Инф. технологии

Палеолитические и неолитические венеры отражают. «Палеолитические Венеры»: древнейшие произведения искусства

Или известняк). Существуют также статуэтки, вылепленные из глины и подверженные обжигу, что является одним из древнейших примеров известной науке керамики . В целом, к началу XXI века было известно более ста «Венер», большинство из которых сравнительно небольшого размера - от 4 до 25 см в высоту.

История открытия

Первые статуэтки эпохи верхнего палеолита с изображением женщин были обнаружены около 1864 г. маркизом де Вибре (Marquis de Vibraye) в Ложери-Бас (департамент Дордонь) на юго-западе Франции. Вибре назвал свою находку «Венера распутная» (Vénus impudique), противопоставив её, таким образом, «Венере скромной» (Venus Pudica) эллинистического образца, одним из примеров которой является знаменитая «Венера Медицейская ». Статуэтка из Ложери-Бас относится к мадленской культуре . У неё отсутствуют голова, руки и ноги, но сделан четкий надрез, изображающий вагинальное отверстие . Ещё одним обнаруженным и признанным экземпляром подобных фигурок стала «Венера Брассемпуйская », найденная Эдуардом Пьеттом (Édouard Piette) в 1894 году в пещерном жилище на территории одноимённого городка во Франции. Изначально термин «Венера» в отношении к ней не применялся. Четыре года спустя Саломон Райнах (Salomon Reinach) опубликовал описание целой группы стеатитовых статуэток из пещер Бальци Росси (Balzi Rossi). Знаменитая «Венера Виллендорфская » была найдена во время раскопок в 1908 г. в отложениях лёсса в долине реки Дунай , Австрия. С тех пор сотни подобных статуэток обнаружено на территории от Пиренеев до Сибири. Учёные начала XX века, занимающиеся изучением первобытных обществ, считали их воплощением доисторического идеала красоты и, поэтому, дали им общее название в честь римской богини красоты Венеры .

В сентябре 2008 г. археологи из Тюбингенского университета обнаружили 6-сантиметровую статуэтку женщины, сделанную из бивня мамонта - «Венера из Холе-Фельс », датируемую, по крайней мере, 35 тыс. до н. э. Она на данный момент является самым древним экземпляром скульптур подобного рода и фигуративного искусства вообще (происхождение намного более древней статуэтки Венеры из Тан-Тана является спорной, хотя и оценивается в 300-500 тыс. лет). Высеченная фигурка была найдена в 6 фрагментах в пещере Холе-Фельс, Германия, и представляет собой типичную палеолитическую «Венеру» с подчеркнуто большим животом, широко расставленными бедрами и крупными грудями .

Описание

Большинство статуэток «палеолитических Венер» обладают общими художественными характеристиками. Наиболее распространены ромбовидные фигурки, суженные вверху (голова) и внизу (ноги), и широкие в средней части (живот и бёдра). У некоторых из них заметно подчёркнуты определенные анатомические особенности человеческого тела: живот , бёдра , ягодицы , груди , вульва . Другие части тела, напротив, часто пренебрегаемы или вовсе отсутствуют, особенно руки и ноги. Головы также обычно относительно небольшого размера и лишены деталей.

В связи с этим возникли споры, касательно правомерности употребления термина стеатопигия , применительно к «палеолитическим Венерам». Этот вопрос был впервые поднят Эдуардом Пьеттом (Édouard Piette), обнаружившим «Венеру Брассемпуйскую » и некоторые другие экземпляры в Пиренеях. Часть исследователей рассматривают эти характеристики, как реальные физиологические черты, подобные тем, которые наблюдаются у представителей койсанских народов Южной Африки. Другие исследователи оспаривают эту точку зрения и объясняют их как символ плодородия и изобилия. Необходимо отметить, что не все палеолитические Венеры тучные и имеют преувеличенные фемининные черты. Также не все фигурки лишены лицевых черт. Тем не менее появление статуэток, похожих друг на друга по стилю и по определенным пропорциям, позволяет говорить о формировании единого художественного канона: грудь и бедра вписываются в круг, а всё изображение – в ромб .

Напишите отзыв о статье "Палеолитическая Венера"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Палеолитическая Венера

Кутузов, которого он догнал еще в Польше, принял его очень ласково, обещал ему не забывать его, отличал от других адъютантов, брал с собою в Вену и давал более серьезные поручения. Из Вены Кутузов писал своему старому товарищу, отцу князя Андрея:
«Ваш сын, – писал он, – надежду подает быть офицером, из ряду выходящим по своим занятиям, твердости и исполнительности. Я считаю себя счастливым, имея под рукой такого подчиненного».
В штабе Кутузова, между товарищами сослуживцами и вообще в армии князь Андрей, так же как и в петербургском обществе, имел две совершенно противоположные репутации.
Одни, меньшая часть, признавали князя Андрея чем то особенным от себя и от всех других людей, ожидали от него больших успехов, слушали его, восхищались им и подражали ему; и с этими людьми князь Андрей был прост и приятен. Другие, большинство, не любили князя Андрея, считали его надутым, холодным и неприятным человеком. Но с этими людьми князь Андрей умел поставить себя так, что его уважали и даже боялись.
Выйдя в приемную из кабинета Кутузова, князь Андрей с бумагами подошел к товарищу,дежурному адъютанту Козловскому, который с книгой сидел у окна.
– Ну, что, князь? – спросил Козловский.
– Приказано составить записку, почему нейдем вперед.
– А почему?
Князь Андрей пожал плечами.
– Нет известия от Мака? – спросил Козловский.
– Нет.
– Ежели бы правда, что он разбит, так пришло бы известие.
– Вероятно, – сказал князь Андрей и направился к выходной двери; но в то же время навстречу ему, хлопнув дверью, быстро вошел в приемную высокий, очевидно приезжий, австрийский генерал в сюртуке, с повязанною черным платком головой и с орденом Марии Терезии на шее. Князь Андрей остановился.
– Генерал аншеф Кутузов? – быстро проговорил приезжий генерал с резким немецким выговором, оглядываясь на обе стороны и без остановки проходя к двери кабинета.
– Генерал аншеф занят, – сказал Козловский, торопливо подходя к неизвестному генералу и загораживая ему дорогу от двери. – Как прикажете доложить?
Неизвестный генерал презрительно оглянулся сверху вниз на невысокого ростом Козловского, как будто удивляясь, что его могут не знать.
– Генерал аншеф занят, – спокойно повторил Козловский.
Лицо генерала нахмурилось, губы его дернулись и задрожали. Он вынул записную книжку, быстро начертил что то карандашом, вырвал листок, отдал, быстрыми шагами подошел к окну, бросил свое тело на стул и оглянул бывших в комнате, как будто спрашивая: зачем они на него смотрят? Потом генерал поднял голову, вытянул шею, как будто намереваясь что то сказать, но тотчас же, как будто небрежно начиная напевать про себя, произвел странный звук, который тотчас же пресекся. Дверь кабинета отворилась, и на пороге ее показался Кутузов. Генерал с повязанною головой, как будто убегая от опасности, нагнувшись, большими, быстрыми шагами худых ног подошел к Кутузову.
– Vous voyez le malheureux Mack, [Вы видите несчастного Мака.] – проговорил он сорвавшимся голосом.
Лицо Кутузова, стоявшего в дверях кабинета, несколько мгновений оставалось совершенно неподвижно. Потом, как волна, пробежала по его лицу морщина, лоб разгладился; он почтительно наклонил голову, закрыл глаза, молча пропустил мимо себя Мака и сам за собой затворил дверь.
Слух, уже распространенный прежде, о разбитии австрийцев и о сдаче всей армии под Ульмом, оказывался справедливым. Через полчаса уже по разным направлениям были разосланы адъютанты с приказаниями, доказывавшими, что скоро и русские войска, до сих пор бывшие в бездействии, должны будут встретиться с неприятелем.
Князь Андрей был один из тех редких офицеров в штабе, который полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела. Увидав Мака и услыхав подробности его погибели, он понял, что половина кампании проиграна, понял всю трудность положения русских войск и живо вообразил себе то, что ожидает армию, и ту роль, которую он должен будет играть в ней.
Невольно он испытывал волнующее радостное чувство при мысли о посрамлении самонадеянной Австрии и о том, что через неделю, может быть, придется ему увидеть и принять участие в столкновении русских с французами, впервые после Суворова.
Но он боялся гения Бонапарта, который мог оказаться сильнее всей храбрости русских войск, и вместе с тем не мог допустить позора для своего героя.
Взволнованный и раздраженный этими мыслями, князь Андрей пошел в свою комнату, чтобы написать отцу, которому он писал каждый день. Он сошелся в коридоре с своим сожителем Несвицким и шутником Жерковым; они, как всегда, чему то смеялись.
– Что ты так мрачен? – спросил Несвицкий, заметив бледное с блестящими глазами лицо князя Андрея.
– Веселиться нечему, – отвечал Болконский.
В то время как князь Андрей сошелся с Несвицким и Жерковым, с другой стороны коридора навстречу им шли Штраух, австрийский генерал, состоявший при штабе Кутузова для наблюдения за продовольствием русской армии, и член гофкригсрата, приехавшие накануне. По широкому коридору было достаточно места, чтобы генералы могли свободно разойтись с тремя офицерами; но Жерков, отталкивая рукой Несвицкого, запыхавшимся голосом проговорил:
– Идут!… идут!… посторонитесь, дорогу! пожалуйста дорогу!
Генералы проходили с видом желания избавиться от утруждающих почестей. На лице шутника Жеркова выразилась вдруг глупая улыбка радости, которой он как будто не мог удержать.
– Ваше превосходительство, – сказал он по немецки, выдвигаясь вперед и обращаясь к австрийскому генералу. – Имею честь поздравить.
Он наклонил голову и неловко, как дети, которые учатся танцовать, стал расшаркиваться то одной, то другой ногой.
Генерал, член гофкригсрата, строго оглянулся на него; не заметив серьезность глупой улыбки, не мог отказать в минутном внимании. Он прищурился, показывая, что слушает.
– Имею честь поздравить, генерал Мак приехал,совсем здоров,только немного тут зашибся, – прибавил он,сияя улыбкой и указывая на свою голову.
Генерал нахмурился, отвернулся и пошел дальше.
– Gott, wie naiv! [Боже мой, как он прост!] – сказал он сердито, отойдя несколько шагов.
Несвицкий с хохотом обнял князя Андрея, но Болконский, еще более побледнев, с злобным выражением в лице, оттолкнул его и обратился к Жеркову. То нервное раздражение, в которое его привели вид Мака, известие об его поражении и мысли о том, что ожидает русскую армию, нашло себе исход в озлоблении на неуместную шутку Жеркова.
– Если вы, милостивый государь, – заговорил он пронзительно с легким дрожанием нижней челюсти, – хотите быть шутом, то я вам в этом не могу воспрепятствовать; но объявляю вам, что если вы осмелитесь другой раз скоморошничать в моем присутствии, то я вас научу, как вести себя.
Несвицкий и Жерков так были удивлены этой выходкой, что молча, раскрыв глаза, смотрели на Болконского.
– Что ж, я поздравил только, – сказал Жерков.
– Я не шучу с вами, извольте молчать! – крикнул Болконский и, взяв за руку Несвицкого, пошел прочь от Жеркова, не находившего, что ответить.
– Ну, что ты, братец, – успокоивая сказал Несвицкий.
– Как что? – заговорил князь Андрей, останавливаясь от волнения. – Да ты пойми, что мы, или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела. Quarante milles hommes massacres et l"ario mee de nos allies detruite, et vous trouvez la le mot pour rire, – сказал он, как будто этою французскою фразой закрепляя свое мнение. – C"est bien pour un garcon de rien, comme cet individu, dont vous avez fait un ami, mais pas pour vous, pas pour vous. [Сорок тысяч человек погибло и союзная нам армия уничтожена, а вы можете при этом шутить. Это простительно ничтожному мальчишке, как вот этот господин, которого вы сделали себе другом, но не вам, не вам.] Мальчишкам только можно так забавляться, – сказал князь Андрей по русски, выговаривая это слово с французским акцентом, заметив, что Жерков мог еще слышать его.
Он подождал, не ответит ли что корнет. Но корнет повернулся и вышел из коридора.

Гусарский Павлоградский полк стоял в двух милях от Браунау. Эскадрон, в котором юнкером служил Николай Ростов, расположен был в немецкой деревне Зальценек. Эскадронному командиру, ротмистру Денисову, известному всей кавалерийской дивизии под именем Васьки Денисова, была отведена лучшая квартира в деревне. Юнкер Ростов с тех самых пор, как он догнал полк в Польше, жил вместе с эскадронным командиром.
11 октября, в тот самый день, когда в главной квартире всё было поднято на ноги известием о поражении Мака, в штабе эскадрона походная жизнь спокойно шла по старому. Денисов, проигравший всю ночь в карты, еще не приходил домой, когда Ростов, рано утром, верхом, вернулся с фуражировки. Ростов в юнкерском мундире подъехал к крыльцу, толконув лошадь, гибким, молодым жестом скинул ногу, постоял на стремени, как будто не желая расстаться с лошадью, наконец, спрыгнул и крикнул вестового.
– А, Бондаренко, друг сердечный, – проговорил он бросившемуся стремглав к его лошади гусару. – Выводи, дружок, – сказал он с тою братскою, веселою нежностию, с которою обращаются со всеми хорошие молодые люди, когда они счастливы.
– Слушаю, ваше сиятельство, – отвечал хохол, встряхивая весело головой.
– Смотри же, выводи хорошенько!
Другой гусар бросился тоже к лошади, но Бондаренко уже перекинул поводья трензеля. Видно было, что юнкер давал хорошо на водку, и что услужить ему было выгодно. Ростов погладил лошадь по шее, потом по крупу и остановился на крыльце.
«Славно! Такая будет лошадь!» сказал он сам себе и, улыбаясь и придерживая саблю, взбежал на крыльцо, погромыхивая шпорами. Хозяин немец, в фуфайке и колпаке, с вилами, которыми он вычищал навоз, выглянул из коровника. Лицо немца вдруг просветлело, как только он увидал Ростова. Он весело улыбнулся и подмигнул: «Schon, gut Morgen! Schon, gut Morgen!» [Прекрасно, доброго утра!] повторял он, видимо, находя удовольствие в приветствии молодого человека.
– Schon fleissig! [Уже за работой!] – сказал Ростов всё с тою же радостною, братскою улыбкой, какая не сходила с его оживленного лица. – Hoch Oestreicher! Hoch Russen! Kaiser Alexander hoch! [Ура Австрийцы! Ура Русские! Император Александр ура!] – обратился он к немцу, повторяя слова, говоренные часто немцем хозяином.
Немец засмеялся, вышел совсем из двери коровника, сдернул
колпак и, взмахнув им над головой, закричал:
– Und die ganze Welt hoch! [И весь свет ура!]
Ростов сам так же, как немец, взмахнул фуражкой над головой и, смеясь, закричал: «Und Vivat die ganze Welt»! Хотя не было никакой причины к особенной радости ни для немца, вычищавшего свой коровник, ни для Ростова, ездившего со взводом за сеном, оба человека эти с счастливым восторгом и братскою любовью посмотрели друг на друга, потрясли головами в знак взаимной любви и улыбаясь разошлись – немец в коровник, а Ростов в избу, которую занимал с Денисовым.
– Что барин? – спросил он у Лаврушки, известного всему полку плута лакея Денисова.












Палеолитические Венеры, перечень:
Палеолитическая Венера — обобщающее понятие для множества доисторических статуэток женщин, обладающих общими признаками (многие изображены тучными или беременными), датирующихся верхним палеолитом. Статуэтки встречаются главным образом в Европе, но ареал находок простирается далеко на восток вплоть до стоянки Мальта в Иркутской области, то есть на большую часть Евразии: от Пиренеев до озера Байкал.

1. Венера из Берехат-Рама — - камень, найденный при археологических раскопках на Голанских высотах в 1981 году. Представляет собой антропоморфный камень из горной породы туф, 35 мм в длину, на котором сделаны по крайней мере 3 прореза, возможно выгравированные с помощью остроконечного камня. Объект был выявлен археологом из Еврейского университета в Иерусалиме Н. Горен-Инбар (N. Goren-Inbar). Она утверждает, что это не что иное, как статуэтка - артефакт, изготовленный представителем вида Homo erectus (ашельская культура начала среднего палеолита, примерно 230 тысяч лет тому назад).

2. Венера Брассемпуйская — или «Дама с капюшоном» - первая по времени обнаружения «палеолитическая венера». Представляет собой фрагмент фигуры из слоновой кости эпохи позднего палеолита, обнаруженный близ французского посёлка Брассемпуи в 1892 году. Считается произведением граветтской культуры (около 22 тысяч лет тому назад). Это одно из наиболее ранних относительно реалистичных изображений человеческого лица.

3. Вестоницкая Венера — «палеолитическая Венера», обнаруженная в Дольни-Вестонице в Моравии 13 июля 1925 года и в настоящее время выставленная в Моравском музее города Брно, Чехия. Является древнейшей известной науке керамической статуэткой. Высота статуэтки - 111 мм, ширина - 43 мм. Принадлежит граветтской культуре и датируется различно - между 29 000 и 25 000 гг. до н. э. При томографическом исследовании на статуэтке обнаружен древний отпечаток детской руки, оставленный ещё перед обжигом.

4. Венера Виллендорфская — небольшая статуэтка женской фигуры, обнаруженная в одном из древних захоронений граветтской культуры близ местечка Виллендорф в Вахау, посёлке коммуны Агсбах, в Австрии археологом Йозефом Сомбати 7 августа 1908 года. Вместе с гальгенбергской венерой экспонируется в венском Музее естествознания. Статуэтка высотой 11 см вырезана из оолитового известняка, который не встречается в данной местности (что говорит о передвижениях древних народов) и подкрашена красной охрой. По последним данным (2015 год) возраст статуэтки насчитывает 29,500 лет. Почти ничего не известно ни о месте, ни о методе изготовления, ни о культурном назначении данной статуэтки.

Фигура женщины выполнена в интересном стиле. Её груди, живот и бёдра выполнены в гипертрофированной манере. Чётко выраженные линии подчёркивают пупок, половые органы и руки, сложенные на грудях. На голове видны хорошо вырезанные волосы или головной убор; черты лица при этом полностью отсутствуют.
По мнению других исследователей, фигурка, возможно, была идолом плодородия и возможно использовалась вагинально, как символ, призванный увеличить деторождение. Об этом говорят чётко выраженные груди и половые органы, отсутствие ступней ног (статуэтка не должна была стоять по замыслу автора).Короткая длина рук была необходима для лучшего погружения в процесс.

5. Венера Гальгенбергская — «палеолитическая венера» ориньякской культуры возрастом около 30 тысяч лет. Обнаружена в 1988 г. невдалеке от г. Штратцинг в Австрии, где неподалёку ранее была обнаружена Венера Виллендорфская. Высота «танцующей» фигурки составляет 7,2 см, масса 10 г. Она сделана из зелёного серпентина. Экспонируется в венском Музее естествознания.

6. Венеры из Гённерсдорфа — палеолитические венеры возрастом около 11,5 - 15 тысяч лет, обнаруженные во второй половине XX века в Гённерсдорфе, районе города Нойвид (земля Рейнланд-Пфальц, Германия), в ходе раскопок под руководством Герхарда Бозински. Статуэтки принадлежат к мадленской культуре и отражают основные тенденции в изображении женской фигуры, характерные для той эпохи: минимализм, абстрактность, отсутствие головы и ног, подчеркнутые формы ягодиц. Их ближайшими аналогами являются экземпляры из Андернаха, Небры и Олькнитца, что позволяет говорить об отдельном «гённерсдорфском типе» палеолитических венер. Кроме того, на данной стоянке были обнаружены шиферные пластины с нанесенными на них рисунками профилей женских тел, которые по форме аналогичны статуэткам.
Всего было найдено 16 Гённерсдорфских венер, материалом для изготовления которых послужили кости животных, бивень мамонта, рог оленя, а также местные сланцевые горные породы

7. Костёнковские венеры — условное название десяти палеолитических статуэток женщин, обнаруженных на Костёнковских стоянках в Воронежской области. Подобные статуэтки также найдены на Авдеевской стоянке в Курской области. Созданы приблизительно 23-21 тыс. лет тому назад носителями костёнковско-авдеевской культуры. Хранятся в Государственном Эрмитаже.
В целом для фигурок характерен единый художественный канон: округлые формы груди и живота гипертрофированы, очень тонкие руки сложены на груди, ноги немного согнуты, лица почти гладкие, без деталей. В 1977 г. в Авдеево была найдена первая «палеолитическая венера» с тщательно проработанным лицом (вплоть до причёски или шапочки, которая передана рядами насечек). На нескольких фигурках заметны украшения, в том числе браслеты и оберегающая грудь перевязь.
Выполнены фигурки из камня (известняка, мергеля) либо из бивня мамонта. Культово-ритуальное назначение статуэток из бивня и камня, очевидно, разнилось. «У фигурок из известняка намеренно отбиты головы и ноги, повреждены грудь и живот», тогда как фигурки из бивня сохранились в неприкосновенности: их «хранили в специальных углублениях с другими значимыми для древнего человека предметами».

8. Венера Леспюгская — доисторическая 15-сантиметровая женская фигурка из слоновой кости, которая принадлежит к группе т. н. «палеолитических венер» и датируется граветтским периодом (26-24 тысяч лет до нашей эры).
Статуэтка была обнаружена в 1922 году в пещере Ридо близ деревни Леспюг (Lespugue) на склонах Пиренеев (французский департамент Гаронна Верхняя). При извлечении из земли получила повреждения. Экспонируется в парижском музее Человека.
«Венера из Леспюга» уникальна по нескольким причинам. Среди всех «палеолитических венер» (трактуемых традиционно как амулеты культа плодородия) здесь наиболее выражены вторичные половые признаки женщины, и в первую очередь гипертрофированные груди.

9. Венера Лоссельская — Венера Лоссельская, фр. V?nus de Laussel - одна из палеолитических венер граветтской культуры (около 20 000 лет назад, верхний палеолит). Представляет собой барельеф на блоке известняка, раскрашенный красной охрой. В правой руке обнажённая Венера держит предмет, напоминающий турий рог. Венеру Лоссельскую обнаружили в 1911 г. на раскопках у пос. Лоссель (Laussel) в коммуне Марке, департамент Дордонь, Франция.

9. Мальтинские венеры - условное название трёх десятков «палеолитических венер» из бивня мамонта, которые были обнаружены советскими археологами на стоянке Мальта в Иркутской области и датированы 21-19 тыс. до н.э. Высота колеблется от 3,7 см до 13,6 см. Хранятся в Государственном Эрмитаже. Эти фигурки были найдены гораздо восточнее, чем прочие «палеолитические венеры». До исследования сибирской стоянки подобные предметы находили исключительно в Европе. Несмотря на значительные вариации между собой и выделение двух основных типов (массивного и грацильного), в совокупности статуэтки сибирского палеолита заметно отличаются от европейских, которые передают обнажённое тело и не выделяют черты лица:
— Головки статуэток крупные и часто обладают схематически моделированным лицом. Орнамент на голове - попытка передать причёску. — Поверхность некоторых женских фигурок покрыта сплошным орнаментом в виде продольных насечек. По гипотезе А. П. Окладникова, так изображена обычная для сибирских народов меховая одежда. — Вторичные половые признаки выражены слабо, груди переданы неглубокой резной линией, некоторые статуэтки кажутся бесполыми.
Обычно статуэтки сужаются книзу, вероятно, для того, чтобы их можно было воткнуть в землю. Иногда в нижней части просверлены отверстия, что позволяло их подвешивать как амулет.

10. Венера Мораванская — палеолитическая венера из бивня мамонта, найденная в 1938 году в западной Словакии. Статуэтка была обнаружена словацким фермером Стефаном Гульман-Петричем у деревни Подковица недалеко от Мораваны-над-Вагом в конце 30-х годов XX века и во время Второй мировой войны попала в руки немецкого археолога Лотара Цоца, который отправил её на экспертизу Анри Брейлю в Париж. Лишь в 1967 году венера была возвращена обратно в Словакию.
По своим внешним характеристикам, временной соотнесенности (22-23 тыс. назад, граветтская культура) и условно малому расстоянию мест находок Мораванская венера близка экземплярам из Виллендорфа и Вестонице, обладающими также подчеркнутыми пышными формами тела.

11. Венера Невшательская — (также Венера из Монруца, фр. V?nus de Monruz) - палеолитическая венера, найденная в 1990 году в пригороде Монруц швейцарского Невшателя в ходе охранных раскопок на месте строительства шоссе A5. Статуэтка была создана около 12-13 тыс. лет назад и относится к культуре Мадлен. В качестве материала для изготовления древний скульптор использовал легко поддающийся обработке гагат.
Будучи сравнительно малой по размерам (1,8 см высотой), Невшательская венера абстрактно передает форму изогнутого женского тела с выступающими ягодицами. Возможно статуэтка использовалась в качестве подвески или амулета, о чем свидетельствует высверленное сквозное отверстие в её верхней части. Внешние характеристики, а также производственный материал, сближают данную находку с венерами из Петерсфельса, обнаруженными на расстоянии 130 км от Невшателя (юг Баден-Вюртемберга, Германия). В итоге, можно предположить, что они либо были созданы одним человеком, либо принадлежат единой региональной традиции изготовления подобных статуэток.

12. Венеры из Петерсфельса — (также Венеры из Энгена, нем. Venusfigurinen vom Petersfels) - статуэтки эпохи верхнего палеолита, найденные в южной Германии с 1928 по 1978 годы. В 1927 году неподалеку от Энгена в Баден-Вюртемберге немецкий исследователь Эдуард Петерс обнаружил палеолитическую стоянку древних охотников мадленской культуры, располагавшуюся вблизи скалы, впоследствии названной в честь ученого. В 1928-1933 годах под его руководством здесь были организованы масштабные раскопки. Дальнейшие исследования стоянки проводились уже в 70-х годах археологом Гердом Альбрехтом.
За годы раскопок Петерсфельса было найдено 16 палеолитических венер, 15 из которых были изготовлены из гагата, а одна из оленьего рога, и имеют размеры от 1 до 3,5 см в высоту.

13. Венера Савиньянская — — палеолитическая венера из серпентина, найденная в 1925 году в коммуне Савиньяно-суль-Панаро в Италии. Статуэтка была обнаружена в 1925 году в итальянской коммуне Савиньяно-суль-Панаро неподалеку от Модены местным жителем Олиндо Замбелли в ходе строительных работ на глубине около 1 метра. Жена посоветовала Замбелли выбросить бесполезный «камень», однако вместо этого фермер отнес находку художнику и скульптору Джузеппе Грациози, который выкупил венеру и передал её в Музей Пигорини.

14. Венера из Тан-Тана — антропоморфная кварцитовая фигурка длиной 58 мм, обнаруженная в 1999 году немецкой экспедицией в пойме реки Дра южнее марокканского города Тан-Тан. Согласно одной из гипотез, вместе с Венерой из Берехат Рама (известной с 1981 года) представляет собой древнейший (500-300 тыс. лет) образец «палеолитической венеры» и, таким образом, самый ранний известный науке памятник художественного творчества.Трактовка этой находки как исключительно антропоморфной, тем более как палеолитической Венеры, очень проблематична.

15. Венера из Холе-Фельс — («Венера Шельклингенская», «Венера Швабская»; нем. Venus vom Hohlen Fels, vom Hohle Fels; Venus von Schelklingen) - древнейшая из известных науке палеолитических венер, обнаруженная в 2008 году в пещере Холе-Фельс близ немецкого города Шельклингена. Возраст - в промежутке между 35 и 40 тысячами лет; принадлежит ориньякской культуре (начало верхнего палеолита), что, предположительно, является временем раннего присутствия кроманьонцев в Европе. Является древнейшим признанным произведением искусства верхнего палеолита и доисторического фигуративного искусства вообще.

16. Человеколев — (нем. L?wenmensch) - статуя существа с человеческим телом и львиной головой, найденная археологами в Германии. Сделанная из бивня мамонта, статуя считается одной из древнейших известных скульптур в мире и самой древней зооморфной скульптурой. Учёные полагают, что фигура возможно представляет собой божество и являлась предметом религиозного поклонения. После проведения радиоуглеродного анализа возраст человекольва был определён в 32 тысячи лет. Позднее была произведена новая датировка, в соответствии с которой возраст скульптуры составляет 40 тысяч лет.
Материал подготовлен

Палеолитическая Венера

«Палеолитическая Венера » - обобщающее понятие для множества доисторических статуэток женщин, обладающих общими признаками (многие изображены тучными или беременными), датирующихся верхним палеолитом . Статуэтки встречаются главным образом в Европе, но ареал находок простирается далеко на восток вплоть до Иркутской области, то есть на большую часть Евразии: от Пиренеев до озера Байкал . Большинство находок относится к граветтской культуре , но есть и более ранние, относящиеся к ориньякской культуре , в том числе и «Венера из Холе-Фельс » (обнаружена в 2008 г. и датируется по крайней мере 35 тыс. лет назад); и более поздние, принадлежащие уже мадленской культуре .

Эти фигурки вырезаны из костей, бивней и мягких пород камня (таких как стеатит , кальцит или известняк). Существуют также статуэтки, вылепленные из глины и подверженные обжигу, что является одним из древнейших примеров известной науке керамики . В целом, к настоящему времени обнаружено более ста «Венер», большинство из которых сравнительно небольшого размера - от 4 до 25 см в высоту.

История открытия

Первые статуэтки эпохи верхнего палеолита с изображением женщин были обнаружены около 1864 г. маркизом де Вибре (Marquis de Vibraye) в Ложери-Бас (департамент Дордонь) на юго-западе Франции. Вибре назвал свою находку «Венера распутная» (Vénus impudique), противопоставив её, таким образом, «Венере скромной» (Venus Pudica) эллинистического образца, одним из примеров которой является знаменитая «Венера Медицейская ». Статуэтка из Ложери-Бас относится к мадленской культуре . У неё отсутствуют голова, руки и ноги, но сделан четкий надрез, изображающий вагинальное отверстие . Еще одним обнаруженным и признанным экземпляром подобных фигурок стала «Венера Брассемпуйская », найденная Эдуардом Пьеттом (Édouard Piette) в 1894 г. Изначально термин «Венера» в отношении к ней не применялся. Четыре года спустя Саломон Райнах (Salomon Reinach) опубликовал описание целой группы стеатитовых статуэток из пещер Бальци Росси (Balzi Rossi). Знаменитая «Венера Виллендорфская » была найдена во время раскопок в 1908 г. в отложениях лёсса в долине реки Дунай , Австрия. С тех пор сотни подобных статуэток обнаружено на территории от Пиренеев до Сибири. Учёные начала XX века, занимающиеся изучением первобытных обществ, считали их воплощением доисторического идеала красоты и, поэтому, дали им общее название в честь римской богини красоты Венеры .

В сентябре 2008 г. археологи из Тюбингенского университета обнаружили 6-сантиметровую статуэтку женщины, сделанную из бивня мамонта - «Венера из Холе-Фельс », датируемую по крайней мере 35.000 лет до н. э. Она на данный момент является самым древним экземпляром скульптур подобного рода и фигуративного искусства вообще (происхождение намного более древней статуэтки Венеры из Тан-Тана является спорной, хотя и оценивается в 500-300 тыс. лет). Высеченная фигурка была найдена в 6 фрагментах в пещере Холе-Фельс, Германия, и представляет собой типичную палеолитическую «Венеру» с подчеркнуто большим животом, широко расставленными бедрами и крупными грудями .

Описание

Большинство статуэток «палеолитических Венер» обладают общими художественными характеристиками. Наиболее распространены ромбовидные фигурки, суженные вверху (голова) и внизу (ноги), и широкие в средней части (живот и бёдра). У некоторых из них заметно подчёркнуты определенные анатомические особенности человеческого тела: живот , бёдра , ягодицы , груди , вульва . Другие части тела, напротив, часто пренебрегаемы или вовсе отсутствуют, особенно руки и ноги. Головы также обычно относительно небольшого размера и лишены деталей.

В связи с этим возникли споры, касательно правомерности употребления термина стеатопигия , применительно к «палеолитическим Венерам». Этот вопрос был впервые поднят Эдуардом Пьеттом (Édouard Piette), обнаружившим «Венеру Брассемпуйскую » и некоторые другие экземпляры в Пиренеях. Часть исследователей рассматривают эти характеристики, как реальные физиологические черты, подобные тем, которые наблюдаются у представителей койсанских народов Южной Африки. Другие исследователи оспаривают эту точку зрения и объясняют их как символ плодородия и изобилия. Необходимо отметить, что не все палеолитические Венеры тучные и имеют преувеличенные фемининные черты. Также не все фигурки лишены лицевых черт. Тем не менее появление статуэток, похожих друг на друга по стилю и по определенным пропорциям, позволяет говорить о формировании единого художественного канона: грудь и бедра вписываются в круг, а всё изображение – в ромб .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФГБОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»

Палеолитические венеры: проблемы содержания

Саранск 2017

Первобытное искусство изучается с разных сторон и различными методами. Основным источником его изучения является археологический материал, а именно вещественные памятники. Памятники искусства эпохи палеолита представляют собой очень небольшую часть всего, что было создано древнейшими художниками. Тем не менее, это - довольно представительный набор, большую долю которого составляют предметы, в совокупности именуемые «мобильным искусством». Свое названия они получили от возможности легкой транспортировки и небольшого размера. В русскоязычной литературе используется термин «искусство малых форм». Мелкая пластика является одним из видов малых форм и включает в себя статуэтки и иные объемные изделия из мягкого камня или других материалов (рог, бивень мамонта, глина и пр.).

В мелкой пластике эпохи палеолита особое распространение получил образ человека. Через все палеолитическое искусство красной нитью проходит изображение женщины и женского начала. Антропоморфные изображения, выполненные в виде небольших скульптурных фигурок женщин, были обнаружены во время первых раскопок верхнепалеолитических памятников Европы, но ареал таких находок простирался и на большую часть Евразии вплоть до озера Байкал в Восточной Сибири. Они обнаружены в культурных слоях поселений верхнего палеолита в скоплениях артефактов, в ямках-хранилищах, вблизи очагов; в погребениях, а также в стерильных прослойках.

Синкретичное по своей природе палеолитическое искусство привлекало внимание исследователей. Дошедшие до нас прекрасные образцы палеолитического творчества, до сих пор продолжают удивлять и восхищать исследователей. Статуэтки представляют собой фигурки обнаженных женщин, исполненных скорее в реалистической манере, с подчеркнутыми признаками пола и гипертрофированными материнскими чертами. Доисторические статуэтки женщин ученые назвали обобщающим понятием «палеолитические Венеры».

Начало изучения «Венер» палеолита как памятников искусства эпохи палеолита относится к 70-м гг. XIX в. Почти все знания в этой области накоплены в области археологии и этнографических исследований племен (отсталых народов), сохранивших до сегодняшнего времени свою традиционную культуру. В изучение проблемы художественного творчества эпохи палеолита внесли весомый вклад П.П. Ефименко, А.П. Окладников, А.А.Формозов и др. Особенный интерес представляют исследования З.А. Абрамовой, в которых систематизированы все древнейшие изображения человека на основе археологических коллекций малых форм, подробно рассмотрен образ женщины, выполнена хронология и классификация изображений. К вопросам происхождения изобразительного искусства обращались в своих трудах В.Б. Мириманов, А.Д. Столяр. Некоторые аспекты первобытной культуры рассмотрены в работах А.К. Байбурина, А.Л. Монгайт, Э.Б. Тайлор, С.В. Токарева и др. В исследованиях Е.Г. Дэвлет, Э.Л. Лаевской, Я.А. Шер предприняты попытки проследить развитие художественных традиций первобытного искусства.

Попытки исследователей интерпретировать значений и использование статуэток сталкиваются с множеством загадок, главная, из которых заключается в единообразии основного массива фигурок. Предположения археологов, а также теории исследователей палеолитического искусства об истинном предназначении женских статуэток до сих пор остаются дискуссионными. Этими обстоятельствами и обусловлена актуальность выбора темы для данного исследования. Основной целью работы является выявление особенностей содержания и развития художественного образа «палеолитических Венер». В связи с этим решаются следующие задачи:

Рассмотреть ареал географического распространения женских изображений в эпоху палеолита;

Описать стилистические особенности «палеолитических Венер»;

Выявить семантическую основу женского образа в палеолитическом искусстве.

Образ женщины наиболее ярко представлен в палеолитическом искусстве. Небольшие женские статуэтки были распространены на огромном пространстве от Средиземного моря до Байкала. Они обладают общими стилистическими чертами и выполнены почти по одной и той же схеме.

На первом этапе верхнего палеолита встречаются изображения условных обозначений женского знака пола, и единичная женская фигурка, выполненная из камня.

На втором, граветтском, этапе во всей приледниковой зоне Европы распространяется реалистический женский образ, воплощенный главным образом в небольших объемных фигурках, искусно вырезанных преимущественно из бивня мамонта: Костенки 1, Авдеево, Гагарино (Россия); Брассампуй, Леспюг (Франция). Встречаются и статуэтки из камня Виллендорф (Австрия) и из глины, подвергшейся обжигу, Дольни Вестонице (Чехия). Распространение статуэток, похожих друг на друга по стилю и по определенным пропорциям, позволяет говорить о формировании единого художественного канона: грудь и бедра вписываются в круг, а вся фигура тяготеет к очертаниям ромба. Статуэтки характеризуются «тучными» формами, акцентированными и преувеличенными женскими признаками, в большинстве своем безликие.

На следующем этапе развития реалистический образ женщины продолжает существовать, но уже в гравюре. В скульптуре образ женщины видоизменяется до предела, до схематичной, но легко узнаваемой фигуры, состоящей из стержневидного тела без головы и выпуклого седалища. Обобщенный характер скульптурного образа никак не связан с техническими трудностями. палеолит венера искусство антропоморфный

Семантика палеолитических «Венер» до сих пор не расшифрована. Изображения, по мнению исследователей, были связаны с культом женщины-прародительницы, женщины-матери, с охотничьими магическими обрядами. Их распространение свидетельствует о зачатках определенных религиозных верований и обрядов, возникших и развившихся в эпоху материнской родовой общины.

Список использованных источников

1. Абрамова, 3. А. Древнейший образ человека. Каталог по материалам палеолитического искусства Европы / З.А. Абрамова. СПб. : Петербургское востоковедение, 2010. 304 с.

2. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре / А.К. Байбурин. СПб. : Наука,1983. 240 с.

3. Дэвлет, Е. Г. Альтамира. У истоков искусства / Е.Г. Дэвлет. М. : Алетейа, 2004. 280 с.

4. Ефименко, П.П. Первобытное общество: очерки по истории палеолитического времени / П.П. Ефименко. М. : Книга по требованию, 2011. 658 с.

5. Лаевская, А.Е. Мир мегалитов и мир керамики. Две художественных традиции в искусстве доантичной Европы / А.Е. Лаевская. М. : Библейско-богословский институт Св. Апостола Андрея, 1997. 233с.

6. Мириманов, В. Б. Первобытное и традиционное искусство / В.Б. Мириманов. М. : Форум, 2009. 272 с.

7. Монгайт, А.Л. Археология Западной Европы Каменный век / А.Л. Монгайт. М. : Наука, 1973. 350 с

8. Окладников, А.П. Утро искусства / А. П. Окладников. Л. : Искусство, 1967. 136 с.

9. Столяр, А. Д. Происхождение изобразительного искусства / А. Д. Столяр. М. : Искусство, 1985. 300 с.

10. Тайлор, Э. Б. Первобытная культура / Э. Б. Тэйлор: пер с англ. Д.А. Коропчевского. М. : Политиздат, 1989. 573 с.

11. Токарев, С. А. К вопросу о значении женских изображений эпохи палеолита / С.А.Токарев // Советская археология. 1961. № 2. С. 12-20.

12. Формозов А. А. Памятники первобытного искусства на территории СССР / А.А. Формозов. М. : Наука,1980. 136 с.

13. Шер Я. А. Первобытное искусство / А.Я. Шер // Проблемы изучения наскальных изображений. М. : ИА АН СССР, 1990. С. 6-12.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Позднейшая культура раннего палеолита. Характеристика и археологические памятники Мустьерской эпохи. Культура ашельского типа. Образ жизни мустьерцев. Увеличение разнообразия орудий труда и освоение новых пространств. Неандертальцы эпохи мустье.

    контрольная работа , добавлен 22.11.2012

    Богатства форм искусства стран Юго-Восточной Азии, влияние буддизма, индуизма и ислама на их развитие. Самобытные художественные облики Индии, Китая и Японии, первоистоки возникновения культуры и искусства, архитектурные стили и жанры живописи.

    реферат , добавлен 01.07.2009

    Истории изучение эпохи бронзы. Погребальные памятники Таласких и Кетмень-Тюбинских долин. Клады и металлургическое производство эпохи бронзы. Основные памятники бронзового века Кыргызстана. Категории и типы изделий, бытовавшие в период поздней бронзы.

    дипломная работа , добавлен 23.02.2010

    Становление Киевской Руси в военном отношении, вклад норманнов в развитие военного дела. Организация русского войска, его вооружение, воинское обучение и воспитание. Стратегия и тактика ведения войн и боя. Письменные памятники о военном искусстве.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2011

    Памятники материальной культуры древнейшего каменного века (палеолита) на территории Казахстана, стоянки мезолитического типа. Зарождение скотоводства и земледелия в неолите (новом каменном веке). История Сако-Сарматской эпохи, хунну, усуни и кангюи.

    реферат , добавлен 13.02.2011

    Святослав Рихтер - феномен в музыкально-исполнительском искусстве. Основные творческие принципы великого музыканта, мышление и духовность. Подчинение техники задачам передачи художественного образа. Неукоснительное выполнение авторского нотного текста.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2011

    Описание памятников позднеашельского или микогского типа, которыми широко характеризуется в Северной Европе начало позднего Плейстоцена, то есть рисс-вюрмского межледниковья. Раннепалеотическая стоянка Зальцгиттер-Лебендштедт. Появление первых гоменид.

    презентация , добавлен 27.10.2013

    Высшие учебные мастерские (ВХУТЕМАС) - выдающееся отечественное явление в сфере искусства и художественного образования, которое стало общепризнанным в мире. Проблемная ситуация в искусстве России в предреволюционные годы, становление пропедевтики.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2010

    Расцвет ювелирного искусства в Древней Руси в эпоху Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Наиболее известные памятники древнерусского ювелирного искусства. Знаменитая "Черниговская гривна", колты из Михайловского клада, шлем Ярослава Всеволодовича.

    презентация , добавлен 02.04.2014

    Возрождение интереса к античной культуре. Наука и техника эпохи Возрождения. Новый виток литературы и художественного искусства. Утверждение в Европе веротерпимости, уважения к личности, принципов открытости научного поиска. Корни современной науки.

>> Палеолитические Венеры

Палеолитические Венеры

Для всеобъемлющего представления о Венере, обычно мысленно переносятся во времена античности и видят цветущую женственность Венеры Милосской, пленяющую мужское воображение богиню любви и красоты, выходящую из пены морской небожительницу Сандро Боттичелли. А что, если отправить воображение на тридцать или тридцать пять тысяч лет назад? Верхний палеолит - ранний каменный век - подарил человечеству изображение самой древней Венеры, богини истинной, чудо и предназначение которой - продолжение жизни.

Венеры палеолита или палеолитические Венеры - это обобщающий термин для доисторических фигурок, рельефов и статуэток женщин, в основе изображения которых есть много общих признаков. Традиционного современного эротизма в древних статуэтках нет, но есть восхищение и преклонение перед женщиной-матерью, женщиной-богиней, женщиной-началом жизни. Венеры палеолита - это всегда тучные, чаще всего беременные женщины, с обвисшей грудью, молоком которой вскормлено очень много детей, с огромными бедрами, обеспечивающими легкие роды. Всем органам женского тела, которые отвечают за процесс деторождения, уделено особое внимание, остальное - волосы, улыбка, глаза, длинные ноги - совершенно не интересовали доисторического художника.

Статуэтки распространены по всей территории Евразии, от Байкала до Пиренеев. Материал фигурок - кость, бивни мамонта, мягкий камень, поддающийся обработке примитивными орудиями первых скульпторов: известняк, кальцит, стеатит. Кстати, первая керамическая статуэтка в истории человечества - это палеолитическая Венера, найденная в Чехии. На данный момент археологи располагают сотней фигурок Венер высотой от 4-х до 25-ти сантиметров, самыми известными из которых являются:

Венера из Холе-Фельс, 35-40 тыс. лет, Германия, бивень мамонта;

Вестоницкая Венера, 27-31 тыс. лет, Чехия, керамика;

Венера Виллендорфская, 24-26 тыс. лет, Австрия, известняк;

Венера из Леспюг, 23 тыс. лет, Франция, слоновая кость;

Венера Мальтинская, 23 тыс. лет, Россия, бивень мамонта;

Венера Брассемпуйская, 22 тыс. лет, Франция, слоновая кость;

Венера Костенковская, 21 тыс. лет, Россия, известняк;

Венера Лоссельская, 20 тыс. лет, Франция, известняк.

Фигурки в большинстве принадлежат к археологической граветтской культуре, также встречаются как более ранние образцы культуры ориньякской (35 тысяч лет назад, Венера из Холе-Фельс), так и более поздние статуэтки периода мадленской культуры.

Многими учеными были предприняты попытки создать классификацию находок. В научном мире наименее спорной считается классификация Генри Дельпорта, в основе которой лежит географический принцип:

Пиренейско-аквитанская группа (Венера Леспюгская, Лоссельская и Брассемпуйская);

Средиземноморская группа (Венера с острова Мальта);

Рейнско-дунайская группа (Венера Виллендорфская и Венера из Вестониц);

Среднерусская группа (Костенки, Зарайск, Гагарино);

Сибирская группа (Венера Мальтинская, Венера из Бурети).

Есть две, пожалуй, самые загадочные из палеолитических Венер, то есть фигурки, создание которых рукой человека не доказано. Большинство исследователей утверждают, что антропоморфные черты обе фигурки приобрели природным путем. Все дело в возрасте находок, если классическим Венерам каменного века максимум 40 тысяч лет, то Венере из Тан-Тана от 300 до 500 тысяч лет, а Венере из Берехат-Рама

230 тысяч лет. Материал спорных фигурок кварцит и туф, мягкие породы камней, в значительной степени подверженные эрозии.

Первая Венера была обнаружена во Франции в 1864 году. Маркиз де Вирбе представил общественности свою находку, окрестив ее "Венера распутная" (Venus impudique ). Статуэтка маркиза де Вирбе относится ко времени мадленской археологической культуры. Это небольшая женская фигурка грубой работы без головы, рук и ног, мастер уделил внимание лишь женским половым признакам: четкий надрез на месте вагинального отверстия и большая грудь. В 1894 году, и снова во Франции, на территории пещерного жилища людей каменного века Эдуард Пьетт обнаружил первую из знаменитых палеолитических антропоморфных женских фигурок - Венеру Брассемпуйскую. Венера Виллендорфская пролежала 26 тысяч лет на берегу Дуная, пока не была извлечена из отложений лесса в 1908 году. На данный момент последней значимой находкой является Венера из Холе-Фельс, плюс - она еще и древнейшая из обнаруженных статуэток, самый первый образец фигуративного искусства.

Почему ученые называют доисторические статуэтки "Венерами"? Если в научных кругах существуют разногласия в датировке, предназначении и способе обработки материала при создании фигурок, то относительно символики мнение едино: женская статуэтка раннего каменного века - это воплощение идеала красоты того времени, следовательно, обобщенное название было дано в честь богини красоты. Попытки интерпретировать значение и возможное использование древних статуэток основывается на предположениях, на личных догадках археологов, на тех или иных представлениях ученых о мироздании, но нет самого основного при любом доказательстве - нет фактов. Случай распространенный практически для всех артефактов доисторического времени, и непреложная истина в том, что подлинное культурное значение предметов останется навсегда загадкой и никогда не выйдет за рамки чьих-то домыслов, предположений или стереотипов. Самыми правдоподобными считаются следующие версии о предназначении палеолитических Венер: символ плодородия, как женского, так и сельскохозяйственного; изображение Матери-Богини или любого другого женского божества; защитный женский талисман; порнографическое изображение. Найденных в захоронениях подобных статуэток единицы. Единственное, что можно утверждать с уверенностью: фигурки не могли нести практического применения и не являлись орудием для добычи средств к существованию. Распространенные места находок - это открытые поселения или пещеры.

Объединяющий фактор для Венер каменного века - это художественные характеристики. Наиболее распространенный тип представляет собой ромбовидную фигурку с широкой средней частью - это бедра, ягодицы и живот, и суженными верхней и нижней частями - голова и ноги. У статуэток чаще всего отсутствуют ноги и руки. Голова маленькая, без деталей.

Классические, признанные всеми Венеры относятся к двум культурам верхнего палеолита: граветтской и солютрейской - это самые тучные фигурки, ко времени мадленской культуры статуэтки становятся грациознее, обретают лицо, детали тела приобретают четкие линии, заметно увеличивается художественное мастерство. Известно использование охры при создании фигурок - это Венера Виллендорфская и Венера Лоссельская. Однозначно, покрытие охрой несет сакральную символику (кровь при менструации или при рождении), прослеживается связь с неким религиозным ритуальным действом.

Среди сотни женских фигурок верхнего палеолита, каждая из которых заслуженно претендует на уникальность, все же существует самая уникальная - Венера Вестоницкая, она заставила научный мир кардинально пересмотреть представления о жизни древнего человека. Нашли "богиню каменного века" в Чехии, 13 июля 1925 года на месте древнего очага археологи Эммануэль Даниа и Йозеф Сеидл. Участники экспедиции не сразу поняли, какое сокровище держат в руках и что будет значить для истории их небольшая находка. На первый взгляд это было уже известное женское изображение: пышная грудь, широкие бедра и круглый живот. Только когда были заботливо счищены все "наносы времени" , стало ясно - скромные чешские историки в один миг стали знаменитыми, богиня Венера явила свою доброту и в который раз удивила человечество подарком. Венера Вестоницкая - самая древняя керамическая статуэтка с вкраплениями органического материала. Неоспоримое доказательство того, что примерно 26-29 тысяч лет назад люди умели обжигать глину, до 1925 года даже самые смелые умы не могли предположить подобного. В 2004 году было проведено томографическое исследование статуэтки, и снова сенсация - оказывается, на фигурке есть отпечаток пальца десятилетнего ребенка, оставленный перед обжигом. Принадлежит Венера из Верхних Вестониц граветтской археологической культуре.

Предмет длиной в 11 сантиметров, в каком-то роде переворачивающий археологическую науку с ног на голову. В настоящее время Венера Вестоницкая выставлена в музее чешского города Брно.