Все вопросы

Почему чацкий победитель а не побежденный. Кем является Чацкий: победителем или побежденным? (по комедии А.С

В комедии Грибоедова перед каждым читателем рано или поздно встает вопрос о том кем же является Чацкий в данном произведении? И, правда, кто он? Мужчина «лишенный» любимой женщины и побежденный общественными домыслами, или независимый герой, до конца отстаивающий свою правду и избежавший дальнейшего унижения?

Однозначно на этот вопрос нельзя ответить. Грибоедов показывает героя в лучшем свете, с самыми «правильными» на его взгляд суждениями. Однако Александр сам становится инициатором своего «запятнанной» репутации, когда вступает в спор сначала с , а позже дает не лестные «отзывы» об окружении в присутствии своей «избраннице» Софьи.

Девушке не понравилась излишняя агрессивность Чацкого. Она упрекает мужчину в несдержанности и словах порочащих «честь» других людей, и в отместку присваивает ему «титул» сумасшедшего. Молва тут же разнесла новость о «душевной» болезни Александра. Сам же мужчина до самого конца комедии оставался в неведенье.

В комедии действительно становится «заложником» собственных амбиций, радикальных взглядов и бессмысленной борьбой с не совершенностью человечества. Он выбрал тактику нападения, вместо того, чтобы правильно рассчитать все возможные ходы. Чрезмерная открытость сыграла в этой войне, против него же самого.

Если судить героя с морально-этических взглядов, то можно считать его истинным победителем. Его поведение очень достойно, а жизненные принципы – непременно заслуживают уважения. Мужчина умен, образован, не пасует перед сложностями и всегда говорит только правду. Единственным его недостатком становится бестактность и бесцеремонность по отношению к другим.

Если же рассматривать Чацкого исходя из случившегося, то непременно он побежденный. Его предает любимая девушка, с которой он дружил с самого детства - она предпочла выбрать Молчалина, сочтя его более чутким, уступчивым и обходительным. Александра нагло оговорили, назвав сумасшедшим. Он не имеет ни чина, ни должности, ни огромного состояния – поэтому не представляет особого интереса в обществе. Для фамусовского окружения он непонятен, поэтому они насмехаются над ним, считая его «ненормальным» во всех отношениях.

Но хорошо смеется тот, кто смеется последним. Грибоедов «вершит» правосудие над Софьей, раскрывая ей тайные желания Молчалина. Девушка узнает о его равнодушии к себе и страстной любви к служанке Лизе. Обман и предательство «возлюбленного» практически разбивают ей сердце. Фамусова, вспоминая слова Чацкого, с горечью осознает, что тот был абсолютно прав, на счет Молчалина. Она полностью раскаивается за свою злую «шутку», которая стала для мужчины «роковым приговором» в обществе.

Но Александр, узнав правду, не прощает Софью. Более того, он желает девушке непременно помириться с секретарем отца, считая, что именно этот человек для нее самая подходящая кандидатура. Тем самым Грибоедов показывает, что самолюбие Чацкого раздавлено, он унижен, оскорблен, но все же старается с достоинством выйти из ситуации.

Комедия “Горе от ума” держится каким-то особняком в литературе и отличается более крепкой живучестью от других произведений слова.
Главная роль в комедии “Горе от ума”, конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов.
Можно было бы подумать, что Грибоедов, из отеческой любви к своему герою, польстил ему в заглавии, как будто предупредив читателя, что герой его умен, а все прочие около него неумны. Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Однако о Чацком многие недоумевают: что он такое?
Фамусов говорит о Чацком: “Он славно пишет, переводит”. Он, конечно, путешествовал недаром, учился, читал, был в сношениях с министрами и разошелся - нетрудно догадаться почему.
“Служить бы рад, - прислуживаться тошно!” - намекает он сам.
Он любит серьезно, видя в Софье будущую жену.
Чацкий, и в этом его ошибка и трагедия, поначалу не воспринимает Молчалина, не видит в нем достойного соперника. Для Чацкого Молчалин - полное ничтожество, “жалчайшее созданье”. А.С. Пушкин писал: “Между мастерскими чертами этой прелестной комедии -недоверчивость Чацкого в любви Софьи к Молчалину - прелестна! - и как натурально! Вот на нем должна была вертеться вся комедия...”
Черты характера и мировоззрения Грибоедова нашли глубокое отражение в комедии “Горе от ума”, прежде всего в образе Чацкого. В этом образе Грибоедов впервые показал “нового человека”. Это образ смелого и непримиримого борца за дело, за идею, за правду.
Печальна была судьба такого одинокого борца, каким изображен Чацкий, он противопоставлен миру Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных и Загорецких, с их мелкими целями и низкими стремлениями.
Комедия Грибоедова говорит о горе человека, и горе это происходит от его ума. С понятием “умный”, “умник” связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но вольнодумном. Именно ум Чацкого в этом широком и особом понимании ставит его вне Фамусовых, Молчалиных, Скалозубов, Загорецких. Глубочайший смысл комедии Грибоедова заключается в том, что она показывает, как в условиях крепостнического общества обречены на гонение всякая независимая мысль, всякая живая страсть, всякое искреннее чувство.
Так кто же все-таки Чацкий? Я считаю, что несмотря на свое положение, на свое вынужденное бегство из Москвы, в идейном и моральном плане Чацкий остается победителем. Это и подтверждают слова И. А. Гончарова: “Чацкий сломлен количеством старой силы. Нанес ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы своей. Чацкий - победитель, передовой воин, застрельщик и - всегда жертва”.


Сочинение на тему: «Кто же Чацкий: победитель или побежденный?»

Ученика 9 класса «Г»

Сергеева Григория Константиновича

Преподаватель: Романова Людмила Анисимовна

Оценка: хорошо

«Горе от ума» — одно из ярчайших произведений русской литературы. Комедия была написана после Отечественной войны 1812 года, в период подъема духовной жизни России. В это время становится очевидным раскол в дворянской среде. Влияние идей французских просветителей, европейских революционеров, рост национального самосознания после войны 1812 года сформировали декабристскую идеологию, объединили многих молодых дворян в стремлении изменить русское общество. Однако большая часть русского дворянства оставалась глуха или враждебна к новым веяниям. Именно эту ситуацию, этот конфликт и запечатлел Грибоедов в своем произведении.

Молодое дворянство в комедии представляет в комедии лишь один человек – Александр Андреевич Чацкий. Ему противопоставлен целый круг дворян с наиболее консервативными взглядами. Этот круг принято называть «фамусовским обществом». Это название не лишено смысла. Действительно, центральной и наиболее подробно изображенной фигурой здесь является Павел Афанасьевич Фамусов, в монологах, репликах и поступках которого наиболее ясно видны те законы, по которым живет и все его окружение, единое в своих взглядах на жизнь. Таким образом, Чацкому противостоит целый жизненный уклад, совокупность привычек и предрассудков, все общество, а не отдельные личности.

В пьесе, где изображен всего лишь один день в доме Фамусова, Грибоедов затронул наиболее важные вопросы времени: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и преклонении перед всем иностранным. Он показал борьбу «века нынешнего» и «века минувшего» в лице Чацкого и фамусовского общества.

В доме Фамусова отношения между людьми построены на лжи и лицемерии. Основные занятия обитателей этого дома – «обеды, ужины и танцы». И вот в этот дом, где пороки прикрыты показной добродетельностью, вихрем врывается Чацкий. В образе Чацкого Грибоедов показал человека нового склада ума и души, воодушевленного передовыми идеями, готового пойти против общества ради своих идеалов.

В основе пьесы лежит любовная драма, под которой скрываются социальный и идеологический конфликты. В этих конфликтах и раскрывается характер Чацкого.

Чацкий приезжает в дом Фамусова к девушке по имени Софья, которую любит, но эта девушка изменила ему. Чацкий страдает оттого, что Софья предпочла ему недалекого и услужливого Молчалина, у которого и есть-то всего два таланта: «умеренность и аккуратность». При всех своих душевных задатках Софья целиком и полностью принадлежит фамусовскому обществу. Она не может полюбить Чацкого, потому что он складом своего ума и души полностью противостоит этому обществу. Софья входит в число «мучителей», оскорбивших светлый ум и пламенное чувство Чацкого. Поэтому личная драма Чацкого перерастает в общественную и определяет его судьбу как одинокого мечтателя в фамусовском мире.

Чацкого мучают общественные проблемы, он понимает весь ужас крепостного права, при котором обречены на гонения всякая независимая мысль, всякое искреннее чувство, когда «от матерей, отцов отторженных детей» сгоняют «на крепостной балет», чтобы удовлетворить желание барина, когда людей меняют «на борзые три собаки». Чацкий видит, что у власти стоят люди, которых не волнуют проблемы народа и государства, они лишь:

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и в мотовстве.

И, конечно, в таком обществе блаженствуют не Чацкие с их умом, а Молчалины, умеющие «там моську вовремя погладить, там в пору карточку втереть». И такой человек как Чацкий навсегда будет изгнан из подобного общества.

Чацкий – это человек нового мира. Он не принимает законов старой Москвы. У него свое представление о служении отечеству. По его мнению, надо служить честно, «не требуя ни мест ни повышенья в чин». Чацкий выступает против людей, которые ценят лишь богатства и чины, боятся правды и просвещения. Прогресс общества он связывает с расцветом личности, развитием наук и просвещения, что чуждо фамусовскому обществу. Человек, получивший хорошее образование, обладающий блестящим умом, Чацкий не желает принимать за образцы таких, как Максим Петрович (идеал Фамусова), потому что не видит в них никаких нравственных достоинств. Чацкий ставит под сомненье моральный авторитет отцов, говоря о «подлейших чертах житья» и сравнивая новый век с веком минувшим, отнюдь не в пользу последнего. Чацкий не только обличитель, он еще и борец. Борец за дело, за идею, за правду. В течение пьесы между Чацким и обществом происходит своеобразный словесный поединок, в котором каждая сторона отстаивает свое мнение. В обществе Фамусова идеи Чацкого, его речи и взгляды остаются непонятыми. Чацкому хочется высказать все, что накопилось у него на душе. Поэтому на балу в доме Фамусова он восстанавливает против себя всех собравшихся. Общество, почувствовав это, повергло его и осмеяло. Окружение мстит Чацкому за правду, которая «глаза колет», за попытку нарушить привычный уклад жизни. Любимая девушка, отворачиваясь от него, ранит героя больше всего, распуская слух о его сумасшествии. Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем. «Так! Отрезвился я сполна» — восклицает Чацкий в конце пьесы. Что же это – признание поражения или прозрение? Да, конец у этой комедии далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей». Роль всех Чацких – «страдательная», но в то же время всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они только сеют, а пожинают другие.

Но в то же время, если рассматривать Чацкого с практической точки зрения, то он побежденный. Почему? Да потому, что он не смог отстаивать свои идеалы и дальше, хотя если бы он твердо верил в них, то должен был бороться за них до конца. Но он не выдержал, он ушел и тем самым дал фамусовскому обществу повод считать себя побежденным. Уйти может каждый. Но на мой взгляд, это поступок слабого. Сильный человек должен остаться, должен собрать вокруг себя прогрессивных людей, могущих противостоять обществу. А такие люди есть, и в комедии они упоминаются: двоюродный брат Скалозуба, князь Федор и другие. Жить в обществе, несмотря ни на что, бороться со всеми его пороками – вот поступок победителя.

Сочинение на тему: «Кто же Чацкий: победитель или побежденный?»

Ученика 9 класса «Г»

Сергеева Григория Константиновича

Преподаватель: Романова Людмила Анисимовна

Оценка: хорошо

«Горе от ума» - одно из ярчайших произведений русской литературы. Комедия была написана после Отечественной войны 1812 года, в период подъема духовной жизни России. В это время становится очевидным раскол в дворянской среде. Влияние идей французских просветителей, европейских революционеров, рост национального самосознания после войны 1812 года сформировали декабристскую идеологию, объединили многих молодых дворян в стремлении изменить русское общество. Однако большая часть русского дворянства оставалась глуха или враждебна к новым веяниям. Именно эту ситуацию, этот конфликт и запечатлел Грибоедов в своем произведении.

Молодое дворянство в комедии представляет в комедии лишь один человек - Александр Андреевич Чацкий. Ему противопоставлен целый круг дворян с наиболее консервативными взглядами. Этот круг принято называть «фамусовским обществом». Это название не лишено смысла. Действительно, центральной и наиболее подробно изображенной фигурой здесь является Павел Афанасьевич Фамусов, в монологах, репликах и поступках которого наиболее ясно видны те законы, по которым живет и все его окружение, единое в своих взглядах на жизнь. Таким образом, Чацкому противостоит целый жизненный уклад, совокупность привычек и предрассудков, все общество, а не отдельные личности.

В пьесе, где изображен всего лишь один день в доме Фамусова, Грибоедов затронул наиболее важные вопросы времени: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и преклонении перед всем иностранным. Он показал борьбу «века нынешнего» и «века минувшего» в лице Чацкого и фамусовского общества.

В доме Фамусова отношения между людьми построены на лжи и лицемерии. Основные занятия обитателей этого дома - «обеды, ужины и танцы». И вот в этот дом, где пороки прикрыты показной добродетельностью, вихрем врывается Чацкий. В образе Чацкого Грибоедов показал человека нового склада ума и души, воодушевленного передовыми идеями, готового пойти против общества ради своих идеалов.

В основе пьесы лежит любовная драма, под которой скрываются социальный и идеологический конфликты. В этих конфликтах и раскрывается характер Чацкого.

Чацкий приезжает в дом Фамусова к девушке по имени Софья, которую любит, но эта девушка изменила ему. Чацкий страдает оттого, что Софья предпочла ему недалекого и услужливого Молчалина, у которого и есть-то всего два таланта: «умеренность и аккуратность». При всех своих душевных задатках Софья целиком и полностью принадлежит фамусовскому обществу. Она не может полюбить Чацкого, потому что он складом своего ума и души полностью противостоит этому обществу. Софья входит в число «мучителей», оскорбивших светлый ум и пламенное чувство Чацкого. Поэтому личная драма Чацкого перерастает в общественную и определяет его судьбу как одинокого мечтателя в фамусовском мире.

Чацкого мучают общественные проблемы, он понимает весь ужас крепостного права, при котором обречены на гонения всякая независимая мысль, всякое искреннее чувство, когда «от матерей, отцов отторженных детей» сгоняют «на крепостной балет», чтобы удовлетворить желание барина, когда людей меняют «на борзые три собаки». Чацкий видит, что у власти стоят люди, которых не волнуют проблемы народа и государства, они лишь:

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и в мотовстве.

И, конечно, в таком обществе блаженствуют не Чацкие с их умом, а Молчалины, умеющие «там моську вовремя погладить, там в пору карточку втереть». И такой человек как Чацкий навсегда будет изгнан из подобного общества.

Чацкий - это человек нового мира. Он не принимает законов старой Москвы. У него свое представление о служении отечеству. По его мнению, надо служить честно, «не требуя ни мест ни повышенья в чин». Чацкий выступает против людей, которые ценят лишь богатства и чины, боятся правды и просвещения. Прогресс общества он связывает с расцветом личности, развитием наук и просвещения, что чуждо фамусовскому обществу. Человек, получивший хорошее образование, обладающий блестящим умом, Чацкий не желает принимать за образцы таких, как Максим Петрович (идеал Фамусова), потому что не видит в них никаких нравственных достоинств. Чацкий ставит под сомненье моральный авторитет отцов, говоря о «подлейших чертах житья» и сравнивая новый век с веком минувшим, отнюдь не в пользу последнего. Чацкий не только обличитель, он еще и борец. Борец за дело, за идею, за правду. В течение пьесы между Чацким и обществом происходит своеобразный словесный поединок, в котором каждая сторона отстаивает свое мнение. В обществе Фамусова идеи Чацкого, его речи и взгляды остаются непонятыми. Чацкому хочется высказать все, что накопилось у него на душе. Поэтому на балу в доме Фамусова он восстанавливает против себя всех собравшихся. Общество, почувствовав это, повергло его и осмеяло. Окружение мстит Чацкому за правду, которая «глаза колет», за попытку нарушить привычный уклад жизни. Любимая девушка, отворачиваясь от него, ранит героя больше всего, распуская слух о его сумасшествии. Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем. «Так! Отрезвился я сполна» - восклицает Чацкий в конце пьесы. Что же это - признание поражения или прозрение? Да, конец у этой комедии далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей». Роль всех Чацких - «страдательная», но в то же время всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они только сеют, а пожинают другие.

Но в то же время, если рассматривать Чацкого с практической точки зрения, то он побежденный. Почему? Да потому, что он не смог отстаивать свои идеалы и дальше, хотя если бы он твердо верил в них, то должен был бороться за них до конца. Но он не выдержал, он ушел и тем самым дал фамусовскому обществу повод считать себя побежденным. Уйти может каждый. Но на мой взгляд, это поступок слабого. Сильный человек должен остаться, должен собрать вокруг себя прогрессивных людей, могущих противостоять обществу. А такие люди есть, и в комедии они упоминаются: двоюродный брат Скалозуба, князь Федор и другие. Жить в обществе, несмотря ни на что, бороться со всеми его пороками - вот поступок победителя.


Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была написана в 1824 году, когда отчетливо сложились два взгляда на современное устройство общества: дворяне-крепостники выступали за сохранение старого уклада жизни, отстаивали устоявшиеся нормы, прогрессивная же часть дворянства выступала за свободу личности, развитие образования, отмену крепостного права.

Этот сложный процесс и отразился в основном конфликте пьесы писателя.

С момента опубликования комедии не утихают споры: кто же в этом конфликте Чацкий? Победитель или побежденный? Известно высказывание И. А. Гончарова, который назвал Чацкого победителем, с другой стороны, мы знаем, что герой бежит из Москвы, разве бегство – это победа? На мой взгляд, Чацкого можно назвать и победителем, и побежденным, в зависимости от типа конфликта, который мы будем рассматривать.

Зачем Чацкий приезжает в дом Фамусова? Ответ прост: ради Софьи. В детстве они дружили, в юности были увлечены друг другом, и вот теперь, возвращаясь из путешествия, Чацкий спешит в дом Фамусова. И едва он увидел Софью, чувства возвращаются. «Как Софья Павловна у вас похорошела!» - говорит он Фамусову. Герой эмоционален, порывист:

Ну поцелуйте же, не ждали? говорите!

Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите.

И что он видит? – «Удивлены? и только? вот прием!». Чацкий сразу замечает холодность Софьи, но не хочет этому верить, как и всякий влюбленный человек. И он остается в доме Фамусова, чтобы выяснить причину равнодушия возлюбленной. На первый взгляд, кажется, что соперников у него нет. Ведь Молчалин, служащий секретарем в доме Фамусова «прежде был так глуп» (по словам героя). Он называет его «жалчайшим созданием», не способным любить. Скалозуб (которого так горячо встречает Фамусов, надеясь, что он станет его будущим зятем) тоже не рассматривается героем как соперник: разговор с ним убедил Чацкого в том, что Софья не может полюбить человека, который думает только о повышении по службе. В финале пьесы Чацкий становится свидетелем сцены, из которой узнает, что Софья любит Молчалина. И он уезжает из Москвы:

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок!

Но параллельно с любовным в пьесе развивается социальный конфликт. Чацкому, который пытается разобраться в чувствах Софьи, постоянно приходится сталкиваться с людьми фамусовского круга. Герой не привык лгать, он прямо говорит все, что думает, поэтому и возникает конфликт. Взгляды героя противоположны устоявшемуся мнению барской Москвы. Например, Фамусов ставит в пример своего дядю, который при Екатерине добился почета и уважения. Но чем? Умением прислужить. Для Чацкого это неприемлемо. Служить бы рад, прислуживаться тошно», - говорит он в ответ на монолог Фамусова. Герой хочет служить «делу, а не лицам», то есть Родине. Он уверен, что сейчас пришло другое время:

Хоть есть охотники поподличать везде,

Да нынче смех страшит, и держит стыд в узде…

Но представители высшего света держатся за старый уклад жизни, потому что он дает возможность жить в свое удовольствие, строить карьеру благодаря многочисленным связям, улучшать свое материальное положение. Вот, например, полковник Скалозуб признается:

Довольно счастлив я в товарищах моих,

Вакансии как раз открыты:

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

Для Чацкого такой путь невозможен («Прошедшего житья подлейшие черты», - так он говорит о жизни, которую ведут крепостники). Герой открыто выступает против крепостного права, при котором человека можно выменять на «борзые три собаки». Или ради крепостного балета забрать детей от матерей и отцов, а потом продать их поодиночке. Чацкий проповедует развитие наук и образования, и именно это вызывает в фамусовском обществе такой гнев, что герой объявляется сумасшедшим. Как было сказано выше, он уезжает из Москвы, но не потому, что побоялся один пойти против света, а потому что Софья предпочла ему другого. Но разве Чацкий изменил своим взглядам? Разве он перестал в одиночку противостоять всей Москве? Нет, до последних минут своего пребывания в доме Фамусова он прямо и откровенно говорил, что думал. И в этом я вижу его победу. Не изменить идеалам, не стать таким, как все, пойти против мнения общества, отстаивая свои взгляды, – вот почему для меня Чацкий победитель. Именно такие, как он, в 1925 году примут участие в декабрьском вооруженном восстании и будут сосланы в Сибирь.

Таким образом, отвечая на вопрос: «Кто же Чацкий?» - хочу сказать, что для меня он победитель. Да, в любовном конфликте он проиграл, Софья предпочла ему другого. Значит, она была такая же, как все. Муж, подобный Молчалину, ей удобен: «муж-мальчик, муж-слуга». Может, и хорошо, что их пути разошлись. Гораздо важнее, что герой остался верен своим идеалам, и в этом его победа. А время все расставит по своим местам.