Психология

Пейзажист куинджи. Биография архипа куинджи

Является предположительной — в архивах хранятся три паспорта художника: в одном из них указано, что он родился в 1841 году, во втором — в 1842 году, а в третьем — в 1843 году.

Не все однозначно и с фамилией художника. Он происходил из семьи обрусевших греков. В метрике было записано , что он сын Ивана Еменджи. Но мальчику, предположительно, досталась фамилия деда-ювелира Куюмджи, позже вписанная в неправильной транскрипции.

Отец Куинджи был сапожником. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. Предположительно до десяти лет он посещал начальную греческую школу, а через год поступил к подрядчику по строительству церкви, затем прислуживал богатому зерноторговцу. Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. Один из феодосийских хлеботорговцев посоветовал Архипу ехать учиться в Феодосию к знаменитому маринисту Ивану Айвазовскому. Куинджи направился в Феодосию пешком, пробыл там почти все лето, но великий мастер не оценил талант подростка. Поэтому первые уроки живописи Куинджи получал от родственника Айвазовского — Адольфа Фесслера. Возвратившись в Мариуполь, Куинджи стал работать ретушером у местного фотографа, а затем направился в Одессу, где думал с братьями открыть собственную студию, но не смог собрать для этого нужных средств.

В начале 1860-х годов он приехал в Петербург, рассчитывая поступить в Академию художеств, но учеником академии так и не стал. В 1868 году, выставив на конкурс картину "Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма", он получил звание свободного художника и стал вольнослушателем академии.

В 1872 году за картину "Осенняя распутица" он получил звание классного художника.

В 1873 году Куинджи выставил в Обществе поощрения художеств картину "Снег", за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получил бронзовую медаль. В том же году он выставил в Вене свою картину "Вид на остров Валаам", в Петербурге — "Ладожское озеро".

В 1874 году на выставке товарищества передвижных выставок Куинджи представил "Забытую деревню", в 1875 году — картины "Степи" и "Чумацкий тракт", в 1876 году — "Украинскую ночь", которая в 1878 году вместе с "Видом на остров Валаам" и "Чумацким трактом" появилась на всемирной выставке в Париже.

В 1877 году Куинджи стал членом товарищества передвижных выставок. В 1878 году художник выставил свои картины "Лес" и "Вечер в Малороссии", в 1879 году — "Север", "Березовую рощу", "После грозы". В том же году Куинджи покинул выставки товарищества.

В 1880 году он устроил в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины "Ночь на Днепре", которая имела небывалый успех, и в том же году была выставлена в Париже.

В 1881 году так же отдельно Куинджи выставил "Березовую рощу", имевшую столь же крупный успех, в 1882 году — "Днепр утром" вместе с "Березовой рощей" и "Ночью на Днепре". После этой выставки до конца жизни Куинджи больше нигде своих картин не выставлял, а до 1900-х годов никому и не показывал.

Поразительно упорство нищего мальчишки-грека, который вопреки всем обстоятельствам стал гордостью русской живописи. Краткая биография Куинджи говорит о необыкновенной одаренности, целеустремленности и щедрой душе великого живописца.

Детство и юность

Удивление вызывает уже такая деталь, что не установлена точная дата рождения Куинджи. Биография начинается с колебаний - то ли 1841-й, то ли 1842 год. Это не принципиально, но странно. Таким же необычным образом отразится перевод его фамилии, которая означала золотых дел мастер, на всей его деятельности как живописца. Архип рано осиротел. Его воспитывали бедные родственники. Учась без прилежания, он непрерывно рисовал на всех обрывках бумаги, которые только попадались под руку.

Бедность и нищета заставляли его пасти гусей, работать учетчиком кирпича, а потом у торговца хлебом. Но была жажда рисовать, которая привела его в Феодосию. 14-летний Куинджи, биография которого только начиналась, мечтал стать учеником великого И. К. Айвазовского. Но не сложилось - ему доверили только перетирать краски и красить забор. Он вернулся в родной Мариуполь и стал ретушером - не живопись, но чем-то похоже. До 24 лет он метался по черноморскому побережью, работая все так же.

Петербург

В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи. Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. Его просто-напросто не принимали в Академию. Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. Тут его наконец заметили, присвоили звание свободного художника и даже допустили до сдачи экзаменов по специальности. У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе».

В ней нет еще того Куинджи, которого мы все представляем по более зрелым самостоятельным работам. Это характерное для передвижников реалистическое полотно: мрачный колорит, непролазная грязь. Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники. Но его заметили, и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север.

Развитие

Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. Архип Куинджи, биография которого на взлете, может позволить себе жениться на давно любимой им девушке. А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству - «Украинская ночь».

Это видимый всем перелом в творчестве, экзотическое новаторство, присущее только ему одному. Теперь Куинджи начнет обдумывать все - и темы, и манеру письма, самостоятельно развивая свои достижения, глубоко изучая краски, цвет и световые эффекты, наслаждаясь их прекрасной игрой. В 1878 году на выставке в Париже, куда Куинджи приехал с молодой женой, он изумил французскую публику выставкой своих работ. Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, - «Вечер на Украине». Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа - «Север», «Березовая роща» и «После дождя».

Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся, и после этого Куинджи выставляет одну картину - «Лунная ночь на Днепре». Это был взрыв. Недаром художник так много экспериментировал с красками и освещением, которое на выставке он сделал особым, затемнив зал и выделив светом свое полотно. Но незнание химии сыграло с произведением скверную шутку - со временем краски потемнели, и сейчас оно не производит первоначального впечатления, хотя по-прежнему прекрасно.

Это уже новый этап в творчестве, родился художник-философ - Архип Иванович Куинджи. Биография говорит о его размышлениях о реальности, о других способах ее выражения на полотне. Он стремится постичь глубину вещественного мира. Вспомните, что это был когда-то всего лишь мало обученный, не закончивший Академию художеств почти нищий сирота. До каких вершин духа при таланте и трудолюбии может подняться человек!

Уединение

В 1881-1882 годах Куинджи организовывает еще две выставки, на которых показывает «Березовую рощу», громко прогремевшую среди любителей живописи, и «Днепр утром». Вот это произведение было принято очень сдержанно. После этого живописец почти на двадцать лет удаляется от общественной жизни. Объяснения затворничеству такого знаменитого человека, как художник Куинджи, биография дать не может. В зените славы он исчезает из поля зрения публики и критики.

Работа в одиночестве

Куинджи работает, создавая новые краски, которые должны быть устойчивыми и не менять своего вида с течением времени и под воздействием воздуха. Он пишет все новые и новые работы, ища другое стилевое направление. В 1886 году он покупает участок земли в Крыму, где, живя вместе с женой и учениками, работает в теплое время года по примеру импрессионистов на открытом воздухе и пишет «Вид на море и берег. Крым», «Морской берег. Вид на Крым», «Крым. Яйла», «Горный склон. Крым» и многое другое. Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря.

Кавказ

В 1888 году по приглашению одного из передвижников Куинджи побывал на Кавказе и привез оттуда свежие впечатления и этюды, работать над которыми он продолжил в Петербурге. Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус. Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. Кавказ».

Это краткое перечисление его работ, в которых он философски осмысливает грандиозность окружающего мира. Это абсолютно другой, обновленный и технически, и внутренне Куинджи, когда романтик сливается с философом. Критики считают, что именно кавказский период Куинджи повлиял на работы Н. К. Рериха в Гималаях. Ведь Кавказ Куинджи символичен. Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом.

Новая выставка

В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, - «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). Вообще к этому времени живописец создал примерно пятьсот работ. В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор. Беря тему, он полностью ее разрабатывает, а потом, обращаясь к другой, также создает связанный между собой цикл картин, не повторяясь и удивляя, когда смотришь его произведения в последовательности. Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения.

Сделанные Куинджи выставки вновь привели публику в восторженное состояние, снова пошли о нем споры и разговоры, но художник вновь закрылся. Причин такого поведения Куинджи краткая биография, как и его современники, предоставить не могут. Может быть, художник устал от пустопорожней болтовни, ведь ему исполнилось шестьдесят лет. Правда, по нашим меркам это еще не так много, но тогда считали несколько иначе.

Последние годы

Десять лет Куинджи создавал все новые полотна. Абсолютный шедевр того времени - картина «Радуга». Она находится в Русском музее. Над этим произведением Куинджи работал пять лет. Вдоль огромного, еще не заколосившегося поля причудливо извивается дорога. Над ними раскинулось занимающее две трети полотна небо со сверкающей радугой. Все предельно просто, но такая простота дается огромным мастерством, наблюдательностью и мыслью. Уже написаны «Красный закат» и «Ночное» (1905-1908).

Смерть художника

Находясь летом в 1910 году в Крыму, он заболел воспалением легких. Это и сейчас грозная болезнь, надолго выводящая человека из строя. А тогда не было никаких антибиотиков. С разрешения врачей любящая заботливая супруга перевезла больного в Петербург, но усилия врачей не помогли. Не выдержало больное сердце, и он ушел из жизни в июле 1910 года. Сейчас его могила находится на в Александро-Невской лавре.

Благотворительность

Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств, и Обществу художников им. А. И. Куинджи для ежегодных премий. Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму. Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. После его смерти она получала назначенную Архипом Ивановичем пенсию, а все свое состояние художник распределил между родственниками и Обществом художников.

Такой непростой жизненный путь прошел Архип Куинджи. Краткая биография говорит о необыкновенной одаренности, целеустремленности и щедрой душе великого живописца.

Ощущение, что он — Архип Куинджи — мариупольский мальчишка, обветренный приазовскими солнечными ветрами, сильнее многих других, пришло к нему очень рано. В шесть лет, став круглым сиротой, он жил то у старшего брата, то у тётки, которые сами еле перебивались. И он, и родственники Архипа были из семьи бедного сапожника Ивана Куинджи, одно время жившего среди татар. Мариупольские греки-эллины относили семью сапожника к греко-татарам — самому низкому сословию здешнего населения. Может быть, этот момент и сыграл свою роль в становлении характера крепкого малыша: надеяться не на кого и надо быть сильным. О силе его хорошо знали мальчишки соседних улиц: от плечистого крепыша им доставалось как следует за котят, щенков и другую живность, какую они мучили. Архип не только отбивал животных и птиц, но и пытался их подлечить, пристроить.

Восход солнца

С шести лет он уже пас гусей, с одиннадцати — работал на постройке церкви (подавал кирпичи), потом стал «комнатным мальчиком» у хлеботорговца Амаретти: чистил хозяевам обувь, убирался, прислуживал за столом, был «на побегушках». И при этом везде, где только мог: на глинобитных заборах — углём, на обрывках бумаг — карандашом — рисовал... На это обратил внимание его хозяин и показал рисунки своему более образованному коллеге. Тот дал пятнадцатилетнему Архипу рекомендацию и посоветовал обратиться к Айвазовскому, что жил неподалёку — в Феодосии.


Горы. 1885-1890

Мальчик отправился к нему, полный надежд, но художник оказался в долгом отъезде, а его ученик показал Архипу, как обращаться с полотном, красками и разрешил копировать картины Маэстро. На этом и закончилось трёхмесячное обучение юного Куинджи. Так что первой природной стихией, какую пытался юный грек, выросший у моря, перенести на полотно, была вода — море с отражённым в нём светом солнца и луны.


Горы. 1890-1895

Вернувшись после этой учёбы в Мариуполь, Архип стал работать у местного фотографа ретушёром, складывая постепенно грош за грошиком, чтобы через год-два по-настоящему начать учиться живописи. Что же касается общего образования, то здесь у Куинджи были большие пробелы. Какое-то время за медные гроши учился он в «Вольной школе» у полуграмотного грека-учителя, а затем немного в городской русской школе.


Ай-Петри. Крым. 1898-1908

И вот к двадцати годам, скопив на дорогу денег, Архип Куинджи отправляется в Петербург, планируя учиться живописи и зарабатывать при этом на жизнь ретушёром. Тут-то со всей полнотой проявляется и сила характера, и одарённость молодого Куинджи. Вот что рассказывает об этом лучший ученик художника Н.К.Рерих:


Казбек

«Три раза Куинджи пытался поступить в Императорскую Академию художеств, и три раза ему отказывали. В третий раз 29 студентов были приняты, и ни один из них не оставил своего имени в истории искусства. И только ему одному — Куинджи — было отказано. Но юноша был настойчив, и, вместо бесполезных попыток, он написал пейзаж: у моря с лунной дорожкой «Татарская сакля в Крыму». Пейзаж он подарил Академии на выставку и получил две награды. Без сдачи экзаменов Академия присуждает ему звание неклассного художника и разрешает быть своим вольнослушателем». С 1866 года Куинджи — в Академии.


Эльбрус. 1898-1908

Естественным для бедного разночинца Куинджи, познавшего всю тяжесть борьбы за существование, стало сближение с передвижниками. Сближение было не только вступлением в Товарищество, было оно идейным и творческим. Картины нищего российского села с невесёлым пейзажем, «Чумацкий тракт» с увязшими в грязи волами, были одобрены и передвижниками, и прессой. Но, человек солнечной стихии, масштабно-монументального восприятия природы, он рвался из тесных рамок социально-художественного мировоззрения уходящего уже передвижничества. Рвался к постижению природы, к поиску новых выразительных средств, к радости света и преобразующей его силе.


Вершина Эльбруса, освещенная солнцем. 1898-1908

"Непрерывные поиски новых световых эффектов, — пишет советский искусствовед Н.Н. Новоуспенский в своей книге о Куинджи, — позволили ему открыть в природе ещё никем не введённые до него в искусство мотивы, даже в сюжетах, многократно разработанных художниками. На Кавказе он много лет варьировал изображения снежных вершин, то освещенных малиновым светом заката, то ослепительно сверкающих под лучами полуденного солнца." И не появись эти горные пейзажи у Куинджи, едва ли были бы созданы замечательные Гималайские циклы его ученика Н.К.Рериха. Хотя, кто знает, может быть, к этому Н.К.Рерих пришел бы и сам, но он уже получил эстафету от своего Учителя.


Облако над горной долиной. 1898-1908

Малиновый «Эльбрус вечером» был написан Куинджи в 1898—1908 годах, когда после феерического успеха его последней выставки 1882 года он совершенно перестал выставлять свои новые полотна не только на суд публики, но и на суд своих коллег — художников. В тиши мастерской, на природе он продолжал свой бесконечный поиск. Именно тогда появилась и дивная картина «Радуга», где взаимодействие земли, воды, воздуха и солнца с невероятной силой претворяются художником в тот Космический мост, о котором так и хочется сказать строками Эдуардаса Межелайтиса:

Я, как мост меж землёю и солнцем,
И по мне солнце сходит на землю,
А земля поднимается к солнцу...


Эльбрус вечером. 1898-1908

И.Е.Репин сказал: «В пейзажной живописи Куинджи был гениальный художник. Художник-новатор. Художник света». Прекратив свою выставочную деятельность в 1882 году, Куинджи не ушёл от людей только в творческий поиск. Он пришёл к людям через своих учеников, величайшим среди которых стал Н.К.Рерих. Не зря называл он Архипа Ивановича своим Гуру. От него Рерих взял и развил в своём искусстве до недостижимой высоты и Космическое видение мира, и монументальную архитектонику в изображении гор и храмов, и силу света. Света как выразительного средства живописи и Света как понятия нравственно-этического Закона.


Снежные вершины гор. Кавказ. 1890-1895

Н.К.Рерих знал и удивительную доброту своего Учителя, и аскетическую его скромность в бытовой жизни. Неоднократно наблюдал он величественно-трогательную, а иногда весёлую картину, когда Куинджи на крыше своего дома встречался с небесными странниками: голубями, воронами, воробьями, бабочками. Кормил их, лечил, а слетались к нему птицы тысячами. Видя это, молодой Рерих не мог не чувствовать какого-то особого родства своего Учителя с небом, его обитателями. Родства, которое шло от того огня, что горел в сердце удивительного художника и человека.

По материалам Кабановой А.П.


Эльбрус днем. Не ранее 1890

Судьба творческого человека, особенно такого, который наделен от Бога большим талантом, невозможна, если у него нет хорошего, надежного тыла. Этим тылом для Архипа Куинджи была его жена Вера. Юный Архип Куинджи, встретив однажды свою землячку, дочку богатого мариупольского купца Леонтия Кечеджи Веру, полюбил ее сразу и навсегда. И Вера ответила ему взаимностью.


Снежные вершины. 1890-1895

Будущий художник был тогда беден. И, конечно же, Леонтий Кечеджи не испытывал никакого желания отдавать свою дочь замуж за него. 100 рублей (сумма по тем временам огромная) - такую цену назначил купец за ее руку и сердце. Возможно, Кечеджи рассчитывал на то, что со временем дочкина «блажь» пройдет. И он сможет выбрать ей партию более достойную, чем безвестный и нищий художник.


Снежные вершины. Кавказ. 1890-1895

Этого не произошло. Вера не забыла, не разлюбила своего Архипа. Долгих двенадцать лет прошло, пока два любящих сердца смогли соединиться (когда Архип принес будущему тестю заветную «сотенную», тот выдвинул новые требования). Так что полюбила Вера Кечеджи небогатого юношу, а замуж вышла за известного художника. Собственно, желание ее отца осуществилось: дочь сделала хорошую партию. Ни в каких богемных скандальных хрониках 19 века имя молодого Куинджи не упоминается. То есть, как он увидел свою землячку, карасевскую гречанку Веру, влюбился в нее, так и любил ее всю жизнь. Так же и Вера.


Туман в горах. Кавказ. 1898-1908

В государстве, которое именовалось советским, роль Веры Куинджи в жизни Архипа Куинджи практически была сведена на нет. На нет была сведена и ее трагическая судьба. В 1920 году в красном Петрограде Вера Куинджи умерла от голода. Она умирала от голода, судя по всему, в той квартире, которая сейчас является мемориальной квартирой Куинджи...


Эльбрус вечером 2. 1898-1908

Трагедия любимой жены Куинджи заключалась и в следующем. Став знаменитым художником, Архип Куинджи разбогател. Однако в их доме не было роскоши и излишеств. Большую часть состояния Архип Куинджи потратил на стипендии для своих студентов в Академии художеств. Исаак Бродский (приехавший из Бердянска студент) был одним из тех, кого за собственные средства выучил Куинджи. Бродский добился больших успехов и популярности в советское время. От голода он был надежно защищен кремлевским пайком. Однако умирающую жену своего учителя спасти от голодной смерти он не счел нужным.

По материалам Марины Володоевой


Эльбрус днем 2. 1898-1908


Эльбрус. Лунная ночь. 1890-1895

А это та самая "Радуга" - одна из самых знаменитых картин великого мастера


Радуга. 1900—1905

и портрет Маэстро Архипа Ивановича Куинджи


Крамской И.Н. "Портрет А.И.Куинджи". 1872

"Художник света" - так называют Куинджи, одного из самых необычных мастеров пейзажной живописи 2-й половины 19-го века. Он создал особый тип романтического пейзаажа, основанного на реалистическом восприятии мира. Ни один художник после Брюллова, по свидетельству современников, не пользовался таким шумным успехом, как Куинджи. Его березовые рощи, освещенные ярким солнцем, тихие лунные ночи на Днепре, солнечные закаты и зори поражали зрителей своей поэтичностью, натуральной, доходящей до иллюзии передачей света, особыми лучезарными красками. Сила света в картинах Куинджи, то яркого, праздничного, то таинственно мерцающего, породила даже легенду о "лунных красках", которыми будто бы пользовался художник.

Куинджи обладал поразительной чувствительностью глаза к самым тончайшим нюансам цвета, то есть к его изменениям под действием освещения. Это позволяло ему добиваться исключительно верных тонов в картине при передаче красок зримого мира, безошибочно передавать соотношение света и теней.

Но картины Куинджи восхищали публику не только своей поэзией света. Покоряли они и неожиданностью своих красот, новизной пейзажных мотивов. Особенно восхищает в его пейзажах мягкое очарование украинской природы, воспетой еще Гоголем.

А.И.Куинджи родился в семье сапожника в селении Каросу, близ Мариуполя. Оставшись сиротой, был вынужден "пойти в люди". Рисовал с детства, где только мог. Его хозяин, местный хлеботорговец, заметил талант мальчика и в 15 лет отправил его в учение к Айвазовскому, в Феодосию. Но поучиться у прославленного мастера ему не довелось. Однако, Куинджи долго увлекался живописью мариниста. В начале 60-х годов Куинджи переехал в Петербург, намереваясь поступить в Академию художеств. Но без подготовки не смог выдержать экзамен. А потом упорно, из года в год все делал новые попытки. В 1868 году он провалился снова, но его картина "Татарская сакля на берегу моря в лунную ночь" , допущенная к конкурсу, неожиданно принесла Куинджи звание неклассного художника и разрешение учиться в Академии в качестве вольнослушателя. Однако, разрешение явно запоздало - Куинджи шел 27-й год, и он уже сам стал самостоятельным художником.

Обладая ярким самобытным талантом, Куинджи не терпел проторенных дорог и всегда стремился идти своим путем. Он верил только в свои личные воззрения на искусство и до всего доходил своим умом.

Творческая жизнь Художника была очень плодотворной, он написал огромное количество великолепных пейзажей. Но в 80-х годах неожиданно для публики Куинджи овладел душевный кризис, причина которого до сих пор неизвестна. Почти 30 лет художник вел затворническую жизнь, ничего не писал. И только после его смерти 11 июля 1910 года все созданное им стало достоянием художественной общественности.

Северный остров Валаам. Суровая сумрачность природы, скудость и тоскливое однообразие. Голая каменистая почва, едва прикрытая низкорослыми мхами, чахлые тоненькие деревца, мелкая заболоченная речка с просвечивающим каменистым дном и сине-черная мгла низко нависших туч, выразительно переданные в картине, оставляют унылое, безрадостное впечатление.

Эта картина привлекла внимание художественной общественности к Куинджи. Многих восхитил ее удивительный серебристый тон.

Я прикасаюсь к Вечности рукой. В горах так близко можно встретить Вечность...

Боясь нарушить неземной покой, я ввысь смотрю и вижу бесконечность.

Так далека отсюда суета, так мимолетны чаянья людские...

Здесь только гор немая красота и неба величавая стихия.

Когда стоишь над небом высоко на крыше мира крохотной букашкой -

То дышится свободно и легко, и перед Вечностью предстать совсем не страшно...

С большой поэтической силой Куинджи передал очарование глубокой бархатной южной ночи, сохранив величавую простоту изображения. Вся природа словно погрузилась в сон, объятая чернотой ночи. Тишина царит над миром. Мерцающий серебристо-зеленый свет луны льется с небес на землю, прорезая ночную тьму, тревожа воображение. В его ликующем сиянии все принимает призрачные очертания, неузнаваемо преображается. Серебристой лентой распластался по равнине широкий полноводный Днепр. Искрится легкая рябь на воде. Мазанки, прилепившиеся на спуске к реке, выделяются в темноте белизной стен. Редкие огоньки в них усиливают ощущение покоя. Кое-где видны тропинки, ведущие к Днепру. Противоположный берег тонет во мраке ночи.

"Знаете ли вы украинскую ночь? - писал Гоголь. - О, вы не знаете украинской ночи. Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее, Земля вся в серебристом свете...Тихи и спокойны пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов...Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно...Как очарование, дремлет на возвышении село. Еще белее, еще лучше блестят при месяце толпы хат; еще ослепительнее вырезываются из мрака низкие их стены. Все тихо."

Образ, созданный Куинджи, перекликается с этой волнующей поэтической картиной природы, нарисованной Гоголем, такой же лирический и проникновенный.

Куинджи запечатлел пейзаж как бы с высоты птичьего полета, добившись тем самым ощущения необъятной шири и грандиозности изображения. Бездонное и величавое распростерлось над землей небо. С поразительной верностью оттенков переданы легкие облака, чуть посеребренные лунным светом. Но самое большое впечатление оставляет свет луны, вышедшей из-за облаков. Иллюзия этого чарующего, фантастического лунного света была настолько сильна, так неотразимо действовала на зрителей, что буквально заставляла подозревать, не усиливает ли художник его эффект с помощью искусственного освещения за картиной.

"Лунная ночь на Днепре" покорила петербургскую публику. К картине на выставке началось форменное паломничество. Длинные очереди зрителей жаждали увидеть прославленное полотно. Откликам в печати не было числа. Труд художника получил полное признание.

Перед нами природа в праздничном наряде. Березовая роща восхищает обилием света, яркой зеленью травы, белизной и стройностью деревьев. Чтобы все внимание зрителя привлечь к освещенным солнцем белоснежным стволам, художник обрезает рамой картины верхушки берез.

Картина вся построена на резких контрастах света и тени, их переходы почти отсутствуют здесь. Густая тень переднего плана контрастирует с освещенной солнцем поляной, вокруг которой глухая стена погруженной в тень рощи. Ее темно-зеленый силуэт выделяется на фоне светло-голубого неба. В тени, окутывающей стволы берез, то там, то тут вспыхивают солнечные зайчики. Три березы, стоящие в центре, наполовину залиты солнцем. Ветви берез с нежной, пронизанной светом листвой - на фоне темной зелени рощи.

Картина выглядит очень нарядной, декоративной. Очень точно выразил свое впечатление от картины художник А.А.Рылов: "Березовая роща" - какая странная композиция, какая упрощенность форм и красок! Краски сочные, душистые, точно пропитаны березовым соком. Как смело художник обрезал рамой стволы берез наверху. Ничего, что темно-коричневые стволы на корнях берез ненатуральны, и все как будто ненатурально. Не беда. Эти коричневые краски подчеркивают сочность зеленых тонов. Реальна эта радость, сверкающая под душистыми березами."

Необъятная степь, не имеющая ни конца, ни края, и над ней бездонное серебристо-серое небо, словно завешенное легкой пеленой облаков. Моросит дождь. По разъезженному тракту, утопая в грязи, томительно медленно тянутся обозы, вырисовываясь темными силуэтами в туманной мгле. Их вереница, извиваясь вдоль дороги, растянулась по всей степи, подчеркивая ее широкий размах, и, кажется, путь, лежащий перед чумаками, нескончаем. Тоскливый вой собаки, врывающийся в сонное оцепенение степи, усиливает ту тоску и отчаяние, которыми до предела наполнена картина.

Украинская ночь (1876)

Не принимала даже в вольнослушатели. Однако он стал одним из самых известных художников эпохи, его полотна покупали коллекционеры и члены императорской семьи, а на выставках выстраивались очереди.

Непризнанный художник Куинджи

Архип Куинджи родился в Мариуполе в семье сапожника. Точный год рождения до сих пор не удалось установить, поскольку в разных документах художника указаны разные даты: от 1840 до 1843 года. В наши дни исследователи чаще склоняются к 1842-му. Именно он указан в самом раннем документе, который выдала Мариупольская городская управа. Мальчик рано лишился родителей, его воспитывали дядя и тетя по отцовской линии. Куинджи обучался греческой грамматике у учителя-грека, позже посещал занятия в городском училище. Его товарищи вспоминали, что учился Куинджи плохо, но с юных лет любил рисовать. Он рисовал везде: на обрывках бумаги, заборах и стенах.

Семья была бедна, поэтому мальчику с детства приходилось много работать. Он то пас гусей, то служил у подрядчика, то подрабатывал у торговца хлебом. Именно хлеботорговец посоветовал Архипу Куинджи поехать в Крым и поступить в ученики к Ивану Айвазовскому . Юноша дошел в Феодосию пешком и пробыл там все лето. Однако Айвазовский так и не оценил талант ученика - поручал ему лишь красить забор и толочь краски.

Первые уроки живописи Архип Куинджи получил от молодого родственника Айвазовского - Адольфа Фессера, который в то время гостил у живописца. Вернувшись из Феодосии, начинающий художник стал работать в фотостудиях ретушером - сначала в Мариуполе, затем в Одессе, а в 1860-е годы - в Таганроге.

В 1865 году Архип Куинджи приехал в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств . Однако стать вольнослушателем ему удалось только с третьей попытки, когда он написал полотно «Татарская сакля в Крыму».

Куинджи - передвижник

Архип Куинджи. Забытая деревня. 1874. Государственная Третьяковская галерея

Архип Куинджи. Осенняя распутица. 1872. Государственный Русский музей

Архип Куинджи. Чумацкий тракт в Мариуполе. 1875. Государственная Третьяковская галерея

В Академии художеств Куинджи познакомился с Ильей Репиным , Иваном Крамским и другими передвижниками. Увлеченный их идеями, в 1870-е годы Куинджи создал мрачноватые полотна «Осенняя распутица», «Забытая деревня», «Чумацкий тракт в Мариуполе». Они стали отражением основных художественных принципов передвижников - без прикрас показывали неприглядную действительность. На выставках картины имели большой успех, после «Осенней распутицы» Куинджи получил звание классного художника.

Молодой художник Куинджи любил проводить лето на острове Валаам на Ладожском озере, сюда же после свадьбы в 1875 году он привез молодую супругу Веру Кетчерджи. Остров стал для художника источником вдохновения - он посвятил природе Валаама множество этюдов, рисунков и полотен. Среди известных пейзажей - «На острове Валааме» и «Ладожское озеро».

О картине «На острове Валааме» Илья Репин говорил: «Всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской - он от нее в восторге» . Это полотно стало первой работой Куинджи, которую приобрел для своей коллекции Павел Третьяков .

С картиной «Ладожское озеро» был связан громкий скандал. В 1883 году художник-маринист Руфин Судковский написал полотно «Мертвый штиль», после чего Куинджи обвинил его в плагиате своей картины «Ладожское озеро». В эту историю вмешались и другие художники - одни были на стороне Судковского, другие утверждали, что его работа «прямо заимствована» у Куинджи. Творческое сообщество оставило победу за Архипом Куинджи.

Архип Куинджи. На острове Валааме. 1873. Государственная Третьяковская галерея

Архип Куинджи. Ладожское озеро. 1873. Государственный Русский музей

Руфин Судковский. Мертвый штиль. 1879–1885. Киевский национальный музей русского искусства, Киев, Украина

В 1875 году Куинджи приняли в Товарищество передвижников . На ежегодной выставке он представил картину «Степи», а через год - полотно «Украинская ночь». Темный пейзаж со светящимися под луной украинскими хатками приводил публику в восторг. Эта работа стала началом «романтического периода» творчества Куинджи.

В 1878 году живописец участвовал во Всемирной выставке в Париже. Самобытный стиль его полотен отметили многие французские критики.

К концу 1879 года Куинджи окончательно разорвал отношения с передвижниками - поводом стала анонимная статья, в которой художника обвиняли в однообразии. Позже стало известно, что автором публикации был Михаил Клодт, Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества, а затем объявил о своем выходе из сообщества. Исследователи полагают, что конфликт стал для Куинджи только поводом: он давно мечтал идти собственным творческим путем, а принципы Товарищества очень ограничивали его.

Затворничество на пике славы

В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины - «Лунная ночь на Днепре». Чтобы эффектно преподнести полотно, художник плотно задрапировал окна в выставочном зале и осветил картину лучом электрического света. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. Чтобы увидеть картину, посетители выстраивались в очередь, некоторые заглядывали за полотно - искали там источник дополнительного света. «Лунную ночь на Днепре» мечтали купить многие коллекционеры, но Куинджи продал картину великому князю Константину Константиновичу, который отправился с ней в кругосветное путешествие.

Художник выставлял свои работы еще на нескольких выставках, а на пике славы стал затворником. Он продолжал работать, но двадцать лет никому не показывал свои полотна. За эти годы он создал примерно 500 эскизов и полноценных живописных полотен и около 300 графических работ.