Интернет

От дождя маковский диалог детей. Сочинение по картине В.Е

Александр Михайлович Герасимов - яркий представитель соцреализма в живописи. Прославился он портретами, изображающими партийных лидеров. Но есть в его творчестве и очень лиричные работы, пейзажи, натюрморты, изображения русского быта. Благодаря им и известен сегодня «После дождя» (описание картины, история создания, выразительности) - вот тема этой статьи.

биографическая справка

Герасимов А.М. родился в семье купца из города Козлова (современный Мичуринск) Тамбовской области 12 августа 1881 года. В этом городке прошли его детство и юность, сюда он любил приезжать и тогда, когда стал известным художником.

С 1903 по 1915 год обучался в московском художественном училище, сразу после окончания которого был мобилизован на фронт, шла Первая мировая война. С 1918 по 1925 художник жил и работал в родном городе, а затем вернулся в Москву, вступил в ассоциацию художников и через несколько лет стал ее президентом.

Герасимов А.М. пережил периоды взлетов и падений, был любим художником Сталина, получил большое количество профессиональных наград и званий. А во времена Хрущева попал в немилость.

Умер художник в 1963 году, за 3 недели до своего 82 дня рождения.

Творческий путь художника

Герасимов учился у крупнейших живописцев конца XIX - начала XX веков - К.А. Коровина, А.Е. Архипова, В начале творческого пути он писал преимущественно картины народного быта, изображал русскую природу с ее скромной и трогательной красотой. В этот период были созданы: «Рожь покосили» (1911), «Зной» (1912), «Букет цветов. Окно» (1914).

В советское время художник обратился к У Герасимова обнаружился талант удивительно точно схватывать характерные черты, добиваясь большого портретного сходства. Постепенно среди героев его полотен начинают преобладать люди высокопоставленные, партийные лидеры и вожди: Ленин, Сталин, Ворошилов и другие. Его картины отличаются торжественным настроением и не лишены несколько плакатного пафоса.

К середине 30-х годов XX века художник стал крупнейшим представителем соцреализма в живописи. В 1935 он уехал в родной город, чтобы отдохнуть от работы и провести время со своей семьей. Именно в Козлове написал А.М. Герасимов «После дождя» - картину, которая принесла ему славу прекрасного пейзажиста.

В годы сталинского правления Герасимов занимал ответственные руководящие посты. Возглавлял Московское отделение Союза Художников, Ассоциацию советских художников, Академию художеств СССР.

История картины «После дождя» Герасимова

Об истории создания картины рассказала в свое время сестра художника. Семья отдыхала на террасе своего дома, когда неожиданно начался сильный дождь. Но Александр Михайлович не стал прятаться от него, как это сделали остальные домочадцы. Он был потрясен тем, как капли воды, скопившиеся на листве, на полу, на столе, переливаются разными цветами, каким свежим и прозрачным стал воздух, как, обрушившись на землю ливнем, начинало светлеть и проясняться небо. Он велел принести ему палитру и всего лишь за три часа создал потрясающий по своей выразительности пейзаж. Назвал эту картину художник Герасимов - «После дождя».

Однако пейзаж, написанный так быстро и стремительно, не был случайным в творчестве художника. Еще во время обучения в училище он любил изображать мокрые предметы: дороги, растения, крыши домов. Ему удавалось передать блики света, яркие, омытые дождем краски. Возможно, многие годы шел к этому пейзажу А.М. Герасимов. «После дождя» стала итогом творческих исканий в этом направлении. Не было бы такой предыстории, не увидели бы мы описываемого полотна.

А.М. Герасимов «После дождя»: описание картины

Сюжет картины удивительно прост и лаконичен. Угол деревянной террасы, букет цветов на круглом обеденном столе и сочная зелень листвы, составляющая фон. По блеску деревянных поверхностей зритель понимает, что недавно закончился сильный дождь. Но влага не создает ощущение сырости и неуюта. Наоборот, кажется, что ливень приглушил летний зной и наполнил пространство свежестью.

Чувствуется, что картина создана на одном дыхании. В ней нет натужности и тяжеловесности. Она впитала настроение художника: легкое, умиротворенное. Зелень деревьев и цветы в букете написаны слегка небрежно. Но зритель легко прощает это художнику, понимая, что тот торопился, чтобы успеть уловить это прекрасное мгновение гармонии с природой.

Выразительные средства

Этот пейзаж (А.М. Герасимов «После дождя»), описание картины, выразительные средства, использованные художником, дают искусствоведам основание говорить о высокой живописной технике автора. Несмотря на то что картина выглядит просто и даже небрежно, в ней проявился талант мастера. Дождевая вода сделала краски более насыщенными. Деревянные поверхности не только блестят, но и отражают цвет зелени, цветов и солнца, отливают серебром и золотом.

Привлекает внимание и опрокинутый стакан на столе. Такая, казалось бы, незначительная деталь многое проясняет, делает сюжет легко читаемым. Становится понятно, что дождь начался неожиданно и стремительно, застал людей врасплох, заставил их спешно собирать со стола посуду. Только один стакан да букет садовых цветов были забыты.

Одной из своих лучших работ считал сам А.М. Герасимов - «После дождя». Описание картины, представленное в этой статье, показывает, что эта работа одна из самых значительных не только в творчестве художника, но и во всей советской живописи.

На своих картинах замечательный художник В. Маковский изображал обыденные ситуации из жизни простого народа. Не исключением стала и картина «От дождя», признанная одной из самых лучших в творчестве живописца.

На картине изображены крестьянские мальчишки, пришедшие покупаться на речку. Однако, как это часто бывает в летние деньки, на небе собрались грозовые тучи. Не замечая этого, мальчики продолжали купаться до самого дождя, которых застал их врасплох.

Четверо из них, изображенные на переднем плане картины, быстренько оделись и уходят домой. Один из них прямо на ходу продолжает одеваться, другой, видимо так торопился, что упал. Трое других остались около реки. Видимо они не боятся грозы. Они так же одеваются, но не спеша. Один из них и вовсе ещё только начал одеваться.

Задний план картины занимает настоящее русское раздолье. Здесь изображены поля, луга, а так же речка, на берегу которой и происходит действие картины. Вся картина как будто живая, кажется, что если долго смотреть на неё, то мальчики сейчас побегут навстречу, зашумит гроза, и мы услышим звук капель дождя, попадающих в речку.

Владимир Егорович Маковский - выдающийся русский художник. Он родился в 1846 году в Москве. Отец мальчика был известным деятелем искусств. Владимир рос в окружении творческой атмосферы. Он с раннего детства интересовался искусством, получил прекрасное образование. Владимир Маковский создавал удивительно правдоподобные и запоминающиеся жанровые картины. Он мог подчеркнуть мельчайшие детали, по которым можно было догадаться об особенностях жизни и быта людей.
Художник изображал реальную жизнь, ничуть не приукрашивая её. Его картины очень выразительны и трогательны.
Картина Маковского «От дождя» была создана в 1887 году, она считается одним из лучших произведений талантливого художника. На картине мы видим крестьянских детей, которые изображены у реки. Наверное, дети весело играли. Был прекрасный летний день. Так приятно было насладиться теплом, поплавать в прохладной воде, погреться на золотистом песке. Обычные забавы деревенских детей. Если обратиться к русским классикам, то можно сказать: все игры крестьянских детей были тесно связаны с природой. У них не было дорогих игрушек, книг. Но зато в их распоряжении были все богатства родного края: лес, речка. С раннего детства крестьянские дети были привычны к работе, нередко помогали своим родителям. Но дети всегда остаются детьми. И у них обязательно найдётся время для игр и развлечений.
Дети, изображённые В. Е. Маковским, думали, что весь день будет ясным и солнечным.
Но вдруг начался дождь. Мальчики не сразу заметили приближение грозы, поэтому не успели убежать. Но вот небо стало хмурым и мрачным, его затянули грозовые тучи. Теперь мальчики стремятся домой. Четверо оделись и направились в сторону деревни. Но вдруг один из друзей упал на песок. Самый младший мальчик выглядит испуганным. Его пугают раскаты грома. Он вот-вот заплачет. Самый старший из ребят очень серьёзен. Наверное, он думает, как быстрее добраться до дома, чтобы совсем не промокнуть.
Остальные ребята ещё не успели одеться. Может быть, они совсем не боятся дождя. Они неторопливо одеваются. Возможно, этим ребятам совсем не хочется покидать берег реки, прятаться от дождя дома. Ведь летняя гроза быстро проходит. Совсем скоро вновь засверкает солнце. Природа после дождя выглядит удивительно красивой, чистой, свежей, обновлённой.
Можно попытаться представить себе характер мальчиков, изображённых на картине. В центре картины самый старший из мальчиков. Он внимательно смотрит вперёд. Этот мальчик чувствует ответственность за тех, кто младше. Он торопит своих друзей или братьев, чтобы они быстрее шли домой. Сам он, вполне возможно, с удовольствием остался бы на берегу. Вряд ли его так пугает дождь. Но мальчику нужно заботиться о младших. Крестьянские дети рано взрослели, их детство было неразрывно связано не только с помощью старшим, но и заботой о младших.
Самый маленький мальчик держится за руку другого мальчика, постарше. Он готов заплакать, но сдерживает слёзы. Самый младший понимает, что сейчас не время плакать. Нужно собраться с силами и быстрее бежать домой.
Один из мальчиков упал на песок. Он обернулся на своих друзей. Наверное, хочет им сказать: «Вот как я торопился!» Но самый старший из ребят даже не смотрит на него. Скорее всего, он понимает, что мальчик в белой рубахе шутит. Он упал специально, чтобы задержать своих друзей. И если не обращать на него внимания, он быстро встанет, чтобы идти вместе со всеми.
Трое ребят, которые ещё только одеваются, сидя у самой кромки воды, скорее всего, смелы и бесстрашны. Промокнуть под дождём для них - это весёлое приключение. И поэтому они совсем не торопятся бежать вместе со всеми. А, может быть, они пока не поняли, что будет сильная гроза. Мальчики надеются, что грозовые тучи пройдут стороной, не затронув берег, где они так хорошо проводили время. Но как только первые капли дождя упадут на них, они быстро направятся в деревню.
Если посмотреть вокруг, там расстилаются бескрайние просторы. Видны деревья и кусты, проходит дорога. В. Е. Маковский в своём произведении показывает красоту русской природы. Она предстаёт перед нами во всём своём великолепии. Летом русская природа особенно хороша. Сочная свежая зелень, яркость и буйство красок. Поневоле задумываешься о том, как хорошо бы именно сейчас оказаться где-то в лесу, на реке или на озере. И пусть ярко светит солнце, освещая всё вокруг золотыми лучами. Или, наоборот, пусть внезапно начнётся дождь. Пусть прохладные струи дождя льются на деревья, траву, прибрежные камни.
Картина поражает воображение ещё и тем, что она не статична. В ней есть ощутимое движение. Оно проявляется в резвой ходьбе мальчуганов, убегающих от дождя; в грозовых тучах, которые заволокли небо. Кажется, что порывы ветра вот-вот выйдут за пределы картины, и мы почувствуем свежее дыхание реки.
Талант В.Е. Маковского поистине удивителен. Художнику удалось показать самый обычный момент из жизни людей. Но этот миг, запечатлённый на полотне, вызывает самое неподдельное восхищение, заставляет задуматься о реалиях человеческой жизни и красоте окружающего мира.

07.07.2015

Описание картины Владимира Маковского «От дождя»

Вот-вот польет дождь, и в воздухе уже разливается свежая прохлада. Тяжелые тучи, предвестники грядущей непогоды, выглядывают из-за рощицы. Нужно поспешить укрыться! Именно об этом задумался главный герой полотна «От дождя». Лицо паренька, помещенного Владимиром Маковским в самый центр сюжета, одновременно выражает множество эмоций. Юный персонаж обладает курчавой головой, пронизывающим взглядом и полноватыми сочными губами. Мальчик производит впечатление хитрого, даже немного дерзкого, человечка. Всего на холсте зритель видит семеро ребят. Трое мальчиков, находящихся поодаль, спокойно одеваются после купания, ленясь лишний раз облачаться в штаны и рубахи: в любом случае дождь промочит их до нитки. Ребятишки не спешат покидать речушку, явно желая продолжить водные процедуры.

Но предводитель стайки ребят, очевидно, настроен решительно: пора по домам. Он вовсе не испуган перспективой попасть под ливень или даже грозовой шквал. Рядом с храбрецом теснится его бравый товарищ. Он пытается оттащить упирающегося малыша от берега. Мальчишка, не понимающий, чем угрожает резкая перемена погоды, хнычет. Еще один маленький персонаж застрял в песке. Не исключено, что его оттолкнули за то, что обидел малыша. Ну что ж, среди мальчишек подобное поведение - не редкость. Пройдет дождик, и от ссор не останется и следа. Если приглядеться, далеко на заднем плане можно рассмотреть две едва различимые фигурки. Быть может, это девочки, принявшие решение избежать встречи с дождем гораздо раньше. Вряд ли они присутствовали среди этих задиристых ребят: скорее всего, девчонки предпочли купание в другом местечке. Небо над бегущими еще чистое и светлое, от чего картина имеет жизнерадостный вид. Такой же безмятежный, как и у центрального парнишки.

"Мокрый" эффект в картине Герасимова "После дождя".

Давайте вместе посмотрим на картину Александра Герасимова "После дождя". Что это? Жанровая сцена без людей? Натюрморт? Пейзаж? Эта картина включает в себя элементы разных жанров и тем интересна. Мы видим террасу, на которой, может, лишь час назад сидели люди - пили чай, читали газеты, кто-то, наверное, вышивал на теперь уже пустой скамейке. Это могла бы быть жанровая сцена. Художник мог бы изобразить, как люди убегают с террасы из-за внезапно нахлынувшего дождя. Мы можем лишь догадываться об этом, но обстановка типична для хорошей жанровой сцены. Мы видим стол, на котором расположены ваза с цветами и перевернутый стакан (видимо, его перевернул порыв ветра) - типичный натюрморт. На заднем плане перед нами чистый красивый пейзаж - летний сад, омытый дождем.

Глядя на картину, мы чувствуем свежесть после дождя, влажность воздуха. Художнику очень хорошо удалось передать именно атмосферу, которая возникает после летнего ливня. Все, что мы видим, намокло от дождя. И это, может быть, самое удивительное, как удачно живописцу удалось написать дождевую воду буквально на всех поверхностях. Видно, что ливень прошел только что и еще ни капельки не высохло, не испарилось. Вода блестит, благодаря уже выглянувшему солнцу, мы видим его пробивающиеся лучи в саду. Все поверхности - стол, пол, скамейка, листва, в бликах. Радужные блики написаны с большим мастерством и у нас не остается сомнений - если бы удалось положить ладонь на эту скамейку или провести рукой по листве дерева - на ней остались бы капли воды.

Так достоверно написать природу после дождя удавалось не каждому художнику. Не все умеют точно передать "мокрый" эффект. А вот русский художник Герасимов всегда любил и умел его изображать. Однажды, когда он уже был очень знаменитым мастером, он приехал к своим родителям в город Козлов, где в летний день вся семья сидела на террасе. Вдруг хлынул дождь, да такой сильный, что даже терраса, защищенная перилами и крышей мгновенно промокла. Тут же выглянуло солнце. Все сверкало такой чистотой, выглядело так восхитительно, что художник не стал ждать и минуты, схватил холст и палитру и тут же начал писать картину. Мы можем представить себе, где он расположил мольберт - в глубине террасы. Герасимов использовал более темные краски на переднем плане картины, яркие - на среднем, совсем светлые - на заднем. Наш взгляд стремится к самому светлому, солнечному. Живописец сумел не только изобразить красоту момента, но и передать настроение - восхищенное, приподнятое.

Герасимов написал за свою жизнь множество выдающихся работ, за которые получал премии и награды. Но картина "После дождя. Мокрая терраса" была его любимой. Он считал ее самой лучшей своей картиной.