Домашний очаг

От Сергея Шнурова до Джонни Деппа: знаменитости, которые оказались талантливыми художниками. Картины русских рокеров Красоту искать не стоит

В год двадцатилетия группировки «Ленинград» ее лидер Сергей Шнуров сделал для своих поклонников настоящий подарок: эпатажный музыкант открыл персональную выставку в петербургском музее «Эрарта». Среди экспонатов - картины и арт-объекты, выполненные в жанре «брендреализма»: это направление изобрел сам Сергей 10 лет назад. В рамках выставки Шнур попытался показать зависимость людей от известных марок и брендов, без которых не проходит ни одного дня современного человека. Главным экспонатом выставки, по словам музыканта, стал его любимый бренд - сам Сергей Шнуров.

«Бренды есть во всем»

9 февраля в музее современного искусства «Эрарта» открывается выставка Сергея Шнурова «Ретроспектива брендреализма». В экспозицию вошли картины и арт-объекты, которые показывают жизнь современного человека в мире известных торговых марок. Понятие «брендреализм» придумал сам лидер группировки «Ленинград» еще 10 лет назад. По мнению музыканта, в XXI веке человек окружен не чистыми явлениями, а исключительно продуктами-брендами, без которых жизнь уже невозможна: так, за новыми знаниями люди обращаются к бренду «Википедии», а объектом мечтаний становится дорогой автомобиль или последний айфон, и все эмоции сводятся только к брендам.

Сам Сергей видит бренды в абсолютно всех предметах. «Они есть во всем, - заявляет музыкант. - Путин, Россия, мама - все это бренды. Я уже лет 10 кричу о том, что Сергей Шнуров - тоже бренд. Меня все знают».

Понятие "брендреализм" музыкант придумал 10 лет назад. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Идея воплотить свои мысли на этот счет в одну экспозицию посетила Шнурова уже давно. «Ленинград» уже давно не существует в медийном пространстве без визуального ряда, - объясняет лидер группировки. - Визуальная сопровождающая в виде выставки стала логичным продолжением моего творчества». С помощью Instagram Сергей выбрал себе нескольких соратников, которые и помогли ему создать картины и инсталляции. Сам же музыкант называет себя художественным руководителем.

От Милонова до Земфиры

В своих арт-объектах Шнуров показал самые известные российские и зарубежные бренды. Так, банку «Кока-Колы» музыкант изобразил в виде гроба, наполненного кубиками сахара. «Лайк» в социальных сетях выполнен в виде мужских гениталий, а инсталляция «Русский конец» предстает в образе трех кранов самоваров на разном фоне - белом, золотом и красном. Отдельная часть выставки посвящена отечественной музыке. Инсталляцию из пустой рюмки и темных очков Шнур назвал лаконично: «Лепс-спел». За дверцей золотого шкафа висит портрет любимца женщин бальзаковского возраста Стаса Михайлова - это арт-объект «Иконостас». На их фоне выделяется огромное вязаное полотно, на котором изображена Земфира. «Сам вязал, - хвастается Сергей. - Взял спицы в бизнес-классе самолета и вперед!».

Гроб в виде банки "Колы" наполнен кубиками сахара. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Среди медийных персон Шнуров не обошел вниманием и Владимира Познера, в программе которого музыкант ранее представил себя не с лучшей стороны. Портрет телеведущего Сергей разместил за жалюзи и назвал объект «И это пройдет». В центре зала - инсталляция из букв фразы Дмитрия Медведева: «Денег нет, но вы держитесь». Некоторые буквы выражения уже упали на бок.

Свой талант художника Шнуров решил проявить в нескольких картинах, представленных на выставке. Героями картин лидера «Ленинграда» стали герои клипов группы, депутат Виталий Милонов и, конечно же, сам Сергей. На одной из картин Шнур изобразил родной Петербург: на холсте грузный мужчина в купальнике парит над историческим центром города. Картина называется «Легкое похмелье».

На картине "Легкое похмелье" мужчина пролетает над Петербургом. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Красоту искать не стоит

Шнуров просит зрителей не искать на его выставке эстетику или красоту: музыкант ставил перед собой совсем иные цели. «Романтика осталась в прошлых столетиях, а мы живем в XXI веке, - подчеркивает Сергей. - Я не буду говорить, для чего я создавал эту выставку, зачем она нужна: это моя внутренняя инструкция. Мне эта выставка нравится тем, что она моя. Этого достаточно».

Лидер «Ленинграда» рассчитывает, что посмотреть на его творческие работы придет широкая аудитория. Со своей же стороны музыкант обещает пробовать себя в новых сферах и продолжать удивлять своих поклонников. Сергей доволен всеми экспонатами на выставке без исключения, однако комментировать их смысл он отказывается: «Все, что я хотел сказать, я уже сказал в своих работах», - отрезает Шнуров. Любимой картины или инсталляции у Сергея тоже нет. «Экспонат нестатичен, - считает музыкант. - Главная фишка отражена в одноименной песне: ничто не является ничем, и все может стать тем самым экспонатом в мире современного искусства. На этой выставке главный экспонат - я!».

Выставку Сергея Шнурова «Ретроспектива брендреализма» можно увидеть в музее современного искусства «Эрарта» до 9 апреля. Посещение экспозиции входит в стоимость билета в музей.

Сергей Шнуров известен всей России, но не как живописец, а как лидер знаменитого музыкального ансамбля «Ленинград». Ансамбль действительно уже стал легендарным и народно любимым, в первую очередь благодаря актерскому таланту Сергея Шнурова, сумевшего создать, а точнее «огласить» архетипический, полузапретный образ русского мачо: развеселого, не любящего напрягаться по жизни и крепко выпивающего.

Сергей Шнуров родился в Ленинграде в 1973 году. После школы ему довелось поучиться в ленинградском инженерно-строительном институте, реставрационном профессионально-техническом училище и даже в религиозно-философском институте при Духовной академии. Но, на благо многочисленным поклонникам Шнурова, он прошел и через иные университеты, заразившие его жаждой творчества. Сегодня мы с удовольствием можем констатировать еще один талант Шнурова - талант живописца.

Можно сказать, что живопись Шнурова - это очередной его проект, в который им изначально была вложена определенная концепция. Эту концепцию он называет «бренд-реализмом» и излагает ее в специально написанном манифесте. Манифест в иронической форме описывает роль брендов в современной жизни, приравнивая роль выбора человеком бренда к выбору им его собственной сущности.

Скрыть Подробнее

Шнуров Сергей Владимиович (Шнур) родился в 1973 году в Ленинграде; в настоящее время живет и работает в Санкт-Петербурге.

Образование

  • Учился в Ленинградском инженерно-строительном институте;
  • Реставрационном профессионально-техническом училище (специальность: реставратор произведений из дерева 4-го разряда);
  • Религиозно-философском институте при духовной академии.

Специальность/специализация:композитор, вокалист, живописец.

Членство в творческих союзах, объединениях

  • Группа «Ленинград»;
  • Группа «Рубль».

Работы находятся

  • Музей современного искусства Эрарта, Санкт-Петербург, Россия.
Скрыть Подробнее

Лидер группировки "Ленинград" родился и вырос в Санкт-Петербурге в семье инженеров. Еще с ранних лет Шнуров был фанатом корифеев русского рока - Шевчука, групп "Кино", "Секрет", "Ноль", а позже стал поклонником западных рок-музыкантов. После школы Сергей Шнуров поступил в инженерно-строительный институт в своем родном городе, но не окончил его. В начале 90-х годов учился в Художественно-реставрационном лицее и в духовной семинарии. После окончания обучения менял профессии: был сторожем в детском саду, делал оградки для могил, что по его словам ему безумно нравилось, был дизайнером в рекламном агентстве и PR-директором на питерской радиостанции.

Музыкальное творчество

С начала 90-х Сергей Шнуров начал работать над музыкальными проектами. Первая его группа, созданная в 1991 году, называлась "Алкорепица" и исполняла композиции в стиле хардкор-рэп. Через несколько лет коллектив распался, но появился новый - "Ухо Ван Гога", стилистика которого напоминала электронную поп-музыку.

Группа "Ленинград" появилась на свет в 1997 году. Началось все с шутки - друзья просто собрались поиграть на разных инструментах. Неожиданно получилось весело и по-хулигански, а уже после первого концерта в клубе группа имела успех. В группе в разное время было от 8 до 15 участников, а выбранный музыкальный стиль они называли "алкогольный ска-панк".

Популярная группа выпускает альбомы, меняет солисток, распадается и воссоединяется, но объединяет ее одно - яркая личность Шнурова. Он снимается в кино на второстепенных ролях и в роли камео, ведет телепередачи, снимается в сериалах, но о том, что Сергей Шнуров картины пишет, знают немногие.

Первая выставка в Москве

Сергей Шнуров картины начал писать в середине 90-х годов, видимо, ему было мало славы музыканта и актера. Живописные полотна выставлялись в Санкт-Петербурге. Впервые в столице его работы были показаны публике в 2010 году в галерее FineArt, чему способствовал друг Сергея - художник Выставка имела название "Эксклюзив брэндреализма" и представляла публике 8 полотен музыканта. По словам Сергея, галерея небольшая, поэтому сколько картин туда поместилось - столько он и выставил.

Позже Сергей Шнуров картины свои выставлял во многих российских галереях, которые занимаются современным искусством. Стоимость одной картины лидера по разным источникам составляет порядка 30 тысяч долларов или евро. В любом случае уровень цен понятен, а истина где-то рядом.

Картины Сергея Шнурова - фото с названиями

На каждой картине можно найти и узнать либо символ, либо проекцию популярного бренда (от нефти до религии). Картины Сергея Шнурова (фото - ниже) довольно разноплановые и провокационные. Картина "Акт", на которой запечетлено соитие двух тел, или "Не воруй", на которой изображен задавленный насмерть холодильником фирмы "Бош" котенок. Стоит отметить, что размер полотен значителен, свои произведения Сергей подписывает и датирует.

Представлены на выставках и пародийные картины Шнурова "В Эрмитаже", например, - это подражание знаменитым художникам, в конкретном случае - Матиссу, а черный прямоугольник внизу картины - своеобразный "привет" Казимиру Малевичу с его "Черным квадратом".

"Дорога в страну М" - уходящая к горизонту тропинка посреди красного поля. В небе висит светлое облако либо клубочек дыма. В любом случае не распознать в картине отсылку к марке сигарет достаточно трудно. Бренд узнаваем, как и на большинстве полотен Шнура.

Картина "Нефть" - это панорама Васильевского острова в Санкт-Петербурге, по бокам горят факелы в колоннах, а вода черная из-за наличия в ней нефти, либо это нефть и есть. Стареющая Луна на небе сопровождается одинокой звездой - очевидная отсылка к арабским странам, обладающим значительным запасом черного золота.

Мнение экспертов

Искусствоведы сошлись во мнении, что пишет Сергей Шнуров картины, стиль которых можно назвать "брендреализм". Сам же Шнуров этот стиль и изобрел и именовал. Для брендреализма характерно, что на первое место выходит бренд, торговая марка, а не человек с его переживаниями. В современном мире поклонение каким-либо торговым маркам носит, к сожалению, довольно массовый характер. Сергей Шнуров в свойственной ему манере высмеивает эту особенность людей и говорит о том, что он сам - бренд.

Творческие планы

Сейчас лидер "Ленинграда" готовится к открытию персональной выставки в родном Санкт-Петербурге. По предварительной информации, место проведения экспозиции - музей современного искусства "Эрарта", выставка продлится с 3 февраля по 9 апреля 2017 года. Шнуров планировал открыть выставку еще летом 2016 года, но по неизвестным причинам открытие экспозиции перенесено на зиму 2017 года. Рабочее название выставки - «Ретроспектива брэндреализма». На данный момент в музее "Эрарта" можно увидеть картину Шнурова "Рубашка", на которой изображено ярко-желтое изделие известного бренда.

Представители музея говорят о том, что содержание экспозиции пока не определено окончательно. По слухам, помимо картин Сергей Шнуров представит и другие объекты своего творчества. Есть мнение, что выставка будет посвящена не только Шнурову, но и истории и творчеству его группы "Ленинград".


Сергей Шнуров. Ретроспектива Брендреализма

Часы работы:
Пн. - Вс.: 12:00 - 20:00
Чт.: 13:00 - 21:00
Кассы закрываются за 30 минут до закрытия музея.
Cтоимость билетов

Консультант выставки: Дмитрий Озерков

Возрастное ограничение: 18+

Московский музей современного искусства представляет персональную выставку музыканта Сергея Шнурова «Ретроспектива Брендреализма», которая станет продолжением громкого проекта, прошедшего в Санкт-Петербурге в Музее Эрарта. Центром экспозиции станет живопись С. Шнурова и инсталляционные объекты, созданные художником на основе авторской концепции «брендреализма».

Согласно идее брендреализма, человек XXI века живет в среде искусственно сгенерированных продуктов-брендов, наивно полагая, что все эти проявления, результаты человеческого труда и прогресса - и есть реальная жизнь. Не только товары первой необходимости считаются брендами, но и политики и дипломаты, высшие учебные заведения и корпорации, популярные рестораны и туристические города. Существует мнение, что хорошее образование можно получить только в тех университетах, которые входят в топ-10; что работать надо в компаниях, чьи названия вызывают тихую зависть у окружающих, а отдыхать там, куда советуют лететь дорожные билборды. Предметом эмоционального вожделения становится последняя модель чего угодно, но обязательно модной марки. А чистые эмоции - те, которые общество получает из ТВ-шоу и компьютерных игр. Теория Шнурова описывает значение брендов в современной жизни человека, говоря о том, что выбор бренда тоже самое что и выбор своей сущности. Основной смысл, по мнению автора, наглядно передан в тексте и видеоклипе песни «Экспонат» группировки «Ленинград».

Брендреализм критически относится к явлениям в целом, и в частности к процессам в искусстве. Стало ли современное искусство частью общей теории брендов? Какое место в искусстве сегодня занимают вдохновение и профессиональная работа с материалом? Современный художник зачастую подстраивает свое творчество под образ потенциального покупателя своих работ: человека модного, обеспеченного, неглупого, остроумного, обладающего статусом, следящего за новинками. Жажда соответствовать сразу всем этим качествам - практически неминуема. А само торжественно-сакральное понятие «творчество» рискует обернуться сегодня очередным статусным брендом.

Пространство Московского музея современного искусства для проведения выставки было выбрано Сергеем Шнуровым и консультантом проекта Дмитрием Озерковым не случайно. Музей, миссия которого - образование самой широкой публики в сфере культуры и искусства, имеет статус нейтрального места, где зрителю предлагается познакомиться с проявлениями актуального искусства. Этот же принцип очевиден и в проекте Шнурова: здесь и широкая презентация потенциально нового направления в искусстве, которое отражает трансформацию современной жизни; и демонстрация авторского подхода к воплощению простых рекламных образов; и неоднозначность взгляда на музыканта Сергея Шнурова.

Выставка «Ретроспектива Брендреализма» в ММОМА рассматривает фигуру С. Шнурова в непривычном для московской аудитории качестве современного художника, а сами работы провоцируют дискуссию на тему: возможна ли критическая свобода в условиях брендреализма, где любые значимые вещи становятся символами и, как следствие, брендами. С этим вопросом брендреализм входит в свое второе десятилетие.

Сергей Шнуров (1973 г.) - российский рок-музыкант, киноактёр, телеведущий, художник и композитор, лидер групп «Ленинград» и «Рубль». Родился в Ленинграде. Получил высшее образование в Ленинградском инженерно-строительном институте и Реставрационном лицее, после которого получил специальность реставратора произведений из дерева 4-го разряда. В 1991 году Шнуров стал музыкантом. Начал с проекта «Алкорепица», это был первый российский хардкор-рэп-проект. Затем был коллектив электронной музыки под названием «Ухо Ван Гога». 9 января 1997 года появилась группа «Ленинград». А 26 сентября 2008 года музыкант создал группу «Рубль». Кроме этого Сергей Шнуров выпустил два сольных альбома. Шнуров также был ведущим телевизионных передач и снимался в кино. Автор концепции «брендреализм». Работа Шнурова «Рубашка», выполненная в стилистике брендреализма, хранится в коллекции музея современного искусства Эрарта в Санкт-Петербурге.

Дмитрий Озерков (1976 г.) - российский искусствовед, куратор, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, руководитель Проекта «Эрмитаж 20/21» (с 2007), хранитель французской гравюры XV–XVIII веков Государственного Эрмитажа (с 1999).

Куратор выставок по классическому и современному искусству в Государственном Эрмитаже, среди которых «Воспитание Амура» (2006), «Джейк и Динос Чепмены: Конец веселья» (2012) и «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния - воин красоты» (2016). Курировал выставки Государственного Эрмитажа, «Дмитрий Пригов: Дмитрий Пригов» (2011) и «Glasstress 2015 Gotika» (2015), на 54-й и 56-й Венецианской биеннале изобразительного искусства. Кураторские проекты часто строятся на диалоге современного искусства и произведений старых мастеров. Комиссар выставки «Манифеста 10» (2014).

Концепцию «брендреализма» Сергей Шнуров придумал еще в 2005 году. И тогда же написал его манифест. По признанию самого музыканта, все, чем он занимается, будь то песенное искусство, клипы или эта выставка, находится в рамках «брендреализма». Теория Шнурова заключается в том, что человек XXI века живет среди искусственно сгенерированных продуктов-брендов, наивно полагая, что они и есть реальная жизнь. Предметом эмоционального вожделения становится последняя модель чего угодно, но обязательно модной марки, а чистые эмоции человек получает из ТВ-шоу. Самого себя музыкант тоже называет брендом. «К счастью или к несчастью, Сергей Шнуров — это тоже бренд, который манипулирует другими брендами. Не быть им я уже не могу. Могу быть брендом с меньшей капитализацией, могу быть обанкротившимся, могу с развивающейся экспансией. Но обычным человеком я уже никогда не стану», — признается Шнуров.

На двух этажах Московского музея современного искусства расположились несколько десятков работ — от вязаного ковра с изображением певицы Земфиры до банок из-под сгущенки с нефтью и инсталляции в виде могильной плиты. Сергей Шнуров выступает в качестве автора идей арт-объектов. «Сергей ничего не делает, он все придумывает. У него есть генерация идей. Немецкие теоретики искусства придумали такой термин — «художественная воля», когда у человека есть некий заряд, и он его несет», — рассказал куратор выставки «Ретроспектива брендреализма», заведующий Отделом современного искусства «Эрмитажа» Дмитрий Озерков.

Сергей Шнуров. «Кредит», 2016

пресс-служба

На вопрос о том, какой реакции Сергей Шнуров ждет на свои работы, он отвечает — «любой». Больше его интересует вопрос коммерческого успеха арт-объектов. «Я всегда имею в виду коммерческую составляющую. И никогда не делаю того, что не может стать коммерчески успешным. Это бесполезное занятие. Если надо отразить свою бессмертную душу, то для этого иди в Инстаграм», — признался художник и музыкант.

Накануне открытия выставки Сергей Шнуров поговорил с «РБК Стиль» о социальном подтексте своих работ, акционизме и собственной коллекции искусства.


Сергей Шнуров

Роман Пименов/ТАСС

Как и когда начались ваши арт-эксперименты?

— О, они начались классе в пятом, в тот момент, когда я решил издавать самиздатовский журнал. Так что это было очень давно.

И как вы сегодня определяете свое место в современном искусстве?

— Я большой художник с большой буквы Х.

Как вы считаете, за кем последнее слово в современном искусстве: за автором или за зрителем?

— Это взаимодействие и некая игра, в которой автор является нападающим, но как будет отражен его мяч, не знает никто. Ты можешь предугадывать, ты можешь, обладая каким-то аналитическим аппаратом, представлять, по какой траектории пойдет ответный удар, но не более того. Все равно всегда есть доля импровизации и с той, и с другой стороны.

Но лично на вас влияет зритель? Вы работаете с расчетом на его реакцию?

— Если ты не имеешь в виду зрителя, пой дома в ванной. Когда мне рассказывают, что зритель, б****, для них ничего не значит, возникает вопрос, на*** ты вообще вышел на сцену?

Что сегодня лучше влияет на зрителя — слово или визуальный образ?

— Все вместе. Сегодня одно не может быть без другого. И тому подтверждение все последние клипы «Ленинграда». Мы уже давно не пишем альбомы, потому что я понимаю бессмысленность этого занятия. Это мертвая форма, которая больше не работает. Зритель может считать отдельно текст, но это будет слабый сигнал, который хуже проходит. Но появился YouTube, и есть возможность воздействовать сильнее. Искусство стремится к объединению и синкретизму. И это то, чем я и занимаюсь. И тут брендреализм в качестве каких-то экспонатов поддерживает тот брендреализм, который я реализую в интернет-пространстве и на концертах. Это все одно и то же.

Насколько для вас важен социальный подтекст ваших арт-объектов?

— Человек вообще не живет вне социального контекста. Как говорил Аристотель за четыре века до нашей эры, человек — социальное животное.


Сергей Шнуров. «Веган», 2016

пресс-служба

Назовите трех современных художников, чье творчество вам нравится.

— Я могу назвать больших и влиятельных художников, но это не значит, что все у них мне нравится. К ним я бы отнес Кунса, Бэнкси и Кифера. Выставка последнего сейчас как раз проходит в «Эрмитаже».

Вы говорили, что ждете появления новых медиаформатов. А что вы думаете о таком арт-формате, как акционизм?

— Дело в том, что «Ленинград» в этом жанре существует уже очень давно. И акционизм для нас не новость. Спонтанные концерты на Невском проспекте мы устраивали еще в начале двухтысячных годов. Так что, простите меня, но я там был. А то, что делают современные авторы в этом жанре... Мне кажется, это не пронизывает до конца общество. Жителю Металлостроя это все не интересно. Это маленький продукт, рассчитанный на экспорт. Это не про всех. А то, что не про всех, мне тоже не интересно.

Вы когда-нибудь покупали произведения искусства? И если да, то чьи?

— Мне в основном их дарят. У меня есть немножко русского авангарда, есть замечательная работа Виктора Цоя, выполненная фломастером, есть автограф Маяковского.

Говоря про продажу своих работ, вы рассказывали, что пьяным можете и подарить что-то. А трезвым становитесь более меркантильным. Но все же, какой порядок цен у тех работ, которые вы продавали?

— За 2 млн рублей уходила одна из работ. И сейчас она в частной коллекции. Но вообще цена плавает.

Выставка «Ретроспектива брендреализма» в Московском музее современного искусства продлится до 12 июля 2017 года.