Инф. технологии

Папа римский урбан 3. Папа Урбан II — Вдохновитель крестовых походов

Толпа все прибывала, в ней были и рыцари, и крестьяне, священники и горожане. Увидеть своими глазами наместника Бога на Земле удавалось далеко не каждому. Вдобавок уже пронесся слух, что папа собирается сообщить что-то исключительно важное, нетерпение нарастало.

Наш соотечественник поэт Аполлон Майков сотни лет спустя написал об этом достопамятном дне звучные стихи:

Не свадьбу праздновать, не пир,

Не на воинственный турнир

Блеснуть оружьем и конями

В Клермон нагорный притекли

Богатыри со всей земли.

Что луг, усеянный цветами,

Вся площадь, полная гостей,

Вздымалась массою людей,

Как перекатными волнами.

Луч солнца ярко озарял

Знамена, шарфы, перья, ризы,

Гербы, и ленты, и девизы,

Лазурь, и пурпур, и металл...

Должным образом описали этот день и хронисты-современники. Благодаря им, мы знаем сегодня даже то, что папа облачен был в белые одежды из парчи, украшенной златоткаными крестами, в высокой митре, сверкавшей драгоценными камнями и увенчанной крестом, что сопровождавшая его многочисленная церковная свита была в одеждах малинового, фиолетового, черного цветов.

Папа Урбан II вышел из городских ворот, поднялся, поддерживаемый двумя кардиналами, на заранее сколоченный помост. Толпа стихла...

Но вот сама речь Урбана II, к сожалению, в доподлинном своем виде не сохранилась, да и не могла сохраниться - ведь не было еще в ту пору стенографисток. К тому же далеко не все из тех, кто вел в ту пору летописи, слышал ее сам - приходилось передавать смысл обращения папы к своей пастве со слов тех, кто был в тот ноябрьский день в Клермоне. Однако отдельные фрагменты речи записаны буквально.

«Земля эта, которую вы населяете, - говорил Урбан, - сдавлена отовсюду морем и горными хребтами, она стеснена вашей многочисленностью, обилием же богатств не преизбыточествует и едва прокармливает тех, кто ее обрабатывает. Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете и пожираете, ведете войны и наносите друг другу множество смертельных ран. Пусть же прекратится ваша ненависть, пусть смолкнет вражда, утихнут войны и заснут всяческие распри и раздоры. Становитесь на стезю Святого Гроба, исторгните землю эту у нечестивого народа, покорите ее себе. Земля эта, как гласит Писание, течет медом и млеком. Иерусалим - это пуп земли, край, плодоноснейший по сравнению с другими землями, он словно второй рай. Он жаждет освобождения и не прекращает молить о том, чтобы вы пришли ему на выручку».

Затаив дыхание, собравшиеся слушали слова Урбана II, говорившего о том, что «персидское племя турок» захватило священные для христиан реликвии, что они превращают храмы в хлева для скота, «топчут ногами предназначенные для богослужения сосуды», наносят побои и оскорбления духовенству. О том, что нельзя более терпеть святотатства, что христиане должны подняться на бой с неверными, и каждый воин в знак этого - нашить на свою одежду крест из красной материи. Тот, кто отправится на Восток для освобождения Гроба Господня, завершал свою речь папа Урбан II, получит полное прощение всех грехов и долгов; тех же, кто примет смерть в битвах за веру, ждет вечное райское блаженство.

Речь папы римского упала на благодатную почву. Тысячи людей, опустившись в едином порыве на колени, восклицали: «Так хочет Бог!» Когда Урбан II замолчал, к помосту тотчас устремились рыцари, вытаскивая мечи из ножен и испрашивая у Папы благословения на ратные подвиги во имя Господа. Клятву немедленно отправиться на Восток давали и простые крестьяне, и горожане.

Немедленно весть о призыве Церкви облетела всю Францию. Уже через несколько дней в Клермон прибыли к Урбану II послы могущественного сеньора, графа Раймунда IV Тулузского. Граф объявлял о том, что и сам он, и его вассалы, готовы отправиться в Иерусалим, чтобы покарать неверных. С воодушевлением разосланные папой послания, который еще несколько месяцев оставался во Франции, были приняты и при дворах всех других властителей, в том числе и королей...

Страница 1 из 2

УРБАН II (Эд (Одо) де Шатильон де Лажери или Оттон Остийский) – папа Римский с 12 марта 1088 г. по 29 июля 1099 г. Инициатор начала Крестовых походов. Родился в графстве Шампань недалеко от Реймса, происходил из рыцарской семьи, учился при кафедральном соборе в Реймсе у основателя ордена картезианцев св. Бруно (1030–1101 гг.), затем в университете этого же города. Стал каноником и архидиаконом кафедрального собора в Реймсе и около 1070 г. вступил в орден бенедиктинцев (монастырь аббатства Клюни); в этом монастыре был приором. Приехал в Рим по приглашению Григория VII (1073–1085 гг.) около 1080 г. и стал близким советником папы в период проведения им реформы церкви. В 1078 г. папа назначил его кардиналом и епископом Остии. В 1082–1085 гг. граф Эд – папский легат во Франции и Германии (с 1084 г.). В качестве легата участвовал в съезде епископов в Герстунгене на Верре (1085 г.), чтобы вновь отлучить от церкви Генриха IV (1050–1106 гг.). Его доводы здесь приняты не были, и партия императора одержала верх. В том же году он присутствовал на Кведлинбургском соборе, где требовал расторжения брака антикороля Германа, а также отлучения от церкви Генриха IV. Граф Эд был одним из самых видных и активных сторонников григорианских реформ и одним из немногих, кого Григорий VII называл в числе своих возможных преемников. После его смерти папой был избран настоятель Монте-Кассино Дезидерий под именем Виктора III (1086–1087 гг.), а после его короткого правления единодушным одобрением на папский престол был возведён Эд под именем Урбана II (на небольшом собрании кардиналов и других прелатов в Террачине, около Гаэты в Италии). Сначала он оставался в Южной Италии, потом поселился на острове Тибра, т.к. Рим принадлежал антипапе Клименту III (1080–1100 гг.). Вернулся в Рим с помощью норманнских войск. Умный, красноречивый, образованный Урбан II продолжил политику папы Григория VII, показав при этом большую гибкость и дипломатическую утончённость. Неразборчивый в средствах, но осторожный, он старался не раздражать государей, предпочитая резкому тону увёртливые переговоры. Урбан II понял невозможность осуществления грандиозных планов Григория VII, примирился с существовавшими формами государства и тем самым подчинил себе весь Запад, вступив повсюду в союз со светскими властями и придав папской власти незаметный, но огромный авторитет. С самого начала он был вынужден считаться с присутствием в Риме антипапы Климента III. В ходе нескольких Соборов, проведённых в Риме, Амальфи, Беневенто и Трое, поддержал борьбу против симонии (продажи церковных должностей) и за право папы на инвеституру (право назначать епископов), продолжив противостояние с императором Генрихом IV. Папа объявил также о создании Римской курии, построенной по образцу королевского двора, и повысил роль коллегии кардиналов. В 1090 г. Урбан II вновь был изгнан из Рима сторонниками антипапы Климента III, которых поддержал Генрих IV, но сумел вернуть себе власть в этом городе в 1092 г., когда Генрих IV был разбит под Каноссой, и от него отложился его сын Конрад. Папа одобрил брак 43-летней графини Матильды Тосканской (1046–1115 гг.) с 18-летним сыном герцога Баварии Вельфом V Толстым (1073–1120 гг.), чем объединил сильнейших противников императора. Он также помог принцу Конраду, сыну императора Генриха IV, в восстании против отца и в 1093 г. короновал его в Милане королём Италии. В 1095 г. на Синоде в Пьяченце отлучил Генриха IV от церкви, в том числе на основании жалобы на него его жены Адельгейды (Евпраксии – дочери киевского князя Всеволода Ярославича). Кроме того, Урбан II вышел победителем из борьбы с французским королём Филиппом I Капетингом (1052–1108 гг.), которого отлучил от церкви за его супружескую неверность. Во времена папы Урбана II началась борьба за право назначать светских правителей и церковников, истоки которой лежат именно в его борьбе с императором Генрихом IV. На том же Соборе в Пьяченце (март 1095 г.), где Урбан II принял посла византийского императора Алексея I Комнина (1081–1118 гг.), который просил о помощи против мусульман, впервые обрело свою форму его крестовое движение.

Папа Римский Урбан II не предполагал, что его зажигательная речь на Клермонском соборе в 1095 году с призывом к походу с оружием против мусульман, якобы осквернявших в Иерусалиме Гроб Господень, вызовет движение крестоносцев. Короли, бароны, графы, рыцари, крестьяне, женщины и даже дети жаждали отправиться к святым местам и очистить их от «неверных». В награду за освобождение Иерусалима Папа обещал отпущение грехов. За 200 лет было совершено 8 Крестовых походов. Европа потеряла многие тысячи своих лучших сынов, в том числе Людовика IX. Гроб Господень остался за неверными». Но несмотря на крестовые войны, Европа и Восток все же сблизились.

Папа Римский не только обещал прощение от всех прегрешений - он соблазнял паству неисчислимыми богатствами, которыми изобилует Восток. Земля там наполнена молоком и медом,- возвещал он.- Пусть те, кто был здесь грабителями, там станут воинами, кто здесь не нашел счастья, обретет его на Востоке». Толпа ему вторила и восклицала: «Так хочет Бог!» Собравшиеся пали на колени и в религиозном экстазе, со слезами на глазах поклялись освободить Гроб Господень от мусульман, очистить Святую землю. В завершение проповеди Папа снял свою пурпурную сутану, пожертвовав ее на благое дело. А новоявленные паломники тотчас стали нашивать на свои плащи и накидки красные кресты. Так впервые в истории религии и Европы начались Крестовые походы, которые, несмотря на все огромные потери, привели к обогащению культур разных народов, к веротерпимости…

Вход Иисуса в Иерусалим. Убиение евреев мусульманами. Завоевание Иерусалима крестоносцами. Рисунок ок. 1200 г.

Мирское имя Папы Урбана было Одо де Ланжери, он происходил из Франции, из Шампани. С детства посвятил себя служению церкви, был каноником, архидьяконом. В 1070 году он удалился в монастырь Клюни, где знакомился с богословскими учениями. Но затворническая жизнь оказалась ему не по нраву. Вскоре Одо отправился в Рим, чтобы помочь Папе Григорию VII проводить религиозные реформы.

Он показал себя ревностным служителем Бога, исполнительным, умеющим вести переговоры и убеждать. В 1078 году Одо назначили кардиналом-епископом, затем отправили в качестве папского легата во Францию и Германию. На Соборе 1088 года Одо был единодушно провозглашен новым Папой Урбаном II. Но он не смог сразу войти в Рим и занять там свой высокий пост.

Встреча графини Матильды и Ансельма Кентерберийского (Папа Урбан II на троне). Художник Дж.-Ф. Романелли. 1637-1642 гг.

В столице Италии не было спокойствия. Граждане находились на распутье. Одни поддерживали германского короля и императора Священной Римской империи Генриха IV, который выступал против нового Папы, другие стояли за антипапу Клемента III, который не хотел покидать свой пост и отстаивал его с оружием в руках. Борьба велась нешуточная, успех сопутствовал то одной, то другой стороне. Осенью

1089 года Папе Урбану пришлось бежать из Рима. В городе стал владычествовать антипапа Клемент III, призвавший к себе Генриха IV.

Урбан разъезжал по Южной Италии, по городам и селениям Франции и дожидался перемен. Но это время он использовал для укрепления своего авторитета: выступал за единство церкви и вероисповедания. Его внимательно слушали, ему верили, ему старались помочь. В 1094 году Урбан вместе со своими единомышленниками сумел войти в Рим, но сторонники Клемента III продолжали вести борьбу против него.

Папа Римский Урбан II призывает жителей Клермона в Первый крестовый поход

Спустя год, когда страсти улеглись, к Урбану прибыло посольство от византийского императора Алексея I Комнина. Прибывшие рассказали Папе о бедственном положении, сложившемся на Востоке: турки-сельджуки угрожали Константинополю, в Святой земле мусульмане захватили храм с Гробом Господним, они творят кровавые расправы над христианами. Надо освобождать Святую землю.

Этот рассказ задел Папу за живое. Он понял, что ситуация дает ему шанс укрепить свои позиции в Риме. Ему надо поднять массы людей и отправить их на освобождение попранных святынь. После Клермонского собора он продолжил свою миссию организатора Крестовых походов, разъезжал по городам и селениям Франции, Германии, Италии и призывал христиан к отмщению. Именно в этот период из уст Папы впервые прозвучало слово «индульгенция», что в переводе с латинского означало «отпущение грехов».

Папа Урбан II благословляет крестовый поход. Художник Ж. Фуке. 1455-1460 гг.

Весть о готовившемся крестовом походе в Святую землю вызвала немалый энтузиазм в странах Западной Европы. Священники в церквах звонили в колокола и по примеру Папы призывали добрых христиан присоединиться к походу против «неверных ». Тысячи обездоленных крестьян, бездомных горожан откликнулись на этот призыв.

Весной 1096 года кое-как вооруженная армия двинулась по пути, проторенному паломниками по Рейну, Дунаю к Константинополю. Люди плохо представляли себе, где и как будут питаться, с кем воевать и что делать в Святой земле. Они пели псалмы, радовались будущей богатой добыче, но после нескольких дней пути, когда у них кончилось продовольствие, приступили к грабежам. Они тащили все, что попадало под руку, уводили скот, лошадей, убивали их хозяев. Это была попутная война.

Летом примерно 25 тысяч членов воинства Христова добрались до Константинополя. Тут турки-сельджуки встретили их на пути и легко перебили. Часть захватили в плен и продали в рабство, часть уничтожили. Уцелело около 3 тысяч. Часть из них вернулись домой и рассказали о печальных итогах крестьянского крестового похода.

Разрушение Иерусалимского храма. Художник Ф. Хайес

Первый крестовый поход во главе с рыцарями состоялся в том же 1096 году, его возглавил граф Тулузский, с ним шел папский легат, на их плащах были нашиты красные кресты. Общее воинство уже достигало 50-70 тысяч человек. В январе они прибыли к Константинополю. Император Византии Алексей I полагал, что все рыцари поступят к нему в услужение и помогут вернуть ему утраченные византийские земли. За это он собирался им платить. Но прибывшие рыцари не собирались помогать Алексею, у них были свои цели - добраться до Иерусалима, изгнать «неверных» и захватить богатую добычу.

На этот раз турки-сельджуки потерпели полное поражение, они не смогли противостоять хорошо организованному войску конных рыцарей. С боями крестоносцы дошли до Вифлеема и подступили к Иерусалиму. Город уже был на осадном положении, и взять его приступом не удалось. Лишь основательно подготовившись, в июле 1099 года крестоносцы штурмом взяли город. Они носились по улицам, искали золото, серебро, убивали людей, не разбираясь, кто правоверные, а кто мусульмане. После этой кровавой бойни они отправились к Гробу Господню замаливать грехи.

Памятник Папе Урбану II на площади Свободы в Клермон- Ферране (Франция). Скульптор Г. Гаургониллон

На захваченных землях крестоносцы в начале XII века создали 4 государства: королевство Иерусалимское, графство Триполи, княжество Антиохийское и графство Эджесское. Возглавлял все 4 государства провозглашенный король Иерусалимский. На землях крестоносцев затем возникли духовные рыцарские ордена: тамплиеров, госпитальеров и тевтонцев.

Цель Первого крестового похода была достигнута. Но борьба между поселившимися на Востоке христианами и мусульманами только начиналась. Мусульман было неизмеримо больше, и они вовсе не собирались отдавать эти земли пришельцам, которых, в свою очередь, также считали «неверными».

Рыцари-крестоносцы в боевом облачении. XIII в.

Чтобы отстоять завоеванное, пришлось организовывать и Второй крестовый поход, и третий, и четвертый… и восьмой. Но удержать захваченные земли крестоносцы не смогли и постепенно были вытеснены оттуда.

К этому времени вдохновитель крестового движения Папа Урбан II уже много лет как покоился в земле. Но его призывы до XV века будоражили воображение рыцарей, которые не могли смириться с потерями и несколько раз предпринимали попытки освобождения Гроба Господня, но все они кончались неудачно.

Ноябрь 1095г., Клермон, Франция. Город наполнен праздничной суетой. Еще бы, сам Римский папа Урбан II собрал здесь Собор. Со всех концов Франции собрались рыцари, духовенство, крестьяне. В этом году Римский папа уже собирал Собор в итальянской Пьяченце. И теперь, перевалив Альпы, он прибыл в Клермон, предварительно объехав Клюнийское аббатство. Сегодня он должен выступить перед народом с проповедью. А народу собралось столько, что в городе не оказалось подходящего места, готового уместить всех желающих. Решили собраться на равнине за городом.
- Возлюбленные братья!
Побуждаемый необходимостью нашего времени, я Урбан, носящий с разрешения Господа знак апостола, надзирающий за всей землей, пришел к вам, слугам Божьим, как посланник, чтобы приоткрыть Божественную волю.
Так начал свою речь папа. Людское море стихло, жадно внимая его словам. Ждали, когда папа скажет главное.
Урбан II рассказал о том, что турки сельджуки захватили Иерусалим, о гонениях христиан в Святой земле, об их страданиях, о необходимости помочь им как можно скорее:
- И вот об этом-то деле прошу и умоляю вас, глашатаев Христовых, - и не я, а Господь, - чтобы вы увещевали со всей возможной настойчивостью людей всякого звания, как конных, так и пеших, как богатых, так и бедных, позаботиться об оказании всяческой поддержки христианам и об изгнании этого негодного народа из пределов наших земель. Я говорю (это) присутствующим, поручаю сообщить отсутствующим, - так повелевает Христос.
И толпа выдохнула:

Так начиналась почти 200-летняя эпопея крестовых походов. Так кто же был их инициатор, римский папа Урбан II?
Он родился в 1042 г. в семействе де Ланжери в провинции Шампань. Род его был знатным, поэтому стоит ли удивляться, что одним из учителей у него был святой Бруно, основатель ордена картезианцев, существующего до сих пор (во Франции и других странах существует 18 таких монастырей). Полное мирское имя Урбана II - Одо (Оддо) де Ланжери. В Реймсе Одо стал каноником, а затем получил сан архидьякона. Карьера его была успешна, но около 1070 г. Одо удаляется в монастырь Клюни, известный аскетизмом его монахов и покровительством римского папы. В скором времени он становится приором Клюни.
1073 г. для клюнийских монахов стал годом перемен. В Риме был избран новый понтифик Григорий VII, ставший монахом Клюни еще в 1047 г. Тогда, в 1047, Григорий VII мечтал быть аскетом, жаждал уединения. Но мечтам не суждено было сбыться. Его забрал с собой в Рим папа Лев IX, понтификат которого начался в 1049 г. А теперь Григорий VII сам, желая поддержки верных людей, вызвал из Клюни монахов под предводительством аббата Гуго. В эту группу монахов вошел так же и приор Одо де Ланжери. Отныне его судьба была накрепко связана с судьбой папы Григория VII.
Времена были трудные. Еще папа Григорий VI, в 1045-1046 гг. предпринял попытку начать церковную реформу. Реформа проходила очень трудно. Еще бы, деятели реформы замахнулись на устои и церковные, и светские! В первую очередь реформаторы предлагали отказаться от симонии, т.е. продажи церковных должностей, а также ратовали за целибат, то бишь, за безбрачие священнослужителей. А ведь большинство приходских священников в XI в. были женатыми! Симония позволяла наполнять звонкой монетой карманы светских и церковных феодалов. Первой жертвой этой борьбы пал…сам римский папа Григорий VI, которого заставили отречься от престола – он купил папский титул у своего предшественника Бенедикта IX за 2000 динариев. Надо ли говорить о том, что проведение реформы всячески тормозилось властями.
В марте 1074 г. состоялся синод, на котором папа издал постановление, в котором содержался запрет на торговлю церковными должностями, а так же запрет верующим принимать причастие у женатых священников. И раньше римские папы издавали такие постановления, но они обычно игнорировались духовенством. Теперь же, когда постановление издал Григорий VII, славившийся своей настойчивостью и энергией, не приходилось надеяться, что все останется по-прежнему. Духовенство было взволновано.
Но папе, казалось, решений этого синода было мало. Происходила интенсивная подготовка новых постулатов реформы. Через год, опять весной, издается «Диктат папы», короткая и ясная программа, направленная на возвышение римского папы над светской властью. Светские власти лишались так называемой инвеституры, т.е. права назначать и смещать епископов, а духовенству запрещалось получать должности от светских владык.
Одо де Ланжери принял в церковной реформе самое деятельное участие. В 1078 г. его назначили кардинал-епископом Остии, одного из пригородов Рима, а вскоре он был направлен легатом, т.е. дипломатическим представителем папы во Францию и Германию. Легатам Григория VII давалось исключительное право во все вмешиваться, смещать епископов, провозглашать церковные кары против государей.
Германия XI в. являлась частью Священной Римской империи, управлявшейся в то время представителями франконской династии. К 1078 г. между римским папой и королем Германии Генрихом IV разгорелся конфликт. Возмущенный отменой инвеституры, в январе 1076 г. Генрих IV взял да и отрешил от должности Григория VII. Конфликт этот через год привел Генриха в Каноссу, на покаяние: отлучение самого Генриха IV от церкви оказалось более сильным ударом – ему перестали подчиняться его вассалы! Но и Каносса оказалась лишь эпизодом драмы, затянувшейся на долгие годы. Вскоре после покаяния Генрих вернулся к противостоянию с папой. Разгневанный Григорий VII в марте 1080 г. вновь отлучил короля от церкви. В отместку, Генрих IV в июне этого же года собирает в Бриксене собор, и верные ему епископы объявляют Григория низложенным. Мало того, они избирают Виберта Равеннского папой! Этот антипапа вошел в историю под именем Климента III. Так одновременно на римском престоле оказались двое.
На долю Одо де Ланжери, легату, посланнику папы в Германии достались трудные дела. За 3 года, которые он состоял в этой должности, ему пришлось даже сидеть в тюрьме, куда его отправили по приказу Генриха IV. Правда, вскоре король велел его освободить.
В июле 1083 г. германский король взял Рим, вынудив Григория VII укрыться в замке Сант-Анджело. Папа держался твердо, не соглашаясь на мировую. 21 марта 1084 г. Генрих IV начал осаду замка. Через 3 дня Климент III был посвящен в папы. Спустя неделю он возложил на Генриха IV императорскую корону.
Григорий VII недолго был заложником императора. Вскоре его освободили норманны под командованием его верного вассала Робера Жискара. Норманны подвергли Рим жестокому разграблению, которого он не знал со времен готов. Римляне стали осыпать папу проклятьями. После этого оставаться в Риме папа не мог. Григорий VII умер в Салерно в мае 1085 г.
Григорий умер, простив перед смертью всех своих врагов, кроме Генриха IV и Климента III. Как быть дальше, что делать с Климентом, избранным немецкими епископами? Мнения самих немецких епископов разделились. Поэтому бывший легат, епископ-кардинал Одо де Ланжери организовал собор сторонников реформ в Кведлинбурге. Сторонники же императора и Климента III собрались в Майнце. Епископы в Майнце поддержали Климента, а на соборе в Кведлинбурге под руководством Одо де Ланжери Климент III был проклят. Решался и вопрос о приемнике. Одним из вероятных кандидатов на папский престол был назван Одо де Ланжери.
Да, теперь, в 1085 г. авторитет Одо де Ланжери был уже настолько сильным, что его кандидатура рассматривалась как наиболее приемлемой. Он был способным организатором, великолепным дипломатом, настойчивым, энергичным реформатором. Однако жизнь распорядилась по-своему.
Римляне, узнав о том, что Климент III проклят, изгнали антипапу из города. На Пасху 1086 г. кардиналы собрались в Риме, чтобы избрать нового понтифика. Кандидатуру Одо де Ланжери они…отклонили. Соперником его оказался Дизедерий, аббат влиятельного монастыря Монте-Кассино.
Дизедерий вовсе не проявлял интереса к избранию на престол Святого Петра, не собирался принимать участие в выборах, занимаясь в это время дипломатическими делами. Все решилось 24 мая: строптивого аббата кардиналы насильно затащили в церковь Святой Лючии и надели таки на него папское одеяние! Но вскоре Дизедерию вновь представилась возможность проявить свой упрямый норов: воспользовавшись сумятицей, вызванной приближением к Риму императорского префекта, он сбежал в свой монастырь и скрывался там целый год. Выборщики в это время находились в Террачине, поскольку Рим находился в руках Климента.
В начале 1087 г. на синоде в Капуе выборщики вновь подтвердили, что Дизедерий является римским папой, и уговорили его принять должность. А в скором времени норманны выгнали из Рима Климента III с его братией. И 9 мая Дизедерий под именем Виктор III был торжественно посвящен в римские папы. Но через 8 дней Виктор III оставил Рим и вернулся в свой любимый монастырь Монте-Кассино, чем тут же не преминул воспользоваться Климент. Он вновь занял Рим.
В конце августа 1087 г. Виктор III собрал синод в Беневенто. Климент был отлучен от церкви, инвеститура осуждена. Спустя 3 дня после начала синода папа внезапно заболел и уехал в Монте-Кассино, чтобы там умереть. Он успел издать несколько декретов, давших монастырю привилегии, и рекомендовал избрать Одо де Ланжери римским папой. 16 сентября 1087 г. Виктор III умер.
12 марта 1088 г. в Торречине (Рим все еще был в руках Климента) Одо де Ланжери был единогласно избран римским папой. Он взял имя Урбана II. В первом же обращении нового папы содержался призыв к установлению мира и поддержке князьями и епископами-реформаторами нового папы.
Положение нового папы было трагическим. Норманны, которые могли бы помочь вернуться в Рим, были заняты своими распрями. Урбан постарался примирить их лидеров Роже и Боэмунда. Но когда, наконец, норманны начали освобождение Рима, сил их хватило освободить только его небольшую часть, а остальным городом владел Климент. Урбан вынужден был укрыться на одном из островов на Тибре - острове Святого Варфоломея. Три дня отчаянно дрались между собой войска папы и антипапы. Наконец, Климент III был разбит и Урбан смог торжественно войти в собор Святого Петра.
Но на этом борьба за Рим не закончилась. Она с переменным успехом продолжалась до 1093 г. Колебания римлян, неустойчивая военная поддержка норманнов, оказываемая папе, - все это приводило к тому, что Рим переходил из рук в руки.
1089 г. оказался для Европы неудачным: неурожай, голод, эпидемия «огненной чумы» (спорынной болезни) унесли тысячи жизней. В довершение всех бед в Северной Германии и Брабанте случилось землетрясение – местами реки выходили из берегов. Осенью того же года Урбан провел в Мельфи синод, где вновь, в который раз, осудили симонию и половую распущенность священников. Было там и кое-что новое. Между предводителями норманнов Роже и Боэмундом был заключен длительный мир. Но вернуться в Рим Урбан не успел: горожане вновь приняли Климента! Пришлось проклинать антипапу из-за городских стен…
Еще 3 года Урбан II скитался по южной Италии. Проводил синоды, наводил дипломатические мосты. Например, было отправлено посольство в Византию к ее правителю басилевсу Алексею Комнину с предложениями о путях воссоединения западной и восточной церкви после раскола христианства в 1054 г. В те же 3 года скитаний римского папы было получено на Западе письмо Комнина графу Роберту Фландрскому с просьбой о помощи в борьбе с турками и печенегами. Но жизнь в эти годы так и не наладилась. Неурожаи, голод, эпидемии, природные катаклизмы преследовали европейцев неотвратимо. «Семь тощих лет», о которых пишут историки, сделали их настоящими религиозными фанатиками, готовыми за эту божью кару пойти еще на большие жертвы – религиозный аскетизм, отшельничество, паломничество, уход в монастырь.
Между тем, влияние Климента в Риме начало ослабевать. Слабело оно по причине не очень удачной войны главного покровителя Климента Генриха IV с Матильдой Тосканской и ее мужем Вельфом IV Баварским. Да еще и старший сын Генриха Конрад, возмущенный выходками своего распутного папаши перешел на сторону итальянцев… Впрочем, не бескорыстно перешел. Вскоре его короновали в Милане как короля Италии.
Теперь Урбан II вполне мог рассчитывать вернуться в Рим. Оставалось только решить жилищный вопрос. Проклятый антипапа Климент III мертвой хваткой вцепился в замок-крепость Сант-Аннджело, полюбившуюся римским папам резиденцию.
Вначале Урбана II выручило семейство Франьипани, предоставив ему свой замок близ римского холма Палатин. Затем управляющий Латеранского дворца предложил папе сдать дворец за деньги. Финансовое положение папы к этому моменту было просто отвратительным. В это время, когда неурожаи, голод и эпидемии чередой сменяли друг друга, не приходилось надеяться на благополучие даже папе. На выручку ему поспешил французский аббат Григорий Вандомский, который продал часть имущества своего монастыря. Итак, через 6 лет после своего избрания папа Урбан II въехал на жительство в Латеранский дворец Рима.
Положение римского папы по-прежнему было трудным. Римляне терпели папу-француза с трудом. Паства голодала и умирала. По дорогам Европы бродили отряды рыцарей, которые грабили проезжих, нападали на деревни и города. Хорошо, что часть этих отрядов удалось направить на юг, в Испанию, где шла реконкиста, война христиан с сарацинами, т.е. арабами. Необходимо было найти решение, которое помогло бы разрешить хоть часть этих проблем. Это решение медленно, но верно всплывало на поверхность из мути европейской жизни тех лет…
Дипломатия Урбана II начала приносить плоды. Басилевс Алексей Комнин вступил с ним в переписку по поводу помощи в избавлении Византии от турков-сельджуков и печенегов, осадивших Константинополь с суши и моря. Это был шанс к заключению новой унии - союза после раскола христианства в 1054 г. на западную и восточную церкви, т.е. соответственно католичество и православие.
Попытки наладить отношения между восточной и западной церквями, проведение крестового похода протии турков-сельджуков были предприняты еще Григорием VII. Но после того как начался конфликт с Генрихом VII - эти попытки были оставлены до лучших времен.
В 1095 г. византийский император Алексей I Комнин направил в Рим посольство с просьбой о помощи против турок-сельджуков, угрожавших Константинополю.
В марте 1095 г., послы Византии были приняты папой на соборе в Пьяченце. Здесь, в Пьяченце, впервые прозвучали слова о военном походе для освобождения восточных христиан.
Окончательно идея крестового похода была оформлена на соборе в Клермоне в ноябре этого же года. Здесь папа произнес речь, которую называют самой эффективной в европейской истории. Речь прерывалась возгласами толпы:
- Dieu le veut! (Так хочет Бог!)
«Пусть выступят против неверных, пусть двинутся на бой, давно уже достойный того, чтобы быть начатым, те, кто злонамеренно привык вести частную войну даже против единоверцев, и расточать обильную добычу. Да станут отныне воинами Христа те, кто раньше были грабителями. Пусть справедливо бьются теперь против варваров те, кто в былые времена сражался против братьев и сородичей. Нынче пусть получат вечную награду те, кто прежде за малую мзду были наемниками. Пусть увенчает двойная честь тех, кто не щадил себя в ущерб своей плоти и душе. Те, кто здесь горестны и бедны, там будут радостны и богаты; здесь враги Господа, там же станут ему друзьями.
Те же, кто намерены отправиться в поход, пусть не медлят, но, оставив (надежно) собственное достояние и собрав необходимые средства, пусть с окончанием зимы, в следующую же весну устремятся по стезе Господней»
Все было предусмотрено в этой речи: отпущение грехов – индульгенция, сохранение церковью имущества отправившихся в поход христиан и прощение их долгов перед кредиторами… И даже была проведена церемония возложения креста на папского легата в новом крестоносном войске епископа Адемара де Ле Пюи Монтейского.
После этой речи тысячи верующих из разных концов Европы решили отправиться в поход «освобождать гроб Господень». Поход начался весной 1096 г. Сначала в путь отправились простолюдины, а в августе начался поход рыцарей.
Клермонский собор укрепил пошатнувшийся авторитет Урбана II. Римский папа стал действительно выше светской власти. В марте 1096 г. на синоде в Туре он отлучил Филиппа I, короля Франции за незаконное сожительство с Бертрадой де Монфор. Хитрый Филипп заявил, что развелся, но Бертраду оставил при себе.
Христианская Европа сплотилась вокруг престола Святого Петра. Это был момент, когда римский папа, наконец, обрел вожделенное могущество. Это могущество не мог оспорить никто. Ни притворщик французский король Филипп I, ни давний враг Святого престола император Священной Римской империи Генрих IV. Даже Климент III, в очередной раз въехавший в Рим понимал, что ему недолго осталось наслаждаться воздухом вечного города. На следующий год при поддержке Гуго Вермандуа Урбан вошел в Рим.
Положение его было прочным и продолжало укрепляться. Матильда Тосканская и итальянский король Конрад заняли Северную Италию, вынудив императора отступить на север. Урбан всячески поощрял войну норманнов с сарацинами. Война шла успешно. Чтобы поощрить норманнов папа назначил их предводителя Роже своим легатом на захваченном ими острове Сицилия.
В октябре 1098 г. в Бари собрались представители западной и восточной церкви. Целью собора было урегулирование вопроса о филиокве, т.е. о добавлении к догмату о Троице об исхождении Св. Духа не только от Бога-отца, но «и от сына». Представители восточной церкви с филиокве не согласились. Собор в Бари закончился ничем. Разрыв между церквями только усилился.
15 июля 1099 г. крестоносцы взяли Иерусалим. А через две недели 29 июля Урбан II умер. Похоронили его в соборе Святого Петра в Риме. На его могиле произошло много чудес. Поэтому 14 июля 1881 г. римский папа Лев XIII объявил Урбана II блаженным.

The First Crusade Proclaimed by Pope Urban II

Церковь могла получить существенную выгоду от крестового похода против турок-сельджуков, поскольку Урбан II сознавал потенциально значимые выгоды от помощи византийцам.

П апа Римский Урбан II объявил Первый Крестовый поход 27 ноября 1095 года на церковном Соборе во французском городе Клермон. Освященная церковью попытка изгнания людей «порабощенных демонами» послужила бы многим целям: турки-сельджуки успешно заняли Святую землю, бывшую в то время частью Византийской Империи. Со времен понтификата Григория VII и рокового сражения при Манцикерте, в котором силы Византии были побеждены, восточные императоры посылали обращения к Риму о помощи. Теперь Папа Римский мог действовать, пользуясь благоприятной возможностью, которая дала бы ему повод сделать гораздо больше, чем просто отправить некоторое количество конных рыцарей.

Цели и задачи Первого Крестового похода

Европа была полем битвы, местом непрерывных конфликтов и бесконечной войны. Объединение феодальных фракций против общего врага уменьшило бы вероятность дальнейших войн и направило бы их ресурсы и энергию против мусульман. “Позвольте тем, кто приучен вести расточительно частные войны даже против Верных, идти в дальнейшем против Неверных в сражении, достойном быть предпринятым, …” Папа Римский Урбан II объявил первую в своем роде безоговорочную индульгенцию тем, кто “борется против язычников” . Для средневекового человека, боявшегося огня чистилища, это отпущение грехов было весьма убедительным.

Успешный Крестовый поход весьма бы увеличил престиж папства и, возможно, положил бы конец расколу, произошедшему между восточной и западной христианскими церквями. И хотя император Алексей I Комнин просил сравнительно небольшое количество профессиональных солдат – конных рыцарей, Урбан призвал всех христиан : рыцарей, лакеев, “богатых и бедных “ , и даже “грабителей” . Несмотря на мощь, эту армию не смог возглавить ни один из достойных внимания королей; и Филипп I Французский , и Генрих IV Германский были отлучены от церкви.

Стимулы для участия в Первом Крестовом походе

Тем участникам Похода, которые имели в собственности землю, Церковь гарантировала свою защиту и поручительство, дабы в то время, пока лорды находятся в дальних землях, сражаясь за Христа, нарушители не смогли бы ими завладеть. Тем, которые поднимают крест, простили их долги. Так как ростовщичество было запрещено, многие из этих долгов были понесены через еврейских кредиторов.

Однако европейских евреев не приняли в расчет даже тогда, когда участники Похода начали беспощадно убивать их по всей Европе. Для них не было разницы между евреями и так называемыми Неверными, с которыми они должны были скоро столкнуться за рубежами Константинополя. Евреи обратились за помощью к Церкви. Некоторые храбрые епископы открыли свои ворота для евреев, ищущих убежища, но многие другие остались глухи к их просьбам.

Город Никея был освобожден от мусульманского контроля в 1097 году, а в 1099 году армия Крестового Похода была уже у ворот Иерусалима . Завершающее сражение стало кровавой баней: были казнены тысячи. Фульхерий Шартрский пишет, что, “Если бы вы были там, то ваши ноги погрузились бы до лодыжек в кровь убиенных. Ни одного из них не оставили в живых. Они не щадили ни женщин ни детей” .

Наследие Первого Крестового похода

В марте 2000 года Папа Римский Иоанн Павел II принес извинения за грехи, совершенные во имя Церкви, в том числе и за Крестовые походы. Первый Крестовый поход привел приблизительно к 150 годам крестовопоходной активности, как официальной, так и неофициальной. Крестьянский Крестовый поход , во главе с Петром Пустынником , закончился полномасштабной резней за пределами Константинополя, в то время как дурно родившийся Крестовый Поход детей закончился тем, что капитаны судов переправили молодежь в Северную Африку вместо Ближнего Востока, чтобы продать их там в рабство.

Крестовый поход не стал окончанием церковного раскола, также он не прекратил “частные войны” в Европе. Тем не менее, он стал стимулом для нового века коммерции и торговли, той существенной выгодой, которая смогла проложить путь к процветанию городов-государств, появившихся в Италии.