахов, народа, который на протяжении нескольких столетий был и остается верным другом, который в минуты лихих годин всегда подставлял свое плечо, делился хлебом и кровом, а в смутное время перемен сказал – оставайся, это и твой дом, места всем хватит, главное чтобы был мир и согласие. И это дорогого стоит и это надо понимать.

Поэтому отдельно хотелось бы остановиться на теме государственного языка, поскольку в той же Украине он стал просто камнем преткновения. В Казахстане один государственный язык – казахский. Считаю, что так и должно быть в суверенном государстве, государствообразующая нация которого определяет государственный язык. Но раз так исторически сложилось, что русский язык является языком межнационального общения, то он таковым и остался.

Тон задает Президент, выступая непременно на двух языках. Да, в госучреждениях делопроизводство, как и положено, ведется на казахском, однако дублируется на русском. При этом создаются условия для госслужащих изучать по желанию государственный язык на бесплатных курсах в рабочее время.

В повседневной жизни проблем я не испытываю – надписи на казахском и русском, что на медицинских описаниях лекарств, что на описаниях состава продуктов в магазине. Новости по телевизору на казахском и русском, есть отдельные каналы чисто на казахском и чисто на русском, есть смешанные. Также как и школы, есть с преподаванием на казахском, но русский в программе, и наоборот, преподавание на русском, но казахский в обязательном порядке. В любом госучреждении обращаюсь к менеджеру-казаху по-русски и также по-русски получаю ответ. И совершенно нормально, что мне в автобусе уступает место парень-казах, обращаясь ко мне на русском языке, а я благодарю его на казахском.

Я не пытаюсь идеализировать общество и страну, которая стала мне родной и близкой. Есть, безусловно, и отдельные неприглядные моменты. Так, например, был случай, когда один из чиновников оскорбил стюардессу на внутренней линии за то, что она из-за незнания казахского языка не отреагировала на его вопрос. Этот случай вызвал большой резонанс в прессе и в казнете. Но, покричав вдоволь на тему, должна или не должна была знать стюардесса государственный язык, все же в большинстве своем наш народ осудил именно хамство и чиновничью спесь.

Как и везде, большая проблема стоит с трудоустройством в малых городах, поселках и аулах. Жизнь бьет ключом в больших городах, из небольших в основном все трудоспособное население ездит на работу в мегаполисы. Контраст между современным городом, полным сверкающих огней супермаркетов и дорогих иномарок, и маленьким поселком, порой с наступлением ночи погружающимся в полную темноту, конечно разителен, отсюда и определенная социальная напряженность. Бывает, что в давке общественного транспорта, не справляющегося с растущим народонаселением мегаполиса, вспыхивают конфликты на тему «понаехали тут» как с той, так и с другой стороны, но как правило, они быстро пресекаются здравомыслящей частью общественности всех национальностей. Кстати, практически никогда не слышу мата ни в транспорте, ни в общественных местах, это тоже порицается и сразу останавливается.

… Едут переполненные автобусы, электрички, поезда нашей жизни, в которых мы все толчемся, наступая друг другу на ноги. И мне кажется, что, только уважая и стремясь понять друг друга, мы сможем нормально и спокойно сосуществовать в нашем одном большом доме под названием Земля. Такие все разные и такие все одинаковые в своем желании просто жить, любить, растить детей, работать и отдыхать, ходить в гости...

В этом и есть секрет нашего особого, казахстанского, менталитета.

Третья часть всех нарушителей, задержанных в Беларуси при содействии добровольных помощников пограничников, на счету дружинников Гродненской погрангруппы

В километре от границы

Агрогородок Одельск называют гродненской Камчаткой. Лишь в километре от него - государственная граница с Польшей. И хотя по сельским меркам это крупный населенный пункт, здесь проживает свыше 600 жителей, человека приезжего в Одельске замечают сразу. Это особенность приграничья.

Что вы тут у нас фотографировать будете? - увидев в моих руках фотоаппарат, поинтересовалась местная жительница еще на автобусной остановке. А получив ответ, приветливо вызвалась провести до сельсовета.

Население у нас действительно очень бдительное, и это оправданно, ведь граница рядом, - говорит председатель Одельского сельисполкома Владимир Трутнев. К слову, он же является и командиром добровольной дружины пограничной заставы “Подлипки”.

В нашей добровольной дружине 12 человек, это люди разного возраста и разных профессий. Главное, что всех объединяет, - ответственность за охрану государственного рубежа, которую добровольно взяли на себя, - уточняет Владимир Валерьевич.

Эти добровольные помощники пограничников, конечно, не сидят в засаде, не мчатся по тревоге. У каждого дружинника своя профессия и свои трудовые обязанности. Но где бы он ни был: дома, на работе или на отдыхе, выполняет задачи по оказанию помощи органам пограничной службы в охране государственной границы. 456 нарядов, из которых 115 совместных с погранзаставой и 341 самостоятельный, за неполные два года на счету только у добровольной дружины пограничной заставы “Подлипки”. В результате дружинниками задержаны 34 нарушителя пограничного режима и 3 нарушителя государственной границы.

Владимир Трутнев в подробностях вспоминает один из таких случаев:

Мне позвонили местные жители и сообщили, что заметили подозрительного молодого человека, явно не местного, который шел вдоль дороги в направлении границы и сверял что-то по карте. Вместе с одним из дружинников мы срочно выехали в указанное место и убедились, что сигнал был не ложным. Связались с погранзаставой. После задержания пограничниками подозрительного человека и разбирательства выяснилось, что это иностранный гражданин, в намерения которого входило незаконно пересечь границу, - рассказывает Владимир Валерьевич.

Члены добровольных дружин на участке Гродненской пограничной группы оказывают серьезную помощь в охране государственной границы, в проведении различных мероприятий по контролю за соблюдением правил пограничного режима. Службу по охране границы дружинники несут в составе пограничных нарядов, как правило, это “контрольный пост”, “разведывательно-поисковая группа”, а также в других пограничных нарядах в тылу участка подразделений. Кроме того, дружинники совместно с сотрудниками МЧС и участковыми инспекторами ежемесячно осуществляют подворовый обход населенных пунктов на приграничной территории, - поясняет пресс-секретарь Гродненской пограничной группы подполковник Сергей Шумейко.

Вклад добровольных помощников

На участке Гродненской пограничной группы в настоящее время действует 18 добровольных дружин, в которые объединились более 250 человек. И факты говорят сами за себя. Только за этот год добровольные дружины приняли участие более чем в пяти тысячах совместных и самостоятельных нарядов, в ходе которых было задержано 53 нарушителя государственной границы, более 350 нарушителей пограничного режима, в четырех случаях задерживались незаконно перемещаемые товары, сумма оценки которых составила около 500 миллионов рублей.

Приятно отметить, что уже несколько лет подряд добровольные дружины Гродненской пограничной группы занимают первое место среди всех добровольных дружин органов пограничной службы Беларуси. Как пример - только за десять месяцев текущего года с участием добровольных дружинников на приграничной территории нашего участка границы задержано более трети всех правонарушителей, выявленных с участием дружинников по всей границе.

За активное участие в охране государственной границы в 2013 году решением Гродненского, Берестовицкого и Свислочского райисполкомов наиболее отличившиеся добровольные дружинники были поощрены ценными подарками, грамотами и деньгами, - говорит подполковник Шумейко.

Побывав в Одельске убедилась - у жителей приграничья менталитет особый.