Все вопросы

Отношение челкаша к деньгам. Сочинение на тему: Жадность в рассказе Челкаш, Горький

Максим Горький писал свои произведения в стиле реализм, в первоначальных его произведениях чувствуются нотки романтики. Персонажи повестей и рассказов живут в гармонии с природой. Все герои творений Горького очень интересные личности, которые по-своему смотрят на окружающий мир. Так и у наших двух главных героев возник конфликт, из-за того что каждый по своему воспринимал мир.

Писатель показывает нам Челкашина как человека, который не имеет за плечами ничего, он любит алкоголь, одет грязно, одежда порвана, обуви нет. От него неприятно пахнет и ведет он себя не адекватно. У мужчины был острый нос, хищный взгляд, темные усы и печальные глаза.

Второго главного героя автор показывает нам с совершенно другой стороны. Это молодой юноша, в небесно-голубой рубашке, в простых штанишках. Его головной убор уже совсем износился, но он с гордостью несет его на своей голове. Парень очень массивный, у него сильные плечи и руки, русые волосы, загорелое тело. Его глаза светло-голубого цвета наполнены добротой. Это два совершено противоположных персонажа.

Один раз Гаврила пошел в трактир, там он изрядно выпил. В тот момент в этом помещении находился Челкашин, он долго и вдумчиво смотрел на него и думал, что именно он сможет изменить судьбу Гаврилы на свое усмотрение. Что он не повторит тех ужасных ошибок, которые сделала Челкашин. Челкашин видит молодого парня, он смотрел и его грызла совесть, что он уже довольно стар, а парень совсем юн и у него все впереди. Здесь автор описал нам Челкашина как человека, который может страдать, вдумываться в свои поступки.

Когда эти двое мужчин шли на преступление, в голове у каждого была мысль о деньгах. Гаврила охвачен страхом, А Челкашиным завладело зло, он злится на всю работу, на своего напарника, на лодки, которые расположены поблизости. Там находились сторожа. Напарники делят свою добычу – украденные деньги, но Челкашин решает отдать свою долю в количестве 540 рублей. А Гавриле поначалу кажется, что слишком мало они украли, ему мало даже своей части и он просит у напарника еще и вдруг он решается признаться о мыслях, в которых хочет убить Челкашина, тот забирает деньги себе. И Гаврила кидается в бой со своим противником, они дерутся за деньги.

Тут мы видим, как на глазах меняется отношение к герою. Челкашин на самом деле не плохой человек, он очень добрый и мягкосердечный в душе, самое главное, что он чувствует свободу. А Гаврила проявил себя как подлый, злой парень, за деньги он готов даже на убийство. Он будет унижаться лишь для того что бы иметь в руках богатство.

Подводя итог можно сказать, что нельзя судить людей, глядя на внешность и описание. Главная черта человека - это его поступки. Челкашин остался человеком даже и при таких обстоятельствах, а настоящая сущность Гаврила проявилась, как только разговор зашел за деньги.

Сочинение Челкаш и Гаврила

"Челкаш" - произведение Максима Горького, которое было создано в 1895 году. Книга была написана в стиле реализма с небольшими нотками романтизма. Все персонажи рассказа жили в гармонии с окружающим миром и природой. Каждый персонаж, созданный Горьким, имеет своё, уникальное мировоззрение. Наши 2 героя - Челкаш и Гаврила, имели свои взгляды на окружающий мир, из-за чего и произошел их конфликт.

Челкашин - человек, которого не интересовало ничего кроме выпивки. У него не было ничего, только порванная, грязная одежда и обувь. Выглядел он неопрятно и имел неприятный запах. Челкаш был алкоголиком и вел себя неадекватно. Он имел взгляд настоящего хищника, темные усы и острый нос.

Второй персонаж - Гаврила, полная противоположность Челкаша. Это был крепкий и сильный юноша, глаза и внешний вид которого излучали доброту. Одет он был поопрятнее чем Челкаш, носил светло-голубую рубашку и изношенный головной убор.

Однажды, когда Гаврила пришел в трактир и напился там, его увидел Челкаш. Тот увидев молодого юношу, начал задумываться о своем возрасте. Он с сожалением и угрызением совести думал о том, что в своем старом возрасте не имеет за спиной ничего. Он хотел попытаться изменить судьбу Гаврила, чтобы не допустить того, чтобы юноша превратился в такого-же старого пьяницу как и он. В этой сцене автор преподносит Челкаша как человека, который способен обдумывать свои поступки и умеет сожалеть.

Челкашин очень любил находиться возле море. Когда рядом с ним огромная, свободная и наполненная силой синева, он мог почувствовать себя свободным ото всех невзгод. Гаврила же, не любил свободу, она вызывала у него чувство страха.

Во время преступления, на которые пошли наши герои, у них возник конфликт. Молодой юноша был охвачен страхом, а Челкаш озлобился на всех. Ему не нравилось всё, напарник, лодки, то как все происходило. Челкашин решил отдать свою часть украденного - 540 рублей, но Гаврилой завладела сильная жадность. Он думал, что украденных денег ему будет мало, затем он признается Челкашу в том, что хочет убить его и забрать все деньги себе. Услышав это, Челкаш забирает деньги себе, в следствии чего, у них начинается схватка за украденное добро.

В этой сцене автор показывает нам истинные характеры героев. Оказывается, Челкаш не такой уж и плохой, он был очень добр и мягкосердечен, ему было не так важно богатство, как получение полной свободы. Гаврила же, оказался жадным и подлым преступником, который готов пойти на всё, даже на убийство, ради того, чтобы получить деньги. Этот человек был готов пойти на любое преступление, пусть даже самое подлое, ради того, чтобы разбогатеть.

Мораль этого рассказа довольно проста - нельзя судить о человеке по внешности и первому впечатлению. Грязный и неухоженный старик Челкаш оказался добрым и в какой-то мере честным человеком. А Гаврила, который выглядел как прекрасный молодой юноша, оказался последним подлецом.

Вариант 3

Как и во многих рассказах, в произведении «Челкаш» Горький отражает тему человеческих взаимоотношений и описывает природные красоты, углубляясь в момент, как природа взаимосвязана с душевным состоянием своих персонажей.

Перед нами предстают два героя - Челкаш и Гаврила, которые отличаются друг от друга. Они встречаются в порту. И если Челкаш показан бродягой без места жительства и привыкший, воровать, то Гаврила попал в это место после неудачных усилий найти работу. Гришка был заметен своим телосложением, которое было похоже на ястребиное. Усы у него постоянно вздрагивали, а руки он постоянно закладывал назад, потирая нервно ладони. Когда Челкашу удалось что-то своровать, то он удачно продавал вещь. Выручку же от продажи тут же пропивал.

А история у Гаврилы была совсем иная. Ему не повезло с заработками на Кубани, и поэтому, возвращаясь, домой, он понимал, что теперь ему была одна дорога - наняться в батраки. Челкаш обратил внимание на него в тот момент, когда он шел и раздумывал, где бы найти напарника, который пошел с ним воровать. Постепенно, беседуя с ним, мы видим, как Челкаш, выслушав рассказ парня, вначале хотел поругать его и даже ударить, но в последнюю минуту у него появилась некая жалость к Гавриле. Гришка, когда имевший дом, семью и родных, стал в одночасье заядлым алкоголиком и вором, но не законченным человеком. Он показан нам как сильная и гордая натура, так как ко всем имеет особый подход, и с каждым может договориться. Ему нравилось море, такое могучее и свободное, как он сам.

Но, Гаврила, казавшийся вначале безобидным парнем, показывает нам, что это подлый человек. Когда дело завершилось с успехом, и перед его глазами появились огромные деньги, тут его прорвало. Мы увидели, насколько он алчный. Тут же у нас пропадает всякая жалость к этому сельскому парню. Особенно он выглядит жалким рабом, когда упав перед Челкашом, умоляет отдать ему все деньги. Челкаш, же, преисполненный чувством жалости и злости к нему, бросил добычу. Именно тогда он понял, что поступает, как герой, так как точно знал, что не будет таким, как этот парень. Но, когда Гаврила, сказал ему, что хотел его ликвидировать, Челкаш сильно разозлился. Забрав деньги, он пошел своей дорогой. Однако, парень,бросил в него камень, а когда понял, что у него не получилось убить Челкаша, стал опять просить у него прощения. И тут мы видим, как Гришка оказался на высоте. Он оставил этому подлому человеку деньги и ушел. Здесь отчетливо видно, что писатель отдал предпочтение Человеку, который показал себя человеком с высокими моральными качествами, не терявшему собственного достоинства ни при какой ситуации.

  • Характеристика и образ Заметова в романе Преступление и наказание Достоевского

    Образ Александра Григорьевича Заметова, который являлся второстепенным героем в данном произведении, показан очень ярко и интересно. Он показан служащим в полицейском отделении, который трудился на должности письмоводителя

  • Критика о повести Бедная Лиза Карамзина и отзывы о произведении

    Известное художественное произведение в жанре сентиментализма вызвало и до сих пор вызывает интерес у читателей и литературного сообщества.

  • Сочинение Родная литература

    Родная литература на то и родная, что она нам дана и близка. Вот дана нам природа нашей страны, она нам знакома и приятна, хотя мы можем понимать, что у нее свои особенности. Но мы ее любим! Я к тому, что наша родная литература иногда грустная

  • Челкаш и Гаврила – жертвы капиталистического мира?

    (По рассказу М.Горького «Челкаш»)

    Петрова Наталия Николаевна,

    учитель Каменниковской сош

    Рыбинского района

    Урок: традиционный.

    Тип урока: изучение нового материала

    Цель: на примере рассказа М.Горького «Челкаш» показать несправедливость общества, где правят деньги, а также непредсказуемость нашей жизни, ложное и настоящее, что часто человек с определённой внешностью не соответствует своему внутреннему «содержанию».

    Учебник: Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина. Литература: 7 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч 2. – М.: Вентана-Граф, 2010.

    Аннотация к уроку: урок традиционный с использованием приёмов из технологии критического мышления: кластеры, сопоставительная таблица, прогнозирование, синквейны; отрабатываются разные виды работы с текстом, умение аргументировано высказывать свою точку зрения, находить нужные факты и эпизоды в тексте, анализировать ключевые эпизоды повести, прививаются нравственные правила человеческого общества: честность, искренность, благородство. Предваряющее домашнее задание: чтение статьи о М.Горьком (с.198-199), чтение рассказа «Челкаш» (предисловие и часть 1).

    Ход урока:

      Проверка д/з. Самостоятельное чтение дома статьи о Горьком даёт возможность ответить на вопросы А с.198 и В1 с.199, а также спрогнозировать сюжет и особенность рассказа «Челкаш». Обсуждение.

      Обсуждение прочитанной дома части рассказа «Челкаш».

    Где происходит действие? В какое время? Обозначьте цвета и звуки.

    Как поняли фразу – первое предложение третьего абзаца (гимн торговле).

    Гавань – это пароходы с товаром и люди, которые здесь работают. Разделимся на группы и дадим характеристику им, заполнив кластеры: «Пароходы» и «Люди».

    Обсуждение получившегося. – Какие художественные приёмы использует Горький для создания более выразительных образов? Примеры? Зачем он это делает? (Детали картины создают ощущение того, что труд здесь не удовольствие, а рабская каторга; ощущение беспросветности, несправедливости…).

    Почему автор называет сопоставление пароходов и людей «жестокой иронией»? (люди, с одной стороны, – творцы, создали такие гиганты-пароходы, ведут торговлю, вроде бы, должны быть деньги, но, с другой стороны, они – нищие, ничего не имеют, «созданное людьми поработило и обезличило их»).

    Что даёт нам, читателям, это описание? Какие чувства испытываете и что предчувствуете? (напряжённое чувство, дальше будет что-то страшное, нехорошее; в такой ситуации ничего светлого быть не может…).

    Гришка Челкаш, главный герой рассказа, появляется на самых первых строчках первой главы. Вспомните его описание: внешность, на кого похож, походка, речь и т.д. На какие слова Горький делает акцент. Зачем? Выразите ваше первое мнение о герое.

    Впервые здесь в рассказе встречается слова босяцкие , босяки . Как понимаете?

    Как диалоги Гришки с другими рабочими, сторожем порта помогают нам понять его характер?

    Одновременно заполняется сопоставительная таблица (приём из технологии РКМЧП):

    Гришка Челкаш

    Линии сопоставления

    Черты характера

    Отношение к другим

    Отношение других

    В этой же главе мы встречаемся с другим героем рассказа – Гаврилой. Дополним таблицу, цитируя, вспоминая факты из прочитанной части, касающиеся личности этого героя.

    Чем заканчивается часть 1? Перечитайте внутренний монолог Челкаша. Что вы о нём скажете? Ваше отношение?

      Часть 2 . самостоятельное чтение в классе. Обсуждение.

    О чём эта часть?

    Как ведут себя герои в одной и той же ситуации?

    Что нового ещё узнаём о героях? Что можно добавить в таблицу?

    Каково ваше отношение к обоим героям? Оно меняется?

      Часть 3. Осталась последняя часть. Дело сделано. Мы подтвердили себе, что Челкаш – вор, опытный, смелый, всё всегда обдумывающий, но рискующий ради больших денег, ради отдыха и развлечений, которые будут потом. Отношение большинства из вас к нему – отрицательное, и это понятно. К Гавриле отношение другое. Увалень, трудяга-крестьянин, сойдясь с Челкашом, преступил закон, стал вором, соучастником. Его искренне жаль, за него переживаем: как бы его благие намерения не закончились плачевно (ведь мы знаем «хищного» Гришку!).

    Читаем вслух часть 3 (приём «чтение с остановками» из технологии РКМЧП)

    1) до с.222 до вопроса «Что это тебя корчит»?

    Так какое же действие героев оставил Горький нам напоследок?

    Деньги. Каково отношение к ним наших героев? Каковы их поступки? Сравните. Каково ваше отношение к происходящему?

    2) до слов «… Дай ты их мне!»

    Ожидали такое?

    Перечитайте слова, описывающие состояние Гаврилы, Челкаша. Вывод?

    Как, думаете, поступит Челкаш?

    3) до конца рассказа.

    Выскажите ваше отношение к происходящему. Что ожидали, а что нет?

    И ещё один момент, который нельзя упустить в рассказе: это море. Его описание мы видим на протяжении всего рассказа. Какой смысл оно несёт? (место действия, подчёркивается характер главного героя…). Почему последние строки повествования заканчиваются опять морским пейзажем?

    5. Выводы.

    Какова тематика и проблематика рассказа Горького?

    Вернёмся к теме нашего урока: подтвердите ещё раз, что и Челкаш, и Гаврила – жертвы капиталистического мира?

    С какими особенностями ранних рассказов Горького мы познакомились?

    6. Д/з: 1) составить план рассказа (по желанию - цитатный); 2) письменное рассуждение – с.228 вопрос В 10; 3) по желанию – синквейны.

    «ЖЕСТОКАЯ ИРОНИЯ»

    «СОЗДАННОЕ ЛЮДЬМИ ПОРАБОТИЛО И ОБЕЗЛИЧЕЛО ИХ»


    Одной из главных тем раннего романтического рассказа Максима Горького «Челкаш», созданного в 1894 году и впервые напечатанного в журнале «Русское богатство» в 1895-м, является тема жадности. Она находит свое раскрытие в образе молодого человека Гаврилы , антиподом которого в произведении выступает главный герой - босяк Гришка Челкаш .

    В начале рассказа Гаврила предстает перед нами добродушным парнем с «ребячьими светлыми глазами». Простота молодого человека и его наивные размышления о свободе заставляют читателя проникнуться симпатией к герою. Кажется, что это невинная душа, которая попала в «волчьи лапы» хищного вора Челкаша, обманом уговорившего Гаврилу стать его подельником.

    Но с развитием сюжета постепенно начинает раскрывается характер Гаврилы, и становится ясно, что он за человек. Тема денег, а точнее, желания их раздобыть, возникает еще в первой главе рассказа, причем это желание свойственно как Гавриле, так и Челкашу.

    Но мы видим, что молодой человек пытается найти законный способ заработать, поэтому он отправляется косцом на Кубань. Челкаш же законных способов уже давно не ищет, поскольку за спиной у него одиннадцать лет воровской жизни. Казалось бы, мораль однозначно на стороне Гаврилы.

    Во время поездки молодой человек по-прежнему ведет себя крайне добропорядочно. Узнав, на какое дело завлек его Челкаш вместо обещанной рыбалки, он пытается отказаться от «грязной» работы, убежать, позвать на помощь. Но бежать уже некуда, ведь он в одной лодке с грозным вором Гришкой, который, того и гляди, выбросит своего подельника за борт.

    Отношение Гаврилы к совершенному им вместе с Челкашом воровству меняется лишь тогда, когда парень получает награду за свою помощь. Теперь герой готов снова поехать на дело, если ему дадут за это двести рублей. На вопрос Гришки о том, не боится ли теперь молодой человек «загубить» свою душу, Гаврила, улыбаясь, отвечает: «Да ведь, может... и не загубишь… Не загубишь, а человеком на всю жизнь сделаешься».

    Жадность также открывает в молодом человеке новые, ранее неизвестные читателю и, возможно, даже самому герою качества. Оказывается, Гаврила охотлив не только до своих денег, но и до чужих. При виде выручки Челкаша, все в его глазах принимает «яркие, радужные оттенки».

    Гаврила начинает умолять босяка отдать ему деньги, ползая у того в ногах. И на фоне такого унижения молодого человека происходит возвышение образа Челкаша.

    Мы видим, насколько этому герою чужда жадность. Несмотря на то, что Гришка все время промышляет воровством, он не знает, что ему делать с награбленными деньгами. Уверен он лишь в том, что никогда бы не решился ради этих «пестрых бумажек» пасть так низко.

    Но унижение не стало самым страшным проявлением жадности, охватившей Гаврилу. Оказывается, молодой человек готов был даже убить своего подельника только ради того, чтобы забрать его прибыль. К счастью, у парня просто не хватило на это духу, поскольку Гаврила был не только жаден, но еще и труслив.

    Урок литературы в 8 классе Предметная тема: Представление Челкаша и Гаврилы о свободе. - страница №1/1

    Урок литературы в 8 классе

    Предметная тема : Представление Челкаша и Гаврилы о свободе.

    Метапредметная тема : СВОБОДА

    Писатель изображает босяков людьми

    смелыми, сильными душой. Главное

    для них – это свобода, которую они,

    как и все мы, понимаем по-своему…

    А.А.Волков

    Цели урока:


    Предметная: развитие навыков анализа эпического произведения.

    Методологическая: развитие мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, формирование целостного видения мира.

    Метапредметная: формирование представлений об истинной свободе и мнимой свободе

    Задачи:


    -проследить за мыслями, чувствами и поступками Челкаша и Гаврилы, попытаться понять, кто же из них по-настоящему свободен,

    -совершенствовать навыки теоретического анализа.

    Ход урока.

    1.Оргмомент.

    - Сегодня мы будем говорить о рассказе М.Горького «Челкаш».

    - Что вы знаете о Горьком, какие его произведения читали?

    2. Слово о писателе . Индивидуальный ответ.

    3.Работа с текстом (беседа)


    Вопросы и задания учащимся для аналитической беседы:

    - Почему рассказ разделен на вступление и три главы, в чем их основное содержание?

    - Зачитаем вступление рассказа. На какие звуки и почему «инструментовано» описание гавани, например: «Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвоЗящих груз, металлический вопль желеЗных листов... дребеЗжание иЗвоЗчичьих телег...»?

    - Что своеобразного в следующем описании: «Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам...»?

    - В чем композиционное назначение описания морского порта в начале рассказа? В какой степени море является своеобразным действующим лицом в рассказе? И почему отношение к морю оказывается показателем духовного уровня героев рассказа? Имеют ли значение такие характеристики этой стихии, данные автором: бескрайняя, свободная, мощная?

    4.Словарная работа.

    Что такое свобода?

    «Истинная свобода – свобода от греха». - С.В.Дрозд «Учение о христианской свободе».

    Свобода – это способность человека действовать в соответствии со своими интересами, целями, осуществлять выбор. – Большой энциклопедический словарь

    « Свобода – возможность поступать, как хочется». – Краткая философская энциклопедия.

    5. ---Как представляют свободу Челкаш и Гаврила? Свободны ли они на самом деле? На эти вопросы мы ответим в ходе урока.

    Составление таблицы

    ЧЕЛКАШ

    ГАВРИЛА

    портрет

    Смятое,острое, хищное лицо; хищная худоба; горбатый,хищный нос; обращал на себя внимание своим сходстсвом со степным ястребом

    Ребячьи глаза смотрят доверчиво и добродушно; движения неуклюжи, рот то широко раскрыт, то шлёпает губами

    Отношение к деньгам

    Бросил в Гаврилу бумажки;

    «Разве из-за денег можно себя так истязать?»

    Посмотрел на деньги,зажатые в ладони…,спрятал их за пазуху…

    « Не загубишь,а человеком на всю жизнь сделаешь» (о 2 радужных бумажках)

    Отношение к морю

    Он, вор, любил море..Оно…очищало его от житейской скверны.

    «Ничего! Только боязно.»

    Понимание свободы

    Главное в крестьянской жизни – это, брат, свобода! Хозяин ты есть сам себе… У тебя есть лицо…Ты можешь от всякого требовать уважения к себе.

    Сам себе хозяин, пошёл- куда хошь, делай- что хошь…Гуляй знай как хошь, Бога только помни.

    - Что вам показалось особенно запоминающимся в портрете Гришки Челкаша? Почему Челкаш чувствует себя лучшим рядом с морской стихией? Почему М.Горький, описывая эту стихию, использует такие эпитеты: бескрайняя, свободная, мощная?

    -Сопоставьте портрет Челкаша с портретом деревенского парня Гаврилы.

    - Случайно ли, что их первый разговор был о свободе? Как понимают свободу Челкаш и Гаврила? (смотри текст, таблица + обратиться к КФЭ, к эпиграфу)-

    ВЫВОД: их свобода - МНИМАЯ СВОБОДА (привести пример: наркоман свободен от всех, но не свободен от зависимости)

    -Определить отношение автора к Челкашу. (см. таблицу,Горький симпатизирует босяку, но, говоря, что Челкаш свободен от денег, утверждает, что его персонаж не свободен от желания управлять людьми. Это и придаёт смысл его жизни)

    Какими художественными средствами Горький выражает свое отношение к Гавриле. («Я теперь... богач!» - визжал Гаврила в восторге, вздрагивая и пряча деньги за пазуху... Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он - вор, гуляка, оторванный от всего родного, - никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя.)

    6.Подведение итогов урока. К каким выводам вы пришли?

    -Что же такое истинная свобода? Обладают ли ею персонажи рассказа Горького? Согласны ли вы с мнением С.В.Дрозда о том, что истинная свобода – это свобода от греха? (Грех ли это:

    -желание управлять людьми?

    - желание иметь много денег, чтобы быть свободным от всего и всех, но при этом можно ли помнить о БОГЕ?)

    Таким образом, Истинная свобода - это разумное поведение, направленное к истинному благу, а освобождение человека- это постепенный процесс, совершаемый самим человеком, человек сам виноват в своём рабстве на внутреннем уровне. Даже народная мудрость гласит: « Посеешь поступок, пожнёшь привычку, посеешь привычку, пожнёшь характер, посеешь характер, пожнёшь судьбу.»

    Рассказ «Челкаш» относится к ранним романтическим произведениям М. Горького. Он входит в цикл так называемых рассказов о босяках. Писателя всегда интересовал этот «класс» людей, образовавшийся в России в конце 19 – начале 20 века.
    Горький считал босяков интересным «человеческим материалом», находящимся как бы вне общества. В них он видел своеобразное воплощение своих идеалов человека: «Я видел, что хотя они живут хуже «обыкновенных людей», но чувствуют и сознают себя лучше их, и это потому, что они не жадны, не душат друг друга, не копят денег».
    В центре повествования рассказа (1895) два героя, противопоставленные друг другу. Один – Гришка Челкаш, «старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Это уже зрелый человек, яркая и неординарная натура. Даже в толпе таких, как он, босяков, Челкаш выделялся своей хищной силой и цельностью. Недаром Горький сравнивает его с ястребом: «он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал».
    По ходу развития сюжета мы узнаем, что Челкаш живет тем, что обворовывает судна, а затем продает свою добычу. Такие занятия и образ жизни вполне устраивают этого героя. Они удовлетворяют его потребность в чувстве свободы, риска, единении с природой, в ощущении собственной силы и неограниченных собственных возможностей.
    Челкаш родом герой из деревни. Он такой же крестьянин, как и другой герой рассказа – Гаврила. Но как различаются эти люди! Гаврила молод, силен физически, но слаб духом, жалок. Мы видим, как Челкаш борется с презрением к этому «молодому телку», который мечтает о благополучной и сытой жизни в деревне, да еще и советует Григорию, как ему «получше пристроиться» в жизни.
    Становится понятно, что эти совершенно разные люди никогда не найдут общего языка. Хоть они имеют одни корни, но натура их, природа совершенно различны. На фоне трусливого и слабого Гаврилы со всей мощью вырисовывается фигура Челкаша. Особенно четко этот контраст выражается в тот момент, когда герои «вышли на дело» - Григорий взял с собой Гаврилу, дав ему возможность заработать.
    Челкаш любил море и не боялся его: «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, - охватывая всю его душу, оно немного очищало ее от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют - первые - остроту, вторая - цену».
    Этого героя восхищал вид величественной стихии, «бесконечной и могучей». Море и облака сплетались в одно целое, вдохновляя Челкаша своей красотой, «возбуждая» в нем высокие желания.
    Совсем иные чувства вызывает море у Гаврилы. Он видит его как черную тяжелую массу, враждебную, несущую смертельную опасность. Единственное чувство, которое вызывает у Гаврилы море, - страх: «Только боязно в нем».
    Отличается и поведение этих героев на море. В лодке Челкаш сидел прямо, спокойно и уверенно смотрел на водную гладь, вперед, общаясь с этой стихией на равных: «Сидя на корме, он резал рулем воду и смотрел вперед спокойно, полный желания ехать долго и далеко по этой бархатной глади». Гаврила же придавлен морской стихией, она сгибает его, заставляет чувствовать себя ничтожеством, рабом: «… охватил грудь Гаврилы крепким объятием, сжал его в робкий комок и приковал к скамье лодки...»
    Преодолев много опасностей, герои благополучно возвращаются на берег. Челкаш продал награбленное и получил деньги. Именно в этот момент и проявляются истинные натуры героев. Выясняется, что Челкаш хотел дать Гавриле больше, чем обещал: этот парень растрогал его своей историей, рассказами о деревне.
    Нужно отметить, что отношение Челкаша к Гавриле не было однозначным. «Молодой телок» раздражал Григория, он чувствовал «чужеродность» Гаврилы, не принимал его жизненной философии, его ценностей. Но, тем не менее, ворча и ругаясь на этого человека, Челкаш не позволил себе подлости или низости по отношению к нему.
    Гаврила же, этот мягкий, добрый и наивный человек, оказался совершенно иным. Он признается Григорию, что хотел убить его еще во время их поездки, чтобы заполучить себе все добычу. Позже, не решившись на это, Гаврила умоляет Челкаша отдать ему все деньги – с таким богатством он будет в деревне жить припеваючи. Ради этого герой валяется в ногах Челкаша, унижается, забывая про свое человеческое достоинство. У Григория такое поведение вызывает лишь отвращение и омерзение. И итоге, когда ситуация несколько раз меняется (Челкаш, узнав новые подробности, то отдает, то не отдает Гавриле деньги, между героями завязывается серьезная драка и так далее), Гаврила получает деньги. Он просит прощения у Челкаша, но не получает его: слишком велико презрение Григория к этому жалкому существу.
    Неслучайно положительным героем рассказа становится вор и бродяга. Тем самым Горький делает акцент на том, что российское общество не дает раскрыться богатому человеческому потенциалу. Его устраивают только гаврилы с их рабской психологией и средними возможностями. Неординарным же людям, стремящимся к свободе, полету мысли, духа и души, нет места в таком обществе. Поэтому они вынуждены становиться босяками, изгоями. Автор подчеркивает, что это не только личная трагедия босяков, но и трагедия социума, лишающаяся богатого потенциала, лучших своих сил.