Интернет

Писатель борис екимов рассказы. Борис екимов - рассказы

Борис Екимов родился в городе Игарка Красноярского края в семье служащих. Работал токарем, слесарем, наладчиком, электромонтёром на заводе, строителем в Тюменской области и в Казахстане, учителем труда в сельской школе.

Премии

Произведения

  • Повесть «Короткое время бородатых» ()
  • Сборник рассказов «Родительская суббота» ()
  • Роман «Родительский дом»

Библиография

  • Девушка в красном пальто: Рассказы. - М.: Современник, 1974. - 176 с.
  • У своих: Рассказы. - Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1975. - 128 с.
  • Короткое время бородатых: Повесть. - Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1977. - 176 с.
  • Офицерша: Рассказы. - Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1978. - 192 с.
  • Последняя хата: Рассказы. - М.: Современник, 1980. - 270 с.
  • Доехала благополучно: Рассказы. - Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1980. - 286 с.
  • Ёлка для матери: Рассказы. - М.: Советская Россия, 1984. - 302 с.
  • Холюшино подворье: Рассказы и повесть. - М.: Советский писатель, 1984. - 360 с.
  • Частное расследование: Повесть. Рассказы. - Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1985. - 384 с.
  • За тёплым хлебом: Рассказы. - М.: Современник, 1986. - 396, с.
  • Ночь исцеления: Рассказы, повесть. - М.: Советский писатель, 1986. - 366, с.
  • Живая душа: Рассказы. - М.: Детская литература, 1987. - 189, с.
  • Встреча не состоится: Рассказы. - Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1988. - 269, с.
  • Родительский дом: Роман. - М.: Современник, 1988. - 270, с.
  • Солонич: Рассказы и повесть - М.: Детская литература, 1989. - 205, с.
  • Донос: Повести и рассказы. - М.: Современник, 1990. - 428 с.
  • Рассказы; Частное расследование: Повесть. - М.: Художественная литература, 1991. - 413, с.
  • Высшая мера: Повести и рассказы. - Волгоград: Волгогр. ком. по печати, 1995. - 415, с.
  • Избранное: [Повести и рассказы]. - В 2 т. - Волгоград: Ком. по печати и информ., 1998. Т. 1. - 606 с. Т. 2. - 623 с.
  • Пиночет: Повести и рассказы. - М.: Вагриус, 2000. - 410, с. - ISBN 5-264-00435-8
  • Ночь проходит: [повести, рассказы] - М.: Воскресенье, 2002. - 598, с. - ISBN 5-88528-289-7
  • Под высоким крестом: рассказы. - Волгоград: Издатель, 2008. - 605, с.
  • Не надо плакать… : [сборник рассказов и повестей] - М.: Вагриус, 2008. - 396, с. - ISBN 978-5-9697-0595-1
  • На хуторе: повествование в рассказах. - М.: Время, 2009/2010. - 463 с.
  • Прощание с колхозом: очерки разных лет. - М.: Время, 2009/2010. - 511 с. - ISBN 978-5-9691-0420-4
  • Проснётся день: рассказы. - Волгоград: Издатель, 2013. - 414, с.
  • Осень в Задонье. Повесть о земле и людях. - М.: Никея, 2016. - 400 с. - ISBN 978-5-91761-322-2

Напишите отзыв о статье "Екимов, Борис Петрович"

Литература

  • Горький ветер земли: Библиографический указатель <по Б. П. Екимову> / Волгоградская ОУНБ им. М. Горького; сост. И. С. Плюхина. - Волгоград, 1998. - 74 с.

Примечания

Ссылки

  • в «Журнальном зале »
  • в библиотеке Максима Мошкова
  • П. Зайцев. <интервью> // Российская газета, 15 мая 2008
  • Л. Сычёва. <о творчестве Б. П. Екимова> // Литературная Россия, 25 апреля 2008

Отрывок, характеризующий Екимов, Борис Петрович

– Le vicomte a ete personnellement connu de monseigneur, [Виконт был лично знаком с герцогом,] – шепнула Анна Павловна одному. – Le vicomte est un parfait conteur , – проговорила она другому. – Comme on voit l"homme de la bonne compagnie [Как сейчас виден человек хорошего общества], – сказала она третьему; и виконт был подан обществу в самом изящном и выгодном для него свете, как ростбиф на горячем блюде, посыпанный зеленью.
Виконт хотел уже начать свой рассказ и тонко улыбнулся.
– Переходите сюда, chere Helene, [милая Элен,] – сказала Анна Павловна красавице княжне, которая сидела поодаль, составляя центр другого кружка.
Княжна Элен улыбалась; она поднялась с тою же неизменяющеюся улыбкой вполне красивой женщины, с которою она вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющем и мохом, и блестя белизною плеч, глянцем волос и брильянтов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала, подошла к Анне Павловне. Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно и победительно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить действие своей красоты. Quelle belle personne! [Какая красавица!] – говорил каждый, кто ее видел.
Как будто пораженный чем то необычайным, виконт пожал плечами и о опустил глаза в то время, как она усаживалась перед ним и освещала и его всё тою же неизменною улыбкой.
– Madame, je crains pour mes moyens devant un pareil auditoire, [Я, право, опасаюсь за свои способности перед такой публикой,] сказал он, наклоняя с улыбкой голову.
Княжна облокотила свою открытую полную руку на столик и не нашла нужным что либо сказать. Она улыбаясь ждала. Во все время рассказа она сидела прямо, посматривая изредка то на свою полную красивую руку, которая от давления на стол изменила свою форму, то на еще более красивую грудь, на которой она поправляла брильянтовое ожерелье; поправляла несколько раз складки своего платья и, когда рассказ производил впечатление, оглядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины, и потом опять успокоивалась в сияющей улыбке. Вслед за Элен перешла и маленькая княгиня от чайного стола.
– Attendez moi, je vais prendre mon ouvrage, [Подождите, я возьму мою работу,] – проговорила она. – Voyons, a quoi pensez vous? – обратилась она к князю Ипполиту: – apportez moi mon ridicule. [О чем вы думаете? Принесите мой ридикюль.]
Княгиня, улыбаясь и говоря со всеми, вдруг произвела перестановку и, усевшись, весело оправилась.
– Теперь мне хорошо, – приговаривала она и, попросив начинать, принялась за работу.
Князь Ипполит перенес ей ридикюль, перешел за нею и, близко придвинув к ней кресло, сел подле нее.
Le charmant Hippolyte [Очаровательный Ипполит] поражал своим необыкновенным сходством с сестрою красавицей и еще более тем, что, несмотря на сходство, он был поразительно дурен собой. Черты его лица были те же, как и у сестры, но у той все освещалось жизнерадостною, самодовольною, молодою, неизменною улыбкой жизни и необычайною, античною красотой тела; у брата, напротив, то же лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот – все сжималось как будто в одну неопределенную и скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение.
– Ce n"est pas une histoire de revenants? [Это не история о привидениях?] – сказал он, усевшись подле княгини и торопливо пристроив к глазам свой лорнет, как будто без этого инструмента он не мог начать говорить.
– Mais non, mon cher, [Вовсе нет,] – пожимая плечами, сказал удивленный рассказчик.
– C"est que je deteste les histoires de revenants, [Дело в том, что я терпеть не могу историй о привидениях,] – сказал он таким тоном, что видно было, – он сказал эти слова, а потом уже понял, что они значили.
Из за самоуверенности, с которой он говорил, никто не мог понять, очень ли умно или очень глупо то, что он сказал. Он был в темнозеленом фраке, в панталонах цвета cuisse de nymphe effrayee, [бедра испуганной нимфы,] как он сам говорил, в чулках и башмаках.
Vicomte [Виконт] рассказал очень мило о том ходившем тогда анекдоте, что герцог Энгиенский тайно ездил в Париж для свидания с m lle George, [мадмуазель Жорж,] и что там он встретился с Бонапарте, пользовавшимся тоже милостями знаменитой актрисы, и что там, встретившись с герцогом, Наполеон случайно упал в тот обморок, которому он был подвержен, и находился во власти герцога, которой герцог не воспользовался, но что Бонапарте впоследствии за это то великодушие и отмстил смертью герцогу.
Рассказ был очень мил и интересен, особенно в том месте, где соперники вдруг узнают друг друга, и дамы, казалось, были в волнении.
– Charmant, [Очаровательно,] – сказала Анна Павловна, оглядываясь вопросительно на маленькую княгиню.
– Charmant, – прошептала маленькая княгиня, втыкая иголку в работу, как будто в знак того, что интерес и прелесть рассказа мешают ей продолжать работу.
Виконт оценил эту молчаливую похвалу и, благодарно улыбнувшись, стал продолжать; но в это время Анна Павловна, все поглядывавшая на страшного для нее молодого человека, заметила, что он что то слишком горячо и громко говорит с аббатом, и поспешила на помощь к опасному месту. Действительно, Пьеру удалось завязать с аббатом разговор о политическом равновесии, и аббат, видимо заинтересованный простодушной горячностью молодого человека, развивал перед ним свою любимую идею. Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили, и это то не понравилось Анне Павловне.
– Средство – Европейское равновесие и droit des gens [международное право], – говорил аббат. – Стоит одному могущественному государству, как Россия, прославленному за варварство, стать бескорыстно во главе союза, имеющего целью равновесие Европы, – и она спасет мир!
– Как же вы найдете такое равновесие? – начал было Пьер; но в это время подошла Анна Павловна и, строго взглянув на Пьера, спросила итальянца о том, как он переносит здешний климат. Лицо итальянца вдруг изменилось и приняло оскорбительно притворно сладкое выражение, которое, видимо, было привычно ему в разговоре с женщинами.
– Я так очарован прелестями ума и образования общества, в особенности женского, в которое я имел счастье быть принят, что не успел еще подумать о климате, – сказал он.
Не выпуская уже аббата и Пьера, Анна Павловна для удобства наблюдения присоединила их к общему кружку.

В это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини. Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживленною женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее. Он поцеловал руку Анны Павловны и, щурясь, оглядел всё общество.

Екимов Борис

Рассказы

Борис Петрович Екимов

РАССКАЗЫ

КАК РАССКАЗАТЬ...

СТАРЫЕ ЛЮДИ

ПТИЦЫ БОЖЬИ

НОЧНЫЕ БЕСЕДЫ

ЧТО СКАЖЕТ КУМ НИКОЛАЙ

ТЫСЯЧА РУБЛЕЙ В ФОНД МИРА

КАК ДЕД ПЕТРО УМИРАЛ

СТЕНЬКИН КУРГАН

ЭКСПЕРИМЕНТ

КАК РАССКАЗАТЬ...

Каждую весну, вот уже пятый год подряд, Григорий брал отпуск на десять дней и уезжал на весеннюю рыбалку, на Дон.

Он работал на заводе сварщиком-монтажником, имел жену и двоих детей, дочку и сына. Заводское начальство и домашнее к его прихоти относилось с усмешкой, но снисходительно. Так, как и должно по-человечески относиться к странной, но никому особо не мешающей блажи сорокалетнего мужика, хорошего работника и доброго семьянина.

Отпуск он брал на десять дней и всегда управлялся, не опаздывал. К сроку приезжал, привозил немного вяленой рыбы, с полсотни чехони да синьги в соли; ухитрялся даже свежей, судаков привозить, разделанных и подсоленных, ведь время уже стояло теплое. Но привозил.

Домашние уху и судачка отварного ели да похваливали. Соседи по дому завистливо глядели, когда Григорий в положенный срок вывешивал на балконе не московских пескарей, а сабельную чехонь да синца - добрую донскую рыбу, которая при хорошей вялке светится на солнце насквозь.

И сам Григорий за эту неделю здоровел, лицо и руки покрывались загаром, веселее он глядел. И жена радовалась, потому что здоровьем ее мужик похвастать не мог. Родился он в войну, отца с матерью потерял, рос в детдоме да ФЗО в голодные годы - теперь это, видно, все и отражалось.

Нынешний год, как и все прежние, Григорий с конца февраля начал внимательно телевизор глядеть, программу "Время", когда о погоде говорили. Он даже записывал температуру на особой бумажке. И в "Известиях" следил за последней страницей, где о погоде всегда подробно сообщали. Ему нужно было, чтобы Дон вскрылся, и лед пронесло, и немного потеплело.

Но в нынешний год весна припоздала. Пришел март, и апрель потянул, а все холода, холода стояли. Григорий нервничал, томился. Все уже лежало наготове: снасти, целлофановые мешки для рыбы, кое-какие харчишки, немного гостинцев для ребят знакомого, у которого Григорий всегда останавливался. Все было готово.

И наконец грянуло. На юге весна началась. Григорий купил билет, заявление написал на свои десять дней и поехал.

Поезд уходил из Москвы к вечеру, с Казанского вокзала. Летели мимо знакомые платформы Подмосковья. К вечеру приходили в озябшую Рязань. А утром за окнами лежала уже иная земля, весенняя. Весенний ветер летел над черной пашней. Оглашенно орали грачи в станционных скверах. Оранжевые трактора с красными сеялками ползли по колеям. И Григорий начал волноваться. Он усмехался, но ничего не мог с собой поделать. Чаще курил. И все думал, как он приедет, как по улице пойдет, откроет калитку. О встрече думал и невольно улыбался, хорошо ему было.

Как и всякий человек, с малых лет не знавший родни, Григорий жалел об этом. Он всегда завидовал людям, у которых кто-то был в другом городе. Он иногда мечтал, в молодости, конечно, больше, но и сейчас мечтал, а вернее, придумывал себе какую-то родню. И представлял, как он едет туда, подарки берет, приезжает. И какая радость, ведь столько не виделись, разговоров сколько... Очень ему хотелось в гости приехать, к родным. Но родных не было. А может, и были, да потерялись в войне. В детдом он попал мальчонкой и, конечно, ничего не помнил. Какая уж родня...

Но теперь, когда дети его росли и взрослели, Григорий часто думал о той поре, когда дочка и сын своими семьями заживут, в других городах. И вот тогда к ним можно будет ездить в гости. Да и у невестки, у зятя, конечно, будут родители, время-то мирное. Тогда можно и погостить. Он как-то жене рассказал, она смеялась и ругала его: "Дурной... Пусть они здесь живут, возле нас, в Москве, а ты их куда-то за тридевять земель гонишь... Тоже мне, отец..." Он спорить не стал. Но про себя все же думал, что хоть один да уедет.

И сейчас, в вагоне, когда поезд подходил к Волгограду, Григорий начинал волноваться. Он боялся опоздать. И потом, на автовокзале, нервничал: ему быстрее хотелось уехать, а не ждать здесь. Билетов на ближайший автобус не было, и он упросил шофера и ехал стоя. Отмахав тысячу верст, он не мог ждать последнего шага, каких-то пятьдесят - шестьдесят километров.

В Новом Рогачике, как раз на середине пути, много людей сходило, и тогда он сел в кресло и глядел в окно. А за окном стояла настоящая весна. Зеленело что-то в полях. И обочины начинали зеленеть. И в придорожных селеньях люди копали землю, что-то сажали, наверное картошку. И Григорий успокоился, понимая, что и нынче приехал вовремя, не опоздал.

Поселок, куда он спешил, стоял на Дону, но был невзрачным, незавидным: маленькие дома, грязные улицы, единственная нитка разбитого асфальта.

Но что поселок, что дома его...

От автобусной станции вела прямая дорога, в три квартала. Григорий быстро дошел, отворил ветхую калитку. На крылечке чемодан поставил и закурил.

Дверь была заперта на щеколду, значит, хозяйка во дворе. Григорий сел на крыльцо и курил, ожидая. Какая-то неловкость подступала, робость: как-никак, а приехал он в чужой дом.

Приехал, Гриша! Опять приехал... - наконец раздался от сарая голос. Приехал...

Григорий встал, засмеялся, глядя, как спешит к нему, торопится старая женщина в теплом платке, фуфайке.

Да вот приехал, тетя Варя... Примешь?

Такого гостя да не принять, дорогого... - голос женщины дрожал, и она начинала плакать.

Будет, тетя Варя, слезы-то лить... - успокаивал ее Григорий.

Они встречались уже который раз, пятую или шестую весну, но приладиться не могли вот в этом, первом шаге, в первые минуты встречи. Тут получалась какая-то заминка, неловкость. Обниматься им было не с руки, потому что они были совершенно чужими людьми друг для друга. И просто ручкаться - неловко, уж больно по-холодному. И потому они лишь здоровались, глядели друг на друга, говорили какие-то слова - тем и кончалась встреча. И нынче было как всегда. Постояли, тетка Варя всплакнула, Григорий курил. А дальше все шло как по писаному.

Пошли, Гриша, в хату, - сказала хозяйка. - Прямо как ждала тебя. Щей нынче хороших наварила, со свининой. Тут по соседству кабана зарезали, ну, я и взяла немного. Да столько щей наварила, одной и за неделю не поесть. Значит, господь подсказал...

За обедом шел обычный разговор. Тетка Варя расспрашивала о жене да детях; Григорий - о местных новостях да о здоровье.

Здоровье у тетки Вари получшить не могло, восьмой десяток годков она уже разменяла. И все местные новости объявились тотчас же, как только вышел Григорий в огород.

Приехало мое хорошее дите! - зашумела, и засморкалась, и заплакала соседка тетка Маня. - Ты глянь! Ты глянь, кто приехал! - кричала она своему глуховатому деду. - Ты погляди! Вот черт глухой, пока тебе дошумишься, горлу надорвешь! А мы тута,- жаловалась она Григорию,- так зиму бедовали. Попереболели все, думали, помрем. Да насилочки тепла дождалися! Хороший мой... да какой ты хороший... - снова заплакала она. - Жалеешь нас, старых дураков. Вот за что тебе такая счастья? - перекинулась она к тетке Варе.- Такого человека тебе бог подослал, золотого... Ты погляди, откель, из каких краев едет... Наши родные рядом, да не придут, не дошумишься их. Я тут семечков нажарила, на, погрызи, - угощала она щедрой горстью.

Была тетка Маня тоже стара, поговорить любила, поплакать, пожаловаться, деда поругать, поучить соседей уму-разуму - в общем, жила не скучала и другим скучатьне давала.

И из другого соседства, из-за забора, дядя Саша выглядывал. Всю зиму не стриженный, седой. Белые редкие космы его дыбом стояли, ветром раздутые. Цигарка изо рта торчала. Старик посмеивался, выказывая единственный темный зуб, шутливую гордость свою: "Кто как, а и у нас есть чем кусать".

Приехал, молодец,- сказал дядя Саша, когда Григорий к нему подошел и поздоровался. - Крючков привез? Молодец... Я тут всю зиму щук таскал. Во-от таких... - он не врал. Он был рыбаком. И лицо его, темное от зимнего ветра, за себя говорило. - А сейчас рыба пойдет. Червяк уже есть, я набрал червя. Так что давай, готовься... Сегодня и пойдем.

Пойдешь... Я тебе пойду,- умеряла его прыть жена, тучная, приземистая старуха. Она плохо ходила, обезножела. Но в нужный момент выглядывала из-за кухни. Как и сейчас. - Копай да картошку сажай. И помидоры уж добрые люди высадили. Все твои удочки поломаю. Здравствуйте, с приездом вас,- здоровалась она с Григорием. Она его всегда на "вы" называла. - Помогать приехали? Что-то было в ее голосе нехорошее. Казалось, на что-то она намекала. Ну, да господь с ней. Ведь Григорий и в самом деле приехал помогать. И в прошлом году приезжал, и в позапрошлом, и все эти годы подряд.

Шесть лет назад, таким вот весенним днем, впервые попал Григорий к тетке Варе. В ту весну приехали они вчетвером на местный судоремонтный заводик в командировку, монтировать кран. Дело уже подходило к концу, пора было к отъезду готовиться, и искали они рыбы, вяленой, готовой. Указали им на дядю Сашу, известного рыбака. К нему они и пришли. Пришли и в огороде застали. Там и разговаривали.

Борис Екимов - известный русский прозаик, мудрые произведения которого погружают читателя в знакомый до боли мир обычных житейских будней с ежедневными проблемами, вечным кризисом, постоянной борьбой и смирением.

Биография Бориса Екимова

Борис - уроженец города Игарки (Красноярский край), появился на свет в 1938 году, 19 ноября, в семье, специализировавшейся на добыче пушнины. Год спустя, после того как умер отец, семья поменяла место жительства на Иркутск, затем Алматинскую область - поселок Или, а в 1945 году поселились в городе Калач-на-Дону (Волгоградская область).

Путь в литературу у писателя начался с того времени, как мальчик научился читать. После школы юноша окончил Сталинградский механический институт, затем работал на заводе, после - служил в армии. До писательской деятельности испробовал себя в разных профессиях: электромонтер на заводе, слесарь-наладчик, строитель, учитель труда в сельской школе.

Писательский дебют

Его дебют как прозаика состоялся в 1965 году, после публикации рассказа в журнале «Молодая гвардия». «Девушка в красном пальто» (1974) - дебютная книга автора, опубликованная издательством «Современник», сразу стала заявкой на персональную нишу в литературе. Далее русская проза обогатилась книгами «Ночь исцеления», «Доехали благополучно», «У своих», «Офицерша», «Последняя хата».

В 1976 году Екимов Борис Петрович получил членство в Союзе писателей России, а три года спустя окончил Высшие литературные курсы.

Борис Екимов: рассказы о русском человеке

За весь период продолжительной литературной деятельности российский прозаик написал более двух сотен произведений, которые публиковались в таких изданиях, как «Новый мир», «Россия», «Нива Царицынская», «Знамя», «Наш современник». Больше всего читательская аудитория оценила такие произведения, как «Пастушья звезда», «Родительский дом», «За теплым хлебом», «Ночь исцеления». Писателя заслуженно считают путеводителем литературных обычаев Донского края, ведь его душевные произведения правдиво описывают каждодневную жизнь простого люда. А такая тема понятна многим, поэтому книги Екимова пользуются большой востребованностью у читательской аудитории.

В героях рассказов автора каждый человек узнает себя и свое бытие - тревожное, с перестройками, вечными кризисами, братскими войнами, разбитое на осколки. Борис Екимов аккуратно собирает эти осколки в цельную картину как свидетельство о том, что испытывал и испытывает русский человек за последние десятилетия. Особенно ярко это прослеживается в произведениях «Не надо плакать», «За теплым хлебом», «Пиночет». В 2008 году российский автор был награжден премией Солженицына с формулировкой «За боль и остроту в описании потерянного состояния российской провинции и отображение неистребимого достоинства русского народа».

Душевность в произведениях Екимова Бориса

В родном Волгограде писатель Борис Петрович Екимов является самым признанным автором. Его проза полна мудрости и спокойствия. В рассказах в цельном единстве показан мир человеческой души и природы, а отдельные и незначительные события, словно разноцветная мозаика, складываются в целые картины жизни. Внутренний мир человека Борис Екимов раскрывает через многообразные проявления природы.

Сборник «Проснется день» описывает жизненные эпизоды будней небольших городков и хуторского быта. Описываемые истории держатся на связи между стариками, взрослыми и детьми, взаимодействии человеческого сознания и окружающей действительности. Городской мальчишка шести лет от роду, прожив год на деревенских просторах, мужает, проникается любовью к еще не появившемуся на свет жеребенку и рвением к труду. Здесь дедушка везет своего внука любоваться рекой и лесом, и природа является лучшим связующим для этих представителей двух поколений. А первоклассник сильно переживает, что мама посмеялась над ним на глазах девчонки из параллельного класса. Язык Бориса Екимова не содержит заимствований и диалектизмов; автор пишет чистым русским языком, который в этом виде сохранился разве что на библиотечных полках и в школьных учебниках.

Произведения писателя переводились на несколько языков: итальянский, французский, английский, испанский, немецкий. А повесть «Пастушья звезда» обогатила

"Мое литературное открытие. Борис Екимов"

Исследовательская работа ученицы Слезкиной Юлии, руководитель: Медведева Е.Е.

Актуальность работы. Цели.

2015 год объявлен Годом литературы. Я очень рада этому событию, так как с удовольствием читаю, участвую в олимпиадах и конкурсах, делаю презентации и проекты. Надеюсь, Год литературы поможет моим ровесникам открыть для себя что-то новое.

Недавно я готовилась к конкурсу «Живая классика». Нужно было подобрать для чтения небольшое прозаическое произведение. Я взяла несколько книг и стала читать. Меня сразу привлекло одно название - «Говори, мама, говори». Повеяло чем-то родным, близким и до боли знакомым. Образ старой матери, который возник у меня при чтении, долго не отпускал меня. Такие простые, понятные строки, такие очевидные вещи так замечательно раскрыл мне автор. Я перечитала произведение несколько раз и почти запомнила наизусть. Мне захотелось больше узнать об авторе этого замечательного рассказа, о его жизни и творчестве. Приятно было прочитать в Интернет-ресурсах, что это наш современник, его жизнь связана с волгоградской землей. Оказывается, Борис Екимов – наш земляк, удостоенный Солженицынской премии!

Цели моей работы я сформулировала так:

Познакомиться с биографией Бориса Екимова; найти в Интернет-ресурсах материал о жизни писателя, его творческой биографии;

Узнать, на какие темы писал автор; какие образы создал;

Каких литературных премий удостоен автор;

Сделать презентацию и выступить на школьной конференции в рамках Года литературы.

Биография.

Борис Петрович Екимов родился 19 ноября 1938 года в городе Игарка Красноярского края в семье служащих. Работал токарем, слесарем, наладчиком, электромонтёром на заводе, строителем в Тюменской области и в Казахстане, учителем труда в сельской школе.

Как прозаик дебютировал в 1965 году. В 1976 году был принят в «Союз писателей России», а через три года окончил Высшие литературные курсы.

За свою многолетнюю писательскую деятельность Борис Екимов создал более 200 произведений. Печатается в самых популярных литературных изданиях: «Наш современник», «Знамя», «Новый мир» «Нива Царицынская», «Россия». Наиболее заметный интерес у читательской аудитории вызвали публикации Б. Екимова в «перестроечные» годы на пике тиражности «толстых изданий»: сборники рассказов «За тёплым хлебом», «Ночь исцеления», романы «Родительский дом», «Пастушья звезда».

Бориса Екимова нередко называют «проводником литературных традиций Донского края». Лейтмотив его произведений - реальные жизненные будни простого человека.

Дмитрий Шеваров, обозреватель газеты «Труд» писал: «Всякий, кто читал хоть один рассказ Екимова, наверняка запомнил писателя. И хотя все его герои - жители задонских хуторов, каждый скажет: это про нас, про меня. Про нашу жизнь - тревожную, разбитую на осколки. Силой таланта и любви писатель бережно собирает эти осколки в повествование, которое, думаю, надолго останется в русской литературе как честное свидетельство обо всем, что мы испытали в последние 20 лет».

О своем жизненном и творческом пути Екимов говорит так:

«Всякую хорошую литературу ведет тоска по хорошему человеку. Литература должна подвигать к доброму размышлению и созиданию, а рождается она, наверное, тогда, когда человек видит и хочет сказать, что человечество может жить гораздо лучше… Это попытка заставить человека задуматься над смыслом своего существования и над тем, что он должен прожить свою короткую жизнь пристойно…»

Произведения Бориса Екимова переводились на английский, испанский, итальянский, немецкий, французский и другие языки. Его повесть «Пастушья звезда» включена в президентскую библиотеку - серию книг выдающихся произведений российских авторов.

Борис Екимов - член правлений Союза писателей РСФСР (с 1985 по 1991 годы) и Союза писателей России (с 1994 года). Был членом редколлегии еженедельника «Литературная Россия» (с 1987 года). Член редколлегий журналов «Отчий край», «Роман-газета» (с 1998 года). Член комиссии по Государственным премиям при Президенте РФ (с 1997 года). Входил в жюри Букеровской премии (1997).

Борис Екимов живёт, как сам часто говорит, «на два дома»: в Волгограде и Калаче-на-Дону. Является почётным гражданином города Калача-на-Дону Волгоградской области.

Екимов – лауреат Премии Солженицына.

В 2008 году удостоенЛитературной премии Александра Солженицына. Сам Александр Солженицын написал:

«Во множестве ярких рассказов и очерков Екимов рисует мало кому знакомую обстановку нынешней сельской местности с её новым бытом, манящими возможностями и крутыми угрозами. Этот живой поток екимовских картин, раздвигая наши представления о непростой жизни сегодняшней деревни, помогает восстановить, хотя бы мысленно, единство национального тела»

Премия Солженицына – одна из самых престижных литературных премий, учреждённая для награждения писателей, живущих в России и пишущих на русском языке, за произведения, созданные и опубликованные в послереволюционный период. В исключительных случаях премия может быть присуждена авторам посмертно. Вручается с 1998 года. Премия задумана Солженицыным в 1978 году. Задача её была им сформулирована так: «Не пропустим достойных, не наградим пустых!»

В Интернет-ресурсах я нашла информацию о том, кого выдвигают на Солженицынскую премию и кого награждают ею. Так, премией награждаются писатели, «чьё творчество обладает высокими художественными достоинствами, способствует самопознанию России, вносит значительный вклад в сохранение и бережное развитие традиций отечественной литературы.

Премия присуждается ежегодно за произведения, написанные в одном из основных родов словесности: проза, поэзия, драматургия, литературная критика и литературоведение. Ни один из них не считается приоритетным; при присуждении премии не проводится ни принцип очерёдности, ни принцип ротации родов словесности.

Премия может быть присуждена за роман, повесть или совокупность рассказов; книгу или цикл стихов; пьесу; совокупность статей или исследование.

В исключительных случаях премия может быть поделена между двумя кандидатами.
Лауреаты премии прошлых лет получают право выдвижения кандидатов.

Финансовое обеспечение премии осуществляется Русским Общественным Фондом Александра Соженицына. Кстати, этот Фонд был основан в 1974 году, сразу после изгнания из страны, и передал ему все мировые гонорары за «Архипелаг ГУЛАГ».. С тех пор Фонд оказывал систематическую помощь жертвам ГУЛАГа, а также финансировал проекты, связанные с сохранением русской культуры. Денежная сумма премии 25000 долларов США.

Объявление имени лауреата данного года происходит на первой неделе марта. Церемония вручения премии происходит на последней неделе апреля.

Церемония вручения премии происходит в помещении Дома Русского зарубежья.

В 2001 году в положение было внесено дополнение о том, что к рассмотрению будут допущены труды по русской истории, русской государственности, философской и общественной мысли, а также значимые действующие культурные проекты.

В 2008 году премию получил Борис Екимов, писатель, «за остроту и боль в описании потерянного состояния русской провинции и отражение неистребимого достоинства скромного человека; за бьющий в прозе писателя источник живого народного языка».

Издательство «Русский Миръ» издаёт работы лауреатов в книжной серии «Литературная премия Александра Солженицына»

Какой еще премии удостоен Борис Екимов?

· Лауреат премии журнала «Наш современник» (1976)

· Лауреат премии «Литературной газеты» (1987)

· Лауреат премии Ивана Бунина (1994)

· Лауреат премии журнала «Новый мир» (1996)

· Лауреат первой премии «Москва-Пенне» (1997)

· Лауреат Государственной премии РФ (1998)

· Лауреат премии «Сталинград» (1999)

Герои произведений Екимова

Для героев рассказов Бориса Екимова главное ― отдавать другим свою душу, своё тепло, быть огоньками, которые помогают жить и выжить в этой жизни. Ссоры, мелкие неурядицы ― это всё мелочи, они не должны заслонять от нас живых, чувствующих людей.

Так, героиня рассказа «Говори, мама, говори!» - старая одинокая женщина. Ее жизнь протекает от одного звонка дочери до другого. Весь ее мир – это целая уходящая эпоха. Так трогательно она держится за свой мир, почти навсегда уходящий. И так трогательно она пытается убедить себя и нас в том, что весна скоро. И дочь почти рядом. За мобильным телефоном. И так трогательно-неумело рассказывает она о том, что жизнь у нее сложись тяжело – годы выдались нелегкие.

Потрясающий финал рассказа: вечно занятая и спешащая по своим делам дочка вдруг поняла, что жизнь бесценна, что мама необходима, что жизни завтра может не случиться – дочка говорит: «Говори, мама, говори!»

Одной фразой автор заставил, я думаю, всех читателей срочно позвонить старшим родственникам! Кажется, эта фраза – вечная в отношении двух поколений. Самое ценное – живое человеческое общение с самыми близкими людьми!

Размышляя о героях рассказов Бориса Петровича Екимова, стоит задуматься, как же понимает счастье и смысл жизни сам писатель? 16 февраля 2007года состоялась встреча литератора со школьниками. Писатель говорил об опыте человечества и сетовал по поводу того, что опыта жития человеческого у нас нет. В нашей стране болеют раком десять тысяч детей, каждый третий из них умрет. А в это же время кто-то из богатых на курорте за один день проживает 200000 евро. Художник слова говорил о главном в нашей жизни и мелочах. Красивые побрякушки, кольца, мобильные телефоны – все это прилагательное, все это мелочи.

«Что самое дорогое в жизни? – Жизнь!

Мне много ль надо? –

Краюха хлеба да капля молока.

Да это небо. Да эти облака.

А видим ли мы это небо? Посмотрите вокруг себя! Мы не видим ни неба, ни красивых людей, не слышим посвиста птиц.

Надо понимать, что жизнь долгая, а можно ее проворонить. Надо постараться стать человеком, понять, зачем ты пришел в мир. Если тебе не нравится мир, создай свой. Как важен мир семьи! Нигде ты не получишь столько искренности и сочувствия, и в любое время вас прикроют руки ваших близких, руки друзей. Надо дорожить этим».

Выводы:

1.Борис Екимов – писатель, наш земляк, его литературная биография – яркий пример для нашего поколения.

2.Борис Екимов – русский писатель-современник, рассказывающий нам нашу душу, заставляющий нас задуматься о вечных ценностях: добре, сострадании, милосердии.

3.Премии, которым удостоен Екимов, - подтверждение того, что автор должен изучаться в школьной программе.

4.Я сделала презентацию об авторе и выступила на школьной конференции.

Интернет-ресурсы.

Борис Екимов, русский публицист и прозаик, родился 19 ноября 1938 года в городе Игарка, который находится в Красноярском крае, в семье служащих. Род его деятельности был довольно обширным, ему приходилось работать на заводе токарем, наладчиком, слесарем, электромонтером. Работал на стройках в Казахстане т в Тюменской области, работал в сельской школе учителем труда. Со своими прозаическими работами он дебютировал в 1965 году. И уже в 1976 году его приняли в Союз писателей России. В 1979 году Борис оканчивает Высшие литературные курсы.

За свою долгую творческую писательскую деятельность он написал больше 200 произведений. Его труды печатали в самых популярных в то время литературных изданиях таких как: «Наш современник», «Новый мир», «Знамя», «Россия», «Нива Царицынская». Но пик читательского интереса к его творчеству перепадает на «перестроечные» годы, в это время его работы достигают максимального тиражирования в «толстых журналах». На их страницах читатели могли прочесть целые сборники рассказов Бориса Екимова: «За теплым хлебом», «Родительский дом», «Ночь исцеления», «Пастушья звезда».

Бориса Екимова часто и не без оснований называли своеобразным «проводником» литературных традиций края Донского. В его произведения можно проследить лейтмотив реалий обычного рабочего человека. В своих работах он всегда описывал тяжелый труд простого рабочего.

Обозреватель газеты «Труд», Дмитрий Шеваров, писал в те годы: «Всякий, кто хоть раз читал рассказ Бориса Екимова, обязательно его запоминал. Несмотря на то, что все герои, описанные в рассказах, жители задонских хуторов, может сказать - это написано про нас, написано про меня. Это все про нашу с вами жизнь - нелегкую, тревожную, разлетевшуюся на осколки. Силой своего неисчерпаемого таланта и любви к людям писатель смог очень бережно собрать все эти осколки воедино, в повествование, которое навсегда останется в русской литературе честным свидетельством того, что испытали страна и люди за последние двадцать лет».

Произведения Екимова Бориса переводились на множество иностранных языков. Среди них: французский, испанский, английский, немецкий и многие другие. Повесть «Пастушья звезда» Бориса Екимова включена в библиотеку президента. В этой библиотеке находится целые серии произведений выдающихся российских авторов.

Биография Бориса Екимова повествует о том, что с 1985 года по 1991 год он является членом правления союза писателей РСФСР. После распада советского союза, с 1994года Борис Екимов становится членом Союза писателей России. С 1987 года был членом редакционной коллегии популярного еженедельника «Литературная Россия». С 1998 года член редакционной коллегии журналов «Роман-газета» и «Отчий край». С 1997 года является членом комиссии по Государственным премиям при Президенте Российской Федерации. В 1997 году Борис Екимов входил в состав жюри Букеровской премии.

Сам Борис Екимов часто говорит, что живет на два дома: в Калаче-на-Дону и в Волгограде.

Борис Екимов в 2000 году был удостоен Премии Александра Солженицына. По этому случаю сам Солженицын написал: «В великом множестве своих ярких сюжетов, очерков и рассказов Борис Екимов показывает читателю совершенно незнакомую современной сельской местности с ее совсем новым бытом, интригующими возможностями и крутыми угрозами. В живом потоке екимовских картинок раздвигается сложенное нами представление о довольно непростой и сложной жизни нынешней деревни, и хотя бы в мыслях помогает восстановить единство тела нации.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Екимова Бориса Петровича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.