Все вопросы

Первые романовы на российском престоле кратко. Главные тайны династии Романовых

Романовы - древний российский дворянский род. Родоначальником его считается Андрей Иванович Кобыла, отец которого (по более принятому воззрению), Гланда-Камбила Дивонович, в крещении Иван, приехал в Россию в последней четверти XIII в. из Литвы либо "из Прусс". В среде историков существует также мировоззрение, что Романовы выходцы из Новгорода. Андрей Иванович Кобыла имел 5 отпрыской: Семечки Коня, Александра Елку, Василия Ивантая, Гавриила Гавшу и Федора Кошку, которые стали родоначальниками 17 российских дворянских домов. Ветвь, положившая начало дому Романовых, пошла от Федора Кошки. В первом колене Андрей Иванович и его сыновья прозывались Кобылиными, Федор Андреевич и его отпрыск Иван - Кошкиными. Дети Захария Ивановича Кошкина стали Кошкиными-Захарьиными, а внуки - просто Захарьиными.

От Юрия Захарьевича пошли Захарьины-Юрьевы, а от его брата Якова - Захарьины-Яковлевы. Фамилия Романовы пришла в династию от вельможи Никиты Романовича Захарьина-Юрьева. Благодаря браку его сестры Анастасии с царем Иваном IV Суровым род Захарьиных-Юрьевых пересекся в XVI веке с династией Рюриковичей и приблизился к королевскому двору. Внучатый племянник Анастасии, отпрыск вельможи Федора Никитича Романова (потом - Столичного патриарха Филарета) Миша Федорович в 1613 году был избран Земским собором на королевство, и его потомство (которое обычно именуется «Дом Романовых») норма Россией до 1917 года.

Ниже представлены имена всех царей, царей и правителей династии Романовых.

  • Миша Федорович (1596-1645), 1-ый российский правитель из династии Романовых. Царил с 1613 года.
  • Алексей Михайлович (1629-1676), российский правитель с 1645 г.
  • Феодор III Алексеевич (1661-1682), российский правитель с 1676 г.
  • Софья Алексеевна (1657-1704), правительница Рф при молодых братьях царях Иване V и Петре I в 1682-1689 гг.
  • Иван V Алексеевич (1666-1696), российский правитель в 1682-1696 гг.
  • Петр I Алексеевич Величавый (1672-1725), российский правитель с 1682 г. и русский правитель с 1721 г.
  • Екатерина I Алексеевна (Марта Скавронская) (1684-1727), русская императрица с 1725 г., супруга Петра I.
  • Петр II Алексеевич (1715-1730), русский правитель с 1727 г., внук Петра I от его отпрыска Алексея.
  • Анна Иоанновна (Ивановна) (1693-1740), русская императрица с 1730 г., дочь царя Ивана V.
  • Анна Леопольдовна (Елизавета Екатерина Христина) (1718-1746), правительница Русской империи при собственном молодым отпрыску императоре Иване VI в 1740-1741 гг. Внучка царя Ивана V от его дочери Екатерины.
  • Иван VI Антонович (1740-1764), младенец-император с 9 ноября 1740 г. по 25 ноября 1741 г.
  • Елизавета Петровна (1709-1762), русская императрица с 1741 г., дочь Петра I.
  • Петр III Федорович (1728-1762), русский правитель с 1761 г., внук Петра I от его дочери Анны.
  • Екатерина II Алексеевна Величавая (Софья Августа Фредерика Анхальт-Цербстская) (1729-1796), русская императрица с 1762 г., супруга Петра III.
  • Павел I Петрович (1754-1801), русский правитель с 1796 г.
  • Александр I Павлович (1777-1825), русский правитель с 1801 г.
  • Николай I Павлович (1796-1855), русский правитель с 1825 г., 3-ий отпрыск Павла I.
  • Александр II Николаевич (1818-1881), русский правитель с 1855 г.
  • Александр III Александрович (1845-1894), русский правитель с 1881 г.
  • Николай II Александрович (1868-1918), последний русский правитель с 1894 по 1917 гг.
  • Миша II Александрович (1878-1918), 4-ый отпрыск Александра III, некими историками именуется последним русским царем, потому что формально был им 1 день (2-3 марта 1917 г.).
  • Источники:

  • Хронос - глобальная история в интернете.
  • Википедия - свободная интернет-энциклопедия.
  • Мегаэнциклопедия KM.RU - универсальная энциклопедия на мультипортале KM.RU.
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона - интернет версия русской уникальной энциклопедии выпущенной сначала ХХ века акционерным издательским обществом Ф. А. Брокгауза - И. А. Ефрона.
  • Божерянов И.Н. Романовы. 300 лет служения Рф. - М.: Белоснежный город, 2006.
  • Дополнительно на сайт:

  • У кого из царей династии Романовых не было малышей?
  • Сколько малышей было у русского правителя Петра I?
  • Как звали жен Ивана Сурового?
  • Кто был фаворитом-любовником Екатерины II?
  • Какова история «Ганиной ямы»?
  • Где в Интернете есть возможность прочесть книжку Николая Соколова "Убийство королевской семьи"?
  • Кого из российских царей нету на монументе "Тысячелетие Рф" в Величавом Новгороде?
  • Династия Романовых находилась у власти чуть больше 300 лет, и за это время облик страны окончательно переменился. Из отстающего государства, постоянно страдающего из-за раздробленности и внутренних династических кризисов, Россия превратилась в обитель просвещенной интеллигенции. Каждый правитель из династии Романовых уделял внимание тем вопросам, которые для него казались наиболее актуальными и важными. Так, например, Петр I старался расширить территории страны и уподобить русские города европейским, а Екатерина II вложила всю душу в продвижение идей просвещения. Постепенно авторитет правящей династии падал, что привело к трагическому финалу. Царская семья была убита, а власть на несколько десятилетий перешла к коммунистам.

    Годы правления

    Основные события

    Михаил Федорович

    Столбовский мир со Швецией (1617 г.) и Деулинское перемирие с Польшей (1618 г.). Смоленская война (1632-1634 гг.), Азовское сидение казаков (1637-1641 гг.)

    Алексей Михайлович

    Соборное уложение (1649 г.), церковная реформа Никона (1652-1658 гг.), Переяславская Рада — при­соединение Украины (1654 г.), война с Польшей (1654-1667 гг.), восстание Степана Разина (1667­1671 гг.)

    Федор Алексеевич

    Бахчисарайский мир с Турцией и Крымским ханст­вом (1681 г.), отмена местничества

    (сын Алексея Михайловича)

    1682-1725 (до 1689 — регентство Софьи, до 1696 г, — формальное соправление с Иваном V, с 1721 г. — император)

    Стрелецкий бунт (1682 г.), Крымские походы Голи­цына (1687 и 1689 гг.), Азовские походы Петра I (1695 и 1696 гг.), «Великое посольство» (1697-1698 гг.), Северная война (1700-1721 гг.), основание Санкт-Петербурга (1703 г.), учреждение Сената (1711 г.), Прутский поход Петра I (1711 г.), учрежде­ние коллегий (1718 г.), введение «Табели о Рангах» (1722 г.), Каспийский поход Петра I (1722-1723 гг.)

    Екатерина I

    (жена Петра I)

    Создание верховного тайного совета (1726 г.), заключение союза с Австрией (1726 г.)

    (внук Петра I, сын царевича Алексея)

    Падение Меншикова (1727 г.), возвращение столицы в Москву (1728 г.)

    Анна Иоанновна

    (дочь Ивана V, внучка Алексея Михайловича)

    Создание кабинета министров вместо верховного тайного совета (1730 г.) возвращение столицы в Санкт-Петербург (1732 г.), русско-турецкая война (1735-1739 гг.)

    Иван VI Антонович

    Регентство и свержение Бирона (1740 г.), отставка Миниха (1741 г.)

    Елизавета Петровна

    (дочь Петра I)

    Открытие университета в Москве (1755 г.), Семилет­няя война (1756-1762 гг.)

    (племянник Елизаветы Петровны, внук Петра I)

    Манифест «О вольности дворянства», союз Пруссии и России, указ о свободе вероисповедания (все -1762 г.)

    Екатерина II

    (жена Петра III)

    Уложенная комиссия (1767-1768 гг.), русско-турецкие войны (1768-1774 и 1787-1791 гг.), разде­лы Польши (1772, 1793 и 1795 гг.), восстание Емельяна Пугачева (1773-1774 гг.), губернская ре­форма (1775 г.), жалованные грамоты дворянству и городам (1785 г.)

    (сын Екатерины II и Петра III)

    Указ о трехдневной барщине, запрет продавать кре­постных без земли (1797 г.), Указ о престолонаследии (1797 г.), война с Францией (1798-1799 гг.), итальян­ский и швейцарский походы Суворова (1799 г.)

    Александр I

    (сын Павла I)

    Учреждение министерств вместо коллегий (1802 г.), указ «О вольных хлебопашцах» (1803 г.), либеральный цензур­ный устав и введение университетской автономии (1804 г.), участие в Наполеоновских войнах (1805-1814 гг.), учреж­дение Государственного совета (1810 г.), Венский кон­гресс (1814-1815 гг.), дарование Польше конституции (1815 г.), создание системы военных поселений, возник­новение декабристских организаций

    Николай I

    (сын Павла 1)

    Восстание декабристов (1825 г.), создание «Свода законов Российской империи» (1833 г.), денежная реформа, реформа в государственной деревне, Крымская война (1853-1856 гг.)

    Александр II

    (сын Николая I)

    Окончание Крымской войны — Парижский мирный договор (1856 г.), отмена крепостного права (1861 г.), земская и су­дебная реформы (обе — 1864 г.), продажа Аляски США (1867 г.), реформы в области финансов, образования и пе­чати, реформа городского самоуправления, военные ре­формы: отмена ограниченных статей Парижского мира (1870 г.), союз трех императоров (1873 г.), русско-турецкая война (1877-1878 гг.), террор народовольцев (1879-1881 гг.)

    Александр III

    (сын Александра II)

    Манифест о незыблемости самодержавия, Положение об усилении чрезвычайной охраны (оба — 1881 г.), контрре­формы, создание Дворянского поземельного и Крестьянско­го банков, попечительская политика в отношении рабочих, создание франко-русского союза (1891-1893 гг.)

    Николай II

    (сын Александра III)

    Всеобщая перепись населения (1897 г.), Русско-японская война (1904-1905 гг.), 1 русская революция (1905-1907 гг.), Столыпинская реформа (1906-1911 гг.), I мировая война (1914-1918 гг.), Февральская революция (февраль 1917 г.)

    Итоги правления Романовых

    За годы правления Романовых российская монархия пережила эпоху расцвета, несколько периодов болезненных реформ и внезапное падение. Московское Царство, в котором был венчан на царство Михаил Романов, в ХVII веке присоединило огромные территории Восточной Сибири и вышло на границу с Китаем. В начале ХVIII века Россия стала империей и вошла в число наиболее влиятельных государств Европы. Решающая роль России в победах над Францией и Турцией ещё больше укрепила её позиции. Но в начале ХХ века Российская империя, как и другие империи, рухнула под влиянием событий Первой мировой войны.

    В 1917 году Николай II отрёкся от престола и был арестован Временным правительством. Монархия в России была ликвидирована. Ещё через полтора года последний император и вся его семья были расстреляны по решению советского правительства. Оставшиеся в живых дальние родственники Николая поселились в разных странах Европы. Сегодня представители двух ветвей дома Романовых: Кирилловичи и Николаевичи – претендуют на право считаться местоблюстителями российского престола.

    Для окончательного завершения Смуты требовалось не только избрать нового монарха на русский престол, но также обеспечить безопасность русских пределов от двух наиболее активных соседей - Речи Посполитой и Швеции. Однако это было невозможно, пока в Московском царстве не был бы достигнут социальный консенсус, а на престоле потомков Ивана Калиты не появился бы человек, который в полной мере бы устраивал большинство из делегатов Земского собора 1612-1613 гг. По целому ряду причин таким кандидатом стал 16-летний Михаил Романов.

    ПРЕТЕНДЕНТЫ НА МОСКОВСКИЙ ТРОН

    С освобождением Москвы от интервентов земские люди получили возможность приступить к избранию главы государства. В ноябре 1612 года дворянин Философов сообщил полякам, что казаки в Москве стоят за избрание на трон кого-нибудь из русских людей, «а примеривают Филаретова сына и воровского калужского», тогда как старшие бояре стоят за избрание чужеземца. Казаки вспомнили о «царевиче Иване Дмитриевиче» в минуту крайней опасности, Сигизмунд III стоял у порот Москвы, и сдавшиеся члены семибоярщины могли в любой момент вновь переметнуться на его сторону. За спиной коломенского царевича стояло войско Заруцкого. Атаманы надеялись, что в критическую минуту давние соратники придут им на помощь. Но расчеты на возвращение Заруцкого не оправдались. В час испытаний атаман не побоялся развязать братоубийственную войну. Вместе с Мариной Мнишек и ее малолетним сыном он явился к стенам Рязани и попытался захватить город. Рязанский воевода Михаил Бутурлин выступил навстречу и обратил его в бегство.

    Попытка Заруцкого добыть для «воренка» Рязань не удалась. Горожане выразили свое отрицательное отношение к кандидатуре «Ивана Дмитриевича». Агитация в его пользу стала стихать в Москве сама собой.

    Без Боярской думы выборы царя не могли иметь законной силы. С думой избрание грозило затянуться па многие годы. На корону претендовали многие знатные фамилии, и никто не желал уступить дорогу другому.

    ШВЕДСКИЙ ПРИНЦ

    Когда Второе ополчение стояло в Ярославле, Д.М. Пожарский с согласия духовенства, служилых людей, посадов, питающих ополчение средствами, вступил в переговоры с новгородцами о кандидатуре шведского принца на московский престол. 13 мая 1612 г. написали грамоты к новгородскому митрополиту Исидору, князю Одоевскому и Делагарди и отправили их в Новгород со Степаном Татищевым. Ради важности дела с этим послом Ополчения поехали и выборные - от каждого города по человеку. Интересно, что у митрополита Исидора и воеводы Одоевского спрашивали, как обстоят отношения их и новгородцев со шведами? А Делагарди сообщали, что если новый шведский король Густав II Адольф отпустит своего брата на московский престол и велит ему креститься в православную веру, то они рады быть с Новгородской землей в совете.

    Черникова Т. В. Европеизация России в XV - XVII веках. М., 2012

    ИЗБРАНИЕ НА ЦАРСТВО МИХАИЛА РОМАНОВА

    Когда съехалось довольно много властей и выборных, назначен был трехдневный пост, после которого начались соборы. Прежде всего стали рассуждать о том, выбирать ли из иностранных королевских домов или своего природного русского, и порешили «литовского и шведского короля и их детей и иных немецких вер и никоторых государств иноязычных не христианской веры греческого закона на Владимирское и Московское государство не избирать, и Маринки и сына ее на государство не хотеть, потому что польского и немецкого короля видели на себе неправду и крестное преступленье и мирное нарушенье: литовский король Московское государство разорил, а шведский король Великий Новгород взял обманом». Стали выбирать своих: тут начались козни, смуты и волнения; всякий хотел по своей мысли делать, всякий хотел своего, некоторые хотели и сами престола, подкупали и засылали; образовались стороны, но ни одна из них не брала верх. Однажды, говорит хронограф, какой-то дворянин из Галича принес на собор письменное мнение, в котором говорилось, что ближе всех по родству с прежними царями был Михаил Федорович Романов, его и надобно избрать в цари. Раздались голоса недовольных: «Кто принес такую грамоту, кто, откуда?» В то время выходит донской атаман и также подает письменное мнение: «Что это ты подал, атаман?» - спросил его князь Дмитрий Михайлович Пожарский. «О природном царе Михаиле Федоровиче», - отвечал атаман. Одинакое мнение, поданное дворянином и донским атаманом, решило дело: Михаил Федорович был провозглашен царем. Но еще не все выборные находились в Москве; знатнейших бояр не было; князь Мстиславский с товарищами тотчас после своего освобождения разъехались из Москвы: им неловко было оставаться в ней подле воевод-освободителей; теперь послали звать их в Москву для общего дела, послали также надежных людей по городам и уездам выведать мысль народа насчет нового избранника и окончательное решение отложили на две недели, от 8 до 21 февраля 1613 года. Наконец Мстиславский с товарищами приехали, приехали и запоздавшие выборные, возвратились посланники по областям с известием, что народ с радостию признает Михаила царем. 21 февраля, в неделю православия, т. е. в первое воскресенье Великого поста, был последний собор: каждый чин подал письменное мнение, и все эти мнения найдены сходными, все чины указывали на одного человека - Михаила Федоровича Романова. Тогда рязанский архиепископ Феодорит, троицкий келарь Авраамий Палицын, новоспасский архимандрит Иосиф и боярин Василий Петрович Морозов взошли на Лобное место и спросили у народа, наполнявшего Красную площадь, кого они хотят в цари? «Михаила Федоровича Романова» - был ответ.

    СОБОР 1613 Г. И МИХАИЛ РОМАНОВ

    Первым делом великого Земского собора, избравшего шестнадцатилетнего Михаила Федоровича Романова на русский престол, было отправление к новоизбранному царю посольства. Отправляя посольство, собор не знал, где находился Михаил, и потому в данном послам наказе говорилось: «Ехать к государю Михаилу Федоровичу царю и великому князю всея Руси в Ярославль». Прибыв в Ярославль, посольство здесь только узнало, что Михаил Федорович живет со своей матерью в Костроме; не медля, двинулось оно туда, вместе со многими и ярославскими гражданами, присоединившимися уже здесь.

    В Кострому посольство прибыло 14 марта; 19-го оно, убедив Михаила принять царскую корону, выехало вместе с ним из Костромы, и 21 числа все прибыли в Ярославль. Здесь все ярославцы и съехавшиеся отовсюду дворяне, дети боярские, гости, люди торговые с женами и детьми встретили нового царя с крестным ходом, подносили ему образа, хлеб с солью, богатые дары. Местом своего здесь пребывания Михаил Федорович избрал древний Спасо-Преображенский монастырь. Здесь в кельях архимандрита, жил он со своей матерью инокиней Марфой и временным Государственным советом, который составляли князь Иван Борисович Черкасский с другими вельможами и дьяк Иван Болотников со стольниками и стряпчими. Отсюда 23 марта послана была и первая от царя грамота в Москву, извещавшая Земский собор о согласии на принятии царского венца.

    21 Февраля 1613 года на Великом Московском Соборе был обран , то есть обретен Родоначальник новой Царственной Династии юный боярин Михаил Феодорович Романов. Духовная разница между волевым «коллективным» избранием силою большинства и единогласным обретением законного Наследника Престола через соборное испытание Божией воли весьма существенная, хотя в историографической литературе принято говорить именно об «избрании» Царя Собором. Но сами соборные документы свидетельствуют только о единогласной, единодушном обрании - обретении нового Государя и Династии. Те же документы называют Царя Михаила избранником Божиим, причем не только персональным избранником, но и по достоинству Рода Своего, избранного у Бога.

    По генеалогическим преданиям русский боярский Род Романовых ведет своё начало от происходящего «из Литвы» воеводы княжеского рода Андрея Ивановича Кобылы, прибывшего примерно в 1330-е годы из Великого Новгорода на службу ко Двору Великого Князя Иоанна Даниловича Калиты. В некоторых родословных записях Андрей Кобыла указывается как прибывший «из Прус», то есть из Пруссии, или «из Немец». Все эти характеристики - из Литвы, из Пруссии или из Немцев не противоречат друг другу - они означают одни и те же земли на юго-восточном побережье Варяжского (Балтийского) моря.

    Древняя Пруссия - обширная область на Юго-Восточном побережье Балтики, в первой четверти XIII столетия была завоевана германским Тевтонским орденом и насильственно онемечена. Но часть земель Восточной Пруссии в те же времена оказалась во владении Литовского княжества, государственность которого в свою очередь основывалась на древнерусской культурной традиции: вплоть до первой трети XVI века письменным языком Литвы был древнерусский язык, на котором велось летописание, юридическое и торговое делопроизводство.

    Эти земли издревле населяли иафетические славянские и балтские племена, которые жили в тесном культурном взаимодействии. Сохранившиеся фрагменты древне-прусского языка указывают на его близость, с одной стороны, к славянскому языку, с другой стороны, к балтским наречиям, к которым относился тогда и безписьменный литовский язык.

    С древнейших времен в Великом Новгороде существует Прусская улица. Расположенная на Загородском Конце, свое начало она брала от Покровских ворот Новгородского Детинца (центральной части Кремля), причем это было местом поселения не заезжих иностранцев, а коренных православных новгородцев. Первое упоминание о Прусской улице в истории Новгорода относится к 1218 году, когда во время мятежа Торговой стороны и Неревского конца Людин конец и жители Прусской улицы поддержали посадника Твердислава. Встречается название улицы в Новгородской Летописи и под 1230 годом. Но археологические исследования указывают, что в качестве городской структуры задолго до 1218 года на этом месте уже существовала улица, возможно, с тем же названием, ведь в упоминании 1218 года говорится не об основании или наименовании этой улицы Прусской. Просто к этому году относится древнейшее из дошедших до нас упоминаний о ней. Другое упоминание в Новгородской летописи относится к 1230 году - в связи храмом Двенадцати Апостолов на Пропастех, возле которого массово хоронили умиравших от голода 1230 года новгородцев. Знаменательно и то, что год 1218 свидетельствует о компактном поселении в Новгороде православных прусских славян ещё до начала захвата Восточной Пруссии в 1225 году Тевтонским орденом.

    Многие знатные исконно новгородские фамилии вели свое происхождение «из Прус». Например, был знаменит прусский воевода славянского происхождения Михаил Прушанин, который прибыл в Великий Новгород со своей дружиной в начале XIII столетия и потом служил Великому Князю Александру Невскому. По одним преданиям Михаил Прушанин участвовал в знаменитой Невской битве (1240), по другим участником битвы был его сын.

    Михаил Прушанин был родоначальником русских дворянских и боярских фамилий Шестовых, Морозовых, Салтыковых. Мать Царя Михаила Феодоровича Ксения Иоанновна - Великая Инокиня Марфа, была дочерью Ивана Васильевича Шестова.

    По семейному преданию Андрей Иванович Кобыла был одним из сыновей прусского князя Дивона Алексы (Медведя) - прямого потомка Прусского Царя Видевута, время жизни которого относят к IV веку по Р.Х.

    Князь Дивон принял в Новгороде Великом Святое Крещение с именем Иоанн. Знаменитый Новгородец, герой Невской битвы Гаврила Алексич († 1241) по преданию был братом Князя Дивона-Иоанна, возможно, братом не родным, а двоюродным или троюродным. Гаврило Алексич также стал родоначальником многих знатных русских родов - Пушкиных, Акинфовых, Челядиных, Хромых-Давыдовых, Бутурлиных, Свибловых, Каменских, Курицыных, Замыцких, Чулковых и других.

    Их же общий пращур Прусский Царь Видевут с братом Князем Брутеном прибыли по Висле или Неману на побережье Балтики и основали под своим началом древнее Царство, которое назвали, видимо, по имени своего пращура Пруса - Пруссией.

    Имя «Прусий» неоднократно встречается в известной династии Фракийских Царей, царствовавших с V по I столетие до Р.Х. в Вифинии (Малая Азия) и на Балканах. И в имени Князя Брут ена, брата Царя Видевута, также отдаленно звучит имя «Прус». По-латыни «Пруссия» пишется как «Боруссия» (Borussia) или как «Прутения» (Prutenia). В свою очередь «Сказание Святителя Спиридона-Саввы» и «Сказание о Князьях Владимирских» указывают на происхождение Великого Князя Рюрика Новгородского от Князя Пруса - брата Императора Августа. Римская история не знает такого родного брата у Октавиана Августа, но породнение, скажем, юридическое самого Императора Августа или его предшественника первого консула Юлия Цезаря с кем-нибудь из потомков Вифинских Царей, носившим имя Прусий, быть вполне могло, о чем и донесло до нас известие из древнерусского предания. Это указывает на то, что согласно таким родословным преданием и предки Великого Князя Рюрика Новгородского, и предки боярина Андрея Ивановича Кобылы могли иметь общего пращура Царского происхождения.

    Подобные предания о единых и общих в древности корнях прослеживаются для большинства Царских Европейских Династий, они хорошо известны специалистам по Августейшим генеалогиям. Документальную историческую достоверность таких преданий на основании строгих письменных источников доказать невозможно. Но вместе с тем история - это не математика или классическая физика, хотя и оперирует в подавляющем большинстве исторического материала достаточно точными хронологическими данными и документированными фактами. Указывая на вполне понятную зыбкость подобных генеалогических преданий, письменная фиксация которых произошла только в XIV-XVIII столетиях, подлинная историческая наука не должна сходу отвергать их. Напротив, она должна свидетельствовать о них и бережно сохранять то, что родовая память наших предков сохраняла и передавала из уст в уста на протяжении многих и многих столетий, иначе «научно» будет отвергаться то, что именуется человеческой памятью .

    Сам факт, что прибывший из Великого Новгорода в Москву Андрей Иоаннович Кобыла при Дворе Московских Великих Князей Иоанна Калиты и Симеона Иоанновича Гордого был боярином , указывает на то, что этот человек в те поры был славен знатностью и благородством происхождения. Боярский сан был высшим государственным чином в иерархии того времени, тогда одновременно при Великом Князе редко число бояр превышало 5-6 человек, какому-нибудь безвестному ловкому выскочке такой высший чин в те времена просто не присвоили бы. Только действительно знатный человек боярин Андрей Кобыла мог быть послан в 1347 году сватом Великого Князя Владимирского и Московского Симеона Иоанновича Гордого ко Двору Тверского Князя Всеволода Александровича за невестой Княгиней Марией Александровной. Тем более тот брачный договор был сопряжен с важнейшей дипломатической миссией, в результате которой Князь Всеволод Александрович Тверской должен был отказаться от ханского ярлыка на Тверской удел и вернуться на Княжение в Холм под Тверью, передав Тверское Княжение Князю Василию Михайловичу Кашинскому. Подобные труднейшие вопросы династических браков и смены уделов никак не могли доверить людям незнатным, не сведущим в тонкостях великокняжеской дипломатии.

    Само понятие «знать» вовсе не означает широкую известность, как сейчас полагают многие. Древнерусское понятие «знать» обозначает носителей особых, наследственных знаний о премудростях Верховной Власти, знаний, которые нигде не преподавались, а передавались только от старших поколений младшим из рода в род. Знатные люди были потомками носителей Верховной Власти. Знать - хранители древнейших властных традиций, представители знатных родов сами являлись живым преданием, живой традицией, которая в силу сокровенного характера тех знаний не фиксировалась подробно письменно, но эти особые знания высоко ценились окружающими, ставили знатных людей в особое положение в древнем социуме.

    У древних прусов под предводительством Царя Видевута и Князя Брутена развился культ священного белого коня, известного у балтийских славян с глубокой древности, и культ священного дуба в селении Ромове, имя которого может указывать на архаическую память об Апеннинском Риме (Roma). Символика этих культов отобразилась на гербе Пруссии, на котором изображались и сами Видевут с Брутеном, и белый конь, и дуб. По московским родословцам известно, что у А.И.Кобылы было пятеро сыновей - Семен Жеребец, Александр Ёлка, Василий Ивантей, Гавриил Гавша и Фёдор Кошка. Кроме того известны знатные новгородские рода Сухово-Кобылиных и Кобылиных, происхождение которых новгородские и тверские родословцы связывают с А.И.Кобылой.

    Семен Жеребец стал родоначальником для русских знатных фамилий - Жеребцовых, Лодыгиных, Коновницыных, Кокоревых, Образцовых. От Александра Ёлки ведут свое происхождение Колычевы, Неплюевы и Боборыкины. От Фёдора Кошки - Кошкины, Романовы, Шереметевы, Яковлевы, Голятьевы, Беззубцевы и другие.

    «Конская» тематика в прозвищах Кобыла, Жеребец, в фамилиях - Кобылины, Жеребцовы, Коновницыны, топоним - Кобылье Городище у Чудского озера неподалеку от места Ледового побоища (1242), которое, кстати, в 1556 году давалось Царем Иоанном Васильевичем Грозным в кормление одному из Сухово-Кобылиных, но по письменным источникам известное с таким названием еще с середины XV столетия (город Кобыла) - все это может указывать на родовую память о «тотемном» белом коне Прусского Царя Видевута. А священный дуб из Ромова присутствует почти на всех гербах вышеназванных дворянских фамилий, ведущих свое происхождение от Андрея Кобылы.

    Был Московским боярином и Федор Андреевич Кошка († 1407), во время похода Великого Князя Димитрия Иоанновича на Куликово поле в 1380 году боярину Федору Андреевичу Кошке-Кобылину было поручено блюсти Москву. Его старший сын Иван Федорович Кошкин-Кобылин (†1427) также был весьма близок к Великому Князю Димитрию Донскому (он в таком качестве упомянут в завещании Князя Димитрия), а потом стал боярином у Великого Князя Василия I Дмитриевича († 1425) и даже у юного тогда Великого Князя Василия II Васильевича (1415-1462). Его младший сын Захарий Иванович Кошкин-Кобылин († 1461) также занимал высокое боярское положение при Дворе Великого Князя Василия II Васильевича.

    При этом надо отметить, что боярский чин никогда не был буквально наследственным, хотя и присваивался только наиболее знатным людям государства, боярский чин обязательно выслуживался личными подвигами и заслугами перед Государем, хотя немалое значение имели и родственные связи по женским линиям. Служба из поколения в поколение потомков боярина Андрея Кобылы Московским Государям в столь высоких чинах означала наличие высоких личных достоинств у представителей этого знатного рода. К сожалению, не сохранилось сведений о супругах этих четырех поколений государственных деятелей, начиная с Андрея Ивановича Кобылы до Захария Ивановича Кошкина. Но несомненно то, что часть этих брачных союзов заключались с представительницами высшей московской аристократии, большинство из которых в те времена были либо прямыми, хотя и отдаленными потомками Великого Князя Рюрика, либо ближайшими их родственниками. Именно этим дополнительно можно объяснить устойчивость боярского статуса рода Кобылиных-Кошкиных, когда степень «конкуренции» с прямыми Рюриковичами могла смягчаться именно родственными связями.

    При Великом Князе Иоанне III Васильевиче Юрий Захарьевич Захарьин-Кошкин († 1504) стал воеводой, участвовал в стоянии на Угре 1480 года, в походе на Великий Новгород (1480) и на Казань в 1485 году, с 1488 года стал Великокняжеским Наместником в Великом Новгороде, где искоренял ересь жидовствующих, и получил боярский чин в 1493 году. Супругой Юрия Захарьевича Кошкина стала дочь великокняжеского боярина Ивана Борисовича Тучкова. И.Б.Тучков не был представителем московской аристократии, но происходил из новгородского боярского рода и поступил на службу к Великому Князю Московскому Иоанну III Васильевичу. В 1477 году он уже в качестве великокняжеского боярина выполнял важную военно-дипломатическую миссию по присоединению Великого Новгорода к Москве. Видимо, этими «новгородскими» родственными связями можно объяснить, почему московский воевода Юрий Захарьевич Захарьин-Кошкин в 1488 году стал наместником в Новгороде. У боярина Юрия Захарьевича было шесть сыновей, имена пятерых из них - Иван, Григорий, Василий, Михаил, Роман и дочь Анна. Михаил Юрьевич (†1538) выслужил боярский титул в 1521 году, Григорий Юрьевич (†1558) стал боярином в 1543 году.

    Видимо, младший из братьев - Роман Юрьевич Захарьин-Юрьев (†1543) дослужился «только» до окольничего и воеводы. Но и чин окольничего - второй после боярского, был чрезвычайно высок в старорусской иерархии, число окольничих в правительстве Великого Князя обычно не превышало трех-четырех. Сам факт, что его родные братья были боярами, свидетельствует о сохранении высокого статуса рода и в этом поколении. Роман Юрьевич упоминается в разрядах 1533 и 1538 годов, он был дважды женат, вторую из жен звали Ульяна (†1579), предположительно урожденная Карпова, дети: Долмат (†1545), Даниил (†1571), Никита, Анна, Анастасия. Даниил Романович Захарин-Юрьев стал боярином в 1548 году.

    Анна Романовна вышла замуж за князя Василия Андреевича Сицкого (†1578) из ярославской ветви Рюриковичей. А младшая дочь красавица Анастасия Романовна (†1560) стала в 1547 году первой Русской Царицей - Супругой юного Царя Иоанна Васильевича Грозного. Она родила Государю шестерых детей, трех Царевичей - Димитрия, Иоанна и Феодора, и трех дочерей - Анну, Марию и Евдокию, Царевич Димитрий по неосторожности был утоплен в младенчестве, не пережили младенчества и три Дочери Русской Царицы.

    Пожалуй, самым знаменитым боярином из прямых потомков Андрея Ивановича Кобылы был его пра-пра-пра-правнук Никита Романович Захарьин-Юрьев (†1586; перед смертью постригся в монашество с именем Нифонт). Он был одним из ближайших сподвижников, советников Царя Иоанна и воспитателем Царевичей Иоанна и Феодора. Окольничим он стал в 1558 году, боярином - в 1562 году. Слава о благородстве характера и доблести Никиты Романовича была столь широка, что в народе о нем слагали песни, которые пели и столетия спустя.

    Никита Романович был женат дважды. Первой его супругой была Варвара Ивановна, урожденная Ховрина (†1552). Ховрины происходили из древнего крымского готфского княжеского рода Гаврасов (по-татарски: Ховра). От первого брака у Никиты Романовича было две дочери - Анна Никитична (†1585), вышедшая замуж за князя Ивана Федоровича Троекурова (из Рюриковичей) и Евфимия (†1602), выданная замуж за близкого родственника князя Ивана Васильевича Сицкого.

    После смерти Варвары Ивановны в 1552 году Никита Романович женился вторично на Евдокии Александровне, урожденной княжне Горбатой-Шуйской из Рода Рюриковичей, от Мономаховичей по линии Суздальских Князей. От этого брака известно ещё одиннадцать детей Никиты Романовича - старший Фёдор (в монашестве Филарет; †1633), Марфа (†1610) - супруга кабардинского князя Бориса Кейбулатовича Чекрасского, Лев (†1595), Михаил (†1602), Александр (†1602), Никифор (†1601), Иван по прозвищу Каша (†1640), Ульяна (†1565), Ирина (†1639) - супруга окольничего Ивана Ивановича Годунова (†1610), Анастасия (†1655) - супруга конюшего Бориса Михайловича Лыкова-Оболенского (†1646) и, наконец, Василий (†1602).

    Старший сын Никиты Романовича Фёдор, родившийся около 1554 года, стал боярином в правительстве своего двоюродного брата - Царя Феодора Иоанновича - сразу после смерти отца в 1586 году. Незадолго до этого около 1585 года Федор Никитич женился на Ксении Ивановне, урожденной Шестовой из костромских дворян, отец которой Иван Васильевич Шестов был призван в 1550 году в числе Царской Тысячи на службу в Москву. Напомню, Шестовы вели свое родословие от новгородского боярина и воеводы начала XIII столетия Михаила Прушанина. У Федора Никитича и Ксении Ивановны было шестеро детей, четверо из которых умерло в младенчестве: Татьяна (†1612) - супруга князя Ивана Михайловича Катырева-Ростовского (†около 1640), Борис (†1592), Никита (†1593), Михаил (†1645), Лев (†1597), Иван (†1599).

    На царской службе боярин Федор Никитич был успешен, но далеко не на первых позициях: с 1586 года он наместничал в Нижнем Новгороде, в 1590 году участвовал в победоносном походе против Швеции, потом в 1593-1594-х гг. он был наместником во Пскове, вел переговоры с послом императора Рудольфа - Варкочем, в 1596 году состоял воеводой Царского полка правой руки, от 1590-х годов дошло до нас несколько местнических дел, касающихся боярина Феодора Никитича Романова, указывающих на его достаточно влиятельное положение среди московского боярства, некоторые его младшие братья входили в расширенный состав Государевой Думы.

    Перед смертью боярин Никита Романович завещал Борису Федоровичу Годунову заботу о своих детях, и согласно известным документов опека царского шурина и первого боярина - фактически правителя России Б.Ф.Годунова о Никитичах была вполне искренней, а сами Романовы почитали себя верными союзниками Б.Ф.Годунова, этому способствовали и родственные связи - Ирина Никитична была супругой И.И.Годунова. Внезапная кончина Царя Феодора Иоанновича 7 Января 1598 года этой ситуации во взаимоотношениях Б.Ф.Годунова и Романовых не изменила. Хотя старший сын шурина Царя Иоанна, двоюродный брат Царя Феодора, боярин Фёдор Никитич имел определенное преимущество если не более близкого, то более значительного родства перед шурином Царя Феодора и родным братом Царицы Ирины Феодоровны (†1603) первым боярином Борисом Годуновым, на Великом Московском Соборе в Январе-Марте 1598 года вопрос об иных претендентах на Царский Престол кроме первого боярина и правителя Б.Ф.Годунова даже не поднимался. Нет о выдвижении иных претендентов и явных неофициальных свидетельств того же периода.

    Нет таких указаний даже в дипломатических донесениях из России за Январь-Март 1598 года, в которых иностранные послы старалась отразить любые слухи о дворцовых политических интригах. Впрочем, для западноевропейского правосознания той поры преимущество прав Федора Никитича Романова на Царский Престол перед аналогичными правами Б.Ф.Годунова было непонятно. Они скорее могли видеть претендентов среди прямых Рюриковичей, в первую очередь князей Шуйских, или хотели искать военных поводов для вмешательства во внутреннюю политику России для навязывания претендентов из Династий Европы, чем сравнивать права на Престол Б.Ф.Годунова и Ф.Н.Романова.

    В одном из донесений от польского посла в Январе или начале Февраля 1598 года даже содержался «прогноз», что Б.Ф.Годунов, дабы сохранить свои позиции во власти, вдруг объявит, что Царевич Димитрий Иоаннович Углицкий на самом деле не был убит 15 Мая 1591 года, и посадит на Престол своего человека под видом сына Царя Иоанна. Эта загадочная интрига, именно поляками совершенно в ином ключе развернутая к 1604 году, указывает на то, что в конце Февраля 1598года иностранцы даже не смогли предвидеть реального решения Великого Московского Собора.

    Решающим фактором в вопросе восприемства Престола, очевидно, была позиция Святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси, который полагал, что брат Царицы, в руках которого с 1586 года находились все основные бразды правления государства, который зарекомендовал себя опытным и мужественным политиком, масштабным устроителем Земли Русской в градоустроительном, военном, налоговом и хозяйственном делах, как никто другой был способен нести тяжкий Царский Крест. Конечно, Святейший Патриарх хорошо понимал, что некоторые наследные преимущества есть и у двенадцатого по чести боярина Федора Никитича Романова, но его заслуги в государственном строительстве с 1584 года были неизмеримо меньше, чем вклад в процветание России и Русской Православной Церкви Б.Ф.Годунова, много сделавшего для утверждения Патриаршества на Руси. Возможно, такая твердая позиция Патриарха, приведшая к тому, что на Соборе даже предварительно не обсуждались иные претенденты на Престол, уже в ближайшие два года духовно-политический компромисс превратит в тяжелейшую государственную проблему.

    На Соборе 1598 года впервые в истории России была принесена страшная клятва на верность Царю Борису и Его Наследникам. Должно быть, Святейший Патриарх, который непосредственно участвовал в составлении текста Соборной клятвы и грозных духовных прещений, которые накладывались на возможных нарушителей этой клятвы, был уверен, что верующие русские люди не пойдут на нарушение таковой Соборной присяги. Однако тайные противники нового Царя, а возможно и противники самого миропокоя в нашем Отечестве, которые не дерзнули на Соборе поднять голос против позиции Патриарха и кандидатуры Б.Ф.Годунова, уже в 1600 году стали затевать заговор или плести ещё более тонкую дворцовую интригу, имитирующую заговор. В качестве знамения для такого явного заговора или коварной мистификации оного злодеи избрали Никитичей Романовых, и в первую очередь старшего из них - боярина Фёдора Никитича как более близкого по русским обычаям лествичного права наследника Престола, чем Царь Борис. Кто был главным организатором этого заговора или его имитации, историки могут строить только предположения, прямых документов, связанных с его расследованием не сохранилось. Ясно только одно, что сами Романовы ни в коей мере ни к инициаторам, ни к организаторам заговора не принадлежали, но они все же были коварно извещены об этом тайнодействии, что и вовлекло их в круг причастных, в круг виновных.

    Вместо своих ближайших сподвижников и родственников Царь Борис увидел в Романовых главную опасность для себя и, что более важно, главную опасность для миропокоя в Российской Державы. Он вполне осознавал, чем теперь, после страшной Соборной клятвы 1598 года грозит для России и Русского Народа её нарушение. Дабы исключить саму идею претендентства на Престол боярина Федора Никитича Романова, он распорядился насильственно постричь своего сродника и его супругу в монашество и сослал инока Филарета в Антониево-Сийский монастырь на Русский Север. А остальные Никитичи Романовы - Михаил, Александр, Никифор, Иван, Василий были взяты под стражу и отправлены в ссылку, где они содержались в самых суровых условиях, от которых скончались в 1601-1602 годах. В живых остался только Иван Никитич. Он содержался на цепи в одной яме с Василием Никитичем. Смерть братьев вызвала смягчение условий ссылки Ивана Никитича.

    После злодейского ритуального заклания юного Царя Феодора Борисовича Годунова и собственного Венчания на Царство Лжедмитрий I в 1605 году вернул из ссылки всех оставшихся в живых Романовых и их родственников, а останки умерших также были привезены в Москву и захоронены в усыпальнице бояр Романовых в Новоспасском монастыре. Монах Филарет (Федор Никитич Романов) был рукоположен в священноиноки и вскоре хиротонисан как Ростовский Митрополит. А Ивану Никитичу Романову был дан боярский чин. Юного Михаила Федоровича Романова вернули под попечение Матери - Великой Инокини Марфы. Столь претерпевшие от прежнего Царствования Романовы приняли благодеяния самозванца, но не выказывали ему никакого подобострастия во все время продолжавшегося менее года лжецарствования. Поставленный местным Московским Собором 1606 года на Престол Царь Василий Иоаннович Шуйский содействовал избранию нового Патриарха - Казанского Митрополита Ермогена, который с большим почтением относился к Митрополиту Филарету Ростовскому, но на Московский Покаянный Собор в начале 1607 года с участием свергнутого Лжедмитрием Патриарха Иова Митрополит Филарет не прибыл.

    В 1608 году изменнические казачьи и польско-литовские шайки осадили Ростов Великий, и хотя Митрополит Филарет попытался организовать оборону, предатели России открыли ворота Митрополичьего Двора, Святитель Филарет был захвачен в плен и в унизительном виде доставлен под Москву в Тушинский лагерь Лжедмитрия II. Однако этот самозванец решил воздать своему «родственнику» почести и даже «возвел» Святителя Филарета в «патриархи». Ложного сана Митрополит Филарет не признавал, но Богослужения в Тушино совершал. В 1610 году Митрополит Филарет (Романов) был отбит у тушинцев и после свержения Царя Василия Шуйского во время семибоярщины стал ближайшим сподвижником Святейшего Патриарха Ермогена. Московским правительством Митрополит Филарет в 1611 году был направлен во главе большого посольства в Смоленск для переговоров с Польским королем Сигизмундом III. Все посольство было захвачено ляхами в плен, в котором Митрополит Филарет пребывал до 1619 года - до Деулинского перемирия.

    В краткую пору «семибоярщины» сын Митрополита Филарета юный Михаил Феодорович был возведен в боярский чин. Поляки, захватившие в 1611 году Москву и Кремль, содержали Михаила Феодоровича Романова и его Мать под домашним арестом, из которого он был освобожден только 22 Октября 1612 года и после этого вместе с Матерью отбыл в свое Костромское имение Домнино.

    Таким образом, никто из Романовых не оказывал влияния на решение Великого Московского Собора 21 Февраля 1613 года. Точнее - участник собора, брат Митрополита и родной дядя Михаила Феодоровича - Иван Никитич Романов первоначально был даже против выдвижения в качестве одной из кандидатур своего племянника, высказываясь: «...Михайло Федорович ещё млад... » По утверждению исследователей, в самом начале Собора Иван Никитич поддерживал кандидатуру шведского принца Карла Филиппа. Но когда казаки и представители Ополчения стали отвергать любых представителей иностранных династий, а Донские казаки и русские провинциальные дворяне выдвинули в качестве главного кандидата юного боярина Михаила Феодоровича Романова, естественно, и дядя согласился с этой единодушной точкой зрения.

    Великий Собор 1613 года принял страшную клятву на верность обранному Царю Михаилу Феодоровичу и предполагаемому от него потомству. Новая клятва практически слово в слово, буква в букву повторяла текст Соборной Клятвы 1598 года, но на этот раз крепости этого соборного решения хватило на три века и четыре года.

    Данный экскурс в область древних преданий и родословий необходим, чтобы лучше понять образ мыслей наших предков, которые в соборных прениях в Феврале 1613 года выясняли, кто из возможных претендентов на Всероссийский Престол должен принять на себя и своих потомков Царский Крест. Исключительная знатность происхождения Рода Романовых в этом решении имела первостепенное значение.

    Иллюстрации:

    1. Венчание на царство Михаила Федоровича Романова

    2. Легендарный герб пруссов (из хроники Иоганнеса Мельмана, 1548 г.) Arma Prutenorums - Щит (герб) Пруссии

    Последние 300 с лишним лет российского самодержавия (1613-1917 гг.) исторически связаны с династией Романовых, закрепившейся на российском престоле в период, получивший название Смуты. Появление на престоле новой династии всегда является крупным политическим событием и часто связано с революцией или переворотом, то есть, насильственным отстранением старой династии. В России смена династий была вызвана пресечением правящей ветви Рюриковичей в потомстве Ивана Грозного. Проблемы престолонаследия породили глубокий социально-политический кризис, сопровождавшийся вмешательством иноземцев. Никогда в России так часто не менялись верховные правители, каждый раз приводя к престолу новую династию. Среди претендентов на престол были представители из разных социальных слоев, были и иностранные кандидаты из числа «природных» династий. Царями становились то потомки Рюриковичей (Василий Шуйский, 1606-1610гг.), то выходцы из среды нетитулованного боярства (Борис Годунов, 1598-1605 гг.), то самозванцы (Лжедмитрий I, 1605-1606гг.; Лжедмитрий II, 1607-1610 гг.). Никому не удалось закрепиться на российском престоле до 1613 года, когда на царство избран был Михаил Романов, а в его лице утвердилась, наконец, новая правящая династия. Почему исторический выбор пал на род Романовых? Откуда они взялись и что из себя представляли ко времени прихода к власти?
    Генеалогическое прошлое Романовых достаточно ясно представлялось уже в середине XVI века., когда началось возвышение их рода. В соответствии с поли-тической традицией того времени родословия содержали легенду о «выезде». Породнившись с Рюриковичами (см. табл.), боярский род Романовых заимствовал и общее направление легенды: Рюрик в 14 «колене» выводился от легендарного Прусса, а родоначальником Романовых был признан выходец «из прус». Одного происхождения с Романовыми (от легендарного Камбилы) традиционно считаются Шереметевы, Колычевы, Яковлевы, Сухово-Кобылины и другие известные в российской истории роды.
    Оригинальную трактовку происхождения всех родов, имеющих легенду о выезде «из прус» (с преимущественным интересом к правящему дому Романовых) дал в XIX ст. Петров П. Н., работа которого была переиздана большим тиражом уже в наши дни.(Петров П. Н. История родов русского дворянства. Т.1–2, СПб, – 1886. Переизд.: М. – 1991.– 420с.; 318 с.). Он считает предков этих родов новгородцами, порвавшими с родиной по политическим соображениям на рубеже XIII-XIV вв. и выехавшими на службу к московскому князю. Предположение строится на том, что в Загородском конце Новгорода была Прусская улица, с которой начиналась дорога на Псков. Ее жители традиционно поддерживали оппозицию против новгородской аристократии и назывались «пруссами». «К чему же нам искать чужих пруссов?…» – спрашивает Петров П.Н., призывая «рассеять мрак сказочных вымыслов, принимавшихся до сих пор за истину и желавших во что бы то ни стало навязать роду Романовых нерусское происхождение».

    Таблица 1.

    Генеалогические корни рода Романовых (XII – XIVвв.) даны в трактовке Петрова П.Н. (Петров П. Н. История родов русского двлорянства. Т. 1–2, – СПб, – 1886. Переизд.: М. – 1991.– 420с.; 318 с.).
    1 Ратша (Радша, христианское имя Стефан) – легендарный основоположник многих дворянских родов России: Шереметевых, Колычевых, Неплюевых, Кобылиных и т.д. Выходец «из прусс», по мнению Петрова П. Н. новгородец, слуга Всеволода Ольговича, а может и Мстислава Великого; по другой версии сербского происхождения
    2 Якун (христианское имя Михаил), посадник новгородский, умер в монашестве с именем Митрофана в 1206 году
    3 Алекса (христианское имя Горислав), в монашестве Варлаам св. Хутынский, умер в 1215 году или в 1243 году.
    4 Гавриил, герой Невской битвы 1240 года, умер в 1241 году
    5 Иван – христианское имя, в родословной Пушкиных – Иван Морхиня. По версии Петрова П.Н. до крещения звался Гланд Камбила Дивонович, перешел «из прусс» в ХІІІ в., общепринятый родоначальник Романовых.;
    6 Этого Андрея Петров П. Н. считает Андреем Ивановичем Кобылой, пять сыновей которого стали основоположниками 17 родов российского дворянства, в числе которых – Романовы.
    7 Григорий Александрович Пушка – основоположник рода Пушкиных, упоминается под 1380 годом. От него ветвь именовалась Пушкиными.
    8 Анастасия Романова – первая жена Ивана IV, мать последнего царя Рюриковича – Федора Ивановича, через нее устанавливается генеалогическое родство династий Рюриковичей с Романовыми и Пушкиными.
    9 Федор Никитич Романов (род. между 1554-1560, ум. 1663) с 1587 г. – боярин, с 1601 г. – пострижен в монахи с именем Филарет, патриарх с 1619 г. Отец первого царя новой династии.
    10 Михаил Федорович Романов – основоположник новой династии, избран на царствие в 1613 году Земским собором. Династия Романовых занимала российский престол до революции 1917 года.
    11 Алексей Михайлович – царь (1645-1676 гг.).
    12 Мария Алексеевна Пушкина вышла замуж за Осипа (Абрама) Петровича Ганнибала, их дочь Надежда Осиповна – мать великого русского поэта. Через нее – пересечение родов Пушкиных и Ганнибалов.

    Не отбрасывая традиционно признаваемого родоначальника Романовых в лице Андрея Ивановича, но развивая мысль о новгородском происхождении «выезжих из прус», Петров П.Н. считает, что Андрей Иванович Кобыла является внуком новгородца Иакинфа Великого и имеет отношение к роду Ратши (Ратша – уменьшительное от Ратислава. (см. табл. 2).
    В летописи он упоминается под 1146 г. в ряду других новгородцев на стороне Всеволода Ольговича (зятя Мстислава, великого киевского князя 1125-32 гг.). При этом из схемы исчезает Гланд Камбила Дивонович–традиционный родоначальник, «выходец из прус», а до середины XII в. прослеживаются новгородские корни Андрея Кобылы, который, как уже было сказано выше, считается первым документально известным предком Романовых.
    Становление царствующего с начала XVII в. рода и выделение правящей ветви представляется в виде цепочки Кобылины – Кошкины – Захарьины – Юрьевы – Романовы (см. табл. 3), отражающей трансформацию родового прозвания в фамилию. Возвышение рода относится ко второй трети XVI в. и связано с женитьбой Ивана IV на дочери Романа Юрьевича Захарьина – Анастасии. (см. табл. 4. В то время это была единственная нетитулованная фамилия, удержавшаяся в первых рядах старомосковского боярства в потоке новых титулованных слуг, нахлынувших к государеву Двору во второй половине XV в. – начале XVI в. (князья Шуйские, Воротынские, Мстиславские, Трубецкие).
    Родоначальником ветви Романовых был третий сын Романа Юрьевича За-харьина – Никита Романович (ум. 1586 г.), родной брат царицы Анастасии. Его потомки уже именовались Романовыми. Никита Романович – московский боярин с 1562 года, активный участник Ливонской войны и дипломатических переговоров, после смерти Ивана IV возглавлял регентский совет (до конца 1584 г.).Один из немногих московских бояр XVI в., оставивших по себе добрую память в народе: имя сохранила народная былина, изображающая его добродушным посредником между народом и грозным царем Иваном.
    Из шести сыновей Никиты Романовича особенно выдавался старший – Федор Никитич (в последствии – патриарх Филарет, негласный соправитель первого российского царя рода Романовых) и Иван Никитич, который входил в состав Семибоярщины. Популярность Романовых, приобретенная их личными качествами, усилилась от гонений, которым они подверглись со стороны Бориса Годунова, видевшего в их лице потенциальных соперников в борьбе за царский престол.

    Таблица 2 и 3.

    Избрание на царство Михаила Романова. Приход к власти новой династии

    В октябре 1612 г. в результате успешных действий второго ополчения под командованием князя Пожарского и купца Минина Москва была освобождена от поляков. Создано Временное правительство и объявлено о выборах в Земский собор, созыв которого планировался на начало 1613 года. На повестке дня был один, но крайне наболевший вопрос – выборы новой династии. Из иноземных королевских домов единогласно решили не выбирать, а по поводу отечественных кандидатов единства не было. В числе знатных кандидатов на престол (князей Голицына, Мстиславского, Пожарского, Трубецкого) был и 16-летний Михаил Романов из давнего боярского, но нетитулованного рода. Сам по себе он имел мало шансов на победу, но на его кандидатуре сошлись интересы дворянства и казачества, игравшего определенную роль в период Смуты. Бояре надеялись на его неопытность и предполагали сохранить свои политические позиции, укрепившиеся за годы Семибоярщины. На руку было и политическое прошлое рода Романовых, о чем говорилось выше. Хотели выбрать не способнейшего, а удобнейшего. Среди народа активно велась агитация в пользу Михаила., что также сыграло не последнюю роль в его утверждении на престоле. Окончательное решение было принято 21 февраля 1613 года. Михаил был выбран Собором, утвержден «всей землей». Исход дела решила записка неизвестного атамана, заявившего, что Михаил Романов стоит ближе всех по родству к прежней династии и может считаться «природным» русским царем.
    Таким образом в его лице было восстановлено самодержавие легитимного характера (по праву рождения). Были утрачены возможности альтернативного политического развития России, заложенные в период Смуты, вернее, в оформившейся тогда традиции выборности (а значит и сменяемости) монархов.
    За спиной царя Михаила на протяжении 14 лет стоял его отец – Федор Никитич, больше известный под именем Филарета, патриарха русской церкви (официально с 1619 г.). Случай уникальный не только в российской истории: сын занимает высший государственный пост, отец – высший церковный. Вряд ли это случайное совпадение. На размышления о роли рода Романовых в период Смуты наводят некоторые интересные факты. Например, известно, что Григорий Отрепьев, появившийся на российском престоле под именем Лжедмитрия I, до ссылки в монастырь был холопом Романовых, и он же, став самозванным царем, вернул Филарета из сылки, возвел в сан митрополита. Лжедмитрий II, в Тушинской ставке которого находился Филарет, произвел его в патриархи. Но как бы там ни было, в начале XVII в. в России утвердилась новая династия, вместе с которой государство функционировало более трехсот лет, переживая взлеты и падения.

    Таблицы 4 и 5.

    Династические браки Романовых, их роль в российской истории

    В течение XVIII в. интенсивно устанавливались генеалогические связи дома Романовых с другими династиями, которые расширились до такой степени, что, образно говоря, собственно Романовы растворились в них. Эти связи формировались, главным образом, через систему династических браков, утвердившихся в России со времени Петра I. (см. табл. 7-9). Традиция равнородных браков в условиях династических кризисов, столь характерных для России в 20-60-е годы XVIII в., вела к передаче российского престола в руки другой династии, представитель которой выступал от имени пресекшейся династии Романовых (в мужском потомстве – после смерти в 1730 г. Петра II).
    В течение XVIII в. переход от одной династии к другой осуществлялся как по линии Ивана V – к представителям Мекленбургской и Брауншвейгской династий (см. табл.6), так и по линии Петра I – к членам Голштейн-Готторпской династии (см табл 6) , потомки которой и занимали российский престол от имени Романовых от Петра III до Николая II (см. табл. 5). Голштейн-Готторпская династия, в свою очередь, являлась младшей ветвью датской династии Ольденбургов. В XIX в. традиция династических браков продолжалась, генеалогические связи множились (см. табл. 9), порождая стремление «спрятать» иноземные корни первых Романовых, столь традиционные для Российского централизованного государства и обременительные для второй половины XVIII – XIX вв. Политическая необходимость подчеркнуть славянские корни правящей династии нашла свое отражение в трактовке Петрова П.Н.

    Таблица 6.

    Таблица 7.

    Иван V находился на российском престоле 14 лет (1682-96 гг.) совместно с Петром I (1682-1726), первоначально при регенстве своей старшей сестры Софьи (1682-89 гг.). Активного участия в управлении страной не принимал, потомков мужского рода не имел, его две дочери (Анна и Екатерина) были выданы замуж, исходя из государственных интересов России начала XVIII века (см. таблицу 6). В условиях династического кризиса 1730 года, когда пресеклось мужское потомство линии Петра I, на российском престоле утвердились потомки Ивана V: дочь – Анна Иоанновна (1730-40 гг.), правнук Иван VI (1740-41 гг.) при регенстве матери Анны Леопольдовны, в лице которых на российском престоле фактически оказались представители Брауншвейгской династии. Переворот 1741 года вернул трон в руки потомков Петра I. Однако, не имея прямых наследников, Елизавета Петровна передала российский престол своему племяннику Петру III, по отцу принадлежащему к Голштейн-Готторпской династии. Династия Ольденбургов (через Голштейн-Готторпскую ветвь) соединяется с домом Романовых в лице Петра III и его потомков.

    Таблица 8.

    1 Петр II – внук Петра I, последний представитель мужского пола из рода Романовых (по матери представитель Бланкенбургской-Вольфенбюттельской династии).

    2 Павел I и его потомки, правившие Россией до 1917 года, с точки зрения происхождения к роду Романовых не принадлежали (Павел I – по отцу представитель Голштейн-Готторпской, по матери – Ангальт-Цербтской династий).

    Таблица 9.

    1 У Павла I было семь детей, из них: Анна – жена принца Вильгельма, в последствии короля Нидерландского (1840-49 гг.); Екатерина - с 1809 года жена принца
    Георга Ольденбургского, с 1816 г. в браке с принцем Вильгельмом Вюртембургским, позднее ставшим королем; Александра – первый брак с Густавом IV шведским королем (до 1796 г.), второй брак – с 1799 г. с эрцгерцогом Иосифом, палан-тином венгерским.
    2 Дочери Николая I: Мария – с 1839 года супруга Максимилиана, герцога Лейтенбергкого; Ольга – с 1846 года супруга Вюртембергского наследного принца, затем – короля Карла I.
    3 Другие дети Александра II: Мария – с 1874 года в супружестве с Альфредом Альбертом, герцогом Эдинбургским, позднее герцогом Саксен-Кобург-Готским; Сергей – женат на Елизавете Федоровне, дочери герцога Гессенского; Павел – с 1889 года в супружестве с греческой королевной Александрой Георгиевной.

    27 февраля 1917 года в России произошла революция, в ходе которой было свергнуто самодержавие. 3 марта 1917 года последний российский император Николай II в военном вагончике под Могилевом, где в то время находилась Ставка, подписал отречение от престола. На этом закончилась история монархической России, которая 1 сентября 1917 года была объявлена республикой. Семья свергнутого императора была арестована и выслана в Екатеринбург, а летом 1918 года, когда создалась угроза захвата города армией А.В.Колчака, расстреляна по приказу большевиков. Вместе с императором был ликвидирован его наследник – несовершеннолетний сын Алексей. Младший брат Михаил Александрович, наследник второго круга, в пользу которого Николай ІІ отрекся от престола, был убит на несколько дней раньше под Пермью. На этом история рода Романовых должна бы закончиться. Однако, исключая всякие легенды и версии, достоверно можно сказать, что этот род не угас. Уцелела боковая, по отношению к последним императорам, ветвь – потомки Александра II (см. таблицу 9, продолжение). Великий князь Кирилл Владимирович (1876 – 1938 гг.) в порядке престолонаследия был следующим после Михаила Александровича, младшего брата последнего императора. В 1922 году, после завершения гражданской войны в России и окончательного подтверждения сведений о гибели всей императорской семьи, Кирилл Владимирович объявил себя Блюстителем престола, а в 1924 году принял титул императора Всероссийского, Главы российского императорского дома за рубежом. Его семилетний сын Владимир Кириллович был провозглашен наследником престола с титулом Великий Князь Наследник Цесаревич. Он наследовал отцу в 1938 г. и был Главой российского императорского дома за рубежом до своей смерти в 1992 г. (см. таблицу 9, продолжение.) Похоронен 29 мая 1992 г. под сводами собора Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Главой Российского императорского Дома (за рубежом) стала его дочь Мария Владимировна.

    Милевич С.В. - Методическое пособие по изучению курса генеалогии. Одесса, 2000.