Разное

Пейзаж с архитектурой живопись. Архитектурные мечты

Еще один мастер-класс

Под мягкими материалами здесь мы будем понимать карандаши 3В и мягче, уголь древесный прессованный, сангину, соус, сепию, мел, пастель. Чем мягче материал, тем нежнее должно быть прикосновение им к бумаге. Неудавшиеся места в начале лучше стирать салфеткой или клячкой, затем ластиком. Некоторые из этих материалов можно использовать в работе по влажной бумаге: соус, сангину, сепию. Их же можно натереть в пыль, разводить водой в любой пропорции и работать кистью. Примеры конкретных приемов работы будут приведены ниже.
Нередко встречается у начинающих непродуманное отношение к материалам, например при ограниченном времени на большом листе рисунок выполняется твердым карандашом. При отсутствии опыта процесс работы затрудняется и цельный результат становится недостижимым. Наброски большого размера оказывают положительное влияние на развитие чувства цельности, и их естественно выполнять гибкими, подвижными материалами как сангина, уголь, сепия и т.д. Такие большие наброски выполняются на расстоянии вытянутой руки.

Рисунок интерьера.

Изображение интерьеров с натуры имеет свои особенности. Во-первых, интерьер включает пространственные планы. Рисовальщик должен найти такую точку, чтобы архитектура на рисунке была удобочитаема и с правильными пропорциями общего и деталей. При этом для очень больших пространств приходится «исправлять» видимую перспективу таким образом, чтобы возникало меньше искажений. Для этого возможно «на глаз» строить широкоугольную перспективу с тремя и больше точками схода на горизонте, а вертикали рисуются строго параллельными. Камерные интерьеры изображаются с обычной перспективой. Очень важно расположение линии горизонта – на уровне глаз стоящего человека, или сидящего. В редких случаях делается линия горизонта возле пола, для придания особой монументальности объекту. Во-вторых, интерьер имеет различные источники освещения и иногда «работают» несколько световых точек. В любом случае нужно следить за воздушной перспективой, которая дополняет линейную. Передний план делается самым контрастным, по мере удаления свет изображается темнее, тени – светлее, и все другие тоновые отношения сближаются. В третьих, предметы в интерьере различны по окраске (от белого до черного) и фактуре (дерево, мрамор, металл)
Для беглых зарисовок пользуются линией. Но линия, как таковая, лишь условно определяет границы предмета, не давая представления об его цвете и фактурных качествах. Поэтому по первому линейному наброску можно сразу проложить легкий тон растушкой или замшей, предварительно попробовав его на палитре. Ограничены возможности линии и в передаче реального объема. Нам известны блестящие линейные рисунки интерьеров таких архитекторов, как Воронихин, Тома де Томон, Камерон, Жолтовский, Ноаковский.
Светотеневой рисунок выражает не только условную природу освещения, но и многое другое. Прежде чем делать такой рисунок, нужно подумать, как эффектнее использовать освещение в интерьере, как наиболее выразительно выявить световые планы. Проходит ли свет через окна, или это рассеянный свет, идет ли свет от люстр - в каждом случае потребуется качественно новое решение рисунка. Для интерьерных рисунков хорошо использовать тонированную бумагу, с расчетом в последнюю стадию работы мелом сделать удары в световых точках.
Блестящий пример светотеневых рисунков интерьеров – рисунки Гонзаго, Премацци и Пиранези.

Рисунок пейзажа с архитектурой.

На воздухе рисовать надо в разную погоду и разное время – тогда мы увидим одну и ту же архитектуру в разном освещении, и легче будет уловить главное. Здесь также надо строить изображение в перспективе, определяющей взаимосвязь пространственных планов с горизонтом и точкой схода и положения всех предметов в пространстве. Сначала старайтесь наметить саму форму зданий, которая не зависит от освещения. По ходу солнца оно будет все время меняться и нужно запомнить и быстро зафиксировать на листе наиболее выгодное положение, либо с самого начала вы предполагаете рассеянное освещение от облачного неба. Прорабатывайте, прежде всего, большие планы, подчиняйте и соотносите к ним менее крупные формы и детали. Желательно рисовать на разных форматах бумаги, чтобы архитектура получалась как бы в разном масштабе. Начинать легче с городских пейзажей в несолнечный день, когда освещение более устойчивое, и светотеневые отношения мало меняются. Примерами таких работ являются рисунки М.Воробьева, Ф.Алексеева, И.Шарлеманя и др.

Рисунок архитектуры в пейзаже (из своего опыта).


Я выбираю формат бумаги и сразу сепией (без карандаша) набрасываю композицию на листе: сколько земли, сколько архитектуры и сколько неба. Обычно площадь неба на листе больше, чем земли (плохо, когда выходит одинаково). В первой стадии проблемы освещения и тоновые отношения «держатся в уме» – набрасывается сама форма земли и архитектуры, через упрощенные формы без деталей – плоскость, призма, цилиндр и т.д. Для ясности композиции первый набросок должен быть ярким, но «легким».
Затем начинается проработка главных деталей и пояснение общей формы тоном. Можно растушкой или замшей набрать натертой сепии и легко, не втирая в бумагу нанести в необходимых по композиции местах. При рассеянном освещении это, в первую очередь, проемы, при солнечном – еще и общие границы собственных теней. Средний тон земли обычно темнее среднего тона архитектуры. Дальнейшая детализация и проработка в тоне ведется в соответствии с линейной и воздушной перспективой. Одновременно, желательно за один раз, делается небо: состояние облаков в перспективе и освещении, и уже на фоне неба доделывается архитектура. На протяжении всей работы архитектура остается главным элементом композиции. Всегда желательно в конечной стадии сделать один-два самых светлых места и один-два самых темных, при усилении контрастов на переднем плане. Ближе к краям листа контрасты ослабляются. Антураж (природа, люди) в таких рисунках – средний по тону и более или менее условный, то есть «подыгрывает» архитектуре. Линейная стадия и детали выполняются только остро отточенной палочкой сепии. Почти для всех сюжетов бумагу можно брать с грубой фактурой. Тогда дальние планы делаются растушкой, а передний план мелком, для передачи грубой фактуры (кора деревьев, стены из валунов, земля и т.д.). Если бумагу брать тонированную – желтоватую, сероватую, коричневатую и т.д. – то в последней стадии ставятся несколько акцентов мелом или жидкими белилами кистью. Белила используются двумя способами: или в качестве блика, или в качестве световой плоскости. Блики незначительны по площади, но ярки по интенсивности. Световые плоскости – менее яркие, но больше по площади. И в том и в другом случае эти световые пятна различны по интенсивности и одно из них делается самым ярким. Общий тон неба, как правило, светлее всего остального.

Рисунок пейзажа с элементами архитектуры.

Особо можно рассмотреть пейзажные рисунки, где архитектура в композиции играет лишь роль акцента, который подчеркивает красоту ландшафта. В таких рисунках особенно важна сомасштабность элемента архитектуры и ландшафта. Здесь стоит задача показать, насколько красиво архитектура вписывается в природу и в то же время отличается от нее. Фактура природы бесконечно разнообразна: небо, листва, деревья, земля, камни и т.д. в отличии от более или менее одинаковой фактуры в архитектуре. Особую роль здесь играют архитектурные детали. Такие рисунки делаются, как правило, в глубоком тоне – от белого до самого темного, однако желательно нигде не доходить до такой степени темноты, когда материал уже перестает «работать».

АРХИТЕКТУРНЫЙ ПЕЙЗАЖ - понятие заимствовано из трудов А.И. Каплуна, видящего в нем высокое выражение единства АРХИТЕКТУРЫ с природой как важнейшего средства художественности архитектурного АНСАМБЛЯ (см. Каплун А.И. «Стиль и архитектура>>. - М., 1983).

АРХИТЕКТУРНЫЙ ПЕЙЗАЖ, - жанровая разновидность пейзажа, изображение в живописи и графике реальной или воображаемой архитектуры в естественной природной среде. В архитектурном пейзаже большую роль играет линейная и воздушная перспектива, позволяющая связать воедино природу и архитектуру. Можно выделить в архитектурном пейзаже городские перспективные виды, в 18 в. называвшиеся ведутами (Антонио Каналетто, Франческо Гвардини, Ф.Я. Алексеев), виды вилл, усадеб, парковых ансамблей с постройками, пейзажи с античными или средневековыми руинами (Юбер Робер, С.Ф. Щедрин, Ф.М. Матвеев), фантастические пейзажи с воображающими сооружениями и руинами (Джованни Баттиста). Архитектурный пейзаж часто является видом перспективной живописи.

ОБРАЗ АРХИТЕКТУРНЫЙ
АРХИТЕКТУРНЫЙ ЧЕРТЕЖ
АРХИТЕКТУРНЫЙ УВРАЖ
АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ
АРХИТЕКТУРНЫЙ РИСУНОК
АРХИТЕКТУРНЫЙ ПРОЦЕСС
АРХИТЕКТУРНЫЙ ПРОЕКТ
АРХИТЕКТУРНЫЙ ПЕЙЗАЖ

В сегда ли живописец предпочитает воспевать природу, если можно так сказать, в чистом виде, без архитектурных построек? Далеко не всегда. Ведь постройки ее оживляют, придают новый смысл. Даже не являясь исторической и художественной ценностью, они в единстве с окружающей местностью приобретают особую выразительность, воспринимаются важным, а порой главным звеном композиции.

Другие же мастера вдохновляются пейзажем городским, когда в картине, этюде, рисунке не природе, а архитектурным постройкам принадлежит основное место.

Многие деревянные и каменные строения красивы в любую погоду. Но зимой они больше «на виду» — не заслонены деревьями и кустарниками, снежный покров скрадывает все отвлекающие детали.

Однако работать в это время года на открытом воздухе сложно: холодно, а то и морозно. Стынут руки, краски густеют. Тем не менее мы знаем немало прекрасных произведений, в которых воспеты зимние пейзажи. Правда, не все они создавались на пленэре, а писались в мастерской на основе этюдов, по памяти или из окна.

Полотно С. Светославского так и называется — «Из окна Московского училища живописи». Оно выполнено, как принято говорить, натурно: предельно точно переданы объемы, цвет, фактура предметов. Осязаемо напи-саны кровля шатровой колокольни, зеленые луковицы церкви, барабаны, украшенные лепниной, рыхлый снег, побеленные стены домов. При всем том картина отнюдь не натуралистична. В ней — поэзия тихого зимнего дня, когда сквозь студеную дымку просвечивает голубое небо, а лучи низкого солнца золотят заснеженные крыши. Когда из труб вьются сизые дымки и даль тонет в зябком мареве. Пейзаж, полный простора, воздуха, художник наблюдал из окна каждый день, но написал его так свежо, звонкокрасочно, будто увидел впервые.

Если полотно Светославского дает представление о масштабах Москвы, ее облике вековой давности, то картина Н. Гончаровой переносит зрителя в город начала нашего столетия, на перекресток узких уютных улочек. Свежевыпавший снег превратил деревья в клубы облаков, заботливо укрыл крыши, мостовые и бодро поскрипывает под полозьями.

Это уже не натурный пейзаж, а картина, выполненная по впечатлению. Она декоративна, контурна, написана обобщенно, без проработки деталей. Используя всего несколько красок, Гончарова обошла
вниманием воздушную перспективу, тоновые и цветовые нюансы — ей важно было зафиксировать общее впечатление от увиденного, создать образ московской зимы.

Совершенно по-иному решено полотно П. Кончаловского «Аптека на Садовой». Подход к натуре здесь пленэрный: художник передает эффекты, характерные для открытого пространства,— богатство красок и оттенков, ощу-щение льющегося со всех сторон света. Это скорее этюд в технике алла прима — созданный сразу, за один присест, на одном дыхании.

Однако художник изобразил не первое попавшееся на глаза. Его привлек уголок старого города, лиричность зимней малолюдной улицы с голыми деревьями и небольшими приземистыми домиками. Старинное здание, где расположилась аптека, занимает в композиции центральное место. Деревья на первом плане усиливают ощущение глубины пространства, служат как бы камертоном тональной и цветовой настройки, определения масштабов строений.

Чтобы овладеть карандашом и красками, полезно внимательно анализировать произведения мастеров. В этом отношении этюд Кончаловского о многом может рассказать: как художник работал кистью? Что
темнее — заснеженные крыши и улицы или пасмурное небо? Только ли белилами написаны сугробы? Как направлял он кисть, когда изображал деревья,— сверху вниз или снизу вверх? И что сначала изобразил — небо или деревья?

Сравните произведение П. Кончаловского с полотном К. Юона «Утро индустриальной Москвы». Не правда ли, они совершенно различны? Первое носит камерный характер, пейзаж ограничен небольшим пространством. А картина Юона — величественная панорама.

Перед нами столица первых послевоенных лет. Строгим силуэтам труб, заводских корпусов, ангаров вторят энергичные фигуры рабочих. Множество вертикальных линий противостоит горизонтальным, создавая пластическое равновесие. Дымы словно превращаются в барашки облаков и разбегаются по небу. Высокие деревья справа и слева как бы объединяют верхнюю и нижнюю части композиции и в то же время причудливыми очертаниями ветвей подчеркивают строгость индустриального пейзажа.

Юон кадрирует изображение таким образом, чтобы оно начиналось со второго плана: это позволяет избежать показа лишних деталей и остановить внимание зрителя на главном. Утреннее солнце развернуло над простором веер золотых лучей, привнося в пейзаж торжественность. Если бы мастер не избрал контр - ажурное освещение, отчего постройки и фигуры людей смотрятся силуэтами, а предпочел боковое, остановив внимание на объемах и цветовой характеристике предметов, то впечатление от полотна было бы гораздо менее сильным. Сейчас же оно подлинно монументально — благодаря строгой композиции, пронизанной четким, ясным ритмом, устойчивости большинства объектов, высокому горизонту, спокойной кладке мазков. И по характеру живописи напоминает мозаику.

Своя, неповторимая манера письма у В. Бялыницкого-Бируля. Его пейзажи поэтичны, полны тихой грусти. Они будто окутаны легким, нежным туманом, в котором смягчаются очертания и формы предметов, контрасты света и тени, яркость красок. Зато живопись приобретает особенную цельность, завершенность.

Художник изобразил дом, в котором еще совсем недавно жил великий Ленин. И здание, и все вокруг выглядит так, как было при нем. Дом, построенный в стиле русского классицизма конца XVIII — начала XIX века, большая заснеженная поляна, светло - серое небо выдержаны в сближенной цветовой и тоновой гамме, звучание которой усиливают темные пятна елей. Ствол дерева на переднем плане словно траурная лента. Представьте композицию без этой детали — она потеряет пространственную глубину, цельность, выразительность.

Иногда начинающие художники спрашивают: где искать интересные мотивы? По этому поводу московский живописец И. Сорокин говорит: «Много поездив по стране, я понял, что главной моей темой является
средняя полоса России. Древнерусские города, так же как и близлежащие деревни, села, целиком заполняют и увлекают мое творческое воображение. Сейчас как-то не тянет в дальние края. Раньше казалось, что там найдешь что-то необыкновенное. Но это только казалось. А все необычное, интересное находится около нас, среди нас, его только нужно увидеть».

В пейзаже Сорокина «Зима в Суздале» воплощено очарование города с его многочисленными памятниками старины, разноцветьем куполов, крыш, стен. Крепко, смелыми, свободными мазками вылеплены сугробы, постройки, деревья. Удачно выбрана точка зрения на Рождественский собор и окружающие строения. Перспектива улицы, заборов, деревьев влечет наш взор к центральной части
древнего города и в то же время держит всю композицию. Левая часть холста зрительно более нагружена, чем правая, что придает пейзажу еще больше живости, естественности.

Как достиг художник такой согласованности всех элементов изображения? Прежде всего он видел натуру в единстве с окружающей средой, сразу охватывая всю ее взглядом, мгновенно сравнивая пропорции, объемы, краски.

Архитектурные постройки могут быть не только составной частью пейзажа — сельского, городского, индустриального. Во многих картинах они связаны с какой-либо жанровой сценой. Например, в произведении В. Телина «Дом опустел» раскрывается взаимосвязь человека и его жилища, которое о
многом может поведать. О том, что строили его мастера своего дела. И украшали с любовью и вкусом. Что долго служило оно людям. Но не стало хозяев, опустел старый, еще ладный, крепкий дом — и забивают досками окна с красивыми резными наличниками...

Можно привести бесконечное множество примеров самых разных решений архитектурного пейзажа. Если вы, дорогие юные художники, увлечетесь этой темой — а не увлечься просто невозможно,— то на
первых порах порисуйте карандашом, попишите акварелью и маслом постройки, не слишком сложные по форме и декору. Постарайтесь прежде уяснить конструкцию здания, соотношения его объемов и окружающих предметов. Изображая старинную церковь, палаты, крепостные стены, обратите особое внимание на их слитность с пей зажем — древние зодчие всегда видели архитектуру в единстве с природой.

Своя поэзия в заводских корпусах, совхозном элеваторе, ТЭЦ с ее приземистыми градирнями и стройными трубами. Выбирайте такую точку зрения, чтобы наилучшим образом выявлялись характерные особенности архитектуры. Интересно один и тот же мотив порисовать и пописать в разное время года и при разном освещении.

Во время работы вы не только овладеваете графическим и живописным мастерством — вы как бы проникаете в замысел зодчего и, подобно ему, возводите на бумаге или холсте стены и крышу, украшаете сооружение резь-бой или лепниной.

Стремитесь передать монолитность, тяжесть постройки или устремленность ввысь, воздушность. Смотрите на фасад здания — представляйте его боковые и заднюю стены, а мазки или штрихи наносите, учитывая конструкцию, особенности кладки кирпича, бревен, железобетонных блоков.

Архитектура окружает нас повсюду. Мы, можно сказать, живем в мире архитектуры, пришедшей к нам из глубокой древности и постоянно меняющей облик. Отобразить этот мир — задача крайне увлекательная,
волнующая. В каждом конкретном случае она имеет свои особенности и свои решения.

Желаем вам творческих успехов!

А. Алехин

Журнал "Юный художник" №12, 1987

Городской пейзаж

Типы пейзажев

В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный и ведута), индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии – марина.

Сельский пейзаж он же «деревенский»

Это направление пейзажного жанра было популярно во все времена вне зависимости от моды. Отношения между природой и результатами сознательной деятельности человечества всегда были достаточно сложными, даже конфликтными; в изобразительном искусстве это видно особенно ярко. Пейзажные зарисовки с архитектурой, забором или дымящей заводской трубой не создают настроения умиротворения: на подобном фоне вся красота природы теряется, уходит.

Однако существует среда, где человеческая деятельность и природа находятся в гармонии или же, напротив, природа играет главенствующую роль – это сельская местность, где архитектурные сооружения как бы дополняют деревенские мотивы.

Художников в сельском пейзаже привлекает умиротворенность, своеобразная поэзия сельского быта, гармония с природой. Дом у реки, скалы, зелень лугов, проселочная дорога давали толчок вдохновению художников всех времен и стран.

Такой тип пейзажа стал результатом нескольких столетий развития пейзажной живописи. В 15 веке получили распространение архитектурные пейзажи, на которых изображались виды на город с высоты птичьего полета. На этих интересных полотнах зачастую сливались древность и современность, присутствовали элементы фантастики.

Разновидность пейзажа, один из видов перспективной живописи, изображение реальной или воображаемой архитектуры в природной среде. Большую роль в архитектурном пейзаже играет линейная и воздушная перспектива, связывающая природу и архитектуру.

В архитектурном пейзаже выделяют городские перспективные виды, называвшиеся в 18 в. ведутами (А.Каналетто, Б.Беллотто, Ф.Гварди в Венеции), виды усадеб, парковых ансамблей с постройками, пейзажи с античными или средневековыми руинами (Ю.Робер; К.Д.Фридрих Аббатство в дубовой роще, 1809–1810, Берлин, Государственный музей; С.Ф.Щедрин), пейзажи с воображаемыми сооружениями и руинами (Д.Б.Пиранези, Д.Паннини).

Ведута (ит. veduta, букв. – увиденная) – пейзаж, документально точно изображающий вид местности, города, один из истоков искусства панорамы. Поздний венецианский пейзаж, тесно связанный с именами Карпаччо и Беллини, которому удалось найти равновесие между документальной точностью отображения городской действительности и ее романтической интерпретацией. Термин появился в 18 в., когда для воспроизведения видов использовалась камера-обскура. Ведущим художником, работавшим в этом жанре, был А.Каналетто: Площадь Сан Марко (1727–1728, Вашингтон, Национальная галерея).

Марина (ит. marina, от лат. marinus – морской) – один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море.

Самостоятельным жанром марина оформляется в Голландии в начале 17 в.: Я.Порселлис, С. де Влигер, В.ван де Велле, Ж.Верне, У.Тернер «Похороны на море» (1842, Лондон, галерея Тейт), К.Моне «Впечатление, восход солнца» (1873, Париж, музей Мармоттан), С.Ф.Щедрин «Малая гавань в Сорренто» (1826, Москва, Третьяковская галерея).

Айвазовский, как никто другой сумел показать живую, пронизанную светом, вечно подвижную водную стихию. Избавляясь от слишком резких контрастов классицистической композиции, Айвазовский со временем добивается подлинной живописной свободы. Бравурно - катастрофический "Девятый вал" (1850, Русский музей, Петербург) является одной из наиболее узнаваемых картин этого жанра.

Кто из нас не любовался величественными и очаровательными видами города, бесконечно разнообразными, вызывающими столь же разнообразные чувства и эмоции! Сказочные силуэты древних городских стен и башен, величавые громады дворцов и общественных зданий, привлекательные и внушительные массивы жилых домов, мощные- группы промышленных и других сооружений - итог творческой мысли и созидательной работы поколений многих веков или результат героических и гениальных преобразований.


Неудивительно, что картины города вдохновляли и вдохновляют творческую мысль художника.

Города нашей родины дают безграничный выбор захватывающих сюжетов для художников.

Сталинские пятилетки грандиозного социалистического строительства из года в год преображают лицо нашей страны. (Один за другим у всех на глазах вырастают новые города, реконструируются и ширятся старые, до неузнаваемости меняя свой облик, десятки лет остававшийся неизменным. Возникают новые гиганты советской индустрии, возводятся грандиозные сооружения - гидростанции, мосты, плотины, каналы и многие-многие другие, самых разнообразных наименований и назначений.

Это строительство своим видом, своей архитектурой говорит о новой жизни, о новых достижениях свободного социалистического труда. Оно вдохновляет и влечет к новым подвигам и победам.

Темы нашего городского, индустриального и архитектурного пейзажа бесчисленны и исключительно благодарны для художника по своему эмоциональному значению и красоте.

Вот почему юным художникам следует не только познакомиться с этим разделом рисунка и живописи, но и испытать свои силы в творческой работе над его сюжетами.

Архитектура с давних времен привлекала художников - живописцев и графиков - не только кап композиционный элемент картины, отображающий реальную обстановку действия или окружение изображаемого предмета, но и красотой архитектурных объемов и форм, прекрасно сочетающихся с природой, фигурой человека, движением толпы, красками убранства и костюма. Однако изображение архитектуры долгое время носило декоративный характер и не выходило из условностей плоского стиля.


Реалистическая, верная и выразительная в отношении объема и пространства передача более или менее сложных архитектурных форм, организованных в ансамбли и группы, стала возможна лишь после того, как в XV веке, в эпоху итальянского Возрождения, были исследованы и раскрыты законы перспективы.

Наука о перспективе с течением времени развивалась все больше и больше и в наше время доведена до такого совершенства, что ее правила не только позволяют изображать предметы при рисовании их с натуры, но и воспроизводить вид предметов, создаваемых творческим воображением художника.

Кроме знания законов перспективы, для успешной работы над городским ландшафтом и архитектурными мотивами художник должен ближе познакомиться с искусством архитектуры и архитектурными формами.


Как известно, это древнейшее из искусств, создавая здания и сооружения, наделяет их такими формами и внешними признаками, которые дают возможность по внешнему виду угадывать назначение сооружений, определять отношение одной части его к другой и их взаимную связь, отличать главное от второстепенного.

Организуя пространство и обрабатывая объемы, плоскости и детали сооружения, зодчий руководствуется создаваемым им художественным образом и архитектурной идеей.

При большой практике в рисовании с натуры пытливый глаз художника постепенно научается разбираться в особенностях построения и в стилевом характере архитектурных форм даже значительной сложности. Однако для сознательного отношения к Натуре необходимо знакомство с историей.

Само собой понятно, что самостоятельная композиционная работа;на сколько-нибудь сложные архитектурные темы не может ит-ти успешно без достаточных специальных знаний.

Приводимые здесь репродукции с рисунков и картин мастеров городского и архитектурного пейзажа - живописцев и архитекторов - дают возможность анализировать моменты композиционного порядка и ознакомиться с приемами исполнения.

Неизмеримо полезнее вести такое изучение по подлинникам, представляющим этот р°Д рисунка и живописи в наших художественных галлереях и музеях.

Прославленными мастерами архитектурного пейзажа были венецианские живописцы Антонио Каналетто (1697-1768), Бернардо Белотто (1720-1789), Франческо Гварди (1712-1793), Д. Панни-ни (1695-1768), венецианский архитектор и офортист Джиованни-Баттиста Пиранези (1720-1778), французский художник Гюбер Робер (1733-1778).

Превосходны работы русских мастеров: Ан. Вельского (1730 1796), Ф. Алексеева (1755-1824), Сильвестра Щедрина (1791- 1830), Галактионова (1779-1854), М. Воробьева (1787-1855).

Блестящие примеры архитектурного пейзажа и архитектурных фантазий и перспектив можно найти в рисунках архитекторов: М. Казакова (1738-1813), Джакомо Кваренги (1744-1817), А. Воронихина (1760-1813), П. Гонзаго (1751-1831) и др.

Приведем несколько практических замечаний, относящихся к работе с натуры, которые полезно учесть начинающим юным художникам, работающим над архитектурным пейзажем.

Удачный выбор точки, с которой делается зарисовка городского вида, архитектурного пейзажа или архитектурного памятника, имеет большое Значение. Эта задача должна быть решена наиболее выгодно как в отношении общей композиции, так и со стороны наиболее выразительной характеристики главной темы данного рисунка или живописного этюда. В этом направлении нужно всемерно развивать свое художественное чутье, изучая классические образцы композиции в изобразительном искусстве и бесконечные красоты природы. Иногда может оказаться Затруднительным сразу остановиться на выборе наиболее выгодных с художественной точки зрения границ картины.

Причиной тому могут быть обширные масштабы простирающегося перед нами городского вида или архитектурного пейзажа, многочисленность архитектурных деталей, одинаково привлекающих ж себе глаз художника и одинаково для него заманчивых.

Следует иметь в виду, что начинающим художникам целесообразнее сначала ограничиваться более простыми и малопредметными сюжетами, переходя к работе над более сложными темами постепенно.

В работе над архитектурными пейзажами юный художник должен итти от основного, от главного к частностям, к второстепенному. В основу рисунка должно быть положено правильное перспективное построение форм. Рисующий должен в первую очередь ясно представить себе положение горизонта, точки схода, точек уклонения линий и т. п.

Перспективные построения при рисовании с натуры могут быть сведены к простейшим схемами приемам. Они весьма элементарны и касаются лишь основных построений и основных форм. Необходимые приемы, ровности должны быть внимательно изучены по натуре и нарисованы, руководствуясь правилами перспективы, в полной согласованности с основной перспективной схемой.

Художнику архитектурного пейзажа следует быть особенно требовательным к себе, когда он анализирует строение архитектурных масс, объемов и форм, определяет их взаимную конструктивную связь, устанавливает отношения и пропорции, выискивает характер движения и ритма архитектурных масс и линий. Портретное сходство изображения для архитектурной тематики имеет исключительное значение. Эго вытекает из условий гармонической закономерности и законченности архитектурных форм.

Уходящие далеко в глубь картины планы городских видов и архитектурного пейзажа, пространственность и рельефная пластика архитектурных экстерьеров и интерьеров, эффекты света и тени, воздушная дымка далей и прозрачность теней несомненно остановят на себе внимание юного художника. Он должен добиваться верной, живой и художественной их передачи, учитывая, что от этого зависит значительная доля прелести и убедительности его рисунков и этюдов.