Работа

Почему бродского похоронили в венеции. Остров-кладбище сан-микеле в венеции

Известная со школьной скамьи легенда о перевозе душ умерших по реке Стикс в Царство Аида с некоторых пор имеет реальное воплощение. Неподалёку от Венеции на одноимённом острове в Венецианском заливе находится остров-некрополь – знаменитое кладбище Сан-Микеле. Сюда по воде, на похоронных гондолах, тела усопших перевозят к месту вечного упокоения. На пути следования расположено изваяние московского скульптора Георгия Франгуляна. В небольшой лодке, качающейся на волнах, стоят великие итальянские поэты: Вергилий и Данте. Автор Божественной Комедии рукой указывает в направлении погоста.

Историческая справка

Остров Сан-Микеле назван в честь расположенной на нём Церкви Архангела Михаила. Дошедшая до наших времён постройка возведена в конце 15-го века. Архитектор Мауро Кодусси (Кодуччи) воплотил в здании ранние мотивы эпохи Возрождения. В отличие от большинства кирпичных религиозных сооружений того времени, Церковь была создана из белого камня. Изящество декора и благородные формы до сих пор поражают взоры туристов.

Рядом с Церковью Сан-Микеле ин Изола расположены капелла Эмилиани и кирпичная колокольня. Купола обоих зданий несут на себе отпечаток восточных мотивов. На фронтальной части капеллы также можно заметить колонны и псевдоантичные скульптуры.

В Средние века на острове находился монастырь, большая библиотека и теософская школа. Там, помимо богословия, преподавались гуманитарные науки и философия.

В конце 18-го века окружённая водами территория отошла австрийцам, и они устроили там тюрьму для истинных патриотов Венеции. Немногим позже, в 1807 году по указу Наполеона два острова Сан Кристофоро и Сан-Микеле были отданы под городское кладбище. Канал их разъединявший был засыпан, а по периметру уже в 70-х годах 19-го века была выстроена стена из красного кирпича. Изнутри вдоль ограды растёт целая череда кипарисов.

Такое решение было своевременным и оправданным. Ранее захоронения проводились где придётся: в подвалах, частных садах, в церквях. Из-за подобного отношения к погребению в Венеции часто возникали эпидемии.

Зонирование

Венецианский погост разделяется на католический, православный, еврейский и протестанский кварталы. Для умерших в юном возрасте имеется детское кладбище.

На территории некрополя существуют стены плача, куда захоранивают тела в отдельные крипты. Возле каждой мемориальной плиты имеется горшочек, куда высаживают растения. При желании, тело можно перезахоронить из крипты в могилу в любое время.

Русские могилы на кладбище Сан-Микеле

Самыми известными соотечественниками на кладбище Сан-Микеле считаются Игорь Стравинский со своей женой, Сергей Дягилев и Иосиф Бродский. К этим могилам ведёт специальный указатель, а на схеме-путеводителе их обычно выделяют для удобства нахождения.

Могила Стравинского

Игорь Фёдорович Стравинский считается крупнейшим представителем музыкальной культуры ХХ-го века. Выдающийся композитор, пианист и дирижёр давал много гастролей по всему миру, но свой последний приют решил обрести вместе с женой именно в «городе на воде». Хотя сам музыкант ненадолго здесь останавливался, после его смерти в Нью-Йорке власти Венеции разрешили перевезти сюда останки Стравинского.

Могила Дягилева

Не менее примечательна могила знаменитого русского театрального импресарио Сергея Дягилева. Она находится слева от четы Стравинских и всегда украшена пуантами – у выпускников балетных училищ стало традицией оставлять здесь свою обувь. Так они чтят память основоположника «Мира Искусства» и отца «Русских вечеров». Благодаря Сергею Павловичу в России узнали о творчестве британских и немецких акварелистов, получили работу в Императорских театрах Серов В.А., Бенуа А.Н., Васнецов Ал.М., Коровин К.А. Позднее, после увольнения из журнала «Ежегодник Императорских театров», Дягилев занимался активным продвижением русских артистов на европейских сценах.

Последние годы были крайне неудачными для импресарио. Он часто жил в долг из-за провальных постановок и прогрессирующего фурункулёза. Его смерть случилась в одном из отелей Венеции. Организацию похорон на себя взяли Мисиа Серт и Коко Шанель.

Могила Бродского

Первое захоронение тела Иосифа Бродского было в нишу стены плача на кладбище Верхнего Манхэттена. Полтора года оно находилось там, закрытое надгробной плитой. Место перезахоронения выбирала жена Мария. С точки зрения географии в Венеции поэт находился на равноудалённом расстоянии от своего Отечества (России) и приютившей его страной (Америкой).

Когда принималось решение о захоронении тела Иосифа Бродского, католические и православные священники наотрез отказались принимать его прах на своей стороне некрополя. Выходом стало погребение на участке, выделенном для протестантов. На саму церемонию приехало много друзей и знакомых великого человека. Борис Ельцин лично передал траурный венок.

Скромное и утончённое надгробие в античном стиле было создано по эскизам художника Владимира Радунского. Эпитафия на латыни гласит «Со смертью ничего не заканчивается». В расположенный у памятника почтовый ящик посетители часто опускают письма, адресованные Бродскому.

По соседству с Нобелевским лауреатом находится могила Эзры Паунда – американского поэта, активно поддерживавшего режим Муссолини.

Как попасть на «Остров мёртвых» Доплыть до венецианского некрополя можно на вапоретто – речном трамвайчике. К островам Сан-Микеле и Мурано ходят №41 и №42. Одноразовый билет обойдётся в 6,5 евро (т.е. 13 в оба конца), а абонемент на 12 часов – в 16.

В тёплое время года (с апреля по сентябрь) кладбище работает до 18-00, в холодное – до 16-00. Открыто с 7-30 утра ежедневно.

Возможно, вам будет интересно:

Много слухов ходит вокруг смерти, а особенно похорон поэта. Несколько проясняет ситуацию его близкий друг и по совместительству секретарь И. Кутик:

«За две недели до смерти он купил себе место на кладбище. Смерти он боялся жутко, не хотел быть ни зарытым, ни сожженным, его устроило бы, если бы он оказался куда-нибудь замурованным. Так оно поначалу и получилось. Он купил место в маленькой часовенке на ужасном нью-йоркском кладбище, находящемся на границе с плохим Бродвеем. Это была его воля. После этого он оставил подробное завещание по русским и американским делам, составил список людей, которым были отправлены письма. В них Бродский просил получателя дать подписку в том, что до 2020 года он не будет рассказывать о Бродском как о человеке, не будет обсуждать в прессе его частную жизнь. О Бродском как о поэте пусть говорят сколько угодно. В России об этом факте почти никому не известно, поэтому многие из получивших то письмо и не держат данного слова.

А потом было перезахоронение в Венеции. Это вообще гоголевская история, о которой в России тоже почти никто не знает. Бродский не был ни иудеем, ни христианином по той причине, что человеку, может быть, воздается не по вере его, а по его деяниям, хотя его вдова Мария Содзани (они женились в сентябре 1990 года, а через три года у Бродского родилась дочь) хоронила его по католическому обряду. У Иосифа было для себя два определения: русский поэт и американский эссеист. И все.

Итак, о перезахоронении. Мистика началась уже в самолете: гроб в полете открылся. Надо сказать, что в Америке гробы не забивают гвоздями, их закрывают на шурупы и болты, они не открываются даже от перепадов высоты и давления. Иногда и при авиакатастрофах не открываются, а тут — ни с того ни с сего. В Венеции стали грузить гроб на катафалк, он переломился пополам. Пришлось тело перекладывать в другую домовину. Напомню, что это было год спустя после кончины. Дальше на гондолах его доставили на Остров Мертвых. Первоначальный план предполагал его погребение на русской половине кладбища, между могилами Стравинского и Дягилева. Оказалось, что это невозможно, поскольку необходимо разрешение Русской православной церкви в Венеции, а она его не дает, потому что православным он не был. Гроб в итоге стоит, стоят люди, ждут. Начались метания, шатания, разброд; часа два шли переговоры. В результате принимается решение похоронить его на евангелистской стороне. Но там нет свободных мест, в то время как на русской — сколько душе угодно. Тем не менее место нашли — в ногах у Эзры Паунда. (Замечу, что Паунда как человека и антисемита Бродский не выносил, но как поэта ценил очень высоко. Середина на половину какая-то получается. Короче, не самое лучшее место упокоения для гения.) Начали копать — прут черепа да кости, хоронить невозможно. В конце концов бедного Иосифа Александровича в новом гробу отнесли к стене, за которой воют электропилы и прочая техника, положив ему бутылку его любимого виски и пачку любимых сигарет, захоронили практически на поверхности, едва присыпав землей. Потом в головах поставили крест. Ну что ж, думаю, он вынесет и этот крест».

И еще одно обстоятельство, о котором писали только в Италии. Президент России Ельцин отправил на похороны Бродского шесть кубометров желтых роз. Михаил Барышников со товарищи перенес все эти розы на могилу Эзры Паунда. Ни одного цветка от российской власти на могиле русского поэта не осталось и нет до сих пор. Что, собственно, отвечает его воле.

Иосиф Бродский

Воспоминания

Белое небо
крутится надо мною.
Земля серая
тарахтит у меня под ногами.
Слева деревья. Справа
озеро очередное
с каменными берегами,
с деревянными берегами.

Я вытаскиваю, выдергиваю
ноги из болота,
и солнышко освещает меня
маленькими лучами.
Полевой сезон
пятьдесят восьмого года.
Я к Белому морю
медленно пробираюсь.

Реки текут на север.
Ребята бредут -- по пояс -- по рекам.
Белая ночь над нами
легонько брезжит.
Я ищу. Я делаю из себя
человека.
И вот мы находим,
выходим на побережье.

Голубоватый ветер
до нас уже долетает.
Земля переходит в воду
с коротким плеском.
Я поднимаю руки
и голову поднимаю,
и море ко мне приходит
цветом своим белесым.

Кого мы помним,
кого мы сейчас забываем,
чего мы стоим,
чего мы еще не стоим;

вот мы стоим у моря,
и облака проплывают,
и наши следы
затягиваются водою.

Памятник Пушкину

...И Пушкин падает в голубо-
ватый колючий снег
Э. Багрицкий.

И тишина.
И более ни слова.
И эхо.
Да еще усталость.
...Свои стихи
доканчивая кровью,
они на землю глухо опускались.
Потом глядели медленно
и нежно.
Им было дико, холодно
и странно.
Над ними наклонялись безнадежно
седые доктора и секунданты.
Над ними звезды, вздрагивая,
пели,
над ними останавливались
ветры...

Пустой бульвар.
И пение метели.
Пустой бульвар.
И памятник поэту.
Пустой бульвар.
И пение метели.
И голова
опущена устало.

В такую ночь
ворочаться в постели
приятней,
чем стоять
на пьедесталах.

мсточник -http://www.newrzhev.ru/articles.php?id=199

Сан-Микеле – это городское кладбище Венеции. Место весьма примечательное, с удивительной (как и везде в Венеции) историей и связанное с Россией.

Когда здесь было два острова. Сан-Микеле назывался «Кавана де Муран» - остановка на пути в Мурано. На Сан-Микеле с Х века была церковь, в 1212 году островок был передан монастырю Камадульского ордена. В 1469 году Мауро Колдусси построил там церковь, получившую название Сан-Микеле де Изола (то есть «на острове»). Когда в 1797 году Венеция была подчинена Наполеоном, монастырь был упразднен, и на Сан-Микеле в течении 30 лет была тюрьма, где содержались итальянские патриоты, боровшиеся против французов и австрийцев. В 1829 году монастырь был возвращен францисканцам.
Другой островок – Сан-Кристофоро, получил название «дела Паче» - Мирный, так как был подарен богослову фра Симеоне за подготовку в заключении Лодийского мира 1454 года, когда итальянские государства решили прекратить конфликты на Аппенинах и создать «Италийскую лигу». На островке был монастырь бенедектинок, маленькая церковь Сан-Кристофоро, при которой было кладбище. Именно это кладбище в 1807 году по приказу Наполеона должно было стать единственным городским кладбищем в Венеции. Архитектор Джан-Антонио Сельва был автором сооружений.
В 1836 году канал между островами был засыпан, новый остров был назван Сан-Микеле, и целиком передан под кладбище. Здесь похоронены многие русские, приезжавшие в Венецию, представители дворянских родов, а в ХХ веке – эмигранты, в том числе Игорь Стравинский, Сергей Дягилев, Иосиф Бродский.
Основная часть острова – католические захоронения, есть участок греческой церкви (где похоронены русские) и лютеранской церкви. С местами на кладбище проблема, островок тесен, захоронения через несколько лет могут быть перенесены в колумбарий. Но могилы известных людей пользуются вниманием, к ним есть указатели.


Арнольд Бёклин. Остров мёртвых. Картина швейцарского художника 19 века представляет тип острова-кладбища.

Джованни Антонио Канале - Каналетто. Вид на Сан-Кристофоро, Сан-Микеле и Мурано. Как острова выглядели в 18 веке.

Сейчас при входе на кладбище расположен красивый двор

Вид протестантского кладбища

Здесь похоронен Иосиф Бродский (1940-96)

Вид греческого кладбища

Здесь похоронены многие русские

Греческая часовня, службы бывают несколько раз в год в дни особого поминовения усопших.

Княгиня Трубецкая, урожденная Мусина-Пушкина

Могила Сергея Дягилева (1872-1929)

Волкова - Муромцева

Вера Волкова-Митрофан (1872-1950)

Княгиня Екатерина Багратион

Де Бем, урожденная Мартинова

Игорь Стравинский (1882-1971) и его жена Вера Аркадьевна, урожденная де Боссе (1889-1982)

Католическая часть кладбища

Мемориальная доска жителям Венеции, погибшим на войне в России

Двор монастыря

На солнышке по камням ползают ящерицы

На острове Сан-Микеле турист — не частый гость, хотя остров расположен в пределах видимости — от Венеции его отделяет не более полукилометра. В древности здесь был монастырь архангела Михаила, а в 1807 году появилось Cimitero — засаженное кипарисами городское кладбище, которое в 1870-х годах обнесли красной кирпичной стеной. Теперь это самый известный в мире "остров мёртвых". Русским он интересен потому, что именно здесь покоится прах нескольких людей, наших соотечественников, чьи имена дороги русской и мировой культуре.

Войдя внутрь через портал, на котором св. Михаил побеждает дракона, оказываешься поначалу на заднем дворе монастыря.

Кладбище Сан-Микеле разделено на зоны: католическое, православное, протестантское, еврейское.
Вход в первую зону.

Местная кладбищенская культура, конечно, сильно отличается от нашей. Бросается в глаза ухоженность, яркость, даже какая-то кричащая цветастость. На большинстве надгробных фотографий люди улыбаются.

Надгробные памятники, как правило, хороши, вот образцы.





Очень много фамильных склепов, вроде этих.

Отдельный участок выделен для солдат и офицеров, погибших в Первой мировой войне.

Вот общий памятник.

Это - памятник экипажу погибшей подлодки.
Утром 7 августа 1917 года в 7 милях от острова Бриони, у морской базы Пола, во время маневров, подводная лодка „F-14" была в погруженном состоянии протаранена миноносцем „Миссори". Лодка затонула на глубине 40 метров. Через 34 часа ее подняли, но 27 человек экипажа лодки погибли за 3 часа до подъема, задохнувшись хлористым газом.

Какой-то местный ас.

Вход на православное кладбище (Reparto Greco-Ortodosso).

Ухоженности и шика здесь ощутимо меньше.

Зато именно оно является местом международного паломничества — из-за двух могил, расположенных у задней стены.

Слева — дягилевская. По словам итальянского композитора Казеллы, в последние годы своей жизни Дягилев «жил в кредит, не имея возможности оплатить гостиницу» в Венеции, и 19 августа 1929 года «умер один, в гостиничном номере, бедный, каким был всегда». Похороны великого импресарио оплатила Коко Шанель - хороший друг Дягилева, при жизни маэстро дававшая деньги на многие его постановки.

Могила украшена надписью: «Венеция, постоянная вдохновительница наших успокоений» (предсмертные слова Дягилева), тут же лежат балетные пуанты.

Справа от нее покоится прах Игоря Стравинского и его жены Веры.

Кто-то принес маэстро каштанчик.

От православного кладбища направляемся к протестантскому (Reparto Evangelico),

ибо именно здесь следует искать могилу Иосифа Бродского.
Вот она, между двух кипарисов.

Вначале Иосифа Бродского хотели похоронить на православном кладбище, между Дягилевым и Стравинским. Но Русская православная церковь в Венеции не дала согласия, так как не было предоставлено никаких доказательств, что поэт был православным. Католическое духовенство проявило не меньшую строгость.

Вообще-то большие поэты обычно не ошибаются, говоря о своей судьбе. Бродский ошибся.
Молодым написал:

Ни страны, ни погоста
Не хочу выбирать.
На Васильевский остров
Я приду умирать.

Однако в Россию, в Петербург так и не вернулся. Говорят, у него было глубокое убеждение, что нельзя возвращаться назад. Одним из его последних аргументов было: «Лучшая часть меня уже там — мои стихи». Не знаю, на мой слух, звучит не очень убедительно.

Как бы то ни было, теперь он навеки соседствует с могилой Эзры Паунда — изгоя западной цивилизации, заклеймленного за сотрудничество с фашизмом, чьей казни требовали Артур Миллер, Лион Фейхтвангер и другие левые интеллектуалы.

Такой вот чёрный юморок, который на кладбище вряд ли уместен.

Поэзия конца XX века - вызов прошлым традициям; это литература модернизма и экзистенциализма. Свой замечательный вклад внес в мир философской поэзии человек железной воли и выдержки - Иосиф Бродский.

Путь этого писателя был непрост. Его судили за иждивенчество в 1964 г. Затем навсегда изгнали из страны в 1972, даже не позволив ему приехать на похороны родителей. Но все-таки, несмотря на испытания, он прожил великую и достойную жизнь.

Где похоронен Бродский? На большом острове-кладбище в Венеции. Ранее там был монастырь архангела Михаила, но с начала XIX столетия начали хоронить известных деятелей культуры.

Творческий путь

Поэт, эссеист и переводчик Иосиф Бродский получил признание в Америке. Там он преподавал, публиковался. Как и многие диссиденты того времени, из СССР он эмигрировал. Советская власть предложила поэту или психиатрическую лечебницу, или добровольную ссылку.

Иосиф Александрович начал писать с 18 лет. Так как его семье пришлось тяжело в послевоенное время, он был вынужден искать свой путь самостоятельно, не имея ни образования в области литературы, ни наставника. Единственным человеком, который поддержал молодого философа-поэта, была Анна Ахматова. Она признала в молодом человеке при первой встрече очевидный талант.

Творчество Бродского сосредоточено вокруг идеи пересечения границ. И очень часто он избирал темой стихотворений тонкую грань между жизнью и смертью. Его лирика глубокомысленна.

Поэт писал сонеты и эклоги, искал собственный художественный стиль изложения. В основном, он создавал модернистскую философскую литературу. Много переводил англоязычных стихотворений на русский, по возможности, сохраняя размер. А также писал эссе, но уже на английском языке, так как жил и преподавал в то время в Америке.

В 1987 году И. Бродский стал Нобелевским лауреатом. Однако на Родине до эпохи перестройки его так и не признали. Только в 90-х годах его труды начали публиковаться на территории бывшего СССР.

Иосиф Бродский: лучшие стихи

Знаменитый поэт не зря был удостоен премии. Его литература альтруистична, хотя часто в ней наблюдается критичность, печаль, мысли о любви и смерти. Во многих стихотворениях присутствует призыв осознать свою свободу, человеческое достоинство. Например, в стихотворении: "Осенний крик ястреба" поэт повествует об одинокой птице как символе свободы и величия души.

Бродский видоизменил тонику "стандартного" русского стихотворения. Свой художественный мир он создает при помощи довольно сложного синтаксиса, вечно ищет новые образы, старается никому не подражать. Однажды выступление в Петербурге на турнире поэтов окончилось почти скандалом, так как литературное общество не приняло его стихотворение "Еврейское кладбище". На то время такой способ самовыражения считался неуместным.

Его творениям свойственна необычная ритмика, красочные эмоциональные оттенки. Самое известное стихотворение "На смерть Жукова" отображает его философский склад ума, критичность мышления и неприятие войны, убийств.

Много ли создал за жизнь Иосиф Бродский? Стихи - лучшее, что он мог оставить после себя. Это многочисленные, уникальные по смыслу и форме произведения. Он любил и модернизм, и классику, и авангард. Никогда не ограничивал себя рамками стиля. Часто именно звучание слога имеет большее значение в его произведениях, чем смысл.

Как умер поэт?

Бродский скончался в собственной квартире в Нью-Йорке ночью с 27 на 28 января 1996 г. Он готовился ехать в Саут-Хэдли, где начинался новый семестр у студентов.

Мы уже говорили, где похоронен Бродский. Но сначала его похоронили в Нью-Йорке, неподалеку от Бродвея. Незадолго до смерти поэт сам купил себе место на кладбище. А 21 июня 1997 года останки перезахоронили на отдельном острове-кладбище Сан-Микеле, в получасе езды на катере от Венеции. В связи с тем, что поэт не был крещен в православной церкви, похоронить тело на русской части кладбища, рядом с могилой И. Стравинского, оказалось невозможным.

Пророчества Бродского о своей смерти

Он предчувствовал свою смерть. Длинная жизнь на бренной земле казалась ему неуместной. Когда поэту исполнилось 40 лет, он написал такие строки:

«Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.

Только с горем я чувствую солидарность.

Но пока мне рот не забили глиной,

из него раздаваться будет лишь благодарность».

Поэзия была самой сильной страстью И. Бродского. Он читал свои произведения с огромным пылом. Писал много, и темы его творчества были многообразны и оригинальны.

Но кроме поэзии он любил и сигареты. Курил невероятно много — по 3 пачки в день. И вдобавок пил слишком много кофе. И зная, что сердечникам курить нельзя, все равно не расставался со своей плохой привычкой, говоря при этом: "Человек взял в руки сигарету и стал поэтом". На многих фотографиях он запечатлен с сигаретой в руках.

Он понимал прекрасно, что до XXI века ему не дожить. Первый инфаркт поэт и эссеист перенес еще после суда, в 1964 году. Когда медики сообщили ему о серьезных проблемах с сердцем, жизнь поэта наполнилась постоянным страхом. А стихи стали более серьезными, драматичными.

Последний приют поэта

Могилу И. Бродского в Венеции постоянно посещают ценители его творчества. Поэта уже нет среди нас более двадцати лет, но он жив в сердцах его друзей и детей. И, конечно, всех тех, кто перечитывает его подчас добрые, а подчас скорбные философские строки о жизни, любви и полете души. Русский народ не забыл его наследия. Хоть при жизни и не ценил.

Те люди, которые хотели бы побывать на могиле поэта и почтить его память, могут свободно посетить кладбище Сан-Микеле. Нетрудно запомнить, где похоронен И. Бродский. Рядом со своим любимым городом - Венецией.

Вывод

Не каждого рифмоплета можно назвать поэтом, а тем более поэтом-творцом. Но во всех строфах Иосифа Александровича Бродского просвечивается душевность, стойкость и полет мысли настоящего человека искусства. Возможно, именно благодаря всем трудностям и препонам, выпавшим на его долю, он и стал таким уникальным, сильным, достойным подражания поэтом и эссеистом.

А чтобы почтить память великого творца, можно отправиться туда, где похоронен Бродский, - на кладбище Сан-Микеле, в его протестантскую часть.