Стоит в поле теремок-теремок,
Как по полю, полю мышка бежит,
У дверей остановилась и пищит:
Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Кто в тереме живёт?
Никого в тереме нет — никто мышке не отвечает. Залезла мышка в теремок; стала жить-поживать — песни распевать:
Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Уж как по полю лягушка бежит,
Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Кто в тереме живёт?
— Я мышка-норушка! А ты кто?
— Я лягушка-квакушка!
— Иди ко мне жить!
Прыгнула лягушка в теремок. Стали они с мышкой жить- поживать — песни распевать:
— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю, полю зайка бежит,
Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Кто в тереме живёт?
— Я мышка-норушка!
— Я лягушка-квакушка! А ты кто?
— А я заяц — на горе увёртыш!
— Иди к нам жить!
— Хорошо, приду.
Прыгнул заяц в теремок. Стали они вместе жить-поживать — песни распевать:
— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
— Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!
— Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Уж как по полю лисичка бежит,
У дверей остановилась и кричит:
Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Кто в тереме живёт?
— Я мышка-норушка!
— Я лягушка-квакушка!
— Я заяц — на горе увёртыш! А ты кто?
— А я лисичка-сестричка!
— Иди к нам жить!
— Сейчас приду.
Забралась лиса в теремок. Стали теперь четверо жить-поживать — песни распевать:
— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
— Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!
— Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!
— Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю, полю серый волк бежит,
У дверей остановился и кричит:
— Уу! Уу! Уу! Уу! Уу! Уу!
Уу! Уу! Уу! Уу! Уу! Уу!
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Кто в тереме живёт?
— Я мышка-норушка!
— Я лягушка-квакушка!
— Я заяц — на горе увёртыш!
— Я лисичка-сестричка! А ты кто?
— А я волк — из-за кустов хватыш!
— Иди к нам жить!
Залез волк в терем. Стали все вместе жить-поживать — песни распевать:
— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!
Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!
Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!
Уу! Уу! Уу! Уу! Уу! Уу!
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Уж как по полю медведь бредёт,
У дверей остановился и ревёт:
Уф! Уф! Уф! Уф!
Уф! Уф! Уф! Уф!
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Кто в тереме живёт?
— Я мышка-норушка!
— Я лягушка-квакушка!
— Я заяц — на горе увёртыш!
— Я лисичка-сестричка!
— Я волк — из-за кустов хватыш! А ты кто?
— А я медведь-тяпыш-ляпыш — всех вас давишь!
Как навалился Мишка на теремок, так теремок и рассыпался. А все звери разбежались. Стал медведь их ловить, да никого не поймал.
Где ему, такому косолапому!
Урок литературного чтения в 1 классе
по учебнику Л.Ф.Климановой « Родная речь »
Е. Чарушин « Теремок »
Цель : познакомить с произведением Е. Чарушина «Теремок»
Задачи :
Обучающие:
учиться работать с текстом, продолжать работу над навыками чтения: правильностью, скоростью,
активизировать « вдумчивое чтение »,
развивающие:
развивать устную речь, образное мышление,
воспитывающие:
воспитывать нравственность через анализ содержания произведения.
Оборудование : учебник, презентация с иллюстрациями к сказкам, портретом Чарушина, видами работ для чтения,
карточки с «рассыпавшимися » словами, конверты с частями пословиц и цветными фигурками для теремка.
Планируемые результаты:
Предметные :
учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; читать выразительно плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; различать народную и литературную сказки.
Метапредметные:
Регулятивные: отбирать средства достижения деятельности
Познавательные: контролировать результат деятельности
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, расширение представлений об общих нравственных категориях
Ход урока:
- Организационный момент. Приветствие.
Мы друг друга понимаем?
Хорошо уже читаем?
Буквы все мы тоже знаем?
На уроке засыпаем?
А от чего стало тепло?
2 . Актуализация знаний. Постановка цели.
Учитель: Начинаем урок чтения. Попробуйте догадаться, о чём будем говорить на уроке. Я буду показывать вам предметы, а вы подумайте и скажите- что общего между ними.
(Учитель достаёт предметы: курочка, яйцо, репку, Машенька, медведь, баночка с МУКОЙ))
Что общего у всех этих предметов?
Да. Мы будем говорить о сказках.
(на доске появляется карточка со слово СКАЗКА)
Вы любите сказки? За что? Для чего людям нужны сказки?
(ответы детей)
3 . Просмотр слайдов
Учитель:
Посмотрите иллюстрации. Постарайтесь узнать сказки.
Кто их написал?
Эти сказки объединяет то, что сочинил их русский народ.
Как называются сказки, которые написал народ? (народные)
А если сказку написал человек – писатель? (авторские)
На какие группы ещё мы можем разделить сказки?
(бытовые, волшебные, сказки о животных)
4 . Видеозапись (отрывок из сказки)
Из какой сказки вы увидели отрывок?
Дети: Теремок.
Кто написал эту сказку?
Учитель:
Вспомните героев сказки.
Какие события происходят в сказке?
5. Объявление темы
Учитель:
Сюжет, который лёг в основу сказки стал интересен многим писателям. Её пересказывал и А. Н. Толстой и С.Я. Маршак. А сегодня мы прочитаем сказку Евгения Ивановича Чарушина. Этот талантливый человек был не только писателем, но и художником детских книг. Он сам рисовал картинки к своим рассказам.
(показ иллюстрации его книги)
ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР.
7 . Чтение сказки Чарушина
Учитель:
Откройте стр. 33
(Читают хорошо читающие дети)
Чем сказка похоже на народную?(дети отвечают)
В чём отличие? (герои названы по разному)
8. Физкультминутка.
Вместе с героями повеселимся под музыку .
Беседа по –прочитанному.
Ребята, так много героев и все они очень разные. Как же они могли ужиться в таком маленьком теремочке?
Как лиса жила вместе с зайцем? А волк мог находиться рядом с лисой, да ещё и песни распевать?
Дети:
Наверно, они уступали друг другу, помогали и пр.
А чтобы могло произойти, если бы они ссорились.
9 . Работа в группах
1 группа
Дети выбирают какая пословица подходит к сказке.
В тесноте, да не в обиде.
Не учись разрушать, а учись строить.
Согласие крепче каменных стен.
Дружба не гриб, в лесу не найдешь.
Птица красна пером, а человек умом.
2 группа
Подбирают вторые части имён зверей из сказки.
Мышка-норушка (поскребушка)
Лягушка-квакушка (попрыгушка)
Заяц- на горе увёртыш (попрыгайка,побегайчик
Лисичка- сестричка
Волк- из-за кустов хватыш (серый бочок)
Медведь- тяпыш- лепыш, всех вас давишь.(топтыгин, батюшка)
3 группа
Инсценировка сказки.
(выбор героев и подготовка к инсценировке)
11 . Подведение итогов
Что бы посоветовали героям сказки?
Чему можно поучиться у героев?
Дети:
- - дружелюбию
- -взаимовыручке
- -умению уступать
- -желанию помочь
Сказка преподнесла нам хороший урок, живя среди людей, надо быть терпимым к ним, учиться уступать, договариваться друг с другом, уживаться в согласии.
Сказка «Теремок» учит всех жить в мире и дружбе, в добром согласии.
Ребята, а знаете ли вы ещё сказки похожие на сказку Теремок?
(«Рукавичка» УНС, «Терем –череп»РНС, « Грибок- теремок» Сутеев, «Репка- терем» и много ещё других сказок.Хотите их прочитать? Прочитайте дома с родителями.
12.Рефлексия.
Герои сказки « Теремок» Е.Чарушина, разбежались, а новый дом не построили. Давайте мы ребята сегодня построим им новый теремок.
Возьмите из конвертов цветные фигурки. Давайте из этих кирпичиков построим новый дружный, гостеприимный Теремок
Зелёный – я работал с удовольствием, в полную силу
Желтый – работал, но могу лучше
Красный – не хотел работать .
(ученики построили дом)
Я сейчас зажгу свечу. Это непростой огонёк. Это огонёк человеческой души. У кого в сердце горит такой огонёк, тот настоящий человек, настоящий друг. Я хочу, чтобы вы всегда чувствовали плечо друг друга, поддерживали в сложных ситуациях. У каждого из вас на парте лежит “язычок пламени” (вырезанный из цветной бумаги). Я попрошу вас взять его и подойти ко мне. Давайте встанем поближе друг к другу и сделаем большой костёр дружбы. Как эти лучики, будьте всегда дружны!
Звучит песня « Дружба крепкая »
Татьяна Недобитко
Конспект занятия «Рассказывание сказки «Теремок»
КОНСПЕКТ
занятия по теме
«Рассказывание сказки «Теремок » , обр. Е. Чарушина
ОО «Развитие речи»
во второй младшей группе
Выполнила : воспитатель
Недобитко Татьяна Юрьевна
г. Дзержинск
Цель : развивать речевую и творческую активность детей средствами театрализованной деятельности.
Задачи :
1. Учить инсценировать небольшие отрывки из сказки .
2. Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные отрывки из сказки .
3. Формировать дружеские взаимоотношения, воспитывать умение сопереживать героям сказки .
4. Обогащать словарный запас.
Методы :
Словесные : чтение и рассказывание сказки , вопросы.
Практические : игра-драматизация.
Наглядные : рассказывание с опорой на картинки.
Предварительная работа :
Чтение и рассматривание иллюстраций к сказке «Теремок » , рисование и лепка сказочных героев из сказки , игры в парах и совместные игры, повторение отдельных отрывков из сказки «Теремок »
Оборудование :
Куклы из сказки «Теремок » , домик, стол, ширма, декорации, презентация по сказке «Теремок » .
Активизация словаря :
Спектакль, ширма, занавес, аплодисменты, пальчиковый театр.
Дифференцированный подход :
Привлечь к пересказыванию отдельных отрывков Арсения, Настю, Сашу, Катю
Ход занятия Деятельность детей
В : Ребята, сегодня мы с вами пришли в наш маленький кукольный театр, где живут куклы. Кукол здесь много, и они все разные. Все куклы добрые и очень любят играть с детьми.
В : Сегодня мы с вами познакомимся с куклами настольного театра.
Показ слайдов
А почему они так называются?
В : Правильно. Молодцы.
Перед тем, как начнется наш театр, 3 раза должен, прозвонить звонок.
Звенит звонок.
А знаете ли, вы почему он звонит три раза?
В : Мы тихонько подойдем
Свои стульчики найдем.
Звенит звонок.
В. Посмотрите, какая красивая ширма перед Вами. А за ширмой маленькие герой, которые сейчас расскажут нам сказку .
Звенит звонок.
В. Вот и прозвенел последний звонок. Садитесь удобно, наша сказка начинается . А, что бы ширма открылась и сказка началась , необходимо громко захлопать в ладоши – это называется аплодисменты.
В. Ширма открывается,
Сказка начинается… .
Стоит в поле теремок , теремок ,
Он не низок не высок, не высок.
Вдруг по полю,
С длинным хвостиком малышка,
Любит сыр и зёрна…
Показ слайда.
В : Правильно, мышка-норушка.
Увидела теремок , остановилась и спрашивает :
В. Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить .
Прискакала к терему ,
Снизу белое брюшко,
А зовут меня…
Показ слайда
В : Молодцы, лягушка-квакушка
Увидела теремок , остановилась и спрашивает :
Лягушонок прыгнула в теремок . Сколько их стало?
В : Правильно, ведь вдвоём веселее правда?
Бежит мимо,
Чемпион по бегу, по белому снегу…
Показ слайда.
В : Да, это зайчик- побегайчик.
Увидел теремок , остановился и спрашивает.
Сколько их стало в тереме ?
В : Да, втроём ещё веселее, ведь правда?
А кто это так тихонько идет, хвостом следы заметает
Длинный хвост, сама краса
Это рыжая…
Показ слайда.
Воспитатель : Правильно, лисичка-сестричка.
Постучала в окошко и спрашивает.
Забралась лисичка в теремок . Стали они жить…
Прибежал к терему ,
Если долго в брюшке пусто,
На луну он воет грустно.
Показ слайда.
В : Верно ребята, волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает.
Стали они жить.
Воспитатель : Вот живут они в теремке , песни поют.
Вдруг мимо идет,
Косолапый и большой
Спит в берлоге он зимой
Любит шишки, любит мёд…
Показ слайда.
В : Конечно же медведь косолапый.
Увидел медведь теремок , услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь :
Стало их в тереме сколько ?
В : Верно, и стали они вшестером жить, поживать, и добра наживать. Тут и сказочке конец – а кто слушал молодец!
Занавес закрывается, дети аплодируют.
Воспитатель : Ну что-ж, ребята, понравилась сказка ?
А вы хотите поиграть с нашими куколками?
Физкультминутка : «Мишка вылез из берлоги»
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге.
Потянулся он со сна :
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил.
Наклонился взад-вперёд,
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки -
Для медведя витаминки.
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся.
В : Молодцы ребята,
Скажите пожалуйста с каким театром мы сегодня познакомились?
В : Почему он так называется?
В : А где находятся все герои сказки ?
В : А что надо делать, чтобы занавес открылся?
Воспитатель : А ещё когда надо аплодировать и зачем?
В. А еще нашим артистам мы приготовили угощения.
В : А что вам больше всего понравилось в сказке ?
В : Чему нас научила эта сказка ?
В : Правильно ребята, надо быть дружелюбными, жить дружно и надо всегда помогать и выручать друга.
Наша театральная деятельность подходит к концу. Вы можете подойти к ширме и рассмотреть героев . Дети и воспитатель входят в группу.
Дети рассматривают кукол стоящих около ширмы.
Дети : Потому что все куклы находятся на столе
Дети : Что бы все зрители успели прийти и занять свои места .
Дети занимают места в группе.
Дети хлопают в ладоши.
Дети : мышка
Ребенок, который играет игрушкой мышки :
Пи-пи, терем- теремок ! Кто в тереме живет ?
Дети : лягушка.
Лягушка : Ква-ква,терем- теремок ! Кто в тереме живет ?
Мышка : я, мышка-норушка! А ты кто?
Лягушка : а я лягушка-квакушка!
Мышка : иди ко мне жить!
Дети : Двое.
Дети : зайчик.
Зайчик : терем- теремок ! Кто в тереме живет ?
Мышка : я – мышка-норушка.
Лягушка : и я лягушка-квакушка. А ты кто?
Зайчик : А я зайчик побегайчик.
Мышка : иди к нам жить!
Заяц скок в теремок !
Дети : Трое
Дети : Да!
Дети : лиса.
Лисичка : Терем- теремок ! Кто в тереме живет ?
Мышка : Я мышка-норушка.
Лягушка : Я лягушка-квакушка.
Зайчик : Я зайчик-побегайчик. А ты кто?
Лиса : А я лисичка-сестричка.
Зайчик : Иди к нам жить!
Дети : вчетвером.
Дети : волк.
Волк : Вууууу…терем- теремок ! Кто в тереме живет ?
Мышка : Я мышка-норушка.
Лягушка : Я лягушка-квакушка.
Зайчик : Я зайчик-побегайчик.
Лиса : Я лисичка-сестричка. А ты кто?
Волк : А я волчок-серый бочок. Пустите и меня к вам.
Лиса : А ты не будешь нас обижать?
Волк : Нее, не буду, даю слово.
Лиса : Ну ладно, если так, то иди к нам жить!
Волк влез в теремок .
Дети : впятером.
Дети : медведь.
Медведь : Ррррр…Терем- теремок ! Кто в тереме живет ?
Мышка : Я мышка-норушка.
Лягушка : Я лягушка-квакушка.
Зайчик : Я зайчик-побегайчик.
Лиса : Я лисичка-сестричка.
Волк : А я волчок-серый бочок. А ты кто?
Лиса : А я медведюшка-батюшка. Гу-гу-гу, как вас тут много, пустите и меня!
Лиса : Да ты же нас раздавишь.
Медведь : А мне так грустно жить одному.
Волк : Ну что же нам делать, как поступить с Мишей, может пустим его хотя бы с краю?
Так уж быть, иди к нам медведюшка.
Медведь : Спасибо вам друзья, что приютили и меня. Я тут с краю поживу и буду вас охранять.
Дети : шестеро.
Дети : Да!
(Повороты влево и вправо.)
(Потягивания - руки вверх.)
(Вращения головой.)
(Наклоны вперёд-назад.)
(Наклоны : правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
(Дети садятся.)
Дети : Мы сегодня познакомились с настольным кукольным театром.
Дети : Потому что главными героями в спектакле являются куклы.
Дети : Герои сказки находятся на сцене , за ширмой.
Дети : Чтобы занавес открылся, надо хлопать в ладоши - аплодировать.
Дети : Надо аплодировать ещё в конце спектакля, чтобы поблагодарить наших артистов.
Дети- Артисты выходят из занавеса с куклами на руках. Кланяются. Убирают кукол в чемоданчик.
Раздают угощения (конфеты) .
Все садятся на стульчики.
Дети : Ответы детей
Ответы детей.
Литературное чтение в 1-ом классе
«Е.Чарушин «Теремок»
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
МБОУ «Радищевская СШ №2 им.А.Н.Радищева»
Скотнова И.А.
Тип урока: открытие нового знания.
Цели урока: Познакомить обучающихся со сказкой Е. Чарушина «Теремок»; совершенствовать навык чтения целыми словами; развивать речевые умения и творческие способности, и анализировать произведения.
Планируемые результаты:
Предметные: рассуждать и правильно отвечать на вопросы; развивать читательские навыки осознанного, беглого чтения; учить выполнять анализ текст и указывать главную мысль произведения.
Личностные: формировать познавательный интерес к учебному материалу.
Оборудование: учебник «литературное чтение» Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 1 класс; презентация; иллюстрации.
Организационный момент. Приветствие.
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
На меня все посмотрели
И за парты тихо сели.
Ноги вниз мы опустили
Руки вместе положили.
Смотрим глазками вперед
Начинается урок чтения.
Речевая разминка.
Улыбнемся друг другу, вот какое хорошее у нас настроение.
Губы в трубочку. в ниточку.
Язычком помоем зубки.
Сделать вдох. на выдохе на распев произносим звук а.
3 . Актуализация знаний. Постановка цели.
Учитель: Начинаем урок чтения. Попробуйте догадаться, о чём будем говорить на уроке. А для этого прочитайте запутанную фразу: Сказкаложьдавнейнамёкдобрыммолодцамурок .(Слайд)
Учитель: Да. Мы будем говорить о сказках.
Вы любите сказки? За что?
(ответы детей)
– Какие виды сказок бывают? (волшебные, бытовые, о животных).
– Для того, чтобы узнать, что за сказку мы будем читать сегодня, вам необходимо отгадать загадку.
Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов.(ТЕРЕМОК)
(на доску вывешиваю картинку теремка)
Какие цели мы поставим на сегодняшний урок? (познакомиться с новым произведением).
А кто-нибудь знает кто автор этой сказки?
- Автор этой сказки Евгений Чарушин.
4. Изучение нового материала.
И сейчас я немного вам о нём расскажу. Слово учителя писателе. . (Слайд)
С самого детства его окружала живая природа - родительский дом с огромным садом, домашний зоопарк с поросятами, кроликами, цыплятами и птицами, которых Чарушины вылечивали и выхаживали. Понятно, что в таком доме и в такой семье - его отец был известным архитектором - мог вырасти только удивительный и талантливый человек, каким и был Евгений Чарушин. Евгений Иванович вспоминал, как еще будучи ребенком он, слушая сказки, держал в руке карандаш и рисовал приходящие ему на ум сюжеты.
Он рос добрым, отзывчивым, любящим животных мальчиком.
Когда он вырос, исполнил свою заветную мечту, закончил академию художеств в Петербурге.
Важной вехой в биографии Чарушина стало знакомство с Самуилом Яковлевичем Маршаком, который убедил художника в том, что он должен начать писать сам. Это оказалось непростым делом, но Чарушин продолжал упорно работать и еще до войны уже успел издать десятки своих книг, продолжая при этом иллюстрировать и других детских писателей - Виталия Бианки, Михаила Пришвина, Самуила Маршака. Книга Маршака «Детки в клетке» стала последней иллюстраторской работой Чарушина. За нее он был посмертно награжден золотой медалью на международной выставке детской литературы в Лейпциге.
Мир животных - был и его миром, вот почему его рисунки были такими живыми, яркими, талантливыми, вот почему не одно поколение юных читателей завороженно рассматривало его рисунки и зачитывалось его рассказами.
(Выставка книг,которые иллюстрировал Е.Чарушин) ( Слайд)
Давайте сейчас прочитаем эту сказку по ролям.
Остановилась, теремочке, невысоком, распевать.
5.Физминутка.
По дорожке. по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой по дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке. на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем.
6. Закрепление изученного.
– Прочтите пословицы:
В темноте, да не в обиде .
Знает сорока, где зиму зимовать .
Согласие крепче каменных стен .
– Объясните смысл этих пословиц.
– Какая из них подходит к нашей сказке больше всего?
Сказка преподнесла нам хороший урок, живя среди людей, надо быть терпимым к ним, учиться уступать, договариваться друг с другом, уживаться в согласии.
ИГРА «НАШ ТЕРЕМОК» - работа в группе с загадками.
1) В уголке таится,
Кошки боится.
Кто это, ребята?(Мышка)
2) Зелёная я, как трава,
Моя песенка: «Ква-ква».
Кто это, ребята? (Лягушка)
3) По полю скачет-
Ушки прячет,
Встанет столбом-
Государство
Методическая разработка для воспитателей «Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»
Семья и Дети
Самые необходимые заговоры на защиту — без них не обойтись Зеркальный щит заговор оберег
Деньги