Непознанное

Подробный анализ картины девочка с персиками. Интересные факты о картине валентина серова "девочка с персиками"



Картина написана: 1887 г.
Холст, масло.
Размер: 91 × 85 см

Описание картины «Девочка с персиками» В. Серова

Художник: Валентин Александрович Серов
Название картины: «Девочка с персиками»
Картина написана: 1887 г.
Холст, масло.
Размер: 91 × 85 см

В. Серов вырос в творческой среде, где процветал талант его композитора-отца А. Серова. К слову сказать, родитель и сам любил постоять за мольбертом, и мальчик имел возможность брать уроки живописи у самого И. Репина. Обстановка созидания и постоянное присутствие «звезд» искусства того времени в доме была привычна для будущего художника, так что о славе он и не мечтал, ведь привык к ней.

У отца были возможности и средства отправить сына для освоения тонкостей живописи в Париж, а позже – в Абрамцево. Там, в усадьбе мецената и промышленника Саввы Мамонтова росли вкуснейшие персики, играла дочка Вера и гостили такие художники как Поленов, Репин, Васнецов и Остроухов.

Картина «Девочка с персиками» появилась из-под кисти Серова, совершенно случайно, как и все уникальное. Верочка Мамонтова была любимицей не только своих родных, а и многочисленных представителей богемы, взятых под крыло ее отца. Это был живой, непоседливый и общительный ребенок, перед непосредственностью которого было трудно устоять. А вот к Серову уже тогда относились неоднозначно. Некоторые говорили, что его творчество – вовсе не творчество, а пиар Мамонтова, знакомого с его отцом, кое-кто утверждал, что слишком уж традиционны и реалистичны его полотна, но позже критики и искусствоведы заговорили о новаторском подходе, который отвергал рутинные законы живописи того времени.

Кто бы что ни думал, портрет Веры Мамонтовой Серов написал в 22 года. Он был всего на 10 лет старше героини своей картины, и все гостившие у Саввы люди просто удивлялись, как ему удавалось удерживать девчушку на месте. Работа была названа просто и лаконично – «В.М.» и стала открытием на выставке 1887 года, поразившем абсолютно всех. Публика наших дней до сих пор не может разобраться, кого же изобразил художник – пленительную женщину или рано повзрослевшую девочку, ведь этот портрет уже тогда начали считать импрессионистическим – слишком уж много в нем света и неосознанной полудетской свежести. Именно последний фактор уже более ста лет не отпускает от себя зрителей, именно наполненный чистым воздухом сад, непоседливость Веры привлекает к себе поклонников со всего мира.

Самое сложное в работе Серова было удержать Веру на одном месте. Он вспоминал, что работал над картиной очень долго, пытаясь выписать детали, но зрителю кажется, что на написана за несколько секунд. Розовая кофточка смуглой девушки с черным бантом, белая скатерть и случайно брошенные на стол персики создают ощущение сиюминутности происходящего. Вам, наверное, сразу же пришла на ум «Стрекоза» Репина, и это неслучайно – художник взял у мэтра только лучшее. Обстановка старинной усадьбы – часы, стулья, окна – кажутся не просто частью интерьера, а частью летнего дня за окном. Легкостью и свободой отличается нежный цвет розовой блузы Верочки – она кажется изготовленной из мельчайших паутинок. Скатерть на столе белая только на первый взгляд, ведь если вы присмотритесь повнимательней, то увидите переливы голубых, золотых, даже темных оттенков. Свет солнца за окном не только бодрит, а и наполняет комнату радостью, падает из окон и заполняет весь объем помещения. Его блики скользят по лицу девочки, отчего и возникают переливы перламутра на блузке и на скатерти.

Все полотно – это источник быта и пример воспитания дворянских детей тех времен. Скатерть завернули и аккуратно уложили наверх – так края не свисают со стула. Обычно так делали, если в семье был ребенок – ему сложно было схватиться ручками за скатерть и потянуть ее на себя. Такой отворот и заняли персики, нож и несколько кленовых листьев. Скорее всего, эти вещи раздобыла Вера: ножом можно разрезать фрукты, а кленовые листья вполне способны заменить тарелки. Персиков много – в доме всегда много людей, а угостить нужно всех. Последнее – правило хорошего тона, которое прививали девушкам из интеллигентных семей с молоком матери.

Лицо Веры нельзя назвать традиционно русским типажом. В ней переплелись необычные восточные, или даже цыганские черты с типичной манерой смотреть вперед, характерной для русских. Последнее неудивительно – мать девочки имела итальянские корни, а отец до последнего отличался истинно московской деловой хваткой. Тем не менее, Елизавета Мамонтова (мать Веры), не отличалась красотой, но дочка ее на картине – само обаяние и непосредственность. Глядя на ее всколоченные темные волосы и глаза, устремленные в сторону, можно сказать, что эта девочка – неформальный лидер среди детворы. Кажется, что она лишь на миг заскочила в столовую, чтобы дать возможность Серову сделать несколько набросков портрета и, схватив персики, умчаться во двор. Этот живой ребенок с горящими черными глазами, загорелый на абрамцевском солнце, кажется, утверждает саму жизнь.

Импрессионистические мотивы картины прослеживаются не только в воздушной чистоте пространства и мимолетности мгновения, а и в игре солнечного света, которая странным образом сочетается с продуманно завершенной композицией. Фигура Верочки удачно вписана в обстановку столовой, она кажется вполне естественной, а свет и воздух наполняют не только столовую, а и мир за окном.

Картина не оставляет равнодушной никого – ее колорит свеж, образ гармоничен, а художественные образы удивительно сочетаются с жизненной правдой. Среди приемов импрессионизма в живописи Серов использовал свободные вибрирующие мазки – так передавалась игра светотени.

«Девочка с персиками» вышла замуж, родила троих детей, ее брак казался удачным, а будущая жизнь – счастливой, но… За год до смерти матери Вера заболела пневмонией и умерла. Ей было всего 32. Оранжереи, где садовники Мамонтова выращивали вкуснейшие плоды в 1926 разобрали, а сама усадьба ушла с молотка. На развалинах строения, видевшего величайших творческих людей своей эпохи, начали строить светлое коммунистическое будущее. Протрет Веры Мамонтовой, написанный В. Серовым, тем не менее, продолжает петь гимн молодости и чистоте по сегодняшний день.


Валентин Серов. Девочка с персиками.
1887. Холст, масло. 91 × 85 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия. Викисклад

Кликабельно - 1300px × 1473px

Иногда лучше не знать историю жизни прототипов персонажей известных произведений. Девочка с персиками в реальности прожила всего 32 года (умерла от пневмонии), ее муж больше не женился, остались трое детей. Будущее в глазах героини картины Валентина Серова не считывается. По ней даже не видно, что она дочь богатого промышленника.

1 девочка. Озорной характер Веры Мамонтовой читается и в ее лукавом взгляде, и в складке губ — того и гляди рассмеется. Растрепанные волосы, румянец во все лицо, пылающая мочка уха указывают на то, что она только что носилась по двору. А через минуту вскочит и побежит дальше. Тем не менее это был ее первый опыт продолжительного позирования. Искусствовед Элеонора Пастон говорит: «Считается, что ее внешние черты Врубель придал «Снегурочке», «Египтянке», Тамаре на иллюстрациях к «Демону». Веру Саввишну со временем прозвали «абрамцевской богиней». Ее портреты также писал Васнецов («Девушка с кленовой веткой», «Боярышня»).

2 блузка . На Вере повседневная одежда, хоть и украшенная ярким бантом. Просторная блуза кажется несколько мешковатой и слишком детской для 11-летней девочки. То, что она не переодевается специально для позирования, подчеркивает спонтанность ситуации и простоту отношений. Розовая блузка становится самым ярким и праздничным акцентом картины, и создается впечатление, что свет исходит не только из окна, но и от героини.

3 комната . Место действия — столовая Мамонтовых в усадьбе Абрамцево, одна из анфиладных комнат.

4 стол. За большим раздвижным столом всегда собиралось много народу — члены семьи и друзья. Элеонора Пастон рассказывает, что Серов часто работал здесь.

5 персики выращены в оранжерее Мамонтовых. Деревья для нее семья купила в имениях Артемово и Жилкино в 1871 году. Выращивал персики артемовский садовник, которого Мамонтовы пригласили к себе после того, как он продал им деревья.

6 кленовые листья. Серов заканчивал работу над портретом в сентябре. Желтеющая листва за окном и на столе — свидетельство долгого терпения девочки. Кроме того, осенние кленовые листья рядом с летними персиками будто напоминают: жизнь быстротечна, и надо радоваться, пока ты юн и светит солнце.

7 гренадер. Игрушечный деревянный солдат в левом углу — изделие сергиево-посадских кустарей. По словам заместителя директора по науке музея-заповедника «Абрамцево» Елены Митрофановой, Мамонтовы купили игрушку в Троице-Сергиевой лавре в 1884 году. Фигурка была некрашеная, расписывал ее Серов. В Абрамцевском музее есть даже выполненный художником эскиз росписи. Гренадер до сих пор стоит на тумбочке в том же самом углу.

8 красная гостиная. Соседняя комната, часть которой видна слева, — так называемая Красная гостиная, где собирались писатели и художники, друзья Мамонтовых. Там они читали по ролям произведения Пушкина, Гоголя, Тургенева, музицировали, дискутировали.

9 стулья. Добротные стулья из красного дерева достались Мамонтовым от Аксаковых вместе с традицией художественных посиделок. Те два, что стоят у окна, — со спинками в виде лиры — были очень модными в начале XIX века, а в конце его уже превратились в антиквариат. В Красной гостиной виден стул в стиле жакоб. Подобная мебель строгих прямых очертаний, с вставками из золоченой латуни, появилась в России еще при Екатерине II. В Абрамцеве сохранились и стулья-лиры, и жакоб, который по-прежнему стоит в Красной гостиной.

10 окна столовой , как и терраса, примыкающая к Красной гостиной, выходит в Абрамцевский парк, на аллею, названную Гоголевской в честь писателя, любившего здесь гулять. Видно, что оконные рамы далеко не новые, краска на них кое-где облупилась. Это добавляет картине естественности и ощущения того уюта, которое можно испытывать только в «родных стенах».

11 тарелка. Савва Мамонтов увлекался прикладным искусством. В 1889 году он даже открыл при усадьбе гончарную мастерскую, в которой создавались изделия из керамики в технике майолика. В частности, этим занимался Врубель. Судьба тарелки, изображенной Серовым за два года до открытия мастерской, неизвестна, но она настолько гармонично вписана в интерьер, что позже на той же стенке появилась другая майоликовая тарелка, уже из мастерской Мамонтовых. Она и сейчас висит в столовой на этом месте.

Августовским днем 1887 года 11-летняя Вера Мамонтова, отвлекшись от уличных игр, вбежала в дом и присела за стол, схватив персик. Ее жизнерадостный вид так впечатлил Валентина Серова, что он предложил девочке позировать. Художник знал модель с младенчества. Он часто бывал и даже подолгу жил в имении Мамонтовых Абрамцево, которое те купили у дочери писателя Сергея Аксакова в 1870 году. Еще при Аксаковых усадьба была центром русской культурной жизни. При Мамонтовых традиции продолжились. Здесь гостили Тургенев, Репин, Врубель, Антокольский... Абрамцево было и «домом творчества», и местом, где в атмосфере домашнего уюта собирались друзья.

Впервые Серова привезла в Абрамцево мать-композитор в 1875 году. Он рос вместе со старшими детьми Мамонтовых, постоянно терпя их проказы. Младшая Вера тоже подшучивала над юным Серовым. Все изменилось в 1887 году, когда 22-летний художник вернулся из Италии, вдохновленный солнечными пейзажами и шедеврами Ренессанса. Тогда у Серова, по его воспоминаниям, был дурман в голове и желание «писать только отрадное». Еще недавно художник был невольным участником Вериных игр, а теперь та, которую до сих пор никто не мог заставить усидеть на месте, часами позировала ему каждый день почти два месяца. Со стороны девочки это была дань по-родственному близким отношениям. А картина явилась «своеобразной благодарностью Серова теплу и уюту дома Мамонтовых, ставших для художника второй семьей», — считает доктор искусствоведения, старший научный сотрудник Третьяковской галереи Элеонора Пастон.

«Бывают создания человеческого духа, перерастающие во много раз намерения их творцов… К таким… надо отнести и тот удивительный серовский портрет. Из этюда «девочки в розовом»... он вырос в одно из самых замечательных произведений русской живописи», — писал о картине художник Игорь Грабарь.

Валентин Серов подарил картину матери Веры, Елизавете Мамонтовой, и долгое время портрет находился в Абрамцеве, в той же комнате, где был написан. Теперь там висит копия, а оригинал выставлен в Третьяковской галерее.

Модель

Изображённая на картине Вера Саввишна Мамонтова (20 октября 1875 — 27 декабря 1907) — дочь Саввы Ивановича Мамонтова и его жены Елизаветы Григорьевны.

В 1896 году (когда Вере шёл 21 год) Виктор Михайлович Васнецов написал ещё один её портрет — «Девушка с кленовой веткой». Кроме этого, Серов написал ещё несколько портретов Прасковьи Мамонтовой — двоюродной сестры Веры Мамонтовой.

Васнецов В. М. Девушка с кленовой веткой (Портрет Веры Саввишны Мамонтовой)
1896 год. Викисклад

В ноябре 1903 года в Москве вышла замуж за А. Д. Самарина. После свадебного путешествия в Италию молодые поселились в своём доме в городе Богородске. В браке родились трое детей:

* сын Юрий (1904—1965) — филолог, подозревался в сотрудничестве с ОГПУ во времена репрессий. Этот факт в значительной мере подтверждается в автобиографической книге Алексея Арцыбушева «Милосердия двери»;

* дочь Елизавета, в замужестве Чернышёва (1905—1985) — автор мемуаров;

* сын Сергей (1907—1913).

Через пять лет после свадьбы, в конце декабря 1907 года в возрасте 32 лет заболела пневмонией и через три дня умерла. Похоронена в Абрамцеве около церкви Спаса Нерукотворного.

Художник
Валентин Александрович Серов

Автопортрет. 1901
Викисклад

1865 — Родился в Петербурге.
1874 — Начал брать уроки живописи у Репина в Париже.
1880 — Поступил в Академию художеств.
1887 — Ездил в Вену и Италию. Написал «Девочку с персиками».
1894 — Стал членом Товарищества передвижников.
1900 — Вступил в объединение «Мир искусства».
1903 — Избран действительным членом Академии художеств.
1905 — Вышел из состава Академии в знак протеста против расстрела демонстрации 9 января, обвинив в его организации президента Академии (и одновременно командующего войсками Петербургского военного округа).
1908 — Избран действительным членом венского Сецессиона.
1911 — Умер в Москве от сердечного приступа.

«Девочка с персиками» - безусловно, самая известная картина В.Серова. Полотно было написано молодым художником летом в 1887 году в усадьбе С.И.Мамонтова. Девочка-подросток, изображенная на полотне, - дочь Мамонтова, двенадцатилетняя Верочка.

Картина создавалась трудно - работа заняла более трех месяцев - но нам кажется, что произведение было создано быстро, в порыве счастливого озарения. Какие же качества этой картины делают ее такой необъяснимо притягательной для зрителя?

Наверно, секрет прелести этого произведения прост – живописец сумел передать трепет ускользающего мгновения, но при этом придать картине завершенность, законченность. Смуглая девочка в светлой с бантом кофточке сидит за столом. Нам кажется - она присела на миг, машинально взяла в руку персик, а через мгновение встрепенется, как бабочка, и улетит обратно в сад.

У девочки нежная кожа, темные, с синеватыми белками глаза и такие же темные волосы. Просто, с едва заметной улыбкой, смотрит она на нас. В руке у нее персик, на скатерти рядом – персики, нож, кленовые листья… Комната залита солнечным светом. Солнечные лучи, проникая в комнату, мягко ложатся и на стол, и на руки девочки, и на старинную мебель зимней столовой…

Картина покоряет зрителя и свежестью колорита, и гармоничностью художественного образа, и удивительной внутренней гармоничностью, и огромной жизненностью. Используя импрессионистические приемы, в частности свободную вибрацию мазка, Серов с большим мастерством передает игру света, его насыщенность, и то, как ложатся тени.

А самое главное - художнику удалось с помощью небольшой картины рассказать целый роман о девочке, о ее характере, чувствах – таких же светлых и чистых, как и ее облик. Картина «Девочка с персиками» - ода весне, обаянию юности и непосредственности, всему тому, что восхищает и радует нас в жизни.

Помимо описания картины В. А. Серова «Девочка с персиками», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

В.А. Серов появился на свет в Северной столице 7 января 1865 года (по старому стилю), его отцом был прославленный композитор Александр Николаевич Серов. Еще с пеленок будущий творец начал приобщаться к искусству. Кстати, его папа часто на досуге рисовал.

Исключительная наблюдательность и талант к живописи проснулись у Серова рано, а окружение только подогревало его интерес к искусству. Но в ту пору мальчик еще не подозревал, что из-под его кисти выйдет гениальная картина «Девочка с персиками». Художник рос, не мечтая о славе. Он вообще отличался скромностью.

Обучение у Репина и Чистякова, всеобщее признание

Когда будущий художник немного повзрослел, с ним стал заниматься сам И. Е. Репин. Сначала уроки проходили в столице Франции, затем в Москве, а после - в Абрамцеве. Спустя некоторое время Репин отправился со своим подопечным в Запорожье, после чего в 1880 году посоветовал ему поступить в Академию художеств, чтобы учиться у знаменитого П. П. Чистякова. Вскоре, как того и следовало ожидать, юный талант завоевал всеобщее восхищение, его способности всех впечатлили.

П. П. Чистяков очень положительно отзывался о Серове, он говорил, что впервые встретил настолько одаренного молодого человека. Товарищи художника утверждали, что у него много хороших качеств, таких как искренность и прямота.

Создание гениальных полотен

В Абрамцеве Серов написал картину, которая позже стала известной - портрет маленькой Веры Мамонтовой под названием «Девочка с персиками». Было это в 1887 году. Художник говорил, что ему хотелось, чтобы картина получилась законченной, но одновременно с этим свежей, как это выходило у старых авторов. И это, без сомнения, ему удалось. А впрочем, он не пытался описать картину «Девочка с персиками» словами. Зачем, если почитатели его таланта сами могли все увидеть? Через год в Домотканове была написана картина, изображающая его двоюродную сестру. Он назвал работу «Девушка, освещенная солнцем».

Там же были созданы такие шедевры, как «Баба с лошадью», «Стригуны», «Октябрь». Кроме того, художник сделал иллюстрации к произведениям Крылова.

Вступление в брак

В 1887 году был заключен брак между Валентином Серовым и Ольгой Трубниковой. Впоследствии у них родилось несколько детей, жили они вполне счастливо. Валентин Александрович в малышах, с радостью писал их портреты. В то время художник уже был знаменит. Все были в курсе, что «Девочка с персиками» - картина Серова.

Наблюдательность

В 90-е годы художник получал много заказов от знаменитых людей. После создания портретов М. Ф. Морозовой и С. М. Боткиной, продемонстрированных на выставке в столице Франции, начался новый период в творчестве мастера. Знакомые художника рассказывали, что многие опасались Серова, так как он был весьма наблюдателен и всегда давал человеку объективную оценку. Некоторые даже обвиняли мастера в том, что его портреты похожи на карикатуры. Однако Серов утверждал, что никогда не ставил перед собой цели нарисовать шарж - он пишет то, что видит. И если в человеке есть что-то карикатурное, то он в этом не виноват - он лишь заметил это, выявил.

Новая веха в творчестве

Революция, произошедшая в 1905 году, заметно отразилась на жизни и творчестве мастера. Именно в это время сформировалась его зрелая личность - гражданина, чутко ощущающего Он изобразил нападение казаков на беспомощных людей, написал ряд политических шаржей и несколько картин на аналогичные темы. Это было немного неожиданно для всех. Автор картины «Девочка с персиками» создавал полотна на принципиально новые для себя темы.

Картина «Петр I»

В 1890-е-1900-е годы мастер вспоминал об ушедших временах, об отечественной истории. Он ощущал некую ностальгию. Героическое время Петра, необыкновенное и в некоторой степени жестокое, занимало все мысли Серова. В 1907 году была создана картина «Петр I». Император на своих длинных ногах, суровый и порывистый, идет навстречу шквальному ветру. Сопровождающие его люди, кажется, только что прибыли с карнавала. Их одеяния, поднимаемые ветром, выглядят довольно необычно.

Люди из последних сил идут за Петром, стараясь не упасть и удержаться на ногах.В уверенной походке императора, в бурлящей реке, в двигающихся по небу облаках, в высоких мачтах кораблей - во всем чувствуется устремленность к переменам, которые неизменно приближают волевые, деятельные и смелые люди. Впрочем, в то время многих больше интересовал анализ картины «Девочка с персиками», чем это полотно.

Создание картин «Похищение Европы» и «Одиссей и Навзикая»

В конце весны 1907 года художник отправляется в Грецию, которая оставила в его сердце след на всю жизнь. Античная классика поразила Серова - в ней он разглядел настоящую гармонию и красоту. Мастер захотел увековечить увиденное и воплотить дух славной истории, изысканность легенд Эллады. Серов создал полотно «Похищение Европы», а также несколько версий «Одиссея и Навзикаи».

«Девочка с персиками»: описание картины

В 1887 году художник создал полотно, которое впоследствии стало наиболее знаменитым его творением.

Юный Серов находился в гостях у Саввы Мамонтова, который жил в Абрамцеве. В его доме часто бывали творческие личности, и все обращали внимание на милую девочку Веру - она была очаровательна. Не стал исключением и Серов - он изобразил ее на своей картине.

Двенадцатилетнюю Веру художник рисовал на протяжении трех месяцев. Сейчас это кажется удивительным, так как складывается впечатление, что полотно было создано за какой-то краткий миг, одним порывом. Данная картина немного похожа на снимок, который сделали наспех, чтобы убедиться, что фотоаппарат работает. Вот такое интересное впечатление остается у многих, посмотревших на полотно «Девочка с персиками». Описание картины было бы неполным без этого интересного факта.

Загорелая девочка сидит за столом. На ней светлое одеяние, украшенное бантом. Девочка только что прибежала с улицы, у нее немного расширены ноздри - она учащенно дышит, ее щеки порозовели от бега. Она села только на одну минутку - ей некогда, она снова куда-то торопится, ведь за окном прекрасная погода, и так хочется погулять в саду.

Верочка не может сидеть без дела, сложа руки. Ей необходимо двигаться, в этом ее суть. Поэтому она схватила персик, чтобы, по крайней мере, пальчики не бездействовали. Движение ей совершенно необходимо. В данный момент девочка находится в оживленном состоянии. Это заметно по ее темным выразительным глазам и открытому взгляду. Своей жизненной энергией, бьющей через край, и восхищает милая девочка с персиками. обязательно должно включать в себя

Все помещение заполнено солнечными лучами, которые беспрепятственно проникают с улицы и освещают Верочку и старую мебель в комнате. На столе находится нож, а также персики. Все перечисленное искрится и заметно выделяется на фоне светлой скатерти. Помещение будто бы проснулось и чего-то ожидает.

Синеватые оттенки полотна придают загорелому лицу Верочки некоторую холодность, однако персики окрашены в теплые цвета - они делают картину более приятной взгляду. Также следует обратить внимание на листья и кофточку девочки. Их художник тоже изобразил достаточно теплыми. Эти согревающие душу оттенки и делают настолько привлекательным полотно «Девочка с персиками». Описание картины, возможно, пробудит в ком-нибудь интерес к ней.

Полотно производит оптимистичное впечатление. На картине изображен праздник жизни и юности. Художник достиг такого эффекта, прибегнув к некоторым уловкам импрессионистов. Благодаря дрожащим мазкам полотно кажется более глубоким, они делают акцент на тени и свете, демонстрируют особую яркость.

Картина-повесть

Из картины Серова нам многое становится известно о Верочке, ведь все ее эмоции и порывы можно прочитать по выражению лица. Искренность Верочки, ее гармоничные отношения с природой и окружающим миром сделали полотно «Девочка с персиками» наиболее знаменитым портретом всех времен, ведь художник не просто изобразил ребенка, он создал повесть о жизни. Ну как не признать, что Серов - настоящий талант?

Теперь вам известна история картины «Девочка с персиками». Лучше всего рассматривать это полотно в музее - так оно произведет более сильное впечатление. Можно посмотреть и другие картины Серова, ведь они не менее гениальны. Получилось так, что «Девочка с персиками» затмила все остальные работы художника, и многие помнят его как автора одной картины, а это немного обидно. Нужно восполнять пробелы в знаниях и знакомиться со всеми полотнами Серова, тем более что для этого есть все условия. Работы художника вызывают восторг и заслуживают внимания, и ни одна не должна остаться незамеченной.

Картину классика мировой живописи Валентина Серова «Девочка с персиками», кажется, знают все, даже люди, которые не интересуются искусством. Свой самый знаменитый шедевр художник написал, когда ему было всего 22 года. Валентин Серов не раз говорил, что «Девочка с персиками» - лучшая его картина «Все, чего я добивался – это – свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах». Мы составили подборку фактов о «Девочке с персиками».

10 интересных фактов о «Девочке с персиками»

1. На картине Валентин Серов изобразил 11-летнюю Веру Мамонтову – дочь русского предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова. В усадьбе их семьи в Абрамцево художник часто гостил. Впервые с Мамонтовыми он познакомился, когда был еще ребенком. Тошу, как Серова звали в детстве, мать (композитор Валентина Семеновна Серова) привезла в Абрамцево в 10-летнем возрасте. Веру Мамонтову Валентин знал с младенчества.

Усадьба в Абрамцево была центром культурной жизни – здесь часто гостили Тургенев, Врубель, Репин. Серов был учеником Ильи Репина. Летом они не раз приезжали работать в Абрамцево. Учитель и ученик как-то устроили соревнование – кто лучше нарисует Савву Мамонтова, который им согласился позировать. Меценат отметил, что у Серова вышло «Лучше, жизненнее, острее». Несколько обескураженный Репин ответил, что не зря он с ним занимается и посоветовал Валентину поставить подпись.

2 . Веру Серов написал в просторной столовой, одной из анфиладных комнат усадьбы. Художник здесь часто работал. Вера была страшной непоседой. В августе 1877 года, во время очередного приезда Серова в Абрамцево, девочка забежала с улицы и, схватив персик, присела за стол. Так эта сцена впечатлила Валентина, что он попросил девочку ему позировать. Вера терпеливо почти каждый день больше месяца позировала художнику. После Серов говорил: «Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, - вот как у старых мастеров». Художник работал с упоением и безжалостно по отношению к себе, если ему не нравилось, как получается, он счищал краску и начинал заново.

Валентин Серов, «Девочка с персиками», 1887

3. Картина «Девочка с персиками» наполнена светом и воздухом. То, что Вера одета в простую блузку с бантом, а не наряжена специально для картины, подчеркивает спонтанность момента. Розовая блузка – чуть ли не самое яркое пятно в картине, кажется, что свет идет не только от окна, но и от самой девочки.

4. Персики, которые изобразил художник, выращены в оранжерее Мамонтова. Деревья для нее семья купила в 1871 году.

5. За правым плечом Веры на тумбе стоит игрушечный деревянный солдат. Фигурку раскрашивал Серов. Кстати, в усадьбе-музее в Абрамцево игрушка стоит и сейчас на том же самом месте.

6. Картину Валентин Серов подарил матери Веры – Елизавете Мамонтовой ко дню ее рождения. Портрет Верочки ей очень понравился, и это было самой большой наградой для живописца. Долгое время картина висела в той же комнате, где и была создана.

7 . Работа «Девочка с персиками» участвовала в конкурсе Московского общества любителей художеств. Всего в конкурсе было 32 работы молодых художников. За портрет Веры Мамонтовой Серов получил первую в размере 200 рублей.

8 . Известный меценат и коллекционер Павел Третьяков увидел «Девочку с персиками» в доме у Мамонтовых и хотел приобрести картину. Но владельцы не собирались с ней расставаться. Тогда для своей галереи Третьяков купил за 300 рублей «Девушку, освещенную солнцем» Серова (портрет Маши Симанович).

9. Веру Мамонтову писали не только Серов. В своих картинах ее запечатлел Виктор Васнецов в картинах «Девушка с кленовой веткой» и «Боярышня».

Виктор Васнецов «Девушка с кленовой веткой», 1896

10 . К сожалению, дальнейшая судьба Веры Мамонтовой печальна. Она вышла замуж за предводителя московского дворянства, министра по делам церкви Александра Самарина. Брак был счастливым. Вера родила троих детей. Но неожиданно в 32 года ее жизнь оборвалась. Она заболела пневмонией и умерла в 1907 году. Похоронена в Абрамцево около церкви Спаса Нерукотворного. Муж Веры больше не женился, в ее честь он построил храм Живоначальной Троицы в Аверкиево.

11 . В Третьяковскую галерею картина «Девочка с персиками» (холст, масло 91х85) попала в 1929 году, ее купили у А. С. Мамонтовой. В музее-усадьбе в Абрамцево висит копия работы Валентина Серова.

СПРАВКА

Валентин Серов – русский живописец и график. Родился 19 января 1865 года в Санкт-Петербурге в семье композиторов Александра и Валентины Серовых. В 1874 году начал брать уроки живописи у Ильи Репина в Париже. В 1880 году поступил в Академию художеств, ездил продолжать учебу в Австрию и Италию. В 1894 году стал членом Товарищества передвижников.

Валентин Серов, «Автопортрет», 1880-е

Серов известен не только как прекрасный живописец и портретист, но и как театральный художник. Он создавал декорации и костюмы к «Русским сезонам» Сергея Дягилева (в частности сделал эскизы занавеса к балету «Шехерезада»), выполнил знаменитую афишу с балериной Анной Павловой. В 1908 году Серов был избран действительным членом венского Сецессиона.

Рисунок Валентина Серова для афиши с Анной Павловой в балете «Сильфида»

Художник был женат на Ольге Трубниковой. У них родились шесть детей – две дочери и четыре сына. Валентин Серов умер в 1911 от сердечного приступа в возрасте 46 лет.

В материале использованы данные из книги Аркадия Кудря «Валентин Серов» из серии «Жизнь замечательных людей».