Непознанное

Понятие общение в литературе. Творческое общение с искусством, литературой, наукой

Творческое общение с литературой, искусством и наукой — это значит, прежде всего, читать такие книги, такие смотреть спектакли, картины в альбомах и на выставках, слушать такую музыку, погружаться в такие науки, чтобы все это помогало уяснить себе себя, свои душевные особенности и трудности, подсказывало, как жить.

Тут важно помнить, что ты вовсе не плох, не неуч, если тебе, например, чужды, не помогают те художественные произведения, от которых без ума другие люди. Значит, ты человек иного склада, у тебя больше созвучия с другими авторами, потому что больше у вас похожего в душе, в характере. У одного больше целебного созвучия с нравственно-психологической прозой Чехова, у другого — с поэтически-философскими вещами Лермонтова, у третьего — с благородной солнечной печалью Пушкина. Книга писателя, поэта (как и всякое произведение науки, искусства) лечит прежде всего созвучием.

С., 23 лет, недовольная своим характером, «себя прочла в стихах А. Ахматовой и стала себе понятней, ясней», ощутила свою духовную особенность, приняла теперь себя такую, какая есть, научилась уважать себя, похожую на Ахматову. Благодаря строчкам поэтессы «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда, как желтый одуванчик у забора, как лопухи и лебеда» С. глубже поняла наши разговоры в группе о том, что но стоит так уж ругать себя за невольные скверные мысли, за постыдные чувства. Мы нравственно отвечаем, в конце концов, не за то, что в нас само по себе думается и чувствуется, а за свои сказанные людям слова и совершенные поступки.

Следовательно, для того, чтобы книга (как и любое произведение науки и искусства) существенно помогла в поисках своего дела, смысла жизни, помогла разобраться в сложном душевном конфликте, вдохновила на добрые дела, необходимо духовное созвучие автора с читателем.

Отечественный книговед Н. А. Рубакин считал, что суть действия книги на читателя выражается положением французского ученого Эмиля Геннекена, которое следует назвать «законом Геннекена»: «На читателя оказывает наибольшее впечатление та книга, психические качества автора которой аналогичны психическим качествам данного читателя» (Рубакин Н. А. Избранное в 2-х томах, т. 1. — М.: Книга, 1975, с. 191).

Нередко, однако, люди целебно тянутся и к чтению писателей противоположного склада. Так, человек с душевными трудностями в виде тягостной неуверенности, застенчивости, тревожности, чувственной вялости тянется не только к чтению Чехова, но и к чтению чувственного самоуверенного Бунина с пронзительными пряными красками в описаниях любви и природы. Это его чувственно тормошит, целебно «поджигает», но в то же время подчеркивает близость чеховского.

Многим людям с расстройствами настроения помогает повеселеть, ожить веселая, чувственно-сангвиническая, мягко-эпикурейская жизнелюбивая сила, выступающая так выпукло-сочно, зримо во фламандской живописи, в картинах Кустодиева, в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», в «Кола Брюньоне» Роллана, в вещах А. Дюма-отца, Гашека, Ильфа и Петрова, Н. Думбадзе, в музыке Россини, Штрауса, Кальмана.

Итак, важно найти созвучное тебе в искусстве и постараться окружить этим себя дома, где набираешься сил, укрепляешься личностно. На стенах не должно быть случайных картин, фотографий. Пусть все (до формы табуретки на кухне), по возможности, будет по душе живущим здесь людям.

Познакомившись со многими произведениями искусства и науки, нужно выбрать созвучное себе (часто его так немного!) и приобрести некоторый опыт в целебном, личностном, общении с этими созвучными тебе ценностями культуры: установить, какое именно музыкальное произведение, стихотворение, картина, изучение какого именно насекомого или цветка и т. д. помогают освободиться от конкретного расстройства настроения или хотя бы смягчить его.

  • Категория: Сочинения по русскому языку

Прежде чем говорить о сущности и безграничное многообразие проявлений феномена человеческого общения, необходимо обозначить его наиболее важные аспекты с точки зрения значения, смысла и значимости места, занимаемого в жизни людей, для общества и личности.

Общение является фактором человеческой жизнедеятельности. С этим связано представление как о податливости индивида тем или иным влияниям людей (эффект группового давления и прочее), так и признание многообразия самих способов психологического воздействия или давления людей друг на друга (заражение, слухи, внушение, гипноз, убеждение, лидерство, мода и тому подобное. Общение является потребностью, мотивом поведения и деятельности, целью и смыслом отношений с другими людьми, оно является источником познания и понимания других людей.

Общение пронизывает собой всю психическую жизнедеятельность человека. Но деятельность и общение зависят от психического состояния человека. Полноценное общение между людьми создает состояние душевного подъема. И наоборот, ущербность общения, нереализованная потребность в общении разрушительно действует на общее психическое состояние человека. Общение формирует межличностные и деловые отношения между людьми, влияет на систему социальных отношений. Значимость общения, таким образом, очевидна и бесспорна.

Общение – это источник душевной и психологической удовлетворенности, состояний радости и счастья, радость материнства, радость дружеского, творческого, любовного общения, радость общения с природой и искусством. Общение – это источник негативных эмоций, личной драмы. Без него не было бы и драматических жанров в литературе, театре и искусстве вообще. Общение – это и нейтрально, и повседневное, и обыденное, альтернативой ему оказывается праздничное общение.

Несмотря на виды и распределение по любым категориям, общение – это самое важное, что есть в жизни каждого человека, самое важное, что есть в жизни современного общества.

Литература – это огромное хранилище духовно-нравственных ценностей.

Казалось бы, каждый из нас давно знаком с понятием «литература». Но насколько литература многосложна и многозначна, мы, порой, даже не задумываемся. А ведь литература – это явление грандиозное, она создана гением человека, является плодом его ума.

Какова роль, значение литературы в жизни человека?

Литература – это средство познания мира, она помогает нам понять, «что такое хорошо и что такое плохо», указывает на истоки общечеловеческих конфликтов.

Литература помогает нам увидеть внутреннюю красоту человека, научиться понимать и ценить её.

Литература – это мощный источник воспитания духа, личности. Посредством раскрытия художественных образов литература даёт нам понятия о добре и зле, правде и кривде, истине и лжи. Никакие рассуждения, самые красноречивые, никакие доводы, самые убедительные, не могут оказать на ум человека такого воздействия, как правдиво нарисованный образ. И в этом сила и значимость литературы.

В литературе есть очень важное понятие — «текст». Правильная работа над текстом лучших мастеров слова, литераторов имеет огромное значение. Она расширяет кругозор человека, приучает к вдумчивому чтению, к пониманию тех идей, которые посредством образов выражает автор. Грамотная работа над текстом обогащает лексику человека, развивает умение владеть литературным языком и различными художественными приёмами.

Литература – это могучее оружие, которое может исцелять.

Литература указывает нам пути самосовершенствования.

О русской литературе замолвите слово. Среди достоинств русской литературы есть одно, быть может, самое ценное. Это её постоянное стремление сеять «разумное, доброе, вечное», её настойчивый порыв к свету и правде. Русская литература никогда не замыкалась в области чисто художественных интересов. Её творцы всегда были не только художниками, описывающими явления и события, но и учителями жизни, защитниками «униженных и оскорбленных», борцами против жестокости и несправедливости, приверженцами истины и веры.

Русская литература чрезвычайно богата как положительными, так и отрицательными образами. Наблюдая за ними, читатель имеет возможность пережить всю гамму чувств – от негодования и отвращения ко всему низкому, грубому, лживому, до глубокого восхищения, преклонения перед истинно благородным, мужественным, честным.

Литература стирает границы времени. Она знакомит нас с духом той или иной эпохи, с жизнью той или иной общественной среды – от царя Николая до учителя гимназии Беликова, от помещицы Затрапезной до бедной крестьянки – матери солдатской.

Раскрытие художественных образов является главной частью литературного чтения, его основой. Всякий художественный образ, как известно, является в одно и то же время и отражением действительности и выражениям идеологии писателя. Мало просто ознакомиться с литературным произведением. Надо попытаться проникнуть в тайны замысла, знать предысторию создания сочинения.

Литература развивает разум и чувства. Она – наш учитель, наставник, проводник. Проводник в мир реального и нереального. Способность выражать мысли в слове есть отличительная черта человека. Слова есть зеркало, в котором ясно отражается степень духовного развития. Всё то, что входит в нашу душу извне, отпечатывается в наших чувствах, мыслях, и в самом способе их выражения.

В творениях одного писателя мы встречаем смеющиеся картины, живописные изображения: это потому, что дух его воспитывался на лоне природы, там, где она щедрой рукой рассыпает дары свои.

Другой воспевает на лире своей битвы и сражения, ужасы, печальные явления страждущей жизни: это оттого, что душа творца знала много стонов.

В произведениях третьего природа человеческая является в самом жалком противоречии с идеей прекрасного: потому, что, с одной стороны, — зло, вечно враждующее с благом, с другой – неверие в высокое назначение человека, ожесточили владеющего пером.

Литература многогранна, её создатели очень разные. Литература взрослела вместе с Пушкиным и Лермонтовым, Гоголем и Чеховым, Блоком и Ахматовой. Она развивается и сейчас. Её идеи продолжают жить и бороться на нашей планете, они помогают избавить мир от скверны, жестокости, ничтожности.

При использовании этого метода подростку рекомен-

1. Принести стихи любимого поэта, репродукции (кар-

тины) любимого художника или почтовую марку.

Рассказать о личностных чертах какого-либо автора, подчеркнуть особенности его произведений и читателей, для которых он написал.

Идея метода – найти своих поэтов, писателей и пр. Най- ти себя как читателя, зрителя. Выйти на свои личностные особенности через свое отношение к произведениям искус-

ства (например, Ф. Петрарка писал письма к авторам, кото- рые жили задолго до него. В них он находил возможным вы- разить те чувства, которые не смог выразить людям, реаль- но окружавшим его).

3. Музыка, театр (что «видится», «слышится»,

«представляется» под музыку) может быть темой для об-

суждения, рефлексивного тренинга, темой для сочинений.

4. Наука также может быть предметом для обсужде- ния. Читая научные работы (классику) в подлиннике, можно научиться слышать ученого, определять его стиль, язык и пр. Можно прочитать автобиографии, письма. Задача – попы- таться найти возможность «войти в переживания» авторов.

Что дает этот метод творческого самовыражения?

1. Новые возможности для самораскрытия подростка.

2. Осуществление коррекционной работы с подрост-

3. Еще один шанс подростку почувствовать себя и стать

самим собой.

С помощью этого метода следует убедить подростка в том, что он способен создать что-то интересное, и обяза- тельно свое произведение. Нужно постараться укрепить, развить у него веру в себя.

Использование данного метода открывает новые возможности для обучения как в плане самораскрытия под- ростка, так и для осуществления коррекционной работы с ним (способ выражения внутренних конфликтов в визу- альных и вербальных формах).

Метод творческого самовыражения практически явля- ется для подростка тренингом креативности и самопозна- ния, позволяя ему удовлетворять присущую каждому расту- щему человеку потребность в творчестве и открывая ему путь к себе.

Кроме того, данный метод решает еще одну существен- ную задачу, подчеркивая диалектичность пары: «общее» (со всеми) – «особенное (мое)», а также и то, что эта пара свя- зана неразрывно – одинаково плохо, когда «все как один»,

«все на всех похожи» и когда «каждый сам по себе», «никто ни на кого не похож».

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

Творческое общение с искусством, литературой, наукой

релевантные научные источники:

  • «Дегуманизация искусства» и другие работы. Эссе о литературе и искусстве

    Ортега-и-Гассет X. | Сборник. Пер. с исп.- М.: Радуга,1991.- (Антология литературно-эстетической мысли).- 639 с. | Научная книга | 1991 | docx | 0.67 Мб

    Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) принадлежит к числу наиболее известных западных мыслителей XX века. Его идеи в области философии, истории, социологии, эстетики оказали влияние на

  • Искусство и политика: В 2-х т. Т.1

    Грамши А. | Пер. с итал.- М.: Искусство,1991.- 432 с. | Научная книга | 1991 | docx | 0.59 Мб

    Основатель и руководитель Коммунистической партии Италии А. Грамши - один из самых значительных мыслителей ХХ в. Его идеи сформировались как в полемике с итальянским философом Б. Кроче, так и в живом

  • Основные стилевые тенденции в отечественном фортепианном искусстве второй половины XX века

    Драч Наталья Григорьевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Москва - 2006 | Диссертация | 2006 | Россия | docx/pdf | 10.79 Мб

    17.00.02. - Музыкальное искусство. «Стилевой плюрализм» (М. Тараканов) - одно из основополагающих качеств художественной культуры второй половины XX века. В работах философов и искусствоведов

  • Прагмалингвистнческие аспекты письменного делового общения на материале англоязычных текстов контрактов и деловой корреспонденции)

    Драбкина Инна Владимировна | Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Самара - 2001 | Диссертация | 2001 | Россия | docx/pdf | 4.84 Мб

    Специальность 10.02.04 - германские языки. Современный этап развития общества в России связан с коренными преобразованиями экономики и развитием торгово-рыночных отношений как в пределах страны, так

  • Ответы к экзамену по русскому языку, культуре речи и ораторскому искусству

    | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.16 Мб

    1. Русский язык как форма существования национального мышления и культуры. Место русского языка в системе языков мира. Основные тенденции развития современного русского языка. 2. Национальный язык.

  • Актуализация творческого потенциала будущего инженера в процессе эвристического обучения

    Мартыновская Светлана Николаевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук | Диссертация | 2006 | docx/pdf | 4.23 Мб

    13.00.08 - теория и методика профессионального образования. Красноярск-2006 ВВЕДЕНИЕ 3 Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ АКТУАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА В ПРОЦЕССЕ

  • Акмеологическая продуктивность инновационной позиции преподавателя в развитии творческой готовности студентов к профессиональной деятельности

    Паутова Людмила Евгеньевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук | Диссертация | 2004 | docx/pdf | 10.45 Мб

Это не просто чтение рассказов, созерцание картин, а осознанное творческое, целебное изучение произведений литературы, искусства, науки для поиска, уточнения своего жизненного пути.

Общие терапевтические "механизмы"методики

1. Целебно-творческий момент состоит здесь в том, что пациент чувствует, осознает в общении с взволновавшими его рассказами, картинами, научными произведениями свою неповторимость, обретает себя, если не в создании творческих произведений, то в созвучии с близкими ему творцами. Любимые им картины, книги, музыкальные и научные произведения подчеркивают его личностный портрет. Дефензивный пациент, который много раз смотрит пьесы А. П. Чехова, в сущности ходит на спектакли своего духа и в результате все яснее становится самому себе. М. Монтень усваивал из книг лишь созвучное себе, дабы лучше понять и выразить в "Опытах". Он был ""занят изучением только одной науки, науки самопознания, которая должна (...) научить хорошо жить и хорошо умереть". Э. Геннекен (1892) обосновал возможность "делать заключение на основании свойств душевной организации автора о свойствах его почитателей" . Н. А. Рубакин в работе "Среди книг", полагая, что это положение Э. Геннекена имеет "первостепенное значение для всего книжного дела", предложил считать его "законом Геннекена". "Этим своим законом, — отмечает Н. А. Рубакин, — Геннекен сумел выразить самую суть, самую основу влияния книги на читателя" [для "сильного влияния (...) необходимо психическое сродство автора и читателя"] .
2. Несозвучие с чужеродным творчеством также проясняет с в о е. Не обязательно знать подробно то, что чуждо; довольно это лишь отведать. Л. Толстой отметил: "Учитесь и у учителей, и в книгах только тому, что вам нужно и хочется знать".
3. Конкретное познание себя через опыт культуры человечества дает возможность целебно понять-прочувствовать дефензивному пациенту, что "не дурак, не невежда", если не знаешь чего-то или не можешь искренне восхититься тем, чем восхищаются другие, укоризненно на тебя посматривая. Для каждого свое. Будем понимающе-снисходительны к подобным укоризнам.
4. Когда пациент приносит в группу любимые стихи, рассказы, пластинки с музыкальными произведениями, художественные фотографии, доступные всем в группе научные статьи, книги, происходит творческое общение с членами группы через свое в человеческой культуре. Это плодотворные целебные коммуникации с людьми и одно временно жизнь в мире близкого, понятного тебе в искусстве, науке. Так творческие люди (например, писатель, ученый) окружают себя в рабочем кабинете созвучными им произведениями искусства, экспонатами, чтобы глубже чувствовать себя самими собой.