Непознанное

Платность использования лесов.

1. Использование лесов в Российской Федерации является платным.

2. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.

3. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 94 ЛК РФ

1. Одним из основных принципов лесного законодательства, закрепленных в ст. 1 ЛК РФ, является принцип платности использования лесов.

Плата за использование лесов является одной из разновидностей платы за использование природных ресурсов, закрепленных в ФЗ "Об охране окружающей среды". В соответствии со ст. 3 указанного закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе определенных принципов, одним из которых является платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

Кроме того, ст. 14 ФЗ "Об охране окружающей среды" закрепляет довольно разнообразные методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, в числе которых:
- установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
- проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
- проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
- возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде.

В целом, принцип платности природопользования (введение платы за использование природных ресурсов) и возмещение вреда окружающей среде (введение платы за причинение вреда окружающей среде) направлено на осуществление эффективного использования природных ресурсов, снижение их недооценки. Российским законодательством предусматриваются различные виды платности, зависящие, в первую очередь, от вида природных ресурсов свои собственные формы платности. Так, например, формами платы за водопользование являются плата за право пользования водными объектами и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов. В отношении недропользования предусматриваются следующие формы платы: плата за право на поиски, разведку полезных ископаемых; за право на добычу полезных ископаемых; за право пользования недрами в других целях; на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Формы платы за использование земли - земельный налог и арендная плата.

Таким образом, введение принципа платности использования лесов, предусмотренного ст. 1 ЛК РФ и воспроизведенного комментируемой статьей, полностью созвучно общему принципу платности природопользования, предусмотренному федеральным законодательством.

2. Достаточно интересным представляется анализ правовой природы платежей за использование леса, в связи с тем, что с введением комментируемого ЛК РФ (с 1 января 2007 года) система лесных платежей полностью изменилась.

Необходимо иметь ввиду, что лесной фонд относится к категории возобновляемых природных ресурсов, поэтому его эффективное использование может, не нанося ущерба окружающей среде, обеспечить существенно высокий уровень доходов при установлении адекватных платежей, позволяющих обеспечить реализацию данной цели. При этом необходимо отметить, что важной особенностью лесного фонда как возобновляемого ресурса является большая продолжительность периода, необходимого для его воспроизводства: воспроизводство полноценного леса требует несколько десятков лет, кроме того, необходимы существенные вложения финансовых ресурсов, а также специализированные подразделения, располагающие соответствующей материально-производственной базой и профессиональными кадрами.

Государственное регулирование, проводимое путем формирования и совершенствования законодательной системы, должно обеспечивать в рассматриваемой области принятие превентивных мер для обеспечения доходности и сбалансированного воспроизводства лесных ресурсов. Таким образом, очевидно, что реализация этих целей требует построения адекватной системы платежей за пользование лесными ресурсами.

До введения в действие нового ЛК РФ, к платежам за пользование лесным фондом относились лесные подати и арендная плата (ст. 103 ЛК РФ 1997 года). Платежи за пользование лесным фондом взимались в виде лесных податей при краткосрочном пользовании участками лесного фонда и арендной платы - при долгосрочном. Ставки лесных податей устанавливались за единицу лесного ресурса, а по отдельным видам лесопользования - за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда. Арендная плата определялась на основе ставок лесных податей, по сути, ставки лесных податей и выполняли функцию налоговой ставки. В действующей на тот момент системе платежей, в том числе налоговых платежей, указанные платежи формально не относились к налоговым платежам, так как в НК РФ лесные подати не упоминались в системе налогов и сборов. Кроме того, ставки лесных податей устанавливались Правительством РФ, хотя, если говорить о налогах, то все налоговые платежи должны быть определены законом. Кроме того, лесные подати и арендные платежи при долгосрочной аренде нельзя отнести к налоговым платежам также в связи с тем, размер арендной платы определялся также по договору, что недопустимо для налога или сбора.

В действующем ЛК РФ не предусмотрены понятия лесных податей, сборов и других платежей. Согласно новому ЛК РФ за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Договор аренды лесного участка заключается в различных случаях на срок от года либо 10 лет до 49 лет. К договору аренды применяются соответствующие положения ГК РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ. Сказанное, естественно, исключает налоговый характер платежей за использование лесных ресурсов.

Это подтверждается и требованиями БК РФ. В соответствии со ст. 51 БК РФ лесные платежи выступают как неналоговые доходы федерального бюджета и формируются за счет платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в федеральной собственности. В соответствии со ст. 57 БК РФ плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, а также платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в собственности субъектов РФ, относится к неналоговым доходам бюджетов субъектов РФ.

Здесь необходимо отметить следующее. В связи с указанными положениями бюджетного законодательства платежи за пользование природными ресурсами и плата за негативное воздействие, в том числе лесные платежи, поступая в бюджет того или иного уровня, имеют нецелевой характер, так как доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными его расходами, за исключением доходов целевых бюджетных фондов. В целом, закрепление какого-либо платежа в форме налога подразумевает отсутствие целевой направленности данного платежа. Это связано, прежде всего, с главной функцией налога - фискальной, т.е. пополнения бюджета. Тем не менее, если ставить на первое место стимулирующую функцию природоресурсных платежей (целью которой является уменьшение экологически вредной активности), эффективность их взимания зависит от степени уменьшения поступления в бюджет. Подобная структура платежей за использование природных ресурсов, в том числе лесных ресурсов, вызывает значительное количество вопросов: насколько эффективны могут быть природоресурсные платежи, если при снижении экологически вредной активности уменьшается база исчисления платежа и вследствие этого - поступления в бюджет?
________________
См. Правовое регулирование природоресурсных платежей: учебное пособие. М., 2007 / URL: http://www.kniga.com/books/preview_txt.asp?sku=ebooks322003
Тем не менее, государство пока не планирует изменение подхода к природоресурсным, в том числе лесным, платежам.

Платежам в сфере использования лесных ресурсов уделяется пристальное внимание со стороны государства. Основная цель экономического регулирования в данной сфере - повышение адекватности и экономической эффективности платежей.

Как отмечено в Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, планируется поэтапное формирование экономического механизма организации устойчивого лесопользования и управления лесами и использования экономических стимулов для развития отраслей лесной промышленности. В целях стимулирования лесопользователей в части выполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов, а также по строительству лесных дорог должна проводиться гибкая ценовая политика. Как уточняется в данном документе, стратегической целью государства по вопросам ценовой политики должно стать совершенствование системы платежей за использование лесов на рентной основе с учетом сложившейся конъюнктуры рынка лесных ресурсов и оказываемых услуг. В частности, для арендаторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, планируется предусмотреть минимизацию уровня ставок платы за лесные ресурсы на период окупаемости проектов.

В Проекте национальной Лесной политики Российской Федерации (опубликована на сайте Рослесхоза по адресу: URL: http://www.rosleshoz.gov.ru/activity/politics/docs/projects/1) также устанавливаются основные положения, обосновывающие платной использования лесных ресурсов. В соответствии с указанным документом, использование лесов осуществляется на принципе платности за лесные ресурсы и безусловного соблюдения взятых на себя обязательств по полному и своевременному внесению этой платы. Плата за лесные ресурсы устанавливается на основе дифференцированной оценки рыночной стоимости лесных ресурсов и услуг, определяемой с учетом состояния лесов, их экологической и социальной ценности, экономической и технологической доступности. Плата за лесные ресурсы должна в полной мере компенсировать прямые и косвенные затраты на их воспроизводство. Применяемые в лесном секторе экономические механизмы должны способствовать формированию рыночной стоимости лесных ресурсов и услуг, обеспечивающей прибыльность лесного сектора экономики без ущерба для состояния и целевых функций лесов.

3. Как уже отмечалось выше, в сегодняшних условиях платежами за использование лесных ресурсов являются:
- арендная плата;
- плата по договору купли-продажи лесных насаждений.

Размер арендной платы устанавливается на основе ее минимального размера, который определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема их изъятия (при использовании с изъятием лесных ресурсов) либо как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка. При этом ставки платы утверждаются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и земельным законодательством, если иное не предусмотрено специальными нормами ЛК РФ.

Арендная плата (плата за пользование лесным участком) уплачивается арендаторами в соответствии с договорами аренды лесных участков, на основании которых граждане и юридические лица осуществляют, например, заготовку древесины (ст. 29 ЛК РФ), заготовку живицы (ст. 31 ЛК РФ), заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов (ст. 32 ЛК РФ), заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (ст. 34 ЛК РФ), использование лесов для ведения охотничьего хозяйства (ст. 36 ЛК РФ), выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений (ст. 39 ЛК РФ), научно-исследовательскую, образовательную деятельность (ст. 40 ЛК РФ), рекреационную деятельность (кроме государственных и муниципальных учреждений) (ст. 41 ЛК РФ), создание лесных плантаций и их эксплуатацию (ст. 42 ЛК РФ), выполнение работ по геологическому изучению недр, разработку месторождений полезных ископаемых (ст. 43 ЛК РФ), переработку древесины и иных лесных ресурсов (ст. 46 ЛК РФ).

По договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях в государственной или муниципальной собственности.

Плата по договору купли-продажи лесных насаждений, за исключением платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, определяется на основе минимального размера платы, устанавливаемого в соответствии с ч.2 и 3 ст. 76 ЛК РФ. Минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины.

Ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (см. п.30 ст. 81, п.3 ст. 82, п.3 ч.1 ст. 84 ЛК РФ).

Таким образом, и арендная плата, и плата по договору купли-продажи являются по правовой природе гражданско-правовыми. Государство как собственник леса выступает стороной частноправового договора и предоставляет в пользование данный природный ресурс. Тот факт, что ЛК РФ специально указывает на применение к возникающим отношениям положений о договорах аренды или купли-продажи, также свидетельствует о гражданско-правовой форме данных плат.

Порядок определения размера арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со ст. 73 и 76 ЛК РФ (см. комментарий к указанным статьям).

Консультации и комментарии юристов по ст 94 ЛК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 94 ЛК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.


Статья 1 Лесного кодекса РФ закрепляет основные принципы лесного законодательства, что является его достоинством (в Лесном кодексе РФ 1997 г. отсутствовал такой перечень принципов). Одним из важнейших принципов нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, является платность использования лесов. Почему пользование лесами является платным? Платежи за пользование природными ресурсами, в том числе и лесом, имеют рентную природу. Рента - это так называемый незаработанный доход. Для того чтобы его получить, у лица нет необходимости нести какие-либо дополнительные затраты труда, финансовые расходы и т.д. Лицо не несет расходы по "созданию" леса, его воспроизводству, однако получает доход от его использования. С целью повышения материальной заинтересованности получателя рентного дохода в эффективном, нечрезмерном использовании леса без причинения вреда окружающей среде и вводится плата за пользование лесом.
Данный принцип находит развитие в ст. 94 нового Лесного кодекса РФ, которая гласит: "использование лесов в Российской Федерации является платным". При этом устанавливаются две формы платежей:
арендная плата;
плата по договору купли-продажи лесных насаждений.
Необходимо отметить следующее. Согласно ст. 9 Лесного кодекса РФ лесные участки могут принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования, на праве безвозмездного срочного пользования и по договору аренды. Лесной участок также может быть обременен сервитутом - правом ограниченного пользования чужим лесным участком. Статья 71 конкретизирует данное положение и указывает, что юридическому лицо лесной участок может быть предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование или в аренду, гражданам - только в аренду или безвозмездное срочное пользование. При этом предоставление в постоянное (бессрочное) пользование и в безвозмездное срочное пользование осуществляется в соответствии со ст. 20, 24 Земельного кодекса РФ. Рядом статей Лесного кодекса РФ предусмотрены основания предоставления лесных участков в постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование, например, согласно ч. 3 ст. 47, религиозным организациям для осуществления религиозной деятельности.
Далее следует подробно остановиться на вопросах, связанных с платой по договору аренды лесного участка и платой по договору купли-продажи лесных насаждений.

Еще по теме Формы платы за использование лесов:

  1. Глава 11. Плата за использование лесов и оценка лесов
  2. Специальное использование лесов. Виды специального использования лесов.

1. Использование лесов в Российской Федерации является платным.

2. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.

3. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса.

Принцип платности использования лесов является одним из основных принципов лесного законодательства (статья 1 Л К РФ).

Данный принцип реализуется в современном лесном законодательстве в нормах о плате за пользование арендуемым лесным участком (арендной плате) и плате по договору купли-продажи лесных насаждений (цене заготавливаемой древесины).

Вопросы, касающиеся арендной платы, урегулированы в статье 73 ЛК РФ, а платы по договору купли-продажи лесных насаждений - в статье 76 ЛК РФ (см. комментарии к указанным статьям).

Названные статьи необходимо применять с учетом того обстоятельства, что арендуемые лесные участки и земли, на которых располагаются продаваемые лесные насаждения, находятся в государственной и муниципальной собственности (см. комментарии к статьям 8, 72 и 75 ЛК РФ).

Иными словами, платность использования лесов в настоящее время связывается с формой собственности на земли (земельные участки), на которых располагаются леса.

Следует обратить внимание на то, что в комментируемой статье нет упоминаний о налогах и сборах. Однако это не означает, что они не могут взиматься при использовании лесов.

Комментируемая статья составлялась на основе статьи 3 Л К РФ, которая допускает регулирование в лесном законодательстве определенных гражданско-правовых отношений, в том числе вопросы арендной платы и платы по договору купли-продажи лесных насаждений.

12. Нормативные акты для лесного хозяйства регламентируют организацию и деятельность предприятий
лесопромышленного комплекса, порядок предоставления участков лесного фонда в пользование, условия
труда в лесном хозяйстве, вопросы обеспечения охраны и устойчивого развития лесного фонда, а также
иные аспекты деятельности в сфере лесопользования.



Анализ хозяйственной деятельности предприятий лесного хозяйства, комплексное изучение хозяйственной деятельности предприятии и объединений лесного хозяйства с целью изыскания резервов повышения её эффективности. Анализ хозяйственной деятельности предприятий - важное звено в системе управления лесохозяйственным производством, т. к. позволяет научно обосновать выбор оптимального варианта решения на всех этапах планирования и проектирования в ходе выполнения установленных заданий при реализации целевых программ. Осуществляется на всех уровнях управления: от рабочего места, бригады, участка до министерства. Экономический анализ деятельности лесохозяйственных предприятий и объединений даёт возможность изучить все стороны процесса воспроизводства лесных ресурсов, работу вспомогательно-обслуживающих производств, подсобных и побочных производств, процессы материально-технического снабжения, реализации продукции, финансы, взаимоотношения с бюджетом.

Комплексность анализа хозяйственной деятельности предприятий и сопоставимость его результатов достигаются применением единой системы технико-экономических показателей учёта и оценки производственно-хозяйственной деятельности. С помощью такой системы аналитических показателей

устанавливается степень влияния технических и технологических факторов, организации труда, производства и управления, финансовых, хозрасчётных отношений на эффективность производства.

Основной метод анализа хозяйственной деятельности предприятий - сравнение отчётных показателей с плановыми, плановых показателей анализируемого периода с плановыми показателями прошлого периода, отчётных показателей анализируемого периода отчётными показателями прошлого периода. В первом случае выявляется выполнение плана, во втором - проверяется качество планирования, в третьем - характеризуется развитие производства. Сравнение обеспечивает высокое качество анализа при соблюдении сопоставимости сравниваемых величин по содержанию, месту, времени, технико-экономическим условиям. Однако сравнение как метод анализа не всегда даёт достаточно достоверную информацию об уровне экономической эффективности производства. Например, плановые показатели могут быть выполнены, но экономическая эффективность производства будет недостаточной, если не обеспечены максимальные результаты с минимальными затратами. В целях углубления анализа хозяйственной деятельности предприятий применяют и другие методы: экономико-математическое моделирование, корреляционный анализ, графические методы.

Экономический анализ лесохозяйственной деятельности, как правило, начинается с анализа выполнения производственной программы в лесном хозяйстве. При этом виды работ, выполняемые подрядным способом и оплачиваемые в централизованном порядке, не рассматриваются, т. к. их объёмы не зависят от усилий предприятия. Анализируются структура лесохозяйственных работ и динамика объёма лесохозяйственной деятельности в условных сопоставимых ценах, а также выполнение плана по видам лесохозяйственных работ в натуральных показателях и в условных ценах, выполнение плана механизации работ. Основным методическим приемом анализа является метод сравнений. Перед тем, как сравнивать все показатели должны быть приведены в сопоставимый вид, т.е. исчислены или в процентах, или на единицу площади, или на рубль затрат, или на единицу продукции.

13. В основе оценки лесных ресурсов, также как и земли, лежит теория факторов производства, согласно
которой производственные факторы (труд, капитал, природные ресурсы), соединяясь вместе, образуют
процесс производства, результатом которого является продукция, реализуемая на рынке. Каждый фактор,
участвующий в производстве, получает «вознаграждение» за свое участие в виде части вновь созданной
стоимости. Труд оплачивается в виде заработной платы, капитал в виде возврата капитала и
предпринимательского дохода на капитал (нормы прибыли на капитал), природные ресурсы - в виде ренты
или остаточного дохода, после оплаты первых двух факторов. Рента является чистым доходом,
приписываемым природным ресурсам, и определяющим величину их стоимостной оценки.

При оценке лесных ресурсов выделяют два понятия ренты:

Лесная рента или чистый доход, приходящийся на единицу используемого ресурса, например, один кубический метр древесины;

Земельная рента, или чистый доход, приходящийся на единицу площади лесной земли, например, на 1 гектар.

Между земельной и лесной рентой существует следующее соотношение RL = f(r,Q), где RL - земельная рента, r - лесная рента, Q - запас древесины на оцениваемой площади лесных земель. То есть, величина земельной ренты, возникающей при использовании лесных земель, определяется запасом древесины и доходом, приходящимся на каждый кубический метр этого запаса. Например, на одном гектаре растет 300 мЗ древесины. Доход от продажи 1 мЗ древесины составляет $20. Соответственно величина дохода от использования 1 га лесной земли составит $20 х 300 мЗ = $ 600.

Лес или древесина в процессе использования перерабатывается в разную продукцию конечного потребления - круглый лес, пиломатериалы, древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты, целлюлозу, бумагу, картон. Лесная рента образуется на разных стадиях переработки леса (технологической цепочки движения лесной продукции).

В идеальных рыночных условиях лесная рента, образующаяся на разных стадиях переработки леса, должна быть одинаковой величиной. На практике, в отечественных условиях, из-за диспаритета цен на первичную продукцию и продукцию конечного производства, на верхних стадиях переработки леса аккумулируется большая часть лесной ренты, которая и присваивается производителями вторичной лесной продукции. Оценка стоимости лесных земель и связанных с ними лесных ресурсов может проводиться с использованием общих принципов оценки стоимости земельных участков, применяемых с учетом особенностей лесных земель.

Статья 94. Платность использования лесов (ЛК РФ)

1. Использование лесов в Российской Федерации является платным.

2. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.

3. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса.

Плата за пользование лесными ресурсами устанавливается в виде лесных податей за определенный вид лесопользования или арендной платы за участок лесного фонда , передаваемый в пользовании на определенных срок. Для целей взимания платы за пользование лесными ресурсами Правительством Российской Федерации разработаны и утверждены минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню . Субъекты Российской Федерации на основании минимальных ставок платы устанавливают свои региональные ставки платы, которые представляют собой нормативную или назначенную государством цену леса на корню при его продаже лесопользователям.

В литературе цена леса, который еще не срублен, но продается для целей вырубки, называется корневой стоимостью леса , а плата за лес на корню - попенной платой . До введения в нормативные документы термина «лесная подать» у нас в стране плата за лес, продаваемый на корню, называлась «попенной» платой.

Для выявления рыночных цен на лес разрешена продажа леса на корню на лесных аукционах . Цены на лес, складывающиеся на лесных аукционах называются аукционными. Они представляют собой рыночную стоимость древесины, продаваемой на корню. Их уровень существенно превосходит уровень цен на лес, установленных на основании минимальных ставок лесных податей. Так в 2001 году уровень аукционных цен в среднем превысил стоимость леса, проданного по минимальным ставкам в 4-4,7 раза. При средней аукционной цене древесины 80 руб. за м3 в 2001 году, ее величина достигать в отдельных регионах 250-360 руб. за м3.

Оценка стоимости лесных ресурсов может проводиться в разных целях. Основными целями оценки лесных ресурсов является :

Определение платы за использование лесных ресурсов;

Определение цены сделки по продаже в собственность лесных земель (сейчас такая процедура не предусмотрена, но возможно в скором времени продажа леса в частную собственность станет возможной;

Установление платы за получение права аренды или концессии участков лесного фонда;

Определение эффективности проектов использования лесных земель и эффективности систем ведения лесного хозяйства;

Определение эффективности проектов заготовки и переработки леса;

Оценка экологического ущерба и эффективности природоохранных проектов;

Определение оборота рубки.

В силу многоцелевого характера использования лесных земель количество целей и задач определения стоимости лесных ресурсов и лесных земель может быть значительно больше, чем в приведенном перечне.

Подробнее: http://www.bibliotekar.ru/biznes-8/77.htm

http://www.bibliotekar.ru/biznes-8/78.htm