Домашний очаг

Племя африки берберы. Тунисские берберы: взгляд изнутри

Что они как бы хотят это… того… остаться этими... как его… немцами.

Вот! Они даже вышли на многотысячную антиисламистскую демонстрацию в Дрездене. Да еще и для пущей убедительности прихватили с собой домашнюю заготовку, собственноручно изготовленную виселицу для «мамочки Меркель». Ой, молодцы какие !

Интересные ребята, эти немцы! Сообразительные и экономные. Сделали не две, а одну двухместную виселицу, присовокупив к «мамочке» вице-канцлера Зигмара Габриэля. Зигмара граждане Германии хотят повесить за то, что он на них обзывался. Называл отбросами за их нежелание принимать у себя в стране беженцев. За что и будет наказан! Жестоко и беспощадно! Повешен рядом с Меркель! На игрушечной виселице…

Короче, фигня всё это. Ну, вышли на демонстрацию не то 9, не то 10 тысяч протестующих. И что? Погундели, выплеснули негативчик и по домам разошлись. Пивко пить и сосисоны свои немецкие народные кушать.

Кому интересно мнение этих людей? Кто их слушает? Они давным-давно всеми лапами, намертво увязли в своём уютном Еврокапкане. Прельстились на лакомые кусочки демократических ценностей, да и застряли на веки вечные в ловушке со всеми удобствами, утратив раз и навсегда свободу выбирать.

А теперь уже всё. Приманка съедена, пришло время обеда у тех ребят, которые расставлял силки. Поздно пить боржомчик, что Меркелиха скажет, то и будут, как миленькие делать. Раньше надо было немцами становиться.

Сказала «мамочка», что Германия в 2015 году примет в общей сложности 1.5 миллиона беженцев? Так и будет. Решила выделить каждому беженцу по 670 Евро в месяц? Так тому и быть. Придумала всех переселенцев обеспечить жильём? Будет так и никак иначе!

А? Что? Немцы? Какие немцы? Вы что-то хотели сказать, дорогие соотечественники? Ну, говорите, говорите. Кто ж вам мешать-то будет? Демократия ж на дворе! Только вы говорите, пожалуйста, потише. Держите себя в рамках. Играйтесь, во что хотите. Кушайте, пейте, пока есть, что есть и пить.

Гуляйте, дышите свежим воздухом, ходите на демонстрации и воображайте себя немцами, или кем вы там завтра еще захотите себя представить. Главное, не очень шумите и не мешайте взрослым заниматься своими делами. Договорились?

А кто такие берберы? Расскажите о них.

  1. Слово "бербер" происходит от "варвар" - так назвали этот народ древние римляне во время завоеваний Северной Африки. Сами же берберы идентифицируют себя по названию племени, народа, к которому они принадлежат (тамазигт, рифы, шлех, туареги, кабилы) . Марокканские берберы предпочитают называть себя "имазигхен", что в переводе с языка тамазигт означает "свободный человек". Берберы не собираются довольствоваться признанием их культуры - они требуют придания языку тамазигт статуса официального языка Марокко наравне с арабским. Проблема с признанием берберского языка состоит в том, что у него около 300 диалектов, и некоторые специалисты даже считают их самостоятельными языками.

    А вот о берберах Туниса! Горы Матматы на первый взгляд напоминают совершенно безжизненный "лунный пейзаж". На это, видимо, и рассчитывали древние берберы - замаскированный вход в кратерную пещеру очень трудно обнаружить врагу. На самом деле на этой картинке (круговая панорама) более 700 подземных домов.
    Тунисские берберы исконное, древнейшее племя Туниса находятся на грани исчезновения и составляют сегодня всего 1% населения страны.

    Многие из них до сих пор так и живут в своих ямах-пещерах. Может быть потому, что подземные дома лучшая защита от летнего зноя.

    Длинный входной тоннель с незаметным входом снаружи приводит во внутренний дворик (хауш) , "сделанный" из бывшего кратера.

    В стенах хауша вырыты удивительно уютные комнаты ровно по шесть метров в длину. Мягкий туф очень удобен для подземного строительства всегда можно в стене вырубить лишнюю полочку

    или, если будет прибавление в семействе, вырыть новую комнату.

    На верхний этаж помогают взобраться выступы в стенах и веревки с узлами.

    В отдельной пещере хранятся каменные жернова, там домохозяйки мелют кукурузу и кускус.

    Домашний очаг всегда рядом.

    Берберы или амазиги появились на территории этой североафриканской страны, по мнению некоторых исследователей, примерно 11 тыс. лет назад. Когда-то на их языке говорили во всей Сев. Африке. Они создали цивилизацию (древние египтяне, как полагают ученые, ее наследники) , которая наравне с пунической положила начало современной ис-тории Магриба. Однако сегодня берберская культура, похоже, стоит на пороге исчезновения. Это значит, что мир может лишиться богатейшего культурного наследия, отразившего особый взгляд на окружающую жизнь тех, кто, постигая полноту времен, приблизил к нам далекое прошлое.
    Так считают берберы, связывая свою обеспокоенность не только с тем, что Власть, которая официально пользуется арабским, ущемляет в правах берберские языки, на которых говорят многочисленные племена Магриба. Люди, живущие в арабских государствах, обеспокоены, что рушится весь духовный уклад, вокруг которого веками строилась их идентичность. Отсюда и ощущение несвободы и естественное стремление уравняться в правах с арабами.

  2. Берберы - это коренные жители Марокко, населяют в основном западный Атлас. Название им дали древние греки, производное от "варваров", сами они себя называют "свободные мужи".
    Никогда не были кочевниками, вопреки общепринятому мнению. Занимаются скотоводством и земледелием, выращивают овощи и зерновые культуры. Именно береберы изготавливали своеобразныеукрашения и глиняную посуда, популярную сейчас у туристов, посещающих Марокко.


  3. сомалийская народность (мавры-арабонегрит. подраса) в восточн. африке на берегу аденского задива. центр-порт бербера.
  4. Берберы - коренная народность Северной Африки.
    Бербе#769;ры (самоназвание амазиг, амахаг человек) общее название покоренных в VII веке арабами и обращенных в ислам коренных обитателей северной Африки от Египта на востоке до Атлантического океана на западе и от Судана на юге до Средиземного моря на севере.

    Численность 11,52 млн человек (1992 год) . Говорят на берберо-ливийских языках. По религии в основном мусульмане-сунниты.

    Название берберы, данное европейцами, неизвестно большей части самих берберских народностей. Среди многочисленных берберских народов можно выделить четыре основных:
    Амацирги проживают в северном Марокко, на крайней северо-западной береговой полосе материка (т. н. Риф, от которого население его, славившееся своими морскими разбоями, было известно под названием рифских пиратов) и самую северную часть Атласа до провинции Телла.
    Народ шиллу в южном Марокко, занимает часть большой равнины вдоль Ум-эр-Ребиа и Тензифт, часть южного Атласа до крайних разветвлений его на берегу Атлантического океана.
    Кабилы народ в Алжире и в Тунисе (из кабилов наиболее известен Зинедин Зидан) .
    Берберы Сахары, населяющие оазисы пустыни, живут, разделенные огромными пространствами. Наиболее известные из них: народность бени-мезаб, или мозабиты, берберы населяющие Хадам, Сокну (на границе Феццана) , Аудшилу, Сиву, народность имошегов, или туарегов.

    Спорным остатся вопрос о принадлежности к берберам гуанчей, частично вымершего, а частично ассимилированного испанцами коренного населения Канарских островов.

    Могу прислать берберские песни, если интересуетесь. Но они на берберском языке.

БЕРБЕРЫ, группа народов, коренное население Северной Африки. Составляют около 50% населения Марокко, около 25% населения Алжира; живут также в Тунисе, Ливии, Египте, Мавритании, Мали, Нигере и др. Общая численность около 30 миллионов человек, в том числе в странах Европы - 3 миллиона человек (2005, оценка). Говорят на берберо-ливийских языках: берберы Марокко [тамазигт (тамазигхт, имазигхен, берабер) и шильх (язык - ташельхит) Атласских гор; рифы, сенхажа и другие зенетские группы], Алжира (зенетские народы шавийя, шенуа; кабилы, так называемые берберы сахарских оазисов), Туниса (джерба, сенед и др.), нефуса и зуара в Ливии - на языках северной группы; авджила (ауджила), сокна и др. берберы оазисов Ливии, сиуа на северо-западе Египта - на языках восточной группы; туареги - на языках южной группы; зенага в Мавритании - на языках западной группы. Верующие в основном мусульмане-сунниты (преимущественно маликиты), распространён хариджизм (о. Джерба в Тунисе, область Мзаб в Алжире, Сиджильмаса в Марокко и др.), есть иудаисты и христиане.

О древней истории предков берберов смотри в статье Ливийцы. После арабских завоеваний Магриба с конца 7 века и особенно в 11-12 веках происходит их арабизация и исламизация, берберы вытесняются в горные и пустынные районы.

Основные традиционные занятия - кочевое и полукочевое скотоводство (верблюды, мелкий и крупный рогатый скот), пашенное земледелие (ячмень, просо, пшеница, садоводство). В оазисах занимаются земледелием, огородничеством, транзитной караванной торговлей. Племена (такбильт) управляются вождями (агеллид, амгар) и советами старейшин (берберский имзран, арабский джмаа), разделяются на кланы (лефф, игхс). Центром племенной территории у оседлых групп служит укреплённое поселение (берберские - тигремт, дшар; арабский - касба, ксар); характерны башни-зернохранилища. Сохраняется общинное землепользование (арш), распространены временные межклановые союзы (тиуизи), взаимопомощь, например в выпасе скота (тауаллат). Кочевники живут в шатрах (берберский тахамт, арабский хима), стоянки имеют круговую планировку (дуар, мдуар). Распространены религиозно-мистические марабутские братства с развитой системой профессионально-корпоративных объединений, восходящие к суфийским орденам-тарикатам.

Устное творчество. Устная поэзия более всего развита у кабилов и шильх. Популярны лирические стихотворения: отдельные (асефра) и объединённые в поэтические циклы (тизрарин). В эпической поэзии воспеваются доблесть и отвага предков, жизнь пророка Мухаммеда и святых. В поэзии шильх встречаются эпические поэмы религиозного и сатирического содержания (тамдгаазжи). В поэмах-имайт речь идёт о дружбе, любви и любовных страданиях. Короткие поэмы (тайфферт) рассказывают о жизни соплеменников, войнах и праздниках. Поэмы-излан посвящены повседневной жизни. Хади - поэма с религиозной окраской («Поэма о Саби», герой которой отправился в ад ради спасения родителей).

Многочисленны и разнообразны сказки. Сказки о животных предназначены для всех, бытовые - в основном для мужской аудитории. Волшебные сказки берберов Магриба рассказывают только женщины в женской и детской аудитории. Существует запрет рассказывать сказки днём. Центральный герой сказок о животных - Шакал (существует несколько циклов о нём). Бытовые сказки повествуют о ворах, разбойниках, об отгадывании загадок, о плутах, о неверных жёнах, о дураках и др. Популярны сказки о сироте, сказки о знаменитом берберском плуте (Си Джоха в Марокко, Си Джеха в Алжире), близком среднеазиатскому Ходже Насреддину. Среди сюжетов волшебных сказок - как широко известные во всём мире, так и чисто берберские. Существует множество пословиц и поговорок.

Музыкально-поэтические жанры - аферди (распев загадок), ташерафт (пастушеские песни), атемши, или изли (песни-поэмы), ахваш (массовая песня-танец, Марокко); ахеллиль, тагеррабт (круговые праздничные песни-танцы, Алжир). Характерно респонсорное пение с танцами в сопровождении инструментального ансамбля, состоящего обычно из духовых и мембранофонов. Среди традиционных инструментов (частью арабского происхождения): язычковые - зорна, гаита; тростниковая флейта касаба (гасба); барабан табль; бубны - бендир, тариджа; лютня гуинбри (её предшественница - древнеегипетская лютня с длинной шейкой). Основные инструменты туарегов - 1-струнный смычковый имзад (анзад; женский инструмент), 1-струнный щипковый гугей, плоские барабанчики ганга, литавра-ступа тинди. В горах Среднего Атласа практикуется особый вид игры на бубнах - сольная виртуозная импровизация, сопровождаемая сложными ритмическими фигурами на фоне опорного ритма, в северных предгорьях - полиритмическая игра на барабанах и бубнах. Сохраняются традиции музыкально-поэтических состязаний; между выступлениями солистов-импровизаторов мужской и женский хоры танцуют в сопровождении бубнов. Музыка всех бербероязычных групп опирается на диатонические звукоряды, на юге Марокко и Туниса используется пентатоника. К концу 20 века распространились городские танцевально-песенные формы - женские (хувара) и мужские (дабка; приурочены к мусульманскому календарю, включают игру на барабане в форме песочных часов - агваль).

Лит.: Жюльен Ш.-А. История Северной Африки. М., 1961. Т. 1-2; Ментешашвили 3. А. Берберы в общественно-политической жизни Марокко (50-70-е годы XX век). М., 1982; Лев Африканский. Африка - третья часть света. Л., 1983; Гаудио А. Цивилизации Сахары. М., 1985; Лот А. Туареги Ахаггара. М., 1989; Видясова М. Ф. Социальные структуры доколониального Магриба. М., 1987; Ланда Р. Г. От руин Карфагена до вершин Атласа. М., 1991; Дьяков Н. Н. Марокко: история, культура, религия. СПб., 1993. Н.Н. Дьяков; И. Г. Кушке, О. В. Русанова, А. С. Алпатова (устное творчество).

Страница 1
ТУНИССКИЕ БЕРБЕРЫ: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Т.И. Герасименко


Тунис страна, пользующаяся все большей популярностью среди туристов. Страна не лишена экзотики, безопасна во всех отношениях. Туристов здесь холят и лелеют: они одна из главных статей дохода. Рекламные проспекты в туристических бюро и Интернете приглашают посетить «окаймленную средиземноморской лазурью цепочку пляжей с чистейшим белым песком», «необъятные просторы раскаленных жгучим солнцем песков и райские оазисы Сахары», полюбоваться «лесами пробкового дерева и оливковыми плантациями», «строгими силуэтами гор в сочетании с руинами древних городов, храмами, античными скульптурами», вдохнуть пряный аромат жасмина, насладиться экзотикой национальной кухни, посетить «живописные города и современные деревни троглодитов». И вы действительно сможете все это увидеть и почувствовать, однако то, что показывают туристам, лишь небольшая часть Туниса. Тунис – это не только средиземноморская лазурь и памятники античной старины. Это – целый мир, а точнее, три совершенно разных мира. Разница имеет географическую окраску. Это обнаруживается уже из окна самолета при ясной погоде.

Первый Тунис – наиболее плотно застроенная ухоженная прибрежная полоса отелей и проложенные туристические маршруты лубочная картинка для туристов. Это рай, в который вы погружаетесь, поселившись в отеле. Чудесное теплое море, белый мелкий песок, который даже экспортируют на Лазурный берег во Францию, замечательная экскурсионная программа, где в первую очередь вам порекомендуют посетить Сахару и прочие районы с берберской этнокультурной спецификой. Если вы не будете удаляться от отеля и рекомендованного маршрута, то этот Тунис, как в сказочном сне, будет манить вас снова и снова, оставит самые радужные воспоминания.

Второй Тунис – арабский. Этот Тунис уже не такой безупречный, и он все менее безупречен по мере удаления от побережья. Стоит прогуляться в сторону от моря в промежутках между солнечными ваннами и очередным приемом пищи, и вы станете свидетелями реальной жизни хозяев своей страны – арабов, преимущественно городских жителей. Тунисские арабы очень разные по социальному статусу и материальному положению, и это хорошо видно по жилищам, одежде и автомобилям. Даже в столице различия очевидны, стоит только слегка удалиться от центральных площадей и проспектов Хабибы Бургибы и Французской улицы 1 . Встретятся вам в городах и представители других народов – евреи, французы и даже, если повезет, русские. Но их совсем немного по сравнению с автохтонным населением, и они практически не влияют на общую этническую картину, хотя культурный след многих из них, особенно французов, существенный. Он проявляется в архитектурной специфике, особенно в столице, в языке, да и в образе жизни тунисцев, которых можно считать самыми европеизированными из всех жителей Арабского мира. Женщины здесь свободно перемещаются без сопровождения мужчин 2 , не прячут лица, не редкость – работающая тунисская женщина. Мужчины бреют бороды. Выполнение этого правила, введенного президентом 3 , жестко контролируется. Некоторые женщины носят хиджабы, на это смотрят снисходительно, но бороды у мужчин недопустимы.

Главные улицы, построенные во времена французского господства, очень напоминают Францию. Потрясающий католический костел, здание театра с сидящими на ступенях молодыми людьми – ну чем не парижская опера? Просторные, красивые площади. Однако стоит удалиться от центра, и вы обречены долго бродить в лабиринтах узких петляющих арабских улочек, не блещущих чистотой. Здесь уже никто не ответит вам по-английски.

Существует и третий Тунис – берберский. Это сельский, патриархальный Тунис. Берберы (берберийцы) – многострадальный народ, искусственно разделенный границами стран Магриба. До прихода на эти земли в VII-VIII веках н.э. арабов берберы не знали препятствий для свободного перемещения по просторам северной Африки. Теперь же во всех странах, где проживают берберы, они находятся на положении национальных меньшинств, хотя по реальной численности далеко не везде в меньшинстве. Ареал проживания берберов – типичный трансграничный этнокультурный регион. Их проблемы чем-то похожи на проблемы курдов, правда, ведут они себя иначе, а за свои права если и борются, то исключительно мирными методами. Создано, например, международное культурное берберское движение Амазиг 4 , которое провозглашает целью добиться равного статуса в странах, населенных берберами, для берберского языка наряду с арабским. К примеру, марокканские берберы активно выступают за право называть детей берберскими именами и использовать берберскую топонимию.

Точных данных о численности берберов нет. По разным источникам, в мире их насчитывается от 12 до 40 млн. человек. Такой разброс в оценках не случаен. Правительства арабских государств стремятся занизить (или вообще проигнорировать) численность берберов. Больше всего берберов проживает в Марокко (по официальным данным примерно половина всех берберов, они составляют 60% населения этой страны), еще 30% в Алжире, остальные распределены примерно в равных пропорциях между Тунисом, Ливией и Египтом. Кроме того, существенные группы берберов проживают во Франции (1.2 млн. чел.), Бельгии, Нидерландах, Германии, США и Австралии. По оценкам берберских экспертов, берберы составляют не менее 45% населения Туниса, хотя по официальным данным их от 1 до 5%. Максимальная цифра, которую называют официальные лица, – 9%.

История берберов насчитывает, по разным источникам, от 3 до 11 тыс. лет. По некоторым сведениям, именно берберы создали в Северной Африке цивилизацию, наследниками которой явились древние египтяне, и культура берберов дала начало всей магрибской культуре. В любом случае, к моменту прихода сюда арабов в VII-VIII веках берберы были безраздельными хозяевами всей территории Северной Африки 5 , пережив финикийскую и древнеримскую цивилизации, следы которых сохранились на территории стран Магриба до настоящего времени.

Арабы оттеснили берберов в глубь территории, в полупустынные, пустынные и горные районы, насильно исламизировали и попытались ассимилировать их. Конечно, в случае положительного результата политики ассимиляции было бы очень удобно: нет этноса – нет проблемы. Методы использовались разные: например, до 40-х годов XX в. берберов пытались расселить совместно с арабами. В России такая политика проводилась в свое время по отношению, например, к мордве, которую расселяли чересполосно с русскими, всячески пропагандируя межэтнические браки. Это дало свои результаты, причем способствовало сближению русского и мордовского этносов то, что главными авторами и дирижерами проекта были представители мордовской элиты – со времен патриарха Никона. Однако в Тунисе, где процессом руководили арабы, эта идея потерпела фиаско.

В современной этногеографической литературе можно встретить мнение о том, что берберская культура близка к исчезновению, а мировая цивилизация может в скором будущем лишиться части культурного наследия. В ряде источников, например, указывается, что в Тунисе сформировалась единая арабско-берберская нация. В других говорится, что берберы практически исчезли как этнос в результате процессов естественной ассимиляции. Ряд авторов считают, что единого берберского этноса не существует, есть группа разных по происхождению и культуре племен.

Однако автору данной статьи лично удалось убедиться, что это не так. Несмотря на запрет берберского языка для использования в школах и официальных учреждениях, на отсутствие печатных изданий, кинематографа, театра и другие меры, берберы сохранили свой менталитет, культуру, образ жизни, язык. Ислам был принят и в целом сыграл роль в объединении населения. Однако среди берберов распространен синкретизм – сочетание элементов ислама с доисламскими культами. Разумеется, в условиях сильного государства все соблюдают необходимые законы и правила и выполняют мусульманские обряды: посещают мечети, соблюдают посты. Но доисламские верования (анимизм) очень сильны. Обряды, связанные с силами природы, выполняются с еще большим усердием, чем мусульманские. Так, вскоре после рождения ребенка на его лице – на лбу, щеках, подбородке – специальными инструментами наносятся рисунки в виде крестов, шрамы от которых сохраняются в течение всей жизни. Согласно обряду, необходимо, чтобы кровь человека окропила мать-землю, которая даст силы и счастье.

Годы французского господства, с одной стороны, были сложными для берберского населения. В годы первой и второй мировых войн их использовали в качестве пушечного мяса – призывали в армию и заставляли воевать под французским флагом. Очень многие погибли. В то же время политика противопоставления берберского населения арабскому, проводившаяся французскими властями (разделяй и властвуй – банально, но действует), способствовала их консолидации. В Марокко, например, многие берберы приняли в этот период католичество. В Тунисе такого не произошло, но сделанный акцент на разногласиях между арабами и берберами привел к усилению неприязни, с новой силой проявившейся после ухода французов, когда арабы постарались взять реванш.

После освобождения страны от французского господства целый ряд факторов – бедность, неустроенность, усиление курса на арабизацию и ущемление этнических прав, в том числе и берберской буржуазии и немногочисленной интеллигенции – привел к новой вспышке этнического самосознания в берберском обществе и консолидации народа. Распространенная неточность в литературе о берберах – попытки представить их в виде нескольких разных племен, разрозненных и разноязычных. Наши опросы и интервью показали, что самоидентификация тунисских берберов однозначна. Они считают себя единым этносом, объединенным этнонимом «берберы», и при этом не отделяют себя от берберов из соседних стран 6 . Вместе с тем, внутри этноса различаются как минимум четыре этнокультурные группы, что обусловлено разными факторами, прежде всего различиями кормящего ландшафта. Явно обособлены оседлые берберы, проживающие на равнинах и занимающиеся растениеводством. Часть из них довольно зажиточна. Вторая группа – горные берберы, ведущие полукочевой образ жизни, связанный с отгонно-пастбищным животноводством в предгорьях и горных районах. Третья группа – полукочевники и погонщики верблюдов, населяющие районы Сахары. И четвертая группа – приморские берберы, чья жизнь связана с рыболовством. Разумеется, это деление условно и не отражает в полной мере структуру берберского общества. Эти группы неоднородны, внутри каждой из них существенны различия, обусловленные социальным статусом (в некоторых источниках упоминается о кастовых различиях, но автор статьи их не обнаружила), уровнем и образом жизни.

В Тунисе берберы проживают компактно в нескольких районах. Большинство ареалов этнически однородны, но есть районы со смешанным арабско-берберским населением, сформированные в результате политики сселения. С помощью берберских экспертов нами была составлена картосхема берберских ареалов. На ней обозначены берберские районы. Коротко о них.

Неофициальной столицей тунисских берберов считается Матмата (1), расположенная в южной части страны. Это один из старейших районов, вместе с окрестными поселениями насчитывающий около 70 тыс. жителей. Именно здесь можно почувствовать и понять настоящую душу пещерных жителей. Южнее Матматы расположены еще два похожих по образу жизни берберских района, насчитывающие по 50-60 тыс. человек, – Татавин (2) и приозерный Кебили (3). В этих районах также сохранились пещеры, в которых до сих пор живут беребы, откочевывая в определенные сезоны в Сахару, где почти нет постоянных поселений, и лишь крайне редкие населенные пункты заселены немногочисленным берберским населением. Ряд населенных пунктов Матматы и Кебили обусотроены и используются для обслуживания любопытных туристов, которых привлекают знаменитые «пещеры троглодитов». В Габесе туристам демонстрируют финиковые пальмы в оазисе Шенини, а также берберские подземные жилища. В этом районе Спилберг снимал «Звездные войны» и «В поисках потерянного ковчега». А в Дузе восхищенные туристы любуются раскаленными песками, барханами, катаются на верблюдах и джипах. Все эти приключения, разумеется, не имеют ничего общего с настоящей жизнью берберов. Далее туристы направляются через пересохшее соленое озеро – солончак Эль-Джерид. Дорога лежит в еще один берберский район Туниса – Тамерзу (4), где проживают около 1 млн. берберов. Это район, менее всего контролируемый правительством. Все берберы знают, что при желании там можно найти себе занятие, приносящее доход. Здесь действуют свои законы, фактически все контролирует местная мафия. Государственная граница не признается, международный транзит и трафик контрабанды приобрел большие масштабы.

Табарка (5) является еще одним центром берберского района, где проживают примерно 100 тыс. берберов. Северо-западная приморская территория с обильными осадками выделяется хорошо развитым сельским хозяйством и рыболовством. Славится район джазовыми международными фестивалями. Эль-Кеф (6) – район на северо-западе Туниса, у границы с Алжиром, где проживают более 200 тыс. берберов. Это район кинофестивалей.

В районе Келибии (7) проживают примерно 120 тыс. морских берберов, занятых преимущественно рыболовством, и еще около 50 тыс. – в районе Загвана (8).

Горный район Тебурсук (9), протянувшийся между столицей страны Тунисом и Эль-Кефом, заселен немногочисленным берберским полукочевым населением, проживающим в пещерах безо всяких удобств, электричества и транспорта. Это самый бедный берберский район.

Еще в нескольких районах берберы проживают вместе с арабами, однако, как правило, поселения разделены по этническому признаку. Таков район Кайруана (10), где 100 тыс. берберов живут на одной территории с примерно таким же количеством арабов. Арабское население сосредоточено в городах, а берберское – в небольших деревеньках, откуда ежедневно направляются в города на работу. Еще один смешанный район – с центром в Кассерине (11), где проживают примерно 80 тыс. берберов и 50 тыс. арабов. Это растениеводческий район с садоводческой специализацией. Здесь выращивают самые лучшие яблоки в Тунисе. В районе Гафсы (12) примерно 80% составляет берберское население, 20% арабское. На восточном побережье, в районе Сфакса-Эль-Джема (13), проживает преимущественно арабское население. Берберы приезжают сюда из соседних районов на заработки, постоянное берберское население составляет лишь около 5%. Это район с хорошо развитой промышленностью, сельским хозяйством и туризмом, получивший импульс благодаря усилиям первого президента Туниса. Хабиб Бургиба, вернувшись из Франции, где он учился, в 1956 г., после освобождения Туниса от французского господства, являлся по сути дела французским ставленником. Оценки его правления неоднозначны. С одной стороны, он много сделал для развития экономики страны, с другой – режим его правления характеризовался диктаторскими методами. Толчок для экономического развития получили лишь арабские районы.

В районе Сиди-Бу-Саида (14) сохранилась берберская архитектура, поэтому он производит впечатление берберского. Однако с этих прекрасных мест на северо-восточном побережье все берберы были выселены за пределы 20-километровой зоны. Живут они в маленьких деревнях около столицы – Туниса. В этом городе с преимущественно арабским населением проживают 1.7 млн. человек. Берберов же около 10 тысяч. Зато в столице много представителей некоренных народов, о чем говорит наличие в городе католического костела, синагоги и даже православного храма.

При характеристике тунисских берберов заслуживает внимания еще один район – Бизерта (15). Это военный городок, где расквартирован арабский офицерский корпус. Берберы здесь тоже есть, но в тунисской армии они могут быть только солдатами.

Как видно из краткого описания, берберские районы сильно различаются в географическом отношении. Берберское общество сложно устроено. Объединяет всех берберов то, что они являются самыми отсталыми среди населения страны, среди них наиболее высоки показатели неграмотности, безработицы и смертности. Берберы ведут патриархальный образ жизни, сосредоточены они главным образом в сельской местности, в горных, полупустынных и пустынных районах.

Наиболее подробно нам удалось ознакомиться с жизнью берберов в районе Загвана (8). Он расположен неподалеку от туристического центра Хаммамета, примерно в 20 километрах от побережья. Но здесь уже совсем не курортная жизнь. Жители этого района, как и подавляющая часть берберов, занимаются животноводством и растениеводством. Есть среди них полукочевники и кочевники (сами берберы называют таких «цыганами»). Выращивают оливы, финики, фруктовые деревья (гранаты, сливы, фиги, цитрусовые, яблоки и др.), овощи, в горах – чай. Разводят овец, коров, которые поразили меня своими маленькими размерами (очень похожи на коров в горных районах Дагестана), птицу (кур, индюков).

Поселения берберов небольшие городки, деревни, временные поселения (нечто вроде наших полевых станов), пещеры представляют собой по сути дела резервации. Большинство из них лишены элементарных удобств – электричества, водопровода, канализации, телефонов. Отсутствует транспортная связь со столицей и другими городами. За водой из деревень женщины ходят с сосудами за несколько километров к специальным источникам. Моются в близлежащей реке либо ином водоеме. В некоторых населенных пунктах (лишь в тех, где есть вода) построены бани – ханан. Редкое исключение деревня Бени-Дерраж. Ее жители являются счастливыми обладателями электричества и водопровода. Эти блага цивилизации появились здесь благодаря огромным усилиям выходцев из этой деревни, работающих в городах. Они много писали в средства массовой информации о проблемах земляков и добились успеха: правительство обратило на них внимание.

Далеко не во всех поселениях есть школы, и большинству детей приходится ходить за знаниями пешком ежедневно за 6-8 км. Арабы, как мужчины, так и женщины, проживая в городах, имеют гораздо больше возможностей получить образование. Они знают иностранные языки и многие свободно общаются не только по-французски (что вполне объясняется колониальным прошлым), но и по-английски. Многие женщины водят автомобили.

В берберских поселениях наиболее распространен гужевой транспорт. Много велосипедов. Автомобили имеют лишь избранные, те, кому удалось найти работу в городе.

Все эти проблемы выталкивают берберов в города на заработки. Однако далеко не всем удается найти работу, хотя бы временную.

Вопреки распространенному в литературе тезису о воинственности берберов, они очень миролюбивы и безобидны, приветливы и гостеприимны. Они хотели бы бороться за свои права, но не знают, как это делать. Война не для них, а другие способы им малодоступны в силу их униженного положения.

Наше пребывание совпало с мусульманским постом. В рамадан от рассвета до заката все исламское население Туниса не ест и не берет ни капли воды в рот. Детям, беременным женщинам и туристам делаются послабления. Правда, берберы говорили мне, что они могут принимать пищу и воду, но не на глазах у публики, однако я ни разу не видела, чтобы они это делали. Такое рвение обусловлено не только необходимостью приспосабливаться к жизни исламского государства. Все тунисцы убеждены, что воздержание от еды и питья полезно для здоровья. Пока не село солнце, мне, как гостье, предлагали фрукты и берберские лепешки, понимая, что иностранное создание может не перенести тягот мусульманского поста. Я была сыта впечатлениями, но не могла удержаться, чтобы не попробовать плод кактуса – удивительный фрукт, по вкусу и сочности напоминающий киви, но без его кислоты.

После заката все усаживаются в комнате за маленьким круглым столиком на покрытых покрывалами матрасах и подушках, расстеленных прямо на полу. Едят берберы вилками и ложками. В доме, несмотря на дефицит воды, чистота и порядок.

Берберская пища связана с их занятиями и образом жизни. В их рационе много фруктов, овощей, оливок, мяса, сладостей. Гостю обязательно предложат берберский суп, заправленный лимоном, кус-кус (что-то среднее между казахским бешбармаком и узбекским пловом), брик (блюдо, чем-то похожее на блинчики с творогом). В Тунисе не введен сухой закон, в нем нет необходимости. Когда вам предлагают «выпить чего-нибудь», не следует понимать это буквально, как мы привыкли в России. Вам предложили всего лишь чашку кофе или чая. Кстати, берберский чай очень своеобразен. Его выращивают высоко в горах и готовят специальным образом. Употребляется как черный, так и зеленый чай. В нашей культуре похожий способ приготовления известен под названием «чефир». Щедрая горсть заварки на небольшой чайник заливается водой, засыпается горстью сахара и преет на древесных углях в течение 15 минут. Пьют из небольших рюмок. Мне лично этот напиток очень понравился, только рекомендовали им не увлекаться, особенно на ночь. Пьют берберы также особый напиток с кедровыми орешками (тоже называют его чаем), молоко, а также купленные в соседних городах колу и прочие «западные» напитки.

Отношения между полами среди берберов более свободны, чем среди арабов. Берберские девочки и мальчики довольно свободно общаются. Берберы терпимо относятся к невесте, потерявшей девственность до свадьбы, в то время как у арабов это недопустимо. Свадьба длится 7 дней. Алкогольные напитки полностью исключены.

Добропорядочная берберская женщина, потерявшая мужа, не выйдет замуж второй раз, даже если у нее на руках шестеро детей (прежде всего ради их благополучия), но ей вовсе не возбраняется иметь бойфренда. В арабских школах (например, я наблюдала это в столице страны – Тунисе), несмотря на совместное обучение, на переменах дети разделены по половому признаку. Несмотря на совместное обучение, у мальчиков и девочек свои собственные интересы, и они не пересекаются.

Более свободны берберские женщины по сравнению с арабками и в выборе одежды. Берберки очень любят белый цвет, прочим украшениям предпочитают серебро. Часть арабок отдают предпочтение европейской одежде, но даже работающие женщины часто носят традиционные платки или покрывала.

Несмотря на довольно свободные нравы, все же берберскую женщину нельзя считать абсолютно свободной. На ней лежит вся тяжесть домашней работы, за исключением самой тяжелой, которую выполняют мужчины.

Берберы не демонстрируют свои интимные отношения. Сильные чувства, которые часто бушуют в их душах, скрываются под внешне спокойным и непринужденным видом. Тем не менее, заботу о детях и родителях они проявляют открыто.

Арабы в Тунисе занимают все правительственные посты, все более или менее значимые должности. Де-юре берберы имеют равные права с арабами, но де-факто они бесправны. Они не имеют собственных газет, хотя имеют письменность, телевизионных или радиопередач, кинематографа, театра. Они вынуждены смотреть арабские фильмы. Обучение в школе ведется только на арабском языке. Большинство имеют возможность получить только начальное образование. Но и те, кому удается «пробиться», вряд ли могут рассчитывать на высокий пост или должность.

Часть берберской интеллигенции и буржуазии проживает в городах. Но там они сталкиваются с проблемами. Приходится преодолевать препятствия при развитии бизнеса. Например, в Набуле было закрыто кафе, построенное и расписанное берберами, в котором собирались представители берберской интеллигенции для общения. Кафе было закрыто неожиданно, без предупреждения, а берберский студент, расписавший его стены, был арестован. Арабские охранники не пустили хозяев в их законное владение.

Берберский этнокультурный элемент широко используется для привлечения туристов не только в районах проживания этого народа, но и в городах. Например, берберское кафе в Хаммамедской Медине, владельцами которого являются арабы. Еще пример отель Лелла Бея (Lella Beya) в берберском стиле, построенный по проекту берберского архитектора Шокри (Chokri) в Хаммамете. Архитектор попытался показать, какой культуры может в скором будущем лишиться мировое сообщество. Он представил не только архитектурный стиль, но и элементы быта. Отель в настоящее время принадлежит арабским владельцам. Берберы не получают от этого бизнеса никаких дивидендов.

Разумеется, в основе большинства берберских проблем лежат экономические и социальные причины. Естественно, сельские жители менее образованы, чем городские, их уровень жизни ниже, возможностей сделать карьеру меньше. Но причины не сводятся лишь к объективным. Например, отсутствие налаженной транспортной связи берберских районов со столицей никак не может быть объяснено уровнем образования местного населения. То же можно сказать о телефонизации, электрификации и водоснабжении этих поселений. Остается надеяться, что правительство по мере роста экономики страны постарается эти проблемы решить.

1 Кстати, в Тунисе улицей считается лишь одна линия домов, как на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, противоположная сторона имеет уже другое название.

3 Находящийся у власти президент проводит жесткую политику европеизации по аналогии с Петром I или Ататюрком.

4 Амазиг – язык берберов, он принадлежит к ливийско-гуанчской группе афразийской семьи. На его диалектах говорят берберские субэтносы. Нередко даже в солидных изданиях можно встретить распространенное заблуждение о том, что амазиг – самоназвание части берберов.

5 Византийцам, которые пытались контролировать тогда Северную Африку, реально принадлежалим только городские форпосты.

6 При этом туарегов, нередко причисляемых к берберам, сами берберы считают хоть и «двоюродными братьями», но совсем иным народом. Туареги обособились в результате процессов этнического разделения после их изгнания арабами в южные районы Сахары.


страница 1

Истории некоторых народов читаются как приключенческие книги..

Один из таких народов - БЕРБЕРЫ..

Основные жители Марокко не арабы - амазахи (греч. берберы). Откуда племена этих светлокожих, худощавых высоких мужчин и изящных красивых женщин появились когда-то в Африке, — до сих пор не известно.

Но случилось это за много сотен лет до того, как эти земли завоевали арабы и даже до прихода финикийцев. Сейчас многие амазахи ассимилировали с местным населением арабской или африканской внешности, но осталось и немало «чистых» представителей.

(Известные люди амазахского происхождения: Зидан Зинедин, Изабель Аджани, Эдит Пиаф...)

Бербе́ры (от греч. βάρβαροι, лат. barbari; самоназвание амазах — господарь, свободный, благородный человек) — общее название коренных жителей северной Африки от Египта на востоке до Атлантического океана на западе и от Судана на юге до Средиземного моря на севере. Говорят на бербергских языках. По религии — сейчас в основном мусульмане-сунниты, но сохранили целый ряд этнических обычаев. Название «берберы», данное европейцами по аналогии с варварами из-за непонятности их языка.

Спорно, но весьма вероятно родство берберов и ГУАНЧЕЙ.

Вероятно, самоназвание амазахи — это то же что древние египтяне называли «Машуеш» (одно из ливийских племен), Геродот — Максиес/ Мазиес (о Ливии), также в античности жителей северных берберов называли Масилы в Нумидии (Алжир и Тунис) и Масасилы (запад Алжира и Марокко). Приставка «мас, мес - маз, мез», которая применялась к именам нумидийских царей (Массиниса, например), встречается до сих пор в фамилиях североафриканцев: Мазари, Мазуни, Мазали, Мзали, Месали, Месис и пр. Также, название деревни Amagaz (произнести а-Магесс), восточная Кавилия.

Среди многочисленных берберских народов можно выделить основные:

1. Амацирги — проживают в северном Марокко, на крайней северо-западной береговой полосе материка (т. н. Риф, от которого население его, славившееся своими морскими разбоями, было известно под названием рифских пиратов) и самую северную часть Атласа до провинции Телла.

2. Народ шиллу в южном Марокко, занимает часть большой равнины вдоль Ум-эр-Ребиа и Тензифт.

3. Кабилы — народ в Алжире (из кабилов наиболее известен Зинедин Зидан).

4. Шауйя — народ в Алжире, населяет Орес. Главный город — Батна.

5. Туареги — берберы Сахары, населяющие пустыни, живут, разделенные огромными пространствами.

Большинство берберов сегодня живёт в горах. Берберских деревень множество. Дома из сложенного красного местного камня или мазанки из такого же цвета глины расположены в зелени речных долин у склонов гор.

ПЕРВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Гараманты (греч. Γαράμαντες) — древний народ Сахары. Впервые упоминаются Геродотом (около 500 г. до н. э.) как «очень великий народ» (судя по археологическим данным, их государство возникло намного ранее, в конце II тыс. до н. э.). Имели европеоидный облик.

В VIII веке до н. э. государство гарамантов уже включало в себя весь нынешний Феззан, южные районы Триполитании и значительную часть Мармарики. Цивилизация гарамантов была весьма высокоразвита технологически. Геродот писал о них, как о воинственных, отчаянных и задиристых племенах, проникавших, на запряжённых четвёрками лошадей колесницах, глубоко в степные, ещё тогда, просторы северной Африки.

Государство гарамантов было аннексировано Римом в 19 году до н. э. Окончательно ассимилированы арабами гараманты в VII веке н. э. Гараманты говорили на языке берберской группы и использовали так званое древней письменностью тифинаг (другое название «древнеливийское»).

Тифинаг или Тифиниг, скорее всего, произошел от древнеберберского

Как считают некоторые исследователи, многие слова берберских диалектов имеют индоевропейские корни. Тем не менее, язык берберов учёные относят к семито-хамитским.

Конечно, языки у соседних народов смешиваются, и влияние семитов на берберов многовековое.

Но основа языка, если её очистить от «грима» многочисленных завоевателей окажется не семитская!

КАБИЛЫ (от арабского qabîlah — племя)

народ группы берберов на севере Алжира. Говорят на северной ветви берберо-ливийских языков. Письменность на основе латинской графики. Распространены также французский и арабский языки.

Предпринимаются попытки возрождения древней письменности тифинаг (другое название «древнеливийское»), сохранившейся в вышивках и т. п. (её хранители — в основном женщины). Кабилы составляют большинство членов местных партий «Объединение за культуру и демократию», «Фронт социалистических сил» и др.

Живут в основном в Алжире в горах Большая и Малая Кабилия (историческая область Кабилия) к востоку от г. Алжир. Численность в Алжире ок. 3 млн чел. (2007, оценка). Живут также во Франции (676 тыс. чел.), Бельгии (50 тыс. чел.), Великобритании (св. 3 тыс. чел.). Общая численность 4 млн чел, по некоторым источникам — до 6 млн чел.

Поселения обычно располагаются на вершине горы и имеют 2 улицы: внутреннюю — для женщин и внешнюю — для мужчин; тесно поставленные друг к другу дома обращены наружу глухими стенами.

Жители поселения образуют общину (таддарт, джамаат), возглавляемую вождём (амин, амеккран); она подразделяется на группы (адрум), включающие несколько родственных (в 4-5-м поколении) патрилинейных объединений (тараррубт), состоящих из больших патриархальных семей (ахам — букв. большой дом).

Сохранился доисламский фолкльер. В кавильской фолкльоре есть своя птица-феникс, это сокол (или ястреб), вернее самка сокола, то есть соколиха, Tha-Nina (tha - женский артикль, подобно французскому La). По своему символизму и значению для нас она не уступает нашей жар-птице. Она является символом возрождения, женской красоты и просто женским именем.

Защитные символы наносимые хной призваны оберегать женщину в наиболее важные периоды жизни — свадьба, беременность, затем роды. Рисунки на лице,шее, декольте — в основном это Северная Африка, Марокко — это уже другая традиция, называемая harquus («харкуз»).

Для harquus используется не хна, а другие красящие смеси, черного цвета. Рисунки в стиле harquus часто можно видеть на лицах танцовщиц трайбл-беллиденс и соответствующие украшения на теле в виде рисунков и татуировок дополняют образ.

ТУАРЕГИ (самоназвание — имощаг, имошаг) —

народ группы берберов в Мали, Нигере, Буркина-Фасо, Марокко, Алжире и Ливии. В прошлом, крайне агрессивный народ-захватчик.

По религии туареги — мусульмане-сунниты. Однако они сохранили много доисламских обычаев, как например, матрилинейную родовую организацию и ортокузенный брак по материнской линии. Несмотря на то, что современные туареги исповедуют ислам, где разрешено многоженство, настоящий туарег женится только один раз в жизни.

Женщины пользуются уважением в туарегском обществе. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, а мужчине позволительно быть неграмотным.

Основное занятие — мотыжное земледелие (зерновые, бобовые, овощи), совмещаемое с разведением мелкого рогатого скота. Часть туарегов, населяющая Алжирскую Сахару и пустыню Тенере, кочует со стадами верблюдов и коз.

Древние туагеры были белыми и состояли из каст. Рабы и кузнецы не имеют никакого отношения к туарегам высших каст. Они как правило темнокожие, тогда как сами туареги светлокожие и высоки ростом, худощавы. Считали жизнь всего лишь игрушкой, поэтому не боялись ее потерять или отобрать у других, поэтому отличались свободным нравом.

Положение женщины определялось количеством любовников и воздыхателей. Туареги совершали набеги на соседние племена, захватывая людей в рабство. (Колин М. Тернбул. Человек в Африке)

Есть легенда о происхождении народа туарегов. Согласно ей, к ним из Марокко пришла «мать-прародительница» Тин-Хинан на белом верблюде со своей служанкой Такамат. Неизвестно как они добрались до Ахаггара, здесь Тин-Хинан стала царицей.

Самые прекрасные, моложые и сильные мужчины-поклонники приезжали к ней для совокупления, потом она их убивала. Царица и служанка рожали детей, положив начало роду туарегов. От Тин-Хинан произошло благородное племя, а от служанки — племя вассалов. В 1925 году в районе древнего укрепления Абалессы в Ахаггаре нашли богатое захоронение женщины, многие туареги верят, что это именно Тин-Хинан.

В XI в. арабские завоеватели вторглись на территорию расселения туарегов в Северной Африке, вновь сместив ареал туарегов в западном направлении. В этот период туареги подверглись исламизации и арабизации. По иронии судьбы, современные туареги ассимилировали с чернокожим населением.

В Средние века туареги были заняты в транссахарской торговле, создали несколько просуществовавших недолго государственных образований, такие как Султанат Агадес; контролировали важные перевалочные торговые пункты, как например Такедда (город-государство на территории Нигера, в оазисе на западе нагорья Аир, существовавшее в Средние века.).

Во время колониальной эры туареги оказались включены во Французскую Западную Африку. В отличие от многих других народов туареги на протяжении долгого времени оказывали сопротивление новой власти (Туарегское восстание 1916-1917). Так, например, колониальная власть в колонии Нигер смогла подчинить туарегские племена только к 1923 г. Французская колониальная власть управляла туарегами через клановых лидеров, стараясь использовать межклановые противоречия.

Туареги стали прообразом для народа фременов в эпической серии Френка Герберта «Дюна».

Здесь приедставлены преймущественно фотограффии кабилов (наследственные амазихи) и несколько туарегов (ассимилированные амазахи):

Рисунки, которыми украшают себя амазахские красотки.

Чтоб не скучно было, вот вам основные элементы русского народного орнамента.



А вот как украшают своё тело амазаханочки в тех местах, что скрыты от посторонних глаз.

Так получилось, что фотограф больше внимания уделили именно женщинам племени. Осуждать его за это невозможно, потому, что берберские девушки невероятно красивы, но я заметил и другую деталь:

Роль женщин народа амазахов абсолютно не стыкуется со сложившимися понятиями о берберских племенах. Вам придёт в голову, глядя на эти лица, что они на положении бесправных рабынь, как это принято у арабов?

Нет. Очевидно, что женщины амазахов если и не руководят мужчинами, то не поражены в правах нисколько. И чувствуется огромная забота о детях. Амазахские девочки чувствуют себя принцессами, в отличии от детей в мусульманских арабских странах.

Вызывает огромное уважение тот факт, что эти дикие негры сохранили самобытность своей культуры ни смотря ни на что.

С чувством досады я осознал, что они в быту более похожи на русских, чем сами русские.
Это уже очень серьёзно. На скулах девушки шестилучевые солнечные кресты. В славянской символике мне известен почти такой же:



Обратите внимание на фразу: — "Использовался как НАТЕЛЬНЫЙ оберег". Ну просто так совпало.

Случайно современные негры использую ту же символику, что и наши предки на Руси тысячелетия назад.

Зинедин Зидан также берберского происхождения


Ничего не напоминает? У русов такой головной убор называется сорока.

Внизу славянка


Этот портрет Сделан в одном из вырытых в грунте домов, где живут берберы в Тунисе
Меня поразил облик этой женщины. Что-то в нём наше, славянское
Посмотрите, как завязан платок.


Это поразительно, как огромный народ, несмотря на все свои исторические беды, не просто сохранил себя, но ещё и расплодился так, что стоя в любой точке Атласских гор, можно увидеть сразу до десятка берберских деревень. А сколько берберов сегодня проживает в Ливии, Тунисе, Алжире!

Кто-то ещё верит в то, что крест это христианский символ? И означает он предмет, ставший орудием казни? Ну ну... интересно, что бы сейчас было на куполах христианских церквей, если бы Иисуса зарубили бы топором?

Не отпускает ощущение того, что с этим парнем я учился в одном классе. Его предки были потомственные казаки из станицы Холмская на Кубани. Я бывал там, половина станицы носит одни и те же лицо и волосы. В точности как негр на этом фото.

Историки считают финикийцев основателями буквенной письменности, мол это они весь мир научили писать. Теперь взгляните на амазахскую азбуку, и проникнитесь осознанием того, что амазахи жили на своих землях в Марокко до того как туда попали финикийцы. Получается, что мореходы торговцы и пираты увидели АзБуку именно у берберов?