Семья и Дети

Плюшкин произведение. Накопление — единственная жизненная цель Плюшкина

Последний помещик, к которому попадает Чичиков,- Плюшкин. Очутившись перед домом Плюшкина, Чичиков заметил, что когда-то здесь было обширное хозяйство, но теперь кругом - одно запустение и хлам. Имение лишилось жизни, ничто не оживляло картины, как будто все давно вымерло. Все предметы в пространстве, в котором живет Плюшкин, превратились в хлам, покрылись плесенью, обветшали и пребывают в каком-то непонятном, странном беспорядке. Нагроможденная мебель, сломанный стул на столе, боком прислоненный к стене шкап, бюро с выпавшей мозаикой и на нем куча всякой ненужной всячины - таково сборище вещей, представших взору Чичикова.

Время в имении Плюшкина давно прекратило течение: Чичиков увидел «часы с остановившимся маятником», к которому паук приладил паутину: как-то странно было надеяться, что в этом застывшем, замершем и угасшем мире обитало «живое существо». Но оно находилось тут, и, познакомившись с ним, Чичиков от изумления «поневоле отступил назад». Лицо и весь наряд Плюшкина произвели на Чичикова гнетущее впечатление. Тут в повествование включается автор и рассказывает то, о чем Чичиков еще не мог знать: не довольствуясь уже собранным в кучу в углу комнаты хламом, Плюшкин, оказывается, ходил по деревне и выискивал всякую оставленную нужную и ненужную в хозяйстве вещь, которую ему «во всю жизнь не пришлось бы... употребить...». Забросив поместье, крестьян, все, что, казалось бы, должно приносить ему доход при разумном хозяйствовании, Плюшкин сосредоточился на мелочном скопидомстве: «В комнате своей он поднимал с пола все, что ни видел: сургучик, лоскуток бумажки, перышко, и все это клал на бюро или на окошко».

«Мертвые души». Плюшкин. Художник А.Агин

Плюшкин не знает, где его выгода, и находит ее не в рачительном хозяйствовании, которое он забросил, а в накоплении хлама, в слежке за слугами, в подозрительной проверке графинчиков. Высокий смысл жизни он потерял и не понимает, ради чего он живет. Содержанием существования стал сбор разного хлама. Душа Плюшкина запущена и «захламлена». Она близка к полному омертвению, потому что ничто не волнует старика, кроме ненужных вещей. Плюшкин почти выпал из времени. Но в том-то и дело, что «почти», т. е. не совсем и не окончательно. Каждое изображение и каждая деталь у Гоголя в отношении Плюшкина символична и двойственна. Плюшкин напоминает Манилова. Тот тоже выпал из времени и из пространства. Но у Манилова никогда ничего не было. И прежде всего души. Он родился бездушным, не имевшим и не приобретшим никакого «задора». А у Плюшкина и сейчас есть страсть, пусть отрицательная,- доходящая до беспамятства скупость.

В прошлом Плюшкин обладал всем - у него была душа, была семья. «А ведь было время,- с элегической тоской восклицает Гоголь,- когда он только был бережливым хозяином!..» К нему приезжал сосед поучиться «у него хозяйству и мудрой скупости». И хозяйство Плюшкина процветало, находилось в движении, сам хозяин, «как трудолюбивый паук, бегал, хлопотливо, но расторопно, по всем концам своей хозяйственной паутины». Образ хлопотливого паука-хозяина контрастирует с образом насекомого, покрывшего паутиной часы Плюшкина.

Постепенно выясняется, что в превращении Плюшкина в скрягу виноваты обстоятельства - смерть жены, отъезд детей и обрушившееся на него одиночество. Плюшкин впал в уныние, перестал обращать на себя внимание, и только беспокойство, подозрительность и скупость развивались в нем. Он заглушил в себе отцовские чувства. Света в его доме становилось все меньше и меньше, окна постепенно затворились, кроме двух, да и то одно было заклеено бумагой. Подобно окнам, закрывались и створки души.

Мертвые души». Плюшкин. Художник П. Боклевский

Не только обстоятельства были виноваты в превращении Плюшкина из бережливого хозяина в мелочного и до крайности скупого старика. «Одинокая жизнь,- писал Гоголь,- дала сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и, чем больше пожирает, тем становится ненасытнее; человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине». Личная вина Плюшкина бесконечно велика: он, предавшись унынию и ожесточившись на судьбу, дочь, сына, позволил скупости овладеть его душой, поставить перед собой разрушительную, отрицательную цель и обратиться «в какую-то прореху на человечестве» .

И тем не менее у Плюшкина было прошлое, у Плюшкина есть биография. Плюшкину есть, что вспомнить,- без прошлого, по мнению Гоголя, нет будущего. Постепенно Гоголь при описании уже почти неподвижного и омертвевшего Плюшкина дает понять, что не все потеряно в этом помещике, что крошечный огонек тлеет в нем. Чичиков, всматриваясь в лицо Плюшкина, заметил, что «маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей...».

Когда-то дочь Плюшкина, Александра Степановна, привезла ему кулич к чаю, который уже совершенно засох. Плюшкин хочет попотчевать им Чичикова. Деталь весьма значимая и явственная. Куличи пекут к празднику Пасхи, Воскресения Христова. Кулич Плюшкина превратился в сухарь. Так и душа Плюшкина омертвела, иссохла, стала твердой, как камень. Плюшкин хранит ссохшийся кулич - символ воскресения души. Двойной смысл несет и сцена после сделки о продаже мертвых душ. Плюшкин боится оставить имение без своего надзора для заверения купчей. Чичиков спрашивает, нет ли у него знакомого, которому он мог бы довериться.

Плюшкин вспоминает, что ему знаком Председатель палаты - с ним он учился: «Как же, уж такой знакомый! в школе были приятели». Это воспоминание на мгновение оживило героя. На его «деревянном лице вдруг скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства...». Потом снова все исчезло, «и лицо Плюшкина вслед за мгновенно скользнувшим на нем чувством стало еще бесчувственней и еще пошлее».

В тот час, когда Чичиков покинул имение старого скряги, «тень со светом перемешались совершенно, и, казалось, самые предметы перемешалися тоже». Но тлеющий огонь в душе Плюшкина способен разгореться, а персонаж преобразиться в героя положительного и даже идеального.

Омертвение Плюшкина, наиболее глубокое и очевидное среди всех персонажей, кроме Чичикова, сочетается не с отрицательными только движениями души, но и с запрятанными в безднах ее подобиями теплых дружеских и человеческих чувств. Чем больше этих движений сердца, тем желчнее стиль Гоголя и тем больше досады, упреков и проповеднического пафоса в его выражениях. Вина Плюшкина неизмеримо значительнее, чем других персонажей, потому и осуждение его строже: «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться!

Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое, ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!» Чем больше в человеке обещано и чем ниже он пал из-за собственной недостойной страсти, тем больший грех он совершил и тем суровее казнит его писатель нелицеприятным судом истины: «Могила милосерднее ее, на могиле напишется: «Здесь погребен человек!», но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах человеческой старости».

Благодаря такому описанию самый живой из помещиков - Плюшкин - превращается в наиболее караемого за грехи. На деле степень омертвения Плюшкина куда меньше степени омертвения остальных помещиков. Мера его нравственной вины, мера личной ответственности неизмеримо больше. Гоголевское сожаление, гоголевское негодование по поводу измены Плюшкина самому себе, своим человеческим качествам настолько сильны, что они создают иллюзию едва ли не окончательного угасания Плюшкина. На самом деле, достигнув нижней точки падения, Плюшкин сохраняет возможность возродиться духовно, нравственно. Обратный путь его преображения входил в замысел Гоголя.


Во время раскопок старинного здания в Пскове археологи обнаружили клад Федора Плюшкина (1837- 1911) - российского купца и крупнейшего коллекционера Российской империи. Особо выдающимся в его коллекции был нумизматический отдел - 84 ящика редких монет. Такого в то время не было даже в Эрмитаже! Ведь не случайно часть коллекции выкупил сам император Николай II. Может показаться мистикой, но легендарный персонаж гоголевский Плюшкин определил судьбу будущего коллекционера, которому на момент публикации романа было всего 5 лет.




Недавно в центре старинного Пскова был найден клад. При раскопках фундамента здания, снесенного в 1970-х годах, на месте бывшей печи археологи обнаружили шесть полусгнивших жестяных банок, серебряный кубок и ковш. В них лежали тщательно упакованные монеты, ордена, медали, значки, кресты, складни, украшения – всего более тысячи предметов.

Большую часть клада составляют монеты. Среди них есть как копеечные экземпляры, так и раритеты, которые датируются XVI - началом ХХ века и представляют собой практически полную историю русской монеты.




Также найдены ордена Святого Станислава и Святой Анны – высокие государственные награды Российской Империи.



Все найденные предметы представляют большую историческую ценность и станут украшением любого музея. А еще век назад эти артефакты находились в частной коллекции Федора Плюшкина, самого известного собирателя древностей в Российской Империи.


Федор Михайлович Плюшкин был потомственным купцом, и благодаря усердному труду он смог разбогатеть. Он занимал видное место в городском руководстве Пскова, избирался в городскую думу, входил в местное археологическое общество. Но больше всего Плюшкин запомнился современникам как коллекционер и собиратель предметов старины.



В свой дом в Пскове Плюшкин свозил как уникальные экспонаты, так и явный хлам. Вещи лежали буквально кучами, а все стены были увешаны картинами Айвазовского, Верещагина, Шишкина вперемешку со старинными русскими иконами. Фарфор, оружие, редкие книги, письма Гоголя, Суворова и Аракчеева соседствовали с вырезками из газет, булыжниками, чучелами птиц. Коллекция пополнялась более 40 лет и составляла около миллиона предметов. Особым предметом гордости Плюшкина были 84 ящика с монетами. Даже в Эрмитаже, самом крупном музее России, столько не было.



Собрание исторических предметов было гордостью Плюшкина, он охотно демонстрировал гостям свой особняк, где все хранилось. Федор Михайлович ушел из жизни в 1911 году и его коллекцию купил сам император Николай II. Но кое-какие предметы все же остались в семье. Именно их, спрятанные осенью 1917 года, и нашли в фундаменте разрушенного особняка псковского купца.




Каким же образом коллекционер Плюшкин попал на страницы поэмы «Мертвые души», ведь произведение было опубликовано, когда Федор Михайлович был еще ребенком? По распространенной версии, вывеску магазина отца Плюшкина увидел Пушкин. Поэт и подсказал Гоголю запомнившуюся фамилию, которая пригодилась для персонажа, известного своей скупостью и страстью к собирательству. Все остальное - это особая магия и

Кровавая осень 1917 года. У тебя на руках кучи драгоценностей. Да еще и фамилия Плюшкин. Что будешь делать? Природа кладов имеет две стороны — темная и светлая. Один, в страхе копает яму чтобы спрятать. Другой, копает яму чтобы найти, и еще при этом радуется.

Во время археологических раскопок в Пскове был найден клад. Большую часть клада составили монеты, позволяющие проследить историю чеканки от XV до начала ХХ веков. Раскопки проводили (официальные археологи) в подвальном помещении разрушенного здания по адресу Музейный пер. 3.

В шести жестяных банках содержалась крупная нумизматическая коллекция. Русские и российские монеты от XV и до начала ХХ веков. От монет-чешуек Новгорода, Пскова, Твери, Москвы, до монет Николая II, и коронационных монет. Среди этих монет есть редчайшие. Например, полу полтина царя Алексея Михайловича, монеты Бориса Годунова.

Часть предметов, входящих в состав клада, относится к категории государственных наград. Ордена и медали XVIII-XIX веков, кубок, два бокала с вензелями Екатерины II, наградной ковш с имперским гербом и дарственной надписью. Помимо того, археологи обнаружили предметы мелкой культовой пластики, относящиеся к XV - XIX векам. Это иконы-складни, образки, .

Историческая ценность находки значительно превышает ее денежную стоимость (по оценке археологов). В настоящий момент, пытаются прочесть надписи на наградном ковше. По газетам, в которые были завернуты найденные предметы, удалось установить время захоронения ценностей — осень 1917 года.

Вероятным владельцем подобной коллекции, может быть наследник псковского купца Федора Плюшкина (1837?1911 года), живший в Пскове как раз в этот период. Купец Федор Плюшкин известен как крупнейший коллекционер Российской империи. И именно он его отец стал прототипом знаменитого персонажа из романа Гоголя Мертвые души.

Новые фото клада Плюшкина

Меры падения человека. Мелочность, ничтожность достигают предельного выражения в образе Плюшкина, который завершает портретную галерею «хозяев жизни». Подобно Коробочке и Собакевичу, Плюшкин поглощен заботами о накоплении богатств; подобно им, он находится во власти эгоистических чувств и желаний. Но эти эгоистические желания приобретают у Плюшкина характер всеобъемлющей страсти, довлеющей над всем скупости.

Накопление становится единственной жизненной целью, вне которой для него решительно ничего не существует. Весь целиком, с головы до ног Плюшкин уходит в собирание «богатств». Ненасытная жадность ведет к тому, что он теряет ощущение значимости вещей, перестает отличать важное от мелочи, полезное от ненужного. При такой внутренней обесцененности предметного мира особую притягательность неизбежно приобретает малозначительное, несущественное, ничтожное; на нем и сосредоточивает свое внимание Плюшкин. «Он уже позабывал сам, сколько у него было чего, и помнил только, в каком месте стоял у него в шкафу графинчик с остатком какой-нибудь настойки, на котором он сам сделал наметку, чтобы никто воровским образом ее не выпил, да где лежало перышко или сургучик». Боязнь что-либо упустить заставляет Плюшкина с неутомимой энергией собирать всякий хлам, сякую ветошь, все то, что давно перестало служить жизненным потребностям человека. Плюшкин превращается в преданного раба вещей, раба своей страсти. Жажда накопления толкает его на путь всяческих! самоограничений. Он не позволяет себе ни излишеств, он готов питаться впроголодь, одеваться в тряпье, и все это для того, чтобы не подорвать основы своего «благосостояния».

Человеческое в Плюшкине совершенно стерлось, исчезло. Характерно, что при встрече с ним долго не мог разобрать, к какому полу принадлежит то существо, которое он увидел, он не мог понять - ключник это пли ключница. Плюшкин не всегда был жадным скупцом, когда-то он слыл хорошим семьянином, отличался опытностью. Скрягой он стал вследствие жизненных обстоятельств. II отличие от других поместных владетели, биографий которых писатель не дает, Плюшкин изображен и процессе жизненного развития. Биография Плюшкина не только раскрывает реальные истоки всепоглощающей страсти, она отражает то, до какой глубочайшей деградации может дойти человек в определенных социальных условиях, «И до такой ничтожности, мелочности, мог снизойти человек мог так измениться! II похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком». Чем больше овладевала Плюшкиным жажда накопления, тем ничтожнее его жизнь, он сам. «Человеческие чувства... мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось В этой изношенной развалине». Духовное оскудение человека, его нравственное падение вызывают авторские чувства горечи и скорби. Они не случайно с такой ясностью высказаны в главе о Плюшкине. В главе этой показана, пожалуй, наибольшая мера угасания человеческого, наибольшая потому, что Плюшкин был не всегда таким, каким он предстает перед читателем.

Ненасытная скупость разрушает всякие человеческие связи, всякое общение Плюшкина с людьми. Он безжалостно обрезает нити, некогда соединявшие его с кругом знакомых и друзей. Поглощенный своей страстью, Плюшкин не испытывает никакой потребности ни в дружеских отношениях, ни в общении с окружающим миром. И это не только потому, что дружеские, как и всякие иные, человеческие чувства из него полностью выветрились, но и оттого, что общение с окружающими людьми, с точки зрения Плюшкина, должно нанести ущерб его материальному благополучию. Всякое посещение друзей и знакомых означает расходы, а их-то Плюшкин безумно страшится. Всякий гость и посетитель для него это истинное огорчение, зло, которого лучше избежать. Ко всем, кто посещает его имение, он относится с явным подозрением, видя в любом посетителе своего недоброжелателя и даже потенциального врага.

Страшная скупость создала непроходимую пропасть между Плюшкиным и его детьми. И по отношению к ним Плюшкин не питает никаких чувств, и для них он не желает пойти ни на какие, даже самые незначительные жертвы. Их, так же как и всех окружающих, Плюшкин рассматривает в качестве возможных и даже, пожалуй, самых опасных расхитителей его имущества. Поэтому он не только не принимает никаких шагов к примирению со своими детьми, по и тогда, когда его дочь приезжает к нему, он встречает ее без всякой радости. Плюшкин прощает ей уход из дома, но поступиться чем-либо ради нее он не хочет. Оборвав связи с окружающим миром, Плюшкин остается одиноким в своем стяжательстве. Изолировавшись от жизни, он чувствует страх перед ней, перед тем, что происходит вокруг него. Самому себе Плюшкин представляется беззащитным существом, окруженным людьми, готовыми каждую минуту его ограбить. Он объят постоянным страхом, причем не столько за свою собственную участь, сколько за сохранность своих вещей. Всюду и везде Плюшкину чудится возможность похищения накопленных им ценностей.

Обладая большим богатством, Плюшкин перед всеми, с кем он сталкивается, старается преуменьшить его, хочет предстать человеком, который принужден бедствовать.

Отражение жизни крестьян мы находим в разных местах главы, посвященной Плюшкину. По существу, тема эта проходит через все описание его быта, психологического облика и поведения. Она раскрывается не только в беседах Плюшкина с Чичиковым, но и в сценах с Прошкой, с Маврой, в изображении отдельных картин и деталей. Не желая производить «лишних» расходов, Плюшкин морит голодом своих крестьян. Не удивительно поэтому то огромное число мертвых душ, которое оказывается у него. Недаром цифра, сообщенная Плюшкиным, вызывает такое радостное возбуждение Чичикова. Отказываясь мириться со своим страшным положением, спасаясь от голода, крепостные Плюшкина убегают из его вотчины.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Накопление — единственная жизненная цель Плюшкина . И в закладках появилось готовое сочинение.

Накопление — единственная жизненная цель Плюшкина .

Галерея «мертвых душ» заканчивается в поэме Плюшкиным. Истоки данного образа находим в комедиях Плавта, Мольера, в прозе Бальзака. Однако, вместе с тем, гоголевский герой — порождение русской жизни. «В среде всеобщего мотовства и разорения... в обществе Петуховых, Хлобуевых, Чичиковых и Маниловых... человека мнительного и неглупого... невольно должен был охватить страх за свое благополучие. И вот скупость естественно становится той манией, в которую развивается его напуганная мнительность... Плюшкин — русский скупец, скупец от боязни за будущее, в устройстве которого русский человек так беспомощен», — замечает дореволюционный критик.

Основные черты Плюшкина — скупость, жадность, жажда накопительства и обогащения, настороженность и подозрительность. Черты эти мастерски переданы в портрете героя, в пейзаже, в описании обстановки и диалогах.

Очень выразительна внешность Плюшкина. «Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, настороже уши и моргая носом, они высматривают, не затаился ли где кот...» Примечателен наряд Плюшкина — засаленный и рваный халат, наверченное на шее тряпье... Портретом этим восхищался С. Шевырев. «Плюшкин так живо видится нам, как будто мы его припоминаем на картине Альберта Дюрера в галерее Дориа...», — писал критик.

Маленькие бегающие глазки, похожие на мышей, свидетельствуют о настороженности и подозрительности Плюшкина, порожденной страхом за свое имущество. Лохмотья его напоминают одежду нищего, но никак не помещика, имеющего тысячу с лишним душ.

Мотив нищеты продолжает развиваться в описании деревни помещика. Во всех деревенских строениях заметна «какая-то особенная ветхость», избы сделаны из старых и темных бревен, крыши похожи на решето, в окнах нет стекол. Дом самого Плюшкина смотрится «каким-то дряхлым инвалидом». Местами он в один этаж, местами в два, на ограде и воротах — зеленая плесень, сквозь дряхлые стены виднеется «нагая штукатурная решетка», из окон открыты только два, остальные — заставлены или забиты. «Нищенский вид» здесь метафорически передает духовную нищету героя, жесткую ограниченность его мировосприятия патологической страстью к накопительству.

Позади дома тянется сад, такой же заросший и заглохший, который, однако, «вполне живописен в своем картинном запустении». «Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев. Белый колоссальный ствол березы... подымался из этой зеленой гущи и круглился на воздухе, как...мраморная сверкающая колонна... Местами расходились зеленые чащи, озаренные солнцем...» Ослепительно белый, мраморный ствол березы, зеленые чащи, яркое, сверкающее солнце — по яркости своих красок и наличию световых эффектов пейзаж этот контрастен описанию внутреннего убранства помещичьего дома, воссоздающему атмосферу безжизненности, смерти, могилы.

Войдя в дом Плюшкина, Чичиков сразу же попадает в темноту. «Он ступил в темные, широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери». Далее Гоголь развивает намеченный здесь мотив смерти, безжизненности. В другой комнате помещика (куда попадает Чичиков) — сломанный стул, «часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил свою паутину»; люстра в холстинном мешке, благодаря слою пыли похожая «на шелковый кокон, в котором сидит червяк». На стенах Павел Иванович замечает несколько картин, но сюжеты их вполне определенны — сражение с кричащими солдатами и тонущими конями, натюрморт с «висевшею головою вниз уткой».

В углу комнаты на полу навалена огромная куча старого хлама, сквозь огромный слой пыли Чичиков замечает там кусок деревянной лопаты и старую подошву сапога. Картина эта символична. По мнению И. П. Золотусского, куча Плюшкина — это «надгробный холм над идеалом материалиста». Исследователь отмечает, что всякий раз, когда Чичиков встречается с кем-либо из помещиков, он совершает «осмотр своих идеалов». Плюшкин в данном случае «представляет собой» состояние, богатство. Фактически это самое главное, к чему стремится Чичиков. Именно денежная независимость открывает для него дорогу к комфорту, счастью, благополучию и т.д. Все это неразрывно слито в сознании Павла Ивановича с домом, семьей, родственными связями, «наследниками», уважением в обществе.

Плюшкин же проделывает в поэме обратный путь. Герой как будто открывает нам оборотную сторону чичиковского идеала — мы видим, что дом помещика полностью запущен, семьи у него нет, все дружеские и родственные связи он разорвал, в отзывах о нем других помещиков нет и намека на уважение.

А ведь был когда-то Плюшкин бережливым хозяином, был женат, и «сосед заезжал к нему пообедать» и поучиться у него хозяйству. И все было у него не хуже, чем у других: «приветливая и говорливая хозяйка», славившаяся хлебосольством, две миловидные дочки, «белокурые и свежие, как розы», сын, «разбитной мальчишка», и даже учитель-француз. Но «добрая хозяйка» его и младшая дочь умерли, старшая сбежала со штаб-ротмистром, «сыну пришла пора на службу», и Плюшкин остался в одиночестве. Гоголь внимательно прослеживает этот процесс распада человеческой личности, развитие в герое его патологической страсти.

Одинокая жизнь помещика, вдовство, «седина в жестких волосах», сухость и рационализм характера («человеческие чувства...не были в нем глубоки») — все это дало «сытую пищу скупости». Потакая своему пороку, Плюшкин постепенно разорял все свое хозяйство. Так, сено и хлеб у него гнили, мука в подвалах превращалась в камень, холсты и материи «обращались в пыль».

Страсть Плюшкина к накопительству стала поистине патологической: каждый день он ходил по улицам своей деревни и собирал все, что подвернется под руку: старую подошву, бабью тряпку, железный гвоздь, глиняный черепок. Чего только не было на дворе помещика: «бочки, пересеки, ушаты, лагуны, жбаны с рыльцами и без рылец, побратимы, лукошки...». «Заглянул бы кто-нибудь к нему на рабочий двор, где наготовлено было на запас всякого дерева и посуды, никогда не употреблявшейся, — ему бы показалось, уж не попал ли он в Москву на щепной двор, куда ежедневно отправляются расторопные тещи и свекрухи...делать свои хозяйственные запасы...», — пишет Гоголь.

Подчиняясь жажде наживы и обогащения, герой постепенно утратил все человеческие чувства: он перестал интересоваться жизнью своих детей и внуков, рассорился с соседями, отвадил всех гостей.

Характеру героя в поэме целиком соответствует и его речь. Как отмечает В. В. Литвинов, речь Плюшкина представляет собой «одно непрерывное брюзжание»: жалобы на окружающих — на родственников, крестьян и брань со своими дворовыми.

В сцене купли-продажи мертвых душ Плюшкин, как и Собакевич, начинает торговаться с Чичиковым. Однако, если Собакевич, не заботясь о моральной стороне вопроса, вероятно, догадывается о сути аферы Чичикова, то Плюшкин даже не задумывается об этом. Услышав о том, что можно получить «прибыль», помещик как будто забывает обо всем: он «ожидовел», «руки его задрожали», деньги от Чичикова он «принял в обе руки и понес их к бюро с такою же осторожностью, как будто бы нес какую-нибудь жидкость, ежеминутно боясь расхлестать ее». Таким образом, моральная сторона вопроса уходит от него сама собой — она просто меркнет под напором «нахлынувших чувств» героя.

Именно эти «чувства» выводят помещика из разряда «равнодушных». Белинский считал Плюшкина «лицом комическим», гадким и отвратительным, отказывая ему в значительности чувств. Однако в контексте творческого замысла автора, представленной в поэме жизненной истории героя данный характер представляется самым сложным среди гоголевских помещиков. Именно Плюшкин (вместе с Чичиковым), по замыслу Гоголя должен был появиться нравственно возрожденным в третьем томе поэмы.