Психология

Почему вы должны иметь смелость быть не таким как все. Почему вы должны иметь смелость быть не таким как все Нужно ли иметь смелость чтобы признать ошибки

Нужно ли иметь смелость, чтобы признать свои ошибки?

Жизнь многообразна и непредсказуема. Сложно предугадать, какие испытания уготованы человеку на многоступенчатом жизненном пути. Наши поступки порой бывают продиктованы сильным эмоциональным состоянием, порывом, импульсом внезапно охватившей нас мысли или идеи. Лишь некоторые из них были совершены сознательно, после долгого и последовательного анализа, то есть тщательно продуманы. Но для того чтобы двигаться вперед, необходимо поэтапно рассмотреть и обдумать все то, что каждый из нас совершил до настоящего момента. Это очень значимо как для собственного развития, так и для взаимодействия с окружающими. Поэтому данное суждение я, безусловно, считаю справедливым: каждый из нас должен обратить свой взор на те события, которые были в его сложной и противоречивой жизни, и, набравшись смелости, признать, что в каких-то ситуациях повел себя некрасиво, недостойно, где-то, поторопившись, совершил ряд ошибок и незаслуженно обидел людей, небезразличных к тебе. Понять и принять все это жизненно важно, так как этот опыт будет помещен в жизненную копилку человека и поможет в дальнейшем шагнуть на новую ступень личностного развития.

В произведениях русской классики писатели часто знакомят читателя именно с такими героями, которые обладали сильным духовным потенциалом, то есть умели признавать собственные ошибки после длительных поисков себя, что, безусловно, помогало им дальше стремительно двигаться вперед. В рассказе В. Распутина «Уроки французского» главный герой находится в непростых жизненных обстоятельствах: он оказывается в райцентре совершенно один, без поддержки близких ему людей - мамы и младшей сестренки. Его родная тетя абсолютно безразлична к нему, поэтому он мужественно борется с существующим положением дел и пытается хоть как-то улучшить его. Герой играет на деньги с местными мальчишками. Конечно, игра не обходится без драки, успешно отстаивает свое мнение в этом поединке. Деньги ему необходимы для того, чтобы покупать молоко, так у него малокровие. Это жизненно необходимо. Но когда после очередной драки учительница французского языка узнает о том, что герой рассказа играет на деньги и беседует с ним, так сказать, призывает к совести, мальчику становится стыдно. В тот момент он понимает, как далеко могла завести это азартная игра подростка вдали от дома. И он заверяет педагога, что больше никогда не станет играть в этой компании на деньги. Несомненно, он сдержал слово, хотя состояние здоровья героя оставляло желать лучшего: молоко нужно было пить каждый день. После герой, он же и автор рассказа, вспоминает, какой нравственный урок тогда он усвоил. Признавшись тогда в содеянном, он полностью изменил свою жизнь, хотя сам изначально этого не замечал. Если бы этого доверительного разговора не произошло, неизвестно, что могло ожидать этого подростка на заре юности.

В романе Ф.М.Достоевского главный герой Родион Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы и ее сестры Елизаветы, которая на тот момент ждала ребенка, под влиянием, как ему на тот момент казалось, собственной грандиозной теории сверхчеловека. Одержимый идеей изменить мир и доказать общественности, что он не «тварь дрожащая», а «право имеет», Раскольников

горько жалеет о своем крайне необдуманном поступке после совершения расправы над двумя женщинами. Он переосмысливает произошедшее, начинает сходить с ума: герой не желал смерти, он просто хотел доказать, что его теория имеет право на существование. «Я не старушонку убил... я себя убил...» - восклицает он в отчаянии. Окончательно запутавшись в поисках истины, Раскольников знакомится с Соней, образ мыслей которой заставляет героя покаяться в содеянном, признать ту роковую ошибку, которую он совершил, безрассудно поверив в свою «великую» идею. После чистосердечного признания жизнь героя романа кардинально меняется. Именно морально-нравственная сторона ее трансформируется, и перед ними в эпилоге произведения уже совершенно иной человек.

Человеческая жизнь - это полноводная река, которая несет в своем потоке совсем непредсказуемые для каждого из нас обстоятельства. Все наши поступки не только оставляют след в прошлом, но и задают вектор направления для будущего. Поэтому чрезвычайно важно «просматривать» все, что запечатлела о наших действиях память, суметь признать какие-то действия необдуманными, безрассудными, сделать выводы, возможно, попросить прощение у окружающих. Когда это процесс завершен, только тогда откроется дорога в будущее.

Что такое смелость? Смелость- одно из самых важных человеческих качеств, для проявления которого необходимо иметь стойкость, мужество, некую настойчивость, мудрость и уверенность в правоте своих убеждений. Но как мы знаем, все люди ошибаются. Так почему же многие не способны признать свою неправоту? Дело в том, что люди боятся осуждения общества и насмешек над собой. Они думают, что ошибки – проявление глупости, а их признание – самоунижение. Но это ошибочное суждение. Люди, умеющие признать свою неправоту и согласиться с оппозиционером, мудры и смелы. Они саморазвиваются и не боятся осуждения общества.

Рассуждая над этой темой, я не могу не обратиться к роману Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой произведения – Родион Раскольников рассуждал, кто же он: «тварь дрожащая иль право имеет»? По его теории, общество делилось на две группы: «избранные» люди, имеющие право делать абсолютно всё, и обычные люди, права которых ограничены.

Разумеется, что эта теория абсолютно неверна, и Раскольников нашел в себе силы, чтобы отказаться от неё и сознаться в своём преступлении. Это – проявление смелости, так как он не испугался осуждения родных и близких людей, не испугался наказания за содеянное. На примере этого героя Достоевский хотел показать, что все люди в обществе должны иметь равные права.

В пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза» главная героиня – Катерина Кабанова, поддавшись искушению, изменила своему мужу во время его отъезда. Женщине хватило смелости, чтобы покаяться перед обществом, но не хватило стойкости, чтобы выдержать общественное давление. Катерина изменила своим религиозным убеждениям, и даже признание своей ошибки не помогло ей обрести душевное спокойствие, и женщина покончила с собой.

Что же объединяет этих двух персонажей? И Раскольников, и Катерина смогли осознать свои ошибки и покаяться, но Катерина, как мы знаем, умерла, а Раскольников обрел душевный покой. Почему же так произошло? У героя романа была поддержка в лице Сони Мармеладовой, а у героини пьесы её не было. Именно поэтому признание своей ошибки помогло одному персонажу и убило другого.

В заключение хочу сказать, что в наше время далеко не все люди способны признавать свои ошибки. Страх перед осуждением общества по сей день сковывает умы людей, не давая смелости выйти наружу. Лишь немногие выступают против общественного мнения и сталкиваются с непониманием, агрессией и глупостью других людей. Именно поэтому людям необходимо иметь смелость, чтобы признавать свои ошибки.

Обновлено: 2017-11-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

(347 слов) Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но люди воспринимают неверные решения абсолютно по-разному: кто-то понимает, что промахи делают сильнее, и расценивает свои ошибки как стимул двигаться дальше, а некоторые и вовсе не умеют проигрывать. Признавать свои ошибки непросто, но это необходимо. Для того чтобы принять собственную неправоту, человеку нужна смелость, дабы не боятся осуждения и насмешек. Если он не победит страх общественного неприятия, то не научится признавать ошибки.

Героям комедии Гоголя «Ревизор» приходится выкручиваться перед мнимым проверяющим, потому что ситуация в уездном городе оказывается нелицеприятной. Персонажи один за другим дают взятки Хлестакову, принимая его за настоящего ревизора. В последнем действии комедии выясняется, что герои ошиблись, однако своим главным промахом они посчитали не казнокрадство, а принятие Иван за государственного инспектора. К сожалению, они не научились признавать свои ошибки, поэтому и попали в такое глупое положение, ожидая в развязке настоящего ревизора. Им легче было откупиться, чем набраться смелости взяться за бардак в городе, поэтому, спасовав перед трудностями и общественным порицанием, они продолжают бояться проверяющих и не признавать свою профнепригодность.

Однако в литературе находятся герои, у которых хватило смелости признать свои ошибки. Возможно, немного странно говорить о храбрости главного героя романа Достоевского «Преступление и наказание», если учесть, что после своего деяния Раскольников боялся быть разоблаченным. Однако персонажу действительно понадобилась смелость, чтобы, во-первых, признаться самому себе в своей ошибке – «Я себя убил, а не старуху», а во-вторых, все-таки пойти на явку с повинной. Виновный переборол свой страх и осмелился принять и понести заслуженное наказание за свое преступление. Конечно, герой не обошелся без помощи Сони, но в конце романа читатель понимает, что Раскольников действительно осознал свои ошибки и осмелился взглянуть правде в глаза, что привело героя к нравственному возрождению.

Каждому из нас свойственно ошибаться, но важно учиться на промахах. Но из приведенных примеров следует, что человеку действительно нужна смелость, чтобы признаться в своей неправоте, ведь боязнь осуждения и насмешки мешают нам трезво оценить положение. Литературные герои, как и реальные люди, так же совершают немало оплошностей, однако не каждому персонажу хватает храбрости признать их и, как следствие, исправить. Значит, лучше постараться извлечь необходимые уроки из книг, а не из личного опыта.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Смелость и трусость.

Определения понятий:

Смелость – положительная нравственно волевая черта личности, проявляющаяся как решительность, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, связанных с риском и опасностью.

Трусость – одно из выражений малодушия; отрицательное, моральное качество, характеризующее поведение человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от аморальных действий), из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами. Трусость может быть проявлением расчетливого себялюбия, когда в ее основе лежат опасения навлечь на себя неблагоприятные последствия, чей-либо гнев, страх потерять имеющиеся блага или общественное положение. Она может быть и подсознательной, проявлением стихийного страха перед неведомыми явлениями, непознанными и неконтролируемыми общественными и природными законами. В обоих случаях трусость не только индивидуальное свойство психики того или иного человека, а социальное явление.

Синонимы для слова "Смелость":

Отвага, решимость, мужество, героизм, храбрость, желание (сказать истину), дерзость, дерзновение, бесстрашие, решительность, отчаянность, доблесть.

Синонимы для слова "Трусость":

Боязливость, робость, малодушие, мнительность, нерешительность, колебание, боязнь; опасливость, испуг, застенчивость, трусливость, несмелость, пугливость, капитулянтство, трусость.

Примерные список тем для итогового сочинения

  • Что значит быть храбрым?
  • Для чего человеку нужна смелость?
  • К чему приводит трусость?
  • На какие поступки толкает человека трусость?
  • Можно ли утверждать, что смелость – двигатель прогресса?
  • В каких жизненных ситуациях лучше всего проявляется смелость?
  • Нужна ли смелость в любви?
  • Нужно ли иметь смелость, чтобы признать свои ошибки?
  • Смелость - начало победы
  • Согласны ли Вы с утверждением О. Де Бальзака: «Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу»?
  • Как вы понимаете устойчивое выражение «у страха глаза велики»?
  • Как вы понимаете слова Конфуция: «Трусость - в том, чтобы знать, что должно делать, и не делать этого»?
  • Как Вы понимаете высказывание: «Боязливая собака больше лает, чем кусает»?
  • Справедливо ли высказывание «смелость – это половина победы»?
  • Какие поступки можно назвать смелыми?
  • В чем разница между наглостью и смелостью?
  • Кого можно назвать трусом?
  • Можно ли воспитать в себе смелость?
  • Как Вы понимаете высказывание М. Твена: «Смелость - это сопротивление страху, а не его отсутствие»
  • Согласны ли Вы с утверждением Л. Берне: «Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего»?
  • Каковы причины возникновения страха?
  • Может ли человек с высокими моральными принципами быть трусом?
  • Трусливость –это приговор?
  • Согласны ли Вы с утверждением Б. Рассела: «Бояться любви - значит, бояться жизни, а бояться жизни, значит быть на две трети мёртвым»?
  • Можно ли любить того, кого боишься?
  • Может ли смелый человек бояться чего-либо?
  • Можно ли утверждать, что человек страшится только того, чего не знает?
  • Согласны ли Вы с утверждением Д. Дидро: «Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывались о его друге. Д. Дидро»
  • Как Вы понимаете выражение Ф. Купера: «Страх делает умных глупыми и сильных слабыми»?
  • Чем отличается истинная смелость от ложной?
  • Всегда ли смелость выражается в поступках?
  • Как Вы понимаете выражение: «Дело мастера боится»?
  • Стыдно ли испытывать страх?
  • Как экстремальные условия влияют на смелость?
  • Как Вы понимаете высказывание У. Шекспира: «Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые
    умирают только один раз»?
  • Можно ли утверждать, что смелость и трусость-две стороны одной медали?
  • Почему важно быть смелым в жизни?
  • Согласны ли Вы с утверждением Ж.Ж. Руссо: «Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет
    ничего более несходного и по своему источнику, и по результату»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Г.С. Криспа: «В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость - все равно что стена»?
  • Что значит быть смелым в повседневной жизни?
  • Какая разница между смелостью и рискованностью?
  • Чем отличается страх от трусости?
  • Согласны ли Вы с утверждением Вольтера: «Успехи науки - дело времени и смелости ума»?
  • Как сила воли связана со смелостью?
  • Нужно ли иметь смелость, что сказать «нет»?
  • Почему важно иметь смелость в отстаивании своих идеалов?
  • Почему важно иметь смелость при принятии решений?
  • Нужна ли смелость, чтобы принять что-то новое?
  • Как Вы понимаете высказывание Гельвеция: «Чтобы быть совершенно лишенными смелости, нужно быть
    совершенно лишенными желаний»?
  • Может ли трусость тормозить развитие личности?
  • Согласны ли Вы с утверждением У. Черчилля: «Смелость не зря считается высшей добродетелью - ведь в смелости залог остальных положительных качеств»?
  • Как влияет смелость на формирование личности?
  • Подтвердите или опровергните утверждение Фукидида: «Невежество делает людей смелыми, а размышление - нерешительными».
  • Как влияет трусость на формирование личности?
  • Чем отличается трус от смельчака?
  • Согласны ли Вы с П. Гольбахом: «Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха»?
  • Почему люди боятся высказать свое мнение?
  • Как проявляется смелость на войне?
  • Согласны ли Вы с утверждением Г.Ю. Цезаря: «Легче находятся такие люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие, которые терпеливо переносят боль»?
  • Какие качества человек проявляет на войне?
  • Согласны ли Вы с высказыванием Г. Ибсена: «Трусость в своем расцвете обращается в жестокость»?
  • Почему творчество требует смелости?
  • Почему люди на войне проявляют трусость?
  • Как Вы понимаете высказывание Ф. Бэкона: «Геройство - понятие искусственное, ведь смелость относительна»?
  • Согласны ли Вы с утверждением С. Лагерлёф: «При бегстве всегда гибнет больше солдат, чем в сражении»?
  • Как мнительность связана с трусостью?
  • Нужна ли смелость в любви?
  • Может ли трус быть счастливым?
  • Согласны ли Вы со словами Плутарха: «Смелость - начало победы»?

Сочинение в разрезе данного аспекта можно основывать на сопоставлении противоположных проявлений личности – от решительности и смелости, проявления силы воли и силы духа одних героев до стремления уйти от ответственности, спрятаться от опасности, проявить слабость, которая может привести даже к предательству.

Примеры проявления этих качеств человека можно найти практически в любом произведении классической литературы.

Рассмотрим основные примеры в произведениях:

  • Капитанская дочка
  • Евгений Онегин
  • Тихий дон
  • Мастер и Маргарита
  • Белая гвардия
  • Старуха Изергиль
  • Чучело
  • И много-много других произведений

«Смелость и трусость» - аргументы для итогового сочинения

Сочинение в разрезе данного аспекта можно основывать на сопоставлении противоположных проявлений личности – от решительности и смелости, проявления силы воли и силы духа одних героев до стремления уйти от ответственности, спрятаться от опасности, проявить слабость, которая может привести даже к предательству. Примеры проявления этих качеств человека можно найти практически в любом произведении классической литературы. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» В качестве примера можно взять сопоставление Гринева и Швабрина: первый готов умереть в битве за крепость, прямо высказывает свою позицию Пугачеву, рискуя жизнью, под страхом смерти остался верен присяге, второй испугался за свою жизнь и перешел на сторону врага. По-настоящему мужественной оказывается дочь капитана Миронова. «Трусиха» Маша, которая вздрагивала от выстрелов на учении в крепости, проявляет недюжинную смелость и твердость, противостоит притязаниям Швабрина, находясь в полной его власти в крепости, занятой пугачевцами. Заглавный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» по сути оказался трусом – он полностью подчинил свою жизнь мнению общества, которое сам презирал. Понимая, что виноват в назревшей дуэли и может предотвратить её, он не делает этого, так как боится мнения света и сплетен о себе. Чтобы избежать обвинений в трусости, он убивает своего друга. Яркий пример истиной смелости – главный герой романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов. Первая мировая война подхватила Григория и закрутила в вихре бурных исторических событий. Григорий, как истинный казак, весь отдается бою. Он решителен и смел. Легко берет в плен трех немцев, ловко отбивает у врага батарею, спасает офицера. Свидетельство его мужества - Георгиевские кресты и медали, офицерское звание. Смелость Григорий проявляет не только в бою. Он не боится кардинально изменить свою жизнь, пойти против воли отца ради любимой женщины. Не терпит Григорий и несправедливости и всегда открыто говорит об этом. Он готов круто изменить свою судьбу, но не изменить себе. Григорий Мелехов проявил незаурядное мужество в поисках правды. Но для него она – не просто идея, некий идеализированный символ лучшего человеческого бытия.

Он ищет её воплощение в жизни. Соприкасаясь с множеством маленьких частиц правды и готовый принять каждую, он зачастую обнаруживает их несостоятельность при столкновении с жизнью, но герой не останавливается в поисках правды и справедливости и идет до конца, в финале романа сделав свой выбор. Не боится полностью поменять свою жизнь и юный монах, герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Мечта о вольной жизни всецело захватила Мцыри, борца по натуре, силой обстоятельств вынужденного жить в ненавистном ему мрачном монастыре. Он, ни дня не живший на свободе, самостоятельно решается на отважный поступок – побег из монастыря в надежде вернуться на родину. Только на воле, в те дни, которые Мцыри провёл вне монастыря, раскрылось всё богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание её красоты и мощи. Мужество, волю к победе проявляет Мцыри в борьбе с барсом. В его рассказе о том, как он спускался со скал к потоку, звучит презрение к опасности: Но юность вольная сильна, И смерть казалась не страшна. Мцыри не удалось достигнуть своей цели - найти родину, свой народ. «На мне печать свою тюрьма оставила», - так он объясняет причину своей неудачи. Мцыри пал жертвой обстоятельств, оказавшихся сильнее его (устойчивый мотив судьбы в произведениях Лермонтова). Но он умирает непреклонным, дух его не сломлен. Большое мужество требуется, чтобы сохранить себя, свою личность в условиях тоталитарного режима, не отказаться от своих идеалов и представлений, в том числе, и в творчестве, не подчиниться конъюнктуре. Вопрос о смелости и трусости – один из центральных в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Словами героя романа Га-Ноцри утверждается мысль о том, что одним из главных человеческих пороков является трусость. Эта мысль прослеживается на протяжении всего романа. Всевидящий Воланд, приоткрывая нам «занавес» времени, показывает, что ход истории не меняет человеческую природу: иуды, алоизии (предатели, доносчики) существуют во все времена. А ведь в основе предательства тоже, скорее всего, лежит трусость - порок, который существовал всегда, порок, который лежит в основе многих тяжких грехов.

Разве предатели не трусы? Разве льстецы не трусы? А если человек врет, он ведь тоже чего-то боится. Еще в XVIII веке французский философ К. Гельвеций утверждал, что «после храбрости нет ничего более прекрасного, чем признание в трусости». В своем романе Булгаков утверждает, что человек в ответе за совершенствование мира, в котором он живет. Позиция неучастия не приемлется. Можно ли назвать Мастера героем? Скорее всего, нет. Мастеру не удалось остаться бойцом до конца. Мастер не герой, он лишь служитель истины. Не может быть Мастер героем, так как он струсил - отказался от своей книги. Он сломлен обрушившимися на него невзгодами, но сломал он себя сам. Тогда, когда сбежал от действительности в клинику Стравинского, когда уверил себя, что «не нужно задаваться большими планами», он обрек себя на бездействие духа. Он не творец, он лишь Мастер, поэтому ему и дарован только «покой». Иешуа - странствующий молодой философ, который пришел в Ершалаим проповедовать свое учение. Он физически слабый человек, но вместе с тем он - духовно сильная личность, он человек мысли. Герой ни при каких обстоятельствах не отказывается от своих взглядов. Иешуа верит, что человека можно изменить к лучшему добром. Быть добрым весьма трудно, поэтому добро легко подменить всяческими суррогатами, что нередко и происходит. Но если человек не струсит, не откажется от своих взглядов, то такое добро всесильно. Сумел же «бродяга», «слабый человек» перевернуть жизнь Понтия Пилата, «всемогущего правителя». Понтий Пилат - представитель власти императорского Рима в Иудее. Богатый жизненный опыт этого человека помогает ему понять Га-Ноцри. Понтий Пилат не хочет губить жизнь Иешуа, пытается склонить его к компромиссу, а когда это не удается, хочет уговорить первосвященника Кайфу помиловать Га-Ноцри по случаю наступления праздника Пасхи. Понтий Пилат испытывает и жалость к Иешуа, и сострадание, и страх. Именно страх определяет в конечном счете его выбор. Этот страх рожден зависимостью от государства, необходимостью следовать его интересам. Понтий Пилат для М. Булгакова не просто трус, отступник, но он еще и жертва. Отступившись от Иешуа, он губит и себя, и свою душу. Даже после физической смерти он обречен на душевные страдания, от которых избавить его может только Иешуа. Маргарита во имя своей любви и веры в талант своего возлюбленного преодолевает страх и собственную слабость, побеждает даже обстоятельства.

Да, Маргарита не является идеальным человеком: став ведьмой, она громит дом литераторов, участвует в бале сатаны с величайшими грешниками всех времен и народов. Но она не струсила. Маргарита до конца борется за свою любовь. Не зря же Булгаков в основу человеческих отношений призывает положить именно любовь и милосердие. В романе «Мастер и Маргарита», по словам А.З. Вулиса, присутствует философия возмездия: что заслужил, то и получил. Самый большой порок - трусость - обязательно повлечет за собой возмездие: муки души и совести. Еще в «Белой гвардии» М. Булгаков предостерегал: «Никогда не убегайте крысьей побежкой в неизвестность от опасности». Взять на себя ответственность за судьбы других людей, возможно, более слабых, - тоже большое мужество. Таков Данко – герой легенды из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Гордый, «лучший из всех» человек, Данко умер ради людей. В основе рассказанной старухой Изергиль легенды древнее сказание о человеке, спасшем людей, указавшем им путь из непроходимого леса. Данко обладал волевым характером: герой не хотел рабской жизни для своего племени и в то же время понимал, что люди не смогут долгое время жить в глубине леса без привычного для них простора, света. Душевная стойкость, внутреннее богатство, истинное совершенство в библейских сказаниях воплощались во внешне красивых людях. Именно так выражалось старинное представление человека о духовной и физической красоте: «Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы». Данко верит в собственные силы, поэтому не хочет их тратить «на думу да тоску». Герой стремится вывести людей из тьмы леса на свободу, где много тепла и света. Имея волевой характер, он берёт на себя роль лидера, и люди «дружно все пошли за ним - верили в него». Герой не боялся трудностей во время нелёгкого пути, но он не учёл слабоволие людей, которые вскоре «стали роптать», так как не обладали стойкостью Данко и не имели твердой воли. Кульминационным эпизодом повествования стала сцена суда над Данко, когда люди, утомлённые тяжестью пути, голодные и злые, стали во всем обвинять своего лидера: «Ты - ничтожный и вредный человек для нас! Ты повёл нас и утомил, и за это ты погибнешь!» Не вынеся трудностей, люди начали перекладывать ответственность с себя на Данко, желая найти виновного в их несчастьях. Герой же, бескорыстно любя людей, понимая, что без него все погибнут, «разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой». Освещая тёмный путь из непроходимого леса своим

сердцем, Данко вывел людей из тьмы туда, где «сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река». Данко взглянул на открывшуюся перед ним картину и умер. Автор называет своего героя гордым смельчаком, погибшим ради людей. Финальный эпизод заставляет читателя задуматься над нравственной стороной поступка героя: напрасна ли была гибель Данко, достойны ли люди такой жертвы. Важен образ «осторожного» человека, появившегося в эпилоге повествования, испугавшегося чего-то и наступившего «на гордое сердце ногой». Писатель характеризует Данко как лучшего из людей. Действительно, основные черты характера героя - душевная стойкость, сила воли, бескорыстие, стремление беззаветно служить людям, смелость. Он пожертвовал своей жизнью не только ради тех, кого вывел из леса, но и ради себя: он не мог поступить по-другому, герою необходимо было помочь людям. Чувство любви наполняло сердце Данко, было неотъемлемой частью его натуры, поэтому М. Горький называет героя «лучшим из всех». Исследователи отмечают связь образа Данко с Моисеем, Прометеем и Иисусом Христом. Имя Данко связано с однокоренными словами «дань», «дам», «дающий». Важнейшие слова гордого, смелого человека в легенде: «Что сделаю я для людей?!» Многие произведения классической русской литературы поднимают вопрос страха перед жизнью в разных её проявлениях. В частности, теме страха, трусости посвящены многие произведения А.П. Чехова: "Страхи", "Казак", "Шампанское", "Красавицы", "Огни", "Степь", «Человек в футляре», «Смерть чиновника», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Хамелеон», "Палата № 6", "Страх", "Черный монах" и др. Герой рассказа "Страх" Дмитрий Петрович Силин боится всего. По мнению автора рассказа, он "болен боязнью жизни". Героя, по мнению Чехова, пугает непонятное и непостижимое. Например, Силин боится ужасных событий, катастроф и самых обыкновенных событий. Он боится самой жизни. Все, что непонятно в окружающем мире, для него угроза. Он размышляет и пытается найти ответы на волнующие его вопросы о смысле жизни и человеческого существования. Он убежден в том, что люди понимают то, что видят и слышат, а он ежедневно отравляет себя своим собственным страхом. Герой рассказа все время пытается скрыться и уединиться. Он как будто убегает от жизни: оставляет службу в Петербурге из-за того, что испытывает чувства страха и боязни, и решает жить в одиночестве в своей усадьбе. И тут он

получает второй сильный удар, когда его супруга и друг предают его. Когда он узнает об измене, страх гонит его из дома: "Руки у него дрожали, он торопился и оглядывался на дом, вероятно, ему было страшно". Неудивительно, что герой рассказа сравнивает себя с новорожденной мошкой, чья жизнь состоит из одних ужасов. В рассказе «Палата №6» тема страха также выходит на первый план. Герой рассказа Андрей Ефимович боится всего и всех. Больше всего он остерегается действительности. Сама природа для него выглядит страшной. Пугающими кажутся самые обыкновенные вещи и предметы: "Вот она действительность! - подумал Андрей Ефимович. Были страшны и луна, и тюрьма, и гвозди на заборе, и далекий пламень в костопальном заводе". Боязнь непостижимости жизни представлена в рассказе "Человек в футляре". Этот страх заставляет героя отойти от реальности. Герой рассказа Беликов все время пытается «спрятаться от жизни» в футляр. Его футляр сделан из циркуляров и предписаний, за выполнением которых он постоянно следит. Его страх неопределенный. Он боится всего и вместе с тем ничего конкретного. Самое ненавистное для него – невыполнение правил и отступление от регламента. Даже ничтожные мелочи повергают Беликова в мистический ужас. "Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни". Если Силин из-за испуга перед жизнью пытается спрятаться в своей усадьбе, то Беликова страх перед жизнью заставляет спрятаться в футляре из правил и строгих законов и в конце концов навсегда спрятаться под землей. Герой рассказа "О любви" Алехин тоже всего боится и также предпочитает спрятаться, уединяясь в своей усадьбе, хотя у него была хорошая возможность заниматься литературой. Он боится даже своей любви и мучает себя, когда перебарывает это чувство и теряет любимую женщину. Проблеме страха перед жизнью посвящена сказка М.Е. Салтыкова- Щедрина «Премудрый пескарь». Перед читателем проносится жизнь пескаря, несложная по своему устройству, основанная на страхе перед потенциальными опасностями мироустройства. Отец и мать героя прожили долгую жизнь и умерли своей смертью. А перед тем как отойти в мир иной, завещали сыну быть осторожным, поскольку все обитатели водного мира, да и человек, в любой

по направлению «Смелость и трусость »

    Что значит быть храбрым?

    Для чего человеку нужна смелость?

    К чему приводит трусость?

    На какие поступки толкает человека трусость?

    Можно ли утверждать, что смелость - двигатель прогресса?

    В каких жизненных ситуациях лучше всего проявляется смелость?

    Нужна ли смелость в любви?

    Нужно ли иметь смелость, чтобы признать свои ошибки?

    Смелость — начало победы Согласны ли Вы с утверждением О. Де Бальзака: «Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу»?

    Как вы понимаете устойчивое выражение «у страха глаза велики»?

    Как вы понимаете слова Конфуция: «Трусость — в том, чтобы знать, что должно делать, и не делать этого»?

    Как Вы понимаете высказывание: «Боязливая собака больше лает, чем кусает»?

    Справедливо ли высказывание «смелость - это половина победы»?

    Какие поступки можно назвать смелыми?

    В чем разница между наглостью и смелостью?

    Кого можно назвать трусом?

    Можно ли воспитать в себе смелость?

    Как Вы понимаете высказывание М. Твена: «Смелость — это сопротивление страху, а не его отсутствие»

    Согласны ли Вы с утверждением Л. Берне: «Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего»?

    Каковы причины возникновения страха?

    Может ли человек с высокими моральными принципами быть трусом?

    Трусливость - это приговор?

    Согласны ли Вы с утверждением Б. Рассела: «Бояться любви — значит, бояться жизни, а бояться жизни, значит быть на две трети мёртвым»?

    Можно ли любить того, кого боишься?

    Может ли смелый человек бояться чего-либо?

    Можно ли утверждать, что человек страшится только того, чего не знает?

    Согласны ли Вы с утверждением Д. Дидро: «Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывались о его друге.»

    Как Вы понимаете выражение Ф. Купера: «Страх делает умных глупыми и сильных слабыми»?

    Чем отличается истинная смелость от ложной?

    Всегда ли смелость выражается в поступках?

    Как Вы понимаете выражение: «Дело мастера боится»?

    Стыдно ли испытывать страх?

    Как экстремальные условия влияют на смелость?

    Как Вы понимаете высказывание У. Шекспира: «Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые умирают только один раз»?

    Можно ли утверждать, что смелость и трусость-две стороны одной медали?

    Почему важно быть смелым в жизни?

    Согласны ли Вы с утверждением Ж.Ж. Руссо: «Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет ничего более несходного и по своему источнику, и по результату»?

    Согласны ли Вы с утверждением Г.С. Криспа: «В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость — все равно что стена»?

    Что значит быть смелым в повседневной жизни?

    Какая разница между смелостью и рискованностью?

    Чем отличается страх от трусости?

    Согласны ли Вы с утверждением Вольтера: «Успехи науки — дело времени и смелости ума»?

    Как сила воли связана со смелостью?

    Нужно ли иметь смелость, что сказать «нет»?

    Почему важно иметь смелость в отстаивании своих идеалов?

    Почему важно иметь смелость при принятии решений?

    Нужна ли смелость, чтобы принять что-то новое?

    Как Вы понимаете высказывание Гельвеция: «Чтобы быть совершенно лишенными смелости, нужно быть совершенно лишенными желаний»?

    Может ли трусость тормозить развитие личности?

    Согласны ли Вы с утверждением У. Черчилля: «Смелость не зря считается высшей добродетелью — ведь в смелости залог остальных положительных качеств»?

    Как влияет смелость на формирование личности?

    Подтвердите или опровергните утверждение Фукидида: «Невежество делает людей смелыми, а размышление — нерешительными».

    Как влияет трусость на формирование личности?

    Чем отличается трус от смельчака?

    Согласны ли Вы с П. Гольбахом: «Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха»?

    Почему люди боятся высказать свое мнение?

    Как проявляется смелость на войне?

    Согласны ли Вы с утверждением Г.Ю. Цезаря: «Легче находятся такие люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие, которые терпеливо переносят боль»?

    Какие качества человек проявляет на войне?

    Согласны ли Вы с высказыванием Г. Ибсена: «Трусость в своем расцвете обращается в жестокость»?

    Почему творчество требует смелости?

    Почему люди на войне проявляют трусость?

    Как Вы понимаете высказывание Ф. Бэкона: «Геройство — понятие искусственное, ведь смелость относительна»?

    Согласны ли Вы с утверждением С. Лагерлёф: «При бегстве всегда гибнет больше солдат, чем в сражении»?

    Как мнительность связана с трусостью?

    Нужна ли смелость в любви?

    Может ли трус быть счастливым?

    Согласны ли Вы со словами Плутарха: «Смелость — начало победы»?