Психология

Пьета оплакивание христа. Божественный Микеланджело

Это самая известная и самая узнаваемая в мире скульптура на религиозную тему. Микеланджело изваял этот шедевр, когда ему было 24 года. Это единственная скульптура, на которой он нанес свое имя. Своей красотой она на всех производит неизгладимое впечатление.

Микеланджело родился в Капрезе в 1475 году, а вырос и получил образование во Флоренции под покровительством семьи Медичи. Его всемирно известные работы – «Пьета » Оплакивание Христа »), «Давид » и захватывающие фрески на потолке Сикстинской капеллы .

Как художник, Микеланджело был непревзойденным автором работ возвышенной красоты, которые выражают весь спектр человеческого существования. Он оставил бессмертные произведения в скульптуре, живописи, архитектуре и поэзии. Благодаря своим обширным и многогранным способностям, Микеланджело оставил неизгладимый след в мировой культуре. Ни один другой художник никогда не достигал столь высокого уровня мастерства во всех этих четырех областях художественного творчества.

Хотя фрески на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане, вероятно сегодня, самая известная из работ Микеланджело, но художник считал себя прежде всего скульптором. Микеланджело ваял скульптуры из мрамора всю свою жизнь, в то время как в других видах искусства проявил себя только в определенные периоды.

Скульптура высотой 174 см. изготовлена из каррарского мрамора. Микеланджело долго и придирчиво выбирал в карьере мраморный блок , поскольку считал, что скульптура уже живет в куске мрамора и ее нужное оттуда извлечь.

«La pieta» в переводе с итальянского языка означает сострадание или жалость, но едва ли они выражают чувства матери. У нас скульптура известна как «Оплакивание Христа».

За годы служения Христос не часто бывал со своей матерью Марией. Он проповедовал и исцелял, целиком отдавал себя свой миссии. Тем не менее, мы знаем, что любовь между матерью и сыном была постоянной и неизменной. От начала до конца, Дева Мария всегда была уверена в силах Иисуса Христа, и окружала его нежной заботой. Одной из последних мыслей Иисуса была забота о матери. В страшный день распятия Дева Мария , ее сестра и Мария-Магдалена пришли на Голгофу. Христос увидел их и обратился к своему ученику, чтобы тот заботился о матери.

{mp4}Pieta-Michelangelo{/mp4}

Мы можем представить себе муки матери от того, что ее сын страдает от этой жестокой и позорной смерти. Он жил и делал добро, а теперь он умирает, как невинная жертва.

Мы можем представить себе, что после снятия с креста все отошли, что бы оставить на минуту мать и сына наедине. Именно эту минуту и изобразил великий Микеланджело в скульптуре «Пьета».

Идут года, Мария снова держит его на коленях, так же как и тогда, когда он был младенцем. Вся материнская нежность, которая накопилась в ее сердце, теперь переполнилась. Если иногда она чувствовала себя немного одиноко из-за того, что сын не нуждается в ее заботе, то в эту минуту потери Мария забывает об этом. Он до сих пор ее ребенок.

На материнских коленях лежит стройная, молодая фигура мертвого Иисуса Христа. Голова откинута назад, тело находятся в расслабленном состоянии смерти. Страдание не оставило никаких следов на лице. Раны на руках и ногах, раны на боку являются единственными признаками его распятия.

Мать, кажется, находит утешение, глядя на сына. Возможно, его смерть открыла смысл его жизни. Если это так, Мария может не огорчаться. Он закончил работу, которую суждено ему сделать, а смерть есть начало бессмертия. Так скорбь уходит. Она снова гордится сыном. Надежда, с которой Мария не расставалась с рождения Христа, исполнилась.

Скульптура «Пьета» имеет пирамидальную структуру, а вершина совпадает с головой Марии. Статуя расширяется постепенно вниз за одеждой Марии. Большая часть тела Марии скрыта ее монументальной драпировкой, и внешне представляется вполне естественным. Пропорции достаточно хорошо выполнены и тело взрослого Христа естественно, как в колыбели, лежит на коленях Марии.

Говорят, что Микеланджело был подвергнут критике за то, что изобразил Деву Марию слишком молодой, так как она, на самом деле, должна быть около 45-50 лет, когда умер Иисус. Микеланджело ответил, что он сделал это намеренно, поскольку время не может испортить девственную свежесть этой самой благословенной женщины. Он также сказал, что думал о лице своей матери. Ему было всего пять лет, когда она умерла: лицо матери является символом вечной молодости.

{mp4}Pieta-Ave_Maria{/mp4}

Микеланджело безмерно гордился своим шедевром, когда в 1499 году скульптура была выставлена на всеобщее обозрение. К его ужасу, он услышал, как группа людей приписывает работу другому скульптору. Он вспылил и, прокравшись в церковь, когда его никто не видел, высек на поясе, который пересекает грудь Марии следующие слова: «MICHAELAGELUS BONAROTUS FLORENTIN FACIEBA» ("Микеланджело Буонарроти флорентинец сделал это" ). Позже он пожалел о своей вспышке гордости и поклялся никогда не подписать другие работы.

В последующие 500 лет скульптура неоднократно передвигалась с места на место. Не обошлось без повреждений.

В 1736 году восстановлены 4 пальца на левой руке Марии, которые были отколоты во время перемещения.

В 60-х годах двадцатого века было проведено рентгеновское исследование скульптуры и оказалось, что левая рука Девы Марии была отколота и искусно прикреплена обратно, где-то в 17-18 веке. Никаких упоминаний об этом и автора этой работы найти не удалось.

Но самый большой урон нанесен скульптуре в 1972 году. В церковный праздник 21 мая психически ненормальный геолог Ласло Тот перепрыгнул через перила и нанес 15 ударов молотком по скульптуре. Была сломана левая рука, при падении которой сломались пальцы. Нанесены повреждения голове, векам, шее, одежде. Был сколот нос. Ласло Тот утверждал, что он есть Иисус Христос, и что Мария не может смотреть на все, как и его мать. Более 50 осколков удалось собрать, несколько осколков вернули зрители, которые оказались в это время на месте преступления. Несколько осколков найти не удалось. Их восстановили из кусков, вырезанных из незаметных мест.

{mp4}The_attack_Pieta{/mp4}

После нападения скульптура «Пьета» Микеланджело Буонарроти была кропотливо восстановлена и возвращена на свое место в соборе Святого Петра в Ватикане, и в настоящее время она защищена пуленепробиваемым акриловым стеклом.

Копию скульптуры из мрамора «Пьета» Микеланджело Буонарроти можно заказать в нашей компании – Stone2art Group . Эта реплика скульптуры из мрамора «Оплакивание Христа» десятилетия будет привносить в Вашу жизнь, Ваших детей и внуков жизнеутверждающие каноны, и нести божественное вдохновение в дела всей Вашей семьи.

Купить копию скульптуры из мрамора можно в нашей компании – «Stone2art Group» . В разделе "Наши товары" можно ознакомиться с другими скульптурами и статуями .

Дополнительная информация:
Статья:"Скульптура Италии XVI века"

Все по-настоящему ценное - ценно во все времена! (с) Stone2art Group

(в камне или на холсте), представляющее собой картинуе, на которой запечатлены Христос и оплакивающая его Богородица, называется пьета. Микеланджело было не больше 25 лет, когда он завершил свое творение, ставшее совершенным примером иконографии в скульптуре. Нельзя точно сказать, когда именно была задумана и когда закончена скульптура, но многие источники истории изобразительного искусства ссылаются на период с 1497 по 1501 год.

Пьета Микеланджело восхищает божественным смирением в скорби Марии перед самой тяжелой утратой. На лице Богоматери нет ни тени отчаянья, отразившаяся на прекрасном лице спокойная, тихая печаль ее всепрощяющей души озаряет образ ореолом святости. Христос выглядит так, будто он лишь заснул после тяжелого пешего путешествия, и его безмятежный сон вот-вот прервется от ласкового прикосновения ее рук.

Восхитительная пьета Микеланджело создана таким образом,

что любой из видящих ее чувствует в своем сердце близость осознания, происходящего в Марии. И происходит это, несмотря на сотни лет, восставшие между человеком, лицезреющим скульптуру, и ее зарождением в воображении мастера. Такого эффекта автор достиг при помощи своего терпения, таланта и решения о том, чтобы уединить Христа и Марию, тем самым избавив композицию от второстепенных, а потому лишних фигур. Этим приемом пьета Микеланджело отличается от пьет многих художников 15 века, изображавших на своих картинах Богоматерь и Христа в окружении прочих персонажей. Но среди известных художников есть те, которые при создании пьеты, как и Микеланджело Буонарроти, руководствовались идеей уединения, идеей двухфигурной композиции. Если взять во внимание тот факт, что Микеланджело первым среди других признанных гениев прославил такой тип пьеты, то можно утверждать, что великий скульптор стал родоначальником субтечения в изобразительном искусстве тех времен.

В современном мире существует много копий пьеты Микеланджело, а оригинал хранится на территории государства Ватикан в писал, что скульптор случайно услышал спор между людьми о том, кто же является подлинным автором этого творения.

Ситуация закончилась тем, что скульптура "Оплакивание Христа" стала единственной подписанной работой Микеланджело.

Пьета "Ронданини", начатая через 55 лет после первой, была последней его работой. Незаконченная, она стала для Микеланджело отпечатком его смерти. При всей грубости линий этого незавершенного произведения, рассматривая позу фигур, можно ощутить эмоциональный надрыв и отчаянье Богоматери. Такое решение Микеланджело резко контрастирует со спокойствием его первой пьеты. Как символично эти две скульптуры олицетворяют молодость и увядание: вечно молодая и не ведающая горя Богородица в первой пьете и обезумевшая от немого отчаянья мать, пытающаяся поднять своего ребенка, во второй. Безусловно, Микеланджело - выдающийся скульптор всех времен, даже в его незавершенной скульптуре чувствуется мощь, одухотворяющая душу любого православного человека. Статуи Микеланджело Буонарроти - это великие образцы скульптурного творчества, возвышенные и проникновенные, они покоряют сердца тех, кто ценит прекрасное.

Собор Святого Петра в Ватикане богат шедеврами: Папы не скупились, приглашая для его украшения лучших мастеров своего времени. Посещать Базилику , в рамках организованного тура или , где рассказывается в том числе и как получить полноценный аудиогид дешевле, чем в Соборе. В противном случае Вы рискуете упустить львиную долю впечатлений: каждый квадратный метр Базилики преисполнен символизма, а каждая из статуй в нем имеет свою, необычную и чрезвычайно интересную историю. Но даже среди этого обилия шедевров Пьета Микеланджело занимает особое место.

«Вы говорите только слова, он же говорит вещи», – так отзывались вдумчивые современники о поэзии Микеланджело. Эта простая формулировка как нельзя лучше характеризует и все его скульптурные, живописные и архитектурные работы: их форма совершенна, а содержание – неисчерпаемо. Такова и пьета Микеланджело: глыбу холодного каррарского мрамора резец мастера сумел превратить в бессмертный одухотворенный образ испепеляющего одиночества. Одиночества, знакомого только матери, потерявшей сына…

Пьета: происхождение

Пьета (Pietà) в переводе с итальянского – это «жалость, милосердие, сочувствие, сострадание», пьета в изобразительном искусстве – иконографическая (не повествовательная) сцена оплакивания Христа девой Марией. Откуда взялась эта сцена, если ни в канонических, ни даже в апокрифических Евангелиях о ней не упоминается?

Пьета Микеланджело - оплакивание Христа девой Марией

Дело в том, что в германских землях, начиная с XIV-XV вв., было широко распространено почитание 7 скорбей Девы Марии (цифры разнились: могло быть и 5 по числу ран Христа, и 9, и 15, и даже 21 скорбь): при словах Симеона о будущих страданиях; при бегстве в Египет; скорбь в течение трех дней исчезновения Иисуса во время путешествия в Иерусалим; во время Крестного пути; при Распятии; при снятии с Креста; при погребении. День Воспоминания Горечи и Скорби Благословенной Девы Марии был приурочен к Страстной Пятнице. Много позднее, уже в 1727 году, католическая церковь утвердила праздник Семи Скорбей – 15 сентября.

В качестве своеобразного символа скорби и одновременно утешения для верующих во время религиозных шествий и церемоний на Страстную Пятницу использовались деревянные или глиняные скульптуры (нем. Vesperbilder), изображающие в том числе и Богородицу, держащую на коленях тело Иисуса.

Во второй половине XV века сюжеты готической скульптуры сначала привлекли внимание пытливых мастеров Ломбардии и Феррары, позже в переосмысленных вариантах став своеобразной «подпиткой» для творческого мышления и художников, и скульпторов, работавших по всей Италии. Так, широко известны картины «Оплакивание Христа» Перуджино (около 1493-94 гг.) и «Пьета» Боттичелли (1495 г.), центральное композиционное решение которой практически соответствует пьете Микеланджело, созданной несколькими годами позднее.

История создания

Без сомнения, Микеланджело был знаком и с полотнами Перуджино и Боттичелли, считавшихся в конце XV в. лучшими художниками Италии, и со множеством иных каноничных и не каноничных изображений сцены оплакивания Христа. Однако выбор был сделан в пользу не крестообразной (как у Перуджино), а конической композиции пьеты (как у Боттичелли, но без второстепенных фигур).

Только так, по мысли Микеланджело, эта сцена смогла бы обрести внутреннюю динамику (что особенно заметно по складкам одежды Девы Марии и жесту ее левой руки) и объединить две фигуры в одно целое.

Глубина трагедии "читается" в опущенной голове и самой позе Богоматери

Заказчиком пьеты выступил кардинал Жан Билэр де Лагрола, посол французского короля Карла VIII при дворе папы Александра VI Борджиа. Скульптурная группа должна была украсить капеллу Святой Петрониллы (капеллу короля Франции) в соборе Святого Петра в Риме. Доверить такой серьезный заказ 23-летнему скульптору стало возможным благодаря посредничеству Якопо Галли, влиятельному римскому банкиру, другу и покровителю Микеланджело.

Контракт был подписан 26 августа 1498 г., когда уже был выбран мрамор, за которым скульптор по обыкновению сам отправился в Каррару, созданы эскизы и наняты помощники. На всю работу стоимостью 450 золотых дукатов (по тем временам целое состояние) отводился год; при этом Галли ручался, что пьета Микеланджело станет «самым красивым творением из мрамора во всем Риме».

Мастер сдержал слово: в 1499 г. скульптурная группа, равных которой нет и по сей день, была готова. Ее размеры – 174×195×69 см. Пьедестал для пьеты был изготовлен Франческо Борромини в 1626 г.

Анатомические реалии пьеты Микеланджело

Согласно готическим и раннеренессансным канонам, Богоматерь в сцене оплакивания изображалась либо в виде безмятежной девушки, либо – пожилой матроны, убитой горем. Микеланджело остановил свой выбор на изображении молодой женщины, во внешней сдержанности которой легко угадывается бездонная глубина охватившего ее отчаяния и ужас безмерной скорби.

Прижизненный биограф Микеланджело Асканио Кондиви в духе своего времени полагал, что мастер этим хотел подчеркнуть, что «целомудрие, святость и неподкупность способны сохранить молодость». Ряд современных исследователей считает, что Микеланджело стремился таким образом передать свою бесконечную тоску по рано умершей матери.

Но, скорее всего, он руководствовался иным соображением, достойным человека, основавшего еще в 1492 г. анатомическую школу при монастыре Санто-Спирито во Флоренции: скорбь на гладком юном лице выглядит гораздо более выразительной, чем на лице, испещренном морщинами – от возраста, страстей или от жизненных тягот.

И вместе с тем лицо Богоматери не искажено от горя: глубину трагедии намного сильнее передают ее опущенная голова, жесты, сама ее поза – поза женщины, еще стремящейся защитить сына, еще прижимающей его к себе, но уже понимающей, что в этом мире защита ему не понадобится.

Скульптуру Пьеты защищает пуленепробиваемое стекло

Без анатомических штудий Микеланджело не удалось бы настолько правдоподобно изобразить и тело Христа. Его тяжесть, вид и положение начинающих коченеть конечностей, лицо, на котором отразились пережитые страдания (что подчеркивает и игра светотени от складок одежд Богородицы) – все это показывает, что человек, лежащий на коленях у матери, действительно не имеет никаких признаков жизни.

Такой виртуозный натурализм придает скульптуре дополнительную динамику движения матери к сыну, непосильным грузом лежащим у нее на коленях. При этом, чтобы сохранить равновесие композиции, мастеру пришлось поступиться естественными пропорциями тел: ученые подсчитали, что если бы фигуры выпрямились, то рост Иисуса составил бы 175 см, а рост Марии – 204 см.

Декабрь 1, 2018

В соборе Святого Петра в Ватикане хранится одно из величайших скульптурных произведений, сделанных когда-либо рукой человека. Пьета Микеланджело бесспорно относится к выдающимся примерам искусства эпохи Возрождения. А по силе эмоционального воздействия она до сих пор не имеет себе равных! Характерно, что ни одна из множественных копий, которые можно увидеть в разных католических соборах мира, не способна передать даже малой доли подобных чувств.


Скульптура изображает скорбящий образ девы Марии, удерживающей на своих коленях безжизненное тело Иисуса, только что снятого с креста. Подобный сюжет, кстати, не подтвержденный ни в одном тексте Евангелия, использовался, тем не менее, довольно-таки часто в католической иконографии того времени и отражал, главным образом, случившуюся трагедию. Интерпретация Микеланджело Буонарроти, воплощенная в мраморе, представляет собой религиозное видение смерти через спокойный и умиротворенный облик Божьего сына. Она впервые в истории искусства уравновешивает натурализм обнаженного тела с идеалами классической красоты эпохи Возрождения, что стало беспрецедентным в итальянской скульптуре.

Пьета Микеладжело появилась во время первого пребывания Буонаротти в Риме, куда он приехал в конце июня 1496 года по приглашению римского аристократа и банкира Яколо Галли. Являясь посредником и гарантом в различных комитетах, связанных с группой кардиналов, Галли предложил начинающему талантливому зодчему ряд заказов. Одно из предложений поступило от кардинала Жана Билереса де Лаграуласа, служившего послом короля Франции Карла VIII при Святом Престоле. Священнослужитель пожелал изготовить достойный своей персоны надгробный памятник.

Получив первоначальный авансовый платеж за заказ, в марте 1498 года Микеланджело отправился в один из карьеров горы Альтиссимо в Апуанских Альпах, чтобы лично выбрать в каменоломнях Каррары мраморный блок для будущей статуи. Материал из этих мест, отличавшийся особой белой чистотой и мелкой зернистостью горной породы, более всего подходил для изготовления деликатных скульптурных произведений. Пьета Микеланджело была завершена в 1499г. (по другим источникам – в 1500г.), т.е. когда мастеру было всего лишь около 25 лет.

Pieta — Скорбь


Скульптурное надгробие кардинала, изготовленное из цельного куска белого каррарского мрамора высотой в 174 см и массой более двух с половиной тонн, вызвало всеобщее восхищение у именитых современников. Они оценили работу начинающего мастера как величайшее произведение искусства. Тем не менее, вскоре после установки Пьеты, Микеланджело стал случайным свидетелем разговора нескольких приехавших в Рим из Ломбардии художников, приписывавших авторство памятника скульптору из Милана Кристофоро Солари. Юноша заперся на ночь в храме и подписал статую.

Подпись, высеченная Микеланджело

Надпись, которая гласит: «Микеланджело Буонарроти флорентиец сделал», можно отчетливо видеть на перевязи, лежащей поверх мантии Богородицы. Эта скульптура – единственная, которую мастер когда-либо подписывал. По свидетельству итальянского художника и писателя Джорджо Вазари, впоследствии Микеланджело сожалел об этом своем порыве гордости и поклялся больше никогда не подписывать свои работы.

Изначально Пьета Микеланджело, как это и было согласовано в договоре, украсила надгробие в южном трансепте старой церкви Санта Петронилла, которую кардинал избрал в качестве своей погребальной часовни. Так как эта часовня была разрушена архитектором Донато Браманте в ходе начавшегося в 1506г строительства нового собора Святого Петра, Пьета Микеланджело до 1517 года временно заняла свое место в ризнице часовни Санта Мария делла Феббре, располагавшейся рядом со старой базиликой. В1568г. скульптурную группу поместили на алтарь Санта Симона и Иуды в старом Сикстинском хоре базилики Святого Петра. После завершения всех работ, в ноябре 1626 г.– ее переместили в новый хор. При этом потребовалось сделать новое основание для статуи. Его изготовил Франческо Борромини. Текущее местоположение – в первой капелле от входа в правом нефе – Пьета Микеланджело заняла в 1749 году.

Фотографическое изображение статуи начала прошлого века

Многочисленные перемещения не самым лучшим образом отразились на состоянии скульптуры. Четыре пальца на левой руке Девы Марии, сломанные во время движения, были восстановлены в 1736 году Джузеппе Лириони. Эта первая серьезная реставрация впоследствии вызвала неоднозначные мнения у многих ученых относительно того, насколько Джузеппе в своей работе позволил определенные вольности, чтобы сделать жест Богородицы более риторическим.

Фрагмент статуи

Тем не менее, рентгеновский анализ Пьеты Микеланджело, проведенный в ходе подготовки скульптуры для ее показа в павильоне Ватикана на Всемирной выставке 1964 года в Нью-Йорке, не выявил никаких критических уязвимостей. И это лишний раз явилось свидетельством того, насколько тщательно мастер отнесся к выбору мраморного блока.

Показ скульптуры в павильоне Ватикана на Всемирной выставке в Нью-Йорке. 1964 год

В 1972 году Пьета Микеланджело подверглась беспрецедентному акту вандализма. 21 мая душевнобольной Ласло Тот, родом из Венгрии, несколькими ударами скального молотка, сильно повредил статую, отбив левую руку и практически уничтожив скорбное обличие Мадонны.





Разбросанные вокруг скульптуры отбитые фрагменты немедленно подбирались столпившимися зеваками в качестве бесплатных сувениров. Многие из них впоследствии были возвращены – посылки приходили даже из Америки.

Это интересно!

Некоторые довольно авторитетные культурологи высказывались против восстановления изуродованной статуи, предлагая оставить ее в таком виде в назидание последующим поколениям в качестве невинной жертвы. Черту под разногласиями подвел Деоклечио Редиж де Кампос, назначенный руководителем реставрационных работ, заявив, что «Пьета Микеланджело черпает свою выразительную силу от духовной чистоты, воплощенной в мраморе. И даже простая царапина на ней беспокоит более, чем отсутствие рук Венеры Милосской».


Длившиеся девять месяцев восстановительные работы были практически завершены к концу 1972 года. 21 декабря папа Павел VI помолился перед статуей и поблагодарил всех людей, которые сделали это чудо. Помещенная за пуленепробиваемым стеклом, Пьета Микеланджело была возвращена верующим 25 марта 1973 года.

Недавно перечитывала Уолтера Патера. В его эссе о поэзии Микеланджело нашла строки, которые воскресили в памяти образ «Пьеты Ронданини»: «Вся его надежда основана на сознании неведения - неведения человека, неведения природы духа, его происхождения и его способностей <…> Он поэт всей этой области чувств, - поэт, и поныне живо приковывающий наши задушевные мысли - немые вопросы о посмертном переходе в бесформенное состояние, предшествовавшее жизни; о перемене, о возмущении против этой перемены; далее о смягчающем, светлом порыве жалости; наконец, вдали неопределенный, смутный, но не более смутный, чем самые определенные мысли человечества за три столетия о предмете, столь близком его сердцу, о новом теле - неверный свет, неуловимый, внешний эффект на слишком неподвижных или слишком бесформенных лицах; греза расплывающаяся в мерцании утра, неверная, бесцельная, беспомощная; слабость слуха, памяти, осязания, дыхания, огонек на пороге двери, перышко в вихре». (У.Патер. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. М., 2006. С. 127-128.):

Последнее произведение Микеланджело находится сейчас в замке Сфорцеско в Милане. В наш первый приезд в Милан «Пьета Ронданини» была на реставрации. Когда мы оказались в Милане снова, то до последнего мига не верилось, что мы ее увидим. Она сияла белизной, оторваться от созерцания этой тающей скульптурной группы было очень трудно. Только на снимке я разглядела, что ее постамент – это кусок античного надгробия, рядом с «Пьетой Ронданини» ты устремляешь взгляд только ввысь:

Как и в других работах Микеланджело образ возникает в единстве проработанного и незавершенного:

Но характер незавершенности «Пьеты Ронданини» совершенно иной, нежели в скульптурах гробницы Медичи. Незаконченность последней работы – это невозможность сказать телесным языком скульптуры то, что думал мастер. Создание произведения здесь превращается в процесс его разрушения.

О «Пьете Ронданини» прекрасно написал В.Н.Лазарев: «Над этой вещью, начатой около 1552 года, мастер еще работал за шесть дней до смерти. Группа осталась незаконченной, но и в том фрагментарном состоянии, в котором она до нас дошла, „Пьета Ронданини" оставляет незабываемое впечатление.
Поначалу Микеланджело принялся обрабатывать глыбу для композиции иного типа, зафиксированной на одном рисунке в Оксфорде. Это должно было быть „Положение во гроб"; мертвого Христа поддерживали сначала две фигуры, а затем одна <…> Но затем, почти десять лет спустя, он вновь вернулся к работе над группой, подвергнув ее весьма существенным изменениям. Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов.
Все эти изменения оставили свой след на поверхности камня: голова Христа изваяна из правого плеча Марии, рука Христа - из правой части фигуры богоматери и ее бедра; первоначальное левое плечо Христа и левый край его торса были использованы в дальнейшем как материал для его левой руки и для левой руки Марии; наконец, голове Марии придано более прямое положение, почти параллельное наклону головы Христа. Все эти изменения привели к тому, что „Положение во гроб" уступило место «Оплакиванию Христа» <…>:

«Пьета Ронданини» - одно из самых трагичных по своему замыслу произведений Микеланджело. В нем великий мастер как бы прощается с жизнью. Безмерна степень того отчаяния, которое воплощено в этих двух одиноких фигурах, затерянных в огромном мире. Мать прижимается к мертвому телу сына, не будучи в силах с ним расстаться. Она не плачет, не кричит от страха и ужаса, не ломает руки. Ее скорбь безмолвна. В этом тончайшем по своей одухотворенности образе Микеланджело передал то, что он сам чувствовал и ощущал, - трагедию одиночества. Неустойчивые фигуры, охваченные единым, развернутым по параболе движением, приобрели необычайно вытянутые пропорции, от столь излюбленного мастером энергичного контрапоста не осталось и следа, тело стало инертным и преувеличенно хрупким. Пластическая масса, которой всегда так дорожил Микеланджело, как бы растаяла, улетучилась, испарилась, духовному началу здесь, строго говоря, уже не с чем бороться. В этой скульптурной группе художник впервые преодолевает мучительный конфликт противоборствующих сил, но ценою предельного облегчения материи, приобретающей удивительную одухотворенность <…>:

Весь пройденный им жизненный путь отныне представляется Микеланджело сплошным заблуждением. В замечательном по своим поэтическим красотам сонете он пишет:

«В утлом челне, через разбушевавшееся море, жизнь моя в своем беге достигла общей для всех гавани, где предстоит отдать отчет о злых и добрых делах. Ныне я хорошо знаю, как обременяло меня заблуждением любящее воображение, сделавшее искусство моим идолом и царем и толкавшее меня желать то, чего каждый желает. Любовные мысли, некогда суетные и радостные, что от вас осталось, когда я приближаюсь к двойной смерти? В одной я уверен, другая мне угрожает. Ни кисть, ни резец не даруют покой душе, обращенной к той божественной любви, которая простерла на кресте руки, чтобы взять нас к себе».
(В.Н.Лазарев. Старые итальянские мастера. М., 1972. С.486-487)