Семья и Дети

Персонаж царевна лягушка описание. Царевна — лягушка Анализ

Сказка является волшебной, так как в ней присутствуют волшебные превращения (Василиса Премудрая каждую ночь превращается из лягушки в человека) и волшебные предметы (если сломать иглу, то Кощея Бессмертного настигнет смерть). По типу сюжета сказку “Царевна-лягушка” можно отнести к освобождению из плена (Иван-царевич спасает из плена Кощея Бессмертного Василису Премудрую)

Композиционно сказка “Царевна-лягушка” построена согласно традиции русских народных волшебных сказок. Здесь присутствуют типичный сказочный зачин и концовка, присказки, троекратные повторы, постепенное усиление напряженности событий (после заточения Василисы в царстве Кощея действие становится более динамичным), особое временно-пространственное построение мира чудесной волшебной сказки.

Главный герой народной сказки “Царевна-лягушка” – младший сын царя Иван-царевич, не ищет богатства (в отличие от старших царевичей), покоряется отцу и судьбе и женится на болотной лягушке. На его долю выпадают самые трудные испытания: ему приходится отправиться в нелегкий путь в тридевятое царство, найти и освободить Василису, одолев Кощея Бессмертного.

Герой-отправитель – царь, отправляющий сыновей на поиск невест, подвергающий испытаниям своих невесток. Герои-антагонисты: старшие братья Ивана-царевича

Герои-помощники: мамки-няньки, помогающие Василисе Премудрой справиться с царскими испытаниями; чудесные говорящие звери (медведь, заяц и щука); помощник-даритель (старый старичок, подаривший Ивану-царевичу путеводный клубок); Баба-яга, указавшая, местонахождение Василисы Премудрой и способ одолеть Кощея. Герой-вредитель – Кощей Бессмертный, в сказке “Царевна-лягушка”, как и в других русских народных сказках, предстает похитителем женщин, превращающим их в рабынь

Нравоучительный смысл: Никакие проступки не остаются безнаказанными Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе (золотое правило нравственности). Только благодаря своим нравственным качествам Иван-царевич заручился поддержкой чудесных помощников. Основная мысль, связанная с образом царевны-лягушки: не стоит судить о человеке по внешнему виду, следует оценивать людей по их делам, по внутренним достоинствам.

(7 оценок, среднее: 4.29 из 5)



Сочинения по темам:

  1. “Три сына было у царя. ” – начинается так любимая всеми “Царевна-лягушка” – русская народная сказка. В ней повествуется о...
  2. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. Однажды царь позвал...
  3. Виктор Михайлович Васнецов любил устное народное творчество и много героев и сюжетов для своих картин он черпал именно из былин...
  1. Понравилась ли вам сказка? К какому жанру сказок она относится (волшебным, бытовым, сказкам о животных)? Какие особенности народной сказки вы в ней обнаружили (присказка, зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты)? Приведите примеры из текста.
  2. Кто главные герои? Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки?
  1. Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жёны старших царевичей? Расскажите об этом. Как царь оценивает их работу? Постарайтесь рассказать близко к тексту эпизод, когда царевна-лягушка приезжает на пир. Каким был пир?
  2. Известно, что у этой сказки более 20 вариантов, значит, она совершенствовалась и недаром считается одной из лучших народных сказок. Постарайтесь найти примеры особого склада сказки. Вот один из них: описание работы царевны-лягушки - ритмичное, складное, как стихотворение:

      Где кольнёт иглой раз - цветок зацветёт,
      где кольнёт другой раз - хитрые узоры идут,
      где кольнёт третий - птицы летят...

    Какие варианты этой сказки вам известны? Какие отличия вы в них заметили?

  3. Сказка - это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Какие необыкновенные события и приключения связаны с героями сказки «Царевна-лягушка»? Кто помогал Ивану-царевичу? Почему? За что разгневался Кощей Бессмертный на Василису Премудрую и приказал ей три года квакушкой быть?
  4. Почему таким долгим и трудным был путь Ивана-царевича к царевне-лягушке? Что этим хотел сказать сказитель-автор? Кто помогал Ивану-царевичу? Расскажите о чудесных помощниках.

Литература и изобразительное искусство

Сравните иллюстрации разных художников к сказке «Царевна-лягушка», например иллюстрацию И. Я. Билибина и картину В. М. Васнецова «Пир» (см. иллюстрацию Билибина в книге сказок или в Интернете). Какие из них вам кажутся наиболее близкими к тексту прочитанной сказки? Сделайте собственные рисунки к сказке (портреты героев, путь главного героя в поисках Василисы Премудрой, пир и т. д.).

Подготовьте оказывание сказки с использованием зачина, концовки, повторов, постоянных эпитетов.

  1. Как вы думаете, почему сказка «Царевна-лягушка» относится к волшебным? Обоснуйте свой ответ пересказом нескольких эпизодов сказки.
  2. Как вы думаете, почему героиня сказки названа Василисой Премудрой?
  3. Подготовьте пересказ сказки от лица Ивана-царевича, попробуйте при этом передать чувства, настроение главного героя в различных эпизодах сказки.

Обогащаем свою речь

При подготовке пересказа, или, как мы говорим, оказывания, сказки обратим внимание на зачин, особое напевное его произнесение («В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич...»), решение царя женить своих детей, беспрекословное повиновение сыновей решению батюшки, наконец, совет, как найти своих невест («Где стрела упадёт, там и сватайтесь», т. е. совет не перечить судьбе, довериться ей).

Очень важны при сказывании повторы: три раза летела стрела, три раза давал задание царь своим невесткам и три раза оценивал их работу.

В сказке передаётся народная мораль: хорошая работа Василисы Премудрой оценивается так, как оценил бы ее народ («Вот этот ковёр в моей горнице по большим праздникам стелить!», «Вот этот хлеб только в большие праздники есть!»); царевна-лягушка оберегает своего мужа от горестей и печалей («Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!»).

В сказке много старинных народных слов и выражений {хлебы печь, диву дался, испекла к завтрему, узорами мудрёными, никогда таких не видывал, ни в сказке сказать, ни пером описать, кликать мамушек, как мне не кручиниться, молвил, воротился и т. д.), их следует включить в пересказ.

Музыка, стихотворный ритм слышатся в описании труда царевны-лягушки. Прочитайте строки выразительно. Постарайтесь при чтении передать этот ритм.

    Взяла она частые решета, мелкие сита,
    просеяла муку пшеничную,
    замесила тесто белое,
    испекла каравай - рыхлый да мягкий,
    изукрасила разными узорами мудрёными:
    по бокам - города с дворцами, садами да башнями,
    сверху - птицы летучие,
    снизу - звери рыскучие.

Герои народных сказок в оценке писателей

Подготовьте рассказы о Василисе Премудрой и Иване-царевиче.

При этом используйте высказывание, которое М. Горький, говоря о фольклоре, приводит как характеристики двух главных героев русских народных сказок: «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты - вот духовные данные Василисы Премудрой, великолепно и любовно очерченные старыми мастерами образа и слова...»

Согласны ли вы с этой оценкой? Что вы можете рассказать о Василисе Премудрой (как трудится, как относится к Ивану-царевичу)?

«Герой фольклора - „дурак", презираемый даже отцом и братьями, всегда оказывается умнее их, всегда победитель всех житейских невзгод, так же как преодолевает их и Василиса Премудрая».

Эта оценка М. Горького относится к главным героям многих русских народных сказок. Что из этой оценки можно отнести к Ивану-царевичу из сказки «Царевна-лягушка»? Подготовьте свой рассказ о герое. Вспомните, как он оценивает работу Василисы Премудрой, какие трудности преодолевает в пути, какие черты его характера раскрываются.

Анализ сказки «Царевна-лягушка» начнём с обмена впечатлениями о прочитанном, а потом скажем: героинь сказок «Василиса Прекрасная» и «царевна-лягушка» зовут одинаково, но прозывают по-разному: одну называют Прекрасной, другую — Премудрой, почему?

Мгновенный ответ: одна красивая, а другая -умная …

Так ведь и Василиса Премудрая — красавица, и Василисе Прекрасной не откажешь в уме! Выходит, в каждом случае прозвание важно по-особому. Василисе Прекрасной замечательные душевные качества помогли стать счастливой, хотя поначалу ей предстояло пережить много неприятностей и испытаний. Василисе Премудрой её природный ум создал проблемы: пришлось жить лягушкой, а потом томиться в Кощеевом царстве.

Что же важнее — быть премудрой или прекрасной?

Вопрос непростой, но пусть мы поразмышляем над ним. Сначала все говорят о преимуществе премудрости, включая в это понятие и ум, и искусство хлебопечения, и ткачество, и умение
танцевать.

Сравним лексическое значение слов прекрасная и премудрая. Какое из них шире по смыслу?

Сравнивая их, дети понимают, что значение слова прекрасная шире значения слова премудрая, потому что в понятие прекрасная можно включить и ум, и красоту, и доброту, и различные умения и таланты, и вообще всё лучшее в человеке. А вот понятие премудрая связано только с умом. Ум, конечно, хорошо, но в сочетании с душевными качествами (добротой, милосердием, честностью, мужеством и другими, без которых нет настоящего человека), иначе ум может и злу послужить. Поэтому лучше, наверное, женщине быть прекрасной, чем только премудрой …

Вероятно, поэтому создатели мультфильма по сказке «Царевна-лягушка» озаглавили его «Василиса Прекрасная». Мы сегодня увидим фрагменты из него.

Рядом с Василисой Премудрой ещё один главный герой — любящий Иван-царевич.
Иван-царевич — традиционное имя героя русских народных сказок. Попробуем и ему придумать прозвание, в котором выразится его суть.

(Добрый, милосердный, верный, терпеливый, упорный, любящий.) В слабом классе попросим из названных прозваний выбрать одно и обосновать свой выбор.

— А самое точное из предложенных прозваний какое?

(Ребята выбирают между любящим и верным и останавливаются на первом, потому что любящий всегда верный.)
— Можно ли сказать, что Василисе Премудрой и Ивану-царевичу выпали в жизни
трудные испытания? Обоснуйте.

Да, жизнь испытывает их довольно сурово. Василиса поплатилась за свою премудрость. «Василиса Премудрая хитрей-мудрей отца своего, Кощея Бессмертного, уродилась, он за то разгневался и приказал ей три года квакушею быть», — рассказывает Ивану-царевичу старичок.

— Как вы думаете, почему Василиса, которая мудрее и хитрее своего отца Кощея, не воспользовалась премудростью и не вышла из образа лягушки?

Дети отвечают сразу: потому что Кощей — её отец, и она не смеет не выполнить его приказание … Ивану-царевичу же нужно жениться на лягушке, вытерпеть все насмешки, затем увидеть красоту своей жены и тут же её лишиться, чтобы потом в испытаниях и трудах вернуть.

— Кому из них труднее, на ваш взгляд?

Трудно обоим: нелёгкие это испытания, они требуют терпения и настойчивости, но
больше всё-таки досталось Ивану-царевичу — сколько всего надо было преодолеть, чтоб найти Василису! Тогда почему сказка называется «Царевна-лягушка», а не «Иван- царевич и Царевна-лягушка»?

Да ведь вся жизнь его сосредоточилась на этой царевне, ради неё он терпел, ради неё странствовал и делал это, потому что любил …

— Вспомним первую реакцию Ивана-царевича на лягушку со стрелой в лапках. (Включается фрагмент из мультфильма «Василиса Прекрасная», 1954)

— Что заставило его всё-таки взять лягушку? Может быть, её обещание: «Жалеть не будешь … »?

Первая реакция царевича – растерянность и ужас: «Иван-царевич хотел было бежать и отступиться от своей находки … » В мультфильме есть трогательная деталь: большая слеза на глазах маленькой лягушки, от которой готов отказаться Иван-царевич. Но ему становится её жалко. И он вспоминает наказ батюшки — жениться на той, возле дома которой упадёт стрела, — и не смеет выйти из родительской воли. Так же как не может этого сделать Василиса …

— Прав был Иван, не сомневаясь в том, что его засмеют во дворце?

Прав: «Стали братья над ним смеяться». Не смеялся только отец.
— Как вы думаете: почему?

Он сам отдал такой приказ. А потом, вероятно, отец знал что-то такое, чего по молодости ещё не знали его сыновья. Что ж он такое мог знать? Попробуем догадаться, а для этого подумаем: зачем царь устроил испытания для невесток? (Невестка — жена сына.) Что он хотел узнать о них?

Он хотел узнать, что они умеют, хороши ли они в семейной жизни.

— Важные ли это умения — печь, ткать, танцевать?

Конечно, важные: жена должна уметь вкусно накормить мужа и принять гостей, соткать полотно и сшить, порадовать пляской да пением …

— Как справились старшие невестки с заданиями царя?

» … у боярской дочери хлеб подгорел, у купеческой — сырой да кособокий получился». Ковром, сотканным женой старшего царевича, можно «только от дождя лошадей покрывать». Ковёр жены среднего царевича «только у ворот … стелить».

Зато царевна-лягушка сделала всё лучше их. Перечитаем, как Василиса пекла каравай. «Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай — рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудрёными: по бокам — города с дворцами, садами да башнями, сверху — птицы летучие, снизу — звери рыскучие … »

— Как вы думаете, быстро ли он получился?

Нет, Василиса потратила на него целую ночь, трудилась не покладая рук, чтобы порадовать Ивана-царевича. Поэтому и получил её каравай самую высокую оценку: «Вот этот хлеб только в большие праздники есть!»

— Как вам кажется, почему так подробно рассказывается о работе Царевны-Лягушки и совсем ничего не говорится о работе жён старших братьев?

Царевна-лягушка старалась, вкладывала душу в свою работу, хотела сделать каравай не только вкусным, но и красивым, а жёны старших братьев делали всё как-нибудь: не привыкли они, видно, трудиться …

Хлеб испечь за одну ночь ещё можно, а вот ковёр соткать … Это уж чудо, это особая премудрость нужна. Старшие невестки это смекнули и давай собирать себе подмогу: «Стали жёны кликать мамушек, нянюшек и красных девушек — чтобы пособили им ткать ковры. Тотчас мамушки, нянюшки да красные девушки собрались и принялись ковры ткать да вышивать — кто серебром, кто золотом,
кто шелком».

— А как Василиса работает?

«Где кольнёт иглой раз — цветок зацветёт, где кольнёт другой раз — хитрые узоры идут, где кольнёт третий — птицы летят … Солнышко ещё не взошло, а ковёр уж готов».

— Как вы думаете, что помогло ей совершить это чудо? Только ли в её премудрости здесь дело?

Наверное, она любила своего мужа и хотела не подвести, порадовать красотой рукотворной и, может быть, ещё раз напомнить, что не только внешностью можно мир удивлять … Очевидно, этот секрет знал и царь-батюшка, не зря он давал задания невесткам: ему-то известно, что не внешней красотой семейное счастье куётся …

— Как вы думаете, после этих испытаний могли бы уже старшие невестки понять, что младшая лучше и искуснее их?

Конечно, но они не хотят понимать. Почему? Они ценят человека не по умениям и искусству, а по внешности. Поэтому и на пир они являются разодетыми, разубранными. Объясните значения этих слов. Разодетые — значит
хорошо, нарядно одетые или имеется в виду нечто другое?

Пятиклассники говорят, что разодетые, разубранные — это наряженные с излишествами, крикливо, может быть, чрезмерно накрашенные.

— Для чего же они так наряжаются?

Для того чтобы обратить на себя внимание, показать своё превосходство над другими, а может быть, подчеркнуть своё богатство.

— На что рассчитывали жёны старших братьев?

Что уж тут-то, на пиру, они окажутся лучше лягушки-квакушки! Куда ей до них?!
Но именно на пиру происходит окончательное посрамление старших невесток. Ка-
ким же образом?

Во-первых, Василиса поражает всех своей красотой. «Василиса Премудрая сама как солнце ясное светится. Все на неё дивятся, любуются, от удивления слова вымолвить не могут».

Во-вторых, всех покоряет танец Василисы. Покажем фрагмент мультфильма, где в танце Ивана-царевича и Василисы Премудрой, в том, как смотрят друг на друга герои, ощутима вся сила их любви.

Что вы увидели в танце сказочных героев? Что сумели почувствовать?

Вариантом может быть работа с репродукцией картины В.М.Васнецова «Царевна-
лягушка».

Как передаёт художник настроение общего веселья, радости, которое создаётся танцем Царевны-лягушки?

Царевна грациозна, красива, пляшет она с удовольствием и радостью, её радость передаётся и музыкантам, и гостям.

— А как показали себя старшие невестки?

Старшие невестки только глупо обезьянничали, повторяя за Василисой всё, что она делала — и в результате опозорились и были изгнаны из дворца.

— Почему Иван-царевич, не дождавшись конца пира, побежал домой и сжёг лягушечью кожу? Осуждаете ли вы его? Можно ли понять его поступок?

Иван-царевич так восхищён неожиданно открывшейся ему красотой жены, что боится: вдруг она исчезнет и он снова увидит вместо красавицы лягушку …

Конечно, он столько времени терпел насмешки, что понять его можно и осуждать трудно … Но Василиса, не найдя лягушачьей кожи, «обернулась белой лебедью и
улетела в окно». Так Иван-царевич наказан за нетерпение, а может быть, и за то, что хоть на мгновение внешняя красота оказалась для него важнее внутренней.
Загоревал Иван-царевич. Но если любит, должен непременно разыскать жену …

— Какие качества проявил Иван-царевич во время поисков жены?

Терпение, настойчивость, целеустремлённость, желание обязательно найти любимую жену.

— Найдите в сказке доказательство этому.

Прошёл он огромные расстояния, натерпелся всяких лишений: «Катится клубочек по высоким горам, катится по тёмным лесам, катится по зелёным лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам, а Иван-царевич всё идёт да идёт за ним — не остановится на отдых ни на часок».

— Почему ему все помогали?

Ко всем встречным он уважителен и приветлив; добр и отзывчив: как ни хочется ему есть, он не трогает ни животное, ни птицу, ни рыбу. На его добро все отвечают добром и приходят на помощь доброму молодцу в трудную минуту.

Почему Иван-царевич сумел найти и вернуть свою жену?

Он любил её, стремился к ней всем сердцем, понимал, что совершил ошибку, когда сжёг лягушечью кожу, проявил нетерпение и этим обрёк жену на долгое томление в Кощеевом царстве. Но для любящего нет ничего непреодолимого. Так говорит русская пословица, а сказка ещё раз доказывает это …

Царевна лягушка — это русская сказка, которая нравится как взрослым, так и детям. Ее с удовольствием слушают дети, а родители всегда читают ее детям перед сном. Если рассказать Царевну лягушку в кратком содержании из 5-6 предложений, то это сказка о том, как Иван Царевич с помощью своей стрелы, нашел лягушку. Пришлось ее брать в жены. Как оказалось, это была прекрасная царевна, а чтобы она больше не превращалась в лягушку, Иван сжигает лягушачью кожу. За это свое действие Ивану пришлось отправиться на поиски царевны. Преодолев расстояния, отыскав свою возлюбленную и отвоевав ее у Кащея, зажили они долго и счастливо. Однако для того, чтобы суметь отвечать на вопросы учителя, предлагаем ознакомиться со сказкой «Царевна лягушка» в более полном ее кратком содержании.

Царевна лягушка краткое содержание

Начинается русская народная сказка «Царевна лягушка» в кратком содержании тем, что в одном государстве жили царь с сыновьями и вот пришло время сыновьям жениться. А так как они не имели избранниц, отец предложил им запустить стрелы, к какому двору они прилетят, на той избраннице они и должны будут жениться. Вот и первый сын запустил, и второй. Их стрелы прилетели к боярскому и купеческому двору соответственно. А когда запустил стрелу Иван-Царевич, то полетела его стрела очень далеко. Долго ее он искал, а нашел в болоте. Держала ее во рту лягушка. Ничего не оставалось Ивану, как брать лягушку с собой, хоть и не хотелось ему, ведь жениться теперь на ней нужно будет, говорил, что засмеют все. Но, лягушка ему сказала, что он ни разу пожалеет о выборе.

Было сыграно три свадьбы, и уже на второй день царь решил посмотреть умения избранниц, приказав испечь хлеб. Затужил царевич, ведь не представлял, как это лягушка печь-то будет, но лягушка сказала, что утро вечера мудренее и отправила мужа спать. Сама же сбросила кожу лягушки и испекла самый лучший каравай. Царь был в восторге караваем от лягушки, в то время как другие караваи были ужасными.

Затем царь сказал избранницам сыновей соткать ковер и вновь затужил царевич. Лягушка и сейчас не растерялась. Пока царевич спал, царевна-лягушка такой ковер соткала, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Царь опять был в восторге.

На третий раз царь позвал сыновей с женами в гости. Иван очень переживал, не хотелось быть посмешищем. А лягушка ему и говорит. чтобы тот ехал сам и веселился. а когда услышит гром, чтобы сказал, что приехала лягушка, но после раската грома, во дворец вошла не лягушка, а прекрасная царевна. Иван не мог поверить своим глазам. Все веселились, танцевали, а царевна танцевала так, что и описать сложно. Настоящее шоу устроила. Иван царевич же побежал домой и бросил в огонь лягушачью кожу. Каких-то три дня оставалось побыть царевне лягушкой, а потом бы вечно жили они с Иваном, теперь же, превратившись лебедем. улетела царевна к Кащею.

Пошел искать свою возлюбленную Иван. Долго ходил. Успел уже две пары сапог железных износить. Повстречал он старика, который и рассказал ему о Василисе Премудрой — дочери Кащея, который заколдовал ее и отправил в болото. Дал старик Ивану клубок, который и привел его к бабе Яге. Правда, по дороге Иван встретил медведя, селезня, зайца, щуку. Всех их Иван хотел съесть, но помиловал, а они пообещали придти к нему на помощь в случае необходимости.

Пришел к Яге, она и рассказала о сундуке, где хранится смерть Кащея.

Отыскал Иван дуб, на котором был ларец, помог ему медведь достать тот ларец, а затем и утка, и заяц и щука помогли добыть то самое яйцо, где хранилась игла, а уж на конце той иглы и была смерть Кащеева.

Отломил кончик иглы, Кащей и растворился. Василиса радостно встретила Ивана, который забрал ее и увез в свое царство. Там они и жили в любви и согласии.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОТЕЛЬНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

140055, МО, г.о.Котельники, мкр. Белая Дача, д.8 тел/факс 559-96-00, 559-86-09

УРОК

по литературе в __5 б___ классе

«Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»

(тема урока)

Учитель : Кабанова Елена Николаевна

Подпись

Цель урока: подготовить учащихся к анализу сказки

Задачи урока:

Образовательные: научить видеть художественные особенности жанра;

Воспитательные: помочь понять внутренний мир героини и раскрыть лучшие черты ее характера;

Развивающие: развить речевые умения путем пересказа произведения.

Оборудование: доска, портреты писателей

Предполагаемые результаты урока: овладение учащимися навыков анализа художественного произведение, речевых умений.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Вступительная беседа
  3. Работа над эпизодами по плану, составленному на предыдущем уроке
  4. Просмотр и обсуждение иллюстрации И. Билибина и репродукции картины В. Васнецова
  5. Беседа обобщающего характера
  6. Заключительное слово учителя
  7. Домашнее задание

Ход урока

I. Вступительная беседа.

Вопросы:

1. Понравилась ли вам сказка?

2. К какому виду сказок она относится?

3. Какие особенности народной сказки можете назвать?

4. Назовите главных героев. Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

5. Почему Василису называют Премудрой?

II. Работа над эпизодами по плану, составленному на предыдущем уроке.

Дома ребята уже отметили границы начала и окончания всех эпизодов. В процессе анализа текста ведется словарная работа.

ЧТЕНИЕ ЭПИЗОДА «СВАТОВСТВО ЦАРЕВИЧЕЙ».

Вопросы:

1. В каких словах, выражениях прочитанного текста появляется волшебство, загадочность, сказочность?

В некотором царстве, в некотором государстве...; ...Где стрела упадет, там и сватайтесь; ...Полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка...

2. Что изменится, если текст будет звучать по-другому: «В государстве

жил царь... испугался Иван, хотел убежать»?

Сказка потеряет загадочность, произойдет нарушение жанра произведения, текст станет «сухим», неинтересным. Это и есть художественные особенности сказки.

3. Как долго искал Иван-царевич свою стрелу? Почему он хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?

Обобщив ответы учащихся, учитель продолжает беседу: Конечно же, внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно восклицает: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!» Но царевна-лягушка терпеливо и упорно настаивает на своем, повторяет просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь».

4. Что же все-таки заставило нашего героя изменить свое отношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой «красавицы»?

Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше.

Специально подготовленные учащиеся разыгрывают эпизод, стараются передать основные мысли фрагмента.

Обобщающие вопросы:

Что вы поняли, читая этот эпизод?

Какие они - наши герои: царевна-лягушка и Иван-царевич?

ПЕРВОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ВЫПЕЧКА ХЛЕБА ЗА ОДНУ НОЧЬ»

Звучит второй эпизод сказки. Чтение по ролям.

Вопросы:

1. Какие чувства охватили царевну-лягушку в тот момент, когда возвратился Иван-царевич?

2. Какие черты характера героини открылись нам в этом эпизоде?

3. Докажите, что героиня обладает необыкновенными достоинствами. Какими?

4. Какие необыкновенные качества сказочных героев вам понравились?

Царевна, увидев опечаленного Ивана-царевича, поняла, что произошло что-то серьезное. Своей ласковой речью старается успокоить мужа. Слова ее задушевны, теплы: «Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!» Понятно, что царевна ласковая, внимательная, заботливая, скромная. Старается оградить царевича от переживаний, сама же тем временем думает, как выполнить приказ царя? От царевича эту мысль утаивает. Почему? Это тоже мудрость: «Сначала сделай - потом говори..,»

5. Как называет народ Василису в тот момент, когда она трудится? (Премудрой.)

Один из учащихся читает наизусть отрывок-описание труда царевны (чтение отработанное, выразительное, напевное).

Учащиеся замечают плавность прозаических строк, напевность, скрытую поэтичность, ритм, своеобразную мелодичность, присущую подобным описаниям.

6. Почему о труде народ сложил такие неподражаемые строки? Почему они проникнуты любовью, уважением к труду?

Пересказ эпизода о представлении хлебов.

7. Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен? С какой целью это

сделано? (Подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивить царевича, заслужить похвалы старших.)

Какие же качества характера героини проявились во время испытания?

ВТОРОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ТКАНЬЁ КОВРА ЗА НОЧЬ»

Звучит пересказ эпизода. В беседе по вопросам можно использовать прием выборочного чтения.

Вопросы:

1. Вспомним и сравним, как трудились все три царевны над своими коврами.

(Чтение эпизода. Вывод: Василиса ткет сама, за боярскую дочь и дочь купеческую трудятся другие.)

2. Понаблюдайте, как работает Василиса.

Вновь звучит (наизусть) описание процесса работы над ковром Василисы Премудрой.

Учащиеся отмечают, что изменился ритм, вновь прозаический текст похож на стихотворный, опять «звучит волшебность».

3. Какие новые черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде?

Трудолюбива, все делает своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз.

4. Возможно ли определить, как относится к труду Василисы Иван-царевич?

В первый раз: «диву дался» (удивился), во второй - «ахнул». Раз от разу растет удивление и восхищение царевной и плодами ее труда. Иван-царевич умеет оценить по достоинству труды Василисы.

ТРЕТЬЕ ИСПЫТАНИЕ «ПРИСУТСТВИЕ НА ЦАРСКОМ ПИРУ»

Чтение эпизода. Сопоставительный анализ поведения царевен.

Вопросы:

1. Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой? (Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают его достоинство.)

2. Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал?

«Василиса Премудрая... пьет... остатки себе в левый рукав выливает. Покушала лебедя жареного - косточки в правый рукав бросила. Жены старших царевичей... чего не допьют - в рукав льют, чего не доедят - в другой кладут».

Противопоставлены ум и глупость, на примере отрицательных качеств (зависти, тупости) высвечены положительные (честь, совесть, умение показать себя с лучшей стороны, не принося никому вреда.) Это и есть момент проявления борьбы Добра со Злом.)

4. Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой?

Зачитываются строки, повествующие о танце царевны. Ребята могут отметить, что искусство царевны-лягушки необычное, волшебное. Она умеет делать все без использования умений других людей, этим приносит радость окружающим)

III. Просмотр и обсуждение иллюстрации И. Билибина и репродукции картины В. Васнецова.

Учитель предлагает сравнить эти работы художников. Ребята рассказывают о том, какой образ им ближе.

IV. Беседа обобщающего характера .

Вопросы:

1. Почему же поторопился Иван-царевич спалить лягушачью кожу?

2. Почему в ответ царевна не бранит царевича, а только упрекает его и советом одновременно помогает, подсказывает, как теперь быть, что делать?

3. Какой же предстает перед нами Василиса Премудрая?

4. Чем удивляет и покоряет она нас?

5. В чем ее истинная красота?

V. Заключительное слово учителя .

Василиса Премудрая - образ, созданный народом, он собирательный, в нем сосредоточены лучшие черты русского национального характера.

По словам Горького, Василисе Премудрой свойственны величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум, глубокое, полное неиссякаемой любви сердце.

Основная роль героини волшебной сказки - быть помощницей своего жениха или мужа. Сказка сохранила отзвуки допатриархальной свадебной этики. Женщина - Елена Прекрасная, Марья Моревна, Василиса Премудрая - обычно сама стремится к соединению с героем, только благодаря ей герои (возлюбленные) оказываются вместе.

Что такое «красота»?

В. И. Даль определил так: «Соединение истины и добра рождает премудрость в образе красоты». Именно поэтому народ и создал такой величественный образ Василисы Премудрой, соединивший в себе истину жизни, тепло и доброту души, любовь, ум.

Домашнее задание . Подготовить чтение в лицах эпизодов «Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой», «Встреча со старым старичком».

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

О.В.Романова

«__»_______________ 20___ г.