Психология

Почему поставили памятник пожарскому. Памятник Минину и Пожарскому: кто и как изображён

Памятник Козьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, двум национальным героям-освободителям - один из самых известных московских монументов и, возможно, самый символичный. Во-первых, он стоит в самом центре Москвы - на Красной площади, перед . Во-вторых, он был установлен не на деньги государства, а на народные пожертвования. В-третьих, он изображает не государя, не поэта, не вождя, а простолюдина и князя. Козьма Минин и Дмитрий Пожарский изображены вовсе не так, как подобает средневековым русским воинам. Но разберемся со всем по порядку.

Почему они?

Козьма Минин и Дмитрий Пожарский жили на рубеже XVI и XVII веков. Это было трудное для России время, которое носит название «Смута». Династия Рюриковичей прервалась - на Руси не стало законного государя. В погоню за российским троном пускаются ложные царевичи, которые финансово и политически поддерживаются могущественными поляками. После свержения Лжедмитрия I поляки и литовцы, используя разобщенность русского царства, в открытую нападают на Москву. Начинается . Пока в Кремле господствуют интервенты, в 400 километрах от столицы - в Нижнем Новгороде - староста Козьма Минин постепенно собирает народное ополчение, которое возглавил князь Дмитрий Пожарский. В феврале 1612 года ополчение вышло к Москве, по дороге призывая добровольцев. С августа по октябрь армия ополченцев долго и кровопролитно сражалась в Москве с поляками и в конце концов успешно изгнала их.

Москву иноземцы захватывали нечасто: в XIV веке ее разграбил монгольский хан Тохтамыш, а позднее, в XIX столетии, - Наполеон. Всего три раза за 700 лет истории московского и российского государства! И каждый раз избавление давалось ценой многочисленных жертв и разрушений. А Козьма Минин и Дмитрий Пожарский, добровольно и без какого-либо приказа собравшие и возглавившие освободительное движение, стали для России символом свободы и несокрушимости.

Почему здесь?

Памятник не всегда стоял у храма Василия Блаженного. Изначально его хотели поставить в Нижнем Новгороде - ведь легендарное ополчение было собрано там. Но сражались-то Минин и Пожарский у стен Кремля! Кроме того, ставился памятник после войны 1812 года и изгнания из Москвы Наполеона. Поэтому император Александр II принял решение установить монумент в Москве и объявил сбор средств по всей стране. Был объявлен художественный конкурс, на котором получил одобрение проект скульптора Ивана Петровича Мартоса. Отливку памятника производили в Санкт-Петербурге. О том, что создание памятника было воистину всенародным делом, гласит табличка: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

Однако даже свое нынешнее место монумент занял не сразу. Изначально на Красной площади он стоял перед зда нием торговых рядов (ныне на этом месте стоит здание ГУМа), которые после Отечественной войны 1812 года построил архитектор Осип Бове. Это протяженное здание, завершавшееся плоским широким куполом, перекликалось с другим, схожим по архитектуре строением - кремлевским Сенатом, построенным в XVIII веке Матвеем Казаковым. Они стояли друг напротив друга, на одной оси, а между ними пролегала длинная открытая площадь. Жест руки Минина, одновременно торжествующий и покровительственный, словно перекликался с куполами этих двух построек, «укрывал» их и в то же время указывал на башни Кремля. В 1930-х XX века годах памятник был перенесен к собору. Официальная версия гласила, что он мешал проведению парадов. А если верить народному анекдоту, одному из партийных деятелей не понравилось, что Минин одной рукой берёт меч, а другой указывает на .

Почему так?

Посмотрите на памятник. Почему Минин стоит, а Пожарский сидит? Почему оба русских воина так странно одеты? Где же здесь легендарная битва с поляками? Все эти вопросы обдумывал и автор монумента - скульптор Иван Мартос.

Вначале он задумал изобразить Минина и Пожарского в образе античных героев, но по-разному: Минина, как представителя простого народа, - босым и с непокрытой головой, а князя Пожарского скульптор решил обуть в княжеские сапоги, на его голову водрузить римский шлем, а плащ заколоть фибулой древнерусских князей. Потом Пожарский был задуман совсем как античный герой - в сандалиях, а Минин - в простой крестьянской русской рубахе. В конечном итоге Мартос изобразил обоих босыми, без лишних деталей (нагота в античной фигуре - знак героя). Так скульптор уравнял их значимость и лишил всяких примет времени, подчеркнув, что их подвиг навсегда останется в памяти людей.

Однако приметы «русскости», конечно же, в памятнике есть. На щите Пожарского изображен лик Спасителя - он становится практически иконой. А длинный русский меч, лишь частично вынутый из ножен, напоминает крест. Защита Отечества на Руси всегда ассоциировалась с защитой веры. Стоящий Минин передает меч Пожарскому, как бы призывая его возглавить ополчение. Пожарский же, хоть и сидит, полон внутренней энер гии, словно сжатая пружина, готовая распрямиться. Он уже берёт меч, а за его спиной находится древнерусский (а вовсе не римский) шлем. На рельефах пьедестала изображены события, произошедшие во время Смуты, включая знаменитую битву на Красной площади 24 августа 1612 года. По легенде, на рельефе под надписью Мартос изобразил и самого себя, отдающего двух своих сыновей в войска ополчения.

До начала XIX века Москва не имела традиции установки скульптурных памятников: в честь знаменательных событий возводились часовни и церкви (например, Покровский собор на Красной площади, выстроенный в память взятия Казани). Первые монументы в России появились в Санкт-Петербурге и были посвящены его основателю – императору Петру I. Со временем и москвичи пожелали увековечить своих героев – выбор пал на Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского.

С предложением создать памятник лидерам Второго ополчения, освободившего Москву в 1612 году от польского нашествия, выступило в начале XIX века Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Установить монумент изначально предполагалось не в Москве, а в Нижнем Новгороде – на родине ополчения. Модель памятника по своей инициативе в 1804 году выполнил скульптор Иван Петрович Мартос – один из самых известных скульпторов России, прошедший длинный путь от сына небогатого помещика до профессора Академии художеств и создавший фигуру Иоанна Крестителя для портика Казанского собора в Петербурге. В 1811 году первоначальное решение было изменено: от установки памятника в Нижнем Новгороде отказались в пользу Москвы – главного места действия Второго ополчения. А после окончания Отечественной войны 1812 года монумент Минину и Пожарскому обрёл новое значение: как символ победы над захватчиками и изгнания их из Москвы.

Памятник был создан после сбора пожертвований, в котором приняла участие буквально вся страна: императорская фамилия, дворяне, купцы, мещане, крестьяне – размер пожертвований колебался от 50 копеек до 5000 рублей, средства приходили из различных губерний России. Торжественное открытие монумента состоялось на Красной площади 20 февраля 1818 года в присутствии императора Александра I и при огромном стечении народа: люди заполнили не только всю Красную площадь, но и крышу здания Верхних торговых рядов и даже башни Кремля.

Скульптор Мартос сформулировал общую идею памятника так: «Минин устремляется на спасение Отечества, схватывает своей правой рукой руку Пожарского – в знак их единомыслия – и левой рукой показывает ему Москву на краю гибели». Новый памятник был поставлен в самом центре Красной площади, напротив главного входа в здание Верхних торговых рядов. Выбор места не случаен: Кузьма Минин, обращаясь к раненому князю Дмитрию Пожарскому с призывом возглавить ополчение, своей рукой указывает на Кремль, где в этот момент находятся захватчики. Пожарский опирается на щит с ликом Спаса Нерукотворного Образа, принимает из рук Минина меч и готовится встать. Постамент украшен двумя барельефами: на лицевой стороне – сцена сбора средств на Второе ополчение, на задней стороне – наступление и разгром русским войском поляков. Кроме того, на пьедестале присутствует надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия в лето 1818».

В первые годы после революции существовала угроза уничтожения монумента, звучали предложения по его переплавке. К счастью, эти планы так и остались лишь проектами. Однако оставить памятник на прежнем месте власти тоже не могли: официально необходимость переноса объяснялась тем, что монумент, находясь в центре Красной площади, создаёт помехи для транспорта и демонстраций. Но была и другая причина: Минин теперь указывал прямо на мавзолей, в связи с чем у горожан рождались свои ассоциации и присказки. В результате в 1931 году памятник героям Второго ополчения «переехал» с центра Красной площади к собору Василия Блаженного, где он находится и сегодня. В 2010–2011 годах была проведена комплексная реставрация монумента, позволившая укрепить его и предотвратить разрушение.

Кстати, Нижний Новгород свой монумент всё же получил: в 2005 году Зураб Церетели создал чуть уменьшенную копию московского памятника Минину и Пожарскому, которая была установлена возле Нижегородского кремля.

Впервые идеи о сооружении памятника были озвучены жителями Нижегородской губернии, поддержаны императором Александром I, а воплотил в жизнь замысел русский монументалист Иван Мартос в 1818 г.

Латунно-медная скульптурная группа – монумент Минину и Пожарскому, – установлена на Красной площади перед величественным соборным .

Передний горельеф пьедестала изображает жертвенных русских патриотов, отдающих Отечеству самое дорогое. Горельеф тыльной стороны – тематические зарисовки о военной кампании и князе Пожарском, гонящим поляков-завоевателей от Москвы.

Императорский Указ о сборе средств по всей России, добровольные пожертвования и обнародование имен меценатов, конкурс на лучший рукотворный проект предшествовали созданию скульптурной композиции Минина и Пожарского. Россияне отождествляли монументальное творение с символами победы. Решено было установить памятник в Москве, а в Нижнем Новгороде должна была появиться его мраморная копия.

Литейному мастеру Василию Екимову была поручена монументальная отливка. Впервые в европейской истории единовременно (за 10 часов плавки 1100 пудов меди и 5 дней остывания) был отлит столь грандиозный монолит.

В первоначальном проекте для пьедестала было предусмотрено использование сибирского мрамора, но в процессе работы основанием стал гранит. Петербургским каменотесом Самсоном Сухановым из 3-х цельных гранитных глыб был вытесан постамент.

Место для памятника определил сам Мартос, выбрав площадку посреди Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды. Интересен факт, что при создании скульптурных изображений Ивану Мартосу позировали его сыновья.

Торжественное открытие монументальной скульптуры русским героям состоялось в начале марта 1818 г. и стало всенародным праздником. В связи с этим важным событием на Красной площади прошел гвардейский парад при участии в торжествах императорской семьи. Степаном Дегтяревым была написана оратория «Минин и Пожарский».

В начале 30-х годов ХХ в. массивная скульптурная композиция Минину и Пожарскому стала «помехой» для парадов техники и демонстраций на и его переместили к Соборной святыне Храма.

Копия величественного монумента есть и в Нижнем Новгороде. Скульптурная работа Зураба Церетели лишь на 5 см меньше московского собрата. Установлен монумент под стенами Нижегородского Кремля, близ церкви Рождества Иоанна Предтечи. Малая модель-копия есть в экспозиции художественного музея в Таганроге.

Хотя памятник открыли в 1818 году, задумали его еще в 1804. А с предложением начать сбор средств выступили члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств и того раньше - в 1803 году. Первоначально памятник Минину и Пожарскому предполагали установить в Нижнем Новгороде, где собралось народное ополчение.

В 1807 году скульптор Мартос опубликовал гравюру с первой моделью памятника, и уже в следующем году начался сбор средств по всей России. При этом Мартос работал над памятником Минину и Пожарскому 14 лет, не прерываясь. А все аллюзии на тему наполеоновских войн появились уже в процессе создания монумента.

Учитывая важность памятника героям 1612 года для русской истории, решили установить его в Москве. А в Нижнем Новгороде готовую статую продемонстрировали, когда ее доставляли по Волге в Москву. Чтобы утешить обделенных нижегородцев там поставили мраморный обелиск в честь героев. Правда, по дороге он раскололся на две части. Но все же склеенный обелиск до сих пор стоит в Нижегородском кремле.

А в 2005 году историческую несправедливость исправили: Нижний Новгород все же получил памятник Минину и Пожарскому. Это была копия скульптуры Мартоса, выполненная Зурабом Церетели. Установили монумент под стенами Нижегородского кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи - там, где в 1611 году Кузьма Минин призывал нижегородцев собрать народное ополчение. Памятник открыли 4 ноября 2005 года, когда Россия впервые отмечала День согласия и примирения. И это не случайно, ведь именно в этот день, в праздник Казанской иконы Божией Матери, в 1612 году завершились бои с поляками, а Дмитрий Пожарский дал обет построить Казанский храм на .

Работы по созданию памятника Минину и Пожарскому начались в конце 1811 года, и в начале 1813 модель открыли для публики.

Отлили памятник в Санкт-Петербурге 5 августа 1816 года. Для пьедестала сначала хотели использовать сибирский мрамор, но из-за больших размеров памятника решили использовать гранит из Финляндии. Сам памятник Минину и Пожарскому из Санкт-Петербурга в Москву доставили по воде: через Мариинский канал до Рыбинска, далее по Волге до Нижнего Новгорода, затем вверх по Оке до Коломны и по реке Москве. Монумент, отправленный из Санкт-Петербурга 21 мая 1817 года, прибыл в Москву 2 сентября.

Памятник героям 1612 года установили почти в центре Красной площади - напротив входа в Верхние торговые ряды.

По первому проекту Мартоса оба героя должны были стоять на постаменте во весь рост. Это вызвало недовольство государственных лиц: как можно, чтобы мужик стоял рядом с князем! Пришлось Мартосу князя усадить. При этом скульптор не погрешил против правды: князь Пожарский получил в бою тяжелые раны, потому на памятнике он сидит, осторожно вытянув больную ногу.

20 февраля 1818 года состоялось торжественное открытие памятника Минину и Пожарскому. Публика собралась огромная. А высокая оценка работы властями подтверждалась и тем, что литейщик Екимов получил от императора премию 20 000 рублей и орден Анны II степени, а скульптор Мартос - пожизненную пенсию 4 000 рублей в год.

Памятник украшают 2 барельефа: организация народного ополчения на лицевой стороне, на обратной - изгнание поляков из Москвы. Минин и Пожарский представлены в облике античных героев, но в одеянии присутствуют национальные элементы.

Надпись на памятнике Гражданину Минину и князю Пожарскому - благодарная Россия вызвала много споров.

Надпись гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукой, или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Федоровича Романова. Все это не худо было бы знать, также как имя и отчество князя Пожарского.

А Николай Станкевич в 1829 году предложил свою «Надпись к памятнику Пожарского и Минина».

Сыны отечества, кем хищный враг попран,
Вы русский трон спасли - вам слава достоянье!
Вам лучший памятник - признательность граждан,
Вам монумент - Руси святой существованье!

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади считается лучшим творением скульптора Мартоса. Возможно, поэтому он в одном из барельефов поместил автопортрет. Это крайняя слева фигура отца, отдающего сыновей в ополчение. Кстати, эта сцена автобиографична, так как сын скульптора добровольцем пошел в армию во время Отечественной войны 1812 года.

Когда я прохожу мимо этого монумента, когда я рассматриваю его, друзья мои, что со мной тогда делается! Какие священные минуты доставляет мне это изваяние! Волосы дыбом подымаются на голове моей, кровь быстро стремится по жилам, священным трепетом исполняется все существо мое, и холод пробегает по телу. Вот, - думаю я, - вот два вечно сонных исполина веков, обессмертившие имена свои пламенною любовью к милой родине. Они всем жертвовали ей: имением, жизнью, кровью. Когда отечество их находилось на краю пропасти, когда поляки овладели матушкой-Москвой, когда вероломный король их брал города русские, - они одни решились спасти ее, одни вспомнили, что в их жилах текла кровь русская. В сии священные минуты забыли все выгоды честолюбия, все расчеты подлой корысти - и спасли погибающую отчизну. Может быть, время сокрушит эту бронзу, но священные имена их не исчезнут в океане вечности. Поэт сохранит оные в вдохновенных песнях своих, скульптор в произведениях волшебного резца своего. Имена их бессмертны, как дела их. Они всегда будут воспламенять любовь к родине в сердцах своих потомков. Завидный удел! Счастливая участь!

Говорят, что... ...когда памятник стоял напротив Кремлевских стен, Минин рукой указывал на , призывая князя освободить его от интервентов.
А после смерти В.И. Ленина во время борьбы за власть с главным докладом на съезде «Политическим отчетом ЦК РКП(б)» выступил Григорий Зиновьев. По негласному правилу, с таким докладом должен был выступать первый человек партии. Появились слухи, что Зиновьеву каким-то образом удалось захватить власть, и ему уже дали прозвище «новый Гришка Отрепьев». А на памятнике Минину и Пожарскому появилась надпись: «Смотри-ка, князь, какая мразь в сегодня завелась». Возможно, это стало поводом к переносу монумента.
После этого Минин стал показывать на место перед ГУМом, как бы говоря: «Вот, где мы стояли раньше». А острословы, намекая на , шепотом декламировали: «Смотри-ка, князь, какая мразь у стен Кремлевских разлеглась» .
...когда памятник стоял возле Верхних Торговых рядов, вокруг него заливали каток. Ходили туда люди разных сословий и, за отсутствием навыков катания, сталкивались друг с другом. Чтобы избежать скандалов, городские власти выделили несколько статных конных жандармов. Естественно, дамы на них засматривались, и столкновений на катке стало только больше.
...Англичанка Марта Вильмот, гостившая в России в 1807 году, записала в дневнике: «Ходят слухи, которым решительно все верят, что несколько дней назад, ночью, сторож Большого собора в Кремле был сильно напуган доносящимся из церкви топотом лошадей. Он бросился к служителю, чтобы позвать его на помощь и вместе посмотреть, что там. Сторож стал открывать ключами двери, но они вдруг распахнулись сами, церковь внезапно осветилась, и мужичку предстали два воина в полном вооружении, крестящиеся и кланяющиеся перед образом Казанской Богоматери. После молитвы они вскочили на коней и умчались, но на прощание объявили во всеуслышание, что намереваются поддержать земляков в битве против французов, и что Буонапарте непременно падет». Разумеется, народ сразу же догадался, что всадники - это Минин и Пожарский, помогающие русским в борьбе с Наполеоном.

Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому - один из наиболее известных памятников Москвы. Находится на Красной площади, рядом с собором Василия Блаженного. Автор памятника Минину и Пожарскому Мартос Иван Петрович.

Изначально установить памятник планировали в 1812 г. к двухсотлетнему юбилею изгнания поляков Вторым ополчением под предводительством князя Пожарского и гражданина Минина.

Средства на памятник собирались по всей России по всенародной подписке, и его, наконец, решили поставить в центре Красной площади в Москве в 1818 г.

Скульптор Мартос работал над памятником с 1804 по 1817 г. Это лучшее творение И. П. Мартоса, сумевшего воплотить в нем высокие идеалы гражданской доблести и патриотизма. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час.

Фигура Минина безраздельно господствует в композиции. Навсегда запоминается его призывный жест. Рука, вскинутая вверх, не только призывает Пожарского, она как бы обращена ко всему народу, поднимает его на борьбу. Мужественное лицо и подстриженные в скобку волосы придают ему характер русского крестьянина. Хитон, обшитый по краю узором, напоминает русскую рубаху. Энергично вылепленный торс и широкий шаг придают всей фигуре Минина силу и уверенность. Пожарский, ещё не оправившийся от ран, сидит на ложе. Его фигура в античном одеянии несколько нерешительна, она вообще менее удалась Мартосу, но основное движение выражено ясно: он откликнулся на призыв Минина. В одной руке Пожарский держит щит с изображением Спаса, а другая положена на меч, протянутый Мининым. Как и в гравюре, меч является центром композиции и связывает обе фигуры, символически устанавливая их единство.

Памятник Минину и Пожарскому принадлежит к тем произведениям, которые при осмотре их с разных точек зрения постепенно раскрывают свой идейный смысл. Ещё издали четко вырисовывается силуэт памятника, и первое на что мы обращаем внимание, - это высоко поднятая рука Минина, его призывной жест. Когда мы подходим ближе, перед нами встает во весь рост мужественная фигура Минина, который призывает Пожарского подняться с ложа и возглавить ополчение. Устремленным вперед взволнованным взглядом и движением руки, берущей меч, Пожарский как бы откликается на призыв. Если обойти памятник с другой стороны, то можно видеть, что Пожарский опираясь рукой на щит, как бы приподнимается на встречу Минина. С задней стороны отчетливо видны скрещенные на мече руки Минина и Пожарского символизирующие крепкое единство обоих героев. Таким образом, превосходное композиционное решение всей группы делает её выразительной с любой точки зрения.

Барельефы на постаменте отражают два ключевых момента из истории Второго ополчения.


Передний барельеф разделен на две части. В правой - группа мужчин приносит обильные пожертвования, в левой - группа женщин. Коленопреклоненные женщины непросто отдают свои драгоценности, но плавным движением рук как бы возлагают их на алтарь Отечества. Позы женщин значительны и торжественны. Одежды на них античные, но Мартос вводит и русский мотив, украсив головы кокошниками.

Обращает внимание группа за женскими фигурами, в которой изображен отец с двумя сыновьями. Любимый ученик Мартоса С. И. Гальберг, лепивший голову отца, предал ей портретные черты своего учителя. Основанием для этого, видимо, послужило то, что сын Мартоса в 1812 г. сражался в армии Кутузова. Центром барельефа являются пожертвования, сложенные на земле. Над барельефом надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818 г.».

На другой стороне постамента барельеф посвящен победе Пожарского над врагами. Барельеф также разделен на две части - на одной изображены русские войны, спокойные и мужественные, во главе с Пожарским, конь которого топчет врага, на другой - группа поляков бежит, с ужасом оглядываясь на победителей.


Однако этот барельеф менее удался Мартосу, чем лицевой, в нем недостает напряженности и выразительности, которые так характерны для творчества Мартоса. Важно отметить, что барельеф с приношениями нижегородцев помещен именно на лицевой стороне, а барельеф, посвященный Пожарскому, - на задней. Этим Мартос подчеркнул не только значение Минина, но и роль в освобождении Москвы.

После революции снести памятник ни у кого не поднялась рука, единственно его переместили в 1931 г. с центра площади к Собору Василия Блаженного - мешал парадам.

Правда, еще ходила легенда, что кому-то сверху не понравился указующий жест Минина с призывом освободить Кремль от временщиков. К тому же, кто-то в один день нацарапал на постаменте: «Гляди-ка, Князь, какая мразь в Кремле сегодня завелась» (по другой версии: «Гляди-ка, Князь, какая мразь у стен кремлевских разлеглась»).


P.S. А нижегородцы памятник все-таки получили. Копию работы Церетели в 2005 г. поставили у Кремля на той самой площади, где некогда Минин созывал ополчение.

Подготовил К. Морозов