Государство

Пенсионные споры: Позиция Верховного Суда по отказам органов Пенсионного фонда РФ в назначении досрочной трудовой пенсии. Примеры из судебной практики Льготная пенсия судебная практика

28.01.2016 11:29:00

Предлагаем Вашему вниманию пример судебного решения о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии работнику, занятому на выполнении работ с общим классом условий труда на рабочем месте 3.2 и при допустимых условиях труда по химическому фактору

Анализ статистических данных, представленных судами по рассмотрению гражданских дел по спорам о назначении досрочной трудовой пенсии по старости за период с 2010 по 2014 годы, позволяет сделать вывод о том, что граждане стали все чаще прибегать к судебной защите нарушенных льготных пенсионных прав. Не редко судами различных инстанций рассматриваются гражданские иски о включении периодов работы в вредных и тяжелых условиях труда в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, при установлении по результатам аттестации рабочих мест допустимых условий труда.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА


Иванова И.И. (далее - истица) была принята на работу Закрытое акционерное общество «Научно-производственное предприятие» на должность обрезчика. Впоследствии должность истицы была переименована, а сама работница переведена на новую должность. Вышеперечисленные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке Ивановой И.И. и справкой ЗАО «НПП». Однако в трудовом договоре указано, что истица принята на работу в ЗАО «НПП» укладчиком-упаковщиком на условиях полного рабочего дня.


Иванова И.И. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (далее ¬- ответчик) с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с наличием специального стажа работы во вредных условиях. На момент обращения к ответчику специальный стаж истца насчитывал 10 лет 3 месяца и 29 дней.


В ответ истицей было получено решение ответчика об отказе в установлении досрочной пенсии, поскольку спорный период не был включен в специальный стаж. Мотивом для принятия решения стала информация от ЗАО «НПП», в которое указывалось, что должности, на которых трудится Иванова И.И. льготно не пенсионируются ЗАО «НПП».

МНЕНИЕ ИСТИЦЫ


По мнению истицы, решение об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии является незаконным и подлежит отмене в силу следующего.


В соответствии подпунктом «а» пункта 1 Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 № 537 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются Списки производств, работ, профессий и должностей, а именно в связи с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда - Список № 1, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

Позицией 1080Б000-17541 раздела VIII Списка № 1 к профессиям и должностям с тяжелыми условиями труда отнесены рабочие, занятые полный рабочий день в технологическом процессе производства пластических масс (включая полиуретаны, в том числе методом напыления) при наличии в воздухе рабочей зоны вредных веществ 1 или 2 класса опасности, а также канцерогенов.

В Едином государственном реестре юридических лиц в качестве видов предпринимательской деятельности ЗАО «НПП» зарегистрированы следующие коды в соответствии с ОКВЭД (ОК 029-2001 «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утвержденный постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст):

  • основной - 25.24.2 (производство прочих изделий из пластмасс, не включенных в другие группировки);
  • дополнительный - 50.30 (торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями).

В пункте 1.2. трудового договора и в справке ЗАО «НПП» указано, что Иванова И.И. занята на производстве формованного пенополиуретана и пластмасс. Кроме того, в рабочих инструкциях по охране труда ЗАО «НПП» указано, что работники во время исполнения своих должностных обязанностей должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты.


Отдельно в пункте 3.3.2. Рабочей инструкции по охране труда для работников, занятых в производстве изделий из пенополиуретана и пластмасс говорится, что работники заняты на производстве с применением полиизоцианата - вещества 2 класса опасности.


Также в пункте 3.1.11. Рабочей инструкции по охране труда для укладчика-упаковщика, обрезчика, в пункте 3.1.6. Рабочей инструкции по охране труда при эксплуатации электро-пневмо- инструмента и в пункте 3.1.7. Рабочей инструкции по охране труда для укладчика-упаковщика уточнено, что в качестве опасных и вредных производственных факторов при выполнении работ являются, в том числе:

  • отлетающие частицы обрабатываемой поверхности; запыленность срезаемыми частицами пенополиуретана; загазованность испарениями пенополиуретана, клеем и «антискрипом»;
  • повышенный уровень шума.

Также при проведении аттестации рабочего места по условиям труда в ЗАО «НПП» аттестационной комиссией в карте аттестации рабочего места по совокупности оценок условий труда был присвоен класс опасности 3.2, из них:

  • класс условий труда по шуму - З.1;
  • класс условий труда по тяжести труда - 3.2.

Также аттестационной комиссией было зафиксировано несоответствие рабочего места требованиям по обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.


Таким образом, технологический процесс в ЗАО «НПП» и работа истицы напрямую связаны с производством товаров из материалов, относящихся в том числе и ко 2 классу опасности, то есть в любом случае являются особо вредными для здоровья человека. Следовательно, отказ ответчика включить период работы во вредных условиях труда в специальных стаж истицы лишил Иванову И.И. права на досрочное назначение льготной трудовой пенсии по старости, гарантированного пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

ПОЗИЦИЯ СУДА


Заслушав позицию сторон и изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что Управлением Пенсионного фонда РФ было принято обоснованное решение, поскольку отсутствуют правовые основания для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.


ОБОСНОВАНИЕ ВЫВОДОВ СУДА


Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали не менее 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 15 лет.


Если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, на один год за каждый полный год такой работы.


При этом в соответствующий стаж засчитываются только периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, применяются определенные правила. Указанные Списки и Правила утверждаются постановлением Правительства РФ.


Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная подпунктами 1 и 2 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 № 537. Согласно подпункту «а» пункта 1 постановления правительства от 18.07.2002 « 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.


Разделом VIII Списка № 1, на который ссылается истица, работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение, дифференцированы в зависимости от отрасли промышленности:

  • в подразделе «А» названы профессии и должности работников предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности;
  • в подразделе «Б» - профессии и должности работников предприятий других отраслей промышленности и народного хозяйства, занятых в технологическом процессе производства указанной в данном подразделе продукции (неорганической химии, удобрений, полимеров, пластических масс и т.д.) при наличии в воздухе рабочей зоны определенного уровня вредных веществ 1 и 2 класса опасности, а также канцерогенов.

Пунктом 5 разъяснений Минтруда России от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» было предусмотрено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками № 1 и 2 , в течение полного рабочего дня.


Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками № 1 и 2 , не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, - также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.


В соответствии с подпунктом 2 пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона: женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Если указанные лица проработали на таких работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста на один год за каждые 2 года такой работы.

На основании законодательства Российской Федерации для установления права на пенсию согласно разделу VIII Списка № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, следует установить:

  • в случае назначения пенсии по подразделу 1080А000-17541 А - работу в указанных должностях в химическом производстве;
  • в случае назначения по подразделу 1080Б000-17541 Б. - совокупность 2 условий: занятость полный рабочий день, а также наличие в воздухе рабочей зоны вредных веществ 1, 2 класса опасности или канцерогенов.

На основании пункта 25 разъяснений Минтруда России от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» отнесение предприятий к химической и нефтехимической отрасли промышленности осуществляется в соответствии с Общесоюзным классификатором отраслей народного хозяйства и Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг по характеру основного вида их деятельности, вне зависимости от ведомственной принадлежности.


Как следует из отзыва ЗАО «НПП» по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности был присвоен код 25.24.2 - Производство прочих изделий из пластмасс, данный код относится к разделу «Д - Обрабатывающее производство».


По результатам аттестации рабочего места по условиям труда аттестационной комиссией присвоен класс опасности рабочего места 3.2, который свидетельствует о наличии вредных условий труда по шуму (класс условий труда - 3.1.) и тяжести труда (класс условий труда 3.2.), но не свидетельствует о выполнении истицей работы при воздействии химически вредного фактора.


В соответствие со строкой 060 карты аттестации рабочего места по условиям труда, а также протоколом измерений и оценки труда при воздействии химического фактора превышения ПКД, ПДУ по химическому фактору (амины, толуилендиизоцианаты, метилендифенилдиизоцианаты) не установлены, воздействие химического фактора не обнаружено, класс условий труда по химическому фактору - 2.0. (допустимый класс условий труда).


Из протокола санитарно-химических исследований следует, что результаты измерений концентраций вредных веществ в воздухе на рабочих местах ЗАО «НПП» показали, что концентрация аминов в воздухе рабочей зоны на рабочем месте аппаратчика приготовления химических растворов (при сливе аминов) превышала допустимый уровень в 2,01 раз, на других исследованных рабочих местах концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны не превышали допустимых уровней, следовательно, согласно Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», утвержденному Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005, условия труда на них можно отнести к допустимому классу (класс 2).

Представленные истицей в материалы дела документы, в частности: Устав ЗАО «НПП», лицензия на осуществление деятельности по эксплуатации химически опасных производственных объектов, рабочие инструкции, справка состояния здоровья, расчетный листок, карта фотографии рабочего дня, лист описания операции, стандарт безопасности, расчетный листок не подтверждают факт работы Ивановой И.И. с вредными условиями труда в условиях занятости именно полного рабочего дня, и не могут рассматриваться, как доказательства наличия у истицы права на досрочную трудовую пенсию по старости.



РЕШЕНИЕ СУДА


Суд находит, что истицей не доказан факт работы во вредных условиях, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, и постановляет в удовлетворении исковых требований Ивановой И.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж - отказать.

Дело № 33-7147

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
Председательствующего Холодовой М.П.
Судей Третьякова С.П., Цериградских И.В.
при секретаре Колотиеве Д.С.
рассмотрела в судебном заседании от 17 ноября 2010 года дело по кассационной жалобе Приходько В.Г. на решение Ленинского районного суда г. Омска от 27 сентября 2010 года, которым постановлено:
«Приходько В.Г. в иске к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском административном округе города Омска – отказать».
Заслушав доклад судьи областного суда Третьякова С.П., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Приходько В.Г. обратилась в суд с иском к ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском АО г. Омска, указав, что с 17.08.2009 года ей назначена трудовая пенсия по старости в размере 3 377 рублей 62 копейки, при этом, учтен размер ее средней заработной платы 1 180 рублей 83 копейки, без учета сведений о заработной плате за 60 месяцев подряд за период с марта 1979 года по 23 апреля 1985 года, исходя из которого, она просила произвести расчет пенсии. Размер заработной платы за период с марта 1979 года по февраль 1981 года подтверждается справкой. Документы по начислению заработной платы 2 треста столовых с марта 1979 года по 23.04.1985 года не сохранились, поскольку в архив не сдавались. В июне 2010 года ею в Пенсионный фонд было подано заявление о перерасчете размера пенсии, исходя из заработка за период с марта 1979 года по апрель 1985 года, для чего сдан партийный билет. Исчисление пенсии, исходя из заработка в вышеуказанный период, позволило бы применить коэффициент отношения ее среднемесячной заработной платы к среднемесячной заработной плате по стране 1,2, что привело бы к увеличению размера пенсии. Решением ГУ-УПФ в ЛАО г. Омска от 28.06.2010 года ей отказали в уточнении пенсионного капитала. Просила суд обязать ответчика с 01.07.2010 года произвести перерасчет размера пенсии, исходя из факта получения в 1979-1985 годах заработной платы, указанной в справке о заработной плате за период с марта 1979 года по февраль 1981 года, а также указанной в партийном билете за период с марта 1981 года по 23.04.1985 года.

В судебном заседании Приходько В.Г. требования поддержала в полном объеме, по основаниям, указанным в исковом заявлении .

Представитель ответчика по доверенности Лудан Л.В. в судебном заседании участия не принимала. Ранее, возражала против удовлетворения заявленных требований, полагая ГУ-УПФ в ЛАО г. Омска ненадлежащим ответчиком. Перерасчет размера пенсии истца может быть произведен только на основании представленных первичных документов о заработке. При отсутствии таковых, Пенсионный фонд руководствуется совместным письмом МТСР и Пенсионного фонда РФ от 27.11.2001 года, согласно которому, если утрата документов произошла не по вине работника, могут быть использованы документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном предприятии. При этом, должны быть соблюдены определенные процессуальные действия, а именно: зафиксирован факт и причина утраты документов. Отсутствие документов в данном случае дает основание предполагать, что работнику причинен ущерб, который выражается в том, что невозможен выбор наиболее выгодного варианта заработка. Этот ущерб подлежит возмещению лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должно отвечать по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, а именно: работодателем, либо его правопреемником.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Приходько В.Г. просит его отменить, иск удовлетворить, ссылаясь на несостоятельность выводов суда на ст. 13 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", устанавливающую правила подсчета и подтверждения страхового стажа, но не определяющую порядок установления размера заработка пенсионера. Партийный билет, подтверждающий размер среднего заработка за спорный период, является письменным доказательством, которое в силу ст. 55 ГПК РФ , суд должен был принять и надлежаще оценить.

Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав стороны, судебная коллегия находит доводы кассационной жалобы заслуживающими внимания и полагает необходимым решение суда отменить с вынесением нового по следующим основаниям.

Согласно п. п. 1, 3 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.

Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме, суд первой инстанции, руководствуясь разъяснениями совместного письма Минтруда и соцразвития РФ № 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда РФ № ЛЧ-06-27/9704 от 27.11.2001 года, исходил из недоказанности последним заявленных требований ввиду отсутствия доказательств причин утраты первичных документов, подтверждающих размер заработной платы истца за период с 1979 года по 1985 год.

Между тем, при разрешении спора судом первой инстанции не было учтено следующее.

Из материалов дела следует, что ГУ-УПФ в ЛАО города Омска при назначении пенсии был установлен страховой стаж в размере 34 лет 7 месяцев 3 дней и назначена пенсия по старости в сумме 3 377,62 рублей, как отношение к заработной плате 0,79.

Названный размер пенсии был установлен исходя из среднемесячного заработка в размере 1 180,83 рублей за период с 01.01.2000 года по 31.12.2001 года, когда истица являлась индивидуальным предпринимателем и оплачивала страховые взносы в виде фиксированного платежа.

В соответствии со ст. ст. 1, 3 Федерального закона от 17.12.2001 года № 137-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно п. п. 2 п. 1 ст. 30.3 Федерального закона от 17.12.2001 года № 137-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), в том числе исчисленный с учетом суммы валоризации (пункт 1 статьи 30.1 настоящего Федерального закона), подлежит перерасчету при изменении величины расчетного пенсионного капитала, в том числе влекущего за собой изменение суммы валоризации, в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.

В июне 2010 года Приходько В.Г. обратилась к ответчику с заявлением об уточнении пенсионного капитала по заработной плате, предоставив в качестве документов, подтверждающих размер средней заработной платы за 1979-1985 годы справку МУП "Коммерция" и партийный билет № 17700666 (л. д. 17, 19-23).

Ответчик, оценив представленные документы, сославшись на совместное письмо Минтруда и соцразвития РФ № 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда РФ № ЛЧ-06-27/9704 от 27.11.2001 года, отказал заявителю в пересмотре размера пенсионного капитала, с чем суд первой инстанции согласился (л. д. 7-8).

Согласно ч. 2 ст. 12 ГПК РФ , суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

В соответствии с ч. 1 ст. 55 ГПК РФ , доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Согласно перечню документов, необходимых для установления трудовой пенсии, утвержденному Постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27 февраля 2002 г. N 16/19па к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости, должны быть приложены документы о среднемесячном заработке за 2000-2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности.

Как следует из имеющейся в материалах дела справки МУП «Коммерция» от 20.10.2009 года, в последней указан размер заработной платы истца за период с марта 1979 года по февраль 1981 года основанной на сведениях платежных ведомостей.

Партийный билет № 17700666 также содержит сведения, как о ежемесячной сумме заработка Приходько В.Г., так и размере удержанного с него взноса за период с сентября 1979 года по декабрь 1987 года.

Учитывая, что материалы дела содержат достаточно доказательств, свидетельствующих об утрате первичных бухгалтерских и расчетных документов о заработной плате истца за 60 месяцев, принимая во внимание вышеприведенные письменные доказательства, оценив которые в соответствии со ст. ст. 55, 56, 67 ГПК РФ, судебная коллегия находит достаточными для удовлетворения заявленных истцом требований.

Руководствуясь ст.ст. 361, 362 ГПК РФ , судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Омска от 27 сентября 2010 года отменить, принять новое, которым обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском административном округе города Омска произвести Приходько В.Г. перерасчет трудовой пенсии с 01.07.2010 года, приняв к производству справку муниципального унитарного предприятия «Коммерция» от 20 октября 2009 года, содержащую сведения о заработной плате с марта 1979 года по февраль 1981 года, а также партийный билет № 17700666, выданный 08.10.1979 года Ленинским райисполкомом КПСС, для подтверждения размера её заработной платы за период с марта 1981 года по 23.04.1985 года.

Вопрос:

Подскажите, пожалуйста, стаж санитарки операционной учитывается для льготной пенсии?

Из письма:

В соответствии с действующим законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по "непосредственному обслуживанию больных" в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).

Министерство здравоохранения Российской Федерации и ЦК профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации подготовили примерные перечни видов деятельности и должностей среднего и младшего медицинского персонала, которые могут быть отнесены к "непосредственному обслуживанию больных".

Ответ:

Должность «санитарки палатной» относится к младшему медицинскому персоналу.

Как указывалось выше, для включения в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периодов работы в должности «санитарки палатной» необходимо подтверждение постоянной занятости непосредственно обслуживанием инфекционных больных в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени).

По гражданскому делу № 2-1183-2007 суд для установления факта занятости истца по непосредственному обслуживанию инфекционных больниц исследовал: приказы о принятии истца на работу, переводе, принятии истца по совместительству, об увольнении; сведения расчетно-табельных ведомостей за июнь и июль 1972 года, где указывалось ставка истца, отработанное количество истцов, размер заработной платы.

Из анализа указанных доказательств, суд пришел к выводу, что работа оплачивалась за отработанное количество часов, что истец в спорный период работы была занята выполнением работ по «непосредственному обслуживанию больных» не менее 80% рабочего времени. Вследствие чего исковые требования судом удовлетворены.

Вопрос:

Правомерен ли отказ в назначении пенсии лицам, осуществляющим деятельность по охране здоровья населения?

Ответ:

В соответствии с Постановлением Конституционного суда от 3 июня 2004г. положения пенсионного законодательства в равной степени распространяются на лиц, которые осуществляют деятельность по охране здоровья населения и лиц. Таким образом, была поставлена точка в одном из самых спорных вопросов назначения льготной пенсии.

Не все лица, занятые в системе здравоохранения имеют право на льготную пенсию, а только те, которые: перечислены в соответствующих Списках, установленных Правительством и только в том случае, если они осуществляли свою деятельность в соответствующих учреждениях или структурных подразделениях. Следовательно, если Вы не подпадаете под указанный список или работаете в учреждении, которое не значится в Списке, то не имеете права на данную пенсию. Но, следует различать более частую ситуацию, когда в трудовой книжке сделана неправильная запись о Вашей должности или учреждении, в котором Вы работаете. В этом случае на совершенно законных основаниях работники пенсионного органа откажут Вам в назначении пенсии, поскольку имеется несовпадение наименования Вашей должности, записанной в трудовой книжке той, которая проименована в Списке.

Таким образом, с формальной точки зрения, отказ в назначении пенсии будет правомерен, но с фактической - нет.

Каким образом в данной ситуации можно защитить свои права? Есть два варианта. Первый, о котором не все помнят, связан с внесением изменений в трудовую книжку. Закон позволяет это сделать в случае неправильной записи. Для этого Вам необходимо обратиться в отдел кадров Вашей организации. Зачастую инспектора отдела кадров отказывают внести исправление, мотивируя это тем, что с момента первой записи прошло много времени. Но закон не содержит привязки к сроку, прошедшему после внесения неправильной записи. Следовательно, Вы можете настаивать на своем. Второй вариант, связан с оспариванием отказа пенсионных органов в назначении льготной пенсии путем подачи искового заявления. Такой отказ пенсионных органов Вам следует оспорить в суде путем подачи соответствующего иска. Единственное препятствие, которое может возникнуть в данной ситуации - это Ваше нежелание защитить свои права. Еще одной причиной отказа в назначении льготной пенсии может являться и отсутствие справки, подтверждающей стаж на соответствующих видах работ или отсутствие необходимых сведений в ней, так как в соответствии с Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии, медицинским работникам необходимо в обязательном порядке представлять такой документ в пенсионные органы. Здесь также имеются свои «подводные камни». Зачастую возникает ситуация, когда организация, в которой Вы работали, прекратила свою деятельность. Следовательно, необходимую справку Вы взять не сможете. В этом случае нужно оформить запрос в архивные органы о Вашей прошлой работе. В последующем, предоставленная архивом информация позволит подтвердить, что Вы действительно работали на соответствующей должности и в соответствующей организации. Но, правда, полученный ответ на запрос придется представить не только в пенсионные органы, но и в суд, поскольку необходимой справки Вы так и не представили.

Реже возникает ситуация, когда работодатель не выражает желания помочь своему работнику в оформлении документов, необходимых для назначения льготной пенсии. Причиной этого может быть как полное безразличие к судьбе работника, так и личная неприязнь к нему. В подобных случаях работник остается один на один не только с пенсионными органами, но и с работодателем. И здесь не лишним будет обратиться к квалифицированным специалистам, которые помогут разрешить подобные ситуации. Правда, в этом случае, единственным органом, который может восстановить Ваши нарушенные пенсионные права, будет суд.

Годяев С.В. обратился в Алатырский районный суд ЧР с исковыми требованиями к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Алатырь и Алатырском районе ЧР - Чувашии о признании права на досрочную пенсию по старости, включении в специальный стаж периодов работы обосновал тем, что 5 августа 2009 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии ранее достижения возраста 60 лет. Решением комиссии по пенсионным вопросам УПФ РФ г. Алатырь и Алатырском районе по ЧР № 97 от 14 августа 2009 года ему было отказано в назначении пенсии с 5 августа 2009 года в связи с отсутствием требуемого 30 - летнего специального стажа. Согласно решению указанной комиссии период работы с 3 августа 1989 года по 12 апреля 1999 года (9 лет 8 месяцев 11 дней) в должности медбрата - анестезиста реанимационного отделения Алатырской ЦРБ засчитан календарно. Не были включены в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 26 ноября 2001 года по 26 декабря 2001 года (1 месяц 1 день), с 10 января 2007 года по 10 февраля 2007 года (1 месяц 1 день).

Просит признать за ним право на досрочную пенсию, включив указанные периоды в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях.

Обязать ответчика выплачивать ему пенсию с момента обращения за её назначением, с 5 августа 2009 года.

Алатырским районным судом ЧР 15 сентября 2009 года вынесено решение, согласно которому исковые требования Годяева С.В. удовлетворены по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, вступившего в силу 01 января 2002 года, трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным Законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Федеральный закон.

Пункт 3 ст. 1 Закона устанавливает, что в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, Правительство РФ определяет порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан.

Согласно подпункту 20 п. 1 ст. 27 Закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, пенсия назначается независимо от их возраста.

Пунктом 2 ст. 27 Закона установлено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которое применяется при исчислении выслуги к периодам работы начиная с 1 ноября 1999 года по 28 октября 2002 года. В соответствии с данным Списком работа в должности медсестры - анестезиста засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений работа, в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с под. 11 п.1 ст. 28 Закона, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность.

Пунктом «б» ч.5 вышеуказанных правил установлено, что периоды работы в отделении (группе, палате, выездной бригаде скорой медицинской помощи) анестезиологии - реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, засчитываются в стаж работы в льготном исчислении.

Согласно решению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Алатырь и Алатырском районе Чувашской Республики - Чувашии от 14 августа 2009 года на день обращения к ответчику за назначением пенсии на льготных основаниях фактическая продолжительность специального медицинского стажа Годяева С.В. составляет 24 года 10 месяцев 27 дней. В спецстаж не включены периоды работы с 26 ноября 2001 года по 26 декабря 2001 года (1 месяц 1 день), с 10 января 2007 года по 10 февраля 2007 года (1 месяц 1 день) - период нахождения на курсах повышения квалификации. Период работы с 3 августа 1989 года по 12 апреля 1999 года (9 лет 8 месяцев 11 дней) в должности медбрата анестезиста реанимационного отделения Алатырской ЦРБ засчитан в специальный стаж календарно.

Согласно уточняющей справке № 36 от 3 августа 2009 года, сведениям трудовой книжки, Годяев С.В. с 3 августа 1989 года работал в должности медбрата - анестезиста реанимационного отделения Алатырской центральной районной больницы. С 13 апреля 1999 года работает в должности медсестры (медбрата) - анестезиста отделения анестезиологии и реанимации Алатырской центральной районной больницы по настоящее время; с 26 ноября 2001 года по 26 декабря 2001 года, с 10 января 2007 года по 10 февраля 2007 года находился на курсах повышения квалификации.

Период работы истца с 3 августа 1989 года по 12 апреля 1999 года в должности медбрата - анестезиста реанимационного отделения Алатырской ЦРБ (14 лет 5 месяцев 16 дней засчитан в специальный стаж календарно, а не в льготном исчислении (1 год за 1 год и 6 месяцев), этот расчет ответчиком обоснован тем, что согласно ч.2 п.2 Постановления № 464 льготное исчисление сроков выслуги производится только среднему медицинскому персоналу отделений анестезиологии - реанимации, однако в справке уточняющей периоды работы истца указано, что 3 августа 1989 года по 12 апреля 1999 года он работал в должности медсестры (медбрата)- анестезиста реанимационного отделения Алатырской ЦРБ, указанным Постановлением не предусмотрено льготное исчисление периодов работы в реанимационном отделении, при подсчете специального стажа не может быть применен льготный порядок исчисления.

Между тем, в судебном заседании установлено, что запись № 1 в трудовой книжке Годяева С.В. о принятии его на работу в реанимационное отделение признана недействительной, в связи с чем следует считать его работающим в отделении анестезии и реанимации. Указанное уточнение соответствует приказу № 106 по Алатырской центральной районной больнице от 13 октября 1987 года, из которого следует, что с 13 октября 1987 года в хирургическом корпусе открыто два отделения - детское хирургическое и отделение анестезии и реанимации, последнее под заведованием Крупина В.Я.. Годяев С.В. подтвердил, что именно в этом отделении он работал с момента принятия на работу в 1989 году.

Представителем ответчика не оспаривается тождественность понятий медсестра - медбрат, отделение анестезиологии реанимации - отделение анестезии реанимации.

Таким образом, уточняющая справка работодателя № 36 от 3 августа 2009 года о периоде работы Годяева С.В. с 3 августа 1989 года по 12 апреля 1999 года в реанимационном отделении, не соответствует действительности.

В связи с изложенным, период работы истца с 3 августа 1989 года по 12 апреля 1999 года в должности медбрата - анестезиста реанимационного отделения Алатырской ЦРБ (14 лет 5 месяцев 16 дней) необходимо зачесть в специальный стаж в льготном исчислении, то есть из расчета 1 год за 1 год и 6 месяцев.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя зарплата.

Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Учитывая, что повышение квалификации для указанной категории работников в силу специальных нормативных актов является обязательным условием выполнения работы, истец находился на курсах повышения квалификации с 26 ноября 2001 года по 26 декабря 2001 года и с 10 января 2007 года по 10 февраля 2007 года, в период выполнения работы медсестры (медбрата) - анестезистки отделения анестезиологии - реанимации МУ «ЦРБ Алатырского района», указанные периоды работы бесспорно включены ответчиком в специальный стаж Годяева С.В. в льготном исчислении, то есть из расчета 1 год работы за 1 год 6 месяцев, время нахождения на курсах повышения квалификации истца также необходимо зачесть в специальный стаж в льготном исчислении (1 год за 1 год и 6 месяцев).

С учетом подлежащих включению периодов работы, специальный стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию у Годяева С.В. на день обращения за пенсией - 5 августа 2009 года составляет более 30 лет.

Согласно ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее возникновения права на неё.

Годяев С.В. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Алатырь и Алатырском районе ЧР 5 августа 2009 года, его требования об обязывании начисления пенсии с указанной даты подлежат удовлетворению.

Споры по назначению трудовой пенсии в настоящее время являются весьма распространенными. Дела по назначению досрочной пенсии, зачета льготного стажа - всегда представляют серьезную сложность , в том числе и для опытных юристов по пенсионному праву. Дело в том, что как правило такие ситуации регулируются не только законодательством РФ, но и законами СССР, а главное большим количеством, так называемых подзаконных актов. Более того, как правило такие споры бывают весьма индивидуальны и не имеют массового характера однотипных дел. По этому в каждом таком споре приходится разбираться тщательно, не имея, как правило судебной практики по аналогичным делам.

Возникают пенсионные споры по разным причинам:

- в виду не четкой, а иногда и ошибочной записи в трудовой книжке, либо вообще отсутствие данных в трудовой книжке;

- расхождение указанной должности в трудовой книжке с фактически выполняемыми работами на предприятии;

- допущена ошибка работником пенсионного фонда при начислении трудовой пенсии, либо исчислении трудового стажа в том числе и досрочного;

- не четко и/или не полноценно отражены те или иные данные по специальностям, спискам, отраслям трудовой деятельности в различных нормативных документах изданных как в РФ, так и в СССР.

Ниже приведено решение суда, из судебной практики московских адвокатов - "Ушаковы, Путиловы". Дело пожалуй, как и все дела о назначении досрочной пенсии и включении в неё специального стажа представляло определенную сложность. Однако в результате все исковые требования по назначению пенсии нашего клиента были удовлетворены.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Мытищ инский городской суд Московской области в составе :

судьи Николаевой Л.С., при секретаре Япринцевой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-248/13 (2-5363/хх) по заявлению С. к ГУ - Главному Управлению ПФР №6 по г. Москве и Московской области :

о включении периодов работы в специальный стаж, назначении трудовой пенсии ,

УСТАНОВИЛ:

Решением комиссии ГУ-ГУПФР №6 по г. Москве и Московской области от 07 августа 20хх года С . было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, в соответствии с п.п.1 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» из-за отсутствия требуемого специального стажа, в связи с непринятием к зачету в специальный стаж периодов работы с 03 декабря 1990 года по 25 марта 1991 года и с 26 марта 1991 года по 05 июня 1998 года, так как не подтверждена занятость на подземных работах 50% и более рабочего времени в учетном периоде в соответствии с требованиями, установленными Списком №1 и № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.

Истец обратился в суд с иском, в котором просил зачесть исключенный ответчиком период работы в его специальный трудовой стаж и обязать ГУ ГУПФР № 6 по г. Москве и Московской области назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости, указав в обоснование заявленных требований на то, что с 03 декабря 990 года по 25 марта 1991 года и с 26 марта 1991 года по 05 июня 1998 года он работал в должности главного маркшейдера и и.о. главного маркшейдера, и его работа была связана с регулярными спусками в шахту, однако ответчик не зачел спорные периоды в специальный стаж (л.д.5-8).

В судебном заседании представитель по доверенности и ордеру адвокат Москвы - Ушакова Н.М. поддержала заявленные исковые требования и указала, что в спорный период истец работал в должности главного маркшейдера и и.о. маркшейдера, и. его работа специализировалась по строительству, реконструкции, техническому перевооружению и капитальному ремонту шахт и горных выработок Московского метрополитена и других подземных сооружений, поэтому подлежит зачету в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Представитель ответчика по доверенности Медведева Е.В. иск не признала, просила суд отказать в удовлетворении исковых требований, по основаниям изложенным в письменных возражениях (л.д. 30-31).

Представитель ОАО «Мосметрострой» в судебное заседание не явился, представил суду письменный отзыв, в котором просил рассмотреть данное дело в отсутствие представителя ОАО «Мосметрострой», а также подтвердил вес доводы истца, изложенные в исковом заявлении, указал, что архивные документы соответствуют действительности, и истец имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии, а отказ ГУ-ГУПФР № 6 считает незаконным и необоснованным (л . д. 29).

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что иско вые требования подлежат удовлетворению, учитывая следующее.

В соответствии с п.п. 1 п.1, п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного ФЗ, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 .Постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 г. N 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в следующем порядке: при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, - Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком № 1 производств, цехов. профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. X 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом указанного подпункта.

Списком №1 производств, работ, профессий, должностей и показателен не подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условнее: труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 предусмотрены: 10100000 «Строительство, реконструкций техническое перевооружение и капитальный ремонт шахт, рудных приисков, метрополитенов, подземных каналов, тоннелей и других подземных сооружений»; 10101006 «Руководители и специалисты подземных участков : 1010100г «Рабочие, руководители, специалисты и служащие, занятые н а подземных работах 50 процентов и более ра бочего времени в году (в учетном периоде)»; 1010100г. -20807 «Главные маркшейдеры, их заместители».

Из имеющейся в материалах дела копии трудовой книжки истца сле дует, что 03 декабря 1990 года он был принят на работу на «Строитель но-монтажное управление № 15 Мосметростроя» на должность и.о. главного маркшей дера 24 марта 1991 года назначен на должность главного маркшейдера на подземных работах, 05 июня 1998 г. был уволен по с обственному желанию (л.д. 13-18) .

Как было указано, отказывая в назначении истцу пепсин, исключая период трудовой деятельности из льготного стажа истца с 24 марта 1991 года и с 26 марта 1991 года по 05 июня 1998 , отв етчик ссылался на отсутствие документального подтверждения занятости истца в указанный период на подземных работа х 50% и более рабочего времени в учетом периоде.

Между тем, спорный период работы истца, имел место до 05 июня 1998 года, и на него распространяется действие Постановления Правительст ва РФ от 18 июля 2002 г. - N 537, которым установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", время работы па подземных работах в период до 1 января 1992 г., в том числе в должности «Главные маркшейдеры, их заместители» полностью включается в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости без каких-либ о дополнительных условий, на что было также указано в Определении Верховною Суда РФ от 09.07.2003 N ГКПИОЗ -382 «О прекращении производства по делу о признании частично незаконным подпункта "г" пункта 1 Раздела "Горные работы" Списка № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10».

Суд принимает во внимание, что из Справки, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии от 26.04.20хх г. № 2637-49/11Ф, выданной ОАО «Мосметрострой» следует, что ЗАО «СМУ -15 Мосметростроя» специализировалась но строительству, реконструкции, техническому перевооружению и капитальном) ремонту шахт и горных выработок Московского метрополитена и других подземных сооружений; занятость С . в качестве главною маркшейдера (код профессии 1010300 6-20807) с 26 марта 1991 года по 05 июня 1998 года составляет 50 % и более рабочего времени в учетном периоде, что предусмотрено Списком 1, разделом I 2 п. «б» «Подземные работы на строительстве тоннелей и метрополитенов», утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, дающим право ил получение пенсии по возрасту на льготных условиях по п. 1 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ; истец pa боты выполнял в режиме полной рабочей недели с полным рабочим днем. Без совмещения других профессий, без простоев, без прогулов, без отпуска сохранения заработной платы и без учебно го отпуска (л.д. 23-24).

Из архивной справки Объединенного Архива ОАО «Мосметроетрои» ш 27 января 20хх г. № 00071 I следует, что С . работал в «Строительно-монтажном управлении 15 Мосметростроя» в должности «и.о. главного маркшейдера» с 03 декабря 1990 года на основании приказа №259 от 29 ноября 1990 г., в должности «главный маркшейдер» с 26 марта 1991 г. на оснований приказа № 60 от 19 апреля 1991 г., был уволен в соответствии со ст. 3 I КЗОТ РФ с 05 июня 1998 г. на основании приказа № 86к от 04 июня 1998 г.; отпуска без сохранения заработной платы, учебные отпуска, обучение на курсах повышения квалификации и другие отвлечения от основной работы не указаны (л.д. 22).

В этой связи суд учитывает, что обязанность по определению перечня рабочих мест, наименований профессий и должностей, работникам, которым з соответствии с приведенными Спискам и установлено льготное пенсионное обеспечение, была возложена на руководителей и администрации предприятии постановлением Ка бинета Министров СССР от 26 янв аря 1991 № 10 (в ред. 02.10.1991)- «Об утверждении Списков производств, работ, профессии, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (пункт 3), то есть по окончании спорного периода трудовой деятельности истца.

Таким образом, до 1998 года, и в том числе в спорные периоды, документация, подтверждающая занятость на подземных работах, была не­ обязательна к ведению, при этом предельные сроки хранения документов Государственного архивного фонда СССР в ведомственных архивах для документов учреждений, организаций и предприятий краевого, областного, окружного подчинения, составляли в спорный период - 10 лет, что было предусмотрено Положением о Государственном архивном фонде СССР (утв. постановлением Совета Министров СССР от 4 апреля 1980 г. N 274).

При таких обстоятельствах, отсутствие документов, подтверждающих занятость истца на подземных работах 50% и более рабочего времени в году, в спорный период, не может являться основанием для отказа в зачете указанного периода в специальный тру довой стаж истца, тем более, что факт его занятости на подземных работах в указанное время, подтвержден другими доказательствами, предусмотренными ст.55 ГПК РФ, имеющимися в материалах дела.

Так, в личной карточке ф. Т-2 указано, что истец работал в должности главного маркшейдера с 26 марта 1991 года на основании приказа № 60 от 19 апреля 1991 года по 05 июня 1998 года (приказ № 86 от 04 июня 1998 года) без отпуска без сохранения заработной платы, учебного отпуска и других отвлечений от основной работы (л.д. 25). Между тем, из трудовой книжки истца следует, что в должности главного маркшейдера истец работал постоянно с 03 декабря 1990 г. по 05 июня 1998 г., то есть в спорный период.

Так, из пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» следует, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых. истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании.

Оценив в совокупности приведенные объяснения представителя истца в судебном заседании, а также письменные доказательства, исходя из характера, специфики и условий осуществляемой истцом работы, нагрузки, учитывая направление деятельности организации, в которой он работал, (подземные работы по строительству тоннелей и подземных сооружений Московского метрополитена) суд приходит к выводу о том, что спорный период трудовой деятельности истца подлежит зачету в его специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости , поскольку его должность и направление деятельности организации, указанные в трудовой книжке, полностью соответствовали требованиям подлежащего применению в данном случае Списка №1 утв. Постановлением Кабинета Минис тров СССР от 26 января 1991 г. № 10.

Учитывая по длежащие зачету к специальный ста ж истца периода работы право на назначение досрочно трудовой пенсии по стрости возникло 23 мая 20хх (дата исполнения возраста 50 лет), и ответчик на основании ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Р Ф», обязан назначить истцу трудовую пенсию с указанной даты.

На основа нии изложенною, руководствуясь с т.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования С. к Главному Управлению ПФР №6 по г. Москве и Моск овской области - удовлетворить.

Признать, что работа С. в должности главного маркшейдера и и.о. главного маркшейдера с 03 декабря 1990 года 24 марта 1991 года и c 26 марта 1991 года по 05 июня 1998 года, подлежит зачету в трудовой стаж, дающий право па досрочное назначение трудовой пенс ии по старости.

Обязать Главн ое Управление ПФР №6 по г. Москве и Московской области назначить пенсию С. , с учетом подлежащих зачету в специальный стаж периодов работы, с 23. мая 20хх г.

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной , через Мытищинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

При копировании части или полного текста с данной статьи сылка на первоисточник обязательна!

Местными профсоюзными организациями, правовой службой обкома Профсоюза и работниками образовательных учреждений области наработана обширная судебная практика по защите пенсионных прав работников.

Представляем Вашему вниманию вестник, подготовленный правовой службой Московского обкома Профсоюза, содержащий нормативные правовые акты, а также наиболее интересные и востребованные материалы для использования в практической деятельности по защите прав педагогических работников при назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Вестник включает в себя подборку последних решений судов по Российской Федерации и Московской области, вступивших в законную силу.

Надеемся, что материалы, помещенные в вестнике, будут использоваться в практической работе и помогут работникам образования в отстаивании права на досрочное пенсионное обеспечение .

«Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы» и «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии» утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 г. № 000

Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. № 000 «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет »

«Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет» и Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 01.01.2001 г. N1397

Инструктивное письмо Министерство социального обеспечения РСФСР от 01.01.01 г. N 1-63-и «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №25 от 01.01.01г.

Тождество наименований учреждений

Установленное тождество наименований должностей, переименование должностей

Постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»

Образец доверенности

Определение ВС РФ от 01.01.2001 №41-В10-22 (часть отпуска по уходу за ребенком, выходящая за 06.10.1992г.)

Определение ВС РФ от 01.01.2001 №39-В10-9 (работа в должности методиста; отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет)

Определение ВС РФ от 01.01.2001 №19-В11-8 (работа в должности воспитателя по физической культуре, инструктора по физо и времени нахождения в учебном отпуске)

Определение ВС РФ от 01.01.2001 №66-В06-18 (работа в должности пионервожатой до 01.10.1993г.)

Определение ВС РФ от 01.01.2001 №2-В08-8 (работа в должности преподавателя не на полную ставку, кружковая работа и работа педагогом дополнительного образования)

Определение ВС РФ от 01.01.2001 №86-В08-30 (работа в должности музыкального руководителя не на полную ставку до 01.10.1993г.)

Решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 01.01.2001г. гр. Д.№(период обучения с отрывом от работы, которому предшествовала и последовала педагогическая деятельность)

Определение Московского городского суда от 01.01.2001г. гр. Д.№

Решение Луховицкого районного суда от 01.01.2001 (работа в должности пионервожатой, воспитателя ГПД, зам. директора на 0,5 ставки с нагрузкой 10 час.)

Утвержден


Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 01.01.01 г. N 781

СПИСОК

ДОЛЖНОСТЕЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ, РАБОТА В КОТОРЫХ ЗАСЧИТЫВАЕТСЯ В СТАЖ РАБОТЫ, ДАЮЩЕЙ ПРАВО НА ДОСРОЧНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ ЛИЦАМ, ОСУЩЕСТВЛЯВШИМ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ, В СООТВЕТСТВИИ С ПОДПУНКТОМ 19 ПУНКТА 1 СТАТЬИ 27 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Наименование должностей

Наименование учреждений

1. Директор (начальник, заведующий);

заведующий учебной частью;

помощник директора по режиму; старший дежурный по режиму;

дежурный по режиму;

преподаватель;

старший преподаватель;

воспитатель;

старший воспитатель;

воспитатель-методист; организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми;

мастер производственного обучения;

инструктор слухового кабинета;

учитель-дефектолог;

руководитель физического воспитания;

музыкальный руководитель;

преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки);

руководитель допризывной подготовки молодежи;

военный руководитель;

социальный педагог;

педагог-психолог;

инструктор по труду;

педагог-воспитатель;

медсестра ясельной группы;

родитель-воспитатель

1.1. Общеобразовательные учреждения:

школы всех наименований; лицей;

гимназия; центр образования;

кадетская школа; суворовское военное училище; нахимовское военно-морское

училище; кадетский корпус;

морской кадетский корпус

1.2. Общеобразовательные школы-интернаты:

школы-интернаты всех наименований;

лицей-интернат; гимназия-интернат;

школа-интернат с первоначальной летной подготовкой; кадетская школа-интернат;

интернаты при общеобразовательных школах

1.3. Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

школа-интернат, в том числе специальная (коррекционная) для детей с отклонениями в развитии; детский дом , в том числе

санаторный, специальный (коррекционный) для детей с отклонениями в развитии;

детский дом-школа; детский дом семейного типа

1.4. Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении:

санаторная школа-интернат;

санаторно-лесная школа

1.5. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии:

детский сад; начальная школа (школа) - детский сад; школа; школа-интернат;

1.6.Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа:

школа, в том числе коррекционная закрытого типа; училище, в том числе коррекционное закрытого типа

1.7. Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста:

начальная школа (школа) - детский сад, в том числе компенсирующего вида; прогимназия

1.8. Дошкольные образовательные учреждения:

детские сады всех наименований;

училища всех видов и наименований, в том числе училище-интернат; лицей

1.10. Образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения): техникумы всех наименований, в том числе техникум-интернат и техникум-предприятие;

училища всех наименований, в том числе училище-интернат; колледжи всех наименований, в том числе колледж-интернат; технический лицей;

музыкальная школа, в том числе

музыкальная школа-лицей;

художественная школа, в том числе художественная школа-лицей; школа-студия

1.11. Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи:

центр диагностики и консультирования;

центр психолого-медико-социального сопровождения; центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции; центр социально-трудовой адаптации и профориентации; центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения

1.12. Другие образовательные учреждения для детей: межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и

профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат)

1.13. Учреждения социального обслуживания: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям , оставшимся без попечения родителей; детский дом-интернат для умственно отсталых детей; детский дом-интернат для детей с физическими недостатками

1.14. Учреждения здравоохранения:

дом ребенка, в том числе специализированный; детские санатории всех наименований: для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические

2. Директор (начальник, заведующий;

заместитель директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом;

преподаватель;

тренер-преподаватель;

старший тренер-преподаватель;

тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре;

старший тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре;

педагог дополнительного образования

2. Учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения):

центр дополнительного образования для детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детско-юношеский, детского творчества, детский (подростковый), внешкольной работы, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический), детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детский морской, детский (юношеский), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детский оздоровительно-образовательный (профильный);

Дворец детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных

натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств);

Дом детского творчества, детства и

юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического

творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества

(воспитания) детей, детский культуры (искусств);

станция юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детская экологическая (эколого-биологическая), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов);

детская школа искусств, в том числе по виду (видам) искусств; детско-юношеские спортивные школы всех наименований;

специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва;

детско-юношеские спортивно-адаптивные школы всех наименований

<*> В названии специального (коррекционного) образовательного учреждения может указываться его вид в зависимости от отклонений в развитии обучающихся (воспитанников), обозначаемый следующим образом: "I вида", "II вида", "III вида", "IV вида", "V вида", "VI вида", "VII вида", "VIII вида".

Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 01.01.01 г. N 781

ПРАВИЛА

ИСЧИСЛЕНИЯ ПЕРИОДОВ РАБОТЫ, ДАЮЩЕЙ ПРАВО НА ДОСРОЧНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ ЛИЦАМ, ОСУЩЕСТВЛЯВШИМ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ, В СООТВЕТСТВИИ С ПОДПУНКТОМ 19 ПУНКТА 1 СТАТЬИ 27 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.01.2001 N 449)

1. Настоящие Правила регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (далее именуется - стаж работы), в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.01.2001 N 449)

2. При исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. N 516 (Собрание законодательства Российской Федерации , 2002, N 28, ст. 2872).

3. В стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.


(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.01.2001 N 449)

9. Работа в должностях педагога, педагога-воспитателя, медсестры ясельной группы засчитывается в стаж работы за период до 1 января 1992 г.

10. Работа в должностях помощника директора по режиму, старшего дежурного по режиму, дежурного по режиму, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, воспитателя-методиста, инструктора слухового кабинета, родителя-воспитателя, а также в должностях, указанных в списке, в детских домах семейного типа засчитывается в стаж работы за период до 1 ноября 1999 г.

11. Работа в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений" списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка.

12. Работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

13. В стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет):

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.01.2001 N 449)

общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы);

гимназия;

межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат);

школа-интернат;

детский сад;

ясли-сад (сад-ясли);

детские ясли;

техникум;

14. Работа за период с 1 ноября 1999 г. в должностях, указанных в списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.

15. Работа, осуществлявшаяся в предусмотренных списком должностях в учреждениях Российской Федерации за границей, засчитывается в стаж работы на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СПИСКА ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КОТОРЫХ В ШКОЛАХ И ДРУГИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ДАЕТ ПРАВО НА ПЕНСИЮ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ

В соответствии со статьей 83 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" Совет Министров РСФСР постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

2. Установить, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Заместитель Председателя

Совета Министров РСФСР

Утвержден

Постановлением

Совета Министров РСФСР

ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ

НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КОТОРЫХ В ШКОЛАХ И ДРУГИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДАЕТ

ПРАВО НА ПЕНСИЮ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ПО ПРАВИЛАМ СТАТЬИ 80

ЗАКОНА РСФСР "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РСФСР"

┌─────────────────────────────┬──────────────────────────────────┐

│ Наименование учреждений │ Наименование должностей │

├─────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤

│Школы и школы - интернаты│Директор (заведующий), заместитель│

│всех типов и наименований │директора (заведующего)│

│ │(кроме заместителя директора│

│Лицеи, гимназии │(заведующего) по административно -│

│ │хозяйственной работе),│

│Интернаты при│заведующий учебной частью,│

│общеобразовательных школах │старший преподаватель,│

│ │преподаватель, организатор│

│Школы - детские сады │внеклассной и внешкольной│

│ │воспитательной работы с детьми,│

│Детские дошкольные учреждения│помощник директора по режиму,│

│всех типов (детские сады,│старший дежурный по режиму,│

│сады - ясли, детские ясли) │дежурный по режиму,│

│ │воспитатель, старший воспитатель│

│Детские дома всех типов│(воспитатель - методист), │

│и наименований, дома ребенка │мастер производственного│

│ │обучения, учитель, учитель -│