Собственный опыт

От чьего лица ведется повествование гранатовый браслет. Гранатовый браслет

«Гранатовый браслет»


Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет», опубликованная в 1910 году, является одним из наиболее поэтичных художественных произведений русской литературы XX века. Оно открывается эпиграфом, относящим читателя к известному произведению J1. ван Бетховена - сонате «Аппассионата». К этой же музыкальной теме автор возвращается в финале повести. Первая глава представляет собой развернутую пейзажную зарисовку, обнажающую противоречивую переменчивость природной стихии. В ней же А.И. Куприн знакомит нас с образом главной героини - княгиней Верой Николаевной Шейной, женой предводителя дворянства. Жизнь женщины кажется на первый взгляд спокойной и беззаботной. Несмотря на финансовые затруднения у Веры с мужем в семье царит обстановка дружбы и взаимопонимания. Лишь одна небольшая деталь настораживает читателя: на именины муж дарит Вере серьги из грушевидных жемчужин. Невольно закрадывается сомнение в том, что так прочно, так нерушимо семейное счастье героини.

На именины к Шейной приезжает ее младшая сестра, которая, подобно пушкинской Ольге, оттеняющей образ Татьяны в «Евгении Онегине», резко контрастирует с Верой и по характеру, и по внешнему облику. Анна резва и расточительна, а Вера спокойна, рассудительна и экономна. Анна привлекательна, но некрасива, а Вера наделена аристократической красотой. У Анны двое детей, а у Веры детей нет, хотя она страстно желает их иметь. Важной художественной деталью, раскрывающей характер Анны, является подарок, который она делает сестре: Анна привозит Вере маленькую записную книжечку, сделанную из старинного молитвенника. С энтузиазмом рассказывает она о том, как тщательно подбирала для книжки листочки, застежки и карандаш. Вере же сам факт переделки молитвенника в записную книжку кажется кощунственным. Это показывает цельность ее натуры, подчеркивает, насколько старшая сестра серьезнее относится к жизни. Вскоре мы узнаем, что Вера окончила Смольный институт - одно из лучших учебных заведений для женщин в дворянской России, а ее подругой является известная пианистка Жени Рейтер.

Среди приехавших на именины гостей важной фигурой является генерал Аносов. Именно этот умудренный жизнью человек, повидавший на своем веку опасность и смерть, а следовательно, знающий цену жизни, рассказывает в повести несколько историй о любви, которые можно обозначить в художественной структуре произведения как вставные новеллы. В отличие от пошлых семейных историй, которые рассказывает князь Василий Львович, муж Веры и хозяин дома, где все перевирается и высмеивается, превращается в фарс, рассказы генерала Аносова наполнены реальными жизненными деталями. Гак возникает в повести спор о том, что такое настоящая любовь. Аносов говорит о том, что люди разучились любить, что брак совсем не предполагает душевной близости и теплоты. Женщины часто выходят замуж, чтобы выбраться из-под опеки и быть хозяйкой в доме. Мужчины - от усталости от холостой жизни. Немалую роль в брачных союзах играет желание продолжить род, да и корыстные побуждения часто оказываются не на последнем месте. «А где же любовь-то?» - вопрошает Аносов. Его интересует такая любовь, для которой «совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость». Здесь словами генерала Куприн, по сути, раскрывает свою концепцию любви: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Аносов рассказывает о том, как люди становятся жертвой своего любовного чувства, о любовных треугольниках, которые существуют вопреки всякому смыслу.

На этом фоне рассматривается в повести история любви телеграфиста Желткова к княгине Вере. Это чувство вспыхнуло, когда Вера была еще свободна. Но она не ответила на него взаимностью. Вопреки всякой логике Желтков не прекратил мечтать о своей возлюбленной, писал ей нежные письма, а на именины даже прислал подарок - золотой браслет с гранатами, похожими на капельки крови. Дорогой подарок заставляет мужа Веры принять меры к прекращению истории. Он вместе с братом княгини Николаем решает вернуть браслет.

Сцена визита князя Шейна в квартиру Желткова является одной из ключевых сцен произведения. А.И. Куприн предстает здесь подлинным мастсром-рсалистом в создании психологического портрета. Образ телеграфиста Желткова представляет собой типичный для русской классической литературы XIX века образ маленького человека. Примечательной деталью в повести является сравнение комнаты героя с кают-компанией грузового парохода. Характер самого обитателя этого скромного жилища показан прежде всего через жест. В сцене визита Василия Львовича и Николая Николаевича Желтков то в замешательстве потирает руки, то нервно расстегивает и застегивает пуговицы короткого пиджачка (причем эта деталь в данной сцене становится повторяющейся). Герой взволнован, он не в силах скрыть своих чувств. Однако по мере развития беседы, когда Николай Николаевич озвучивает угрозу обратиться к властям, чтобы оградить Веру от преследования, Желтков внезапно преображается и даже смеется. Любовь придает ему силы, и он начинает ощущать собственную правоту. Куприн акцентирует внимание на разнице в настроении Николая Николаевича и Василия Львовича во время визита. Муж Веры, увидав соперника, вдруг становится серьезным и рассудительным. Он старается понять Желткова и говорит шурину: «Коля, разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя». В отличие о Николая Николаевича Шейн разрешает Желткову написать Вере прощальное письмо. Огромную роль в этой сцене для понимания глубины чувств Желткова к Вере играет развернутый портрет героя. Губы его становятся белыми, как у мертвого, глаза наполняются слезами.

Желтков звонит Вере и просит ее о малом - о возможности хоть изредка видеть ее, не показываясь при этом ей на глаза. Эти встречи могли бы придать его жизни хоть какой-то смысл, но Вера отказала ему и в этом. Ей была дороже ее репутация, спокойствие семьи. Она проявила холодное равнодушие к судьбе Желткова. Телеграфист же оказался беззащитным перед решением Веры. Сила любовного чувства и максимальная душевная открытость сделали его уязвимым. Эту беззащитность Куприн постоянно подчеркивает портретными деталями: детский подбородок, нежное девичье лицо.

В одиннадцатой главе повести автор подчеркивает мотив судьбы. Княгиня Вера, которая никогда не читала газет, опасаясь испачкать руки, вдруг разворачивает как раз тот лист, где напечатано объявление о самоубийстве Желткова. Этот фрагмент произведения переплетается со сценой, в которой генерал Аносов говорит Вере: «...Почем знать? - может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Не случайно княгиня вновь вспоминает эти слова. Создается впечатление, что Желтков действительно был послан Вере судьбой, а она не смогла разглядеть в душе простого телеграфиста самоотверженное благородство, тонкость и красоту.

Своеобразное построение сюжета в творчестве А.И. Куприна заключается в том, что автор делает читателю своеобразные знаки, помогающие предугадать дальнейшее развитие повествования. В «Олесе» это мотив гадания, в соответствии с которым складываются все дальнейшие взаимоотношения героев, в «Поединке» - разговор офицеров о дуэли. В «Гранатовом браслете» знаком, предвещающим трагическую развязку, является сам браслет, камни которого похожи на капельки крови.

Узнав о смерти Желткова, Вера понимает, что предчувствовала трагический исход. В прощальном послании к возлюбленной Желтков не скрывает всепоглощающей страсти. Он буквально обожествляет Веру, обращая к ней слова из молитвы «Отче наш...»: «Да святится имя Твое».

В литературе «Серебряного века» были сильны богоборческие мотивы. Желтков, решаясь на самоубийство, совершает величайший христианский грех, ведь церковь предписывает терпеть любые духовные и физические муки, посланные человеку на земле. Но всем ходом развития сюжета А.И. Куприн оправдывает поступок Желткова. Не случайно главную героиню повести зовут Вера. Для Желткова, таким образом, понятия «любовь» и «вера» сливаются воедино. Перед смертью герой просит хозяйку квартиры повесить браслет на икону.

Глядя на покойного Желткова, Вера, наконец, убеждается в том, что в словах Аносова была правда. Своим поступком бедный телеграфист смог достучаться до сердца холодной красавицы и растрогать ее. Вера приносит Желткову красную розу и целует его в лоб долгим дружеским поцелуем. Только после смерти герой получил право на внимание и уважение к своему чувству. Только собственной гибелью он доказал истинную глубину своих переживаний (до этого Вера считала его сумасшедшим).

Слова Аносова о вечной исключительной любви становятся сквозным мотивом повествования. В последний раз они вспоминаются в повести, когда по просьбе Желткова Вера слушает вторую сонату Бетховена («Аппассионату»). В финале же повести А.И. Куприна звучит другой повтор: «Да святится имя Твое», не менее значимый в художественной структуре произведения. Он еще раз подчеркивает чистоту и возвышенность отношения Желткова к возлюбленной.

Ставя любовь в один ряд с такими понятиями, как смерть, вера, А.И. Куприн подчеркивает значимость этого понятия для жизни человека в целом. Не все люди умеют любить и сохранять верность своему чувству. Повесть «Гранатовый браслет» можно рассматривать как своеобразное завещание А.И. Куприна, обращенное к тем, кто пытается жить не сердцем, а рассудком. Их правильная с точки зрения рационального подхода жизнь обречена на духовно опустошенное существование, ибо только любовь может дать человеку истинное счастье.

В.Н. А йдарова

Во всем многообразии тем, поднимаемых в произведениях А.И. Куприна, чье творчество К. Паустовский по праву называл «энциклопедией жизневедения», выделяется одна заветная тема, к которой писатель обращается очень бережно и благоговейно – тема любви. «Впотьмах», «Святая любовь», «Столетник», «Олеся», «Суламифь», «Леночка», «Гранатовый браслет» и еще многие произведения А.И. Куприна поднимают проблему любви, этой «величайшей тайны в мире».

В письме к Ф.Д. Батюшкову летом 1906 г. Куприн признавался: «Любовь - это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего «Я».

Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в голосе, не в красках, не в походке, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви...

Что же такое любовь? Как женщины и как Христос, я отвечу вопросом: «А что есть истина? Что есть время? Пространство? Тяготение?»

Словами героя «Поединка» Назанского Куприн идеализирует самоотверженное платоническое чувство: «...сколько разнообразного счастья и очаровательных мучений заключается в...безнадежной любви! Когда я был помоложе, во мне жила одна греза: влюбиться в недосягаемую, необыкновенную женщину, такую, знаете ли, с которой у меня никогда ничего не может быть общего. Влюбиться и всю жизнь посвятить ей».

Порыв к идеальному, очищенному от всего житейского романтическому чувству А.И. Куприн сохранит на всю жизнь. Уже в старости, в эмиграции, в течение ряда лет он уединялся и писал нежно и почтительно любовные письма к женщине, которую очень мало знал, но которую любил сокровенной любовью.

И еще одно интересное свидетельство. К. Паустовский отмечает, что Куприн часто говорил, будто бы писателем он стал совершенно случайно и собственная слава его удивляет. Биографы писателя констатируют, что в 1894 г. поручик Куприн вышел в отставку из армии и поселился в Киеве. Вначале бедствовал, но вскоре начал работать в киевских газетах и писать. До этого Куприн писал очень мало.

Что же заставило молодого офицера выйти в отставку и так резко изменить жизнь? Только ли «свинцовые мерзости» армейской действительности, хотя они, наверное, в первую очередь. Однако была в жизни Куприна и история, в которой тесно переплелись любовь, молодое безрассудство и стечение трагических обстоятельств, крушение надежд.

Об этом малоизвестном эпизоде из жизни Куприна узнаем из воспоминаний Марии Карловны Куприной-Иорданской - первой жены писателя. Узнаем и о той роковой роли, которую сыграет Киев в его судьбе.

После окончания Алексайдровского военного училища в Москве, Александр Куприн в чине подпоручика был направлен в 46-й Днепровский пехотный полк, расквартированный в захолустных городках Подольской губернии - Проскурове и Волочиске. Куприн служил в Проскурове третий год, когда однажды на полковом балу в офицерском собрании познакомился с молоденькой 17-летней девушкой Верочкой и... влюбился. Верочка происходила из обеспеченной аристократической семьи, родители ее умерли, и она жила у своей сестры, бывшей замужем за капитаном. Бог весть, каким образом эти люди оказались в том захолустном полку. Куприн стал встречаться с Верочкой, которая отвечала ему явной симпатией, но об их свиданиях узнали сестра с капитаном. Куприна вызвали и поставили непременное условие: родные согласятся на этот брак, если молодой человек окончит Академию Генерального штаба и перед ним откроется военная карьера, «выход» в высшее общество, знакомства, связи.

Летом 1883 г. Куприн уезжает из Проскурова, в Петербург сдавать экзамены в Академию. Путь его пролегает через Киев. Там он встречает бывших соучеников по кадетскому корпусу, которые уговаривают его задержаться на два дня, чтобы отметить встречу. В день отъезда молодые офицеры отправились на берег Днепра, где какой-то предприниматель на причаленной к берегу старой барже оборудовал ресторан. Офицеры расположились за столиком, когда вдруг к ним подошел околоточный со словами, что столик забронирован для пристава, и требованием немедленно освободить места. Армейские офицеры всегда недолюбливали жандармерию, знаться с полицией считали для себя унизительным, а посему не обратили внимания на околоточного. Тот же вел себя нагло, начал кричать, запрещая хозяину заведения обслуживать господ офицеров. И тут произошло нечто невообразимое. Околоточный полетел за борт в воду. Публика хохотала и аплодировала. Отправил его «остыть» не кто иной, как Александр Иванович Куприн. Околоточный поднялся весь в тине (баржа стояла у берега на мелком месте) и начал составлять акт об «утопии полицейского чина при исполнении служебных обязанностей».

В Киеве Куприн истратил все свои сбережения, и по приезде в Петербург ему приходилось «туго». Новые друзья-офицеры звали его «покутить», однако Куприн скрывал от них свое плачевное безденежье, отговариваясь, что зван на обед к своей богатой тетке, а сам питался одним черным хлебом, который аккуратно разрезал на порции и не позволял себе сразу съедать более одной части. Иногда, не выдерживая, он заходил в колбасную лавочку и просил хозяйку дать колбасных обрезков пожирнее для тетушкиной любимой кошки. На самом деле и тетушка, и кошка были вымышленными, а сам подпоручик, уединяясь и прячась, с жадностью набрасывался на еду.

Куприн блестяще сдал экзамены в Академию Генерального штаба. Сам начальник Академии похвалил его. Куприн уже видел себя в мечтах блестящим офицером Генерального штаба и в недалеком будущем мужем Верочки.

Но вдруг из Киева, от командующего Киевским военным округом генерала Драгомирова приходит бумага, в которой сообщалось, что подпоручик Куприн такого-то числа, такого-то года совершил проступок, порочащий честь офицера. За этим следовал приказ: запретить поступление в Академию Генерального штаба сроком на 5 лет. Это было крушение надежд, катастрофа. Верочка была навсегда потеряна...

Куприн хотел даже застрелиться, но револьвер был продан, чтобы рассчитаться с долгами. Куприн немедленно подает рапорт об увольнении из армии и выходит в отставку. С военной карьерой было покончено навсегда... Возвращается в злополучный для него Киев, где в нужде и тяготах перепробует множество профессий: будет работать грузчиком на речной пристани, одно время даже выступать борцом легкого веса в цирке, перепробует еще множество работ, но все они будут временными, не приносящими существенного заработка. Иногда в моменты жесточайшего безденежья его можно было увидеть ночующим под открытым небом среди нищих и бродяг на склонах Мариинского парка. Наконец Куприну удастся устроиться наборщиком в типографию, и время от времени он приносит в редакцию печатавшейся там газеты заметки об уличных происшествиях. По свидетельству самого Куприна: «...постепенно я втянулся в газетную работу, а через год стал уже заправским газетчиком и бойко строчил фельетоны на разные темы». Собирал материал для очерков «Киевские типы». Таким образом именно сложное стечение обстоятельств, в котором сплелись любовь, случай в Киеве и разочарование, несбывшиеся мечты во многом способствовали решению изменить собственную жизнь и посвятить ее творчеству, где особое место занимают произведения о любви.

В 1910 году А.И. Куприн задумал создать «печальную историю», «очень милую», как он говорил, для него вещь. «Не знаю, что выйдет, но когда я о ней думаю, - плачу. Недавно рассказывал одной хорошей актрисе - плачу. Скажу одно, что ничего более целомудренного я, еще не писал». Куприн создает «Гранатовый браслет». Многие персонажи имели свои жизненные прототипы. «Это...печальная история маленького телеграфного чиновника П.П. Жолтикова, который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену Любимова». Однажды, находясь в гостях, писатель услышал от крупного чиновника Государственной канцелярии Любимова иронично поведанную историю о преследовании его жены Людмилы Ивановны (в девичестве Туган-Барановской) пошлыми письмами, написанными неким телеграфистом, а также о подарке, присланном ей в день Пасхи, - браслете в виде толстой позолочрнной дутой цепочки, к которой было подвешено маленькое красное эмалевое яичко с выгравированными словами: «Христос воскрес, дорогая Лима. П.П.Ж.». Возмущенный супруг - в «Гранатовом браслете» князь Василий Львович Шейн и его шурин - чопорный Николай Николаевич Туган-Барановский (имя в рассказе не изменено) разыскали телеграфиста Петра Петровича Жолтикова (в «Гранатовом браслете» бедный чиновник Желтков) и потребовали прекратить преследования. Жолтиков был переведен в провинцию, где вскоре женился. Куприн изменит эту несколько «грубоватую» историю, придаст ей иное содержание, по-своему осмыслит события и создаст один из самых поэтичных и печальных рассказов о трагичной и единственной любви.

В «Гранатовом браслете» писатель затрагивает различные аспекты проблемы любви, и прежде всего - проблему любви истинной, «единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной», такой, которая встречается «только один раз в тысячу лет» и проблему «видимости» любви.

Один из героев рассказа говорит, что люди разучились любить, любовь приняла пошлые формы и снизошла до житейского удобства и маленького развлечения. «Почему люди женятся?» - рассуждает человек старшего поколения, умудренный жизнью генерал Аносов. И называет несколько причин: женщины из-за «стыда» оставаться в девушках, нежелания быть лишним ртом в семье, стремления быть хозяйкой. Мужчины в основном из-за бытовых удобств: устав от холостой жизни, от беспорядка, плохих обедов, «от грязи, окурков, разорванного...белья, от долгов, от бесцеремонных товарищей...». Не на последнем месте и выгода: «семьей жить выгоднее, здоровее и экономнее». Аносов называет еще несколько причин и делает неутешительный вывод: «Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не Видел». Он рассказывает два случая, лишь похожих на настоящее чувство, оба закончившихся трагически, продиктованных глупостью и вызывающих лишь жалость.

Нет любви и между мужем и женой Фриессе: Анна не может терпеть своего глупого, но богатого камер-юнкера Густава Ивановича, при этом родила от него двух детей. Он же обожает ее, привлекавшую внимание многих мужчин, но обожает ее самодовольно, так, что «становится за него неловко».

В семье княгини Веры, как ей кажется, царит атмосфера любви и прочной, верной, истинной дружбы. Дважды в разговоре с генералом Вера Николаевна приводит свой брак как исключительный пример счастливой любви: «Возьмите хоть нас с Васей. Разве можно назвать наш брак несчастливым?». Но в первом случае генерал медлит с ответом: «...довольно долго молчал. Потом протянул неохотно: - Ну, хорошо... скажем - исключение...», А во второй раз прерывает слова Веры, говоря, что имел в виду совсем иную - подлинную любовь: «Почем знать, может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты. Но ты пойми... Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Куприн вводит множество штрихов, раскрывающих характер взаимоотношений в семье Шейных. Семья сохраняет видимость благополучия, князь занимает видное положение в обществе, а сам еле сводит концы с концами. Живет выше средств, ибо, согласно положению, приходится делать приемы, благотворить, хорошо одеваться, держать лошадей и т.д. И он не замечает, что Вера, стремясь помочь князю избежать разорения, экономит на себе, отказывает себе во многом.

В день рождения Веры князь обещает привезти к обеду немногих и только самых близких знакомых, но среди гостей оказывается местный вице-губернатор фон Зекк, светский молодой богатый шалопай и кутила Васючок, профессор Спешников, штабной полковник Пономарев - те люди, с которыми Вера едва знакома, но которые вхожи в петербургский свет. Мало того, Веру охватывает суеверный страх - «нехорошее предчувствие», ибо гостей оказывается тринадцать человек. Князь Василий невнимателен к Вере. На дне рождения ой представляет гостям иллюстрированную поэму «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист», а на просьбу жены прекратить это, делает вид, будто не расслышал ее слов или не придал им значения, и будет продолжать свое, как ему кажется, остроумное повествование, в котором представит себя в благородном свете, Веру - в смешном, а П.П.Ж. в жалком и пошлом; Он даже не удосужится запомнить настоящие инициалы Г.С.Ж., которыми были подписаны адресованные Вере письма, настолько мелок и незначителен для князя Шейна этот бедный человек. Зато когда Василий Львович узнает о подарке - гранатовом браслете, он негодует, что история может получить огласку в обществе и выставить его в смешном и невыгодном положении, поскольку адресант - человек не их круга.; Вместе с чопорным, напыщенным шурином князь Василий собирается «принять меры». Они разыскивают Желткова и во время разговора подчеркивают пренебрежение к нему: не отвечают на приветствие - протянутую руку Желткова, пренебрегают приглашением присесть и выпить стаканчик чаю, делая вид, будто не расслышали предложение. Николай Николаевич с наглостью даже угрожает Желткову возможностью обратиться к помощи властей, а Василий Львович высокомерным молчанием отвечает на готовность Желткова с помощью дуэли удовлетворить претензии князя. Возможно, он считает зазорным для себя снизойти до поединка с человеком низшего сословия, возможно, к тому же, он слишком дорожит своей жизнью. Во всем их поведении просматривается высокомерная поза - неестественная и фальшивая.

Куприн показывает, что люди, за редким исключением, разучились не только любить, но и быть искренними. Происходит подмена естественного искусственным, условным. Исчезает духовность, подменяемая ее видимостью. Интересна в этом плане художественная деталь - подарок, полученный княгиней Верой в день рождения от Анны: старинный молитвенник, переделанный под изящную дамскую записную книжечку.

Данная предметная деталь выступает знаком утраты духовности и подмены ее лишь видимой красотой. Ведь Анна славилась «набожностью», даже приняла тайно католичество, а сама, как будет сказано, охотно предавалась самому рискованному флирту во всех столицах и на всех курортах Европы. Она носила власяницу, но обнажалась гораздо больше пределов, дозволяемых приличиями.

Еще один подарок, полученный княгиней в день рождения от мужа, также представляется значимым - серьги из грушевидных жемчужин. Как известно, жемчуг относится к разряду так называемых «холодных» драгоценностей, и потому в ассоциативном плане этот подарок, возможно, соотносим с холодом - отсутствием истинной любви между князем Василием и Верой. К тому же грушевидная форма серег напоминает, пусть и отдаленно, слезы - знак грядущего прозрения и разочарования Веры в собственном браке, лишенном подлинной любви. Мотив холода разворачивается и в пейзаже: «Пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя...грустный запах», «холод вечеров», «ночная прохлада» и т. д. Следует отметить, что пейзаж в рассказе А.И. Куприна выступает вернейшим показателем внутренней человеческой жизни. Мысль об отсутствии любви усиливается и благодаря мотиву пустоты в изображении грустной картины осени: «Еще печальнее было видеть оставленные дачи с их внезапным простором, пустотой и оголенностью...», «сжатые поля», «деревья, бесшумно и покорно роняющие желтые листья», «опустевшие клумбы» и т. д.

Пейзаж словно подчеркивает одиночество Веры. К. Паустовский замечал: «Трудно сказать почему, но блистательный и прощальный ущерб природы... сообщает особую горечь и силу повествованию».

Вера признается сестре, что и море, когда она привыкает к нему, начинает давить ее «своей плоской пустотой...Я скучаю...». И вот в ее размеренную, спокойную, счастливую буднями семейного бытия жизнь (Вера была «строго проста, со всеми холодно и свысока любезна, независима и царственно спокойна») врывается исключительное обстоятельство, нежданный третий подарок - гранатовый браслет и письмо, посланные неизвестным молодым человеком. Вера поначалу воспринимает этот подарок как досадное пошлое притязание. И сам браслет ей кажется грубым и пошлым: «...низкопробный, очень толстый,... дутый и с плохо отшлифованными гранатами...». Однако, когда Вера случайно поворачивает браслет на свету то в гранатах «вдруг загорелись прелестные густокрасные огни». Из письма Вера узнает о том всемогущем, беззаветном чувстве любви, которое ни на что не надеется и не претендует, чувстве благоговейном, преданном, готовом пожертвовать всем, даже жизнью. С этого момента в рас­сказе начитает звучать мотив подлинной любви. И этот подарок, и это письмо, словно начинают высвечивать все в ином свете. То, что казалось пошлым, вдруг оказывается искренним и подлинным. А то, что виделось истинным, вдруг предстает фальшивым.

В сравнении с этим письмом кажется пошлой и кощунственной «сатирическая» поэма Василия Львовича, пародирующая подлинное чувство. Герои Куприна словно проверяются любовью. По мнению писателя, в любви ярче всего проявляется человек.

Интересна и еще одна деталь, связанная с гранатовым браслетом; В письме Желткова будет сказано, что по старинному семейному преданию браслет наделяет даром предвидения носящих его женщин и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти. Как только Желтков расстанется с гранатовым браслетом, это пророческое и трагическое предопределение осуществляется. Можно сказать, что, даря этот браслет Вере Николаевне, юноша приносит в дар ей не только свою любовь, но и свою жизнь. Гранатовый браслет наделяет Веру способностью особого видения - не только предчувствовать последующий ход событий («Я знаю, он убьет себя»), но и шире - гранатовый браслет как нежданный подарок - любовь-озарение, в результате одаривает Веру Николаевну постижением сути истинной любби. «Ослепленная» ранее лишь «видимой» любовью (ср. также: густой туман, бездорожье в пейзаже), княгиня Вера вдруг прозревает и понимает, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее.

Ибо настоящая любовь - это «величайшая тайна в мире». По мнению Куприна, в любви заключается «весь смысл жизни - вся вселенная». Сближение понятий, сближение семантик «любовь-жизнь» прослеживается и в цветовой символике камней гранатового браслета: в центре - зеленый, традиционно соотносимый с жизнью, в обрамлении красных гранатов, в своей условной семантике восходящих к значению любви. Однако традиционная символика красного цвета сопряжена также со значениями крови и трагедии («Точно кровь!», - подумала с неожиданной тревогой Вера и затем не могла отвести глаз от «кровавых огней, дрожавших внутри гранатов»).

Писатель осмысливает любовь как величайшее счастье и величайшую трагедию.

Уже пейзаж, начинающий рассказ, рождает предчувствие трагедии. Описание бушующей стихии построено по принципу нарастания: густой туман - мелкий, как водяная пыль, дождик - свирепый ураган - бушующее море, уносящее жизни людей. Предчувствие трагедии усиливает звуковой ряд рев - гром - вой: «...огромная сирена ревела днем и ночью, точно бешеный бык», «гремели...железные кровли», «дико завывало в...трубах». И вдруг буря сменяется картиной спокойной, ясной, светлой природы.

Подобная резкая смена состояний природы еще более нагнетает предчувствие какого-то огромного события, которое вскоре должно произойти и в котором соединятся свет и мрак, счастье и горе, жизнь и смерть.

Предчувствие трагедии сгущает мотив смерти, прослеживаемый в «сатирической» поэме Васи Шейна (телеграфист в конце поэмы умирает), в рассказах Аносова о двух случаях неразделенной любви, в пейзаже («…закат догорел. Погасла последняя багровая...полоска, рдевшая на самом краю горизонта»), в портрете Желткова (смертельная бледность и губы «белые..., как у мертвого»), в его послании («Ваш до смерти и после смерти покорный слуга») и др.

Куприн осмысливает любовь как величайшую трагедию, поскольку вмешивается социальный аспект, социальное разделение людей, благодаря условностям которого мысль о любви между княгиней и бедным чиновником невозможна.

Кроме того, под любовью-трагедией и любовью-счастьем понимается любовь самоотверженная, единая, всепрощающая, на все готовая: «такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость». Именно такой является неразделенная любовь Желткова. В последнем предсмертном письме он говорит о своей любви, как о громадном счастье, радости и утешении, о любви, как о божьем вознаграждении, благодарит Веру только за то, что она существует, боготворит ее: «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое». Эта любовь «сильна, как смерть» и сильнее смерти.

Любовь – трагедия, ибо это вечно возвышающее и очищающее чувство, равное по вдохновению большому искусству. В последней записке Желткова и его последнем письме содержится просьба о сонате Бетховена. Эту сонату Куприн выносит и в эпиграф ко всему рассказу, утверждая, что любовь, как и искусство, - это высшая форма прекрасного.

Благодаря самоотверженной любви Желткова Вера Николаевна наконец поняла, что такое подлинная любовь, и в этот момент озарения, она словно обретает великую силу любви, соединяющую души.

Л-ра: Русский язык и литература в учебных заведениях. – 2000. – № 6. – С. 1-6.

Герой повести «Гранатовый браслет» - один из самых трогательных образов в литературе. Над рукописью этого произведения плакал сам автор. Куприн утверждал, что оно является самым целомудренным из всего того, что он создал. Характеристика героев («Гранатовый браслет») - тема этой статьи.

Вера

Главными персонажами являются супруги Шеины. Примечательно, что характеристика героев («Гранатовый браслет») дана автором весьма неравномерно. Куприн не счел нужным описывать нрав княгини Веры, ее привычки. Внешность героини он описал, сравнивая ее с сестрой Анной.

Имеет гибкую фигуру, нежное, холодное и гордое лицо. Это почти все, что сказано о главной героине. Сестра же ее изображена более подробно, хотя ее присутствие в повести никак не влияет на сюжет.

Каждый из образов является своего рода средством для раскрытия главной темы произведения, а именно - темы любви. И потому довольно избирательно дана писателем характеристика героев. «Гранатовый браслет» - повесть, в которой судьба и внутренний мир персонажей можно понять из коротких фраз, сказанных ими, и различных мелких деталей.

Княгиня Вера - женщина добрая, чуткая и честная. О ее способности сострадать говорит концовка повести, когда она является в дом погибшего Желткова, чтобы проститься с ним. На честность указывают укоры совести, которые она испытывает в одной из сцен. Когда между Василием и братом Веры Николаем разгорается спор о переписке, которая якобы компрометирует всех членов семьи, Шеин холодно замечает, что это эпистолярное явление имеет исключительно односторонний характер. На слова своего мужа княгиня густо краснеет. Ведь всего одно единственное послание получил человек, который преподнес этот злосчастный гранатовый браслет.

Главные герои, характеристика которых раскрывается окончательно в развязке, являются на протяжении основной части персонажами второстепенными.

Василий Шеин

Об этом герое сказано еще меньше, нежели о Вере Николаевне. Как уже было отмечено, в произведении «Гранатовый браслет» главные герои, характеристика которых дана автором в начале повествования лаконично и сдержано, в конце проявляют свои лучшие качества. Василий Шеин отправляется к Желткову и, в отличие от брата Веры, который сопровождает его, ведет себя тактично, вежливо и несколько растерянно. Князь способен увидеть в человеке, который на протяжении восьми лет влюблен в его жену, огромную трагедию. Он умеет чувствовать чужую боль даже тогда, когда другой бы проявил лишь неприязнь и острое раздражение.

Позже, после того как Желтков кончает жизнь самоубийством, Василий передает Вере свои впечатления от увиденного: «Этот человек любил тебя, и он не был безумен», - говорит он, и при этом относится с пониманием к желанию княгини проститься с погибшим.

Но вместе с тем и Вера, и Василий - люди высокомерные. Что, впрочем, неудивительно, учитывая их положение в обществе. Это качество не является отрицательным. Это не спесь, и не своего рода снисходительность, которая проявляется в их отношении к людям, не входящим в их круг. Вере свойственны холодность и властный тон. Василий относится с чрезмерной иронией к тайному воздыхателю жены. И, возможно, все это и привело к трагедии.

После прочтения краткого содержания произведения создается впечатление, что любви, которой так мало в реальной жизни, посвятил Куприн «Гранатовый браслет». Характеристика героев, которая раскрыта в повести, придает, однако же, достоверности и правдивости этому сюжету. Чтобы это понять, нужно читать внимательно и вдумчиво.

Аносов

Изображению этого героя автор отвел большую часть четвертой главы. Образ Аносова играет важную роль в раскрытии главной идеи повести. В одном из фрагментов он беседует с героиней об истинной любви, которой он никогда за всю свою долгую жизнь не испытывал, потому как такое чувство рождается раз в сто лет. А на рассказ Веры о Желткове он выдвинул предположение, что это и есть тот редкий случай.

Желтков

Этот человек бледен, имеет нежное девичье лицо. О качествах его характера говорить не приходится, поскольку смыслом его жизни является Вера Николаевна. В последнем письме он признается ей, что после того, как увидел ее впервые, он перестал испытывать интерес к чему бы то ни было. Образ Желткова - центральный в сюжете, но о нем сказано немного. Куда важнее сила чувства, которое он испытывал последние восемь лет своей жизни, нежели его личность.

С помощью небольшой схемы можно подытожить анализ образов в повести «Гранатовый браслет»

Характеристика героев (таблица)

Такова характеристика героев. «Гранатовый браслет» - несмотря на небольшой объем, является произведением глубоким. В статье представлено краткое описание образов, и отсутствуют важные детали и цитаты.

Александр Иванович Куприн – русский писатель, которого, без сомнения, можно отнести к классикам. Его книги до сих пор узнаваемы и любимы читателем, причем не только по принуждению школьного учителя, но в сознательном возрасте. Отличительной чертой его творчества является документальность, его истории опирались на реально произошедшие события или же реальные события стали толчком для их создания – среди них повесть «Гранатовый браслет».

«Гранатовый браслет» — реальная история, услышанная Куприным от знакомых при просмотре семейных альбомов. Жена губернатора делала зарисовки к письмам, которые ей присылал некий телеграфный чиновник, безответно влюблённый в неё. Однажды она получила от него подарок: позолоченную цепочку с кулоном в форме пасхального яичка. Александр Иванович взял эту историю в качестве базы для своего произведения, превратив эти скудные, неинтересные данные в трогательную повесть. Цепочку с кулоном писатель заменил на браслет с пятью гранатами, которые, согласно сказанному царём Соломоном в одном рассказе, означают гнев, страсть и любовь.

Сюжет

«Гранатовый браслет» начинается приготовлениями к празднеству, когда Вера Николаевна Шеина внезапно получает от неизвестного подарок: браслет, в котором зелёными вкраплениями красовались пять гранатов. На бумажной записке, что прилагалась к подарку, указано, что драгоценный камень способен наделить владелицу предвидением. Княгиня делится с мужем новостями и показывает браслет от неизвестного человека. По ходу действия выясняется, что этим человеком является мелкий чиновник по фамилии Желтков. Впервые Веру Николаевну он увидел в цирке много лет назад, и с тех пор внезапно вспыхнувшие чувства не угасали: даже угрозы её брата не останавливают его. Тем не менее, Желткову не хочется мучить возлюбленную, и он решает окончить жизнь самоубийством, чтобы не навлечь на неё позор.

Заканчивается повесть осознанием силы искренних чувств незнакомца, которое приходит к Вере Николаевне.

Тема любви

Главная тема произведения «Гранатовый браслет» — это, несомненно, тема безответной любви. Более того, Желтков является ярким примером бескорыстных, искренних, жертвенных чувств, которые он не предаёт, даже когда его верность стоила жизни. Княгиня Шеина тоже сполна ощущает силу этих эмоций: спустя годы осознаёт, что снова хочет быть любимой и любить – а украшение, подаренное Желтковым, знаменует скорое появление страсти. Действительно, в скором времени она заново влюбляется в жизнь и чувствует ее по-новому. вы можете прочитать на нашем сайте.

Тема любви в повести фронтальная и пронизывает весь текст: эта любовь высокая и чистая, проявление Бога. Вера Николаевна ощущает внутренние изменения даже после самоубийства Желткова – она познала искренность благородного чувства и готовности пожертвовать собой ради того, кто ничего не даст взамен. Любовь изменяет характер всей повести: чувства княгини умирают, увядают, засыпают, будучи когда-то страстными и горячими, и превратившиеся в прочную дружескую связь с мужем. Но Вера Николаевна в душе всё равно продолжает стремиться к любви, пускай это и притупилось со временем: ей требовалось время, чтобы дать страсти и чувственности выйти наружу, но до этого её спокойствие могло показаться равнодушным и холодным – это и ставит для Желткова высокую стену.

Главные герои (характеристика)

  1. Желтков работал мелким чиновником в контрольной палате (автор поместил его туда, чтобы подчеркнуть то, что главный герой был маленьким человеком). Куприн даже не указывает его имени в произведении: только письма подписаны инициалами. Желтков именно такой, каким читатель и воображает человека низкой должности: худощавый, бледнокожий, нервными пальцами поправляющий пиджак. У него нежные черты лица, глаза голубого цвета. Согласно повествованию, Желткову где-то тридцать лет, он небогат, скромен, порядочен и благороден – это отмечает даже муж Веры Николаевны. Пожилая хозяйка его комнаты говорит, что за все восемь лет, что он жил у неё, он стал для неё словно родным, а собеседником он был очень милым. «…Восемь лет тому назад я увидел вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше…», — так начинается современная сказка о чувствах Желткова к Вере Николаевне, хотя он никогда не лелеял надежд, что они будут взаимны: «…семь лет безнадежной и вежливой любви…». Ему известен адрес возлюбленной, чем она занимается, где проводит время, что надевает – он признаётся, что ему ничего, кроме неё, не интересно и не радостно. вы тоже можете найти на нашем сайте.
  2. Вера Николаевна Шеина унаследовала внешность матери: высокая, статная аристократка с гордым лицом. Характер у неё строгий, несложный, спокойный, она вежлива и учтива, любезна со всеми. Замужем за князем Василием Шеиным она уже более шести лет, вместе они являются полноценными членами высшего общества, устраивают балы и приёмы, несмотря на финансовые затруднения.
  3. У Веры Николаевны есть родная сестра, младшая, Анна Николаевна Фриессе, унаследовавшая, в отличие от неё, черты отца и его монгольскую кровь: узкий разрез глаз, женственность черт, кокетливая мимика. Характер у неё легкомысленный, задорный, весёлый, но противоречивый. Её муж, Густав Иванович, богатый и неумный, но боготворит её и постоянно находится поблизости: его чувства, кажется, не изменились с первого дня, он ухаживал за ней и всё так же сильно обожал. Анна Николаевна не выносит мужа, однако у них есть сын и дочь, она верна ему, хоть и относится достаточно презрительно.
  4. Генерал Аносов — крестный отец Анны, его полное имя – Яков Михайлович Аносов. Он тучный и высокий, добродушный, терпеливый, плохо слышит, у него большое, красное лицо с ясными глазами, он очень уважаем за годы своей службы, справедлив и отважен, совестью чист, носит постоянно сюртук и фуражку, пользуется слуховым рожком и палкой.
  5. Князь Василий Львович Шеин – муж Веры Николаевны. Про внешность его сказано немного, только то, что у него светлые волосы, а голова — большая. Он очень мягок, жалостлив, чуток – с пониманием относится к чувствам Желткова, непоколебимо спокоен. У него есть сестра, вдова, которую он приглашает на торжество.
  6. Особенности творчества Куприна

    Куприну была близка тема осознания персонажем жизненной истины. Он по-особенному видел окружающий его мир и стремился узнавать что-то новое, его произведениям свойственны драматичность, некая тревожность, взволнованность. «Познавательный пафос» — это называют визитной карточкой его творчества.

    Во многом на творчество Куприна повлиял Достоевский, в особенности на ранних этапах, когда он пишет о роковых и значимых моментах, роли случайности, психологии страсти персонажей – зачастую писатель даёт понять, что не все поддается пониманию.

    Можно сказать, что одна из особенностей творчества Куприна – диалог с читателями, в котором прослеживается сюжет и изображается действительность – это особенно заметно по его очеркам, на которые в свою очередь повлиял Г.Успенский.

    Какие-то его произведения знамениты лёгкостью и непосредственностью, поэтизацией действительности, естественностью и натуральностью. Другие – темой бесчеловечности и протеста, борьбы за чувства. В какой-то момент его начинают интересовать история, античность, легенды, и так рождаются фантастические сюжеты с мотивами неотвратимости случая и судьбы.

    Жанр и композиция

    Для Куприна характерна любовь к сюжетам внутри сюжетов. «Гранатовый браслет» — лишнее доказательство: записка Желткова о качествах украшения и есть сюжет в сюжете.

    Автор показывает любовь с разных точек зрения – любовь по общим понятиям и безответные чувства Желткова. Будущего у этих чувств нет: семейное положение Веры Николаевны, различие в социальном статусе, обстоятельства – все против них. В этой обречённости проявляется тонкий романтизм, вложенный писателем в текст повести.

    Всё произведение окольцовывают упоминания одного и того же музыкального произведения – сонаты Бетховена. Так музыка, «звучащая» на протяжении всей повести, показывает силу любви и является ключом к пониманию текста, раздаваясь в финальных строках. Музыка сообщает недосказанное. Более того, именно соната Бетховена в кульминации символизирует пробуждение души Веры Николаевны и осознание, приходящее к ней. Такое внимание к мелодии – тоже проявление романтизма.

    Композиция повести подразумевает наличие символов и скрытых смыслов. Так увядающий сад подразумевает угасающую страсть Веры Николаевны. Генерал Аносов рассказывает новеллы о любви – это тоже маленькие сюжеты внутри основного повествования.

    Сложно определить жанровую принадлежность «Гранатового браслета». Фактически, произведение называется повестью, во многом благодаря композиции: оно состоит из тринадцати коротких глав. Однако сам писатель называл «Гранатовый браслет» рассказом.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Повесть великого гения любовной прозы А. И. Куприна «Гранатовый браслет» можно интерпретировать по — разному, рассуждая на тему, кто здесь настоящий герой. Мнение критиков расходится в этом вопросе, одни считают героем Желткова, любыми способами старающегося доказать свою любовь, но и заявить о своем существовании, другие отдают предпочтение мужу героини, который просто желает, чтобы его супруга была счастлива. Разобраться в этом поможет анализ произведения по плану. Данный материл можно использовать при подготовке к ЕГЭ по литературе в 11 классе.

Краткий анализ

Год написания — 1910 г.

История создания — За основу сюжета писатель взял реальную историю, рассказанную им одним из его друзей.

Тема — Главная тема этой повести — любовь, безответная и настоящая.

Композиция — В экспозиции начинается действие, знакомящие с героями повести, следом происходит завязка, когда Вера Николаевна получает в подарок гранатовый браслет. Особенности композиции в использовании символов, тайных смыслов. Здесь и сад, который описан в пору увядания, и новеллы, сам браслет, главным символом является соната Бетховена, проходящая лейтмотивом повести. Идет развитие действия, умирает Желтков, и кульминационным моментом звучит соната Бетховена, и — развязка.

Жанр — Трудно определить жанровую сущность «Гранатового браслета» По своей композиции, состоящей из тринадцати глав, его можно отнести к жанру повести, а сам писатель считал, что «Гранатовый браслет» — рассказ.

Направление — В повести все подчинено направлению реализма, где ощущается легкий налет романтизма.

История создания

История создания повести имеет реальную основу. Когда — то писатель находился в гостях у своего знакомого, где они рассматривали семейные фотографии. Знакомый рассказал историю, которая случилась в его семье. Какой — то чиновник влюбился в его мать, он писал ей письма. Однажды этот мелкий чиновник прислал в подарок любимой женщине какую — то безделушку. Выяснив, кто этот чиновник, ему сделали внушение, и он исчез с горизонта. Куприну в голову пришла идея приукрасить этот рассказ, более подробно охватив любовную тему. Он добавил романтических ноток, возвысил концовку и создал свой «Гранатовый браслет», оставив суть рассказа. Год написания повести — 1910, а в 1911 году повесть была опубликована в печати.

Тема

Александр Куприн считается непревзойденным русским гением любовной прозы, им создано множество произведений, воспевающих любовь в любых ее проявлениях.

В «Гранатовом браслете» анализ повести подчинен этой любимой автором теме, теме любви.

В сущности, в этом произведении рассматривается нравственная проблематика отношений, связанных с любовными отношениями героев повести. В этом произведении все события связаны с любовью, в этом даже смысл названия этой повести, так как гранат — это символ любви, символ страсти, крови и гнева.

Писатель, давая такое название своему названию, сразу дает понять, чему посвящена основная мысль рассказа.

Он рассматривает различные формы любви, разные ее проявления. Каждый человек, описанный писателем, по — разному относится к этому чувству. Для кого — то, это просто привычка, социальный статус, поверхностное благополучие. Для другого — это то единственное, настоящее чувство, пронесенное через всю жизнь, ради которого и стоило жить.

Для главного героя Желткова, любовь — священное чувство, ради которого он живет, понимая, что любовь его обречена на безответность. Обожание любимой женщины помогает ему переносить все жизненные невзгоды, верить в искренность своих чувств. Вера Николаевна для него — смысл всей его жизни. Когда Желткову сказали, что своим поведением он компрометирует любимую женщину, чиновник сделал вывод, что проблемы социального неравенства будут стоять на его пути к счастью всегда, и покончил с собой.

Композиция

Композиция повести содержит множество тайных смыслов и символов. Гранатовый браслет дает яркое определение всепоглощающей теме страстной любви, определение его как крови, дает понять о том, что эта любовь может быть разрушительной и несчастной, гнев — привел к самоубийству Желткова.

Увядающий сад напоминает об увядающей любви Веры Николаевны к своему мужу. Рисунки и стихи в семейных записках ее мужа — история его любви, искренней и чистой, не претерпевшей никаких изменений за все время их совместной жизни. Несмотря на ее угасающую страсть и прохладное к нему отношение, он продолжает любить свою жену по — настоящему.

Генерал Амосов предпочитает делиться с собеседниками рассказами о любви, что тоже символично. Это единственный человек в произведении, правильно понимающий истинную сущность любви. Он — большой психолог, знаток человеческих душ, ясно видящий все их тайные и явные помыслы.

Через все произведение красной нитью проходит вторая соната Бетховена, главный символ всей повести. На фоне музыки развивается действие. Финальное звучание сонаты является сильным кульминационным моментом. Произведение Бетховена раскрывает все недосказанности, все сокровенные мысли и чувства героев.

Завязка действия — Вера Николаевна получает подарок. Развитие действия — брат и муж идут выяснять отношения с Желтковым. Главный герой произведения, остающийся в стороне на протяжении всего повествования, заканчивает жизнь самоубийством. Кульминационный момент — звучит соната Бетховена, и к Вере Николаевне приходит осознание своей жизни.

Куприн мастерски заканчивает свою повесть, приведя все действия к развязке, где раскрывается истинная сила любви.

Под воздействием музыки просыпается спящая душа Веры Николаевны. Она начинает понимать, что прожила, в сущности, бесцельную и бесполезную жизнь, все время создавая видимое благополучие счастливой семьи, а настоящая любовь, сопровождающая ее всю жизнь, прошла мимо.
То, чему учит творение писателя, каждый решает по — своему, здесь все зависит от читателя. Только он решает, в чью пользу сделать выбор.

Жанр

Произведение великого писателя состоит из тринадцати глав, относится к жанру повести. Писатель считал, что это — рассказ. Период происходящих событий длится на протяжении длительного времени, в нем задействовано большое количество персонажей, и оно полностью соответствует принятому жанру.