Психология

Понятие чести и бесчестия (Аргументы ЕГЭ). Направление "честь и бесчестие" Сочинение на тему "Честь и бесчестие В Литературе"

Честь — это одна из самых значимых человеческих ценностей. Поступать честно — значит прислушиваться к голосу совести, жить в согласии с собой. Такой человек всегда будет иметь преимущество над остальными, поскольку никакие обстоятельства не способны сбить его с истинного пути. Он ценит свои убеждения и остается верен им до конца. Бессовестный человек наоборот – рано или поздно терпит поражение хотя бы потому, что сам себя предал. Лжец теряет свое достоинство и переживает нравственный упадок, а потому у него нет духовной силы отстаивать свою позицию до конца. Как говорится в известной цитате из фильма «Брат»: «Сила в правде».

В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» тема правды занимает центральное место. В качестве эпиграфа автор берет известную пословицу «Береги платье снову, а честь — смолоду» и на протяжении всего произведения развивает эту мысль. В повести мы видим «противостояние» двух героев — Гринева и Швабрина, один из которых выбрал идти дорогой чести, а другой свернул с этого пути. Петруша Гринев защищает не только честь девушки, оклеветанной Швабриным, он защищает честь своей Родины и своей императрицы, которой он давал присягу. Влюбленный в Машу Гринев вызывает на дуэль Швабрина, оскорбившего честь девушки, позволив себе недопустимые намеки в ее адрес. На самой дуэли Швабрин вновь поступает нечестно и ранит Гринева, когда тот отвлекается. Зато читатель видит, кого выбирает Маша.

Приход Пугачева в крепость — еще одно испытание для героев. Швабрин, преследуя свои интересы, переходит на сторону Пугачева и тем самым предает и себя, и Родину. А Гринев даже под страхом смерти остается верен своим убеждениям. И Пугачев, разбойник и революционер, оставляет Гринева в живых, потому что способен оценить такой поступок.

Война — это тоже испытание для чести. В повести В. Быкова «Сотников» мы снова наблюдаем двух противоположных персонажей — партизан Сотников и Рыбак. Сотников, несмотря на свою болезнь, добровольно вызывается идти на поиски продовольствия, «потому что другие отказались». Он в одиночку отстреливается от полицаев, в то время как Рыбак убегает и бросает своего товарища. Даже попав в плен, на допросе, под жестокими пытками, он не выдает местоположения своего отряда. Сотников погибает на виселице, но сохраняет и честь, и достоинство.

Благородное, казалось бы, возвращение Рыбака за отставшим товарищем имеет низкие мотивы: он боится осуждения окружающих и не знает, как объяснить в отряде свой предательский поступок. Потом, в плену, когда их ведут на казнь, Рыбак соглашается перейти на службу к немцам, чтобы спасти свою жизнь. Однако потеряв последнюю надежду сбежать, он приходит к выводу, что смерть — его единственный выход. Но ему не удается совершить самоубийство, и этот трусливый, слабый духом человек вынужден всю жизнь мучиться под ударами совести.

В заключение хочется сказать, что мы должны воспитывать в себе и беречь привычку поступать честно, по совести. Это одна из тех основ, на которых держится общество. Даже сейчас, когда времена рыцарей и дуэлей давно прошли, нельзя забывать истинное значение понятия «честь».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
  • Бесчестным можно назвать человека, который предал своего близкого
  • Истинные качества личности раскрываются в сложных жизненных ситуациях
  • Иногда поступки, с первого взгляда кажущиеся бесчестными, оказываются необходимыми
  • Человек чести не предаст своих нравственных принципов даже перед лицом смерти
  • Война выявляет бесчестных людей
  • Поступки, совершаемые из чувства злости и зависти, всегда бесчестны
  • Честь нужно отстаивать
  • Бесчестный человек рано или поздно получает возмездие за свои действия
  • Человек, предавший свои нравственные принципы, бесчестен

Аргументы

А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. В произведении мы видим двух полностью противоположных героев: Петра Гринева и Алексея Швабрина. Для Петра Гринева понятие чести является ключевым при принятии важных решений. Он не изменяет своим принципам даже тогда, когда ему грозит казнь: герой отказывается присягнуть Пугачеву. Он решается вызволить Машу Миронову из Белогорской крепости, захваченной неприятелем, хотя это очень опасно. Когда Петра Гринева арестовывают, он говорит всю правду, но не упоминает о Марье Ивановне, чтобы не портить ей и без того несчастную жизнь. Алексей Швабрин – человек трусливый, способный делать подлые поступки, ищущий для себя более выгодные условия. Он мстит Маше Мироновой за отказ выйти за него замуж, при первой же возможности переходит на сторону Пугачева, на дуэли с Петром Гриневым стреляет в спину. Все это говорит о том, что он является человеком бесчестным.

А.С. Пушкин “Евгений Онегин”. Письмо Татьяны Лариной, рассказывающей о своих чувствах, Евгений Онегин не воспринимает как что-то серьезное. После дуэли с Ленским герой уезжает из деревни. Чувства Татьяны не утихают, она все время думает о Евгении. Проходит время. На одном из светских вечеров появляется Евгений Онегин, которому по-прежнему чуждо общество. Там он видит Татьяну. Герой объясняется перед ней, Татьяна тоже признается в любви к Онегину, однако она не может предать своего мужа. В этой ситуации Татьяна сохраняет свои честь и достоинство, уважая не собственные желания, а высокие нравственные принципы.

А.С. Пушкин “Моцарт и Сальери”. Великому композитору Моцарту дан дар свыше. Сальери – труженик, добившийся успеха многолетней работой. Из зависти Сальери решается на не только бесчестный, но и бесчеловечный поступок – он бросает яд в стакан Моцарта. Оставшись наедине, Сальери осмысливает слова Моцарта о несовместимости злодейства и гения. Он плачет, но не раскаивается. Сальери рад, что выполнил “долг”.

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Говоря о бесчестии, невозможно не обратиться к семье Курагиных. Все члены этой семьи безнравственны, преданны лишь деньгам, лишь внешне кажутся патриотами. Стараясь получить хотя бы часть наследства Пьера Безухова, князь Василий решает женить его на своей дочери Элен. Она изменяет честному, преданному, добродушному Пьеру, не испытывая угрызений совести. Анатоль Курагин совершает не менее гадкий поступок: будучи женатым, он привлекает внимание Наташи Ростовой и готовит попытку побега, которая оканчивается неудачей. Читая произведение, мы понимаем, что такие бесчестные люди не могут быть по-настоящему счастливы. Их успехи временны. Истинное счастье получают такие герои, как Пьер Безухов: нравственные, верные своему слову, по-настоящему любящие Родину.

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Андрий, сын Тараса Бульбы, предает отца и Родину: не способный противостоять силе любви к полячке, он переходит на сторону врага и сражается против тех, кого совсем недавно считал товарищами. Старый Тарас убивает сына, так как не может простить ему этот бесчестный поступок. Совсем по-другому показывает себя Остап, старший сын Тараса Бульбы. Он сражается с неприятелем до последнего, погибает в ужасных муках, но остается верен своим нравственным принципам.

А.Н. Островский “Гроза”. Катерина, выросшая в в атмосфере любви и заботы, не может хорошо жить с безвольным мужем и своенравной Кабанихой. Девушка влюбляется в Бориса, это приносит ей и счастье, и горе. Измена Катерины – предательство, которое она не может пережить как человек нравственный. Героиня решается на самоубийство, зная, что совершила тяжкий грех, который не простит и без того ужасное общество. Вряд ли Катерину можно назвать бесчестным человеком, несмотря на совершенный ею поступок.

М. Шолохов “Судьба человека”. Андрея Соколова, главного героя произведения, не без оснований называют человеком чести. Его лучшие нравственные качества раскрылись на войне, в плену у немцев. Герой сказал правду о работе, которую делают пленные. Кто-то донес на Андрея Соколова, из-за чего его вызвал Мюллер. Немец хотел расстрелять героя, но перед смертью предложил выпить “за победу немецкого оружия”. Андрей Соколов – человек, не способный на такой бесчестный поступок, поэтому он отказался. За свою смерть он выпил, но не закусил, показывая силу духа русского народа. Отказался закусывать он и после второй стопки. Мюллер назвал Соколова достойным солдатом и отпустил с хлебом и куском сала назад. Для Андрея Соколова было делом чести разделить продукты между всеми, несмотря на то, что сам он был очень голоден.

Н. Карамзин “Бедная Лиза”. Эраст, человек дворянского происхождения, влюбляется в Лизу, обычную крестьянку. Поначалу юноша мечтает оставить свое общество ради их будущего счастья. Лиза не может не верить ему, ее настолько охватывает любовь, что она без сомнений отдается Эрасту. Но ветреный молодой человек проигрывает в карты большую сумму денег, теряет все свое состояние. Он решает жениться на богатой вдове, а Лизе говорит, что уходит на войну. Разве это не бесчестный поступок? Когда Лиза узнает об обмане, Эраст пытается от нее откупиться. Бедной девушке не нужны деньги, она не видит смысла жить и в итоге погибает.

В. Распутин “Уроки французского”. Молодая учительница Лидия Михайловна преподает французский язык и является классным руководителем главного героя произведения. Когда мальчик приходит в школу побитым, предатель Тишкин рассказывает, что он играет на деньги. Учительница не спешит ругать героя. Постепенно Лидия Михайловна узнает, как трудно живется ребенку: его дом далеко, еды мало, денег не хватает. Учительница пытается помочь, предложив мальчику играть на деньги с ней. С одной стороны, ее поступок является недопустимым. С другой стороны, его нельзя назвать и плохим, ведь он совершен во имя благой цели. Директор узнает о том, что Лидия Михайловна играет с учеником на деньги, и увольняет ее. Но понятно, что осудить учительницу не за что: кажущийся бесчестным поступок на самом деле несет добро.

А.П. Чехов “Попрыгунья”. Ольга Ивановна замужем за врачом Осипом Ивановичем Дымовым. Муж ее очень любит. Он много работает, чтобы оплатить увлечения жены. Ольга Ивановна знакомится с художником Рябовским, изменяет мужу. Дымов догадывается об измене, но не подает виду, а старается работать еще больше и упорнее. Отношения Ольги Ивановны и Рябовского заходят в тупик. В этом время Дымов заражается дифтеритом, выполняя свой врачебный долг. Когда он умирает, Ольга Ивановна понимает, насколько бесчестным, безнравственным было ее поведение. Она признает, что потеряла по-настоящему достойного человека.

Главная > Сочинение

Сочинение

«Тема чести и человеческого достоинства в произведении В. Быкова «Сотников»

Выполнила ученица 11 «г» класса Шиловская Анна.

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Смирнова С.А.

Идя вместе, они уже оказались по разные стороны черты… В.Быков «Сотников» Старая уличная арка. На ней в гибких пеньковых петлях висят четыре человека. Крайний – молодой парень лет двадцати шести, воплощение чести и мужества, даже перед казнью он сохранил своё достоинство, не склонил головы перед врагом. Но зачем? Зачем, если теперь его молодое тело раскачивает ветер? Да, он больше не будет чувствовать голода, не утоляемого пареной рожью, холода, забирающегося под одежду, боли от ран, сопутствующих партизанской жизни. Но ведь он не узнает и радость победы, и счастье иметь семью… Я отчетливо представляю себе эту картину: серая арка, серый утоптанный снег и четыре серых тела…. А вот еще одна картина: в туго подпоясанных полицейских шинелях шагает отряд предателей. Среди них без шинели лишь один – новенький, только что выменявший жизнь на партизанскую честь и обещание служить в полиции. Ему повезло: он выкрутился. Или нет? Что разделяет их двоих, мертвого Сотникова и живого Рыбака? Черта. Черта, разделяющая честь и бесчестие, патриотизм и предательство, самопожертвование и стремление любой ценой сохранить свою жизнь. Они вместе прикрывали отход остатков разбитого отряда, «сблизились между собой» и вместе попали на самое обычное задание – сходить за продуктами. Рыбак переживал за Сотникова, тащил его раненого на себе. Вместе они прошли не один километр по холодному лесу с горстью пареной ржи в кармане…. Как и когда Рыбак решил поступиться своей честью? Решение не могло родиться за несколько секунд во дворе полиции, оно назревало постепенно, может быть, Рыбак все время ходил вдоль роковой черты, ни разу в его жизни не случалось ничего такого, что заставило бы сделать шаг к предательству. От желания сохранить целой и невредимой «свою шкуру» до предательства человека, по мнению Василия Быкова, – один шаг. Это желание, в свою очередь, зависит от степени влюбленности в собственное пребывание на этом свете, степени самовлюбленности и эгоизма. Таким образом, способность или неспособность к предательству определяется чертами характера. Посмотрим на Сотникова и Рыбака по-внимательнее: кому, как не последнему, сильному, здоровому и удачливому, быть героем? Но на войне очень многое решает не физическая сила, а сила духа. Взять, например, вопрос Сотникова: «И далеко протопал?». Самого Сотникова интересует, сколько земли отбил его товарищ у немцев, Рыбак же говорит о своей военной карьере. Он не понимает, почему Сотников не отказался от задания, и приписывает это к самолюбию и упрямству. Но разве это самолюбие? Сходить за продуктами – это необходимость; подчиниться приказу – обязанность, а отговариваться простудой, которую не считают за болезнь - возможность потерять уважение товарищей и самому перестать уважать себя, такая отговорка для Сотникова – уклонение от долга. Рыбаку все равно, будет ли он принимать пищу на хуторе у дядьки Романа или в Лисинах у «немецкого прислужника», старосты Петра, тогда как Сотников не может принять помощь даже от его жены, не может поступиться своими принципами. Позже, когда в лесу они натыкаются на полицаев, проявляется эгоистичность натуры Рыбака: он отрекается от Сотникова. Убеждая себя в том, что Сотникову уже не поможешь, он фактически хоронит товарища, который продолжает его прикрывать. Интересен такой факт: Рыбак «решительным усилием» взваливает на плечи овцу. Зачем? Для отряда? Но ведь тогда он думал не об отряде, а только о себе. Скорей всего Рыбак настолько сжился с отрядом, привык к нему, что на пути к предательству встал барьер неписаных правил, по которым жили партизаны. Таким образом, в момент реальной угрозы его жизни, Рыбака сдерживают не жалость и любовь к другу, а осуждение окружающих. Но и оно будет играть роль только до тех пор, пока Рыбак реально представляет свое возвращение. Когда мысли об отряде уходят на задний план, все мысли героя сосредотачиваются на том, как спасти свою жизнь. Цена не играет роли. Натура Рыбака эгоистична, он не умеет контролировать свои чувства (возвращается за раненым Сотниковым «стараясь не рассуждать», так как боится, что инстинкт самосохранения снова затмит рассудок). На войне как будто для него важна не конечная цель, а само действие, он во многом полагается на удачу или случай. Из отсутствия принципиальности и твердых убеждений происходит привычка Рыбака оправдывать себя, умение выкручиваться. Ему не приходится задумываться над самим понятием чести и достоинства, потому что именно они наполняют убеждения твердостью, заставляют человека следовать им. Он «был неплохим партизаном, … но как человек и гражданин, безусловно, недобрал чего-то». Сотников, напротив, больше думает о других. Так, в лесу он прикрывает своего товарища, ни разу не укорив последнего за то, что тот бросил его. Именно во время этой стычки нам раскрываются характеры героев. Кроме принципиальности, Сотникова от Рыбака отличает отношение к опасности и поведение в сложной ситуации. Сотников может подчинить страх рассудку, его ум работает более расчетливо. Из сложных ситуаций он привык не выкручиваться, а выбираться. Когда стали близки смерть и плен, Сотников не паникует, хотя и он хочет жить. Единственный выход для него – борьба, и он живет перестрелкой, даже то, что он заставил полицаев считаться с собой, вызывает пусть короткое, но все же «удовлетворение». Разный характер героев обуславливает и их различное поведение в плену и на допросе: если Сотников старается выгородить Дёмчину и старосту, то Рыбак думает лишь о себе, считая, что ни первому, ни последним уже не поможешь. Даже под пытками Сотников молчит, считая, что рассказать хоть что-то - значит, уронить своё достоинство, предать товарищей. Рыбак, напротив, бережет себя, свободно дает показания, считая, что они все равно никому не повредят. Может, потому Рыбак и пошел в полицию, что его решение не могло сыграть роли ни в чьей судьбе. Да, конечно, он нарушил кодекс партизанской и воинской чести, да и вообще чести гражданина и патриота, не смог достойно встретить смерть. Но так ли это важно? Что значит честь по сравнению с тем, что он отодвинул «грозную, неотвратимо подступающую к нему» смерть. Ведь, как пишет сам Василий Быков, «…жизнь - … единственная реальная ценность для … человека…,… смерть ничего не решает и ничего не оправдывает». С этой точки зрения Рыбак мог бы себя оправдать: из тени жизни он смог спасти одну – свою. Но ведь важно не просто прожить, а «…разумно и с толком использовать и без того не такой уж продолжительный свой срок на земле». Единственное, о чем жалеет Сотников – о напрасности своей смерти. Но «на смену казненным придут другие», вдохновленные подвигом «Сотникова, его мужеством и гордым, честным взглядом, которым он обвел людей на площади. В этом смысл его смерти, в этом смысл его желания достойной встречи ее». Рыбак остался жить, поставив себе цель остановить машину фашизма. Но как мог предатель остановить машину, которая работала на предательстве? Да машина и не дала ему опомниться, сразу превратив Рыбака в винтик. И вот он бездумно шагнул с другими, это было настолько «обыкновенно и привычно», что Рыбак даже не почувствовал разницы, с партизанами он зашагал или с предателями. Если вглядеться, цель – остановить фашизм, воткнуть рогатину в колеса его машине была не больше, чем средство заглушить угрызения совести, чтобы в очередной раз вывернуться из сложной ситуации. Но на этот раз вывернуться не удается. Рыбак остался один. По сути дела, он никого не хотел предавать. Ему отвратительны полицаи, но он вдруг осознает, что тем людям, с которыми он грелся у костра, все равно, что побудило его сделать такой шаг. Для них он теперь тоже полицай. Он впервые понял, что именно такое положение было альтернативой смерти. Сотников, которого не ослепило желание жить, не мог согласиться с этим, потому он и выбрал смерть. Может быть, осознав все это, Рыбак понял, что честь, достоинство, убеждения и принципы – не пустые звуки. Именно они отличали его товарища от Будилы и Стася. Именно их отсутствие отличало Рыбака от Сотникова и сближало с полицаями. Кого винить в произошедшем? Только себя, ведь выбор между честью и бесчестием каждый делает сам.

Фрагмент спектакля «Капитанская дочка», 1976 г.

Честь в наше время довольно редко можно встретить. Многие люди позабыли, что это такое, а для некоторых может, и нет разницы в этих словах, но на самом деле это совершенно разные слова с различным значением.

Бесчестие – это другими словами трусость, безвольный и бесчестный человек. Такой человек будет искать выгоду для себя, не расплатится собственной жизнью за чужую жизнь. Бесчестный человек совсем не повод для гордости, напротив, это позорный гнусный человек, который к тому же, со слабым характером.
Честь – это чувство собственного достоинства. То, чем может гордиться человек. Своей отвагой, мужеством, честностью и смелостью. Имея честь, человек может отдать даже свою жизнь за другого человека. Конечно, все эти качества раскрываются, как правило, в нравственном выборе. Хотя, жизнь – это и есть череда выборов, и каждый раз, что-то выбирая или делая, мы совершаем выбор. И как раз он и выбирает, имеет ли человек честь или бесчестие.

Вспомним даже, военные времена. Сколько человек стояло перед выбором – умереть с честью, достоинством или жить с тем, что ты предал Родину. Обратимся к повести В. Быкова «Сотников». Что же мы тут видим?! А видим мы тут двух товарищей партизан, которые попали в плен к врагу. Как это ни странно, но перед ними тоже стоял выбор, свойственный тем временам.
Сотников смог выдержать все пытки, он вынес всю боль, но так ничего не рассказал врагам. После этого естественно его собираются казнить, но даже там, перед смертью, которая не минует его, он сохраняет чувство собственного достоинство, свою честь, что самое в этом рассказе главное! Его товарищ, Рыбак, не сопротивляясь, не видя свои пытки, все рассказывает. Именно так и поступает бесчестный человек, который перейдет на вражескую сторону ради сохранения своей жизни. Рыбак даже присутствовал на казне своего товарища. Ну, разве такой поступок считается мужественным?! Правильно, абсолютно нет. Очень печален тот факт, что во времена войны было много таких людей, предавших свою Отчизну, свое Отечество!

Но есть пример и с другого, наверняка знакомого произведения, который написан А.С. Пушкиным – .
Роман начинается с эпиграфа – «Береги честь смолоду», эта фраза лишь часть русскому пословицы.
Наверное, «Капитанская дочка» — один из лучших примеров чести и бесчестия.
Главный герой произведения – Петруша Гринев. Парень совсем молодой, почти юноша. Он готов будет умереть, но оставить следа на своей чести не позволит. Именно этот человек является ярким примером чести. Его же завистник Швабрин поступает по другому принципу. Он перешел на сторону Пугачева, опасаясь за свою жизнь. Тем самым он становится бесчестным человеком. Умирать, конечно, он не хотел и именно поэтому перешел. Гринев же поступает в ситуациях разумно и мужественно.
Естественно, ясно, что у этих двух героев ясна судьба сначала. Они противоположные личности и поэтому Гринев, пусть, он и не богат, но умирает среди своих детей и внуков, а Швабрин, его судьба понятна и без лишних слов.

Так как же лучше быть? Человеком с честью, но мертвым или бесчестным, но живым. Для кого-то это сложный вопрос, а для кого-то простой, но я хочу пояснить, что именно наши поступки это определяют. Только нам, людям, подвластен выбор, что делать со своей жизнью, так поступить или этак. Каждый выбирает себе дорогу сам.

_____________________________________________________

Честь и бесчестие… Наверное, многие задумывались над тем, что означают эти слова. Честь – это чувство собственного достоинства, нравственные принципы, которые человек готов отстаивать в любой ситуации, даже ценой собственной жизни. В основе бесчестия - трусость, слабость характера, не позволяющие бороться за идеалы, заставляющие совершать гнусные поступки. Оба эти понятия раскрываются, как правило, в ситуации нравственного выбора.

Многие писатели обращались к теме чести и бесчестия. Так, в повести В. Быкова «Сотников» говорится о двух партизанах, попавших в плен. Один из них, Сотников, мужественно выдерживает пытки, но ничего не рассказывает врагам. Зная, что наутро его казнят, он готовится с достоинством встретить смерть. Писатель акцентирует наше внимание на размышлениях героя: «Сотников легко и просто, как что-то элементарное и совершенно логическое в его положении, принял последнее теперь решение: взять все на себя. Завтра он скажет следователю, что ходил в разведку, имел задание, в перестрелке ранил полицая, что он - командир Красной Армии и противник фашизма, пусть расстреляют его. Остальные здесь ни при чем». Показательно, что перед смертью партизан думает не о себе, а о спасении других. И хотя его попытка не привела к успеху, он исполнил свой долг до конца. Герой мужественно встречает смерть, ни на минуту к нему не приходит мысль умолять врага о пощаде, стать предателем. Автор хочет донести до нас мысль, что честь и достоинство превыше страха смерти.

Совсем по-другому ведет себя товарищ Сотникова, Рыбак. Страх смерти взял верх над всеми его чувствами. Сидя в подвале, он только и думает, что о спасении собственной жизни. Когда полицаи предложили ему стать одним из них, он не оскорбился, не возмутился, напротив, он «чувствовал остро и радостно - будет жить! Появилась возможность жить - это главное. Все остальное – потом». Конечно, он не хочет становиться предателем: «Он вовсе не собирался выдавать им партизанских секретов, ни тем более поступать в полицию, хотя и понимал, что уклониться от нее, видно, будет не просто». Он надеется, что «вывернется и тогда уж наверняка рассчитается с этими сволочами…». Внутренний голос подсказывает Рыбаку, что он вступил на путь бесчестия. И тогда Рыбак пытается найти компромисс с совестью: «Он шел на эту игру, чтобы выиграть себе жизнь - разве этого недостаточно для самой, пусть даже отчаянной, игры? А там оно будет видно, только бы не убили, не замучили на допросах. Только бы вырваться из этой клетки, и ничего плохого он себе не позволит. Разве он враг своим?» Оказавшись перед выбором, он не готов жертвовать жизнью ради чести.

Писатель показывает последовательные этапы морального падения Рыбака. Вот он соглашается перейти на сторону врага и при этом продолжает убеждать себя, что «большой вины за ним нет». По его мнению, «он имел больше возможностей и схитрил, чтобы выжить. Но он не изменник. Во всяком случае, становиться немецким прислужником не собирался. Он все ждал, чтобы улучить удобный момент - может, сейчас, а может, чуть позже, и только они его увидят...»

И вот Рыбак принимает участие в казни Сотникова. Быков подчеркивает, что даже этому страшному поступку Рыбак пытается найти оправдание: «При чем тут он? Разве это он? Он только выдернул этот обрубок. И то по приказу полиции». И лишь шагая в строю полицаев, Рыбак наконец понимает: «Из этого строя дороги к побегу уже не было». В. Быков подчеркивает, что путь бесчестия, который выбрал Рыбак, – это путь в никуда.

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что мы, оказавшись перед непростым выбором, не будем забывать о высших ценностях: чести, долге, мужестве.