Все вопросы

План строительства калининско солнцевской линии. Как будет выглядеть калининская линия метро

Калининская линия метро в настоящее время успешно функционирует только в восточном направлении. Первый её участок был принят в эксплуатацию уже более тридцати лет тому назад. Поезда стали доставлять пассажиров со станции "Новогиреево" в район до станции "Марксистская", где она вошла в состав большого пересадочного узла, позволяющего перейти на Кольцевую и Ждановско-Краснопресненскую линии. В последующие годы Калининская линия метро получила продолжение на восток до станции "Новокосино" и в направлении Замоскворечья до станции "Третьяковская". Планы её дальнейшего развития долго обсуждались и неоднократно пересматривались. Полной ясности нет в этом вопросе и в настоящее время.

Калининская линия. Архитектурные особенности

Однако действующий участок Калининской линии примечателен во многих отношениях. Основная его часть вступила в строй перед новым 1980 годом, перед открытием Олимпиады в Москве. Станции открывшейся линии в архитектурном плане выглядели весьма достойно. Все они были выполнены по индивидуальным проектам, и средства на их оформление и декоративную отделку никто не экономил. Вместо дешёвого кафеля и стандартного железобетона на свои законные места вернулись гранит, мрамор, латунь и бронза. Калининская линия метро знаменовала собой начало новой эпохи в истории Московского метрополитена. Было окончательно покончено с пресловутой "борьбой с архитектурными излишествами", столь основательно изуродовавшей многие станции в периферийной части Московского (да и не только Московского) метро. В архитектурном и градостроительном мышлении возобладала здравая мысль о том, что метро строится на века, и это не тот случай, когда уместна экономия.

Что будет дальше

Калининская линия метро на схеме обозначена традиционным жёлтым цветом. Видимо, это связано с названием того района, куда линию изначально предполагалось привести. Во многих старых источниках она по-прежнему обозначена как "Калининско-Солнцевская линия метро". Схема её развития предполагала поворот в южном направлении в сторону района Солнцево. Но время внесло в эти планы свои коррективы. В ситуацию вмешались и затяжной кризис девяностых годов, и изменившиеся планы городских властей в области развития А планы эти менялись неоднократно и в самых неожиданных направлениях.

С целью экономии материальных ресурсов в Солнцево стали строить лёгкую линию метрополитена. Она должна соединить кратчайшим путем находящиеся на южной окраине районы с центральной частью города. А существующая Калининская линия получит дальнейшее развитие в западном направлении. Станция "Третьяковская" скоро перестанет быть конечной, поезд проследует далее к станциям "Волхонка", "Плющиха", "Кутузовский проспект", "Деловой центр" и "Парк Победы". О перспективах дальнейшего строительства Калининской линии окончательное решение пока не принято. С уверенностью можно сказать только то, что станция "Парк Победы" конечной оставаться будет не очень долго.

И создают альтернативный уровень современного транспортного дизайна.

Характеристики участка «Говорово» - «Рассказовка»

Пассажиропоток на станциях

Станция «Говорово» («Терешково»)



Входные павильоны станции будут выглядеть как современные урбанистические сооружения. Для этого архитекторы применили сочетание серого и черного цветов, что также создает ассоциацию с монохромной гаммой самой станции. Фасады облицуют стеклом.





По задумке архитекторов, образ «Говорово» должен отражать функцию транспортно-пересадочного узла, который построят на базе станции метро. Черный цвет, выбранный в качестве основного, придает станции дополнительную глубину и усиливает выразительность интерьера.



Эффект зеркального потолка усиливает серый гранитный пол с поперечными бороздами для декоративной подсветки. Колонны станции облицуют плитами с декоративной перфорацией, которая заполнена кристаллическими вставками, подсвеченными изнутри.



Свет на станции будет иметь три тона: тепло-желтый, белый и фиолетовый (возможно, ультрамарин). Это придаст интерьеру дополнительный объем и выразительность.



Такую точную проработку деталей и необычное освещение применяют, как правило, для дизайна высокотехнологичных объектов.

Станция «Солнцево»


Станция метро «Солнцево» удивит своих пассажиров оптической иллюзией. Поднимаясь по эскалаторам на выход, пассажиры увидят появляющийся из-за горизонта солнечный диск, который на их глазах рассыпается на части.


«Солнце» состоит из нескольких фигур, расположенных на потолке, полу и стенах, потому по мере продвижения вперед пассажиры и видят такой эффект.


Архитекторы решили сделать солнечный свет частью дизайна станции. Для этого в стенах и крыше входного павильона предусмотрены отверстия, через которые свет в виде солнечных лучей и зайчиков попадает внутрь.


Сымитировать игру солнечного света позволит комбинация световых пятен с разной степенью освещенности. Чтобы внутрь не попадали осадки, отверстия закроют вклеенным акриловым стеклом.



Такого эффекта удалось достичь даже на платформе. В потолке будут сделаны отверстия, за которыми установлены колодцы для отраженного света.



Станция «Боровское шоссе»

Образ этого подземного сооружения будет «наземным», потому что станцию метро архитекторы решили отождествить с одноименной транспортной артерией - Боровским шоссе.



Основные идеи отделки основаны на элементах, ассоциирующихся с магистралью - это контрастное сочетании предупреждающих цветов, навигационная разметка, прожекторы уличного освещения, светильники в виде корпусов машин.



Для создания динамичного образа станции архитекторы «Боровского шоссе» отказались от вертикальных элементов дизайна. Приоритет отдан горизонтальным элементам - наклонным линиям, трапецеидальным формам.

Например, гладкий потолок с насечками имитирует мокрое после дождя скоростное шоссе.



Освещение станции выполняет ключевую дизайнерскую функцию: оно напоминает мачты уличного освещения, установленные на транспортной магистрали. Декоративные светильники выполнены в образе летящих на скорости автомобилей.

Станция «Новопеределкино»



Авторы дизайн-проекта соединили исконно московские архитектурные мотивы и современные методы отделки интерьеров. Для этого использовали мотивы убранства старинных московских теремов и палат - настенные росписи в виде травяных орнаментов.



Световые короба вокруг колонн похожи на своды московских палат. За счет своей ажурной формы светильники расширяют пространство вестибюля и делают его торжественным.

Каждый такой короб освещен светодиодными излучателями, которые позволят менять цвета освещения станции. Во время городских праздников и мероприятий узоры могут становиться синими, красными, многоцветными и даже транслировать видео. В будни цвет освещения будет медленно меняться в течение всего дня.


Переходы декорированы плоскими светильниками: светопроникающие молочные панели за перфорированными стальными пластинами создают мягкий и рассеянный свет.



Павильоны станции «Новопеределкино» превратятся в запоминающийся элемент городской застройки. Их облицуют стеклянными трехслойными панелями, внутри которых нанесен узор. В темное время суток он будет светиться, подсвечивая стеклянные панели.

Станция «Рассказовка»

«Рассказовка» превратится в настоящую библиотеку. Пассажиры с помощью QR-кода смогут на платформе скачать любимые литературные произведения, чтобы скоротать время в поездке​​.


Архитектурная концепция совмещает декораторский стиль «арт-деко» (отличительные черты - смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, орнаменты, роскошь, шик, дорогие, современные материалы) и пространство классического читального зала общественной библиотеки.


Главные элементы интерьера - колонны, задекорированные под «шкафы-картотеку». На лицевой поверхности картотечных ящиков будут нанесены ​QR-коды.

Архитекторы предложили оформить интерьеры станции в однотонной гамме, но в отделке колонн использовать насыщенный алый цвет. Пол «Рассказовки» будет выполнен в виде ромбовидного шахматного рисунка двух типов: темно-серый с белым и светло-серый с белым​.


Путевые стены облицуют металлокерамическими панелями с рисунком в виде корешков книг, а простенки со скамейками для отдыха, расположенные между колонн, заполнят цитатами известных людей.

Наша справка

Калининско-Солнцевская линия метро образуется благодаря присоединению к действующей Калининской ветке строящегося участка на западе Москвы.

Она формируется поэтапно. Первый участок, от «Делового центра » до «Парка Победы», запущен в 2014 году. В 2016-м планируется закончить строительство еще трех станций - «Минская », «Ломоносовский проспект » и «Раменки ».

Поезда от «Раменок» до «Рассказовки» поедут в 2017 году. Последним введут участок, который пройдет через исторический центр города. На нем появится три станции: «Волхонка », «Плющиха », «Дорогомиловская ».​ Его запустят в 2020 году.

Столичные власти всерьез взялись за развитие транспортно-пассажирской системы. происходит буквально на глазах. Открываются новые станции метро, строятся новые линии и активно достраиваются уже существующие. Так, Калининско-Солнцевская линия метро в 2018 году «получит» семь станций, помимо уже действующих тринадцати.

В состав Калининско-Солнцевской линии входят восемь станций на Калининском радиусе, и пять станций на Солнцевском радиусе. Длина восьмой линии столичного метрополитена составляет 27 км.

Два отдельных участка входят в состав Калининско-Солнцевской линии метро.

Первый участок носит название «Третьяковская» — «Новокосино» и состоит из восьми станций. Этот участок соединяет восточные районы Москвы с центром города, что и является Калининским радиусом. Длина первого участка – 16 км 300 м. На схемах данный участок Калининско-Солнцевской линии обозначен желтым цветом и цифрой «8» (Калининский радиус).

Второй участок: «Деловой центр» — «Раменки». Он состоит из пяти станций и находится на территории Западного и Центрального округов столицы, что является Солнцевским радиусом. Протяженность второго участка составляет 10 км 700 м. На схемах этот участок обозначен желтым цветом и числом «8А» (Солнцевский радиус).

Строительство Калининско-Солнцевской линии метро

Самые первые станции Калининско-Солнцевской линии метрополитена были открыты в конце 70х годов на восточном радиусе линии. Свое название – «Калининская линия» – восточный радиус получил ввиду наименования Калининского района столицы. Сейчас этого района не существует, однако название радиуса, как мы видим, осталось.

Вопрос о строительстве Западного радиуса был принят в 2010 году. Он должен проходить от станции «Парк Победы» к району Солнцево, который объединят с Калининской линией.

В 2014 году открылся перегон «Деловой центр» — «Парк Победы». Через три года, в марте 2017 года открылся перегон «Парк Победы» — «Раменки», протяженностью 7 км 250 м. Через год в планах застройщиков окончить западный радиус. В данный момент активно строится перегон «Раменки» — «Рассказовка». После 2020 года планируется завершение строительства центрального радиуса «Третьяковская» — «Деловой центр».


То есть, в начале 2018 года Калининско-Солнцевская линия метро (западный участок) будет запущена, о чем сообщил заммэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Шакирзянович Хуснуллин.

«В сентябре-октябре станция «Рассказовка» будет готова, в целом мы линию планируем запустить в конце года, закончить строительную часть, в начале года поехать с пассажирами. В данном случае я говорю об участке от «Раменок» до «Рассказовки», — заявил «градостроитель».

На восьмой линии столичного метрополитена к 2018 году откроют семь новых станций и участков:

  • «Мичуринский проспект»;
  • «Говорово»;
  • «Солнцево» и ответвление к депо «Солнцево»;
  • «Боровское шоссе»;
  • «Новопеределкино»;
  • «Рассказовка».


«Мичуринский проспект» будет находиться чуть западнее перекрестка улицы Удальцова и Мичуринского проспекта. «Очаково» расположится параллельно Мичуринскому проспекту и частично «заденет» Озерную площадь. «Говорово» ляжет западнее развязки МКАД вдоль Боровского шоссе вблизи улицы 50 лет Октября.

«Солнцево» будет находиться на перекрестке улицы Попутной и улицы Богданова. «Боровское шоссе» разместится вблизи Чоботовского леса по диагонали к Боровскому шоссе. «Новопеределкино» расположится вдоль Боровского шоссе, под перекрестком упомянутого шоссе с улицей Шолохова. «Рассказовка» будет расположена в одноименной деревне Новомосковского административного округа столицы.

Существует вероятность продления Калининско-Солнцевской линии от «Новопеределкино» вплоть к аэропорту «Внуково». Власти рассматривают возможность заняться этим вопросом после 2020 года. Судя по всему, работы начнутся сразу после открытия второй очереди Солнцевского радиуса.


В соответствии с планом проекта Новомосковского административного округа, продление Калининско-Солнцевской линии Московского метрополитена до Внуково запланировано на период с 2025 по 2035 год. Согласно проекту, на новом участке откроют две станции общей протяженностью 5 км 400 м.

Основные характеристики Калининско-Солнцевской ветки

В среднем скорость поездки по Солнцевскому радиусу составляет 17 минут, что на 5 минут меньше времени поездки по Калининскому радиусу. Если говорить о скорости движения состава, то поезда по Калининско-Солнцевской линии метро движутся со скоростью 45 км/ч.

Надо сказать, что восьмая линия Московского метрополитена полностью подземная, с участками глубокого и мелкого заложения. Так, «Третьяковская» — «Шоссе Энтузиастов», «Деловой центр» — «Парк Победы» — это участки глубокого заложения. А «Перово» — Новокосино», «Минская» — «Раменки» — участки мелкого заложения.


Пассажиропоток в сутки, в среднем, составляет 337 тыс. человек (данные за 2011 год). В часы пик, которые характеризуются особой загруженностью, на квадратный метр приходится в среднем 6,5 человек. Такой показатель загруженности вагонов в часы пик поставил Калининско-Солнцевскую линию на второе место после Таганско-Краснопресенской линии Московского метрополитена.

Поделитесь с друзьями! Заметили опечатку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Восточный радиус

Восточный радиус Калининской линии будет продлен в новый жилой район Новокосино.

В 90-х годах прошлого века был период, когда из-за отсутствия средств на строительство, прорабатывался проект "легкого" метро. Линия должна была начинаться от станции "Новогиреево", протянуться между Носовихинским шоссе и Суздальской улицей, в полосе отвода, изначально оставленной под продление "стандартного" метро, и заканчиваться возле Николо-Архангельского кладбища. На перспективу предполагалось продление линии на юг через Кожухово и соединение с Жулебинской линией "легкого" метро. Предполагалось, что строительство линии должно было быть закончено к 2007 году. Однако, как и с проектами Жулебинской и Митинской линий "легкого" метро, этот вариант был отклонен и сейчас решено вернуться к первоначальным планам.

Уже в скором будущем будет построен перегон от "Новогиреево" до станции с проектным названием "Новокосино" на пересечении Суздальской и Городецкой улиц. Общая длина продления составит 3,23 км. Строительство еще не начато, поэтому говорить о сроках преждевременно. Ориентировочно, открытие станции запланировано на 2010 год.

Так же рассматривается вопрос о строительстве линии скоростного трамвая, трасса котрого начнется от станции "Новокосино" и пртянется через новый район Кожухово к платформе "Косино" и станции "Жулебино" Таганско-Краснопресненской линии.

Западный радиус

Основное развитие получит западный (Строгинский) радиус. Первой станцией после "Третьяковской" станет "Кадашевская". Согласно рекомендованному институтом "Метрогипротранс" проекту, станция будет пилонного типа с двумя выходами - первоочередной вестибюль намечен на Болотной площади в составе проектируемого городского подземного пространства, второй (перспективный) в створе пешеходного моста к Храму Христа Спасителя.

По рекомендованному варианту, учитывая близость расположения станции "Кадашевская" к следующей проектной станции "Остоженка", предполагается в составе пускового участка возвести один боковой тоннель станции "Остоженка" и использовать его как оборотный тупик станции "Кадашевская".

Следующая станция будет расположена в районе Смоленской площади, с пересадкой на обе "Смоленские". Дальше линия протянется вдоль Краснопресненской набережной со станциями "Российская" возле "Белого дома" и "Центр Международной Торговли". Станция "Деловой Центр" строится в составе комплекса центрального ядра Международного Делового Центра "Москва-Сити". На станции будет пересадка на поезда Филевской и Солнцевской линий.

В Центральном ядре комплекса построено три станции. Одна из них открыта и действует в составе Филевской линии. Две другие, построенные "в конструкциях" (то есть без чистовой отдлеки) ждут прихода тоннелей Калининской и Солнцевской линий.

Первоначально планировалось, что дальше линия протянется через Филевскую пойму в сторону Строгино, соединив этот жилой массив с центром по кратчайшему пути вдоль Краснопресненского проспекта и улицы Мневники. Предполагалось сооружение станций "Фили" (с пересадкой на одноименную станцию Филевской линии), "Филевская улица", "Филевский бульвар" (в районе Филевской поймы), "Народное ополчение" (на пересечении одноименной улицы и Краснопресненского проспекта), "Живописная" (на углу Краснопресненского проспекта и Живописной улицы). Так же предполагалось, что участок Строгино-Митино Арбатско-Покровской линии так же войдет в состав Калининской линии.

Однако, на сегодняшний момент, наиболее вероятным считается объединение в будущем Калининской и Солнцевской линий в единый сквозной диаметр.