Инф. технологии

Открытых уроков приуроченных ко дню народного единства. Открытый урок ко Дню народного единства: Минин и Пожарский - примеры для подражания

Открытый урок для 5-11 классов

Тема. День народного единства.

Методическая разработка

Открытого урока для классных

руководителей.

Исполнитель: учитель истории

Ольховской средней школы

Чернышова С. А.

Тема открытого классного часа. День народного единства.

Цели:

Формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота.

Воспитание патриотических чувств учащихся на примерах исторических событий, на примере объединения народных патриотических сил для изгнания захватчиков с русских земель в нач. 17 века.

Нравственное воспитание.

Карты по истории Отечества: « Смутное время в России в нач. 17 века», « Польско-шведская интервенция и освобождение Москвы в 1612 году».

Презентация открытого урока «День народного единства».

Тип урока :

Обьяснительно-иллюстративный (При желании учитель может раздать лекционную часть наиболее подготовленным детям.) с элементами творческой работы учащихся.

План классного часа:

    Организационный момент. Вхождение в урок.

    Лекция. Презентация.

    Творческая работа детей в группах. Традиции и символы праздника.

4. Заключение.

Объявление темы и цели урока. Вопросы к детям: Как вы думаете, что означает название этого праздника, что это за праздник? (Могут быть предложены свои варианты вопросов, а далее могут быть представлены фрагменты начала презентации).

Начало презентации.

22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года - День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского

4 ноября государственный праздник в Российской Федерации-День народного единства впервые отмечался в 2005 году.

Народность есть выражение любви к Отечеству. День народного единства - это день выражения любви к своему Отечеству, осознание себя частью великого народа и готовность в любую минуту жертвовать собой ради спасения своего Отечества.

П.2. Лекция с использованием карт и фрагментов презентации.

Слова учителя: « Нам сегодня предстоит познакомиться с историей возникновения этого праздника».

Со смертью первого русского царя Ивана Грозного в1584 году началась почти тридцатилетняя пора Смутного времени. Началась Смута с народных волнений, связанных великим голодом на рубеже 17 и 18 веков. Два лета подряд стояла необычайная погода, летом 1601года сначала шли проливные дожди, холодные дожди, в июле выпал снег, а с августа начались снегопады. Ездили на санях как среди зимы. На полях жгли костры, чтобы спасти незрелые колосья, но это мало помогало. Все было бы не так трагично, если бы следующий год был урожайным. Но природа опять «смутилась». Весна как ей положено началась теплом, бурно росли озимые, но, как и в прошлом году, грянули морозы « превеликие и страшные», а за ними - сухое и жаркое лето. Вместо хлеба на полях царствовал бурьян. На третий год в 1603, природа не «бунтовала», но сеять было не чем. Начался голод. Ели всё: кошек, мышей, мякину и сено, навоз и коренья. И самое страшное, чего никогда не было на Руси,- началось людоедство.

Люди умирали от голода прямо на улицах. В Москве только в трех братских могилах было похоронено 127 тыс. человек, в основном тех, кто пришел в столицу в надежде на спасение. Москвичей, как правило, хоронили на церковных кладбищах. Современники полагали, что вымерла треть царства Московского.

По дорогам ходили толпы людей, собирались разбойничьи шайки. Обычная жизнь государства была нарушена мятежными раздорами, волнениями, беспорядками. По-прежнему в Успенском соборе Кремля короновали царей, но они не долго оставались на троне. После смерти в 1598 году бездетного Федора и в мае 1591 царевича Дмитрия пресеклась династия Рюриковичей. Комиссия, которая расследовала обстоятельства смерти последнего пришла к выводу, что смерть наступила от несчастного случая. Но в смутное время появилась другая версия: царевича убили подосланные Борисом Годуновым люди. События откликнулись трагедией через 10 лет: появился Лжедмитрий, который объявил, что он царевич Дмитрий, который спасся от гибели и с его воцарением в стране наступит порядок. Польские князья, которых не устраивал мир с Россией, решили воспользоваться случаем и помочь Лжедмитрию взойти на Московский престол. В обмен на поддержку Лжедмитрий согласился выполнить ряд условий. Польскому дворянину Мнишеку он обещал миллион злотых и жениться на его дочери Марине, а также передать ей у удел Псков и Новгород, Польскому королю - Часть русских земель и обратить Русь в католичество.

Осенью1604 года войско Лжедмитрия (около 2 тыс. наемников) вторглось в Россию и опираясь на недовольных политикой Б. Годунова, голодом быстро продвигалось к Москве. К 1605 году, после смерти Б. Годунова путь на Москву был свободен. 20.06.1605 года Лжедмитрий1 вступил в Москву. 21. 07.1605 коронован в Успенском соборе. Но уже в феврале 1606 года в Москву явились послы короля Сигизмунда с территориальныни претензиями. Своеволие поляк в Москве стало главной причиной заговора, в результате которого Лжедмитрий был убит, а царем был выкрикнут Василий Шуйский

Началось бесславное правление В. Шуйского. К осени 1611 года Россия перестала существовать как единое государство. Значительная часть территорий была захвачена поляками, на юге действовали многочисленные самозванцы, Новгородская земля перешла под власть Швеции.

Смертельная опасность заставила граждан забыть свои личные беды и подняться на защиту Отчизны. Знаменем в этой борьбе стал патриарх Гермоген. Он призывал всех людей подняться на войну за православную веру, за русскую землю. Из захваченной поляками Москвы он рассылал свои грамоты с призывами. Последней его грамотой было обращение к нижегородцам. Поляки уморили патриарха голодом, но остановить народ, который поднялся на борьбу, было уже нельзя. Мощная патриотическая волна, родившаяся в Нижнем Новгороде, поставила во главе народного движения простого гражданина Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского.

Началось всё с того, что нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину было видение: ему явился преподобный Сергий, повелел собрать «казну» на военные нужды и велел очищать Московское государство. Минин понял, что сам господь покровительствует ему, и осенью 1611 года обратился к нижегородцам, призывая пожертвовать всем ради освобождения земли русской. Минин, призывая людей на помощь, говорил: « Вера и Отечество наше погибают, но мы можем спасти их. Не пощадим жизни и имущества нашего для избавления Москвы, продадим дома свои, заложим все своё имущество и выкупим из беды Отечество!» Слезы текли по щекам Минина, когда он произносил эти слова, святой огонь любви к Отечеству блистал в его взоре. Граждане кричали: « Умрем за Русь святую!» В этом крике соединились все сердца, все души, все желания. Он раздавался во всех отдаленных местах России, он привел к одной цели, он воодушевил всех защитников её.

Добровольные пожертвования позволили сформировать народное ополчение. Каждый отдавал в казну одну пятую и даже одну третью часть своего имущества. Тот, кто был победнее, отдавал последнее, те у кого ничего не было, шли в кабалу. На призыв нижегородцев встать на освобождение своей земли откликнулись многие города Поволжья и других мест. Сбор нового ополчения был назначен в Ярославле. Здесь появилось правительство « Совет всей Земли». Летом 1612 года ополчение двинулось на Москву. 4 ноября по новому стилю, удалось отвоевать часть Москвы-Китай город. Вскоре ополчение вступило в опустошенный и оскверненный интервентами Кремль. Впереди шел Кузьма Минин с иконой Казанской Божьей Матери в Руках. Москвичи бурно праздновали победу. С освобождения Москвы от иноземцев народное ополчение начало дело освобождения всей страны от польских и шведских интервентов и восстановления независимости Российского государства

П.3. Творческая работа.

Слова учителя: « У каждого праздника есть свои символы. Например, символом нового года является елка, символом праздника, отмечаемого в СССР 7 ноября, как праздник победы в революции-были красные флаги, которые вывешивались на площадях и других публичных местах, символом 9 мая стали парад победы на Красной площади и песня день победы и др. И у каждого праздника есть свои традиции. У пока еще нового праздника « Дня народного единства» еще нет традиций. Я предлагаю вам разбиться на группы (желательно по 7 человек в каждой) и выполнить следующие задания: придумать и нарисовать символы этого праздника; придумать традиции этого праздника».

Работа в группах (5-7 мин.)

Защита группами своих предложений (2-3 мин.)

Возможные варианты:

Символы. Памятник Минину и Пожарскому; икона Казанской Божьей Матери и т.д.

Традиции. Театрализованные постановки различных значимых исторических событий (ледовое побоище, Куликовская битва, освобождение Москвы от интервентов и др.); народные гуляния (с элементами народных игр, песен)

П.4. Заключение.

Обсуждение работы групп. Подведение итогов.

К детям «Как вы думаете, нужен ли нам этот праздник. Необходимо ли нам помнить о событиях 1612 года и роли, которую сыграл народ в освобождении своего Отечества.

Открытый урок - мероприятие на тему:

«День народного единства»

для учащихся 5-9 классов.

Кищенко Анастасия Александровна,

учитель географии, социальный педагог

МБОУ Лицей №1 им. Г.С.Титова г. о. Краснознаменск

Московская область

Цель:

    формировать чувство гражданственности и патриотизма;

    формировать ответственность за судьбу Родины;

    дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612г.;

    расширять кругозор учащихся;

    развивать умение делать выводы, обобщать;

    способствовать развитию умения участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения;

    воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация, видеофильм.

Ход мероприятия:

Сцена оформлена декорациями в виде Соборной площади Нижнего Новгорода.

    Звучит колокольный звон. Вступительное слово учителя:

С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

    Звучит гимн Российской Федерации.

    Рассказ об истории праздника с элементами показа слайдов:

Ведущий : Здравствуйте, ребята. Сегодня наше мероприятие посвящено одному из самых патриотичных праздников России – Дню народного единства.

4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства». 16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства. В декабре 2004 года президент России, В. В. Путин, подписал Федеральный Закон "О внесении в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России", в котором 4 ноября объявлялся Днем народного единства.

В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

Ребята, а хорошо ли вы знаете события, которые связаны с праздником Дня народного единства? Учащиеся 7 класса нам сейчас расскажут некоторые исторические факты, которые повлияли на ход событий того тяжелого времени.

    Учащиеся представляют презентации с выступлениями.

Ученик 1. С конца 16-го века на Руси началось так называемое Смутное время – непростое время кризиса для нашей страны.

В 1598 году умер царь Фёдор Иванович (сын Ивана IV Грозного). Так как он был бездетен, то с его смертью пресеклась династия "прирожденных государей". После его смерти в Москву собрались выборные люди из разных городов и выбрали на царство Бориса Годунова. Время его царствования обещало быть счастливым. Начался строительный бум. Годунов стремился облегчить положение посадских людей, а во внешней политике делал ставку на сближение с Западом. Борис приглашал иностранцев на государственную службу, освобождал их от налогов. Но осенью 1601 года пошли проливные дожди, затем грянули ранние морозы. Урожай остался в поле. В следующем году трагедия повторилась. Начался страшный голод, продолжавшийся целых три года. Борис запрещал продавать хлеб дороже определённого предела, стараясь удержать рост цен. Но это не помогло. Цена на хлеб увеличилась в сто раз.

Царь приказал выдавать из казны деньги беднякам, но деньги стали терять цену. Царь приказал открыть для голодающих казенные амбары, но хлеба хватило ненадолго. Начались бунты. Царские войска разгромили восставших, но не смогли успокоить страну.

Ученик 2: 13 апреля 1605 года царь Борис Годунов внезапно скончался. Новым царём назвали Федора (сына Бориса), юношу образованного и умного. Вскоре в Москве произошел мятеж. Юного царя и его мать убили, а народу объявили, что они отравились сами. Путь к трону был открыт. Кто же стал царём? Царём стал Лжедмитрий. Это бежавший 1602 году в Польшу Григорий Отрепьев, происходивший из галицких дворян. Но вскоре он был убит. После его смерти бояре выбрали царём Василия Шуйского, но спокойствие в стране не восстановилось. Появлялись все новые и новые самозванцы.

В это время польский король Сигизмунд II вторгся в Россию. Поляки разбили войско царя Василия Шуйского, москвитяне пришли в большое волнение, и Василий Шуйский был сведен с престола. После свержения Шуйского Русь осталась совсем без царя. Поляки осаждали Смоленск. Польский король желал стать царем. Власть в Москве захватила «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава. В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» - писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.

Ученик 3: В это же время на русскую землю пришли с целью захвата шведы. Бедствия русской земли дошли до крайности. Казалось, Россия погибла. И вот тогда в русских людях заговорило народное чувство. Они решили стать за родную страну против чужеземцев. Для этого нижегородцы решили образовать ополчение . Начались сходки: рассуждали о том, откуда взять людей и деньги. По советам старосты из Нижнего Новгорода Кузьмы Минина каждый нижегородец на ополчение жертвовал третью часть своего имущества, вождём же выбрали князя Дмитрия Пожарского . Скоро к нижегородцам примкнули и другие города. В апреле 1612 года в Ярославле уже стояло громадное ополчение с князем Пожарским и Мининым во главе. Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей , до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. В августе была одержана решительная победа над поляками и в октябре Москва была очищена от оккупантов. Великий Земский Собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой и торжеством национального единства.

Ученик 4:

Последним лагерем Пожарский

Стоял у вотчины родной*.

Не нужен князю трон был царский,

И званье громкое ГЕРОЙ.

По воле сердца, не гордыни,

Возглавил на врага поход.

Его соратником был Минин,

Он ополченцев звал вперёд.

Так гражданин души великой

Прославил свой незнатный род.

В отчизне нашей многоликой

На зов откликнулся народ.

По крохам собирая средства,

Созвали ополченцев рать.

И все, кто жили по соседству,

Москву решили отстоять.

Героев слава не увянет!

Горда я, что в лихие дни

Там были родичи смоляне,

И бились за Москву они!

Повергли снова супостата:

Единством рать всегда сильна!

Бойцы стояли брат за брата,

В боях Россия спасена!

Лик Богоматери Казанской

Хранил от тягот всех и бед.

Засилье пало Польши панской!

И воссиял свободы свет!

Былое время снова близко.

Не меркнет подвиг давних лет!

В Ростокине, на обелиске,

Герои славных тех побед!

    Беседа с аудиторией о празднике:

Родина и единство... Скажите, как вы понимаете эти слова? (учащиеся отвечают)

Как вы думаете, к чему призывает нас праздник "День народного единства"? (учащиеся отвечают).

    Выходит ученик в роли Кузьмы Минина и разыгрывается сценка:

Огромная толпа заполнила Соборную площадь Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился, словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся выборный начальник горожан. Староста Кузьма Минин.

Братья! Не пожалеем ничего!- сказал староста.

Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины.

Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать деньги, драгоценности. Жители стали сносить все, что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у кого ничего не было, тот снимал с себя медный крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь очень много денег, чтобы собрать большое и сильное войско, вооружить его и прокормить воинов.

Народ стал думать, кого позвать в предводители. Остановились на князе Дмитрием Михайловиче Пожарском.

Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Пожарского на правление войском и выступление против врагов.

    На экране идет воспроизведение фильма: « 4 ноября – День народного единства» (учащиеся просматривают фильм)

( )

    Ведущий:

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город. Москва была освобождена.

Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству.

В память освобождения Москвы от поляков в Москве был построен на деньги Д. Пожарского казанский собор, в честь Казанской иконы Божией Матери.

Ученик читает стихотворение на фоне видеофильма ( ) :

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

    Учитель говорит речь на фоне слайд-фильма:

Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА - дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.

4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила (слайд);

4 ноября – это день реальных дел, а не сомнительных маршей (слайд).

4 ноября – это день памяти Казанской иконы Божией Матери (слайд).

    Ведущий:

Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков.

Ученики по очереди читают стихотворение на фоне музыки (Redemption_Denied_-_1612_(xMusic.me):

В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

Ведущий : Всего вам доброго!

Сценарий праздника "Россия-Родина моя" для учащихся начальных классов на День народного единства

Сценарий праздничного мероприятия, посвящённого Дню народного единства, для детей младшего школьного возраста

Фимина Екатерина Борисовна, воспитатель ГПД МОУ-СОШ с. Лебедёвка, Краснокутского района Саратовской области
Описание работы : Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Очень важно начать прививать ребенку любовь к Родине, стране, своему народу с раннего детства. Материал будет полезен воспитателям ДОУ, педагогам начальных классов, воспитателям ГПД. Сценарий предназначен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Применение в учебно-воспитательной работе.
Цель: Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества
Задачи: Способствовать формированию правильного отношения детей к своей стране. Воспитывать уважение к культурному прошлому России. Закреплять у детей знания о государственной символике страны.

Ход мероприятия:

Ведущий:
Здравствуйте, дорогие гости! Мы очень рады видеть вас. Сегодня у нас праздник, который посвящён нашей Родине. Совсем скоро, 4 ноября, вся Россия отмечает праздник «День народного единства».

Этот праздник совсем молодой, ему всего 9 лет. Но это не вновь придуманный, а восстановленный праздник. У него очень древняя история.
Послушайте одну историю. Всё началось 400 лет назад, в 17 веке. Тогда на Руси началось страшное время, которое называлось Смутой (все смешалось, ничего не понять). В стране не было царя, не соблюдались законы. Этим воспользовались предатели- бояре (знатные богачи). Они хотели стать ещё богаче, продав свою Родину врагам (полякам). Поляки захотели захватить нашу страну, сделать ее частью своего государства.
В Нижнем Новгороде в это время жил торговец Минин. Он был честным и добропорядочным человеком и люди выбрали его старостой города. Минин убеждал народ «стать за веру, за Отечество». Жители Нижнего Новгорода начали собираться вместе и решали, откуда взять людей и средства для борьбы с врагами. По совету Минина люди стали давать «третью деньгу», т.е. третью часть имущества, для снаряжения войска. По его же совету выбрали вождем войска князя Дмитрия Пожарского.


Скоро и другие города примкнули к Новгородцам. Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей и в октябре 1612г. была Москва очищена от поляков. Люди восстановили государственную власть, избрали царя и передали ему власть.

В Москве на Красной площади в честь победы над поляками установлен бронзовый памятник Минину и Пожарскому, чтобы люди не забывали и чтили героев своей страны
.

Вот в честь этого события и празднуется День Народного Единства.
Прошло 400 лет, за это время много раз разные страны пытались захватить Россию, но ничего у них не получилось, все люди вставали на защиту своей страны.
Наша страна многонациональна, в России живет более 180 национальностей и у каждого свои обычаи, сказки и песни. Но у всех нас одна большая, единая Родина Россия!

Ребёнок:
Люди, нация, народ -
Праздник светлый у ворот!
С Днём единства поздравляем
И от всей души желаем
Заодно быть, сильным,
Единым, неделимым,
Свято чтить историю,
И луга просторные,
Реки, сёла, города -
Мы - великая страна!

1.Ребёнок:
С историей не спорят, с историей живут.
Она объединяет на подвиг и на труд.
2.Ребёнок:
Едино государство, когда един народ,
Когда великой силой он движется вперёд
3.Ребёнок:
Врага он побеждает, объединившись в бой,
И Русь освобождает, и жертвует собой.
4.Ребёнок:
Во славу тех героев живём одной судьбой,
Сегодня День единства мы празднуем с тобой!
Исполняется хором песня «Моя Россия».

Ведущий:
Одна у человека родная мать, одна у него и родина. Крепко любит народ ее. «Что же такое Родина? » И об этом нам расскажут ребята в своих стихах.

Родина

1.Ребёнок:
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
2.Ребёнок:
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
3.Ребёнок:
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.

Ведущий:
Продолжим разговор о нашей Родине. Наша страна называется Россией, Российской Федерацией. А чем отличается одна страна от другой? Они отличаются языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением. Символы страны- это отличительные знаки с помощью которых можно понять принадлежность к стране. Назовите основные символы нашей страны (дети называют) (герб, флаг, гимн).
Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах. На нашем Российском гербе изображён двуглавый золотой орёл на фоне российского флага. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад.

Герб России
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
(Александр Трифонов)

Ведущий:
Ребята, что изображено на монетах? Как называются монеты, на которых изображен всадник? Почему они так называются?

Копье Святого Георгия Победоносца дало название монете - копейка. Московские князья, а затем и русские цари использовали печати, чеканили монеты с изображением всадника, копьем поражающего змею.

Ведущий:
Российский флаг – это трёхцветное полотнище с белой, голубой и красными полосами.
Что символизирует белый, синий, красный цвета российского флага? Есть разные версии.
1 версия -это единство моря, земли и неба.
2 версия – это содружество трёх славянских народов.
3 версия –белый – веру, чистоту; синий – небо, благородство, верность; красный – героизм, отвагу, смелость.
4 версия- белый – это вера, синий – надежда, а красный – любовь.


О Флаге Российской Федерации
Красно - сине - белый флаг,
Ты – страны родимой стяг.
Гордо веешь до небес,
Что мы знаем о тебе?
Сила жизни – красный цвет,
Цвет сражений и побед.
Проливалась красным цветом
Кровь погибших в войнах дедов.
Синий цвет – вселяет веру
В Отчизну, в правильное дело.
В нём – народа постоянство,
Дружба, неразрывность, братство.
Самый верхний – белый цвет –
Неба чистого привет.
Пусть над нами будет ясно!
Каждый день будет прекрасным!

Ведущий:
Гимн Российской Федерации– символ нашего государства. А кто автор слов и музыки?
Музыку гимна придумал композитор Александров, а слова – поэт Сергей Михалков.
А ещё Сергей Михалков написал очень много стихов для детей, вы их хорошо знаете (дети вспоминают произведения С.В. Михалкова: “Дядя Стёпа”, “А у вас?”, “Фома”, “Мы с приятелем” и др.).
Люди издавна любили гордые и смелые песни. Уже у древних народов были торжественные песнопения. В них славились красота родной земли, её богатство, подвиги героев. - Когда звучит гимн? (При встрече высоких гостей, на торжественных собраниях, в честь спортсменов – победителей на соревнованиях).
А сейчас мы послушаем Гимн – торжественную песнь нашей Родины. Запомните, что гимн государства нужно слушать стоя.
Звучит отрывок Гимна.

Гимн России и я
Я обожаю Гимн России.
Я с ним родилась и расту.
В нём моя гордость, моя сила,
С ним часовой я на посту.

Я с ним страну обозреваю,
Её просторы, красоту,
И сердце гордость наполняет:
Я здесь родилась и расту.

Мне по душе леса и реки,
Поля, озёра и луга.
Я с ними связана навеки,
Мне так Россия дорога.

Я не сменю на заграничье
Природы нашей чистоту.
Меня поддержат стаи птичьи -
Я здесь родилась и расту.
(Рудольф Доронов)

Ведущий:
У каждой страны есть кроме символов и главный город- столица. Назовите столицу России (Москва).

Москва
Россия - необъятная страна.
Но ты, столица, у нее одна.
Хоть я ни разу не была в Москве,
Но очень много знаю о тебе.
На башне у Кремля горит звезда,
Которая не гаснет никогда.
Течет прекрасная Москва-река,
И мост через нее, как радуга-дуга.
Тебя, Москва, люблю я всей душой,
Ты покорила всех своею красотой!

Ведущий:
В каждой стране есть главный человек- президент. Назовите нашего Российского президента.


Ведущий:
Много разных прекрасных стран есть в мире и каждый народ больше всего любит свою Родину. Мы с вами родились в России, мы россияне. Но у каждого из нас есть ещё одна родина, малая, то место (город, село) где родился каждый из нас.


Родина – это святое,
Малое и большое.
Родина в детском сердечке –
Отчего дома крылечко.
Родина – запах ромашки,
Кляксы на промокашке.
Родина – песни раздолье,
Родина – хлебное поле,
Родина – мамины руки,
И колыбельные звуки.
Родина там, где родился –
Там, говорят, пригодился.

Ведущий:
О нашей Родине написано очень много произведений, сложено стихов, песен, нарисовано картин. И мы с вами тоже, как умеем, рисуем свою родину.


Рисунок
На моём рисунке поле с колосками,
Церковка на горке рядом с облаками.
На моём рисунке Мама и друзья,
На моём рисунке Родина моя.

На моём рисунке лучики рассвета,
Рощица и речка, солнышко и лето.

На моём рисунке Родина моя.

На моём рисунке выросли ромашки,
Вдоль по тропке скачет всадник на коняшке,
На моём рисунке радуга и я,
На моём рисунке Родина моя.

На моём рисунке мама и друзья,
На моём рисунке песенка ручья,
На моём рисунке радуга и я,
На моём рисунке Родина моя.
(П. Синявский)

Ведущий:
Да, русские ни с мечом, ни с калачом не шутили. Врагов себе не искали, друзьями дорожили. Берегли русские земли, воспевали красоту Родины в песнях, сказаниях. На праздничных гуляньях затевали игры, пляски.
Танец в русских нарядах «Светит месяц, светит ясный»

    Земли родной народную судьбу,

    Своих мужей великих поминают

    2 эпиграф.

    Единство - возвестил оракул наших дней, -

    Ход мероприятия:

    1 учащийся:

    Ушли в историю года,

    Цари менялись и народы,

    Но время смутное, невзгоды

    Русь не забудет никогда.

    4 ноября - стал, по предложению Госдумы новым российским праздником - Днем народного единства. (Слайд 2). Однако если разобраться, то праздник не такой уж и новый. Это день почитания чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, а также день освобождения Москвы и России войсками Минина и Пожарского от польской интервенции.

    2 учащийся:

    Победой вписана строка,

    И славит стих былых героев,

    Поверг народ врагов-изгоев,

    Обрел свободу на века!

    3 учащийся:

    Россия начиналась не с меча,

    А потому, что русского плеча

    Ни разу в жизни злоба не касалась.

    И стрелами звеневшие бои

    Недаром конь могучего Ильи

    По добродушью иногда не сразу

    Возмездие вздымалось. Это да.

Просмотр содержимого документа
«День народного единства»

Тема: «Слава Родины нашей отважным сынам»

Цель: Познакомить учащихся с историей Дня народного единства

    Пояснить смысл и значение нового государственного праздника, введённого в РФ

    Показать современную идею Дня народного единства

    Воспитывать уважение к русским национальным героям

    Развивать у учащихся патриотические чувства, чувства единения многонациональной страны

Пусть ведают потомки православных

Земли родной народную судьбу,

Своих мужей великих поминают

За их геройство, славу, доброту.

2 эпиграф.

Единство – возвестил оракул наших дней, -

Быть может спаяно железом лишь и кровью!

Но мы попробуем спаять его любовью.

А там увидим, что прочней. (Тютчев Ф.)

Ход мероприятия:

1 учащийся:

Ушли в историю года,

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда.

4 ноября – стал, по предложению Госдумы новым российским праздником – Днем народного единства. (Слайд 2). Однако если разобраться, то праздник не такой уж и новый. Это день почитания чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, а также день освобождения Москвы и России войсками Минина и Пожарского от польской интервенции.

В этот день Россия прославляет доблестное русское ополчение, спасшее Отчизну и веру православную в тяжкую годину Смутного времени.

Этот праздник был установлен при Михаиле Федоровиче Романове и на протяжении нескольких веков в Российской империи отмечался как день освобождения. Отменен он был после революции 1917 г. Поэтому в определенной степени речь идет не об установлении нового праздника, а о возрождении традиции, прерванной в 1917 году. Никогда Россия не была так близка к гибели, как в эпоху Смутного времени. Полный распад государства, борьба сословий между собой, захват власти иностранными интервентами, угроза полного уничтожения, угроза территориальной целостности и независимости страны.

2 учащийся:

Победой вписана строка,

И славит стих былых героев,

Поверг народ врагов-изгоев,

Обрел свободу на века!

Учитель. Итак, обо всем по порядку.

3 учащийся:

Россия начиналась не с меча,

Она с косы и плуга начиналась.

Не потому, что кровь не горяча,

А потому, что русского плеча

Ни разу в жизни злоба не касалась...

И стрелами звеневшие бои

Лишь прерывали труд ее всегдашний.

Недаром конь могучего Ильи

Оседлан был хозяином на пашне.

В руках, веселых только от труда,

По добродушью иногда не сразу

Возмездие вздымалось. Это да.

Но жажды крови не было ни разу. (Слайд 3)

(Звучит песня «Россия» Слова: С. Бехтеев в исп.: Жанны Бичевской)

15 лет в истории России (с 1598 по 1613 г.), названных потом Смутным временем, вместили в себя так много событий, что в истории любого другого государства их с лихвой хватило бы на добрую сотню лет. Судите сами: (Слайд 4)

Учащийся. Смутное время – это междинастический период, когда в борьбе за власть сменилось 6 правителей, вспыхнула Гражданская война народных масс за «доброго царя», возникла польско-шведская интервенция, против которой выступили народные ополчения, изгнавшие захватчиков. Смутой называли тяжелейшие бедствия, постигшие страну в первые два десятилетия 17 века. (Слайд 5)

Учащийся. В 1584 г. умер Иван Грозный. Его старший сын Иван был убит отцом в припадке гнева в 1581 г., младшему сыну Дмитрию было всего два года. На престол вступил средний сын Грозного - Федор Иванович (1584-1598). Фактическим правителем государства стал шурин царя боярин Борис Федорович Годунов. Со смертью бездетного Федора Ивановича в 1598 г. прекратилась старая династия Рюриковичей. Земский собор избирает новым царем Бориса Годунова. (Слайд 6)

Учитель. Царствование Бориса Годунова было успешным до 1601 г. В 1601–1603 гг. Россию поразил неурожай. По свидетельству современников, в этом году в небе была замечена необычайной яркости комета, в небе стояли три солнца. В течение лета 10 недель не прекращались дожди, а в августе 1601 ударили морозы. Холода стояли такие, что по Чёрному морю в Константинополь ездили на санях. Последовал голод, усиленный отсутствием запасов в разоренной стране.

Всё население оценило этот природный катаклизм, как наказание Божье за "незаконного" царя. Борис запрещал продавать хлеб дороже определённого предела, даже прибегая к преследованиям тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился. Стремясь помочь голодающим, он не жалел средств, широко раздавая беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако даже их запасов не хватало на всех голодных.

Годунов оказался неудачливым царем, а значит – и незаконным.

4 учащийся:

«Мне счастья нет. Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить,
Щедротами любовь его снискать -
Но отложил пустое попеченье:
Они любить умеют только мертвых…
Бог насылал на нашу землю глад,
Народ завыл, в мученьях погибая;
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им, я им сыскал работы -
Они ж меня, беснуясь, проклинали!» (Слайд 7)

Учитель. Еще в 1591 г. при неясных обстоятельствах в Угличе погиб, якобы напоровшись на нож в припадке эпилепсии, последний из прямых наследников престола царевич Дмитрий. Народная молва приписала Борису Годунову организацию этого убийства с целью захвата власти. (Слайд 8)

В обстановке всеобщего недовольства Борисом Годуновым широкое распространение получили слухи, что жив царевич Дмитрий. В 1602 г. в Литве объявился человек, выдававший себя за него. Розыск показал, что это сбежавший в Польшу галицкий дворянин, бывший монах Григорий Отрепьев. Он тайно перешел в католическую веру, пообещал ввести в России католицизм, королю Сигизмунду III отдать Черниговские земли, а воеводе Мнишеку – Псков, Новгород, другие земли. (Слайд 9)

В 1604 г. Лжедмитрий с помощью польских магнатов, навербовав две тысячи наемников и используя недовольство казаков, предпринял поход на Москву. Со стороны Речи Посполитой это была скрытая интервенция против России. 20 июня 1605 г. 13 апреля 1605 года скоропостижно умер Борис Годунов (по слухам, был отравлен). Царем был провозглашен его 16-летний сын Федор. Он стал вторым царем Смутного времени. По требованию самозванца Федор был убит дворянами.

Лжедмитрий был провозглашен царем. (Слайд 10)

5 учащийся:

«К несчастью, самозванец,
Откуда ни возьмись,
Такой задал нам танец,
Что умер царь Борис.
И, на Бориса место
Взобравшись, сей нахал
От радости с невестой
Ногами заболтал.
Хоть был он парень бравый
И даже не дурак,
Но под его державой
Стал бунтовать поляк.
А то нам не по сердцу;
И вот однажды в ночь
Мы задали им перцу
И всех прогнали прочь». (Слайд 11)

Учитель. В мае 1606 г. Возник заговор против Лжедмитрия, при попытке скрыться от заговорщиков он был убит. На Земском соборе царем избран боярский царь Василий Шуйский. В народе опять возникли слухи, что Дмитрий спасся и скрывается в Польше. Авторитет Шуйского падает, в результате заговора во главе с Захаром Ляпуновым был свергнут с престола. (Слайд 12)

Летом 1607 года поляки направили в Россию очередного самозванца – Лжедмитрия II , происхождение которого неизвестно. Тушинский лагерь стал центром альтернативного государства с отдельными правительством, церковной иерархией, органами административного государственного управления - приказами.
К новому «царю»пришли большие польско-литовские войска, а Шуйский обратился за военной помощью к шведскому королю Карлу IX . Польша, находясь в состоянии войны со Швецией, начинает открытую интервенцию против России. (Слайд 13)

После свержения Шуйского власть переходит к семи московским боярам (семибоярщина). В 1610 - Василий Шуйский насильно пострижен в монахи. Бояре пригласили на царство польского королевича Владислава и в сентябре тайно впустили польские отряды в Москву.

На борьбу с захватчиками поднимается русский народ. (Слайд 14)

Независимость и территориальная целостность страны оказались под угрозой.

Учащийся. На севере шведы начали интервенцию, в Москве - поляки. Первое ополчение против интервентов возглавил Ляпунов, но был убит. Ополчение распалось. К этому времени шведы захватили Новгород, а поляки – Смоленск. Польский король объявил, что Россия войдет в Речь Посполитую, а он сам станет русским царем. (Слайд 15)

Учащийся. 1 октября 1611 года на базарной площади Нижнего Новгорода по призыву старосты Минина собрались тысячи нижегородцев и жителей окрестных сел. Он зовёт их в новое ополчение: «Встанем же единомысленно всем миром и навалимся громадой на врагов!» Увлечённые его речью, люди жертвуют на общее дело деньги, кольца, серьги, дорогие меха, оружие и одежду. Здесь же, на площади, избрали воеводой ополчения князя Дмитрия Пожарского. Помощником его стал «выборный от всей земли человек» - Кузьма Минин. Минин и Пожарский обратились с грамотами ко всем городам русским. Они призывали объединиться в борьбе за освобождение родной земли от чужеземцев. (Слайды 16-18)

1 учащийся:

Кто на Руси за правду ополчится?

Кто чист пред богом? Только чистый может

Святое дело честно совершить.

Народ страдает, кровь отмщенья просит,

На небо вопиет. А кто подымет,

Кто поведет народ? Он без вождя,

Как стадо робкое, рассеян розно.

(Двое учащихся представляют руководителей ополчения – К.Минина и Д. Пожарского)

Учитель. Ополчение выступило из Нижнего Новгорода в конце февраля 1612 года. По дороге в него вливались новые отряды. В Ярославле задержались почти на четыре месяца, чтобы накопить силы. Отсюда Минин и Пожарский продолжали звать русских на борьбу, отсюда ходили освобождать от захватчиков русские города и села. В Ярославле сформировали «Совет всей земли» и ввели налог «5-я деньга». (Слайд 20)

22 октября, на день обретения иконы Казанской Богоматери, сопровождавшей ополчение, войска штурмом взяли Китай-город, а 26 октября (4 ноября) интервенты открыли ворота Кремля и сдались.

Народное ополчение торжественно, под звон колоколов, вступило в кремль. Впереди на конях ехали вдохновители и организаторы ополчения Минин и Пожарский, за ними шли отряды бойцов с развевающимися знамёнами. Ликующие толпы приветствовали победителей. Наш народ спас свою родину, спас веру и государственность. (Слайд 21-22)

Икона Казанской Богоматери сопровождала ополчение в походе к столице, сотворив «многая чудеса». (Слайд 23)

(Выступление учащегося «Икона Казанской Божьей матери – заступница Земли русской»)

Учитель. После освобождения Кремля, кн. Пожарский установил икону в церкви Введения Богородицы, а летом 1613 года сообщил о чудотворениях иконы царю Михаилу и его матери. В торжественные дни венчания на царство нового русского государя Михаила Федоровича Романова (22 февраля 1613 г.) оба великих мужа - Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин - были вознаграждены за свой подвиг во славу Отчизны: первый был пожалован в боярство, второй - в думные дворяне (отчество - Минин - теперь стало фамилией).

В 1613 году на Земском соборе был избран новый царь. Им стал Михаил Федорович Романов. В 1613 г. Земский собор избрал нового царя - Михаила Федоровича Романова. Формально Романовы имели право на престол как родственники прежней династии: дед Михаила, Н. Р. Захарьин-Юрьев, был братом первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовны. Фактически же их избрание всех устроило. (Слайды 24 25)

В память столь чудесного заступничества царь повелел дважды в год (8 июля и 22 октября) праздновать и устраивать крестный ход с иконой Казанской Богоматери. В 1632 году на средства Дмитрия Пожарского для иконы был построен отдельный каменный собор на Красной площади.

Казанский собор был построен на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в 1620-х годах и назван Казанским в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери, главной войсковой святыни ополчения Минина и Пожарского. (Слайд 26)

(Выступление учащегося «История Казанского собора»)

Учитель.Так два праздника на Руси слились в один. А сегодня в России празднование этих событий восстановлено.

День 4 ноября – День народного единства, День Славы русского оружия и День возрождения Российской государственности (Слайд 27)

В 1818году на Красной площади был установлен памятник Минину и Пожарскому. Автор – Мартос Иван Петрович (1750-1835), скульптор, профессор Санкт-Петербургской Академии художеств. (Слайд 28)

(Выступление учащегося «История памятника»)

Первоначально памятник планировалось установить в 1812 году, к 200-летию героических событий, однако этому помешало новое нашествие, на этот раз армии Наполеона. Наконец, в 1818 году на деньги, собранные по народной подписке в Нижнем Новгороде, на родине Минина, памятник работы скульптора И.Мартоса был установлен перед главным входом в Верхние торговые ряды.
Памятник мещанину Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому создан по проекту художника И. П. Мартоса и отлит из бронзы литейным мастером Академии Художеств В. П. Екимовым, открыт 20 февраля 1818. (Слайд 29-30)

Учитель. Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев.

Ополчение Минина и Пожарского – яркий пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил народ. Это испытание помогло России осознать свое национальное единство и оценить те силы, которыми она располагала, чтобы защитить его.

Подобное неоднократно будет повторяться в русской истории. Простые русские люди, понявшие, что стране угрожает смертельный враг, самоотверженно встают на её защиту.

Символом верности Родине вечно служит подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего собственной жизнью в борьбе против польских интервентов, заведшего врагов в глухой лес, в болото. По преданию, таким образом, он спас жившего тогда в Костроме выбранного на царство Михаила Фёдоровича Романова. (Слайд 31)

Звучит финал оперы «Иван Сусанин» со знаменитым хором «Славься!» и звоном колоколов)

Учащийся:

Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.

В дате 4 ноября важна жертвенность русского многонационального и многоконфессионального народа, различных слоёв его. Объединение вне зависимости от национальности, вероисповедания.

Современная идея Дня народного единства состоит в том, чтобы объединить людей ради развития своей страны. Россия сильна не только экономическими успехами и авторитетом в мире, но, прежде всего, благодаря народному единству и, конечно, благодаря огромному интеллектуальному и творческому потенциалу людей - талантливых, квалифицированных и искренне желающих принести пользу своему народу. (Слайд 32)

Вопросы викторины:

1. Кто занял место царя Ивана Грозного? (его сын Федор)

2. Почему в опере «Борис Годунов» царю Борису всюду видятся кровавые мальчики? (предполагают, что по приказу Бориса был убит царевич Дмитрий, наследник царя Федора)

3. Кем на самом деле был монах Филарет? (племянник жены Ивана Грозного, Федор Романов, кандидат на престол после прекращения династии Рюриквичей)

4. Какую фамилию носила жена Ивана Грозного? (Романова)

5. В каком веке происходили события, которые называют «смутное время»? (конец 16 – начало 17 века)

6. Кем был Кузьма Минин? (земский староста)

7. Какую роль в ополчении играл князь Пожарский (он командовал народным ополчением)

8. Какие враги были у России в «смутное время»? (поляки и шведы)

9. Какие города удалось захватить врагам?

11. Кого решено было поставить на царство, чтобы прекратить беспорядки в стране? (Михаила Федоровича Романова, сына Федора Романова, которому в то время исполнилось 16 лет)

12. Какому событию посвящена опера М.И. Глинки «Жизнь за царя»?

(Михаил не знал, что его избрали царем. Он проживал с матушкой под Костромой. Его пришлось разыскивать специальному посольству. Одновременно его искали и поляки, чтобы убить. Недалеко от села Домнино поляки встретили крестьянина Ивана Сусанина и потребовали показать им дорогу. Сусанин согласился, но завел их в болото. Поляки поняли хитрость крестьянина и жестоко расправились с ним. Этому подвигу посвящена опера Глинки, а также стихи К.Ф.Рылеева)

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрытая стеной меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий припомнить надо

Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал, Ты вспоминаешь родину – такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,

Песочный берез с низким ивняком.
Вот, где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть.. Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

(К. Симонов)

ИСТОРИЯ КАЗАНСКОГО СОБОРА

Казанский собор был построен на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в 1620-х годах и назван Казанским в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери, главной войсковой святыни ополчения Минина и Пожарского. После пожара 1635 года вместо деревянного собора мастерами Семеном Глебовым и Наумом Петровым (по другой версии – царским мастером Абросимом Максимовым) был построен каменный на средства государя Михаила Федоровича и освящен патриархом Иосифом 15 октября 1636 года.

Со времени постройки храм стал одной из важнейших Московских церквей, его настоятель занимал одно из первых мест в Московском духовенстве. В 1650 году перед собором были построены новая паперть и колокольня, а в конце 17 века устроено парадное крыльцо. После окончания строительства собора была сделана гладкая деревянная мостовая от него до Лобного места, получившая сначала название Красный мост, а возле храма – Красная площадь.

В 1925-1930 годах под руководством архитектора Петра Барановского на средства обновленческого прихода была проведена серьезная реконструкция и реставрация храма, в ходе которой ему был возвращен первоначальный облик, сняты чертежи и замеры.

Вскоре Казанский собор закрыли. Там были столовая, склад, а летом 1936 года его сломали. Через год на его месте появился временный павильон III Интернационала. Позднее здесь было открыто летнее кафе, а на месте алтаря устроена общественная уборная.

Казанский собор в Москве восстановлен в 1990-1993 годах по инициативе Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Автором проекта стал архитектор Олег Журин, один из учеников Петра Барановского. Основные средства для строительства (помимо народных пожертвований) были предоставлены правительством Москвы.

4 ноября 1990 года Святейший Патриарх Алексий II заложил камень в основание собора, а ровно через три года освятил заново возведенный храм. Главный престол собора освящен в честь иконы Божией Матери «Казанская».

Просмотр содержимого презентации
«226801»

«Слава Родины нашей отважным сынам»

День народного единства

Внеклассное мероприятие

Преподаватель Стребко Т.П.




Минин Кузьма (? – 1616)

Нижегородский посадский человек. Участвовал в сражениях против Лжедмитрия II в составе нижегородского ополчения. С 1611 г. – земский староста. Инициатор созыва Второго ополчения, вместе с Д. М. Пожарским возглавил «Совет всей земли» в Ярославле. Участвовал в сражениях ополчения с поляками под Москвой. С 1613 г. – думный дворянин.


Пожарский Дмитрий Михайлович

(1578–1642)

Князь, полководец. Участник Первого ополчения 1611 г., военный руководитель Второго ополчения 1612 г. Совместно с К. Мининым возглавил «Совет всей земли» в Ярославле. С 1613 г. – боярин. Руководил военными действиями против поляков в 1612–1618 гг. Возглавлял ряд приказов.



Дмитрий Пожарский

Воззвание Минина

Кузьма Минин




Казанский собор

Этот собор был построен в память освобождения Москвы от поляков. Но на деньги князя Дмитрия Пожарского.



Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве

Скульптор И. Мартоса



  • Иван Осипович Сусанин, крестьянин Костромского уезда, прославился тем, что зимой 1613года спасая царя Михаила Романова, завел отряд польских интервентов в непроходимое лесное болото, за что был замучен поляками. Подвигу Сусанина М.И Глинка посвятил оперу «Жизнь за царя».