Интернет

Открытое занятие с элементами экспериментирования «Воздух-невидимка. Познание «Удивительные свойства воздуха»

Конспект НОД в старшей группе по теме «Как увидеть воздух».

Шишова Лилия Александровна, воспитатель МБДОУ «Березка»,
г. Суровикино, Волгоградская область.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы (5-6 лет) по теме «Как увидеть воздух». Данный материал будет интересен воспитателям детей старшего дошкольного возраста.
Это конспект познавательного занятия на развитие познавательного интереса к экспериментированию с объектами и предметами окружающей среды.
Конспект непосредственно образовательной деятельности детейстаршей группы по теме «Как увидеть воздух».
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное, физическое развитие, познавательное развитие.
Формы организованной образовательной деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская.
Цель: Продолжать формировать и закреплять знания детей о свойствах воздуха, расширять представления о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
Задачи:
Образовательные: научить детей проводить элементарные опыты с воздухом, исследовать его свойства, устанавливать связи, происходящие изменения;
- организовать самостоятельный поиск детьми знаний по теме «Воздух»;
- обогащать и активировать словарь детей:
- познакомить с экологическими проблемами воздуха;
Развивающие: развивать организационные умения: называть тему занятия, понимать цель задания, названную педагогом, работать по плану, предложенному педагогом;
-оценивать результат работы (получилось - не получилось), исправлять ошибки;
-развивать коммуникативные умения: помогать друг другу при выполнении заданий, выражать свои действия в речи
-развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
- развивать творческую активность в создании художественных образов с использованием свойств воздуха;
- развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки;
-развивать организационные умения: называть тему занятия, понимать цель задания, названную педагогом, работать по плану, предложенному педагогом;
-оценивать результат работы (получилось-не получилось), исправлять ошибки;
-развивать коммуникативные умения: помогать друг другу при выполнении заданий, выражать свои действия в речи.
Речевые: развивать связную речь детей, обогатить словарь детей: : лёгкий, прозрачный, невидимый, бесцветный.
Воспитательные: слушать и понимать чужую речь, работать в коллективе;
воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы по данной теме, наблюдение за дождевыми червями, надувание шаров, мыльных пузырей, наблюдение за ветром, паром.

Оборудование и материалы: полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка; салфетки на каждого ребёнка; стаканчики с водой, соломинки для коктейля, «коробка-сюрприз»
Ход (НОД)
Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: - Ребята, мы с вами помогли жителям планеты Пузыряндии, а сегодня, к нам с далекой планеты прилетел гость Шарон Шароныч (шарик накаченный гелием) и передал нам с вами вот этот подарок (красивая коробка). От благодарных жителей планеты Пузыряндии. Они считают, что в коробке находится что-то очень дорогое и ценное для человека. Как вы думаете, а можно узнать, что находится в этой коробке, не открывая ее? (Дети пробуют на ощупь, нюхают, слушают – ничего не находят)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь какие-то подсказки. Я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем.

(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, Шарон Шароныч приготовил нам подсказку, но для этого мы должны проделать опыт.
Опыт 1: “Что внутри”.
-Ребята, возьмите в руки мешочки, и посмотрите, что внутри? (ответы детей).
-А теперь скрутите мешочек. Что с ним случилось? (ответы детей).
-Его раздуло.
-Какой стал мешок? (мешок стал упругий, выпуклый, твердый).
-Что появилось в наших мешках (воздух).
А кто его видел этот воздух? Может, его и вовсе нет? (ответы детей).
Воспитатель: Я тоже никогда не видела воздух, но знаю, что он вокруг нас всегда. Мы его видим? Нет.
Давайте вместе с вами докажем, что воздух всё-таки есть. Но сначала скажите мне, а почему мы не видим воздух? (ответы детей). Почему его называют невидимкой? (ответы детей: воздух прозрачный значит, через него всё видно).
Воспитатель: А что ещё бывает прозрачным? Найдите прозрачные предметы в нашей комнате (стекла в окнах, стаканы, банки). Через стекла видны деревья на улице, другие дома, значит они какие? (прозрачные).
А сейчас мы пройдем в лабораторию и докажем, что воздух есть и он вокруг нас.
Опыты:
Воспитатель: (берёт в руки стакан) ребята, как вы считаете, это пустой стакан? Внимательно посмотрите, есть ли в нём что-нибудь? (показать пустой стакан каждому ребёнку).

Опыт 2. Поворачиваем стакан вверх дном и медленно опускаем его в воду. Обратить внимание детей, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (ответы детей обсудить).
Делаем вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Воспитатель: А хотите узнать может ли вода вытеснить воздух? Сейчас попробуем.
Опыт 3. предложить опустить стакан в воду, но стакан теперь держать не прямо, а немного наклонить. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они появились? Воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.
Воспитатель ещё раз возвращается к тому, что воздух невидимый, прозрачный, но он есть.
Воспитатель: А я знаю ещё один способ, как можно увидеть воздух.
Опыт 4. Воспитатель берёт стакан с водой и опускает в него соломинку. Давайте подуем в соломинку. У вас такое получится. Буря в стакане воды. A вот если дуть сильно-сильно. Что получится? (вода выльется из стакана, почему)
Воспитатель: Правильно ребята, мы вдохнули много воздуха и выдохнули его в воду, пузырьки воздуха вырываются из воды, и их очень много. Воздух невидимый. Но его можно обнаружить.
Воспитатель вместе с детьми подходит к аквариуму, обращает внимание на пластмассовый листок кувшинки и маленькой девочки Дюймовочки. Просит детей прислушаться, как Дюймовочка и лист не могут договориться, спорят.
Воспитатель: Дети, давайте выясним, в чем дело, - прислушиваются.
Оказывается, листик очень хочет попасть на дно морское, а Дюймовочка боится намокнуть. Вот из-за чего, оказывается, они "поссорились!
Воспитатель спрашивает детей: "Ребята, можно ли сделать так, чтобы листок опустился на дно, но при этом маленькая девочка не намокла? "Многие дети соглашаются и правильно действуют: накрывают лист и Дюймовочку стаканом и опускают его на дно емкости. Объясняют, почему Дюймовочка оказалась сухой. Дети делают вывод.
Воспитатель: А чтобы листок с девочкой больше никогда не ссорились, давайте покажем им, как дружно мы играем в игру "Раздувайся пузырь "
Воспитатель: Давайте подумаем, какой ещё бывает воздух?
(подбор определений) Если на улице мороз - морозный воздух, тепло - тёплый, после дождя-влажный, свежий, бодрящий, ароматный, цветочный.

Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если …
Воспитатель: Помашите рукой перед лицом. Что вы чувствуете? (ответы детей) Движение воздуха.
Чтобы почувствовать воздух, надо заставить его двигаться.
- А как называется движущийся воздух? (ветер)
-А почему дует ветер? (Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.)
- Воздух можно не только почувствовать, его можно и услышать. (демонстрация игрушки с пищалкой)
Игра «Чудесный сундучок».
Воспитатель: Правила игры: я загадываю загадку о том, что лежит в сундучке предмет или картинка? Вы должны отгадать загадку и ответить на вопрос используется ли воздух (или его свойства) при работе этого предмета? Кто больше даёт правильных ответов, тот выиграл.
Загадки.
* Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут опустился (парашют)
* Маленький, удаленький
Громко кричит. (свисток)
* Кинешь в речку - не тонет,
Бьешь о стенку - не стонет,
Будешь о земь кидать -
Станет кверху летать. (мяч)
*Без разгона ввысь взлетает
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет
Наш военный (вертолет)
* Он горяч, как сковородка.
Так и пышет жаром.
На рубашке разровняет
Складки влажным паром. (утюг)
* Всю жизнь крыльями машет
А улететь не может. (ветряная мельница)
* Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней -
Станешь вчетверо умней. (Книга)
* Угадай, кто ветром дует
И над головой колдует?
Смыв с волос густую пену,
Сушат их все люди. (Фен)
(Подводятся итоги игры)
Воспитатель: Теперь мы с вами знаем, что воздух не только всюду имеется: он есть в банке, в стакане, в воде, в пенопласте, в губке, - но его еще можно и взвесить, он имеет вес.
На пути встречаем сооружение - весы. Показывая на весы, воспитатель спрашивает: "Дети, кто знает, что это такое? ". Устанавливаем, что это весы, что при помощи весов можно определить, какое тело тяжелее, а какое легче.
"Дети. Давайте проверим и взвесим вот эти шары". На чашки весов кладем шары и взвешиваем.
Воспитатель спрашивает: "Какой шарик тяжелее? " Поскольку шарики одинаковые, то весы остаются уравновешенными. Дети отвечают, что шарики одинаковые, один шарик не тяжелее и не легче другого. Шарики снимаем с весов и один из них надуваем.
"Почему шарик раздулся? " Раздулся потому, что мы туда надули воздух. "Давайте еще раз взвесим". Одна чашка немного опускается. Воспитатель спрашивает: "Почему эта чашка опустилась? Какой шарик тяжелее, а какой легче? " - тяжелее тот, в котором воздух. "Значит, воздух можно взвесить на весах. Значит, воздух имеет вес".
А теперь проверим, как долго мы можем не дышать. Закройте нос и рот и не дышите. Трудно?
Вывод: без воздуха жить нельзя.
Воспитатель: Но мы совсем забыли про наш подарок. Мы много сегодня узнали по воздух, думаю, что сейчас мы сможем точно сказать, что лежит в этой коробке. Открывают, находят воздух. Ребята, воздух – это самое дорогое и ценное для человека. Давайте с вами скажем спасибо за такой ценный подарок Шарон Шароныча и сделаем подарки для жителей планеты.

Дети конструируют бумажные вертушки и дарят подарки Шарон Шаронычу и выпускают его в окно.

Про воздух...

Ответы к стр. 48 - 49

1. Вспомни, что такое ветер.

Ветер - это движущийся воздух. Земля в разных местах по-разному нагревается солнечными лучами. От земли нагревается и воздух. Тёплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.

2. Отчего загрязняется воздух?

Из труб заводов и фабрик, из выхлопных труб автомобилей в воздух попадают вредные вещества и он загрязняется.

  • Продолжи мысль:
    Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если... резко взмахнуть рукой или наклониться; побежать; когда дует ветер, открыть окно, включить вентилятор.
  • Используя рисунок, расскажи о значении воздуха для растений, животных, человека.

Воздух нужен людям, растениям и животным, чтобы дышать, а значит - жить.

  • Рассмотрите фотографию и схему. Попробуйте объяснить, отчего загрязняется воздух, на что это влияет, как защитить воздух от загрязнений.

Для нормальной жизнедеятельности человеку необходимо небольшое количество углекислого газа. Он необходим для процесса дыхания, кровообращения. Но если углекислого газа в воздухе больше допустимой нормы, это может навредить организму человека. Кислород мы получаем из воздуха, которым дышим. Выдыхаем мы углекислый газ. То же самое происходит у животных и растений. А вот для питания растениям требуется углекислый газ, который они получают из воздуха, а выделяют кислород. Таким образом, поддерживается постоянный состав воздуха.
Но человек вмешивается в этот баланс и нарушает его своей деятельностью. Вырубая леса, мы уменьшаем количество кислорода. И ещё больше углекислого газа становится из-за того, что трубы фабрик и заводов выбрасывают его в атмосферу целыми облаками. Баланс необходимого соотношения кислорода и углекислого газа в воздухе нарушается. Это вредит не только нашему здоровью, но и всей планете.
Чтобы промышленные предприятия не загрязняли воздух, на них надо ставить очищающие установки.

  • Узнайте, что делается для охраны чистоты воздуха в вашем крае.

В нашем городе расположены два экологических поста, которые занимаются мониторингом состояния окружающей среды, в том числе фиксируют превышение допустимой концентрации вредных веществ в воздухе.

Елисеева Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: "Детский сад №12 "Ёлочка"
Населённый пункт: г. Валдай, Новгородская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Опытно – экспериментальная деятельность детей 6-7 лет "Удивительные свойства воздуха"
Дата публикации: 26.09.2016
Раздел: дошкольное образование

Опытно – экспериментальная деятельность детей 6-7 лет

«Удивительные свойства воздуха»

Цель:
Поддержка интереса детей к окружающей среде; развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования
Задачи:
1. Расширить представления детей о сферах человеческой деятельности (человек как исследователь-ученый). 2. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений. 3. Воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей. 4. Закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей; Коррекционные: развитие органов зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей
Оборудование:
открытка с загадкой, 3 конверта с разрезными буквами В, О, З, Д, У, Х, халаты, веер, пакеты, алгоритм выполнения каждого эксперимента, мольберт, карточки-правила «Как вести себя в лаборатории?», модель с перечнем знаков (глаз, руки, ухо, нос, гиря), таблички с именами детей, стаканы по количеству детей, трубочки и ёмкости, наполненные водой, салфетки, пластилин, резиновая игрушка, кусок резины, минеральная вода, стаканы пластиковые по количеству человек, крышки, бутылки, баночки с разными ароматами, апельсин, мандарин.
Ход занятия

Организационный момент.
-Всем ребятам доброе утро! -Сделайте глубокий вдох, выдох. -Вдохните добро, выдохните неприятности! -Вдохните уверенность, выдохните беспокойство! -Вдохните здоровье, выдохните болезни! -Скажите, пожалуйста, а знаете ли вы, что нужно человеку для здоровья? (Ответы детей) -Давайте посмотрим с вами несколько слайдов. -Ребята, внимание! Начнем с небольшого эксперимента. Одной рукой мы закроем нос и плотно закроем рот. Ни нос, ни рот нельзя открывать…
-Почему вы открыли? Что произошло? Что вы почувствовали? -Я загадаю загадку и, возможно, вы найдете ответ на ваше состояние. Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, но все же Без него мы жить не можем! -Отгадку вы мне не говорите, а соберите, пожалуйста, из букв, которые находятся в конвертах. Давайте разобьёмся по парам, соберём слово и проверим отгадку. (Каждой паре раздать конверт с буквами с разными уровнями сложности: буквы написаны одним цветом; обозначены гласные и согласные; обозначены гласные и согласные и имеют порядковый номер). Соберите слово. (Получилось слово ВОЗДУХ.) - Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох. -Как вы думаете, сколько может прожить человек без еды? А без воды? А без воздуха? - Я знаю, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха не больше 5 минут. -А что может произойти, если весь воздух на планете станет грязным? -А каким воздухом полезно дышать? – (Чистым.) - Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? - (Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, сажать деревья и т. д.)
ТРИЗ -игра «Хорошо- плохо».
-А кому ещё нужен воздух? - (Рыбам, животным, растениям, деревьям, всему живому). -Правильно, всему живому. Он – прозрачный невидимка, Легкий и бесцветный газ, Невесомою косынкой Он окутывает нас… Мы его не замечаем, Мы о нем не говорим. Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим! - Конечно, речь идет о воздухе. -Вы хотите поговорить о воздухе и собрать о нем, как можно больше сведений, как настоящие ученые-исследователи? Учёные работают в помещении, где много приборов для экспериментов, а как это помещение называется?
Лаборатория.

1.Как можно увидеть воздух?
- У меня в руке пластиковый стаканчик. Что в нем находится? (Воздух, ничего) - А давайте мы проверим ваши версии.
Эксперимент «Есть ли воздух в стаканчике?» (1 вариант)
- Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент. На дно стаканчика приклеиваем на пластилин или клей салфетку, тщательно её прижимаем ко дну банки. Переворачиваем банку вверх дном, держим банку прямо вертикально и опускаем банку в ёмкость с водой, до дна ёмкости. Затем банку вынимаем из воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка. Проделываем опыт коллеги. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая) -Почему? Как считаете? (Салфетка не намокла, потому что воздух есть в банке, он не пускал туда воду.)
Эксперимент «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой» (2

вариант)
-Этот эксперимент коллеги проделайте самостоятельно. Вам поможет
алгоритм, расположенный на экране.
Дети рассматривают алгоритм действия и проделывают эксперимент - ребёнок берёт трубочку, опускает один конец в воду, а в другой дует. -Что вы увидели? (Пузырьки воздуха). - Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) - Почему?
Вывод:
когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой
увидели воздух.
Какого он цвета? Давайте отметим на мольберте карточку-обозначение свойства воздуха
«Воздух не имеет цвета. Он прозрачный»

(2 опыт)
……………………………………………………………………………………… …… -А как вы думаете, чем можно поймать воздух? (Насос, шприц, рот, пакет, руки)
Эксперимент «Как поймать воздух?»
-Начинаем соревнование: кто больше поймает воздуха.
- Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что в них находится? (Воздух). Что произошло с пакетом? -Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож надутый пакет? (ответы). - Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Из этого мешка можно сделать любую фигуру. Вы его видите? Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему? Вы видели, куда он делся? -Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А имеет ли форму воздух? -Да действительно формы он не имеет
.

Ставим символ «воздух не имеет формы»

(3 опыт)
……………………………………………………………………………………… … Давайте теперь посмотрим, что мы должны ещё сделать? Что дальше нарисовано на модели? « Руки». Как вы думаете, что руки могут обозначать? (Как почувствовать воздух?)
Эксперимент «Чувствуем воздух»
-Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете? (воздух, холодок). -А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (воздух, струю воздуха). Попробуйте поймайте воздух пакетом. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? Вывод: воздух нельзя увидеть,
но его можно почувствовать
. - Коллеги, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? - А кто считает по-другому? - При помощи чего мы узнали, что можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на ладошки).
(4 опыт)
………………………………………………………………………………. Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос. Посмотрите, на следующую модель, нарисовано «ухо», на какой вопрос мы должны найти ответ? «
Как услышать воздух?»

-
Как вы слышите воздух? (Ветер воет, когда очень сильный, деревья шумят).

Эксперимент «Слышим воздух»
-Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук, воздух.) -А ещё у вас на столе есть шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно немного надуть его, растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? (Писк, воздух).-Надуйте шарики и отпустите их. -С помощью чего мы услышали воздух, коллеги? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).
Вывод: воздух можно услышать разными способами.

(5 опыт)
…………………………………………………………………… Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. Какой следующий значок на доске? «Нос». На какой вопрос мы должны найти ответ? Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить? Вначале мы должны подготовиться к эксперименту, для этого необходимо сделать специальные дыхательные упражнения. Я вас приглашаю на ковёр,
Игра « Четыре стихии» (
Земля - руки вниз, вода - руки вперед, огонь - руки за спину, воздух - руки вверх). -Я предлагаю вам взять пёрышки, положить на ладонь, что необходимо сделать? Подуть. Сделайте глубокий вдох и сильно выдуйте его на пёрышко. Чтобы ваше пёрышко улетело дальше всех, как нужно подуть? (Сильно.) -А теперь я вам предлагаю взять в руки султанчики. Как вы думаете, как нужно подуть, чтобы дольше всех двигался ваш султанчик? Дуть нужно также сильно? Нет, необходимо сделать глубокий вдох и медленно выдувать воздух на султанчик. -Итак, мы сделали дыхательные упражнения, и теперь кровообращение в головном мозге улучшилось, а значит, мы сможем внимательно сосредоточиться на следующем эксперименте. (Сели на стульчики)
Эксперимент «Узнай по запаху»
-Я каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить аромат, который я предложу и подумать, к какой профессии относится этот запах. (Предложить ароматы: хлеб, духи, опилки, конфета, порошок, и т.д. Дети стараются угадать по запаху профессию.) Хлеб - пекарь; духи – парфюмер или парикмахер; лекарство-доктор, приправа – повар; конфета – кондитер, продавец, дегустатор; порошок – прачка; опилки – плотник, столяр. -Молодцы вы совсем справились, а теперь я предлагаю вам последний аромат для всех, закройте глаза (предложить всем аромат мандарина). Вы
замечательно справились с заданием, и я предлагаю вам съесть по дольке мандарина.
Сам воздух не имеет запаха, но

может запахи переносить.
По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили повара.
(6 опыт)
………………………………………………………………………… Коллеги я приглашаю вас снова в лабораторию, посмотрите у нас осталась одна модель, что это? – «гиря». Как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить? (Имеет ли вес воздух?) -Кто как думает? Вы можете это проверить?
Эксперимент «Имеет ли воздух вес?» (Вариант 1)
На столе разложены предметы: резиновая уточка, кусок резины. -Возьмем кусочек резины и опустим его в воду.(Он утонул). А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. -Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода. (
Вариант 2
) Представьте, что это весы. Что вы заметили? Почему палка висит ровно? Шары весят одинаково. -А что произойдет, если один из шаров проткнуть? (Дети высказывают предположения) -Давайте проверим (протыкаем) . Почему изменилось положение весов? (Шарик без воздуха стал более лёгким). -Что произойдет, когда мы проткнём и второй шарик? -Палка выровняется (проверяем на практике предположения детей) - Что же произошло? -Воздух имеет вес, поэтому надутый шарик весит больше, чем не надутый, когда из шарика выходит воздух, он становится легче. Понравился вам опыт?
Подведение итогов
. Коллеги, давайте подведем итоги. Сегодня мы с вами:
-увидели воздух:
- С помощью трубочек и ёмкости с водой. - Когда наклонили стаканчик и опустили в воду, увидели пузырьки воды.

почувствовали воздух;
- С помощью пакетов, вееров, дули на ладонь.
услышали воздух:
- С помощью бутылочек, баночек. - С помощью шарика.
узнали, что воздух имеет вес:
- С помощью весов, шариков, резиновой игрушки.
узнали, что воздух переносит запах
- С помощью закрытых глаз, смогли по запаху уловить аромат -Итак, коллеги, мы сегодня провели множество экспериментов с воздухом. У меня есть для вас интересный кроссворд. В красных клетках зашифровано слово, которое вы должны отгадать. Я загадаю вам загадки о явлениях природы, в пустые клетки вы впишите отгадки и узнаете зашифрованное слово. Загадки 1. Я берёзку качну, Я тебя подтолкну, Налечу, засвищу, Даже шапку утащу. А меня не видать, Кто я? Можешь угадать? (Ветер) 2. Кто это такой садовник, Полил вишню и крыжовник, Полил сливу и цветы, Вымыл травы и кусты? (Дождь) 3. Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила. (Зима) 4. С горы сбегая без труда Она гремит, как гром. В морозный день она тверда,
Руби хоть топором. Нагрей её и к облакам, Она взлетит тогда. Теперь ты мне ответишь сам - Зовут её (Вода) 5. Подходила, грохотала, Стрелы на землю метала, Нам казалось шла с бедой. Оказалось шла с водой. Подошла и пролилась, Вдоволь пашня напилась. (Туча) 6. Ветер дует “ух-ух-ух”… С тополей сбивает (Пух) Дети отгадывают загадки и вписывают их в пустые клеточки кроссворда. Затем читают зашифрованное слово – воздух. Наши эксперименты подошли к концу, вы все были внимательными, активными. Уважаемые коллеги, вы сейчас разъедетесь по разным городам, надеюсь, вы сможете повторить увиденные эксперименты и придумать новые. Мне очень понравилась ваша работа в лаборатории, вы с интересом, увлекательно проделывали эксперименты, как настоящие научные сотрудники. Спасибо за работу! До новых встреч!

Класс: 2

Цели:

  • познакомить учеников с богатством природы – водой, ее некоторыми свойствами;
  • прививать навыки здорового образа жизни;
  • учить наблюдать, делать выводы, обобщать;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков, «Тесты к учебнику для 2 класса» А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова; схемы: загрязнение воздуха, три состояния воды; диаграммы: состав воздуха, соотношение соленой и пресной воды на Земле; карточки со словами для составления предложения; фотографии с изображением красоты воды, запись на аудиокассете: шум ручья, моря.

ХОД УРОКА

– Каждый из нас получает в дар от природы удивительную вещь – организм, который хорошо умеет приспосабливаться к окружающей среде. Люди, порой, не ценят то, что дается даром. Например, здоровье. Сама мать природа позаботилась о нас, создав бесплатных докторов, помогающих сохранить наше здоровье. Об одном из таких докторов мы говорили на прошлом уроке. Что это за доктор? (Доктор Воздух)
Чистый воздух – одно из главных богатств природы. Может ли человек прожить без него?
(Человек не может прожить без воздуха и трех минут.)

Проверим домашнее задание в тетрадях.

Тест № 37. (Ответ: воздух – часть неживой природы.)
Тест № 39 (Ответ: воздух нельзя увидеть)

Продолжите мое высказывания:

  • «Воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать, если… (резко взмахнуть рукой, быстро побежать, если дует ветер, а ветер это движение воздуха.)
  • Невидимку можно услышать, если … (взять игрушку с пищалкой, нажать на нее. Из игрушки выходит воздух через маленькое отверстие, вот и раздается писк)

– Перечислите свойства воздуха. Какой он? (Бесцветный, прозрачный, занимает все пространство, упруг и сжимаем)
– Что входит в состав воздуха? (Азот, углекислый газ, кислород, пары воды)

Во время ответа ученика учитель выстраивает диаграмму на доске:

– Какой самый важный газ воздуха человек использует для дыхания? (Кислород)
– Человек вдыхает… (кислород) , а выдыхает … (углекислый газ)
– Чтобы в нашей комнате был чистый свежий воздух, с большим количеством кислорода, что необходимо делать?
– Вспомним стихотворение, которое мы выучили на прошлом уроке.

Чтоб здоровье было в норме
Надо воздух освежать.
И проветривать почаще,
Пыль почаще протирать.

На доске схемы: проветривание, влажная уборка

– Какие советы давал нам доктор Воздух для укрепления здоровья? (Нужно больше гулять на свежем воздухе, спать с открытой форточкой, закаляться, принимая воздушные ванны)

– Сегодня для вас приготовил вопросы Почемучки Максим.

  • Что находится в стакане? (в руках держит стакан) (Воздух)
  • Что такое сквозняк и надо ли его бояться? (Если дети не могут самостоятельно ответить, то Максим дает правильный ответ: Если в помещении открыта одновременно форточка и дверь, то возникает сильное движение воздуха. Его обычно называют сквозняком. При сильном сквозняке очень быстро отводится тепло с поверхности тела. Это приводит к быстрому переохлаждению и может вызвать простуду.)
  • Когда мы устраиваем сквозняк, проветривая комнату, чтобы не простудиться, что необходимо сделать? (Выйти из комнаты)

– Дышать загрязненным воздухом вредно. Там, где воздух загрязнен, люди чаще болеют. Слово экологам.

Всему живому нужен чистый воздух. К сожалению из труб заводов и фабрик в воздух попадают вредные вещества и он загрязняется / прикрепляется схема/
Необходимо, чтобы на заводах и фабриках работали специальные установки, которые улавливают вредные вещества
Воздух отравляется выхлопными газами автомобилей /схема/
В машинах вместо бензина нужно использовать газ или электричество. Лучше для здоровья – ездить на велосипеде /схема/
Вредный дым попадает в воздух при сжигании мусора /схема/
Мусор надо не сжигать, а перерабатывать на специальных заводах /схема/

– Ребята, а эта схема что обозначает?

(Надо сажать деревья, потому что они забирают углекислый газ, а дают кислород)

– Спасибо экологам за информацию.
– Как называется наше предприятие в деревне Губино, где изготавливают воздухоочистительные установки? (Эковент)
– Молодцы, многое вы уже знаете о воздухе.

Физминутка

Вы, наверное, устали?
Ну тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем:
Раз, два, три, четыре, пять.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

– Сегодня мы познакомимся с еще одним доктором, который помогает нам сохранить свое здоровье. Это доктор Вода. Может ли человек, животное, растение прожить без воды? Слово биологу.

Человек без воды может прожить не больше 5 дней. Организм человека, в том числе мозг, кровь, больше на половину состоит из воды. Если человек весит 70 килограммов, то в нем 50 килограммов воды, или 4 ведра.
Чтобы хорошо себя чувствовать, человек в сутки должен выпивать около трех литров воды.
Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов.
Если бы не было воды, не было бы ничего живого.

На доске карточка со словами

– Вы, наверное, догадались, что у меня в стакане? (Вода)
– Воду можно перелить в банку и обратно. (Учитель демонстрирует.)
– Почему? (Она текуча. Вода – жидкость.)
– Всегда ли она жидкая?
– Вода может находиться в трех состояниях и первое из них – жидкое.
– Если нальем воду в блюдце и поставим в морозилку. Что произойдет? (Замерзнет, превратится в лед) Лед – это вода в твердом состоянии.
– Летом вы наверняка наблюдали картину: прошел дождь, образовались лужи. Выглянуло солнце, и лужи высохли. Куда делась вода? (Испарилась) Мы говорим, испарилась, то есть превратилась в пар – крохотные капельки, такие маленькие. Что их и не видно. Это газообразное состояние воды.

В процессе объяснения учитель на доске выстраивает схему:

– Повторим три состояния воды (Твердое, жидкое, газообразное)
– Вода в природе – это море, река… Продолжите (океан, лужа, ручей, родник, дождь)

Если дети что-то не назовут, то учитель загадывает загадки:

    Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь.)

    Зимой на земле лежал, весной в реку убежал. (Снег.)

    Я – вода, да по воде, же и плаваю. (Лед)

    В огне не горит, и в воде не тонет. (Лед)

    Похож я с виду на горох,

    Где я пройду – переполох. (Град.)
    И не снег, и не лед,

    А серебром деревья уберет. (Иней)

    Заря-зареница
    По миру ходила,
    Слезу уронила.
    Месяц видел,
    Солнце скрыло. (Роса)

    Молоко над речкой плыло,
    Ничего не видно было,
    Растворилось молоко,
    Стало видно далеко. (Туман)

    Белая простыня
    По небу плыла. (Облако)

Вопрос Почемучки: Что общего и в чем разница между облаками и туманом? (И облака, и туман состоят из мельчайших капелек воды. Разница между ними заключается в том, что облака образуются высоко над землей, а туман – над поверхностью земли)

– Воды на земном шаре много, об этом мы говорили, рассматривая глобус. Но в морях и океанах вода какая? (Соленая). А человеку необходима пресная вода, которая содержится в реках и озерах. А ее не так и много. Рассмотрим соотношение воды на диаграмме.

Большая часть на нашей планете – соленая вода, и совсем небольшая часть – пресная вода. Поэтому с водой нужно обращаться бережно, не тратить напрасно, не забывать вовремя закрывать кран.
– Можно пить воду сразу из под крана? (Нет, она не совсем чистая, надо пить отфильтрованную воду или отстоявшуюся и кипяченую)

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым, трубочистам
Стыд и срам,
Стыд и срам.

– Из какого произведения этот отрывок? (К.И.Чуковский « Мой до Дыр»)
– Для чего моется человек? (Вода очищает кожу, смывая с нее грязь, пот и болезнетворные микробы)
– Почему плохо быть грязнулей? (Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязные уши – человек плохо слышит. Грязная кожа – организм плохо дышит. Грязные руки – появляются глисты)
– Правильно, чистота – залог здоровья.
– Повторяйте за учителем все хором стихотворение, которое возможно слышали от мамы в детстве:

Водичка, водичка.
Умой мое личико.
Чтоб глазки блестели.
Чтоб щечки краснели.
Чтоб смеялся роток.
Чтоб кусался зубок.

– Послушаем советы доктора Вода. (Ребенок перечисляет советы)

  • Раз в неделю мойся основательно.
  • Утром после сна мой руки, лицо, шею, уши.
  • Каждый день мой ноги, руки перед сном.
  • Обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездке в транспорте.
  • Если хочешь быть здоров – закаляйся.

– Закаливание водой можно начать с обтирания или обливания. Для первого обливания температура воды должна быть 33 градуса. Через день снижай температуру на один градус. После обливания хорошо разотри тело сухим полотенцем. А обтирание проводят смоченным полотенцем. Полезен для организма контрастный душ, то есть поочередное обливание то теплой, то холодной водой. Летом закаливает купание в реке, море.

Физминутка

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно,
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Вышли на берег,
Обтерлись полотенцем
Так, чтоб каждый был сухой
И отправились домой.

– Зачем мы должны мыться, закаляться? (Чтобы быть здоровым). Значит вода – это здоровье. (Учитель устанавливает карточку)

здоровье

– А еще вода – это помощник.

помощник

– Об этом расскажет нам Ульяна.

Вода – друг и помощник человека. Она удобная дорога. По рекам, океанам ходят лодки и корабли. Без воды не могут работать заводы и фабрики. Например, для изготовления одного килограмма бумаги нужно 250 килограммов воды. На реках строят гидроэлектростанции. Где получают электричество.

– Откройте учебник на странице 42, на последней картинке изображена гидроэлектростанция. Рассмотрите схему, которую нарисовал Сережа на странице 43. Прочитайте первое задание под схемой. (Объясни, что хотел показать Сережа своей схемой? – Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям, животным, человеку. Нельзя это делать.)
– Чтобы вредные вещества с заводов и фабрик не попадали в воду необходимо строить очистные сооружения.
– Как еще человек загрязняет воду? (Бросает мусор, моет машины)
– Давайте подумаем, что вы, дети можете сделать, чтобы вода была чистая, например, на нашей Размывке? (Не бросать мусор, собрать мусор на берегу) Надеюсь, вы так и будете поступать.
– А вы знаете, что с повышением температуры в воде резко уменьшается содержание кислорода, а без него не могут жить ни рыбы, ни растения. Вот почему так важно следить за тем, чтобы в реки не попадала теплая вода с фабрик, заводов, теплоэлектростанций.
– Послушаем стихотворение-загадку, где вы должны досказать последнее словечко.

Ученица читает стихотворение.

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы.
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы скажем прямо
Человеку умирать.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели;
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без … (воды)

– Ребята, а вы любите отдыхать у воды? Почему? (Учитель раскрывает фотографии, на которых запечатлены ручей, озеро, водопад, море…)
– Все воды прекрасны. Тихие пруды и озера, реки и заводи. Они ласкают взор,
умиротворяют, несут живительную прохладу. Можно часами любоваться многоцветием, изменчивостью воды. Воды не только видимы, но и слышимы. Они создают музыку планеты.

(Звучит шум ручья, моря)

Вода – это красота.

красота

– Многое мы сегодня говорили о воде. Давайте сделаем вывод из всего сказанного. (Учитель обращает внимание детей на предложение, которое было составлено в течение урока.)

Вода – это жизнь, здоровье, помощник, красота.

– Поэтому как надо обращаться с водой? (Воду надо беречь.)

Выставление оценок.

Домашнее задание: страницы учебника «Про воду» 42-45, тесты № 41,42; по желанию составить рассказ о красоте воды (по своим наблюдениям)

Про воздух...

Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если он загрязнен.

Чистый воздух - одно из главных богатств природы. К сожалению, из труб заводов и фабрик в воздух попадают вредные вещества и он загрязняется. Такой воздух опасен для людей, растений, животных. На заводах и фабриках должны работать установки, которые улавливают вредные вещества.

Отгадай загадку. Напиши отгадку.

Чего в комнате не видишь,
а жить без него не сможешь?
Ответ: Воздух

Придумай и запиши свою загадку о воздухе.

Он прозрачен, невесом, кто же это? Воздух он!
Без него нельзя прожить и минуты? Ответ: Воздух
Нужен всем живым существам на нашей планете. Ответ: Воздух
Деревья очищают, а человек загрязняет? Ответ: Воздух

Отметьте красным карандашом то, что загрязняет воздух, зелёным - то, что не загрязняет. Объясните свое решение.
Ответ:
Красным карандашом отметили фабрики и заводы, которые загрязняют воздух вредными веществами, а так же весь транспорт (автобус, грузовик, легковой автомобиль, мотоцикл), который работает на бензине и с выхлопными газами выбрасывают в воздух несколько очень вредных веществ.
Зелёным карандашом отметили экологически чистые средства передвижения - лошадку с санями, самокат, велосипед, роликовые коньки. Трамваи и троллейбусы, которые работают на электричестве, при этом никаких вредных выхлопных газов не образуется и воздух остается чистым.

Здесь помести одну или две из своих фотографий, показывающих удивительную красоту неба. Можно вырезать фотографии из журналов или сделать распечатку из Интернета. В подписи к фотографиям постарайся передать те мысли и чувства, которые возникают у тебя при наблюдении за небом.


Я люблю смотреть на небо, на прекрасные белые пушистые, как будто сладкая сахарная вата, облака. Глядя на них, фантазировать, представлять, на какое животное они похожи. Очень красиво небо, когда, после дождика, появляется радуга, и из-за тучек проглядывает ласковое солнышко.