Работа

Почему автор вводит плач ярославны. «Плач Ярославны» из «Слова о полку Игореве»: анализ

«Слово о полку Игореве» - литературный памятник древнерусской культуры, в котором рассказывается о неудачном походе князя Игоря Святославича на половцев в 1185 году.

Плачь Ярославны – это одна из трех частей поэмы, посвященная моменту скорби жены князя Игоря о неудачном исходе сражения, в котором принимала участие его дружина. Этот эпизод признан одним из лучших во всем произведении, а его героиня выступает символом любящей и верной жены.

Образ Ярославны олицетворяет собой тему семьи, мира, дома и бесконечной тоски по мужу, который каждое мгновение рискует погибнуть от вражеского меча. Ее волнение настолько сильно и непреодолимо, что она готова стать птицей, чтобы поскорее оказаться рядом с мужем и залечить его раны. Что характерно, подобные приемы, а именно превращение героев произведений народного творчества в различных птиц и зверей, представляют собой одну из основных черт русского фольклора.

Действие происходит в тот период, когда Русь уже приняла христианство, но в то же время еще продолжает традиции языческой веры. Об этом говорят художественные образы, используемые в произведении. Например, Игорь, заметив черную тень, поднявшуюся над русским ополчением, усомнился в удачном исходе сражения.

Или, к примеру, обращение Ярославны к ветру, к солнцу, к реке, означает ее веру в языческих богов, олицетворяющих названные силы природы. Она разговаривает с ними на равных, то упрекая, то умоляя о поддержке и защите. Кроме того, с помощью данного приема автор показывает красоту русской земли, бескрайность ее полей, яркое солнце, высокие горы, глубокие моря и могучие реки. Вся необъятная и великая Русь воплотилась в этой картине, олицетворенная в образе прекрасной Ярославны. Ее плач несет в себе не только страдание и печаль, но также наполнен нежностью и светлой надеждой.

Монолог героини – это лирическая песня, пронизанная неугасающей надеждой на скорое возвращение князя Игоря с поле боя. И за ее веру и безграничную любовь судьба щедро вознаграждает Ярославну. Мольбы услышаны, и князь Игорь бежит из плена, ведомый чудесной силой на пути к своему дому.

Таким образом, плач Ярославны является важнейшей сюжетной составляющей поэмы «Слово о полку Игореве». Именно в ней содержится вся сила всеобщей народной скорби о павших войнах и утверждается идея созидания и мира.

Вариант 2

12 век для Руси ознаменовался многими событиями, но, в основном, военной направленности. Если говорить о культурном развитии государства, то важно заметить, что именно к этому времени относится замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».

Вышеназванное произведение имеет четкую структуру, которой подчинены идея, жанровые особенности, средства языка. В «Слове…» нет ничего случайного или лишнего: каждый эпизод важен, он несет определенную смысловую нагрузку.

В данном сочинении речь пойдет об эпизоде, который литературоведы называют «Плач Ярославны». Это своего рода предсказание судьбы любимого лады.

Ярославна олицетворяет собой землю Русскую. И в плаче девушке ярко показано отношение всей земли русской к военным событиям с половцами.

Если говорить о композиционном построении текста, то «Плач» важен как предрешение бегства Игоря из плена. Потому что лада Ярославна обращается к солнцу, ветру, Дунаю, затем, чтобы они помогли ее возлюбленному освободиться от половецких пут, затем, чтобы лада смог быть с любимой вместе.

Если «Плач» изъять из текста, то нарушится его стройность и смысловая завершенность. Ведь главная идея – это призыв к единению.

Также не стоит забывать о таких вещах как художественное пространство и время. В данном случае особое внимание уделяется пространству. Оно то расширяется, то сужается. В «Плаче» же пространство расширено до самых окраин государство русского. Это достигается за счет мастерства автора, за счет того, что он приблизил «Плач» к народной лирической песне.

Важны в «Плаче» и пейзажные зарисовки. По словам литературоведа Д. Лихачева, они призваны быть самостоятельными действующими лицами. Это также свойственно древнерусским текстам того времени, потому что такой прием позволяет показать и подчеркнуть огромность пространства, которое окружает ничтожно маленького человека.

«Слово…» имеет поэтические переложения. Наиболее интересными являются переводы Лихачева Д., и Заболоцкого Н.

Если говорить о «Плаче», то Лихачев приукрашивает текст за счет метафор, а Заболоцкий – за счет сравнений.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Иванова Подвиг молодого киевлянина 5 класс (описание)

    Картина написана художником Андреем Ивановым по древней летописи Нестора о событиях, происходивших в 968 году. Летопись рассказывает о молодом киевлянине, который во время нападения печенегов на Киев бросился через вражеское войско к реке ДнепрСочинение на тему Прогресс

    В обыденном мире мы часто сталкиваемся с таким понятием, как «прогресс». Его можно определить, как успех в чем-либо - достижения в спортивной деятельности, прекрасные результаты в обучении или скачок продаж в фирме

Плач Ярославны считается одним из самых поэтических мотивов «Слова». На городском забрале, на стене, в Путивле (недалеко от Курска) Ярославна рано плачет: она обращается к ветру, к Днепру-Словутичу, к светлому, тресветлому солнцу. Ветер развеял ее радость по ковылию, Днепр может только нести ее слезы до моря, а солнце в поле безводном русичам жаждою луки стянуло (они бессильны натянуть лук), горем им тулы со стрелами заткнуло.

Бегство Игоря из плена

В ответ на плач Ярославны силы природы словно помогают Игорю бежать из плена. Игорь дожидается условного свиста верного человека, который ждет его с конем за рекой, а затем уходит по степи, скрываясь и охотой добывая себе пищу, перебираясь по струям Донца. Автору «Слова» припоминается песня о безвременной смерти юноши князя Ростислава, брата Владимира Мономаха (событие, случившееся за 100 лет до похода Игоря). Юноша утонул в окаянной реке. А река Донец помогла Игорю. По следу Игоря едут половецкие ханы Гзак и Кончак и примиряются с бегством Игоря. Быстро переносит автор «Слова о полку Игореве» своего героя из степей в Киев, на радость странам-городам. «Игорь едет по Боричеву к святей Богородице Пирогощей (храм, находившийся в Киеве на Подоле)». Заключительным словом к князьям, возможно, ещё пленным, и к погибшей дружине заканчивается «Слово о полку Игореве».

Композиция «слова..». «Слово» начинается обширным вступлением, в котором автор вспоминает старинного певца «слав» Бояна, мудрого и искусного, но тем не менее заявляет, что он не будет в своем произведении следовать этой традиции, он поведет свою «песнь» «по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню».

Определив хронологический диапазон своего повествования («от стараго Владимера до нынешняго Игоря»), автор рассказывает о дерзком замысле Игоря «навести» свои полки на Половецкую землю, «испити шеломомь Дону». Он как бы «примеряет» к своей теме поэтическую манеру Бояна («Не буря соколы занесе чресъ поля широкая - галици стады бежать къ Дону Великому» или: «Комони ржуть за Сулою - звенить слава въ Кыеве») .

В радостных тонах рисует автор встречу Игоря и Буй Тура Всеволода, восторженно характеризует удалых «кметей» (воинов) курян. Тем резче контраст с последующим рассказом о грозных знамениях, которыми отмечено начало Игорева похода и которые предвещают его трагический исход: это и солнечное затмение, и необычные зловещие звуки в ночной тишине («нощь стонущи ему грозою птичь убуди»), и тревожное поведение зверей, и «клик» Дива. И хотя далее описывается первая победа, принесшая русским князьям богатые трофеи, автор вновь возвращается к теме грозных предзнаменований грядущего поражения («кровавыя зори светъ поведаютъ, чръныя тучя съ моря идутъ...»).

Рассказ о второй, роковой для Игоря битве прерывается авторским отступлением - воспоминанием о временах Олега Святославича. Этот исторический экскурс поднимает тему, к которой потом еще не раз вернется автор «Слова» - тему губительных междоусобиц, из-за которых гибнет благоденствие всех русичей («Даждьбожа внука»). Но те кровавые битвы прошлых времен не могут сравниться с битвой Игоря против окруживших его половецких полков: «съ зараниа до вечера, съ вечера до света летятъ стрелы каленыя, гримлютъ сабли о шеломы...». И хотя битва происходит в далекой половецкой степи - «в поле незнаемом», но последствия поражения Игоря скажутся на Руси - «тугою (горем) взыдоша по Руской земли». Сама природа скорбит о поражении Игоря: «ничить трава жалощами, а древо с тугою къ земли преклонилось».

И снова, оставив на время рассказ об Игоре, автор «Слова» повествует о бедах всей Русской земли, говорит о том, что в них повинны сами русские князья, которые начали на себя «крамолу ковати». Только в объединении всех русских сил против кочевников - залог победы, и пример тому - поражение, которое нанес половцам Святослав Киевский, когда половецкий хан Кобяк был взят в плен и «пал» «въ гриднице Святъславли».

Далее в «Слове» повествуется о вещем сне Святослава, предрекающем ему горе и смерть. Бояре истолковывают сон: недобрые предзнаменования уже сбылись, «два солнца померкоста» - Игорь и Всеволод потерпели поражение и оказались в плену. Святослав обращается к своим «сыновцам» с «золотым словом, со слезами смешанным»; он упрекает их за нерасчетливые поиски славы, за несвоевременный поход, сетует на княжеское «непособие».

Автор «Слова», как бы продолжая мысль Святослава, обращается к наиболее влиятельным из русских князей, прославляет их доблесть и могущество, призывает вступиться «за обиду сего времени», «за раны Игоревы». Но время славных побед для многих их них уже в прошлом, и причина тому - междоусобные войны, «крамолы». «Склоните свои знамена (или иначе: не вздымайте стягов, готовясь в поход), спрячьте свои притупленные мечи, так как вы уже лишились славы своих дедов», - этим призывом завершаются обращения к русским князьям. И как раньше автор вспоминал о временах Олега Святославича, теперь он обращается к времени другого столь же воинственного князя - Всеслава Полоцкого. Он также не добился победы, несмотря на временные успехи («дотчеся» злата стола киевского, «отвори врата Новуграду», «разшибе славу Ярославу») и даже на какие-то сверхъестественные качества (он способен к быстрому передвижению, у него «веща душа»).

Затем «Слово» вновь обращается к судьбе Игоря. В Путивле Ярославна молит силы природы помочь ее мужу, вызволить его из плена. Характерно, что и в этом лирическом плаче, построенном по образцу народного причитания, звучат свойственные всему памятнику общественные мотивы: Ярославна печется не только о супруге, но и о его «воях», она вспоминает о славных походах Святослава Киевского на хана Кобяка. Плач Ярославны тесно связан с последующим рассказом о побеге Игоря из плена. Природа помогает Игорю: дружески беседует с князем река Донец, вороны, галки и сороки замолкают, чтобы не выдать преследователям местонахождения беглецов, указывают им путь дятлы, радуют песнями соловьи.

Спор ханов Кончака и Гзы о том, как поступить им с плененным сыном Игоря Владимиром, продолжает этот насыщенный символами, взятыми из мира живой природы, рассказ о бегстве князя: Игорь летит «соколом» на родину, а ханы решают судьбу «соколича». Примечательно, что здесь, как и в других местах памятника, сочетаются два типа метафор - воинских символов («сокол» - удалой воин) и символов фольклорных, в данном случае - восходящих к символике свадебных песен, где жених - «сокол», а невеста - «красная девушка», «лебедушка» .

Автор «Слова» беспрестанно «свивает славы обаполы сего времени», т. е., говоря о настоящем, вспоминает о прошлом, ищет там поучительные примеры, отыскивает аналогии. Он вспоминает то Владимира Мономаха, то Олега Святославича, то Всеслава Полоцкого. В этом же ряду находится, видимо, и фраза, смысл которой до сих пор вызывает разногласия: «Рекъ Боянъ и Ходына Святъславля, песнотворца стараго времени Ярославля: «Ольгова коганя хоти! Тяжко ти головы кроме плечю, зло ти телу кроме головы», - Рускои земли безъ Игоря». Исследователи изменили написание первого издания, где читалось: «Рек Боян и ходы на Святъславля пестворца стараго времени Ярославля...», полагая, что здесь названы два певца - Боян и Ходына. Тогда фразу эту можно перевести так: «Сказал Боян и Ходына Святославовы, песнотворцы старого времени Ярославова: «Жена Олега когана!..» Грамматическое обоснование этой конъектуры (впервые предложенной еще в XIX в. И. Забелиным) получило недавно и косвенное подтверждение историко-культурного характера. Есть все основания считать, что Боян был певцом скальдического типа (речь идет не о его национальности, а о художественной манере; присутствие при дворе Ярослава норвежских скальдов (певцов-поэтов) - исторический факт). А для певцов скальдического типа было характерно исполнение песен или саг вдвоем: один певец доканчивает фразу, начатую другим. Если приведенное выше толкование фразы верно и здесь перед нами два певца - Боян и Ходына, то это еще один пример, когда автор «Слова» ищет аналогии в прошлом, вспоминая какую-то «припевку» Бояна и Ходыны, обращенную (как думали В. Н. Перетц и А. В. Соловьев) к жене князя Олега Святославича.

Эпилог «Слова» праздничен и торжествен: вернувшийся на Русь Игорь приезжает в Киев, к великому Святославу; «страны рады, гради весели». Здравицей в честь князя и заканчивается «Слово».

Женская судьба … Испокон веков назначением женщины считалось быть хранительницей. Рожать и воспитывать детей, хранить домашний очаг, работать в поле, угождать мужу, быть опрятным и красивым. Простые женщины выполняли эту миссию с честью. Княгиня Ярославна из высшего общества, но и на ее долю легли нелегкие испытания. Евфросиния Ярославна — дочь Ярослава Владимировича Галицкого, вторая жена Игоря, который женился на ней 1184. Ярославна влюбленная в своего мужа, и вот это счастье супружеской жизни ей отведено лишь один год, потому что уже в 1185 году Игорь отправился в поход на половцев и попал в плен. Как же тяжело молодой женщине отрывать от сердца своего милого и провожать, может, на верную смерть!

Но она осознает, что ее муж — князь, полководец, воин. Женщина должна мужественно вынести это горе, еще и подать пример женщинам дружинников.

С тревогой ожидает она вестей с поля боя, радуется первым победам Игоря. Но вот страшная весть: войско разбито, а ее милый ладо в плену. Ярославна не кроется со своим горем, она выходит на Путивливський вал, в отчаянии обращается к силам природы за помощью.

Она может быть гневной и ласковым, но всегда действующей, подвижной, очеловечено. Обращается к ней Игорь, когда попадает в плен:

О Донец-Рико!

Не мало тебе славы,

Носивший ты князя на волнах,

Стелил ему траву зеленую

На берегах серебряных …

Донец вступает в диалог с Игорем:

Князь Игорь!

Не мало тебе славы,

Кончаком досады лютой,

А Русской земле веселья!

Обращение Ярославны остаются без ответа, но природа все же поможет Игорю бежать из плена.

Автор с огромной любовью, симпатией, восхищением описывает нам эту женщину-страдалицу в небольшом эпизоде. Какой же надо иметь талант, чтобы на одной странице так детально выписать этот образ, что он считается поэтической красотой величайшим, обвитым особой лиричностью образом в мировой литературе! Художник применяет нежные поэтические выражения: чайка милосердия, кукушка, плачет-тоскует. Язык ее эмоциональная, пронизана патриотизмом. Она и политически сознательная женщина, потому оплакивает не только Игоря, но и воинов, жену, сочувствует русским женщинам:

Как и чайка милосердия

Стонет она утром рано.

Верит Ярославна в чудодейственную силу Каялы-реки, которая может исцелить раны князя:

Омочу бобровый рукав

В Каяле-реке,

Омой князю кровавые раны

На теле его могучем!

В украинской художественной литературе и в фольклоре мы часто встречаем на определение женской судьбы сравнение женщины с тополем, калиной, чайкой, кукушкой. Эти две птички символизируют трагическую судьбу женщины. Автор «Слова …» именно их и использует. Ярославна готова полететь кукушкой, Чайкой в самое пекло, лишь бы спасти Игоря.

Весь монолог Ярославны состоит из риторических обращений и вопросов, в которых она восхваляет всесилие природы, а иногда даже способна на упреки, что та препятствует князю и жене:

О ветер, парус!

Почему, хозяин, силой виеш?

Почему мечешь вражеские стрелы

На крыльях своих легких Против воинов моего милого?

До Днепра-Славутича она обращается как к могучей стихии:

Принеси же ты, хозяин,

Ко мне моего милого,

А не слала бы я слез ему ревностных

На море пораненько!

Как же надо любить своего суженого, чтобы так отчаянно, отчаянно вымаливать ему жизнь не в людей, а у сил природы! Это отчаяние, последняя надежда. И уже вимучившись мольбами, женщина обращается к мощнейшей силы — Солнца:

Почему же, солнце-хозяин,

Простерла горячее свои лучи

На воинов моего милого

В поле безводном,

Жаждой им луки посушило,

Тоской колчаны сомкнули!

И природа словно опомнилась от этих искренних заклинаний, будто вняла душевную красоту этой женщины, природа даже не безразлична к ее тоски:

В полночь море взыграло Мгла идет столбами-вихрями, Игорю-князю бог путь представляет Из земли половецкой На землю Русскую.

Прошло более восьми веков со времени этих событий, но и сегодня хочется пожелать молодым людям, супругами последовать примеру этого супругов в верности, безграничной любви друг к другу. Ведь и Игорь не предал Ярославне, хотя ему предлагали красавиц-половчанок и богатство, чтобы в его лице иметь союзника хану Кончаку.

Образ Ярославны настолько светлый, поэтический, что его часто используют художники в своем творчестве. Недаром именно «Плач Ярославны» перевел Маркиян Шашкевич, а Николая Лысенко ее образ вдохновил на музыкальную композицию «Плач Ярославны».

Незабываемый образ Половчихы из новеллы «Шаланда в море» (роман «Всадники» Ю. Яновского) несет в себе многие черты Ярославны. Она тоже просит силы природы вернуть ее Мусиечка, попавшего в морскую непогоду. Половчиха тоже стоит на скале, как «маяк неугасимой силы», и просит все ветры и море сжалиться на ее горе. И здесь тоже природа помогает. Во время Великой Отечественной войны наших женщин называли Ярославна, ибо они отдавали свою жизнь, кровь, здоровья, чтобы их мужчинам-ладам посчастливилось выжить, одолеть лютого врага. Первую женщину-космонавта Валентину Терешкову тоже нарекли этим именем, даже песни составили о Валентину-Ярославне.

И с полным правом наших женщин можно назвать Ярославна, ибо этот образ стал обобщенным. Женщины, девушки, которым присущи верность в любви, переживание за судьбу родного человека, способность к самопожертвованию, нежность, любовь ко всему живому, магическая сила убеждения словом — все они Ярославны. И дай Бог, чтобы такие женщины не перевелись на нашей земле!

«Слово о полку Игореве» — знаменитый памятник древнерусской литературы. В нем сочетается лаконичность и точность слова, поэтичность и эмоциональность. Эти особенности привлекают к старинной поэме творческих людей уже много веков.

Автор произведения неизвестен, он повествует о событиях давно прошедших дней, которые в результате привели к столь желанному объединению разобщенных князей. «Слово о полку Игореве» стало первым русским произведением, раскрывшим перед нами многогранные образы русских князей, их войск и семей.

Образ Ярославны

Одним из ярчайших образов произведения стал образ Ярославны – молодой жены князя Игоря. Образ ее исполнен трагедии и печали, но вместе с этим лиричен и поэтичен. Ярославна представлена верной и преданной, бесконечно любящей спутницей жизни.

Переживая за благополучие мужа, Ярославна плачет на стене Путивля, не пряча слез и не стыдясь их. Плач передан в традиционной для русского фольклора форме. В нем есть и церемониальность и искренность, которая не оставляет равнодушным читателя. Ярославна всеми силами души стремится оказаться рядом с Игорем в тяжелую для него минуту. Она словно чувствует его боль, единственным ее желанием становится облегчение его страданий.

Обращение Ярославны к силам природы

Осознавая, что никто из окружающих не может ей помочь, она обращается к природным стихиям, умоляя не губить родного ей человека. Призыв к ветрам, солнцу и Днепру переполнен безграничным доверием и надеждой, языческой верой во всемогущество природных богов.

«Возлелей, господин, моего ладу ко мне, чтобы не слала я споза­ранку к нему слез на море», - вопрошает она у Днепра. Сквозь уважительный тон можно проследить упрек силам природы за то, что произошло с русским войском: «Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких крыльях на воинов моего лады?» - обращается девушка к ветру.

Образ русской женщины в «Слове…»

Образ верной жены Ярославны цельный и самодостаточный. В ее причитаниях отчетливо слышится тоска и печаль всех русичей, пострадавших от поражения от половцев. Через этот образ автор представляет скорбь всех русских людей, особенно русских женщин, ждущих своих мужей с полей сражения, безукоризненно верящих в правильность поступков своих супругов, готовых в любой момент прийти ему на помощь.

Значение образа Ярославны для русской литературы

Образ Ярославны оказал влияние на творчество многих русских писателей и поэтов, стал предвестником героинь Пушкина, тургеневских девушек, женских образов Толстого. «Слово…» переводили с древнерусского разные поэты и писатели. Самые известные переводы плача Ярославны Жуковского и Заболоцкого. Каждый из них по-своему передает страдания девушки, поэтично обрисовывают ее внутреннюю боль.

На мой взгляд, плач Ярославны вызывает непередаваемые ощущения после прочтения, особенно если читать его в оригинале. Автор «Слова о полку Игореве» по истине тонкий психолог, чутко чувствующий прекрасное в мире.

Над широким берегом Дуна́я,
Над великой Га́лицкой землёй
Плачет, из Пути́вля долетая,
Голос Яросла́вны молодой:

«Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опу́шкой
Наклонясь, в Кая́ле омочу.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру́ кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь».


Лишь заря займётся поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру́:

«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки́,
Стрелы полове́цкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
Чем тебе не любо на просторе
Высоко́ под облаком летать,
Корабли лелеять в синем море,
За кормою во́лны колыхать?
Ты же, стрелы вражеские сея,
Только смертью веешь с высоты.
Ах, зачем, зачем моё веселье
В ковылях навек развеял ты?»

На заре в Путивле причитая,
Как кукушка раннею весной,
Ярославна кличет молодая,
На стене рыдая городской:

«Днепр мой славный! Каменные го́ры
В землях половецких ты проби́л,
Святослава в дальние просторы
До полков Кобя́ковых носил.
Возлелей же князя, господи́не,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слёзы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!»

Далеко́ в Путивле, на забрале,
Лишь заря займётся поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:

«Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половча́н
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан?»

И взыграло море. Сквозь туман
Вихрь промчался к северу родному -
Сам Господь из половецких стран
Князю путь указывает к дому.

Плач Ярославны – самая поэтическая часть текста. Это произведение в произведении. Он обладает смысловой законченностью и художественным совершенством . Ярославна оплакивает попавшего в беду мужа. Она готова в поисках его облететь кукушкою просторы русской и половецкой земли, но, сознавая тщетность своих помыслов, обращается не к божествам, а к самым могущественным силам природы , близким и понятным ей: ветру, воде, солнцу. Она не просто оплакивает мужа, а надеется вернуть его из пленас помощью могучих природных сил : Ветра Ветрила, Днепра Славутича, тресветлого солнца. Эти природные силы персонифицированы (Персонифика́ция - представление природных явлений и сил, объектов, отвлечённых понятий в образе действующих лиц). Поэтому плач Ярославны – это и заговор, и заклинание . Она похвалой заговаривает, заклинает их. Это сложное триединое жанровое образование: плач, заговор, молитва . В обращениях Ярославны присутствует градация, наращение, усиление действия, эффекта. Сначала она намеревается без чьей-либо помощи долететь «зегзицею» до своего «лады». Затем она с упрёком-просьбой обращается к ветру, потом к Днепру и, наконец, к самой могущественной силе – к солнцу. Их возможности представлены в нарастающей последовательности . Мольба её усиливается единоначатием (анафорой) фраз :



Зачем, господин, веешь ты навстречу?

Зачем мечешь осиновые стрелочки?

Зачем, господин, моё веселие по ковылю развеял?

Ещё эмоциональнее обращается она к солнцу. Для него она находит самые яркие эпитеты : «светлое и тресветлое солнце». И просит она теперь не только за мужа, но и за всю дружину, чтобы оно «не простирало свои горячие лучи на воинов» её милого. Ёмким метафорическим вопросом заканчивается плач. Убедительной просьбой выражает она своё горестное отношение к событиям и вместе с тем покорно и требовательно зовёт на помощь. Ярославна взмолилась о помощи и словом воздействовала на судьбу – Игорь бежал из плена.

Образ Ярославны воспринимается как символ женской верности, жены воина . В монологе Ярославны раскрывается богатство и сила ее внутреннего мира, подчеркиваются ее бесстрашие и мужество : с могучими силами природы она держится на равных; она готова мужественно разделить с мужем все тяготы и невзгоды военного похода. Безгранично и ее милосердие: своим присутствием Ярославна хочет облегчить страдания раненого и плененного Игоря. Нежностью и любовью наполнено каждое слово ее монолога.

Сон Святослава.

Святославу снится сон. Он воспринимает его как предзнаменование. Великий киевский князь собирает бояр, чтобы истолковать этот сон. Бояре отвечают ему, что главный смысл сна в том, что два сына Святослава с небольшим войском, отправившись на половцев, потерпели неудачу.



Благодаря этому толкованию, Святослав приходит к мысли, что половцев можно победить только общими силами. Эту мысль он выражает в “золотом слове” . В него вложен призыв ко всем князьям на Руси объединить свои силы.

«Этой ночью с вечера одевают меня, - говорит,

черным покрывалом

на кровати тисовой;

черпают мне синее вино,

с горем смешанное;

сыплют мне из пустых колчанов поганых иноземцев

крупный жемчуг на грудь

и нежат меня …»

… И тогда великий Святослав
Изронил свое златое слово ,
Со слезами смешано, сказав:
“О сыны, не ждал я зла такого!
Загубили юность вы свою,
На врага не вовремя напали,
Не с великой честию в бою
Вражью кровь на землю проливали.
Ваше сердце в кованой броне
Закалилось в буйстве самочинном.
Что ж вы, дети, натворили мне
И моим серебряным сединам?

…. Встаньте, государи, в злат стремень
За обиду в этот черный день,
За Русскую землю,
За Игоревы раны –
Удалого сына Святославича!

Он призывает князей постоять за «землю Русскую», отомстить «за раны Игоревы», прекратить междоусобицы. «Золотое слово» Святослава занимает центральное место в произведении. Этим автор подчеркивает свою приверженность объединительной идее.

Князь Игорь.

Смелость, чувство долга столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине - с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы. Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к поражению, которого еще не знали русские. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья - Игорь и его брат Всеволод - оказались в плену. Впервые русское войско потерпело такое страшное поражение.

Образ Игоря в «Слове о полку Игореве» совершенно лишен какой-либо идеализации.

С одной стороны, автор создает образ эпичес­кого героя , для которого главное - воинская честь и рыцарское достоинство; он воспевает его храбрость и мужество и заставляет читателей проникнуться к своему герою любовью и состраданием. С другой стороны, князь - человек своего времени. Привлекатель­ные качества его личности вступают в противоречие с безрассудст­вом и эгоизмом, поскольку князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины. Вот почему, несмотря на видимую личную симпатию к князю Игорю, автор все же подчеркивает в герое не ин­дивидуальное, а общее, что роднит его с другими подобными ему князьями, самолюбие и недальновидность которых привели к меж­доусобной борьбе, раздорам и в конечном результате к потере един­ства Руси как государства.

Актуальность.

Произведение «Слово о полку Игореве», это не просто рассказ или былина, это - наша история, наши корни.
Русь просторная, многострадальная, противоречивая и бунтарская... Молодые князья, необдуманно положившие на поле брани русских воинов. Междоусобицы, героизм простых людей, понимание своих ошибок актуально для наших дней. Происходят другие события, но ошибки нашего народа прежние.

Но как бы ни была трудна наша дорога, какие бы препятствия не возникали на пути у нашего народа, все равно русский народ победит. Этой надеждой дышит «Слово о полку Игореве», с этой надеждой всегда живет Русь. И как показывает история, надежды всегда сбываются.

Очень важно, что до нашего времени дошло произведение «Слово о полку Игореве», даже не с точки зрения освещения происходивших событий, а с точки зрения искусства, поэзии, ведь только в песне, стихах, музыке можно понять и почувствовать душу человеческую. А русская душа, сама как произведение искусства, и нет ее загадочнее и красивее.

Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху. Единство русских земель – это тот стержень, на котором держится вся истории России. Мы знаем немало кровопролитных войн, целью которых было объединение русских земель, сначала под главенством Киева, а затем и Москвы.

Сейчас государство, складывающееся веками, оказа­лось расколото, в результате чего забываются совместные про­шлые победы и утрачивается возможность братского сотрудни­чества.

Герои «Слова»

Князь Игорь Вдохновитель и руководитель похода, защитник Русской земли, который «навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую». Храбрый воин, у него сильная воля, мужественное сердце. Забота о защите государства руководит мыслями и действиями Игоря. Неблагоприятное предзнаменование - солнечное затмение - не охлаждает его боевого пыла.
Брат князя Игоря Всеволод Отвага, мужество, храбрость, воинская честь отличают Всеволода даже в большей степени, чем Игоря.
Жена князя Игоря Ярославна Особый светлый образ русской женщины. В целом, этот образ можно рассматривать как символ русской земли, родины, матери, любви. Ее устами говорит простая русская женщина, горячо любящая своего мужа, тоскующая в разлуке с ним и горюющая о том, что он ранен и в плену. Ее обращение к природе за помощью объединяет их силы и помогает плененным бежать. Это патриотка, болеющая душой за воинов. Для Ярославны поражение русских воинов - большое личное несчастье.
Святослав Произносит свое «золотое слово». В этом слове живет надежда объединить князей в борьбе за Русь, преодолеть поражение, которое потерпел князь Игорь. Мудрость, справедливость и доброта - вот отличительные черты этого сильного человека.
Русская земля, Родина Мир родины, общий русский мир показан не мстительным, а добрым. Доброта как основа отношения русского народа к миру и к людям выявлены автором очень ярко.

Поэтические особенности

Язык Речь автора обнаруживает его живое отношение к событиям: скорбит о поражении русских воинов, порицает и обличает князей, которые не прислушались к призыву об объединении, переживает о судьбе своей родины, прославляет мощь русского народа.
Художественные приёмы Автор создает живые картины происходящего, пытается создать у читателей нужное настроение. Это можно заметить в описании природы, которая перед походом князя Игоря как бы предвещает трагический исход сражения: вой волков, возбуждающий ужас; клекот орлов, созывающий вереей на трупы; лай лисиц; звериный свист и т. п.
Эпитеты Народнопоэтические, то есть такие, которые чаще встречаются в устной народной поэзии, чем в книжно-письменной речи, например: серый волк, сизый орел, черный ворон и т. п.
Метафоры Часто автор прибегает к метафорическим эпитетам, например: железные полки, золотое слово, живые копья и т. п.
Олицетворение Например: «Уже Пустыня Силу прикрыла! Встала Обида в полках Дажьбожьего внука, вступила девою на землю Троянову, заплескала лебедиными крыла ми на синем море у Дона». Здесь обида дается в образе девы, которая машет лебедиными крыльями.
Использование символики Например: «Черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца». Здесь черные тучи - это вражеские полки, а четыре солнца - это четыре русских князя.
Аллитерация (созвучие) Например: «…в пяток потопташа поганые полки половецкие».

Минисочинения.