Домашний очаг

Папуасы и их жизнь. Традиции папуасов

Проживая в Бевани свои первые ознакомительные дни, увидев тот интерес, который проявляли к моей персоне эти люди, я решил не уезжать обратно в Лидо, а продолжать жить здесь. На сколько это затянется, я не знал, но уезжать мне не хотелось. Их забота обо мне, уход, подход и все эти улыбки сформировали во мне стойкую симпатию к ним и чувство домашнего комфорта. Мы привязались друг к другу и ощутили искренние бескорыстные чувства. Проще говоря, Сомбой стал моим новым домом, а эти люди - моей новой семьёй.

Возможно, многие из вас не понимают, как это, вот так приехать в незнакомое место, на Край света, к чёрту на кулички, войти в новое общество и стать там своим. Но таковы эффекты путешествия, и чем из более дальних земель ты приехал, тем более ты желанный гость для местных. А в Папуа - Новой Гвинее путешественники - редкость, тем более, в таких непопулярных местах, как Бевани. И чем больше ты непохож на них, тем сильнее к тебе будет привязанность и интерес к твоей персоне.

Пошли стираться на ручей

Про жителей Сомбоя

Пожалуй, познакомлю вас с ними. Глава деревни - консул Том Сепи , его вы уже знаете, но его фото у меня, к сожалению нет. У Тома 4 сына: Саймон (28), Сапель (24), Джордж (20), Роберт (16) и 2 дочери, одна из которых Келис (19), вторую забыл. Три старших сына трудоустроены в малазийской компании водителями, а самый младший учится в Порт-Морсби. Старшие братья женаты и имеют детей, Келис ещё не замужем.

Моим самым лучшим другом, напарником и главным гидом в мире папуасов стал Джимми Ива . С ним я проводил больше всего своего времени. Джимми около 55 лет, у него есть жена и 6-ро детей: старший сын Грегори (20), старшая дочь Куин (19), средняя дочь Стэйлин (16-18), Сэрон (14) и самый младший сын Ива (6), имя младшей дочери я даже не знал. Дочь Куин Джимми назвал в честь Британской Королевы, а сына Ива, так же, как и фамилия, т.е. Ива по фамилии Ива. Джимми -такой весельчак!

Ива и большой банан


Уплетают пандан


Папуасы

Перечислять всех, кого я помню - смысла нет, но замечу, что это всё одна семья, и, так или иначе, они все друг другу родственники, хоть и с разными фамилиями. Вступать в брак с кем-то из этой семьи они не могут, поэтому для брака выбирают себе женихов и невест из других деревень. Семья очень большая! Каждый раз, когда я видел нового человека, чаще всего он оказывался каким-нибудь родственником кому-либо, кто находился в тот момент рядом со мной.

Интересно то, что у них существует норма называть своих дядь и тёть папами и мамами. Т.е. у тебя есть отец, у него 4-ро братьев - так всех их папуас будет тоже называть Дэдди, т.е. папа. Точно так же с мамами. В таких условиях просто невозможно понять, кто кому папа, а кто кому мама. Я помню, возмущался даже, говоря, что не может быть двух пап или двух мам, они так смеялись надо мной, видя путаницу в моей голове. Потом я переспрашивал, кто является кому биологическими родителями, в итоге составил некое дерево их родства в своей голове, ветки которого оказались настолько ветвистыми и запутанными, но со временем путаница прошла, и я начал понимать, кто кому какой родственник.

Про время

А еще многие папуасы не знают, сколько им лет и дату своего рождения. Эта информация не играет для них особой роли, дни рождения они не празднуют. Когда проживаешь в деревне без электричества, когда каждый день одинаков, а рассвет и закат наступают в одно и то же время, то чувство времени как-то притупляется. Элементарно даже нет необходимости знать, сколько сейчас времени. Если солнце только встаёт - пора идти на работу, если садиться - пора готовить ужин, утром разбудят петухи. Нет никаких графиков, режимов. Когда папуасская женщина рожает ребенка, то часто бывает, что никто не знает сегодняшнее число. Поэтому многие папуасы, когда я спрашивал их возраст, не могли мне ответить ничего, особенно девушки. Сначала я думал, что они стесняются сказать, но потом понял, что они просто не знают своего возраста.

Обычный день

Про образование

Школа в Папуа - Новой Гвинее имеет 12 классов. 3 вида школ Elementary, Primary, High school. Т.е. Начальная, средняя и высшая школа. Далеко не все дети заканчивают 12 классов, большая часть - 8. Многие ограничиваются лишь 5-6. Все учебные материалы - строго на английском. Не потому, что нельзя издавать на местном языке, а потому, что они издаются в Австралии, а австралийцы считают, что папуасы обязаны знать английский, поскольку ПНГ - их бывшая колония и до сих пор колония Великобритании. Кстати, многие молодые люди не умеют говорить по-английски, это значит то, что они вообще не учились в школе. Многие дети идут в первый класс и в 10 лет, и даже позже. Та же Келис (ей 19) по-английски знает всего пару слов, т.е. мы с ней вообще не могли говорить, и если мы друг другу что-то объясняли, то показывали на пальцах, языком жестов.

Школа

Ученики

Также в Папуа - Новой Гвинее имеется высшее образование. В крупных городах, таких как Порт-Морсби, Лэй, Маданг, Горока, Маунт-Хаген имеются университеты. Образование - дорогое, позволить себе учёбу могут немногие. Вот, к примеру, у Тома, только один сын Роберт поехал учиться в столичный ВУЗ, остальные дети окончили лишь школу, и то не все классы.

Про язык

В Папуа - Новой Гвинее существует порядка 800 национальных языков. Далеко не все из них используются и далеко не все до сих пор живы, но их там очень много. Кроме того, существует ещё два международных языка: Ток Писин и Моту . На Пиджинге говорят в основном на западной части ПНГ, на Моту - на восточной и островах. Ну и, конечно, английский является международным языком, который понимают все. Кстати, пиджинг - это производное английского, или простой английский. Пиджинг я совсем не учил, ибо это ни к чему, но английский свой зато за 2,5 месяца проживания подправил неплохо.

Про брак

В лучших традициях патриархального общества, общество в ПНГ является мужецентричным, т.е. патриархальным, собственно. Мужчина - номер один, а женщина - номер два после мужчины. Так же, как и у мусульман, папуасский мужчина может иметь несколько жён, и обществом это никак не осуждается, а считается нормой. Конечно, многие жёны будут ревновать своих мужей, и, возможно, даже ненавидеть своих конкуренток, но зачастую они дружат и вместе контактируют. Всё зависит от самой женщины. В Сомбое есть такой парень - Смит , ему около 50, и у него 4 жены и 13 детей. Всех он обеспечивает, работая в городе. В других местах бывают и гораздо большие семьи.

Папуасская мама кормит малыша (жена Смита и его сын Нелли)


Джессика (19 лет) и её две дочери, муж живёт с другой

Официальный брак особо тут не ценят и нечасто его заключают, ценность этой бумажки (сертификата) почти нулевая. Нет, конечно, в городской среде эта бумажка как-то фигурирует в каких-то бюрократических заморочках, но в деревне - всем всё равно. Браком тут начинают считать любое сожительство, если мужчина и женщина проживают вместе на одной жилплощади, в одной комнате. Я и сам был женат на местной девушке из Сомбоя и жил вместе с ней всё это время, поэтому стал членом их семьи, но подробности, пожалуй, опустим.

Не сказать, что браки крепкие, как и всякое любое сожительство, их брак может легко расторгаться. Мужчины уходят к другим женам, зачастую просто бросая свои семьи. Многие женщины изменяют мужьям и далеко не все хранят свою верность. Однако крепких счастливых семей я наблюдал очень много. В большей степени это связано с их набожностью: чем менее набожны люди, тем вероятнее в их жизни будут присутствовать различные пороки, в том числе и измены.

Про религию

Папуасы провинции Сандаун в большей своей массе - Адвентисты седьмого дня, т.е. протестанты. В других провинциях имеются католики и даже мусульмане проживают в горных регионах. Жители Бевани тоже адвентисты, им, как и иудеям, положено молиться в субботу, а не в воскресенье, как православным и католикам. Запрещено употреблять алкоголь, мясо некоторых животных, таких как свинья, бандикут и некоторых других. Я бывал на службе один раз и много раз общался с пасторами - они охотно тянулись пообщаться с "просвещённым вайтманом". Мы разговаривали о политике, о мировых тенденциях, науке и прочих общих вопросах, они, в свою очередь, пользуясь случаем, пытались мне проповедовать Слово Божье.

Церковь Адвентистов седьмого дня, Сомбой


На службе

Как внук марксиста, я вам скажу, что в подобном обществе религия играет очень важную роль, и она необходима для построения фундаментов этого общества. Религиозные люди благочестивы, воспитаны, культурны, тянутся к труду и созиданию. Матёрые грешники тянутся к алкоголю, марихуане, блуду и тунеядству. Получается, что религия в этом обществе является двигателем прогресса и его развития, и это, возможно единственное полезное, что принесли вайтманы на их остров.

Про разгильдяйство

Далеко не все папуасы - правоверные христиане, большая часть далеки от догматов Церкви и соблюдения Заповедей. Молодые мужчины уважают употребление алкогольных напитков. А чаще всего они пьют либо пиво "SP " (South Pacific, 4,5% , стоимость 7-8 кина), либо ром "Warrior " (50% , стоимость ~20-30 кина). От алкоголя у многих просто рвёт башню и они становятся дурными. Могут подраться, могут кричать всю ночь что-то, короче, в пьяном угаре папуасы весьма неприятны. Также часто пьяные мужья бьют своих жён, зачастую совсем небезосновательно. Я старался избегать их, когда они употребляли алкоголь, но это было сложно, потому что они это делали каждые выходные.

Покупают SP в пивной лавке

Ещё многие парни любят курить марихуану, выращивают у себя на плантациях. Сигареты в ПНГ все индонезийского производства, привозят из-за границы. Также популярен местный табак "Брус " (растение табак обыкновенный). Из него крутят различные самокрутки и курят от всей души, также имея никотиновую зависимость. В продаже как сам брус, так и газетки. Одна газетка стоит 3 кина. Если у нас газеты выбрасываются на помойку, иной раз даже непрочтенными, то там любая бумага на вес золота - вся идёт на самокрутки.

Про труд

В ПНГ трудоустроены всего где-то 20% населения, остальные - занимаются сельским, крестьянским хозяйством, спекуляциями или просто бездельничают. Как и во всех народах, среди папуасов есть лодыри и трудоголики, кто хочет - тот зарабатывает деньги, кто не хочет - валяет дурака. Про обычные работы говорить не будем - они, как и везде, но скажу про безработных. Для того, чтобы добыть деньги, чаще всего папуасы занимаются спекуляцией каких-либо товаров, в основном, из Индонезии, благо граница совсем близко. Пользуются популярностью сигареты поштучно, одна сигарета стоит 1-2 кина, в зависимости от марки.

Плантация таро


Продажа бруса


Продают битлнат, 3 орешка + горчица = 1 кина


Сушка ванили


Копчёная рыба на продажу

Также продают брус (табак), битлнат, овощи и фрукты, копченую рыбу (при этом не засаливают), различные шмотки, dvd-диски и прочий китайский ширпотреб. В Бевани большая часть мужчин (и женщин тоже) трудоустроены на плантациях масляничной пальмы, труд такого работника оплачивается повременно и стоит 3,2 кина в час. Около половины заработной платы среднего мужчины уходит на SP и курево, остальная часть на еду для себя и своей семьи. Из соседнего дистрикта Нуку люди привозят ваниль и продают её в Ванимо, ваниль, выращенная в Бевани, более худшего качества, стоимость 1 кг сушеной ванили - 600 кина.

Про еду

Если в России самым главным продуктом является хлеб, то на Новой Гвинее - это саго . Саго производят из сердцевины саговой пальмы и представляет оно желеобразную безвкусную массу, которую я есть не могу, либо жаренное саго, напоминает лепешки. Вторым по популярности продуктом, как и в Юго-Восточной Азии, является рис. Рис варят на кокосовом молоке, а также, в качестве подлива, добавляют тушеные листья съедобных дикорастущих растений, которые женщины собирают в лесу.

Жаренный саго


Саго с жареной рыбкой


Завтрак робинзона


Мясо бандикута, рис с тунцом и тушеной тыквой


Листья дикоросов тушатся


Пандан

Из белковой пищи едят консервированные тунец или макрель. Куринные яйца или мясо кур. Иногда мясо дикого зверя: свиньи, казуара, оленя, бандикута. Где люди живут в бассейнах рек, то там употребляется огромное количество рыбы постоянно. Из овощей: огурцы, тыква, таро, ямс, батат, маниок (касава), томаты, чеснок. Из фруктов: бананы, арбузы, пандан, манго, папайя, цитрусовые, кокосы, ананасы. Готовят папуасы ужасно! Курицу варят минуты 2, как только побелеет - сразу достают и начинают есть её резиновое мясо. Мясо зверя запекают на огне, забывая посолить, часто не пропекают куски. Разнообразием пища не отличается, довольно скучная. ПНГ - это не та страна, куда нужно ехать за кулинарными изысками. Под конец моего пребывания в ПНГ рис с тунцом настолько мне надоел, что я буквально уже не мог его есть -ел бананы, батат и бичпакеты, которые, кстати, используют еще и как подливку к рису.

Про добычу пищи

Саговую пальму культивируют в огородах, также выращивают бананы и другие культурные растения. Огороды не похожи на наши грядки на дачах - это просто кусок джунглей, где растут культурные растения, при этом могут быть заросшими другими дикорастущими растениями, различными лианами и т.д. В общем, нет необходимости в постоянной их вырубке, но, тем не менее, огороды стараются содержать в чистоте. Особого ухода огород не требует - посадил, и само вырастет. Не надо ни поливать, не удобрять, только лишь пропалывать иногда - и всё. Бананы так вообще растут сами, и следить за ними не нужно.

Охотник

На охоту ходят часто, зверя - полно. Многие мужчины используют огнестрельное гладкоствольное оружие, купленное зачастую нелегально, и привезенное через индонезийскую границу. Другие пользуются традиционными луками, копьями, гарпунами. Мелкого зверя, такого как бандикут, добывают петельными самоловами.

В новом доме, уже в роли члена их семьи

Находясь на этих обетованных землях, вкушая плоды природы - "молоко и мёд", с каждым новым днём привыкая к своему новому состоянию души - тело моё и вся моя плоть до последнего атома старалось мимикрировать под окружающую меня среду. Я становился одним из них и получал от этих метаморфоз искреннее неподдельное удовлетворение. Я радовался тому, что отдаляюсь от прежнего мира и каждый новый день на этих землях - это новый шаг в сторону от того загнившего Вавилона, к которому я и сам имею неаккуратность принадлежать, являясь целиком и полностью его продуктом. Я - вайтман, белый дьявол, точно такой же, как и все те колонисты и эксплуататоры, которые привозили сюда Цивилизацию, уничтожая всё живое и неживое, со своими корыстными мотивами. И чем больше я жил здесь, чем больше я размышлял об этом, тем больше я стыдился своего европеоидного происхождения!

Всеми силами я старался показать себя не как вайтмана, белого господина с Большой земли, а как такого же, как и они, простого человека, ибо человек человеку всегда - друг, товарищ и брат! И они понимают это, и поэтому я так легко нашёл с ними общий язык и словно матёрый шпион, вошёл в их круг доверия, стал действительным членом их открытого общества, их большой семьи.

Роль господина меня совсем не устраивала, и я всячески пресекал любые попытки видеть во мне что-то такое. Я поощрял любое панибратство и всегда, при удобном моменте, напоминал им, что мы все одинаковы и различий в нас почти нет. Да они и неглупые люди совсем, это только на первый взгляд кажется, что они дикари, как какие-то неандертальцы или австралопитеки, но уверяю вас, это не так! Несмотря на то, что у них нет телевизора, нет компьютеров с интернетом, даже радио - и то одно на всю деревню, все вещи, которые я говорил им на своём ломаном английском, они понимали.

Мне смешны все те, кто при удобном случае употребляет слово "папуас" как ругательство или способ обозначения кого-то дикарём, невеждой. Кто насмехается над этим словом, считая себя при этом апогеем развития человеческой Цивилизации и научно-технического прогресса! Папуасы отнюдь не хуже любого из нас. И да, безусловно, у них, как и у всякого любого общества, есть свои паршивые овцы и свои самородки, но и в нашем обществе неужто ли все и каждый являются самородками?! Так и там любой отдельно взятый папуас совсем не виноват в том, что родился здесь, а не в Великобритании, что вынужден учиться в сельской школе, а не в престижном Оксфорде. Он не виноват, что в его деревню не провели электричество и уж точно не виноват, что его богатая страна является таким бедным государством! Он так же, как и другие, может быть лодырем и трудоголиком, умным и дураком, честным, и негодяем.

Несмотря на то, что за окном стремительный XXI век, который называют веком информационных технологий, здесь в далекой от нас стране Папуа – Новая Гвинея, кажется, время остановилось.

Государство Папуа – Новая Гвинея

Государство расположено в Океании, на нескольких островах. Общая площадь около 500 квадратных километров. Население 8 млн. чел. Столица – город Порт-Морсби. Главой государства считается королева Великобритании.

Название «Папуа» переводится как «курчавый». Так назвал остров в 1526 г. мореплаватель из Португалии – губернатор одного из островов Индонезии Жоржи ди Менезиш. Спустя 19 лет на острове побывал испанец, один из первых исследователей островов Тихого океана, Иньиго Ортис де Ретес и назвал его «Новая Гвинея».

Официальный язык Папуа – Новая Гвинея

Официальным языком признан ток-писин. На нем говорит большинство населения. А также английский, хотя его знает лишь один человек из ста. В основном, это государственные чиновники. Интересная особенность: в стране более 800 наречий и поэтому Папуа – Новая Гвинея признана как страна с самым большим количеством языков (10% всех языков мира). Причина такого явления – почти полное отсутствие связей между племенами.

Племена и семьи в Новой Гвинеи

Семьи папуасов до сих пор живут в племенном режиме. Отдельная “ячейка общества” просто не в состоянии выжить без контакта со своим племенем. Особенно это касается жизни в городах, которых в стране довольно много. Однако здесь городом считается любой населенный пункт, численность которого более тысячи человек.

Семьи папуасов объединяются в племена и живут рядом с другими, городскими людьми. Обычно дети не посещают школы, расположенные в городах. Но и те, кто поступает учиться, очень часто после одного или двух лет учебы возвращается домой. Стоит также отметить, что девочки вообще не учатся. Поскольку девочка помогает матери по хозяйству до того момента, как ее выдадут замуж.

Мальчик возвращается в семью, чтобы стать одним из равноправных членов своего племени – “крокодилом”. Так называют мужчин. Кожа их должна быть похожей на кожу крокодила. Юноши проходят инициализацию и уже потом имеют право общаться на равных с остальными мужчинами племени, у них появляется право голоса на собрании или другом мероприятии, проходящем в племени.

Племя живет одной большой семьей, поддерживает и помогает друг другу. Но с соседним племенем обычно не контактирует или даже откровенно враждует. Последнее время папуасам довольно сильно подрезали их территорию, им все труднее сохранять прежний порядок жизни на природе в естественных условиях, свои тысячелетние традиции и свою уникальную культуру.

В семьях Папуа – Новой Гвинеи по 30-40 человек. Женщины племени ведут домашнее хозяйство, ухаживают за скотом, рожают детей, собирают бананы и кокосы, готовят еду.

Еда папуасов

Не только фрукты являются основной пищей папуасов. Для приготовления еды используется свинина. Свиней в племени оберегают и употребляют в пищу их мясо очень редко, лишь по праздничным дням и памятным датам. Чаще они едят мелких грызунов, которые обитают в джунглях и листья бананов. Все блюда из этих ингредиентов, женщины умеют потрясающе вкусно готовить.

Брак и семейная жизнь жителей Новой Гвинеи

Женщины практически не имеют никаких прав, подчиняясь сначала родителям, а потом всецело своему мужу. По закону (в стране большинство жителей – христиане) муж обязан хорошо обращаться с женой. Но на деле это далеко не так. Сохраняется практика ритуальных убийств женщин, на которых падает хотя бы тень подозрения в колдовстве. Согласно статистике более 60% женщин постоянно подвержены насилию в семье. Международные общественные организации и католическая церковь постоянно бьют тревогу по этому вопросу.

Но, к большому сожалению, все остается по-прежнему. Девочку в 11 – 12 лет уже выдают замуж. Родители при этом лишаются “еще одного рта”, так как помощницей становится девочка помладше. А семья жениха приобретает бесплатную рабочую силу, поэтому присматривается ко всем девочкам шести – восьми лет. Зачастую женихом может стать мужчина старше девочки лет на 20-30. Но выбора нет. Поэтому каждая из них безропотно принимает свою судьбу, как должное.

Но и мужчина не сам выбирает себе будущую жену, которую сможет увидеть только перед традиционной свадебной церемонией. Решение о выборе невесты будет принято старейшинами племени. Перед свадьбой принято засылать сватов в семью невесты и приносить подарок. Только после такого обряда назначается день свадьбы. В этот день проходит ритуал «похищения» невесты. В дом невесты должны внести достойный выкуп. Это могут быть не только различные ценные вещи, но и например, кабанчики, ветки бананов, овощи и фрукты. Когда невесту отдадут в другое племя или другой дом, ее имущество делят между собой члены общины, из которой эта девушка.

Жизнь в браке не назовешь легкой. По древним традициям, женщина живет отдельно от мужчины. В племени существуют так называемые женские и мужские дома. Прелюбодеяние, с любой стороны, может быть наказано очень жестоко. Есть и специальные хижины, где муж и жена могут периодически уединяться. Уединяться они могут и в лесу. Девочек воспитывают мамы, а мальчиков с семи лет мужчины племени. Дети в племени считаются общими, с ними особо не церемонятся. У папуасов не встретишь такую болезнь, как гиперопека.

Вот такая вот непростая семейная жизнь у папуасов.

Закон о колдовстве

В 1971 г. в стране принят Закон о колдовстве. В нем сказано, что человек считающий себя «заколдованным», не несет ответственности за свои поступки. Убийство колдуна является смягчающим обстоятельством при судебном разбирательстве. Очень часто жертвой обвинения становятся женщины из другого племени. Четыре года назад банда каннибалов, которая называла себя охотниками за ведьмами, убивали мужчин и женщин, а потом съедали их. Правительство пытается бороться с этим жутким явлением. Возможно, наконец, будет отменен закон о колдовстве.

Новую Гвинею называют «островом папуасов». В пере-воде с индонезийского папу-ва «кучеряавый» .
Племена папуасов и правда тем-новолосы и кучерявы.
Остров уто-пает в тропических лесах; там жарко и влажно, почти каждый день льют дожди.
В таком климате лучше держаться повыше от грязной и мокрой земли.
Поэтому в Новой Гвинее почти нет стоящих на земле жилищ: обычно они под-няты на сваи и могут стоять даже над водой.
Величина дома зависит от того, сколько человек в нем будет жить: одна семья или целое селение. Для селения строят дома до 200 метров длиной.
Самый распространенный тип построй-ки — прямоугольный дом с двускатной крышей.
Сваи обычно поднимают дом на два-четыре метра над землей, а племя комбаев вообще предпочи-тает высоту 30 метров. Только там, веро-ятно, они и чувствуют себя в безопасности.
Все дома папуасы строят без гвоздей, пилы и молотка, с помощью каменного топора, которым вла-деют виртуозно.
Строительство свайного дома требует хо-роших технических навыков и знаний.
На сваи укладывают продольные бревна, на них — поперечные перекладины, а свер-ху — тонкие жерди.
Попасть в дом можно по бревну с зарубками: сначала в своеоб-разную переднюю, больше похожую на «ве-ранду». За ней находится жилое помеще-ние, отделенное перегородкой из коры.
Окон не делают, свет проникает отовсюду: и через вход, и через щели в полу и стенах. Крышу кроют лис-тьями саговой пальмы.


все картинки кликабельны

Самое удивительное жилище папуа-сов — дом на дереве. Это настоящий тех-нический шедевр. Обычно его сооружают на крупном дереве с развилкой на высоте 6—7 метров. Развилку используют как главную опору дома и привязывают к ней горизонтальную прямоугольную раму — это фундамент и одновременно пол дома.
На раме крепятся столбы каркаса. Рас-чет здесь должен быть предельно точным, чтобы эту конструкцию выдержало дерево.
Нижняя площадка делается из коры саго-вой пальмы, верхняя — из досок пальмы кентии; крышу кроют пальмовыми
листьями, вместо стен циновки. На нижней площадке устроена кухня, и здесь же хранится нехитрый домашний скарб. (из книги "Жилища народов мира" 2002)

Новая Гвинея притягивает внимание исследовательских групп необычностью их уклада. Кроме этого, нравы и обычаи современных племен имеют долгую историю – так жили их предки, и именно это интересно для этнографических экспедиций.

Особенности быта народа Новой Гвинеи

Количество человек, живущих в одном дворе-семье, достигает 40 человек. Их жилье представляет собой дом из травы и бамбука на сваях – так племя Папуа спасает себя от возможного наводнения. Огонь мужчины добывают обычным для них способом – трением. Мясо народ Папуа ест редко – свинья считается домашним животным и оберегается, но иногда попадает на огонь. Также добывают змей, грызунов кускусов. Возделывание огорода папуасам также не чуждо, основным орудием труда является палка-копалка. Они выращивают батат, ямс. В день папуасы совершают два приема пищи. Жевание смеси листьев, бетели - обычное для папуасов занятие – оно одурманивает и успокаивает.

Семейные обычаи

Во главе племени стоят старейшины, которые пользуются авторитетом, и их решение считается последним. Если он умирает, его тело смазывают снадобьем, заворачивают в листья – так его готовят к копчению. Тело коптят на протяжении нескольких месяцев – получается мумия. Такой обычай был у предков современных папуасов. Он означал жизнь старейшины после . В праздники сидячая мумия присутствовала на торжестве. Сейчас такая мумия считается реликвией, т.к. современные народы не знают секрета ее создания.

Женский возраст для вступления в брак – от 11 до 14 лет. Решение о браке принимает старейшина. Накануне свадьбы родители невесты принимают сватов, которые им дарят бетель. Родственники обеих сторон должны договориться и о цене невесты. В назначенный свадебный день жених со своим племенем идет к невесте. Обычай выкупать невесту, присутствует и в этой культуре. Иногда совершается похищение невесты. Свадебными цветами у папуасов считаются и , именно в наряд таких цветов разодета невеста. Кроме этого, на нее вешают , которые составляют сумму выкупа. Далее следует свадебный пир.

Интересно, что покинувшая свое племя невеста не забирает свои вещи – они делятся между членами общины. Мужчины живут от женщин и детей отдельно. Не исключено и многоженство. К некоторым местам женщине вообще приближаться запрещено. Женщинам отведена обычная роль – ведение хозяйства, их обязанностью также считается сборка кокосов и бананов. После одного родственника женщине отрубают одну фалангу пальца. Со родственников связано и ношение бус весом 20 кг., которые женщина носит 2 года.

Муж и жена уединяются в отдельных хижинах. Интимные отношения свободны, допускаются супружеские измены.

Девочки живут рядом с мамами, а мальчики по достижении семилетнего возраста переходят к мужчинам. В мальчике воспитывают воина – прокол носа острой палочкой считается посвящением.

Верят папуасы в природы. Далекие от цивилизации, они перенимают опыт своих предков и передают его от поколения к поколению.

Папуасы приносили путешественнику плоды хлебного дерева, бананы, таро, кокосовые орехи, сахарный тростник, свинину, собачье мясо.

Миклухо-Маклай отдаривал их лоскутами материи, бусами, гвоздями, бутылками, коробками и тому подобным, лечил больных, давал советы.

Однажды на двух больших пирогах приехали люди с соседних островов Били-Били, привезли в подарок кокосов и бананов и, прощаясь, приглашали белого на свой остров, показывая жестами, что не убьют и не съедят его.

Среди местных жителей Миклухо-Маклай слыл «человеком с луны». В сношениях с туземцами он всегда придерживался правила исполнять данное им обещание. Поэтому у папуасов сложилась поговорка: «слово Маклая одно».

Другое мудрое правило поведения заключалось в том, чтобы никогда не говорить туземцам неправды.

Быт и нравы папуасов

В те времена папуасы Берега Маклая не знали употребления металлов и находились в стадии каменного века; ножи, наконечники копий и разные орудия они делали из камня, кости и дерева.

Тем не менее, у них была высоко развитая сельскохозяйственная культура: они выжигали участки тропического леса, тщательно обрабатывали землю, окружали участок забором из сахарного тростника для защиты от нападения диких свиней.

Основные культурные растения здешних мест - это ямс, таро и бататы, составляющие в вареном или печеном виде главную пищу папуасов. На плантациях можно было встретить, кроме того, сахарный тростник, бананы, хлебное дерево, бобы, табак и другие растения. Вокруг хижин разводят кокосовые пальмы; они приносят плоды в течение круглого года.

Излюбленное блюдо папуасов - это соскобленная раковиной мякоть кокосового ореха, политая кокосовым молоком; получается нечто вроде каши. Приготовление кокосового масла не было известно жителям Берега Маклая.

Мясная пища у папуасов - редкость; на мясо разводят собак, новогвинейских свиней, кур. Едят также рыб, сумчатых, крупных ящериц, жуков и моллюсков.

Обыкновенно муж готовит пищу отдельно для себя, а жена - для себя и для детей. Муж и жена никогда не едят совместно. Гостю приготовляют пищу особо и при прощании вручают остатки.

Но имея соли, вместо нее пользуются морской водой.

«Имеют еще суррогат соли в прибиваемых к берегу приливом засохших стволах и корнях. Носясь многие месяцы в море, стволы эти сильно пропитываются солью. Папуасы их сушат несколько дней на солнце и поджигают. Еще теплую золу папуасы жадно едят - она, действительно, довольно солона». Или же пьют навар из гусениц, пауков и ящериц в морской воде.

Из особого вида перца готовят опьяняющий напиток. Для этого листья, стебли, а особенно корни жуют, а затем выплевывают в кокосовую скорлупу с возможно большим количеством слюны. Потом приливают немного воды, фильтруют через пучок травы и пьют фильтрат. Достаточно стаканчика, чтобы опьянеть. Женщинам и детям употребление кеу, как называется этот напиток, строго воспрещено. Key - это кава полинезийцев.

Из домашних животных держали свиней и собак, мясо собак составляло любимую пищу. Посуда здешних папуасов состояла из глиняных горшков и деревянных блюд; в большом ходу была также скорлупа кокосовые орехов.

Главное орудие, при помощи которого папуасы делали свои постройки, лодки, утварь, - это каменный топор, плоский полированный камень с заостренным лезвием. Местами вместо камня пользовались массивной раковиной моллюска тридакны. «Туземцы своими легкими топорами, с лезвием не более чем в пять сантиметров, легко срубают древесные стволы в полметра в диаметре, а также вырезают тонкие узоры на древках своих копий», - писал Миклухо-Маклай. Ножи делали из костей животных, а также из бамбука. В качестве оружия употребляли деревянные метательные копья длиной около двух метров, лук со стрелами длиной в один метр, пращи.

С железом впервые ознакомил жителей берегов залива Астролябии наш путешественник. Еще в конце XIX века русское слово «топор» употреблялось всеми туземцами побережья для обозначения железного топора, в отличие от каменного.

Добывать огонь прибрежные папуасы не умели и для сохранения огня пользовались горящими или тлеющими головешками. Те же, которые жили в предгорьях, извлекали огонь шнурком при помощи трения.

Мужчины, особенно в праздничные дни, раскрашивали себе лицо красной или черной краской. Мужчины, а иногда и женщины, татуируются, выжигая на теле рубцы. Женщины носят много ожерелий из раковин, собачьих зубов и косточек плодов.

Папуасы жили небольшими деревнями в хижинах из бамбука или из дерева, с крутыми крышами. Некоторые хижины были украшены изображениями человеческих фигур обоего пола, сделанными из дерева. Одна такая фигура («телум»), привезенная Миклухо-Маклаем, хранится в Этнографическом музее Академии наук.

Папуасы Берега Маклая женятся рано; как правило, имеют одну жену и в нравственном отношении ведут очень строгую жизнь. Брак у папуасов экзогамный; это значит, что мужчина может жениться только на женщине из другого рода. Для вступления в брак необходимо согласие матери или брата матери. Миклухо-Маклай описывает обряд сватовства в одной из деревень. Дядя с материнской стороны дает жениху наговоренный табачный лист. Жених кладет на него несколько своих

волос, завертывает и, выкурив до половины, передает девушке. Если та закурит окурок или примет его, отдарив иглой из рыбьей кости, это означает ее согласие на брак. Когда берут жену из дальней деревни, совершают обряд насильственного похищения невесты.

Родители весьма привязаны к детям. По дому все повседневные хозяйственные работы выполняют женщины.

Мертвых погребают, закапывая в земле в тех же хижинах, где живут.

На Берегу Маклая не было ни родовых, ни выборных начальников.

Язык папуасов Берега Маклая не представлял трудностей для изучения, и путешественник вскоре настолько овладел папуасским языком, что мог свободно объясняться с жителями соседних деревень. Для этого потребовалось знание примерно трехсот пятидесяти слов. Общее количество слов в языке папуасов данного района Миклухо определяет в 1000.

Следует иметь в виду, что никаких переводчиков или словарей у нашего путешественника не было. К этому надо прибавить, что почти каждая деревня Берега Маклая имеет свое наречие и, чтобы понимать жителей в расстоянии часа ходьбы от резиденции Миклухи, надо было брать переводчика.

Число жителей вокруг залива Астролябии Миклухо-Маклай исчислял в 3500-4000 человек.

Возвращение из первого путешествия

19 декабря 1872 года за Николаем Николаевичем пришел клипер «Изумруд». На это судно был назначен один моряк с «Витязя», уже побывавший на Новой Гвинее в 1871 году, когда «Витязь» отвозил Миклухо-Маклая. Вот как состоялась встреча с путешественником.

«Мы не без внутреннего волнения приближались к бухте Астролябии. Жив Маклай или нет? Большинство уже давно исключило Маклая из списка живых, так как в одной из австралийских газет несколько времени тому назад было напечатано, что в Астролябию заходило одно купеческое судно, нашедшее в живых только Вильсона...