Деньги

Почему комедии недоросль считается современной. "Недоросль"

Чему смеетесь? Над собой смеетесь! Н. В. Гоголь С того памятного дня (24 сентября 1782 года), когда состоялась премьера коме­дии Д. И. Фонвизина «Недоросль», прошло много-много лет. Давно уже нет крепост­ного права. Трижды менялся государственный строй. А комедия жива и, по-видимому, никогда не устареет. В ней подняты вечные проблемы всех людей: как воспитывать детей, в чем состоит гражданский долг каждого человека, какой должна быть госу­дарственная власть. Колоритная фигура Простаковой временами вызывает дружный смех, но по окон­чании пьесы невольно задумываешься: когда в современной семье мать во всем пота­кает ребенку, не уподобляется ли она Простаковой? В «Недоросле» сталкиваются два мира. Стародум, Правдин, Милон и Софья оли­цетворяют собой мир высоких идеалов просвещения, чести, гражданской доблести, доброты и порядочности. Простаковы и Скотинины живут в мире невежества, наси­лия, бесчестия, подлости. Извечное столкновение добра и зла! В пьесе побеждает добро, но лишь благодаря вмешательству «сверху». А что изменилось сей­час? Всегда ли торжествуют добро и справедливость? Два мира продолжают противо­стоять друг другу. Мы все чаще наблюдаем примеры жестокости и насилия. А начи­нается все с воспитания. Вспомним, как по-разному относятся к воспитанию Стародум и Простакова. «Не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного», - гово­рит Стародум своей юной племяннице. Далеко не все нынешние родители дают подоб­ные советы своим детям. Наоборот, очень часто можно услышать противоположное: «Забери! Не давай! Не смей уступать!» А ведь это то же самое, чему учила Простакова: «Нашел деньги - ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка». Невежество Митрофана в пьесе, конечно, намеренно преувеличено. Но нежела­ние учиться встречается и сегодня, когда все чаще полагаются не на знания, а на деньги. Фонвизин мечтал о всеобщем просвещении, причем на первое место ставил не об­разование само по себе, а ум, соединенный с «благонравием». По мнению Стародума, просвещение возвышает только добродетельную душу, а в развращенном человеке наука «есть лютое оружие делать зло». Фонвизин как будто предвидел пагубные послед­ствия научных открытий, если ими пользуются недостойные люди: Пусть добрым будет ум у нас, А сердце умным будет! Имена героев пьесы, особенно главного ее героя, давно уже стали нарицательны­ми, а это говорит о непреходящем значении «Недоросля». Некоторые герои переходят из одной книги в другую. Скотинины, например, оживают в романе Пушкина: Скотинины, чета седая, С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов... Митрофанушка - невежда. Но невежда и дурак - это не одно и то же. Митрофан невежда, но не дурак. Он мог бы сказать о себе словами Петруши Гринева из «Капи­танской дочки»: «Я жил недорослем, гонял голубей... Между тем мне минуло шестнад­цать лет. Тут судьба моя переменилась». Многое совпадает: и голубятня, и возраст, и учителя у них одинаковые. «Пошел-ка служить...» - говорит Митрофану Правдин. «Пора его в службу», - решает отец Гринева. С этой минуты судьбы этих двух «не­дорослей» расходятся. Всю свою жизнь Петруша Гринев будет помнить напутствие отца: «Береги честь смолоду». Митрофану таких слов никто не говорил. Как видим, Пушкин не забывал комедии Фонвизина. Помним ее и мы. В некото­ром отношении это учебное пособие для всех нас. Как современно звучат фонвизинские рассуждения о чести, патриотизме, должностях! Я думаю, что руководитель каж­дой страны должен помнить слова Фонвизина о назначении монарха: «Он повинен отвечать не только за дурное, которое сделал, но и за добро, которого не сделал». За преступления чиновников отвечают высшие должностные лица - так считал Фонви­зин. Блистательный юмор его поразительно живуч, он всегда к месту. Вспомним, например, нравоучение Лисицы из переведенной Фонвизиным басни «Лисицино нра­воучение»: «Когда хочешь воровать, то промышляй столько, чтоб мог откупиться для того, что наказывают обыкновенно малых воров, а не больших». Стародум в комедии «Недоросль» подсказывает нам, что «честный человек без боль­шого чина - презнатная особа, что добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может». Главное - быть честным. Особенно необходимо благонравие в семье, чтобы дети видели образец честности, порядочности, одним словом, добродете­ли, в лице своих родителей. Тогда сын не отвернется от матери в трудную для нее минуту, а брат от сестры. Тогда не будет в семье никакого тиранства. Тогда и просве­щение будет всем во благо. Только бы не допустить в нашу жизнь «злонравия»!

Ш. Валентина , учени ца 8 класса Б

МАОУ гимназия №6 г. Томска, учитель

Трушина Ольга Витальевна

Томск-2016

Содержание:

    введение (обоснование темы, цели и задачи исследования);

    основная часть;

    заключение с результатами вывода;

    список используемой литературы;

приложение

Введение

Тема: Постановки комедии Фонвизина "Недоросль": история и современность

Актуальность работы заключается в том, что комедия «Недоросль» на протяжении более 200 лет - одна из самых репертуарных пьес русского театра. Сколько известных режиссеров, артистов было воспитано на этом произведении. Ушли в прошлое монархия, крепостное право, но пьеса напоминает людям (зрителям) о вечных ценностях. Вопросы воспитания гражданина, образования, отношения к власти, деньгам важны и сегодня. Трудно представить драматический театр, который ни разу не обращался бы к Фонвизину, не предлагал бы свою версию постановки. Я занимаюсь в театральной студии «Синтез», и я думаю, что мы тоже поставим эту пьесу. Интересно узнать, какие театральные постановки предлагают театры страны современным зрителям

Цель работы: доказать, что комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» интересна театральному зрителю на протяжении более двух веков.

Задачи:

Узнать историю первой постановки пьесы;

Пронализировать театральные постановки комедии «Недоросль», сравнить с текстом пьесы;

Проследить, какие тенденции характерны для современного театра, который ставит в репертуар комедию «Недоросль».

Практическая значимость : данная работа может быть полезна на уроках литературы для более глубокого понимания текста пьесы, для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по литературе, для возможной реализации театральной постановки комедии «Недоросль» в студии «Синтез»

Над комедией «Недоросль» Фонвизин Денис Иванович работал примерно 3 года. Он написал ее в 1781 году, когда в России господствовали идеи просвещенной монархии. Эти идеи имели широкое распространение, так как их поддерживала сама Екатерина II . Будучи дворянином, Фонвизин имел возможность наблюдать за сторонниками этих идей, их мыслей и заблуждений, и отразил всех в своей комедии «Недоросль».

Новаторство Фонвизина как драматурга:

1.Положено начало русской реалистической драматургии;

2.определена зависимость характера человека от окружающей среды и обстоятельств;

3.показаны типические явления русской жизни и созданы типические образы;

4.доказана связь между крепостничеством и нравственным обликом дворянства;

5.предсказано опасное влияние денег на человека.

Первая постановка.

Путь комедии на сцену был очень сложным. Сначала ее запретили ставить в Петербурге, а потом и в Москве. Однако, чуть позже, разрешение на постановку было дано. Премьера состоялась 24 сентября в 1782 году в Петербурге в театре Карла Книппера. Денис Фонвизин сам участвовал в постановке этого спектакля, сам назначал на роли актеров. Постановка произвела ошеломляющее впечатление. Люди восторгались смелым произведением автора, ведь никто и никогда не создавал произведения, где столь открыто критиковались бы основы государственного устройства. Особое внимание досталось монологам Стародума (актер Иван Афанасьевич Дмитревский), монологи произносились медленно, на низких нотах. Фонвизин писал: «Успех был полный». По легенде, Григорий Потемкин, посмотрев комедию, сказал автору: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Но Екатерина II была оскорблена высмеиванием государственных устоев, в кругу придворных императрица как бы в шутку пожаловалась: «Уж и господин Фонвизин хочет учить меня царствовать». Позднее она пресекала все возможности издания работ Фонвизина.

Но несмотря на жестокую реакцию Екатерины II , постановка стала весьма популярна в России. В Москве комедия была поставлена 14 мая 1783 года в театре Московского университета, а затем состоялось уже 8 спектаклей. Провинциальные театры Харькова, Полтавы, Казани тоже успешно ставили новую пьесу.

Но находились утонченные зрители, презрительно относящиеся к пьесе. Л.И.Кулакова в монографии «Д.И.Фонвизин. Биография писателя» приводит пример: «Уже в начале 19 века один из журналов писал, что картины, изображенные в комедии, ничего не дают людям «лучшего тона» и «больше всего нравятся мещанству и народу». В угоду особам «лучшего тона» режиссеры сокращали речи положительных персонажей и калечили язык Простаковой.» (стр.109)

В 19 веке «Недоросль» идет по 5-10 раз в год. В период 1813-1827 г.г. в Москве комедия ставилась 27 раз, а в Петербурге-14. Именно благодаря героям Фонвизина игра русских актеров приобретает правдивые, жизненно достоверные черты, начинает формироваться реалистический метод актерской игры. Особенно это проявилось в творчестве великого Михаила Семеновича Щепкина (1788-1863), который переиграл все роли в «Недоросли». Большой любовью у зрителей пользовался В.И. Живокини (1805-1874), актер разрушал границы зала и сцены, мог обращаться к суфлеру, импровизировать, за спиной партнера мимикой доигрывать роль. Это был один из лучших митрофанушек 19 века.

Герои комедии «Недоросль»

В пьесе 13 героев: дворяне, помещики, крепостные, разночинцы. Есть главные герои, второстепенные и внесценические персонажи.
Каждый герой имеет свою речевую характеристику.

Кутейкин, недоучившийся семинарист в речи использует церковнославянизмы: «Дому владыке мир и многая лета с чады и домочадцы».

Цыфиркин, бывший солдат, говорит по-военному четко: «Желаем вашему благородию здравствовать сто лет, двадцать, да еще».

Язык положительных героев книжный, наполнен общественной лексикой и старославянизмами. В современных постановках именно монологи Стародума и Правдина больше всего сокращают.

К примеру, эти слова были убраны из постановки Малого театра:
Стародум: «Люди забывают долг повиновения, видя в самом господине своем раба гнусных страстей его.
Правдин: «…из собственного подвига сердца моего, не оставлю замечать тех злонравных невежд, которые над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно».

Зато речь отрицательных героев в постановках не сокращается.

Просторечья, ругательные слова более, чем за 200 лет не изменились. «Я братец с тобою лаяться не стану. Отроду, батюшка, ни с кем не бранивалась. У меня такой нрав.»

Именно речь отрицательных героев ушла в народ, стала пословицами и поговорками:
«Не хочу учиться, хочу жениться» (Митрофанушка)
«Белены объелся» (Митрофанушка)
«Ученье-вздор» (Скотинин)
«По добру, по здорову» (Скотинин)

Постановка Малого театра.

Премьера спектакля состоялась 6 января 1986 года, и с тех пор он прочно вошел в репертуар Малого театра. За это время ни один раз сменился актерский состав, но одно неизменно – классическое прочтение пьесы Фонвизина. Конечно, если придирчиво сверять все реплики и монологи героев, то увидим: все-таки кое-что было отредактировано. Действие 1,явл 1- исключено рассуждение Правдина о повелении «объехать здешний округ…»

Действие 3,явл.2-исключены слова Стародума: «Оставлять богатство детям! В голове нет. Умны будут, без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство. Видал я молодцов в золотых кафтанах, да с свинцовой головой…»

Вот сегодня эти слова звучат актуальнее, чем в 80-е годы 20 века, когда ставили спектакль.

Действие 4, явл.1-исключен диалог Стародума и Софьи о чтении. Не устарела мысль Стародума о западных авторах: «Мне случилось читать из них все, что переведено на русский язык. Они, правда, искореняют сильно предрассудки, да воротят с корня добродетель». В этом же явлении сокращены и другие монологи Стародума: «Без благонравия умный человек – чудовище», «Подумай, что такое должность? Это священный обет…»

Действие 5, явл.1- исключены слова о воспитании: «Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Но что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды родители еще платят деньги невеждам-учителям?»

Остальной текст актеры произносят слово в слово. Но, благодаря прекрасному актерскому мастерству, спектакль смотрят и в 21 веке. Это подтверждают и отзывы зрителей.

Этот спектакль Малого театра представляет собой классическую постановку, "вслед за автором", никаких шуток, кроме тех, что есть в комедии, никаких новомодных режиссерских нововведений, все строго по тексту. Очень боялась, как такой сложный (даже на слух) текст удержит внимание зрителя, однако артисты старой школы справились замечательно.

Вчера были с дочкой 12 лет и ее подружкой на спектакле "Недоросль". На входе увидев целые классы детей лет 13-14, я сразу подумала, что спектакль может быть испорчен. А услышав, как они стали визжать, кричать и хлопать, как на футболе, подтвердили мои худшие опасения.

Но через десять минут дети были полностью захвачены спектаклем.
Несмотря на то, что язык устаревший, дети все понимали и были поглощены действием.
Замечательный спектакль и чудесная игра актеров. Изумительные декорации и костюмы, как же приятно видеть такую постановку! А как она современна без всяких потуг и претензий!
Очень рекомендую сходить!

Мы сидели во втором ряду партера. Подростки вокруг были серьёзные, не шумели

В зале преобладают школьники, ведь это произведение включено в программу по литературе. Малый театр славится своими постановками классики, поэтому понятен такой ажиотаж – зал полон. Надо отдать должное подросткам – смотрели с удовольствием, в тишине, почти без шуршаний и переговоров. (с сайта .)

В версии Малого театра есть интересные режиссерские и актерские находки.

Например, в действии 3, в конце явления 8 Вральман открыто заигрывает с Простаковой. «Поти, моя матушка! Салетна птиса! С ним тфои гласа натопно.»

Действие 4, явление 7. Диалог Стародума и Скотинина неожиданным серьезным откровением обоих:

Стародум. Ты меня счастливее. Меня трогают люди.

Скотинин. А меня так свиньи.

Действие 5, явление 4. Сорвался план похищения Софьи. Простакова вот-вот начнет расправляться с крепостными. От ее угроз становится страшно. Даже современный подросток понимает, что такое произвол помещицы и как велика ее власть над крепостными людьми: «Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки!»

Мне понравилась мысль Афанасия Ивановича Кочеткова, первого исполнителя роли Стародума в этой постановке, о том, что « в нашей смутной реальности почти невозможно предугадать, чем, когда и как именно отзовется в зрителе заложенная в основу классического произведения мораль.»

«Музыкальные спектакли

Но как ни странно, все меньше театров выбирают классическую постановку комедии. Когда-то в 1969 году пьеса была переложена на музыку известным композитором Юлием Кимом. А, режиссер Юлий Эйдлин поставил оперу «Недоросль». Авторы сохранили все сюжетные линии. Как говорят режиссеры, они создали народную оперу, в которой есть пародия, юмор, «яркие музыкальные номера».

Сегодня этот спектакль можно посмотреть в Ставропольском академическом театре драмы им. М.Ю. Лермонтова.


Режиссер Михаил Ковальчук в интервью(«Ставропольская правда» 2014 г.) делился своими находками:
«Будет много неожиданного, например музыкальный номер Скотинина в стиле гавота»
Или Стародум, этакий свободный мужчина при деньгах… его номер в стиле старинного романса.

Благодаря музыкальный обработке комедия стала более современной, доступной.»
Источник: www . stavteatr . ru

По этому же пути пошли и в Вологодском ТЮЗе.

Дидактический сюжет «Недоросля» превратили в занимательную сатирическую историю, освободились от «громоздкости и нравоучительности», сохранив основной конфликт между невежеством, бездуховностью и добродетелью, украшенной рассудком просвещения (

Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» – одно из самых ярких произведений русского классицизма. Вопросы, на которых автор заостряет внимание в пьесе, будоражат умы зрителей и читателей даже в наше время – спустя более трех веков с момента ее написания. Созданное Фонвизиным произведение трудно сравнивать с традиционными классицистическими комедиями, ведь ироничный фарс, осмеяние пороков общества, злободневные темы в пьесе выглядят так же смешно, как и трагично. Используя приемы контраста, осмеяния, иронии драматург подводит читателя к глубоким смыслу и сути «Недоросля».

Идейный смысл комедии «Недоросль»

На первый взгляд произведение является обычной бытовой пьесой – центральный сюжет «Недоросля» линеен и завязывается вокруг замужества Софьи. Девушка в раннем возрасте лишилась родителей и теперь живет на попечении помещицкой семьи Простаковых. Простакова, желая избавиться от «лишнего рта» решает выдать Софью без ее согласия замуж за своего брата – Скотинина. Однако новость, что девушка стала наследницей огромного состояния, а со дня на день приезжает ее дядя, меняет планы Простаковой. Женщина отказывает Скотинину, предлагая в роли нового жениха своего сына-недоросля Митрофана. К счастью, Стародум, дядя Софьи, оказывается разумным человеком, который разоблачает интересы Скотинина и Простаковой, поддерживая желание девушки выйти замуж за своего возлюбленного Милона.

Даже по краткому описанию «Недоросля» становится понятно, что сюжет пьесы вполне вписывается в каноны классицистических комедий. Однако произведение дополняет второстепенная сюжетная линия, связанная с Митрофаном – глупым, избалованным, ленивым, жадным и жестоким юношей, сыном Простаковых. Несмотря на столь негативную характеристику, он является самым комичным персонажем пьесы – наиболее смешные сцены произведения связаны именно с его обучением. Вообще, в «Недоросли» есть только два, смешных персонажа, – Митрофан и Скотинин. Они веселят своей глупостью, непониманием, когда лучше помолчать, вместо того, чтобы говорить несуразные вещи.

«Недоросль» по праву можно назвать пьесой воспитания – так как родственные связи в произведении определяют характер и склонности человека. Однако, если Скотинин и Митрофан похожи даже в любви к свиньям, чем также вызывают смех, то над Простаковой смеяться не хочется. Деспотичная, жестокая и грубая к своим крестьянам и родственникам, женщина не находит отрады ни в своем «беспросветном дураке»-муже, ни в сыне, которого слепо любит. Даже ее высказывания о том, как нужно правильно считать (сцена урока Цыфиркина) забавны, но скорей осмеивают нравы старого дворянства, нежели ее саму. По активности и влиятельности в пьесе ее можно сравнить с Правдиным, однако если мужчина отстаивает гуманистические, высокоморальные идеалы, то Простакова является носителем «своей», помещицкой морали, предписывающей наибольшую ценность денег и чинов перед жизнью ее крепостных, честным именем, образованием и добродетелью.

Основной смысл «Недоросля» состоит именно в этом противопоставлении двух радиально противоположных взглядов – новых, гуманных, просветительских и устаревших, помещицких. Фонвизин акцентирует внимание не только на отрицательном начале последних, но и на необходимости изменения взглядов старого дворянства, иначе «плоды злонравия» будут неизбежны. Автор подчеркивает, что истоки этого злонравия в самом воспитании – Простакова и Скотинин переняли свои взгляды от родителей и передали их Митрофану так же, как в Софье были заложены основы гуманизма еще ее родителями.

Суть комедии «Недоросль»

Суть «Недоросля» вытекает из идейного смысла комедии – воспитание должно быть правильным и прививать высокие идеалы. По традициям классицизма фамилии героев во многом дополняют характеристику персонажей и дополнительно раскрывают задумку автора. Фонвизин не просто так дал Скотинину такую фамилию. Кроме того, вспомним, что Простакова только от мужа получила другу фамилию, она также Скотинина. Митрофан – сын Скотининой. И персонажи действительно напоминают животных – они неграмотны, глупы, привыкли искать только собственную выгоду, ради которой готовы на все (то есть у них полностью отсутствует такая черта как принципиальность и собственное достоинство). Примечателен так же тот момент, что Митрофана обучают люди низших сословий, фактически слуги. В деревне Простаковой слуги ухаживают за скотом, таким образом юношу с самого детства воспитывают не как достойного дворянина, а, в лучшем случае, как слугу.

Фонвизин не только обнажает невежество «Скотининых», противопоставляя их с носителями высоких человеческих идеалов – Правдина, Стародума, Софьи, Милона, но и акцентирует внимание на несостоятельности традиционного воспитания и образования, подчеркивая необходимость личностного развития. Именно в этом кроется суть произведения. Фонвизин считал, что как только каждый «Митрофан» получит правильное воспитание и достойное образование, российское общество изменится и станет лучше. В наши дни комедия «Недоросль» – напоминание каждому читателю о высших человеческих идеалах и необходимости каждый день совершенствоваться, чтобы не стать похожим на «Митрофана».

Тест по произведению

Комедия "Недоросль", написанная Д. И. Фонвизиным более чем двести лет назад, не потеряла своей актуальности и сегодня.

Чтобы выяснить, действительно ли актуальна комедия "Недоросль" в наши дни или же нет, надо вспомнить, какие главные проблемы в ней затронуты, и посмотреть, имеют ли они место в современном обществе.

Важнейшими вопросами в комедии являются воспитание и образование гражданина, вопросы нравственных принципов, мораль, а также служение государству, произвол помещиков.

Я полагаю, что все поднятые в произведении проблемы, кроме крепостничества и его губительного влияния на дворян (т. к. крепостное право давно отменено), так же важны и сегодня, как и во времена Фонвизина. Со всеми проблемами можно провести параллели в современном обществе с его нынешним положением дел.

Во-первых, Фонвизин говорит о низком уровне воспитания и образования молодёжи. Главный герой комедии, Митрофанушка, невежественнен, нравственно незрел, эгоистичен и груб, не уважает нанятых ему учителей, не хочет ничего понимать, а знания его совсем-таки примитивны. Нежелание учиться встречается и сегодня, когда многие школьники ходят в школу не за знаниями, а потому, что "надо", например.

Во-вторых, как полагает Стародум, человека не почитают по заслугам, не ценят его честность и откровенность. То же самое можно отметить и сейчас: высокое положение в обществе нередко занимают неблагородные, подлые, непорядочные, а порой и не просвещённые люди. А личности с высокими моральными принципами порой играют второстепенную роль.

Всё же хотелось бы сказать несколько слов о крепостном праве, что, по мысли драматурга, является бедствием для самих же помещиков. Привыкнув общаться со всеми грубо, Простакова не щадит даже родных. Речь Скотинина полна самоуверенности, но лишена каких бы то ни было достоинств. Жестокость, насилие становятся для крепостников самым удобным и привычным оружием.

Таким образом, в произведении "Недоросль" сталкиваются два мира: мир чести, доблести и порядочности, который олицетворяют Стародум и Правдин, Милон и Софья, и мир невежества, бесчестия, насилия в лице Скотинина и Простаковых. Эти два мира продолжают противостоять друг другу и сейчас. Всё чаще можно наблюдать в современном обществе примеры жестокости, грубости, насилия. А начинается всё с воспитания.

Вопросы нравственности человека, преданной службы Отечеству, а также воспитания и образования детей - эти проблемы, которые поднял в своей комедии Денис Иванович, так же остры и актуальны в наше время как и прежде. И каждое поколение будет решать эти вопросы по-своему, но ясно одно: эти проблемы никогда не будут отвергнуты как маловажные.