Все вопросы

Портреты Хальса: Мир искусства. Школьная энциклопедия Семья и дети

Франс Халс (Frans Hals) – фламандский живописец XVII века, известный такими полотнами, как «Мужской портрет» и «Портрет молодого человека с перчаткой в руке», экспонирующимися в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, «Евангелист Марк», представленным в Государственном музее им. А.С. Пушкина в Москве, «Святой Лука», хранящемся в Одесском музее западного и восточного искусства. Самая крупная коллекция творений великого портретиста находится в Музее Франца Хальса (Het Museum Franz Hals) города Харлем (Haarlem) в Голландии (Holland).

Франс появился на свет в 1582-1583 годах в городе Антверпен (Antwerpen). Родители – Адриантье и Франсуа Франс Халс ван Мехелен (Adriance, Francois Frans Hals van Mechelen), занимавшийся ткачеством.

Семейство переехало в Харлем в 1585 году, и вся дальнейшая судьба Хальса будет связана с этим городом.

С 1600 по 1603 год Франс Хальс брал уроки у художника-маньериста Карела Ван Мандера (Karel Van Mander). С 1610 года Хальс вступает в Гильдию Святого Луки (Het Gilde Van St. Lucas). Эта Гильдия объединяла реставраторов, каменщиков, стеклянных дел мастеров, живописцев и выполняла функции художественной школы. Вступившие в Гильдию регулярно выплачивали членские взносы.

Сначала Франс занимается реставрационными работами, но постепенно начинает пробовать рисовать портреты. В городе Харлем проживало много богатых и знатных семей, и уже в 1611 году Франс Хальс завершает работу над первым своим произведением.

Начало пути

В 1615 году о Хальсе заговорили как о подающем надежды живописце. Его прославил групповой портрет «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» (1616 год). Эту работу считают началом «Золотого века» фламандского изобразительного искусства. Критики отмечают четкость и рельефность фигур в первых работах художника, теплые оттенки, передающие радость существования изображенных персонажей.

В 20-е годы XVII века Хальс пробует себя в разных жанрах бытовые сцены и картины по мотивам библейских сюжетов. Например, изображения апостолов Луки и Матфея (1623-1625 годы, картины находятся в Одессе, в Музее западного и восточного искусства).

Его любимые герои в 20-е и 30-е годы XVII века – бедняки, рядовые горожане, люди из народа:

  • «Шут с лютней»;
  • «Веселый собутыльник»;
  • «Цыганка»;
  • «Мулат»;
  • «Мальчик-рыбак»;
  • «Малле Баббе»;
  • «Улыбающийся кавалер» и др.

Даже святые евангелисты изображены как представители простонародья, близкие и понятные каждому зрителю. Хальс подчеркивает непосредственность и обаяние своих героев, их умение радоваться простым мгновениям жизни. На каждом полотне – яркая индивидуальность, сложный характер, интересная художнику и представляющая целый необъятный мир душа простолюдина.

Демократизм становится ведущей идеей творчества фламандского живописца.

Излюбленный жанр группового портрета в этот период пересматривается мастером: Хальс оказался от официальных поз персонажей, старается изобразить их в реальной обстановке, подчеркивает их обычность, «человечность».

Так художественное полотно начинает вести диалог со зрителем, вызывать его живой интерес. На основе таких принципов выполнены известные работы Хальса:

  • «Банкет офицеров стрелковой роты св. Адриана» (1623-27 годы);
  • «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1627 год);
  • «Групповой портрет стрелковой роты св. Адриана» (1633 год);
  • «Офицеры стрелковой роты св. Георгия» (1639 год).

Полотна Хальса представляют все слои общества, реальные жизненные картины и реальные характеры. Представители знати, военные, торговцы, бродяги в момент их обыденного существования – все социальные типы одинаково интересны художнику.

Хальса отличает легкость и непринужденность письма, темпераментная манера отражения действительности, динамичность образов, оптимизм.
Среди работ этого периода выделяется парадный «Портрет Виллема Хейтхейссена», где персонаж изображен в полный рост в официальном костюме.
Хальс творит в Харлеме, выезжать из города не любит. Существует произведение, которое надо было писать Амстердаме, начатое художником, но так и не законченное, из-за чего его пришлось дописывать другому мастеру.

Слава

Пиком популярности Хальса считаются 40-е годы XVII века. Именно в этот временной промежуток, в 1644 году, Хальс был избран главой Гильдии Святого Луки.

В 1649 году он рисует портрет философа и ученого Рене Декарта (Rene Descartes).

В 40-е годы было создано большее количество парных портретов, изображений супругов: супруг на левом полотне, супруга – на правом. В таких работах используется традиционная символика: цветы и растения рядом с героями ассоциируются с верностью и преданностью.

На одном полотне муж и жена оказываются только в «Семейном портрете Исаака Массы и его жены» (1622 год).

Главная особенность картин этого периода – глубокий психологический анализ, стремление показать душевный мир каждого человека:

  • «Регенты госпиталя св. Елизаветы» (1641 год);
  • «Портрет молодого человека» (1642-50 годы);
  • «Яспер Схаде ван Веструм» (1645 год).

Картины этого периода узнаваемы благодаря серебристым и серым оттенкам, ассоциирующимся с погружением в глубины психологии персонажей.

Поздний период

О завершающем этапе живописной карьеры Хальса говорят, что в них использовано множество оттенков черного и белого. В работах присутствует всего несколько цветов, они на первый взгляд кажутся неяркими и сдержанными, однако художник работает над светотенью, полутонами, контрастными красками:

  • «Мужчина в чёрной одежде» (1650-52 годы);
  • «Виллем Крус» (1660 год) и др.

Этот период отличают философские раздумья мастера над жизнью и ее смыслом. Многие произведения пессимистичны и передают трагизм человеческого существования:

  • «Регенты приюта для престарелых» (1664 год);
  • «Регентши приюта для престарелых» (1664 год.).

На закате творческого пути Хальс почти не пишет, круг заказчиков сокращается, и старость его протекает в крайней нищете и наступающей безвестности.

Характер

Хальс был натурой всесторонне одаренной и увлекающейся. В 1616-1625 годы он входил в состав Кафедры риторики, своеобразного общественного объединения любителей литературы. В этом клубе Хальс приобрел друзей и единомышленников, а также заказчиков.

Свидетельства современников характеризуют Франса Хальса как человека энергичного, жизнелюбивого, любителя веселья и шуток. Как и его герои, он любил развеселые пирушки, шумные празднования. Это не соответствовало жестким требованиям направления протестантизма, которое тогда было ведущим в Голландии, – кальвинизма.

В списке отрицательных черт характера художника – прямолинейность, упрямство, вспыльчивость, неорганизованность. Такие качества очень вредили Хальсу в жизни, не давали ему пробиться к почестям и славе.

Семья и дети

Первый раз Хальс женился в 1611 году на девушке по имени Анетье Хармансдр (Anetie Charmander), в этом же году у супругов родился ребенок. В 1615 году жена Хальса умерла в родах, а через несколько дней умер и второй ребенок.

Благодаря помощи опекуна своей первой жены Хальс вступает в отряд милиционеров – отряд стрелков Святого Георгия, в котором состоит мушкетером с 1612 по 1624 год.

В 1617 году он женился вторично на Лисбет Рейнерс (Lisbeth Reyners). Несмотря на вспыльчивую натуру жены, они прожили вместе более 50-ти лет.
У Франса Хальса было 11 детей. 5 сыновей стали, как отец, художниками, основным жанром которых был портрет.

Последние годы жизни художника были полуголодными. Хальс получал маленькую пенсию от муниципалитета, но был должником городских торговцев мясом и хлебом. Перед смертью он попадает в приют для нищих.

Художник скончался в этом приюте 26 августа 1666 года. На его похоронах было всего несколько человек. В доме, где закончил свой путь Франс Хальс, теперь находится художественная галерея его имени.

Дочитали до конца! Поставьте пожалуйста оценку

В XVII веке Голландия стала образцовой капиталистической страной. Она вела обширную колониальную торговлю, у нее был мощный флот, кораблестроение было одной из ведущих отраслей промышленности. Трудолюбивые земледельцы, голландцы на сравнительно небольших пространствах земли сумели создать такое молочное хозяйство, что прославились на общеевропейском рынке.

Одновременно Голландия в этот период - и важнейший центр европейской культуры. Борьба за национальную независимость, победа бюргерства определили и характер голландской культуры 17 века. Протестантизм полностью вытеснил влияние католической церкви, поэтому духовенство в Голландии не имело такого влияния, как во Фландрии, Испании или Италии. Лейденский университет был центром свободомыслия. Духовная атмосфера способствовала развитию философии, естественных наук, математики.

Необычайный расцвет в 17 веке пережила живопись. Главное достижение голландского искусства в этот период - в станковой живописи. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Трудолюбие, усердие, любовь к порядку и чистоте нашли отражение в картинах, изображающих голландский быт. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование "малых голландцев", то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть, и за то и другое. Несмотря на такое название голландских художников, это были, в основном, крупные мастера. В Голландии работало множество живописцев. Между ними было как бы разделение труда: многие художники работали только в одной узкой области. Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы. Главными заказчиками стали не церковь, а деловитые голландские буржуа, которые хотели видеть в живописи себя и свою жизнь.

Хотя в голландской живописи 17 века еще заметны черты барокко, она все же оставалась сдержанной и насквозь реалистической, правдивой.

Историю голландской живописи 17 века прекрасно демонстрирует эволюция творчества одного из крупнейших портретистов Голландии Франса Халса.

Халс много работает в жанре группового портрета. Это в основном изображение стрелковых гильдий - корпораций офицеров для обороны и охраны городов. В этих портретах нас пленяет не портретное сходство, а выраженные в них идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества. С полотен 10 - 30-х годов смотрят жизнерадостные, энергичные. предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне ("Стрелковая гильдия св.Адриана" и др.) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье.

Большие размеры композиции, звучные, насыщенные краски (желтый, красный, синий и пр.) создают монументальный характер изображения. Художник выступает историографом целой эпохи.

Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровыми, т.к. обычно образы здесь выступают среди привычных предметов, в привычной ситуации: портреты государственных лиц, решающих государственные дела; портреты матрон с розовой или желтой кожей, в белых чепцах, в черных шерстяных или шелковых платьях, обсуждающих бюджет или богадельни. Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу - муж, жена, ребенок. Писал пьянчужку во хмелю, старую торговку рыбой, ухмыляющуюся как ведьма, красивую шлюху цыганку, младенцев в пеленках, разудалого кутилу дворянина, с усами, в ботфортах и при шпорах. Он писал себя и свою жену, молодых влюбленных, на дерновой скамье в саду, после первой брачной ночи. Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку.

В портретах Халса позднего периода исчезает беззаботная удаль, энергия, напор в характерах изображенных лиц. Колорит его картин становится строгим, почти монохромным. Это обычно темная, черная одежда, с белым воротником и манжетами, и темно-оливковый цвет фона.

За два года до смерти Халс возвращается к групповому портрету. Он пишет два портрета - регентов и регентш приюта для престарелых, в одном из которых сам нашел приют в конце жизни. В портрете регентов нет духа товарищества, который был в прежних портретах. Модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах. В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов. Так на девятом десятке лет больной, одинокий и нищий художник создает свои самые драматические и самые изысканные по мастерству произведения.

Ок. 1580-1666

Мужской портрет

Ок. 1650 г. Холст, масло. 84,5x67 см.

Справа: монограмма F. Н.

Голландский художник Франс Хальс вошел в историю мирового искусства как выдающийся мастер реалистического портрета.

Одно из лучших произведений Хальса - эрмитажный "Мужской портрет" - относится к позднему периоду творчества живописца. Изображен мужчина средних лет, закутанный в широкий черный плащ. Он сидит, лихо подбоченясь, и смотрит свысока, и даже несколько презрительно. На губах его играет скептическая улыбка, глаза слегка прищурены. Зритель отчетливо сознает, что перед ним человек, мировосприятие которого окрашено скепсисом и пессимизмом.

В поздних портретах Хальса, мастера смеха и улыбки, исчезают веселый задор и жизнерадостность. Очевидно, изменения, происшедшие в творчестве художника, отражают реальные перемены в социальной жизни современного ему общества.

Живописная манера Хальса в начале 1650-х годов (время создания эрмитажного произведения) обретает невиданную силу и широту. Мазок становится смелым и энергичным, а характеристика образа - предельно острой и выразительной. "Мужской портрет" - блестящее подтверждение этих качеств. Приходится лишь сожалеть, что в своем настоящем виде он не раскрывает до конца замысел Хальса. По-видимому, в угоду вкусам XVIII века, чужой рукой была записана надетая набекрень шляпа с помпоном, которая придавала образу портретируемого почти гротескный характер. Контуры шляпы легко прослеживаются под записью. Кроме того, в Англии, в Британском музее, хранится копия с портрета, сделанная до его искажения, а возможно, именно в связи с этим. На ней мужчина изображен в сдвинутом набок головном уборе.

Франс Хальс (ок.1580-1666) . Совсем юным Франс оказался в харлемской школе Карела ван Мандера, где сформировался как художник в атмосфере маньеризма. В 1610 году он был принят в гильдию Святого Луки как мастер жанровых картин и портретов мальчишек.

Мы мало знаем о его жизни. Видимо, этот человек при своем огромном таланте весьма охотно предавался радостям простой жизни. Хальс родился в Антверпене, затем переехал в Гарлем, где и прожил всю жизнь. Это был веселый, общительный человек, добрый и беспечный.В 1610 году Хальс становится членом Харлемской гильдии художников, в 1618 году – членом камеры риторов, актеров-любителей.

Копия автопортрета.

Известный художник Франс Халс – подлинный основоположник нидерландской художественной школы. Многие его картины находятся в экспозиции амстердамского Рейксмузеума. Самая известная из них «Портрет супружеской пары», который был создан в 1621-1622 годах.

Удалось увидеть оригинал этой картины.Полотно обладает особенной притягательной аурой.Возле картины всегда много зрителей.Так приятно смотреть на эту счастливую пару.


Хальс.Портрет супружеской пары.

Ранее искусствоведы в моделях пытались найти черты самого мастера и его жены, но в наши дни многие предполагают, что Халс на портрете изобразил Исаака Масса, купца и картографа, который некоторое время жил в России и его супругу. Размер полотна, фигуры в полный рост, фонтан и вилла, навеянных фантазией, все это является желанием Халса написать произведение по последнему слову моды.

Однако у бюргеров Гарлема, которые заказывали портреты, не было и тени аристократизма, необходимого для такого случая. Халс изображает семейную чету с завидной прямотой и непосредственностью.

«Впервые в истории портретной живописи Хальс заставляет свои модели не позировать, а жить и действовать на полотне, как бы фиксирует человека, выхваченного из потока жизни, – пишет Т. Седова.

Художник не стремится придать изящество позе мужчины, но подчеркивает его характер, ум и некоторую долю сарказма. Свободно он пишет свежее лицо, её лукавство и простодушие. Согласно традициям, Халс придает значение символов всем предметам. Например, он изображает жимолость с женщиной и небольшую веточку чертополоха возле мужчины – которые в то время были символами верности.

Франс Хальс был основоположник голландского реалистического портрета , чье художественное наследие своей остротой и мощью охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландской культуры.

Хальс Весёлый собутыльник.

Портрет – основа полотна «Веселый собутыльник». Неизвестно был ли он заказан или Халс решил сделать портрет многословного пьянчуги. Светлое вино, мягкие складочки белоснежного кружевного воротничка, темная шляпа. Великолепный колорит напоминает раму. «Собутыльник» – народный тип, который Халс довольно часто изображал в то время.

Портрет Мужчины с перчаткой.1650 Эрмитаж.

Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 века. Его интересовал не человек, изображенный согласно своему общественному положению в величественно-торжественной позе и парадном костюме, но человек во всей своей естественной сущности, характерности, со своими чувствами, интеллектом, эмоциями.

В портретах Хальса представлены все слои общества: бюргеры, стрелки, ремесленники, представители низов общества, на стороне последних его особенные симпатии, а в их изображениях он проявил глубину мощного полнокровного дарования

Образцом строгого портрета является «Маритге Фоогт», 1639 год. Это портрет старушки, восседающей в кресле. Ее платье и чепец отчетливо видны на сером фоне. Мазок художника уверен и точен. Старушка добрыми глазами глядит на нас с тонкой полуулыбкой. Халс пишет портрет, словно скупясь на композиционные средства, яркий колорит и подвижность кисти.


К раннему творчеству Халса относятся замечательные портреты Якоба Олейкана и его супруги Алетты Ханеманс. Подобные портреты хозяева вешали в передней комнате около камина. В картинах должна была быть симметрия: супружеская чета стоит лицом друг к другу, и спокойная поза супруги как в зеркале отражает позу мужа.

Мастер кладет краски свободно, иногда оставляя чуть-чуть протертый охрой грунт. В живописи Франса Халса большое место занимает «почерк», быстрые мазки, составляющие особый чуть заметный узор на всем пространстве картины, скрепляя единство.

В 1616 году Хальс создает картину Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия, где полностью порывает с принятыми тогда схемами подобных произведений. Он объединяет офицеров в группы, придает им различные позы, переосмысливая жанр группового портрета.

Хальс.Банкет членов общества городской стражи им. Святого Георгия

Произведение имело такой успех, что художник был буквально завален заказами. Но его больше влекла жизнь харлемских кабачков, где он и находил большинство своих натурщиков. Люди на портретах Хальса подкупают жизненной силой, здоровьем, веселостью и даже некоторой самоуверенностью, смягченной, правда, долей добродушия. У Хальса были неурядицы с женой, его часто вызывали в суд. Но сограждане прощали ему бесшабашность, они гордились своим художником.

Рассказывает А.В. Лазарев:

«Портрет так понравился, что вскоре посыпались новые заказы. Хальсу, однако, все это вскоре перестало нравиться. Ему очень досаждали заказчики. Каждый, улучив минутку, требовал "по дружбе" написать его на первом плане и поблагородней. Тогда художник нашел гениальное решение: на первом плане окажется тот, кто больше заплатит! В результате на первом плане у него всегда оказывались богатые полковники, потом – капитаны, потом уже – сержанты.

Но субординация иногда нарушалась. У молодых поручиков оказывались богатые родители, и на портретах Хальса эти молодые люди гордо сидели рядом с полковниками».

Франс Хальс портрет молодого человека в черепом

Молодой человек с черепом - типичная для молодого Хальса работа. Он любил непринужденные, свободные и даже порывистые жесты своих моделей. И молодой человек, одной рукой держа череп, вторую в порывистом жесте устремляет прямо на зрителя.

И плутоватый взгляд юноши, и яркое, несуразно свешивающееся с шляпы перо, и вся радостная гамма полотна скорее говорят о доброй шутке, чем о тягостных раздумьях. Свободный мазок, легко положенный на холст, усиливает это ощущение радости бытия.

The Laughing Cavalier, 1624

Хальс любил, когда мог писать свои картины, не стесняя движения кисти никакими условностями. У него был свой живописный почерк, по которому легко узнать любую его работу. По словам одного из критиков Хальс бросал мазки на холст так, словно стегал его. Некоторые работы Хальса могли казаться кому-то незаконченными, но в небрежно брошенных на холст мазках сразу узнаешь и лица, и фигуры, и позументы галуна, и ломкое кружево.

Хальс. Дама свеером.

Хранящаяся в Лондонской Национальной галерее Дама с веером - типичный заказной портрет: тут нет никаких гадалок и выпивох, которых художник так любил изображать.

С холста на нас с легкой улыбкой смотрит молодая очаровательная женщина. Она в строгом черном платье, которое украшают лишь белоснежные кружевной воротник и манжеты.

Особенно покоряет мягкое милое лицо, которое как бы выплывает из нейтрального фона, глаза, излучающие теплый и ласковый свет, чуть курносый, тонко очерченный носик, как бы подчеркивающий ее очаровательную улыбку. Все в этой женщине просто, и все прекрасно.

Халс Франс, Групповой портрет попечительниц гарлемского женского дома для престарелых, 1664, Музей Франса Халса, Харлем

Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых, исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса.

Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. Композиция стала спокойной и строгой. Разреженность пространства, расположение фигур, ровный рассеянный свет, одинаково освещающий всех изображенных, способствуют сосредоточению внимания на характеристике каждой из них. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов.


Регенты госпиталя святой Елизаветы

Период с 1630 по 1640 год – время наибольшей популярности Хальса. Он завален заказами. Его талант достигает неслыханной продуктивности – за десять лет живописцем написаны 66 одиночных и 3 больших групповых портрета

Поздние портреты Хальса стоят рядом с самыми замечательными творениями мировой портретной живописи: своим психологизмом они близки портретам величайшего из голландских живописцев — Рембрандта, который, так же как и Хальс, пережил свою прижизненную славу, вступив в конфликт с буржуазной верхушкой голландского общества.

Хаьс.Портрет Виллема Хейтхейссена . 1625— 30

Пафос портрета заключён в своеобразном самоутверждении модели, что вызывает у художника двойственное к ней отношение. Тема активного самоутверждения личности была вообще одной из ведущих в творчестве Халса.

Она имеет глубоко исторические корни, возникнув в результате становления развитого национального и социального самосознания не только голландского бюргерства, но и всего голландского народа, одержавшего победу над сильнейшим противником в лице Испании, долго владевшей Нидерландами и причинившей неисчислимые бедствия и страдания стране.

Чувство законной гордости новых хозяев страны, сломивших власть дворян и ныне получивших её не по праву наследования, а благодаря личным способностям и достоинствам, Халс подметил одним из первых и неоднократно воплощал во многих портретных образах в двадцатые и тридцатые годы.

Портрет Малле Баббе (начало 1630-х годов, Берлин — Далем, Картинная галерея),

Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Асимметричность композиции, динамика, сочность угловатого мазка усиливают тревожность сцены.

Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа Бенуа Александр Николаевич

Халс, Франс

Халс, Франс

Всего лет на десять моложе, нежели Морельсе, и лет на десять старше, нежели Элиас, был один из величайших художников Голландии - Франс Халс. Однако его искусство, известное нам с 1616 года, обозначает сразу шаг к абсолютной зрелости. Это тем более удивительно, что все сверстники Халса, и даже младший его брат, несравненно архаичнее и скорее примыкают к художникам XVI века вроде Винкбоонса или Ганса Боля. Мало того, сравнение с Халсом по непосредственности, по абсолютному мастерству может выдержать лишь один Веласкес (который был все же на 20 лет моложе его). Как тот, так и другой представляются скорее людьми XIX века, так мало в них условностей эпохи, такая в них чувствуется полнота свободы. Откровенность Веласкеса кажется непонятной при чопорном этикетном дворе Филиппа IV; и так же - “гениальная бесцеремонность” Халса необъяснима в среде чинных голландских бюргеров.

Откуда взялся этот стиль и это мастерство Халса - остается тайной. Он родился в Антверпене, в семье голландских переселенцев, но еще юношей вернулся в Гарлем.

Франс Халс . Портрет молодого человека с перчаткой в руке. 1649/51. Холст, масло. 80х66,5. Инв. 982. Из собр. И. Э. Горцовского, Берлин, 1764

Рубенс едва ли успел оказать на него влияние. Быть может, он обязан чем-либо учителю Рубенса, ван Ноорту, но о последнем мы не можем судить по отсутствию достоверных произведений. Скорее и в Халсе можно найти следы натурализма Караваджо, с которым он мог познакомиться по картинам его нидерландских последователей. Это особенно заметно в его “дуленстюках” , т. е. картинах, изображающих клубы стрелков, и в его фигурках музицирующих мальчишек.

Халс остается не только загадкой, но и одинокой загадкой. У него была масса учеников, но никто, даже родные сыновья, не пошли по его следам. Вероятно, этот беспокойный и страстный человек, о котором сохранился ряд крайне невыгодных для его личности свидетельств (он был пьяницей; первая его жена умерла вскоре после побоев; на Лизбетте Ренирс - простой крестьянке - он женился в год смерти первой жены; жестокость Халса характеризуется слухами об его эксплуатации Броувера), был великолепным вдохновителем, но едва ли он обладал тем самоуглублением, той натурой исследователя, которые создают лучших, но и несколько порабощающих педагогов. Они прямая противоположность Винчи, Тициану, Рембрандту. У Халса не было запасов каких-либо рецептов и трюков, кроме, быть может чисто технических, о составе и приготовлении красок (картины его чудесно сохранились, что, впрочем, в этот период голландской живописи не исключение). Учение его состояло в том, что он ставил живую натуру (а это уже с XVI века было краеугольным камнем нидерландской школы) и затем предоставлял ученикам копировать ее, причем он давал лишь некоторые практические советы и указывал на ошибки. Все его собственное творчество (исключительно портреты или портретные этюды) было гениальным быстрым копированием реального мира без тени идеализации или заранее придуманного синтеза. Каждое из изображенных им лиц имеет вид, что оно написано в один присест, и это впечатление, вероятно, близко к истине.

Как теперь, так и тогда, этот кажущийся легкий способ работы должен был прельщать молодежь. Однако или благоразумные голландцы воздерживались от искушения перенять манеру, которая едва ли была во вкусе нации , или же сам Халс удерживал их от подражания. Наконец, скорее всего, подражателей у него не имелось потому, что тогда была яснее неподражаемость живописи Халса при всей ее соблазнительной и кажущейся легкости. Ныне масса дилетантов и недоучек “пишут сплеча”, с “шиком? la Hals” свои ничтожные картины, и это производство приносит иным славу и деньги. Но в тесной близости с мастером “чудесная” сторона его техники была более очевидной, и кто в себе не чувствовал той же магической силы, тот и не пытался угнаться за ней.

Эрмитаж обладает четырьмя портретами мастера. Ни один из них не датирован (они снабжены, впрочем, монограммами), но портрет веселого офицера , принадлежит, судя по костюму, к 1630-м годам, а три других к 1650-м годам и даже 1660-м, когда Халсу было за 70 лет.

Франс Халс. Портрет члена Гарлемской гражданской гвардии (Портрет офицера). Около 1636/1638. Холст, масло. 85,7х68,6. Продан из Эрмитажа в 1931 году Эндрю Меллону. Национальная галерея, Вашингтон

Годы, впрочем, отнюдь не сказались ни в манере, по-прежнему энергичной, письма, ни в поражающих живостью характеристиках. Единственно, чем поздние картины отличаются от более ранних - это некоторой мрачностью и монохромностью колорита (что мы уже видели у Тициана и увидим у Рембрандта). Так, на портрете , изображающем, быть может, сына Халса - Франса-младшего, нет других тонов, кроме черного, белого и телесного;

Франс Халс. Портрет молодого мужчины. 1646/1648. Холст, масло. 68,3х55,6. Продан из Эрмитажа в 1931 году Эндрю Меллону. Национальная галерея, Вашингтон

и, однако, этот портрет по своей красочной прелести не только не уступает более пестрому “портрету офицера”, но даже превосходит его - великая тайна подлинно гениальных живописцев.

Из книги 100 великих картин автора Ионина Надежда

ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ СТРЕЛКОВ РОТЫ СВЯТОГО АДРИАНА Франс Хальс Старший В XVI веке искусство Голландии (в отличие от Испании, Италии и Франции) развивалось не в придворных центрах и великосветских салонах, а в маленьких провинциальных городках. Заказчиками художников

Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич

Из книги Тайны гениев-2, или Волновые пути к музыке автора Казиник Михаил Семенович

МОДУЛЯЦИЯ СЕМНАДЦАТАЯ.

Из книги Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа автора Бенуа Александр Николаевич

Вриндт, Франс де К сожалению, один из лучших художников того времени, автор великолепного “Падения ангелов” в Антверпенском музее и одного из лучших портретов XVI века (в Брауншвейге) Франс де Вриндт (“Флорис”, 1517? - 1570) представлен у нас только некрасивым “Св.

Из книги 1000 мудрых мыслей на каждый день автора Колесник Андрей Александрович

Снейдерс, Франс Еще более односторонен другой великий современник (и зачастую сотрудник) Иорданса и Рубенса - Снейдерс (1579 - 1657). Йорданс был односторонним в отношении своем к делу, но творчество его обнимало очень широкие и многообразные сферы: религию, историю,

Из книги Законы успеха автора Кондрашов Анатолий Павлович

Мейлен, Адам Франс ван дер Наконец, фламандская жанровая живопись дала нескольких баталистов, среди которых одного превосходного: Адама Франса ван дер Мейлена (1632 - 1690), приглашенного ко двору Людовика XIV.Ван дер Мейлен был прекрасным колористом и величайшим мастером

Из книги автора

Анатоль Франс (1844–1924) писатель... Женщина должна выбирать: с мужчиной, которого любят другие женщины, она никогда не будет спокойна; с мужчиной, которого не любят другие женщины, она никогда не будет счастлива. ... Только свободный гражданин имеет отечество; раб, крепостной,

Из книги автора

Франс Анатоль Франс (псевдоним; настоящее имя Анатоль Франсуа Тибо) (1844–1924) – французский писатель, лауреат Нобелевской премии (1921). Я благодарю судьбу за то, что родился бедным. Нищета научила меня истинной ценности даров жизни. Чтобы совершить нечто великое, мы