Собственный опыт

Почему русские - не славяне. Русские генетически славянами не являются и к славянам не имеют отношения

ГДЕ ЖИЛИ И ГДЕ ЖИВУТ ФИННО-УГРЫ

Большая часть исследователей сходятся на том, что прародина финно-уг-ров находилась на границе Европы и Азии, в районах между Волгой и Камой и в Приуралье. Именно там в IV- III тысячелетиях до н. э. возникло сообщество племён, родственных по языку и близких по происхождению. КI тысячелетию н. э. древние финно-угры расселились до Прибалтики и Северной Скандинавии. Они занимали обширную территорию, поросшую лесами, - практически всю северную часть нынешней Европейской России до Камы на юге.Раскопки показывают, что древние финно-угры принадлежали к уральской расе: в их облике смешаны черты европеоидные и монголо-идные (широкие скулы, часто монгольский разрез Глаз). Двигаясь на запад, они смешивались с европеоидами. В результате у некоторых народов, происшедших от древних финно-угров, монголоидные признаки стали сглаживаться и исчезать. Сейчас "уральские" черты свойственны в той или иной степени всем финским народам России: средний рост, широкое лицо, нос, именуемый "курносым", очень светлые волосы, негустая борода. Но у разных народов эти особенности проявляются по-разному. Например, мордва-эрзя высокие, светловолосые, голубоглазые, а мордва-мокша и ростом пониже, и лицом пошире, и волосы у них потемнее. У марийцев и удмуртов часто встречаются глаза с так называемой монгольской складкой - эпикантусом, очень широкие скулы, жидкая борода. Но при этом (уральская раса!) светлые и рыжие волосы, голубые и серые глаза. Монгольская складка иной раз встречается и у эстонцев, и у води, и у ижорцев, и у карел. Коми бывают разные: в тех местах, где есть смешанные браки с ненцами, они черноволосы и раскосы; другие скорее напоминают скандинавов, с чуть более широким лицом.Занимались финно-угры земледелием (чтобы удобрить пеплом почву, выжигали участки леса), охотой и рыболовством. Их поселения находились далеко друг от друга. Может быть, по этой причине они нигде не создали государств и стали входить в состав соседних организованных и постоянно расширявшихся держав. Одни из первых упоминаний о финно-уграх содержат хазарские документы, написанные на иврите - государственном языке Хазарского каганата. Увы, в нём почти нет гласных, так что остаётся догадываться, что "црмс" значит "черемисы-марийцы", а "мкшх" - "мокша". Позднее финно-угры платили дань также булгарам, входили в состав Казанского ханства, в Русское государство.

В XVI-XVIII вв. на земли финно-уг-ров устремились русские переселенцы. Чаще всего заселение было мирным, но иногда коренные народы сопротивлялись вхождению своего края в Российское государство. Наиболее яростное сопротивление оказывали марийцы.Со временем крещение, письменность, городская культура, принесённые русскими, стали вытеснять местные языки и верования. Многие начинали чувствовать себя русскими-и действительно становились ими. Иной раз для этого достаточно было креститься. Крестьяне одной мордовской деревни писали в челобитной: "Предки наши, бывшая мордва", искренне полагая, что только их предки, язычники, были мордвой, а их православные потомки никак к мордве не относятся.Люди переселялись в города, уезжали далеко - в Сибирь, на Алтай, где общим для всех был один язык - русский. Имена после крещения ничем не отличались от обычных русских. Или почти ничем: далеко не все замечают, что в фамилиях типа Шукшин, Веденяпин, Пияшева ничего славянского нет, а восходят они к названию племени шукша, имени богини войны Ведень Ала, дохристианскому имени Пияш. Так значительная часть финно-угров была ассимилирована русскими, а некоторые, приняв мусульманство, смешались с тюрками. Потому финно-угры и не составляют большинства нигде - даже в республиках, которым дали своё имя.Но, растворившись в массе русских, финно-угры сохранили свой антропологический тип: очень светлые волосы, голубые глаза, нос-"ши-шечку", широкое, скуластое лицо. Такой тип, который писатели XIX в. называли "пензенский мужичок", теперь воспринимается как типично русский.В русский язык вошло немало финно-угорских слов: "тундра", "килька", "салака" и т. д. Есть ли более русское и всеми любимое блюдо, чем пельмени? Между тем слово это заимствовано из языка коми и означает "хлебное ушко": "пель" - "ухо", а "нянь" - "хлеб". Особенно много заимствований в северных диалектах, в основном среди названий явлений природы или элементов ландшафта. Они придают своеобразную красоту местной речи и областной литературе. Возьмите хотя бы слово "тайбола", которым в Архангельской области называют глухой лес, а в бассейне реки Мезень - дорогу, идущую по морскому берегу рядом с тайгой. Оно взято из карельского "taibale" - "перешеек". Веками живущие рядом народы всегда обогащали язык и культуру друг друга.Финно-уграми по происхождению были патриарх Никон и протопоп Аввакум - оба мордвины, но враги непримиримые;



НАРОДЫ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА.

На территории Хабаровского края российского Дальнего Востока издревле проживают восемь коренных малочисленных народов: нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены. Образ жизни и система хозяйства коренных народов Приамурья определяются географической средой и климатическими условиями. Традиционные занятия: рыболовство, таежная и морская охота, собирательство.
Основу мировоззрения аборигенов Приамурья составляют древнейшие представления и верования. Наиболее значимы культ природы и шаманство. Коренные народы Приамурья являются наследниками самобытной культуры, насчитывающей более пяти тысяч лет. Традиционные формы религии народов Приамурья были тесно связаны с их промысловой культурой. Основу их составляли представления о животном мире, очень близком человеку. Считалось, что человек происходит от зверя или птицы; что звери в тайге все слышат и понимают, могут узнать человека в лесу и отомстить ему за убийство их сородичей на охоте; что зверь может возродиться после смерти, если не повредить его кости и череп, сохранив их; что у зверей и птиц есть свои духи-хозяева, которых надо периодически задабривать, чтобы охота была удачной. Поэтому на традиционных праздниках всегда проводились обряды для снятия с себя вины за убийство зверя и "возрождения" его вновь.Еще первые исследователи отмечали, что народы Приамурья - виртуозы художественной обработки дерева. Ульчи знали множество технических приемов резьбы и росписи. На ульчской посуде для медвежьего праздника выполнялась наиболее богатая орнаментика, ибо медвежий праздник был именно тем центром, вокруг которого вращалась жизнь всей общины. Поэтому ритуальная посуда представляла собой наиболее совершенные образцы резного искусства.Традиционная одежда народов Приамурья - один из самых массовых видов художественного творчества, сочетающий в себе искусство кроя, аппликации, обработки кожи, металла, камня. Наиболее интересны халаты из рыбьей кожи. Их носили весной, летом и в начале осени. Особая ценность - свадебная одежда, которая имеет большое количество украшений в виде подвесок, орнамента, меховой опушки. Обязательно изображение на халате родового дерева, которое символизирует продолжение рода. Сидящие на ветвях птички - это души не родившихся детей. У нанайцев имелся определенный орнамент для каждого вида одежды. Многие мастера находили вдохновение в резьбе по дереву и кости. Во многих селах выезд на охоту становился своеобразным конкурсом: чья одежда лучше расшита, чья лодка, нарты сделаны красивее, лучше украшены резьбой.

НАНАЙЦЫСамоназвание: нани - «здешний человек».
Нанайцы (прежнее название - гольды), народ, проживающий в основном на территории Хабаровского края, в нижнем течении реки Амур. Численность 12017 человек. В этногенезе нанайцев участвовали потомки древнего амурского населения и различные тунгусоязычные народы.
НЕГИДАЛЬЦЫСамоназвание: амгун бэйэнин - «амгунский».
Негидальцы (прежнее название - гиляки,), народ, проживающий на территории Хабаровского края по берегам рек Амгунь и Амур. Численность 622 человека. Предположительно, негидальский этнос возник в результате смешения эвенков с нивхами и ульчами.
НИВХИСамоназвание: нивх - «человек».
Нивхи (прежнее название - гиляки), народ, проживающий на территории Хабаровского края в нижнем течении реки Амур и на острове Сахалин. Численность 4673 человека.
Предположительно, нивхи являются прямыми потомками древнейшего населения Сахалина и Нижнего Амура.
ОРОЧИСамоназвание: орочили.
Орочи - народ, проживающий в Приморье и Хабаровском крае по берегам рек Тумнин и Амур. Численность 915 человек. В этногенезе орочей участвовали аборигенные и пришлые эвенкийские народы.
УДЭГЕЙЦЫСамоназвание: удэхэ.
Удэгейцы (в прошлом назывались «лесными людьми»), народ, проживающий в Приморье и Хабаровском крае. Численность 2011 человек. В формировании удэгейского этноса участвовали аборигенные и пришлые тунгусские народы.
УЛЬЧИСамоназвание: нани - «человек земли».
Ульчи (в прошлом назывались мангунами - «амурскими людьми»), народ, проживающий на территории Хабаровского края в нижнем течении реки Амур. Численность 3233 человека. В этногенезе ульчей участвовали нанайцы, нивхи, негидальцы, айны, эвенки.
ЭВЕНКИСамоназвание: эвэн.
Эвенки (прежнее название - тунгусы, назывались также «оленьими людьми»), народ, проживающий на территории Сибири и Дальнего Востока. Численность 30233 человека. Предками эвенков были прототунгусы Прибайкалья и Забайкалья.
ЭВЕНЫСамоназвание: эвэн.
Эвены (прежнее название - ламуты), народ, проживающий на территории Сибири и Дальнего Востока. Численность 17199 человек. Эвены принадлежат к северо-восточной ветви эвенков. В советское время государственная политика освоения природных ресурсов Севера, Сибири и Дальнего Востока привела к колоссальному росту мигрантного населения и значительному сокращению территорий обитания и хозяйственной деятельности коренных народов этих регионов. Численность мигрантного населения увеличилась с 4 млн человек в 1926 году до 32 млн в настоящее время. Для советского гражданина участие в очередном, послевоенном, этапе освоения востока страны не являлось чем-то экстраординарным. Люди охотно ехали жить и работать на Дальний Восток. Однако как раз для коренных жителей этого края смена места жительства зачастую оборачивалась трагедией. Действительно, последние 30 лет демографы наблюдали постепенное падение рождаемости и не уменьшение, как ожидалось, а изменение характера смертности. Основной группой риска стали не дети, как это было раньше, а люди репродуктивного возраста. Причем основной причиной смерти стали не болезни, а смерти от травм, несчастных случаев и самоубийств. Негативно отличалась и средняя продолжительность жизни - к концу семидесятых годов прошлого века до 44 лет, в восьмидесятые годы произошло некоторое повышение этого показателя. Однако в настоящее время вновь наблюдается процесс сокращения средней продолжительности жизни у коренного населения. Низкая рождаемость и высокая преждевременная смертность, наблюдаемые в последние тридцать лет, заставляют демографов высказывать самые пессимистические прогнозы в отношении коренных малочисленных.В последнее десятилетие XX века наше государство демонстрировало свою готовность исправить ошибки прежней ассимиляционной политики в отношении коренных малочисленных народов и следовать международным принципам и нормам.Народности Дальнего Востока за долгое время существования в регионе создали своё, обособленное, изобилующее различными традициями культурное сообщество, в котором в одно и то же время сочетаются древние шаманские традиции и достижения социокультурной революции, смешиваются в разных пропорциях самые разнообразные культурные течения и направления.Сама по себе культура Дальнего Востока существует в самой неразрывной связи с её этническими носителями - с жителями Дальнего Востока. Этнос Дальнего Востока развивался в течении веков в условиях жёсткого диктата суровых погодных условий на протяжении практически всего года. И народы, народности Дальнего Востока сформировали ряд специфических, культурных новообразований, в которые были включены и религия, и шаманские традиции, и нравственные нормы и морали, и творческие инициативы отдельных людей и древних племён.Говоря о культурных традициях народов и народностей Дальнего Востока нельзя не отметить тот факт, что в них многие практики были соединены в одно целое. И так называемая дальневосточная фольклорная группа включает в себя особенно колоритный и самобытный музыкальный фольклор, традиционные песенные произведения искусства. Даже сейчас, в наше время продвинутых и прогрессивных развитых нанотехнологий, актуальной на долгие годы остаётся проблематика социоменьшинств, изучение их наследия, рассмотрение различных возможностей по внедрению их культурных, фольклорных традиций древности в жизнь современного общества. Культура Дальнего Востока - это огромный пласт, значительный срез этногенеза народа в самом чистом и неразбавленном массовыми явлениями проявлениях. Изучение её в различных сферах и срезах, пристальное рассмотрение народных традиций и культурного наследия даёт возможность глубже и полнее погрузиться в изучение таинственности самого Дальнего Востока. Своего рода - это определённый шаг по направлению к своей душе.

Этносы Северного Кавказа история и современные проблемы.

Се́верный Кавка́з - историко-культурный регион России. Включает северную часть склона Большого Кавказского хребта и Предкавказье, (исключая его восточную часть, относящуюся к Азербайджану), западную часть южного склона до реки Псоу (по которой проходит государственная граница России). Этот самый густонаселенный регион Российской Федерации. Общая численность проживающих в России представителей северокавказских народов, установленная в ходе переписи населения 2002 года - около 6 миллионов человек. Площадь 258,3 тыс. км² (1,5% площади страны). Население 14,8 млн чел. (по состоянию на 1 января 2010 года), или 10,5 % населения России .Северный Кавказ по частям входил в состав Российского государства, начиная с XVI века; полностью присоединён в 1859 году по окончании Кавказской войны. На территории Северного Кавказа расположены 7 республик (Адыгея, Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, Ингушетия, Чеченская республика, Дагестан) и 2 края (Краснодарский край, Ставропольский край), входящих в Южный и Северо-Кавказский федеральные округа. В конце II - начале I тыс. до н. э. господствующим типом хозяйства становится земледелие и отгонное скотоводство, обусловленное вертикальной зональностью региона. В предгорьях развивается придомный тип скотоводства и пашенное земледелие. В предкавказских степях развивается кочевое скотоводство.

Первыми известными по письменным источникам обитателями Северного Причерноморья считаются киммерийцы, вытесненные в Малую Азию в начале I тыс. до н. э. скифами. Северо-Западный Кавказ и Азово-Прикубанская территория были главным плацдармом для походов киммерийцев в Закавказье и Малую Азию. В Прикубанье в VIII–VII вв. до н. э. складывается культура древнемеотских племен. В VII в. до н. э. в военное столкновение с северокавказскими племенами равнин вступили занявшие Северное Причерноморье скифы.

С VI века до н. э. происходит древнегреческая колонизация Северного Причерноморья. В IV веке до н. э. многие меотские племена Приазовья были подчинены Боспорскому царству. В конце I тыс. до н. э. из Северного Прикаспия в предкавказские степи до предгорий продвигаются ираноязычные кочевники - сарматы. Во II в. до н. э. сарматы проникают на правобережье реки Кубань в среду оседлого земледельческого меотского населения. С начала I тыс. н. э. упоминаются аланы Подонья и Кавказа. Алания упоминается как территория равнин к востоку от Прикубанья с характерными чертами военной демократии.

В 70-е гг. IV веке н. э. началось массовое вторжение гуннов на Кавказ, в первую очередь на земли кочевых аланских племен. Были уничтожены Боспорское царство, многие античные города. В результате на Северо-Западном Кавказе была подорвана политическая роль меотских племен, аланские же отступили на правобережье Терека и в верховья Кубани. Под властью гуннов регион находился до середины V века. Вплоть до VII века племена гуннов играли важную роль в социально-политической истории региона .В VII веке на Кубань переселилась группа тюркоязычных волжских болгар. В VIII веке контроль над степным Кавказом установил Хазарский каганат .В начале 1 тыс. н. э. складываются четыре этнокультурные области: Закубанская, Центрально-Кавказская, Дагестанская и Предкавказская, со своими доминирующими этническими группами. На территории левобережья Кубани проживали предки адыгских народов. В Центральной части Кавказа от верховьев Кубани доминировали аланская культура (в бассейне верхних притоков Кубани и предгорно-плоскостных районах бассейна реки Терек) и культура автохтонных племен горной зоны. Предкавказская область в степной зоне к северу от Кубани, в среднем течении Терека до низовьев реки Сулак была зоной военно-политического господства тюркских племен .Усиление в конце VI веке адыгского племени зихов привело к овладению ими побережья Черного моря южнее Таманского полуострова и консолидации местных племен вокруг зихов. Рядом с Зихским племенным союзом возникают Касожский (одно из объединений адыгов) на севере и Абазгский (Абхазский) на юге. Центральная часть Северного Кавказа занималась аланскими и вайнахскими племенами. В этот период происходит увеличение плотности населения степных и предгорных районов .В VI веке в Северо-Восточном Причерноморье и Приазовье упрочились позиции Византии. Значительная часть зихов и западная группа алан в верховьях Кубани и Пятигорья придерживались византийской ориентации, восточные аланы бассейна Терека - грузинской. Господство Византии в этом регионе сохранялось до конца VII в. В раннем Средневековье, особенно в причерноморских районах, начало распространяться христианство, в VI веке - у алан и зихов .К IV-VII векам относятся сведения о первых раннесредневековых государствах Нагорного Дагестана (Серир, Кайтаг и др.). Они испытывали сильное влияние соседних держав (сасанидского Ирана и Кавказской Албании), то попадая в полную зависимость от них, то вновь освобождаясь. Иран активно распространяло на Северо-Восточном Кавказе зороастризм, Кавказская Албания - христианство армяно-григорианского толка. В IV–VI веках для защиты от нападений кочевников и горцев персы построили грандиозную 40-километровую систему оборонительных сооружений, расширенную арабами и [турки-сельджуки|сельджуками]] в VIII–XIII вв. и получившую название Горной стены. Центром ее был Дербент - древнейший город Северо-Восточного Кавказа. Город с крепостью на его месте существовал ещё в скифский и албано-сарматский период. Большинство северо-кавказский народов принадлежит в основном к Кавкасионскому антропологическому типу европеоидной расы.

Европеоидная раса:Каспийская раса : Азербайджанцы, цахуры, кумыки.

Кавкасионская раса : Карачаевцы, балкарцы, чеченцы, осетины, ингуши, лезгины, табасараны, хиналугцы, бацбийцы, аварцы, даргинцы, лакцы, горские (северные) субэтносы грузин - сваны, хевсуры, мохевцы, тушинцы, пшавы, мтиулы, гудамакарцы, рачинцы

Понтийская раса : Адыги, абхазы,кабардинцы, черкесы, западные субэтносы грузин.

Арменоидная раса : Армяне, ассирийцы, восточные субэтносы грузин.

Северный Кавказ - крупнейшая сельскохозяйственная база России(помимо Сибири и Алтая), в которой сельскохозяйственные угодья занимают более 70 % территории.Регион - место расположения лучших морских и горных курортов России, среди них курорты Краснодарского края, кавказские Минеральные Воды, Долинск, Приэльбрусье, Домбай, перспективное Каспийское побережье.Значительны природные ресурсы региона: имеются большие запасы нефти и газа, высокий гидроэнергетический и геотермальный потенциал, запасы руд промышленных металлов, урановых руд, строительного сырья, ценных пород древесины, запасы водных биологических ресурсов (рыба и морепродукты), имеет выход в 3 моря (Чёрное, Азовское, Каспийское). В условиях дефицита земель и постоянно производившихся административно-территориальных переделов (только за годы Советской власти их было произведено 38) эти особенности привели к возникновению двух проблем – расчлененности большинства народов между субъектами федерации (республиками и административными единицами РФ) и территориальным претензиям друг к другу. Так, адыгский этнос оказался одной из основ народонаселения Республики Адыгеи (адыгейцы), Кабардино-Балкарии (кабардинцы), Карачаево-Черкесии (черкесы и абазины), а также сохранил свою часть на территории современного Краснодарского края (причерноморские адыги). Чеченцы сегодня расселены на территории трех республик – Чечни, Ингушетии и Дагестана. Родственные народы карачаевцы и балкарцы – на территории двух республик. Ногайцы оказались разделенными между Карачаево-Черкесией, Чечней, Дагестаном и Ставропольским краем, а осетины и лезгины разделены государственной границей РФ с Грузией и Азербайджаном .

Исследование этнической проблемы на Северном Кавказе чрезвычайно актуально, ибо здесь в связи с обострением межэтнических отношений сложилась реальная угроза национальной безопасности России, ее целостности и суверенитету. Практически все конфликты в районе с самого начала носили или же приобрели по ходу своего развития ярко выраженный этнический характер – как вылившиеся в боевые действия (чеченско-российская война), так и не вылившиеся (чеченско-казачье противостояние в Шелковском районе Чечни, конфронтация между частью кубанского казачества и вынужденными переселенцами из числа турок-месхетинцев в Крымском районе Краснодарского края и т.д.). Существенно, что большинство аналогичных конфликтов в Закавказье локализуется в непосредственной близости от границ с Северным Кавказом (в частности, “малые” войны в Южной Осетии и Абхазии), что ведет к большим потокам беженцев на территорию России, в особенности на Северный Кавказ.Ряд обстоятельств определили своеобразие процесса формирования этнической структуры населения регионов Северного Кавказа. Среди них, во-первых, время присоединения к России: Северный Кавказ – один из сравнительно “молодых” регионов по продолжительности пребывания в составе России. Во-вторых, его приграничное положение на южных рубежах страны, что определило его место в российско-закавказских связях и не могло не сказаться на характере формирования населения и расселения народов. В-третьих, важное значение имеют региональные черты и, в первую очередь, этническая мозаика – соседство в пределах района народов различных этнических групп и семей. И, наконец, в-четвертых, его стыковое положение: будучи южным форпостом России, обеспечивающим выход к Черному и Каспийскому морям, он расположен между двумя разными и своеобразными в этническом отношении регионами – заселенными славянскими народами Центральной России и Украины, с одной стороны, и весьма мозаичным в этническом и конфессиональном отношении “неславянским” Закавказьем, ныне состоящим из трех суверенных государств (Грузии, Азербайджана и Армении), с другой стороны.На Северном Кавказе также можно наблюдать связь конфликтных зон с цивилизационными границами. Причем последние весьма подвижны и размыты. Например, осетины благодаря глубокому влиянию православия и русской культуры демонстрируют наибольшую лояльность России, в Дагестане за счет более прочного влияния традиционного ислама и достаточно сильного влияния русской культуры (чем выше образовательный уровень, тем выше и такое влияние) тоже сохраняются в значительной мере пророссийские настроения. А в Чечне, где традиционная светская и духовная элита была (не без помощи российских демократов) отстранена от власти, победили сепаратистские настроения.Следует отметить, что развитие этнополитических отношений в республиках Северного Кавказа не идентично, что является отражением неравного уровня социально-экономического развития кавказских народов. Этнополитический процесс в республиках данного региона характеризуется в целом как потенциально напряженный, хотя Чечня представляет собой зону открытой конфликтности.Стабилизирующую роль на Северном Кавказе имеет наличие русского населения, там, где его процент достаточно высок, пока удалось избежать открытого противостояния. Но, к сожалению, в настоящее время идет процесс “выдавливания” русских из республик региона, что повышает межэтническую напряженность и ограничивает возможности быстрого возрождения индустриальных сфер экономики в связи с преобладанием в них среди занятых русского населения. Первоначально в числе основных факторов, осложняющих проживание русских в республиках, были социально-экономические процессы, в частности обострение ситуации на рынке труда (особенно в сегменте руководителей). В довоенный и послевоенный период формирование хозяйственного комплекса в национально-территориальных автономиях региона осуществлялось за счет активного привлечения специалистов и квалифицированных рабочих из “русских” регионов страны. Это привело к формированию русского населения в городах, особенно индустриальных центрах.Современное же положение русских в республиках Северного Кавказа совершенно иное. Его во многом создала и усугубила государственная политика в области подготовки и распределения квалифицированных кадров, нацеленная на обеспечение народного хозяйства республик квалифицированными кадрами, но она не предусматривала никаких мер социально-экономической и правовой защиты русского (и любого нетитульного) населения на случай возможного обострения на рынке труда. А ведь наряду с направлением в республики “нетитульных” специалистов одновременно велась и активная подготовка местных квалифицированных кадров из числа титульных народов. При формировании региональных же рынков труда, как показывает анализ, не достаточно учитывались особенности демографической ситуации, складывающейся в республиках, ее тенденции, изменение кадрового потенциала титульного населения и т.д.Постепенно проблемы в отношениях русских и титульных народов республик из сферы конкуренции на рынке труда перекинулись в политическую область, окрашенную этническими мотивами и спекуляциями. Во всех национальных образованиях региона формировались партии, движения или объединения тех или иных этносов, этнических и социальных групп, что многократно усиливало их противостояние и снижало взаимную толерантность. Нередко этнополитические ассоциации являлись лишь ширмами откровенно мафиозных группировок, действительно организованных по этническому признаку.Из перечисленных фактов видно, что современные этнополитические конфликты в регионе носят комплексный характер и для их решения необходим системно-структурный подход. Существующее административно-территориальное деление во многих случаях несет конфликтный потенциал, но менять его в настоящее время невозможно, ведь такое изменение лишь обострит этнополитическую ситуацию как в Северо-Кавказском регионе, так и по всей стране. Поэтому в сложившихся условиях национальная политика и национальная идеология, проводимая российским государством, должна быть направлена на усиление экономического влияния на Северном Кавказе. Причем управление экономикой должно происходить в более крупных территориальных системах, чем республики, области и края. Это позволит “погасить” этнополитические конфликты в регионе, так как существующие границы будут как бы “обесценены”. Но для этого России необходимы стабильность, безопасность и сотрудничество во всем черноморско-каспийском пространстве, иначе экономические проблемы могут приобрести этническую окраску и Северный Кавказ надолго останется незатухающей “горячей” точкой России.

Народы и народности Средней Азии.!

это представители узбекской, таджикской, туркменской, казахской и киргизской национальности (см. "Казахи", "Киргизы", "Таджики", "Туркмены", "Узбеки"), населяющие территорию современной Средней Азии. Исследования ученых разных стран показывают, что Средняя Азия была одним из центров, где проходило становление мировой цивилизации. Вместе с тем всего каких-то сто лет назад ее народы жили в большинстве своем в условиях патриархально-феодальных отношений, пронизанных средневековыми традициями, обычаями, религиозными нормами права и суда, межплеменной враждой. Представители народов Средней Азии наделены: - практическим складом ума, рациональным образом мышления, для которых не свойственны отвлеченные суждения, оперирование абстрактными понятиями; - слабо выраженной внешней эмоциональностью, сдержанным темпераментом, спокойствием и рассудительностью; - способностью стойко переносить физические страдания, неблагоприятные погодные и климатические условия; - высокой исполнительностью, честностью, уважением к старшим; - определенной степенью замкнутости в своих национальных группах, особенно в начальный период знакомства, общения и взаимодействия с другими людьми, настороженным отношением к представителям других национальностей. Природно-климатические условия были одним из факторов, сформировавшим этнопсихологические характеристики народов Средней Азии. Многие их поколения, как и другие люди, живущие в жарких и засушливых районах земного шара, накопили большой опыт приспособления к экстремальным климатическим условиям. Традиционная одежда, особое жилье, веками выработанный уклад жизни и отношения к ней - все это позволяет теперь уже успешно жить и действовать в привычных обстоятельствах. Такая адаптация предполагает размеренную, неторопливую жизнь, неспешную, а то и вялую в условиях высокой жары работу. Человек размеренно орудует мотыгой, устав, уйдет в тень, сядет под дерево, выпьет чашечку зеленого чая, отдохнет и продолжает свое занятие. Так трудились веками. Подобные традиции, сохранившиеся и сегодня, оказывают определяющее влияние на поведение и поступки людей. У большинства представителей Средней Азии преобладает слабая степень выражения эмоций и чувств. В основном это люди флегматического и сангвинического темпераментов. Они медленнее, чем другие народы, осмысливают жизненные и профессиональные задачи, которые возникают в процессе деятельности. Однако когда цель усвоена, она становится неотъемлемым руководством к действию. Представители этих национальностей стараются добросовестно выполнять свои служебные обязанности. Вместе с тем, если ослабляется контроль за их деятельностью, они могут допускать поблажки себе и своим землякам. В их среде исследователями отмечается пониженная общественно-политическая активность в составе многонационального коллектива. Многие особенности национальной психологии коренных народов среднеазиатского региона объясняются своеобразием свойственных им норм и правил общественной и культурной жизни. Так, у казахов, киргизов, туркмен, каракалпаков и части узбеков еще сильны родоплеменные связи. Принадлежность к кругу людей, связанных кровными узами, налагает на них большие обязанности. Например, считается естественным помогать родственникам даже тогда, когда они не правы, защищать их, даже если они совершили общественные проступки. Когда один из родственников занимает руководящую должность, он почти всегда стремится создать себе окружение из своих самых близких ему людей. Большую силу имеют также земляческие узы. Если представители этих наций оказываются за пределами своего региона, они обычно держатся сплоченной группой, причем последняя может формироваться не только по национальному, но и по религиозному признаку. Огромное значение в социально-психологическом становлении молодежи в настоящее время в Средней Азии играет ислам, который, как известно, возник в Аравии и насаждался среди других народов с большой жестокостью. Его укоренению в Среднеазиатском регионе способствовало то обстоятельство, что вероучение ислама простое, обязанностей у верующих немного, а ритуалы при этом очень несложные. Широкий круг родственных связей проявляется и в их национальном обычае: возвращаясь из дальней поездки, принято привозить подарки для многочисленных родственников. Народам Средней Азии испокон веков свойственно уважение к старшим. В обращении к ним особенно соблюдаются выработанные веками жесты, подчеркивающие учтивость. Например, когда младший подает старшему что-либо, то должен левой рукой поддерживать правую. Представители народов Средней Азии очень тяжело переживают оскорбления, в том числе словесные, особенно нецензурную брань. В таких обстоятельствах они, как правило, сильно возбуждаются, идут на конфликты. Зато очень высоко ценят спокойный тон других людей, их высокую культуру и спокойную манеру речи, а также доверие, уважение к ним, хорошее отношение к своим национальным традициям, обычаям, привычкам, литературе и искусству. При немалом внешнем и психологическом сходстве эти народы тем не менее имеют много самобытных черт. Например, у узбекского народа, который на протяжении многих веков занимался в основном земледелием и торговлей, выработались бережливое отношение к земным богатствам и приспособленность к напряженному труду. Казахи и киргизы, издревле занимавшиеся преимущественно разведением лошадей и овец, более глубоко знали все, что было связано с потребностями пастбищного скотоводства. В результате широких экономических связей с другими народами у узбеков выработались общительность, вежливость, приветливость. Кочевой же образ жизни казахов и киргизов, их постоянное пребывание вдали от других людей способствовали формированию у них значительной сдержанности в общении и взаимодействии с незнакомцами, в выражении своих даже самых искренних и горячих чувств.

А́зия - самая большая часть света, образует вместе с Европой материк Евразию. Площадь (вместе с островами) - около 43,4 млн км² . Население - 4,2 млрд чел. (2012) (60,5 % населения Земли). Азия является ныне крупнейшим развивающимся регионом в мире. Крайний север Азии занимают тундры. Южнее расположена тайга. В западной Азии расположены плодородные черноземные степи. Большую часть Центральной Азии, от Красного моря до Монголии, занимают пустыни. Самая большая из них- пустыня Гоби.Гималаи отделяют Центральную Азию от тропиков Южной и Юго-Восточной Азии.Гималаи- высочайшая горная система мира. Реки на территории бассейнов которых находятся Гималаи несут ил на поля юга, образуя плодородные почвы. На территории Азии к настоящему времени полностью или частично расположено 54 государства, из них четыре (Абхазия, Китайская Республика, Турецкая Республика Северного Кипра, Южная Осетия) признаны только частично. Из непризнанных государств - Нагорно-Карабахская Республика. Включение России в список стран Азии основывается прежде всего на частичном расположении в этой части света (при этом бо́льшая часть населения страны находится в Европе, бо́льшая часть территории в Азии). Турцию и Казахстан включают в список европейских стран ввиду наличия меньшей части территории и населения в Европе (по всем версиям границы между Европой и Азией). К европейским странам часто относят также Азербайджан и Грузию (при проведении границы между Европой и Азией по Большому Кавказу они имеют небольшие территории в Европе), и Кипр, входящий в ЕС, но географически расположенный полностью в Азии и имеющий тесные политические и культурные связи с Европой.Культура Азии значительно отличается от европейской культуры. И в первую очередь разница видна в азиатском многообразии. Если под европейской культурой мы понимаем западную христианскую культуру, плод современной европейской цивилизации, то под культурой Азии - совокупность различных культур и субкультур, которые существуют в этой части света.
Исторически так сложилось, что в Азии сформировалось несколько центров зарождения великих культур, связанных прежде всего с религиозными верованиями. Такими центрами географически являются:
Ближний Восток (это центр зарождения современной исламской культуры. Сегодня исламский мир охватывает практически всю Западную и Центральную Азию);
Восточная Азия (тут культурным центром уже много тысячелетий является конфуцианский Китай, который значительно повлиял на такие страны, как Япония, Корея и Вьетнам);
Южная Азия (Индия) с ее индуистской культурой;
Юго-восточная Азия (Таиланд, Лаос, Бирма, Камбоджа), где господствует буддистское мировозрение.
Так же еще выделяют малайско-исламскую субкультуру в юго-восточной Азии (Индонезия, Малайзия, Бруней, Филиппины) и индо-исламскую в южной Азии (Бангладеш, Пакистан, Мальдивы), где местные традиции тесно смешались с исламом.
Однако всем азиатским культурам характерны следующие черты:
1) уважительное и почтенное отношение к старшим - эта традиция уходит корнями в эпоху родового строя;
2) вера в сильную власть и централизованное государство (большинство стран Азии являются авторитарными монархиями или государствами с существенно ограниченной демократией фигурами харизматических лидеров);
3) уважительное отношения к своим традициям и культуре.

В Средней Азии ткань, из которой была сделана одежда, определяла место человека в обществе. Для домашней одежды, для ритуальных целей и нижнего белья, выбор тканей был главным. Предметы традиционной одежды создавались из тщательно подобранной ткани, даровались правителями и аристократами, чтобы отблагодарить за преданность, отметить праздники и особые события, или как взятки. Качество ткани было пропорционально важности случая и социальному разряду человека. Строгие кодексы платья запрещали ношение одежды в том стиле, в котором носили представители высших сословий. Центральноазиатские мужчины, женщины и дети, одетые в, по существу, те же самые халаты в форме буквы T, которые носили их кочевые предки, носились столетиями до этого. Для всадников – воинов туники, широкие штаны и широкие халаты были практичным и удобным видом одежды. Качество ткани и количество халатов говорили красноречивее всяких слов, сообщая о культурной или племенной группе, социальном слое, профессии и возрасте человека. Тонкие различия существовали между мужским и женским халатом. Практика иерархического представления халата означала, что наиболее удаленный халат мог быть огромным по размерам. Целых десять халатов могли носить мужчины и женщины высокого статуса, хотя три или четыре было более общепринятым, особенно зимой. Это иерархическое представление также включало различие в цветовой гамме и количестве украшений на одежде.

Поверх своих халатов мужчины носили обычный пояс или пояс с мешочком и ножом; под ними одевалась длинная хлопковая рубашка. Другая одежда состояла из маленькой кепки, поверх которой «складывался» сложный тюрбан, широких брюк конической формы или кожаных бридж. Пара высоких кожаных сапог завершала ансамбль. Хотя более смелые ткани в ярких цветах обычно сохранялись для женщин, хотя искушенные и любящие красиво одеваться мужчины также носили их с гордостью. Хотя женщины носили почти такие же предметы одежды, некоторые стили, как более подогнанный мунисак, носили исключительно женщины. Женщины и юные девочки носили головной убор, который, в зависимости от области, мог бы быть кепкой или платком. Для особых случаев надевалась диадема, которая имела приспособления для того, чтобы держать шарф. В закрытом помещении, женщины носили мягкие кожаные ботинки с закрученным носком, добавляя кожаные галоши для выхода на улицу. Приданое женщины состояло из нескольких одежд, включая ежедневную одежду, одежду для особых событий и предметы одежды для оплакивания. По некоторым причинам, считалось, что женщинам необходимо было меньшее количество одежды, чем мужчинам. Очень длинные рукава были типичны для обоих полов и позволяли многократным слоям халатов быть показанными, что облегчало понимание статуса человека. Паранжа покрывала мусульманских женщин от головы до пальцев ног в соответствии с их интерпретацией Корана и сопровождалась тяжелой паранджой из конского волоса, чтобы покрыть лицо.

Как сообщают СМИ, никакого единого восточного славянства из русских, украинцев и белорусов нет. И никогда не было. Русские и украинцы - не славяне. А белорусы - вполне себе славяне западные, тесные родственники поляков. Все, чему нас учили, если говорить про кровное, по-современному, генетическое, родство - чепуха.

Кто же тогда русские?

Ответ простой, и не такой уж неожиданный. Русские - это славянизированные финно-угры. Наши ближайшие кровные родственники - марийцы, мокши, мордовцы, коми, удмурты, венгры, финны, карелы, эстонцы. Новый российский гражданин Жора Депардьёв каким-то фантастическим шестым чувством сразу определил, к каким кровям следует апеллировать, ища свой путь на новой Родине. И получил мордовскую регистрацию. Припал к корням, так сказать.

Правда, тут надо учитывать, что финно-угроские народы сегодня объединены в особую группу по языковым признакам. Язык и кровь довольно часто приходят из разных источников. Если русский - финн по крови, но славянин - по языковой группе, то и какой-нибудь венгр вполне может быть финном по языковой группе, но славянином - по крови, по генетике. В "Повести временных лет" территория современной Венгрии указана как славянская земля. Так что прямо о генетическом родстве с любым финно-язычным народом говорить неправильно. Но общий смысл от этого не меняется.

Русские - это генетические финно-угры, принявшие и трансформировавшие славянский язык до такой степени, что другие славяне его не понимают. В "великом и могучем" русском языке 60-70% лексики, то есть базовых слов, неславянского происхождения. Русские по крови относятся не к арийской, а к уральской семье народов. А карту, так живописно изобразившую мощное движение славян на Восток, придется подправить. Это были, видимо, маленькие ручейки князей, дружинников, торговцев, их семей и прочего городского люда в земли, населенные финскими племенами.

Украинцам тоже не повезло. Мы с ними совсем не родственники. Впрочем это, как мне кажется, они сегодня пережили бы довольно спокойно. Однако их претензии на славянство так же беспочвенны, как и наши. Генетически украинцы - тюрки, потомки то ли булгар, то ли печенегов. Кровные родственники татар.

Единственными славянами среди так называемых восточнославянских народов являются белорусы. Но фактически они - это по происхождению группа из числа западнославянских, или, точнее, польских племен. С сильным балтийским, то есть летто-литовским элементом. Это, если кто не знает, такие литовцы, латыши, исторические пруссы и др. Вот такая у нас всех генетика.

Об этом пишут СМИ. Были статьи во "Власти". Сегодня я прочел статью .

В том числе нам сообщают о том, что готовится некая фундаментальная публикация по исследованию генофонда русского этноса. Развенчивающая традиционные представления о том, кто такие русские. И выводы такие нетрадиционные, что ученые даже испытывают некоторый трепет по поводу их опубликования.

Как известно, наследственность фиксируется двумя способами:
- старым, антропологическими измерениями;
- новым, генетическим, при помощи инструментов молекулярной биологии.

Для антропологов типичные русские - среднего телосложения и среднего роста светлые шатены со светлыми глазами - серыми или голубыми. Эталонный украинец - смуглый брюнет с правильными чертами лица и карими глазами. Но антропологические измерения пропорций человеческого тела - позапрошлый век науки. Сегодня можно прочесть весть геном человека.

Самыми передовыми методами ДНК-анализа считаются секвенирование (прочтение по буквам генетического кода) митохондриальной ДНК и ДНК Y-хромосомы человека. Митохондриальная ДНК передается по женской линии из поколения в поколение практически неизменной от первой дамы нашего вида. Y-хромосома имеется только у мужчин и поэтому тоже практически без изменений передается мужскому потомству. Остальные хромосомы при передаче от отца и матери их детям тасуются природой, комбинируется, и понять, от кого какие гены, практически невозможно. В отличие от косвенных признаков (внешний вид, пропорции тела), секвенирование митохондриальной ДНК и ДНК Y-хромосомы бесспорно и прямо говорит о степени родства людей.

Генетический анализ, кроме прочего, позволяет определить, генетическое расстояние между людьми. По Y-хромосоме генетическое расстояние между русскими и финнами Финляндии составляет всего 30 условных единиц (близкое родство). Генетическое расстояние между русским человеком и так называемыми финно-угорскими народностями (марийцами, вепсами, мордвой и пр.), проживающими на территории РФ, равно 2-3 единицам. Это даже не прямое родство, это идентичность! Анализ митохондриальной ДНК показал, что еще одна ближайшая кровная родня русских - это татары: татар, как и финнов, отделяет от русских все те же 30 уловных генетических единиц (близкое родство).

Население Украины разделено на разные генетические группы. В Восточной Украине это финно-угры. Восточные украинцы практически ничем не отличаются от русских, коми, мордвы, марийцев. Что не кажется удивительным. Но вот с украинцами Западной Украины получилось совсем интересно.
Западенцы - не славяне и не руссофиннны. Они относятся к совершенно другой кровно-генетической группе - татарам: между украинцами из Львова и татарами генетическое расстояние составляет всего 10 единиц.

Будет, конечно, очень любопытно изучить монографию “Русский генофонд”, которая вроде бы должна выйти в конце года в издательстве “Луч”. Если дело действительно обстоит именно так, как нам стало известно из просочившейся в СМИ информации, националистов ожидают серьезные проблемы.
Одно дело - славяно-арийская Русь. И совсем другое - обрусевшее, славянизированное финское население под властью варяжско-славянских князей. Ощущаете разницу, правда?

Впрочем, для нашей страны это может обернуться прямой пользой. Потому что лишний раз подтверждает - субъектом истории является вовсе не этнос. Историю творят предприимчивые люди, группы воинов, торговцев и создаваемые ими государства.

Когда различные группы населения, с отличающейся генетикой, антропологией, культурой, языком, живут достаточно долго в границах одного государства, формируется новый этнос, культурно-историческая общность. Кровь, гены для этноса преобладающего значения не имеют. Все дело - в общности исторической судьбы и едином гражданстве. Даже если слово гражданин еще не изобрели.

А понятие "титульной нации" лишено смысла. Потому что титульная нация в России оказывается обрусевшими финнами, в Англии - онемеченными кельтами, во Франции - романизированными галлами, переварившими завоевателей, немецкоязычных франков, в Испании - местными романизированными кельтами, поглотившими немцев-готов, и т.д. История - это всегда история обществ. И общественной верхушки, в которую может пробиться любой активный гражданин. Но не история крови. И не история генов.

С чем я вас и поздравляю, дорогие мои руссофинны, украинотатары и белорусополяки. Да здравствует Восточная Европа - великая смесь кровей и культур!

Очень познавательная статья, где доходчиво объяснена близость северных "русских" именно к финно-уграм, а не к славянам. http://www.gazeta.ru/science/2008/01/14_a_2552231.shtml

На всякий случай (если удалят статью, что вполне возможно - прецеденты есть), текст привожу здесь тоже:

// ИТАР-ТАСС

Вопреки знаменитому изречению Карамзина о значительной примеси татарской крови у «чистых русских» найти её следы учёным не удалось. Результаты масштабного исследования показали: крупнейший этнос Европы состоит из двух мало смешанных меж собой групп, а поляки и украинцы генетически ближе русским Центральной России, чем их соотечественники-северяне.

СМОТРИ ТАКЖЕ

В течение длительного времени основным методом разграничения различных этносов человеческой цивилизации являлись сопоставления языков, наречий и диалектов, используемых теми ли иными популяциями. Принципиально иной подход в деле определения родства тех или иных народов демонстрирует генетическая генеалогия. Она использует информацию, скрытую в Y-хромосоме, передающейся от отца к сыну практически в неизменном виде.

Благодаря этой особенности мужской хромосомы коллективу российских ученых из Медико-генетического научного центра РАМН в сотрудничестве с эстонскими и британскими генетиками удалось выявить существенную неоднородность исконно русского населения нашей страны и проследить закономерности развития истории формирования Руси от доисторических времен до эпохи правления Ивана Грозного.

До сих пор имеется довольно ограниченное число публикаций на тему межэтнических вариаций генетической структуры Y-хромосомы. Тем не менее уже первые исследования в области вариаций генетической структуры, передаваемой из поколения в поколение по мужской линии, проведенные рядом европейских специалистов в начале ХХI века, выявили её заметную географическую дифференциацию.

Одним из главных выводов этих пионерских работ является первостепенная важность географических, а не языковых факторов в объяснении наблюдаемой изменчивости Y-хромосомы различных этносов на территории Европы.

Термин «этнос» в подобных работах определяется довольно строго и обозначает популяцию, говорящую на одном языке и имеющую продолжительную историю, включающую в себя определенный ареал обитания и общие биогеографические корни.

Территория Восточной Европы в течение многих тысячелетий была местом пересечения путей миграции популяций, населявших обширные территории от Центральной Европы до границ современного Китая. Несмотря на то что заселены эти земли были ещё до последнего оледенения нашей планеты около 20 тысяч лет назад, свидетельств, прямо указывающих на наличие каких-либо «исконных» народностей, живших на этой территории, нет.

Генетическая структура этих популяций на сегодняшний день остается загадкой.

Например, анализ костных останков указывает на то, что люди монголоидного типа начали появляться у границ Восточной Европы много позже – примерно в начале нашей эры.

Исконные территории формирования славянских народов также до сих пор подвергаются достаточно бурным обсуждениям, однако уверенно установлено, что массовое переселение славян из Центральной Европы на восток происходило в VII–IX веках. Переселение происходило в двух направлениях – северо-восточном и юго-восточном. По всей видимости, миграция на северо-восток сопровождалась экстенсивной ассимиляцией местных этнических групп – прибалтийских и финно-угорских.

В последней публикации коллектив ученых сфокусировался на изучении вариаций Y-хромосомы внутри русского этноса. В настоящее время русские – самый многочисленный «монолитный» этнос, живущий на территории примерно одной трети Европейского субконтинента. Окончательно русская идентичность сформировалась примерно между XIV и XVI веками нашей эры в центральной и северной области Восточной Европы. Центром русских территорий явилось Великое княжество Московское, в то время как юг и запад восточноевропейских территорий отошел к лингвистически близким украинской и белорусской народностям.

Автор работы подвергли анализу передающуюся по мужской линии генетическую структуру 1228 наших современников, живущих на территории древнего Московского княжества. Данные были собраны в 14 районах России. Добровольцы, предоставлявшие свой генетический материал, могли с уверенностью сказать, что их предки вплоть до 4-го колена являются этническими русскими. В ходе анализа предпочтение отдавалось жителям деревень и маленьких городов для того, чтобы минимизировать вероятность проявления в тесте миграции людей в недавнем прошлом. Кроме того, участники эксперимента не должны были состоять в родстве вплоть до 3-го колена.

Целью работы было установление степени смешения с нерусскими народностями, а также выявление закономерностей вариации части мужской хромосомы, не подвергающейся рекомбинации (non-recombining Y, NRY), на более широком пространстве западной части Евразийского континента на основе данных других исследователей – внутри и между различными популяциями людей.

Полученные генетические данные были расклассифицированы на основании 32 информативных генетических маркеров. Далее ученым предстояло оценить частоты появления тех или иных гаплогрупп (крупных групп схожих типов Y-хромосомы) среди людей и сопоставить их с географическими данными.

В итоге исследователи установили значительные внутриэтнические вариации этих частот, а во многих случаях вырисовался явный градиент этих изменений: от северо-восточных территорий к юго-западным.

Комбинируя карты распределения частот различных гаплогрупп, ученые впервые смогли составить комплексную карту генетического разнообразия регионов России. Как и в случае отдельных частот, комбинированная карта показала постепенное изменение структуры мужской Y-хромосомы россиян при движении с севера на юг.

Применение методов многомерного шкалирования позволило разделить современных русских на две большие группы.

Одна из них населяет современные центральные и южные районы древнего Московского княжества, а вторая базируется в северных землях.

Кроме того, ученым удалось показать, что различия в генетической структуре Y-хромосомы северян и южан не могут быть объяснены только постепенным дрейфом генома ввиду различных географических условий. Сравнение изменчивости мужской хромосомы русских с данными соседних народностей выявило большие сходства северян с финноязычными этносами, в то время как обитатели центра и юга России, оказались генетически более близки к остальным народностям, общающимся на славянских наречиях. Если у первых часто встречается «варяжская» гаплогруппа N3, широко распространённая в Финляндии и на севере Швеции, то для вторых характерна гаплогруппа R1a, характерная для славян Центральной Европы.

Таким образом, еще одним фактором, определяющим, по мнению ученых, различия между русскими северянами и нашим южным населением, является ассимиляция племен, живших на этой земле задолго до прихода на неё наших предков. Не исключён и вариант их культурного и языкового «обрусения» без значительного генетического смешивания. Эту теорию подтверждают и данные лингвистических изысканий, описывающие финно-угорскую составляющую северного русского диалекта, практически не встречающуюся у южан.

Генетически ассимиляция выразилась в наличии в Y-хромосоме населения северных областей семейства N-гаплогрупп. Эти же гаплогруппы также являются общими для большинства народов Азии, однако русские северяне кроме этой гаплогруппы практически никогда не проявляют других генетических маркеров, широко распространенных у азиатов, например C и Q.

Это говорит о том, что сколько-нибудь значительной миграции людей из азиатских районов в доисторические времена существования праславянских народов на территории Восточной Европы не было.

Не оказался удивительным для ученых еще один факт: генетические вариации Y-хромосомы жителей центральных и южных районов Древней Руси оказались не только практически идентичны таковым у «братьев-славян» – украинцев и белорусов, но и очень близки по структуре к вариациям поляков.

Ученые считают, что это наблюдение может быть истолковано двояко. Во-первых, такая близость генетической структуры может означать, что процесс продвижения русских на восток не сопровождался ассимиляцией местных народностей – по крайней мере, тех, что имели сильные отличия в структуре мужской генетической линии. Во-вторых, это может значить, что славянские племена уже освоили эти земли задолго до массового переселения на них основной части древних русских в VII–IX веках. Такая точка зрения хорошо согласуется с тем фактом, что восточные и западные славяне демонстрируют большую схожесть и плавные закономерные изменения в структуре мужской генетической линии.

"Карта" генетической близости народов Европы и отдельных популяций внутри этносов // ajhg.org/"Газета.Ru"

Стоит отметить, что во всех случаях генетически выявленные субпопуляции не выходят за рамки этносов, определенных с лингвистических позиций. Однако у этого правила есть одно весьма любопытное исключение: четыре большие группы славянских народов – украинцы, поляки и русские, а также не показанные на схеме белорусы – демонстрируют большую близость как в генетической структуре мужской наследственной линии, так и в языке. При этом русские северяне оказываются значительно удалены от этой группы на диаграмме многомерного шкалирования.

Казалось бы, такая ситуация должна войти в противоречие с тезисом о том, что географические факторы оказывают большее влияние на вариации Y-хромосомы, нежели лингвистические, так как территория, занимаемая Польшей, Украиной и центральными областями России простирается практически от центра Европы к её восточной границе. Авторы работы, комментируя данный факт, отмечают, что генетические вариации, по всей видимости, имеют много общего даже для удаленных территориально этнических групп при условии, что их языки близки.

Подытоживая статью, авторы заключают, что, несмотря на расхожие мнения о сильной татарской и монгольской примеси в крови русских, доставшейся их предкам еще во времена татаро-монгольского нашествия, гаплогруппы тюркских народов и других азиатских этносов практически не оставили следа на населении современного северо-западного, центрального и южного регионов.

Вместо этого генетическая структура отцовской линии населения европейской части России демонстрирует плавное изменение при движении с севера на юг, что говорит о двух центрах формирования Древней Руси. При этом движение древних славян в северные районы сопровождалось ассимиляцией местных финно-угорских племен, в то время как на южных территориях отдельные славянские племена и народности могли существовать задолго до великого переселения.

Ответ - потом что об этом говорят результаты генетического анализа. Как сообщают СМИ, никакого единого восточного славянства из русских, украинцев и белорусов нет. И никогда не было. Русские и украинцы - не славяне. А белорусы - вполне себе славяне западные, тесные родственники поляков. Все, чему нас учили, если говорить про кровное, по-современному, генетическое, родство - чепуха. Кто же тогда русские? Ответ простой, и не такой уж неожиданный. Русские - это славянизированные финно-угры. Наши ближайшие кровные родственники - марийцы, мокши, мордовцы, коми, удмурты, венгры, финны, карелы, эстонцы. Новый российский гражданин Жора Депардьёв каким-то фантастическим шестым чувством сразу определил, к каким кровям следует апеллировать, ища свой путь на новой Родине. И получил мордовскую регистрацию. Припал к корням, так сказать.

Правда, тут надо учитывать, что финно-угроские народы сегодня объединены в особую группу по языковым признакам. Язык и кровь довольно часто приходят из разных источников. Если русский - финн по крови, но славянин - по языковой группе, то и какой-нибудь венгр вполне может быть финном по языковой группе, но славянином - по крови, по генетике. В "Повести временных лет" территория современной Венгрии указана как славянская земля. Так что прямо о генетическом родстве с любым финно-язычным народом говорить неправильно. Но общий смысл от этого не меняется.

Русские - это генетические финно-угры, принявшие и трансформировавшие славянский язык до такой степени, что другие славяне его не понимают. В "великом и могучем" русском языке 60-70% лексики, то есть базовых слов, неславянского происхождения. Русские по крови относятся не к арийской, а к уральской семье народов. А карту, так живописно изобразившую мощное движение славян на Восток, придется подправить. Это были, видимо, маленькие ручейки князей, дружинников, торговцев, их семей и прочего городского люда в земли, населенные финскими племенами. Украинцам тоже не повезло. Мы с ними совсем не родственники. Впрочем это, как мне кажется, они сегодня пережили бы довольно спокойно. Однако их претензии на славянство так же беспочвенны, как и наши. Генетически украинцы - тюрки, потомки то ли булгар, то ли печенегов. Кровные родственники татар.

Единственными славянами среди так называемых восточнославянских народов являются белорусы. Но фактически они - это по происхождению группа из числа западнославянских, или, точнее, польских племен. С сильным балтийским, то есть летто-литовским элементом. Это, если кто не знает, такие литовцы, латыши, исторические пруссы и др. Вот такая у нас всех генетика.

Об этом пишут СМИ. Были статьи во "Власти". Сегодня я прочел статью здесь. В том числе нам сообщают о том, что готовится некая фундаментальная публикация по исследованию генофонда русского этноса. Развенчивающая традиционные представления о том, кто такие русские. И выводы такие нетрадиционные, что ученые даже испытывают некоторый трепет по поводу их опубликования. Как известно, наследственность фиксируется двумя способами: - старым, антропологическими измерениями; - новым, генетическим, при помощи инструментов молекулярной биологии. Для антропологов типичные русские - среднего телосложения и среднего роста светлые шатены со светлыми глазами – серыми или голубыми. Эталонный украинец - смуглый брюнет с правильными чертами лица и карими глазами. Но антропологические измерения пропорций человеческого тела – позапрошлый век науки. Сегодня можно прочесть весть геном человека. Самыми передовыми методами ДНК-анализа считаются секвенирование (прочтение по буквам генетического кода) митохондриальной ДНК и ДНК Y-хромосомы человека. Митохондриальная ДНК передается по женской линии из поколения в поколение практически неизменной от первой дамы нашего вида. Y-хромосома имеется только у мужчин и поэтому тоже практически без изменений передается мужскому потомству. Остальные хромосомы при передаче от отца и матери их детям тасуются природой, комбинируется, и понять, от кого какие гены, практически невозможно. В отличие от косвенных признаков (внешний вид, пропорции тела), секвенирование митохондриальной ДНК и ДНК Y-хромосомы бесспорно и прямо говорит о степени родства людей.

Генетический анализ, кроме прочего, позволяет определить, генетическое расстояние между людьми.По Y-хромосоме генетическое расстояние между русскими и финнами Финляндии составляет всего 30 условных единиц (близкое родство).Генетическое расстояние между русским человеком и так называемыми финно-угорскими народностями (марийцами, вепсами, мордвой и пр.), проживающими на территории РФ, равно 2-3 единицам. Это даже не прямое родство, это идентичность!Анализ митохондриальной ДНК показал, что еще одна ближайшая кровная родня русских – это татары: татар, как и финнов, отделяет от русских все те же 30 уловных генетических единиц (близкое родство).Население Украины разделено на разные генетические группы.В Восточной Украине это финно-угры. Восточные украинцы практически ничем не отличаются от русских, коми, мордвы, марийцев. Что не кажется удивительным.Но вот с украинцами Западной Украины получилось совсем интересно.Западенцы - не славяне и не руссофиннны.Они относятся к совершенно другой кровно-генетической группе - татарам: между украинцами из Львова и татарами генетическое расстояние составляет всего 10 единиц.

Будет, конечно, очень любопытно изучить монографию “Русский генофонд”, которая вроде бы должна выйти в конце года в издательстве “Луч”. Если дело действительно обстоит именно так, как нам стало известно из просочившейся в СМИ информации, националистов ожидают серьезные проблемы. Одно дело - славяно-арийская Русь. И совсем другое - обрусевшее, славянизированное финское население под властью варяжско-славянских князей. Ощущаете разницу, правда? Впрочем, для нашей страны это может обернуться прямой пользой. Потому что лишний раз подтверждает - субъектом истории является вовсе не этнос. Историю творят предприимчивые люди, группы воинов, торговцев и создаваемые ими государства. Когда различные группы населения, с отличающейся генетикой, антропологией, культурой, языком, живут достаточно долго в границах одного государства, формируется новый этнос, культурно-историческая общность. Кровь, гены для этноса преобладающего значения не имею. Все дело - в общности исторической судьбы и едином гражданстве. Даже если слово гражданин еще не изобрели.

А понятие "титульной нации" лишено смысла.Потому что титульная нация в России оказывается обрусевшими финнами, в Англии - онемеченными кельтами, во Франции - романизированными галлами, переварившими завоевателей, немецкоязычных франков, в Испании - местными романизированными кельтами, поглотившими немцев-готов, и т.д.История - это всегда история обществ. И общественной верхушки, в которую может пробиться любой активный гражданин.Но не история крови. И не история генов.С чем я вас и поздравляю, дорогие мои руссофинны, украинотатары и белорусополяки.Да здравствует Восточная Европа - великая смесь кровей и культур!

Строго говоря, никакого славянского гена, точно так же, как тюркского, финского, германского или какого угодно другого гена, не существует. Гены - структурно-функциональные единицы генетического материала, наследственный фактор, который можно условно представить как отрезок молекулы ДНК – намного древнее, чем любой народ на земле. Тем не менее генетики выделяют гаплогруппу, которая характерна для представителей славянских народов. Гаплогруппой называют набор нуклеотидов мужской Y-хромосомы, который передается из поколения в поколение без каких-либо изменений в течение тысячелетий. Передается она исключительно по мужской линии. Так вот, приблизительно 4,5 тыс. лет назад на Среднерусской равнине родился мальчик с несколько иной, чем у отца гаплогруппой. Генетическая классификация гаплогруппы отца выглядит так: R1a. Мутировавшую гаплогруппу сына современные генетики классифицировали как R1a1. Эта мутация оказалась очень живучей. И в настоящее время обладатели гаплогруппы R1a1 составляют 70% населения России, Белоруссии и Украины, а также составляют большинство населения в других славянских странах. Собственно, этот самый набор нуклеотидов и есть в известном смысле биологический маркер славянства. Но, разумеется, в наши дни не может быть и речи о неких «чистых» народах, избежавших смешения с другими этносами. Поэтому и славяне тоже весьма неоднородны. Наряду с этой самой гаплогруппой R1a1 свой генетический след в них оставили многие народы. Среди русского населения, действительно, около 14% является носителями гаплогруппы, характерной для финно-угров, что совершенно естественно, ведь финно-угорские племена – древние обитатели земель, где сейчас располагается Россия. Зато гаплогруппа, характерная для монголов, вопреки расхожей поговорке «поскреби русского и найдешь татарина», у русских встречается крайне редко – всего от полутора до трех процентов, у украинцев тоже немного – около пяти процентов. Зато среди украинцев почти 37% населения являются обладателями гаплогрупп, характерных для Балкан, что, опять же, вполне естественно в силу географической близости и частых контактов. Есть свои особенности и у жителей других славянских стран. В Белоруссии, например, есть немало носителей гаплогрупп, характерных для народов балтийской группы, чехи и другие западные славяне ближе к западноевропейским народам, у болгар имеется изрядный фракийский след, которым одарили пришлое южнославянское племя древнейшие жители этого региона. Народ определяют не гены, а язык, традиции, религия и все, что мы называем культурой. Поэтому понятие «славянский ген» следует относить все же к области поэтических метафор, а не науки.