Инф. технологии

Повесть Н. Карамзина «Бедная Лиза» (о предательстве в любви)

Вера Яковлевна, учитель русского языка и литературы

Цели и задачи:

    Обобщить признаки сентиментализма как литературного метода на примере повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

    Развивать умение рассуждать на поставленную проблему, опираясь на повесть, свои личные примеры.

    Воспитывать у учащихся внимательное отношение к чувствам людей, их душе.

    Ознакомить уч-ся с понятием «ранний брак», причинами вступления в такой брак, возможными причинами расторжения брака.

    Познакомить с представительным органом ЗАГС; дать представление о значении Семейного кодекса.

    Формировать уважительное отношение к семейным традициям, чувство личной ответственности за взаимоотношения в семье.

    Развивать творческую активность уч-ся.

    Способствовать сплочению коллектива путем совместной деятельности.

    Раскрыть проблему суицидов среди подростков, повлиять на сокращение суицидов среди подростков

Формы и методы работы: беседа, чтение наизусть.

Ход урока:

Эпиграф

Только влюблённый имеет
право на звание человека.

Александр Блок.

I. Стихотворение А.С.Пушкина “Рассудок и любовь” (чтение наизусть).

Младой Дафнис, гоняясь за Доридой,
"Постой, - кричал, - прелестная! постой,
Скажи: "Люблю" - и бегать за тобой
Не стану я - клянуся в том Кипридой!"
"Молчи, молчи!" - Рассудок говорил,
А плут Эрот: "Скажи: ты сердцу мил!"

"Ты сердцу мил!" - пастушка повторила,
И их сердца огнем любви зажглись,
И пал к ногам красавицы Дафнис,
И страстный взор Дорида потупила.
"Беги, беги!" - Рассудок ей твердил,
А плут Эрот: "Останься!" - говорил.

Осталася - и трепетной рукою
Взял руку ей счастливый пастушок.
"Взгляни, - сказал, - с подругой голубок
Там обнялись под тенью лип густою!"
"Беги, беги!" - Рассудок повторил,
"Учись от них!" - Эрот ей говорил.

И нежная улыбка пробежала
Красавицы на пламенных устах,
И вот она с томлением в глазах
К любезному в объятия упала...
"Будь счастлива!" - Эрот ей прошептал,
Рассудок что ж? Рассудок уж молчал.

Как вы думаете, почему урок по повести Н.М.Карамзина “Бедная Лиза” мы начали с этого стихотворения?
- Как стихотворение Пушкина перекликается с повестью Карамзина? (темы “твёрдого ума” и “нежнейшего чувства”)

В повести речь идёт о любви, о том вечном, что волнует сердца. В каком литературном направлении обращается внимание на внутренний мир лирического героя, его чувства? (сентиментализм)

2. Проверка домашнего задания.

Назовите признаки этого литературного метода на примере повести “Бедная Лиза”. (проверка домашнего задания составление таблицы)

Признак сентиментализма

Тезис, цитаты из текста

2. Герои – обычные люди, нет акцента на их происхождение.

3. Обожествление природы.

3. Работа с текстом.

Посмотрим, как в повести прослеживается тема “рассудка и любви”.

Найдите эпизоды, где говорится о мечтах и желаниях Лизы, о её счастье.

В чём особенности такой любви? (она платоническая)

Какое определение даёт этой любви сам автор, выделяя его курсивом? (любовь-дружба)
- Лиза отдаётся чувствам, не думая о том, к чему это приведёт. Вот она – всемогущая сила любви.

А у героя иное представление о любви. Какое? (С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии. Это любовь-страсть.)

Как в повести появляется тема страсти? (Эпизоды: Лизу хотят выдать замуж – встреча с Эрастом- объятия – поцелуй – утрата невинности. “Мрак вечера питал желания”. Природа на вмешивается, она молчит, давая право выбора Лизе.)

С чем связаны мысли Эраста? (с воспоминаниями)

Таким образом, на страницах повести автор говорит о разной любви: с одной стороны – любовь-дружба, с другой – любовь-страсть, тем самым показывая многоликость этого чувства и как бы давая понять, что оно ожжет быть как прекрасно, так и опасно.

Найдите предупреждение Карамзина молодым людям. (повесть написана для них, то есть для вас, юных читателей.)

Как развивается в повести тема рассудка? (Сцена расставания Лизы с Эрастом, когда Лиза произносит фразу “У меня есть мать!”)
- Почему рассудку Лизы не дано взять верх над чувствами? (Чувства не поддаются контролю. Они сильнее разума, что характерно для сентиментализма.)
- Чем это обусловлено? (повесть сентиментальная)

Могли ли развиваться события подобным образом, например, в произведениях М.В.Ломоносова? Почему? (Ломоносов представляет классицизм, подчинение личного общественному, чувств – разуму; Карамзин – сентименталист: внимание к отдельному человеку, его внутреннему миру, то есть разум подчинён чувствам.)

О ком Карамзин говорит “безрассудный молодой человек” и почему? (О Эрасте, так как он позволял себе всё, не знал своего сердца)

Думал ли он о последствиях любви к крестьянке? Какой выбор он сделал? (Герой не задумывается о последствиях, так как 1- просит Лизу не говорить об их тайных встречах матери, 2 – желает больше, больше – и ничего не желает, 3 – добившись желаемого, не чувствует новизны.)

Сам автор не осуждает, он не судья. По его мнению, существует сила, которая выносит приговор. Что это за сила? (природа)
- В чём особенность образа природы? (Карамзин говорит не “природа”, а “натура”. Он делает её полноправным героем повести.)

Какие образы, взятые из природы, характеризуют героев повести? (Лиза сравнивается с зарёй, с майским утром. Можно провести параллель Лиза – ландыши. Они белые, так же хрупка и непорочна Лиза. Она бросает их в воду, говоря: “Не владей вами никто!” Это символично. В финале повести она сама бросится в воду.)

Какие ещё символы есть в повести? (Лиза – свет, свет – добро, радость, жизнь. Эраст всегда в тени, даже днём. Луна не хочет его замечать. Эраст – мрак, мрак – печаль, разочарование, смерть.)

Природа предупреждает о возможной трагедии. Вспомните, как встречает Лизу утро? (Встречает туманом – туманное будущее)
- Какие ещё предупреждения даёт природа? (капли росы – слёзы, гром, дождь)
- Эраст оставляет Лизу. Предупреждение природы реализовалось в жизни. Но Лиза не одинока. Почему? (так как природа на её стороне, она ей сочувствует)
- Как относится к Эрасту автор? Ведь отношение к нему природы уже ясно. (“Я готов проклинать человека в Эрасте.”)

Какую позицию Карамзина можно увидеть в этой фразе? (Позицию не писателя, а человека.

С одной стороны гнев, с другой – жалость к Эрасту. Почему? (Потому что Эраст всю свою жизнь был несчастен.)

Изменяет ли что-нибудь любовь Лизы? (Да. Конечно, изменяет. Пробуждается душа Эраста, но он очищается через страдания – катарсис.)
- Так что же побеждает в повести: рассудок или любовь?
- Автор, возрождая к жизни Эраста, провозглашает победу любви и остаётся в нашей читательской памяти.

4. Итог.

Опять вспомним Пушкина. Рассудок или любовь? Что побеждает у поэта в стихотворении? (побеждает любовь)

Чем же руководствоваться в жизни: рассудком или любовью?
- Как поэт и писатель отвечают на этот вопрос?

Поэт заканчивает стихотворение строчкой: “Рассудок что ж? Рассудок уж молчал.” Для Карамзина, как писателя-сентименталиста, чувства важнее и сильнее разума. Именно они делают человека человеком, если они чисты и благородны.

Вывод: Может быть и вам предстоит в жизни делать выбор между рассудком и чувствами. В наш прагматичный век часто побеждает рассудок (и даже расчёт). Классическая же литература напоминает нам, что без настоящих чувств человек теряет душу и вряд ли будет счастлив (что и произошло с Эрастом).

Хотя Карамзин и предупреждает: “Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви”.

Писатели часто затрагивают проблему борьбы чувств и разума, но не дают ответа, ведь “тайна сия велика есть”.

Трагический конец повести предопределен сословным неравенством героев. Эраст – дворянин, а Лиза – крестьянка. Их брак невозможен «И крестьянки любить умеют», - говорит писатель. Но умение любить и быть счастливой не всегда совпадают.

Давайте поговорим о ранних браках и их последствиях. У нас в гостях ____________________ отдела ЗАГСа, которая поможет ответить на некоторые вопросы.

5. Выступление специалиста ЗАГСа.

Ранним браком считается брак, где супругам от 18 до 23 лет.

Молодые люди решают вступить в брак по следующим причинам, побуждающим их к этому шагу:

Нежелательная беременность;

Любовь;

Стремление сбежать от родительской опеки;

Ошибочное убеждение.

Во всех развитых странах мира минимальный возраст вступления в брак определяется законодательством. Подобные ограничения связаны с тем, что молодые люди должны быть готовы к созданию семьи как физиологически, так и морально-психологически, чтобы сознательно относиться к обязанностям супруга и отвечать за последствия половых отношений

Во Франции женщина может выйти замуж с 15 лет, а мужчина - только с 18 лет.

В Италии Конституция более лояльна к юным влюбленным и разрешает вступать в брак женщинам с 14, а мужчинам - с 16 лет.
В Германии брачный возраст у женщин наступает с 16 лет, а у мужчин - с 21 года.

В США в каждом штате свои законы, соответственно, и возраст вступления в брак разный. Девушки могут выйти замуж в 14­-15 лет, а юноши - от 18 лет до 21 года.

В Англии возраст брачующихся одинаковый - 16 лет.

А в нашей стране?(ответы уч-ся)

В Российской Федерации брачный возраст для мужчин и женщин 18 лет. В исключительных случаях допускается снижение брачного возраста на 1 или 2 года, однако в любом случае брачный возраст не может быть ниже 16 лет.

Проблема ранних браков не нова, она была актуальна и несколько веков назад и нашла свое отражение в некоторых литературных произведениях. Няня Татьяны Лариной из романа А. С. Пушкина вышла замуж в 13 лет. Герои У. Шекспира Ромео и Джульетта вступили в брак тоже в юном возрасте.

В чем причина распада ранних браков?

1. Распадаются ранние браки из-за неготовности партнеров к семейной жизни. Успех счастливого брака в хорошей подготовке к нему, достижении зрелости до брака. Не только физической, но и психологической.

2. Неправильное представление о семье.

3. Или, вступив в официальные отношения, супруги забывают о развитии отношений в браке, оставив все на фазе влюбленности. Одного энтузиазма, чувства любви не хватает, нужны знания.

4. Есть и другая проблема: партнер выбран неправильно.

5. Отсутствие опыта дружбы. Для брака требуется дружба, потому что это одна из составляющих брака.

К сожалению, не все пары, вступившие в брак, сохраняют свою семью.

Вот статистические данные по г.Благовещенск..

За январь-октябрь 2013 года зарегистрировано браков - _____, разводов – _____.

Число мужчин и женщин, зарегистрировавших брак

Всего

До 18 лет

мужчины

женщины

Число мужчин и женщин, зарегистрировавших развод

Всего

До 18 лет

мужчины

женщины

Вывод: Проблема ранних браков, расторжение браков в наше время очень актуальна.

На вступление в брак влияет возраст, а также качества, определяющие «готовность к браку». Вступающие в брак, должны осознавать ответственность друг за друга, быть готовыми понимать супруга, уважать права и достоинства других членов семьи, уметь сопереживать и сочувствовать друг другу. Ведь при вступлении в брак создается новая семья, а это самое главное в жизни человека.

Все начинается с семьи.

Призывный крик ребенка в колыбели

И мудрой старости докучливые стрелы...

Все начинается с семьи.

Умение прощать, любить и ненавидеть,

Уменье сострадать и сложность жизни видеть -

Все начинается с семьи.

Перенести печаль и боль утрат,

Опять вставать, идти и ошибаться.

И так всю жизнь!

И только не сдаваться!

Все начинается с семьи.

Конец повести «Бедная Лиза» поражает своей трагичностью. Эраст женится на богатой вдове, а Лиза бросается в пруд у Симонова монастыря. Эраст не находит себе покоя. Считая себя виноватым в смерти несчастной крестьянки. Писатель предостерегает такое отношение к жизни.

Почему же Лиза пошла на такой шаг? (Ответ: Она протестует против бездушия).

А могла она избежать трагедии? (Ответ: Да, если бы чувствовала поддержку со стороны матери).

«Самоубийство – мольба о помощи, которую никто не услышал» (Р. Алев).

Как вы понимаете это высказывание? (Если у друга появились разговоры о самоубийстве, то главное во время прийти и нему на помощь. Лучше ошибиться, чем опоздать.)

6. Выступление подготовленных учащихся по проблеме суицид.

1-й : Если твой друг бросает такие намеки, спорь с ним. Говори с ним. Выслушивай его. Дай ему почувствовать что он нужен, что он желанен, постарайся уверить его, что любые раны со временем заживут, кроме пулевых ранений в голову. Если ты чувствуешь близкую опасность, оставайся с другом до тех пор, пока его настроение не пройдет…"

2-й: Самоубийцы - эгоисты. Они думают лишь о себе. Любой человек живет в обществе и имеет взаимоотношения с другими людьми, даже если он отшельник. Посему, совершая какой-то поступок, он задевает других людей - прямо или косвенно. При совершении поступка и действий надо правильно оценить степень "влияния" и "воздействия" на других людей. Эгоисты этого не оценивают. Более того, стремясь "избавить себя" от мук и боли, они лицемерно заявляют, что "Всем будет легче без меня". Давайте посмотрим.

Близкие (после самоубийства):
- чувство вины (не замечали, не любили…),
- горе, боль утраты,
- замешательство и шок.

Смотрите, они ощущают чувство вины и вместе с тем горе от потери любимого человека. Им тяжелее во много раз, чем самоубийце.

Теперь о "мести". "Тогда поймешь, кого ты потеряла". Это эгоистично, жестоко и аморально. Разве это любовь: желать плохого любимому? Эгоизм чистой воды. Надо уметь отпускать на свободу, если просят свободы. А не ужесточать условия "неволи".

Поэтому не будем эгоистами и начнем думать о других, а не только о том, как плохо мне любимому.
3-й : Маяковский “Послушайте”.

Послушайте,
Ведь если звезды зажигают,-
Значит это кому-нибудь нужно?
Значит, кто-то хочет, чтобы они были?
Кто-то называет эти плевочки-жемчужиной?
И надрываясь в полуденной пыли,
Врывается к Богу,
Боится, что опоздал,
Плачет, целует ему жилистую руку,
Просит, чтобы обязательно была звезда,
Клянется, что не перенесет эту беззвездную муку.
А после, ходит тревожный
И спокойный наружно
И говорит кому-то:
“Тебе теперь ничего не страшно? Да?”
Послушайте!
Ведь если звезды зажигают, -
Значит это кому-нибудь нужно?
Значит это необходимо, чтобы
Каждый вечер над крышами
Загоралась хотя бы одна звезда!

Рефлексия Учитель: Что вы взяли с урока? Чему научились?

1. На уроке мне было сложно сдержать слезы;
· я не хотел, чтобы мои слезы увидели;
· трудно было не заплакать;
· нельзя понять Лизу.

2. Урок помог задуматься:
· о том, как страшно потерять жизнь;
· об одиночестве, доброте и милосердии;
· о человечности, об отношении к девушке;
· о моих родных;
· о том, какой ценой Лиза расплатилась за свое легкомыслие;

3. Я понял:
· нельзя быть таким бесчеловечным, как Эраст. Нужно заботиться о родных, и близких;

· никогда не поступлю так, как Лиза и Эраст;
· я очень люблю своих близких и боюсь их потерять;
· нельзя совершать таких ошибок.

Исполнение песни___________________

Литература:

1. Карамзин Н.М. Бедная Лиза. 1792 г.

3. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М., 1997.

4. Семейный кодекс Российской Федерации //Сборник кодексов РФ. Кн.1 М.,1999. С 647-709.

­Несчастная любовь

Много произведений написано на тему несчастной любви, но самым трагичным мне кажется история юной крестьянки Лизы, влюбленной в молодого дворянина Эраста. Автор повести Николай Михайлович Карамзин, как последователь сентиментализма, сумел прекрасно описать искренние чувства девушки. Лиза выросла в глубинке и была далека от алчности жителей столицы.

Возможно, поэтому ее любовь с московским дворянином оказалась несчастной.

Они с Эрастом были людьми разного круга и разного ума. Он привык к разгульной жизни, к

Роскоши и лжи. А она была девушкой честной, чуткой и искренней.

Именно эти качества вкупе с предательством Эраста погубили ее. Лиза выросла в порядочной семье и надеялась когда-нибудь построить такую же. Увы, судьба распорядилась по-другому. Знакомство с Эрастом привнесло в ее жизнь свет, который она так искала.

Она была по-настоящему счастлива и влюблена. Он, в свою очередь, дарил ей внимание, подарки и свое время. Казалось, что у пары прекрасное будущее, несмотря на разницу в сословиях.

Он уверял ее, что никогда не оставит и всегда будет заботиться о ней. Однако своего слова Эраст сдержать не смог. А, как

Известно, мужчина стоит ровно столько, сколько стоит его слово. По его вине Лиза стала настолько несчастна, что не захотела жить.

Вначале он ее облагодетельствовал, помешал ее союзу с сыном богатого односельчанина, взял на себя ответственность за ее жизнь, а затем предал. Это ли не несчастная любовь? С одной стороны, сюжет истории прост: любовь между дворянином и крестьянкой не имела никаких шансов, тем более в период существования крепостного права.

С другой стороны, если капнуть глубже, можно заметить перемены человеческих чувств, подверженных влиянию времени.

Для Эраста любовь к Лизе была всего-навсего новым, неизведанным чувством. Он привык к повышенному вниманию со стороны женщин, к вседозволенности и мимолетным страстям. А Лиза для него была чистым ангелом, человеком непорочной красоты.

Когда они стали по-настоящему близки, это чувство непорочности улетучилось. Для него все стало снова скучным, однообразным и неинтересным. Он стал постепенно отдаляться от Лизы.

Для нее же это было первое, самое искреннее и чистое чувство. Самоотверженная девушка наивно полагала, что эта сказка будет длиться вечно, но ошиблась.

Ее любовь действительно несчастна с точки зрения гуманности. Обманутая в лучших надеждах и чувствах, она бросается в глубокий пруд и погибает. Мать Лизы, не сумев пережить такого горя, тоже умирает.

Эраст так и остается несчастен до конца жизни. Так действует закон: сделав человека несчастным, и сам становишься несчастным. Автор надеется, что только после смерти Эраст сможет утешиться и помириться с Лизой.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. ­Ненастоящая любовь Литература направления сентиментализма сильно повлияла на читающих людей из России и Европы. Одним из первых произведений в этом жанре стала повесть Н. М. Карамзина “Бедная Лиза”, написанная в конце восемнадцатого века. Главная героиня, бедная девушка-селянка Лиза, ставшая образцом чистоты и нравственным идеалом того времени. История любви Лизы – одна из важнейших в области […]...
  2. Характеры главных героев. Основная мысль повести Повесть “Бедная Лиза” была написана Н. М. Карамзиным в конце XVIII века и стала одним из первых сентиментальных произведений в русской литературе. Сюжет произведения довольно прост и понятен. В нем слабовольный, но добрый по натуре дворянин влюбляется в бедную крестьянку. Их любовь ждет трагический финал. Эраст, проигравшись, женится на […]...
  3. Был ли у Лизы другой выход Повесть Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” до глубины затрагивает души читателей. Этот русский писатель-сентименталист в своих произведениях умел ясно донести чувства, эмоции и моральные устои своих героев. Так и в данной повести он описал бедную девушку, которая была искренне и непорочно влюблена в человека, недостойного ее. При чтении повести […]...
  4. Чему учит повесть Каждое столетие оставляет свой след в формировании литературы. Не является исключением и восемнадцатый век. Читая такие произведения, как “Бедная Лиза” Н. М. Карамзина, мы становимся мудрее, гуманнее и даже чуточку сентиментальнее. Ведь не зря этого автора относят к наиболее прогрессивным сентименталистам той эпохи. Он сумел очень точно и тонко описать внутренние тревоги […]...
  5. ­Мой любимый герой Повесть­ Николая Михайловича Карамзина “Бедная Лиза” по праву считается вершиной творчества писателей-сентименталистов. Возможно, в наш век никого не удивишь трагедией, так как вокруг столько жестокости, агрессии и предательства. Герои могут показаться нереалистичными или неправдоподобными, но эта повесть все равно остается важнейшей вехой в развитии русской литературы. Особый акцент автор делал именно на […]...
  6. И крестьянки любить умеют Повесть Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” – это история любви молодой крестьянки и богатого дворянина. Одной из первых в русской литературе она открыла перед читателями мир чувств, эмоций и связанных с ними страданий. Сам автор причислял себя к сентименталистам, отсюда и такая печаль в произведении с тончайшими оттенками человеческих переживаний. Главная […]...
  7. В повести “Бедная Лиза ” Карамзин затрагивает тему противостояния города и деревни. В ней главные герои (Лиза и Эраст) являются примерами этого противостояния. Лиза – крестьянская девушка. После смерти отца она и ее мать обеднели, и Лиза была вынуждена браться за любую работу, чтобы заработать на хлеб. Продавая цветы в Москве, Лиза встретила молодого дворянина […]...
  8. Повесть “Бедная Лиза”, написанная основоположником сентиментализма Николаем Михайловичем Карамзиным, является показательным произведением, где чувства и мысли человека ставятся на первый план. Этой повестью автор хотел обратить внимание на ложь и материальные блага, как главные и самые частные спутники и ценности людей, соответственно. Так же раскрывает страдания, в данном случае героини произведения – Лизы, которые могут […]...
  9. Автор испытывает жалость и сочувствие к Лизе, называя ее “бледной, томной, горестной”. Писатель испытывает неподдельную грусть вместе с любовниками. “Оставленная, бедная” Лиза не должна испытать такую тяжкую разлуку, считает автор, ведь это слишком сильно ранит душу девушки. Пейзаж в данной повести отражает душевное состояние Лизы. Наибольшее значение ему придается во время сцены, происходящей под ветвями […]...
  10. ­Счастье и трагедия любви героини Николай Михайлович Карамзин – один из наиболее прогрессивных русских литераторов своего времени. Он первым ввел понятие сентиментализма, такое популярное в Западной Европе. Его повесть “Бедная Лиза” была ярким примером именно данного жанра и вызывала у современников потоки слез. Это одновременно и романтическая история любви, и трагедия. Герои произведения сталкиваются с […]...
  11. Лиза Лиза – главная героиня повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза”, бедная молодая крестьянка из деревни под Москвой. Лиза рано осталась без отца, который был кормильцем семьи. После его смерти они с матерью быстро обеднели. Мать Лизы была доброй, чувствительной старушкой, но уже неспособной на работу. Поэтому Лиза бралась за любую работу и трудилась, не […]...
  12. Сентиментализм Н. М. Карамзин – наиболее видный представитель сентиментализма в русской литературе, о чем свидетельствует его знаменитая повесть “Бедная Лиза”, написанная в 1792 году. В те годы сентиментализм был на пике своего развития и был особенно популярен в Западной Европе. Его основу составлял новый подход к человеку как существу чувствительному. Он мог проявляться как в […]...
  13. Н. М. Карамзин в повести “Бедная Лиза” рассказывает историю, сюжет которой во все времена давал пищу для фантазий писателей, – историю любви бесхитростной девушки из простонародья и молодого повесы-дворянина, который впоследствии бросает свою возлюбленную. Повесть Карамзина написана в духе литературного течения, получившего название сентиментализм. Это художественное направление характеризуется повышенным интересом к чувствам человека, к его […]...
  14. Повесть Карамзина “Бедная Лиза” открыла для русской литературы сентиментализм. На первый план в этом произведении вышли чувства и переживания героев. Главным объектом внимания стал внутренний мир отдельной личности. Повесть рассказывает о любви простой крестьянской девушки Лизы и богатого дворянина Эраста. Случайно встретив на улице Лизу, Эраст был поражен ее чистой и естественной красотой. […]...
  15. ­Чем интересна повесть современному читателю Повесть Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” была написана в самом конце восемнадцатого века. Она привнесла много новшеств в русскую литературу той эпохи и продолжала влиять на писателей последующих поколений. Для современного читателя это абсолютно новый тип драмы, затрагивающий чувства и вызывающий бурю эмоций. Повесть проникнута глубокой человечностью и гуманизмом. Она […]...
  16. Эраст Эраст – один из главных героев повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза”, молодой, привлекательный и довольно богатый дворянин с добрым сердцем и изрядным разумом. К недостаткам Эраста относятся легкомыслие, ветреность и слабоволие. Он ведет неправильный образ жизни, много играет в азартные игры, по-светски развращен, быстро увлекается и также быстро разочаровывается девушками. Он все время […]...
  17. Данная характеристика выполнена в форме трехчастного дневника: Черта характера — Выписка из текста — Мой мнение. 1)Трудолюбивая – “Бог дал мне руки, чтоб работать – говорила Лиза.” — Она работала за двоих, не щадя себя и ходила в Москву продавать свою работу. 2)Заботилась о матери — “Ты кормила меня своей грудью и ходила за мной, […]...
  18. Эта повесть рассказывает о любви крестьянской девушки Лизы к богатому молодому человеку Эрасту. Когда у Лизы умер отец, ей было 15 лет, она осталась с матерью, у них не было достаточных средств к существованию, поэтому Лиза занималась рукоделием и работу продавать ходила в город. Однажды она повстречала приятного молодого человека, который купил у нее цветы. […]...
  19. Повесть Карамзина “Бедная Лиза”, написанная в 1792 году и посвященная любовной теме, истории двух любящих сердец, получила особую популярность среди современников. Его герои ищут счастья в любви, но их окружает большой и жестокий мир со своими бесчеловечными и страшными законами. Этот мир лишает героев Карамзина счастья, делает их жертвами, несет им постоянные страдания и обрекает […]...
  20. Повесть “Бедная Лиза” – это история любви прекрасной крестьянки Лизы и молодого дворянина Эраста. Эта повесть одной из первых в русской литературе открыла перед читателем мир чувств и переживаний. Ее герои живут и чувствуют, любят и страдают. В повести нет исключительно отрицательных персонажей. Эраст, ставший причиной гибели Лизы, не плохой и коварный человек. […]...
  21. Повесть Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” всегда вызывала интерес у читателей. Почему? Это трагическая история любви романтичной юной крестьянки Лизы и дворянина Эраста. Сюжет этой повести достаточно прост, он показывает пропасть, которая лежит между людьми из разных слоев общества. Если же смотреть чуть глубже, можно проследить интересные перемены человеческих чувств, которые тоже подвержены влиянию времени. […]...
  22. Н. М. Карамзин является одним из наиболее ярких представителей русского сентиментализма. Все его произведения проникнуты глубокой человечностью и гуманизмом. Предметом изображения в них являются душевные переживания героев, их внутренний мир, борьба страстей и развитие отношений. Самым лучшим произведением Н. М. Карамзина справедливо считается повесть “Бедная Лиза”. В ней затронуты две основные проблемы, раскрытие которых требует […]...
  23. Татьяна Алексеевна ИГНАТЕНКО (1983) – учитель русского языка и литературы. Живет в станице Новоминская Каневского района Краснодарского края. Работа с повестью “Бедная Лиза” рассчитана на два урока. Начинается она со слов Карамзина: “Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и […]...
  24. Повесть Карамзина “Бедная Лиза” является одним из первых сентиментальных произведений в русской литературе. В новелле главную роль занимают чувства и переживания героев. Сюжет строится на истории любви бедной крестьянки Лизы и богатого аристократа Эраста. Тема любви в сентиментальном произведении Карамзина является основной, хотя по ходу сюжета раскрываются и другие, хоть и более кратко. […]...
  25. Повесть “Бедная Лиза” – признанный шедевр русской сентиментальной литературы. В этом произведение на первый план поставлены чувства и переживания героев. Главными героями повести являются крестьянка Лиза и дворянин Эраст. Лиза – молодая красивая девушка с чистой душой и добрым сердцем. После смерти отца, она тяжело работает, чтобы прокормить больную мать. Встретив Эраста, […]...
  26. Повесть “Бедная Лиза” является лучшим произведением Н. М. Карамзина и одним из самых совершенных образцов русской сентиментальной литературы. В ней много прекрасных эпизодов, описывающих тонкие душевные переживания. В произведении есть прекрасные по своей живописности картины природы, которые гармонично дополняют повествование. На первый взгляд их можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для […]...
  27. Н. М. Карамзин Бедная Лиза Автор рассуждает, как хороши окрестности Москвы, но лучше всего около готических башен Си…нова монастыря, отсюда видно всю Москву с обилием домов и церквей, множеством рощ и пастбищ на другой стороне, “подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь”, а еще дальше, на горизонте встают Воробьевы горы. Бродя среди […]...
  28. Повесть “Бедная Лиза” является одним из шедевров русской сентиментальной литературы. Сентиментализм в литературном творчестве характеризовался особым акцентом на чувственности. Поэтому главенствующее место в своей повести автор отдает чувствам и переживаниям героев. Проблематика произведения строится на противопоставлении. Автор поднимает перед читателем сразу несколько вопросов. На первый план выходит проблема социального неравенства. Герои не могут […]...
  29. Повесть начинается описанием Москвы: “мрачных готических башен Си…нова монастыря”, рыбачьих лодок и “грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом”. По другую сторону реки пасутся стада, а далее – “блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы”, а “вдали село Коломенское с высоким дворцом […]...
  30. Автор рассуждает, как хороши окрестности Москвы, но лучше всего около готических башен Сл…нова монастыря, отсюда видно всю Москву с обилием домов и церквей, множеством рощ и пастбищ на другой стороне, “подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь”, а еще дальше, на горизонте встают Воробьевы горы. Бродя среди развалин монастыря, автор представляет себе […]...
  31. Мать Лизы В повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” особого внимания заслуживает старушка-мать Лизы. Это добрая, заботливая и чувствительная женщина, проживающая в деревне недалеко от Москвы. После смерти мужа, который был главным кормильцем семьи, они с дочерью быстро обеднели. Здоровье ей не позволяло много трудиться, да и видела она уже плохо. Для того чтобы заработать […]...
  32. Литературное направление сентиментализм пришло в Россию из Франции в конце 18 века, обращалось в основном к проблемам человеческой души. В повести Карамзина “Бедная Лиза” рассказывается о любви молодого дворянина Эраста и крестьянки Лизы. Лиза живет вместе с матерью в окрестностях Москвы. Девушка продает цветы и здесь знакомится с Эрастом. Эраст – это человек-“с изрядным разумом […]...
  33. Какая фраза, по-вашему, определяет идею по­вести “Бедная Лиза”? Ответ обоснуйте. Фраза – “и крестьянки любить уме­ют”. Сентименталисты, в отличие от клас­сицистов, отдавали предпочтение культу чувства перед культом разума. При этом они утверждали внесословную ценность человека, его высокие нравственные каче­ства. Эта ключевая фраза у Карамзина да­ет новый взгляд на проблему социального неравенства. Различия в социальном и […]...
  34. Лиза (бедная Лиза) – главная героиня повести, которая произвела полный переворот в общественном сознании XVIII в. Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героине, наделенной подчеркнуто обыденными чертами. Его слова “и крестьянки любить умеют” стали крылатыми. Бедная крестьянская девушка Лиза рано остается сиротой. Она живет в одной из подмосковных деревень с матерью – “чувствительной, […]...
  35. Такое направление в русскую литературу, как сентиментализм, пришло из Франции. Главным образом оно направлено на описание проблем человеческих душ. В своей повести “Бедная Лиза” Карамзин рассказывает о любви между представителями разных сословий. Лиза – крестьянка, Эраст – дворянин. Девушка проживает вместе с матерью неподалеку от Москвы, подрабатывает продажей цветов, где и познакомилась с представителем дворянства. […]...
  36. Анализ произведения Эта повесть является одним из первых сентиментальных про­изведений в русской литературе XVIII века. Сюжет ее был не новым, так как не раз встречался у отечественных и иностран­ных романистов. Но определяющую роль в повести Карамзина иг­рают чувства. Одним из главных героев произведения становится повество­ватель, рассказывающий с безмерной грустью и. сочувствием о судьбе девушки. Введение […]...
  37. (По повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза”) Повесть Николая Михайловича Карамзина “Бедная Лиза” стала типичным образцом сентиментализма. Карамзин был ос­новоположником этого нового литературного направления отечественной словесности. В центре повести судьба бедной крестьянской девушки Лизы. После смерти отца ее мать и она вынуждены были отдать свою землю внаем за гроши. “К тому же бедная вдова, почти […]...
  38. Николай Михайлович Карамзин, рассказывая о судьбах своих соотечественников, достиг большого успеха в жанре повести. Именно здесь в полной мере раскрылся его талант писателя-сентименталиста. Повести Карамзина отличаются друг от друга по своим художественным особенностям и структуре. Однако все их объединяет одно обстоятельство – все они являются образом психологической прозы. Часто главными героями его повестей являлись женщины. […]...
  39. В окрестностях Москвы, недалеко от Симонова монастыря жила некогда юная девушка Лиза со своей старушкой матерью. После смерти Лизиного отца, довольно зажиточного поселянина, жена и дочь обеднели. Вдова день ото дня становилась слабее;и не могла работать. Одна Лиза, не щадя своей нежной молодости и редкой красоты, трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, […]...
  40. Эраст – один из главных героев повести Карамзина “Бедная Лиза”. Это приятный молодой человек, способный расположить к себе. Он красив, богат и искушен в светской жизни. Сам автор описывает его так: “сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, […]...
Сочинение на тему: Несчастная любовь в повести Бедная Лиза, Карамзин

Дата публикации: 15.11.2017

Аргумент об измене (предательстве) в любви по повести Н. М. Карамзина "Бедная Лиза"

Возможные тезисы:

Некоторые люди способны предать даже настоящую любовь

Иногда люди предают любовь по веским причинам

Предавая любовь, люди обрекают себя на несчастную жизнь

Литературный пример:


Предал свою любовь и Эраст - герой повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Молодой человек был очень богатым дворянином, имел доброе сердце, но вел рассеянную жизнь. Случилось так, что он влюбился в крестьянку. Его не смущала разница в происхождении, поэтом в скором времени он пообещал жениться на красавице.

Счастье их было недолгим, спустя два месяца Эраст был вынужден уехать на службу. Однако, вместо борьбы с недругом, молодой человек играл в карты, и в результате лишился имущества и влез в долги.


Дворянин предпочел привычную жизнь любви и, воспользовавшись случаем, женился на старой богатой вдове, чтобы исправить свое положение. Узнав об этом, девушка не выдержала и покончила с собой, а Эраст был несчастлив до конца жизни.

Написанная в 1792 году Н. М. Карамзиным повесть « » относится к произведениям сентиментализма, которая превыше всего ставила человеческие переживания и проявление чувств.

Сочинение «Бедная Лиза»

Для 5 класса

В произведении несколько персонажей: простая девушка Лиза, ее мать, молодой дворянин Эраст и повествователь. Сюжет строится вокруг истории любви между Лизой и Эрастом. Особенность этой истории заключается в том, что она описывает очень распространенную ситуацию в России 18 века, когда дворянин, используя свой статус, совращает девушку, находящуюся ниже его по положению в обществе, не испытывая при этом ни малейших угрызений совести.

Лиза – крестьянская девушка, живущая в хижине с матерью. После смерти отца они обеднели и Лизе пришлось с юности много работать. Она трудолюбива и не жалеет себя ради блага своих близких. У нее очень доброе, чувствительное сердце, девушка стеснительна и робка. Первая встреча с Эрастом бросает Лизу в краску.

Образ Лизы в русской литературе стал показательным образом девушки из народа. Автор постарался стереть грань между сословиями, показав, что любить умеют не только барышни, но и крестьянки. Карамзин вложил в свое произведение острый социальный подтекст, подчеркнув невозможность союза между людьми из разных миров.

Но героиня все же влюбляется в молодого дворянина. А он, воспользовавшись ее наивностью, бросает девушку. К сожалению, он не смог пройти испытание любовью. Эраст отправляется на войну и проигрывает свое состояние, после чего женится на богатой вдове.

Лиза сводит счеты с жизнью, совершая самый страшный грех. Она обезумела от горя и не смогла жить после предательства. Важно, что автор не осуждает своих героев, а сочувствует им.

Эта повесть стала образцом сентиментальной прозы и положила начало целому пласту русской литературы.

Для 9 класса

В XX в. «Бедная Лиза» отнюдь не утратила своего значения: наоборот, интерес к повести Карамзина и его героине возрос. Одной из нашумевших постановок 1980‑х гг. стала театральная версия «Бедной Лизы» в театре-студии М. Розовского «У Никитских ворот».

Образ главной героини Карамзина – сочинение

Вариант 1

Сентиментализм – одно из самых значительных литературных направлений XVIII века в России, ярчайшим представителем которого стал Н.М. Карамзин.

Русские повести, главным содержанием которых являлся рассказ о любви, а величайшей ценностью – чувствительность, появлялись и до Карамзина. Но именно его «Бедная Лиза» стала лучшим произведением сентиментализма, а герои и идея этого произведения прочно вошли не только в литературу, но и в саму культуру, быт людей.

Рассказчик повествует нам историю печальной любви, несбывшегося счастья «бедной Лизы». Простое, казалось бы, название повести очень содержательно и имеет двойной смысл. Во-первых, эпитет «бедная» намекает на низкое социальное положение героини. Лиза, хотя и дочь «богатого поселянина», крестьянка, которая вынуждена сама зарабатывать себе на жизнь и заботиться о матери. Во-вторых, уже здесь заложено трепетное, участливое отношение рассказчика к девушке.

Важно, что истории Лизы повествователь предпосылает вступление, в котором рассказывается о Симоновом монастыре. В центре внимания рассказчика здесь – «стон времён», то есть историческое прошлое монастыря, «история нашего отечества». Затем следует повествование о жизни Лизы. Таким образом, в своей повести автор соединил судьбу человека – простого, маленького, «неисторического» - с судьбой великого государства, показывая их нерушимую взаимосвязь и равнозначную ценность.

Лиза, как идеал сентиментализма, дитя природы. Она не знает городской жизни, в Москве чувствует себя чужой - ее вынуждает появляться в этом большом городе лишь необходимость заработка. Только среди полей и лесов, или у реки, или в маленькой хижине девушка чувствует себя свободно.

Уже в день первой встречи Лизы и Эраста раскрываются многие черты характера Лизы. Мы можем судить о застенчивости и неискушённости девушки в общении с юношами («показала ему цветы и закраснелась», «удивилась, осмелилась взглянуть на молодого человека, - ещё более закраснелась»), о её духовной чистоте, бесхитростности («мне не надобно лишнего»), наивности и открытости всему миру (Лиза рассказала совсем незнакомому человеку, где живёт).

Во время свидания, когда Эраст впервые говорит Лизе о своей любви, они сидят на траве, на берегу реки. После этой встречи у девушки впервые появляется тайна от матери. Эраст просит Лизу не рассказывать об их любви, и девушка даёт обещание. Взамен этого счастливая Лиза лишь просит мать полюбоваться прекрасным утром. И старушка любуется, потому что «любезная дочь весельем своим развеселяла для неё всю натуру».

Только этим ранним утром на берегу реки Лиза поняла, что любит и любима. Отныне земной мир воплотился для героини в «милом друге». Для нее красота любви подменяет собой Бога и становится выше всего на свете.

Молодому, ветреному повесе Эрасту Лиза показалась похожей на героиню романов, которыми он зачитывался, как всякий дворянин того времени: «Ему казалось, что он нашёл в Лизе то, чего сердце давно искало». Конечно, речи, облик, поступки Лизы сильно отличали её от светских дам, с которыми Эраст общался ранее. Эта девушка стала для юноши глотком свежего воздуха, ангелом, подарившим новые крылья. Потому счастье с этой «милой, любезной» Лизой казалось ему бесконечным.

Но однажды ночью чувства влюблённых накалились до самого предела, и Лиза потеряла невинность. С этого момента краски чистой вечной любви стали стремительно блекнуть в глазах Эраста. Для него в их связи всё стало привычным и обыденным. Чувства Лизы же, напротив, упрочились, стали ещё более сильными. Когда она узнала, что Эраст отправляется на войну, то от горя лишилась чувств.

Лишь забота о матери, долг перед ней останавливают Лизу от того, чтобы последовать за Эрастом на войну: «Уже хотела она бежать за Эрастом, но мысль: «У меня есть мать!» - остановила её. Лиза вздохнула и, преклонив голову, тихими шагами пошла к своей хижине».

Но, пережив разрыв с Эрастом, такой неожиданный и унизительный для неё («Он выгнал меня! Он любит другую? Я погибла!»), Лиза настолько потрясена, что забывает о своем нравственном долге по отношению к матери. Она повторяет поступок Эраста, вручившего ей взамен своей любви сто рублей. Лиза также, откупаясь от матери, передаёт ей «десять империалов».

Автор показывает, что со временем Эраст вспомнил о социальном неравенстве между ним и Лизой. Чтобы поправить своё материальное положение, он с лёгкостью отрекается от девушки и женится на пожилой богатой даме.

Важно, что рассказчик не осуждает поступков своих героев. Он говорит, что услышал эту печальную историю всего год назад от самого Эраста и не имел возможности предостеречь молодых людей от ошибок. Но в момент наиболее драматических событий он сочувствует, сопереживает Лизе и Эрасту: «Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой? Где – твоя невинность?» Или: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты своё сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?»

Таким образом, повесть Карамзина «Бедная Лиза» и сам образ главной героини - яркий образец сентименталистской прозы, ставший классическим образцом этого направления в русской литературе.

Вариант 2

Лиза – крестьянская девушка. Она живет в хижине с матерью. Отец ее был зажиточный поселянин, потому что он любил работу и всегда вел трезвую жизнь. После смерти отца Лиза с матерью обеднели. Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь, чтобы прокормить себя и свою больную мать: «Бог дал мне руки, чтобы работать- говорила Лиза». Из этого мы понимаем, что она трудолюбива.

У нее мягкое и чувствительное сердце: «часто нежная Лиза не могла удержать собственных слез своих- ах! Она понимала, что у нее был отец и что его не стало, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и веселою». Она очень застенчива. При первой встрече с Эрастом Лиза краснела и опускала глаза: «Она показала ему цветы – и закраснелась». В моменте, когда Эраст предлагал Лизе рубль вместо пяти копеек, она отвечает, что ей «не надобно лишнего». Образ Лизы стал первым в русской литературе образом женщины из народа.

Вариант 3

В повести «Бедная Лиза» Карамзин затрагивает тему противостояния города и деревни. В ней главные герои (Лиза и Эраст) являются примерами этого противостояния.

Лиза - крестьянская девушка. После смерти отца она и ее мать обеднели, и Лиза была вынуждена браться за любую работу, чтобы заработать на хлеб.

Продавая цветы в Москве, Лиза встретила молодого дворянина (Эраста), которого тут же полюбила. Но после предательства Эраста она утопилась в пруду. Главные черты характера Лизы – умение преданно любить и доброта. Девушка живет не разумом, а чувствами и видит в людях только добро.

Лизина доброта и явилась главной причиной ее смерти, и смерти ее матери.

Эраст - светский молодой человек с добрым сердцем, но ветреным и слабым. Ему надоела общественная жизнь, и он пытается ее изменить. В этом Эрасту помогает появление в его жизни любви к Лизе. Ему кажется, что он любит ее, но потом все его чувства проходят.

Чтобы сбежать от Лизы Эраст отправляется на войну, где он вместо того чтобы сражаться с врагами тратит свое время на игру в карты. Проиграв почти все свое имение, он женится на богатой пожилой вдове.

Образ Эраста связан с губительной силой города, которая уничтожает доброго человека. Предательство-это главная причина смерти Лизы и самая большая ошибка Эраста.

Вариант 4

Сентиментализм – своеобразная революция в литературе, именно он внес в повествование психологизм, внимание к душе героев. В России видным представителем сентиментализма являлся Н. М. Карамзин, который написал в 1792 году повесть «Бедная Лиза».

Главная героиня Лиза – бедная крестьянка, живущая вместе с больной матерью. Ее отец умер, девушка обеспечивала себя и мать собственными трудами (продавала холсты, чулки, цветы и ягоды). Девушка была красивая, добрая, благодарная. Это видно из ее трепетной заботы о родительнице:

Ты кормила меня своею грудью и ходила за мною, когда я была ребенком; теперь пришла моя очередь ходить за тобою.

Образ Лизы олицетворяет гармонию с собой, с окружающим миром. Ее душа спокойна… Была до роковой встречи с Эрастом… Нет, автор не считает любовь, как таковую, разрушительной силой. Но его героиня олицетворяет собой природу в ее простоте и настоящем благородстве, идущем изнутри, а Эраст – символ города и цивилизации, разрушающих мирную гармонию. Девушка отдалась своим чувствам, растворилась в любимом, ей даже было неважно то, что им нельзя быть вместе (он дворянин, а она крестьянка). Однако для ее избранника она - лишь новое впечатление. Пресытившийся светским развратом герой был покорен ее непорочностью. Но она не совместима с любовью, и, в конце концов, с непорочностью была утрачена новизна. Возлюбленный скрылся, потом оказалось, что он женится по расчету. Покинутая и совращенная им женщина, несмотря на свою заботу о матери, любовь к природе, птичкам и цветам, не смогла жить после предательства и утопилась. Юноша позже считал себя убийцей, так оно и было.

Несмотря на чуткую, ранимую душу и тонкую душевную организацию, характеристикой Лизы является именно сила духа: она без жалоб переносила потерю отца, бедность и безнадежность своих отношений с Эрастом. Также стоит заметить ее честность: девушка ничего не утаивает от матушки (кроме своего избранника, но это он просит умолчать, а она лишь безоговорочно доверяет), не берет лишних денег за свою работу. Откуда же эта правдивая и наивная героиня знала, что самый дорогой человек предаст ее, если она относилась ко всему миру доброжелательно, не делая никому зла?

Лиза – идеальная героиня, попавшая в трагические обстоятельства, безусловно вызывающая сочувствие и сострадание и у автора, и у читателей. Эта девушка живая, а по своим качествам более искренняя и естественная, чем некоторые реальные люди.

Вариант 5

Бедная девушка Лиза – главная героиня повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», напечатанной в 1792 году в «Московском журнале» и являющейся ярким примером классической сентиментальной прозы. В то время в русской литературе царила догматическая, церковная направленность, напрочь лишенная чувств и эмоций. Повесть, написанная автором после посещения более продвинутой Европы, где публика во всю зачитывалась образчиками сентиментальной литературы, стала настоящим прорывом в русской литературе и конца 18 начала 19 века и ознаменовала новый этап в её дальнейшем развитии. В ней сосредоточены все самые яркие признаки сентиментализма: идеализированные герои, простые и понятные широкой публике проблемы, весьма посредственная и уже далеко не новая сюжетная линия (соблазнение богатым барином бедной крестьянской девушки в условиях обыденной русской реальности).

Характеристика героини

Лиза – простая и трудолюбивая 17-летняя крестьянская девушка, не умеющая даже читать и писать, зарабатывающая на хлеб весной продажей цветов, летом – ягод. Продавая ландыши по пять копеек она отказывается от щедрого предложения купить их по рублю, ведь это противоречит её честной и скромной натуре, далекой от прагматизма и материального обогащения. Бедняжка не отказывается от любой работы (ткала холсты, вязала носки, торговала цветами и ягодами), чтобы хоть как-то содержать себя и больную старушку-мать, проживающую вместе с ней в бедной пустой хижине на зеленом лугу вблизи местного монастыря.

Девушка отличается спокойным и тихим нравом, робостью и стеснительностью в общении (легко краснеет и смущается при разговоре с незнакомыми людьми). Вместе с тем она обладает привлекательной славянской внешностью (белокурые волосы, голубые глаза), чувственной и ранимой душой, способной на пылкую любовь и верность до самого гроба. Её наивность, доброта и неискушенность приводят в итоге к печальному финалу её любовных отношений с молодым повесой и мотом, который использовал её в своих целях и после полностью охладев, женился на богатой вдовушке ради состояния.

Встреча Лизы с Эрастом

Встретив в городе молодого и привлекательного дворянина Эраста, Лиза сначала испытывает к нему глубокую симпатию, а потом влюбляется без памяти, полностью погрузившись в океан страстей и отбросив всяческие разумные доводы. Её чистая и по-детски наивная душа не видит в людях зла и приписывает им только светлое и хорошее, хотя старушка мать предупреждает её о том, насколько «злые люди могут обидеть бедную девушку».

Отдав всю себя без оглядки искушенному соблазнителю Эрасту, Лиза даже не представляет себе, чем это может для неё закончиться и верит ему без оглядки. Под его пагубным влиянием она становится скрытной и неискренней и начинает утаивать от матери, которая была ей ближе всех на свете, отношения с молодым дворянином. Позже, пытаясь откупиться от бывшей возлюбленной, он вручает Лизе 100 рублей, которые та в свою очередь после своей трагической смерти пересылает свой бедной матушке, тоже пытаясь её таким образом как-то скрасить тот страшный грех нею совершенный. А престарелая мать, узнав о гибели её единственной отрады в жизни, любимой дочери тут же падает замертво. На могилу, где была похоронена простая крестьянская девушка Лиза с такой трагической судьбой потом стали приходить и другие несчастные влюбленные девушки погоревать и поплакать о своем разбитом сердце и жестоко растоптанных чувствах.

Трагическая концовка в конце данного произведения хотя и полностью вписывается в концепцию классического сентиментального романа, все же была для русского читателя того времени, привыкшего к счастливой развязке событий, некоторым шоком и приводила к настоящей революции в их сознании. Однако те сильные эмоции и чувства, вызванные свершившимся самоубийством главной героини, невозможно было бы вызвать, будь финал повести менее печальным и трагичным. В «Бедной Лизе» Карамзин впервые в русской литературе противопоставляет город (яркий представитель – молодой дворянин Эраст) деревне (милое и доверчивое дитя природы Лиза). Деревенская девушка, простая и наивная, оказывается беззащитной перед хитрым и коварным городским жителем и погибает, не выдержав жестокости и бездушности окружающего мира.

Характеристика Эраста (по повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина)

Вариант 1

Эраст был богатым молодым дворянином, пресыщенным и уставшим от жизни. Он имел неплохие задатки и по мере сил старался быть честным; по крайней мере, он понимал, что делает искренне, а что нет. Можно сказать, что богатство испортило его, потому что он ни в чём себе привык не отказывать. Точно так же, когда он увлёкся бедной девушкой из московского пригорода, он приложил все усилия, чтобы завоевать её расположение и распо­ложение её матери.

Он плохо понимал себя и считал, что сентиментальная влюб­лённость в бедную девушку, столь красивую и неиспорченную, поможет ему уйти от скуки и пустой выхолощенной жизни в сто­лице. Он читал иностранные сентиментальные повести и нафан­тазировал себе тихую пасторальную любовь к крестьянской девушке. Какое-то время он был вполне счастлив этой игрой и упивался ею, тем более что Лиза откликнулась на его ухаживания со всей горячностью первой любви.

Но проходило время, и игра стала утомлять Эраста, он оказался не готов бросить своё богатство, к тому же его стали пре­следовать денежные неудачи. Прекрасно понимая, что он поступает подло, он придумал историю про то, что уходит на войну, а сам женился на богатой женщине, чтобы поправить своё состояние. То, что он сделал свой жизненный выбор между деньгами и сердечным счастьем вполне обдуманно и понимал, что именно делает, показывает его реакция на самоубийство Лизы. Попытка уговорить её и откупиться оказалась безна­дёжной, и Эраст остался на всю жизнь несчастлив, потому что он не был злым и циничным человеком, просто ему не хватило душевных сил пойти с Лизой до конца и полностью переменить свою жизнь. Материал с сайта //iEssay.ru

Повесть «Бедная Лиза» - произведение сентиментализма, потому что оно построено на раскрытии особенностей челове­ческой души, внимании к личности человека; герои повести - простые люди, крестьянки и дворянин; автор проявляет большое внимание к природе, одухотворяет её; язык повести при­ближается к разговорному языку образованного общества того времени.

Вариант 2

Эраст – один из главных героев повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», молодой, привлекательный и довольно богатый дворянин с добрым сердцем и изрядным разумом. К недостаткам Эраста относятся легкомыслие, ветреность и слабоволие. Он ведет неправильный образ жизни, много играет в азартные игры, по-светски развращен, быстро увлекается и также быстро разочаровывается девушками. Он все время находится в поиске и пытается «сменить обстановку». После встречи с Лизой, ему кажется, что он, наконец, нашел любовь всей жизни, символ непорочности и чистоты. Эраст влюбляется в нее и проводит с ней почти каждый день. Когда к Лизе сватается сын какого-то зажиточного крестьянина, он отговаривает девушку от этого брака, обещая забрать ее к себе навсегда.

Потеряв интерес к Лизе, он начинает избегать ее, а однажды и вовсе сообщает, что уходит служить в армию. Во время службы Эраст часто играл в карты и проиграл все состояние. В результате для него остается только один известный выход – жениться на богатой вдове, которая давно с ним флиртует. К Лизе он так и не вернулся, не хватило смелости признаться в предательстве. Узнав новость о предстоящей свадьбе Эраста, сердце девушки не выдержало, и Лиза прыгнула в глубокий пруд.

Эраст же до конца жизни был несчастен и понимал, что он виновен в ее смерти. Образ этого героя автор связывает с «большим» городом, развращающим и уничтожающим в человеке все «естественное».

Основные проблемы любви в повести Карамзина 8220 Бедная Лиза 8221

Немалым успехом у читателей начала прошлого века пользовалась повесть Карамзина “Бедная Лиза”, которая оказала существенное воздействие на становление и развитие новой русской литературы. Сюжет этой повести очень простой: он сводится к грустной истории любви бедной крестьянской девушки Лизы и состоятельного молодого дворянина Эраста. Центральный интерес повествования заключен в добросердечной жизни Лизы, в истории расцвета и трагического увядания любви.

Психологически доподлинно показано состояние молодого, целомудренного и наивного девичества с радостным доверием к жизни, слитой с яркими красками солнечного дня, цветущей природы. Потом переплетается тревожный период недоумения перед новым, незнакомым ей чувством после встречи с Эрастом. Он сменяется трогательной картиной чистой первой влюбленности, райской и духовно окрыленной. Но когда бедная Лиза отдается Эрасту, чистые восхищения девушки омрачаются сознанием чего-то беззаконного, что вмешалось в ее любовь. И на это новое душевное состояние откликается по своему природа: “Между тем блеснула молния, и грянул гром. Лиза вся задрожала: “Эраст, Эраст! - сказала она.- Мне страшно! Я боюсь, чтобы гром не убил меня как преступницу!”

Беспокойство оказывается ненапрасным: пресыщенный молодой дворянин начинает охладевать в своих чувствах к Лизе. А в ее душе страх потерять любимого сменяется надеждой на возможность вернуть утраченное счастье. Тут Эраст надолго покидает Лизу, отправляясь в военный поход, где он проигрывает в карты все свое состояние, и по возвращении решает поправить дело женитьбой на богатой вдове. Узнав об этом из уст самого Эраста, Лиза впадает в отчаяние. Обманутая в лучших надеждах и чувствах, девушка бросается в пруд около Симонова монастыря - места ее счастливых свиданий с Эрастом.

В характере Эраста Карамзин предвосхищает распространенный в новой русской литературе тип разочарованного человека. По натуре Эраст добрый, но слабый и ветреный. Общественная жизнь и светские удовольствия ему надоели, он скучает и жалуется на свою судьбу. Под влиянием сентиментальных романов, которых Эраст вдоволь начитался, он мечтает о счастливых временах, когда люди, не обремененные условностями и правилами цивилизации, жили беспечно и дружно на лоне природы. Разочаровавшись в свете, в людях своего круга, Эраст ищет новых впечатлений. Встреча с Лизой удовлетворяет его мечты о гармонической жизни вдали от общества, в природной простоте нравов и обычаев. Но пастушеская идиллия ему вскоре надоедает.

Мотивы повести, связанные с Эрастом, в разных вариациях будут звучать в нашей литературе - в пушкинских “Цыганах”, в поздней драме Л. Н. Толстого “Живой труп” и романе “Воскресение”. А судьба Лизы отзовется в “Станционном смотрителе” Пушкина, в “Бедных людях” Достоевского. По существу, “Бедной Лизой” открывается ключевая в отечественной литературе тема “маленького человека”.

Правда, социальный аспект в отношениях Лизы и Эраста приглушен: Карамзин более всего озабочен в повести доказательством того, что “и крестьянки любить умеют”. Но именно потому социальный колорит в изображении характера Лизы у Карамзина отсутствует. Это является, пожалуй, самым слабым местом повести, ибо Лиза менее всего похожа на крестьянку, а более - на милую светскую барышню эпохи Карамзина, воспитанную на чувствительных сентиментальных романах. Ныне такой писательский подход к изображению людей из народа кажется наивным и нехудожественным. Но современники Карамзина, еще не читавшие ни Крылова, ни Пушкина, ни Гоголя, не только не чувствовали этой фальши, но восхищались до слез художественной правдой повести. Пруд у Симонова монастыря стал местом паломничества почитателей таланта Карамзина и получил название “Лизин пруд”. Сюда сходились на свидание сентиментальные парочки, сюда приходили тосковать и предаваться “меланхолии” люди с чувствительными и разбитыми сердцами. Так, один из светских остряков написал по этому поводу такое объявление:

“Здесь в воду бросилась Эрастова невеста,- Топитесь, девушки, в пруду довольно места!” А монахи прекратили эти паломничества просто: обнесли пруд забором и вывесили надпись, что пруд этот вовсе не называется Лизиным.

Все это и сейчас не может не вызывать улыбки, наивность и простодушие людей далекой от нас эпохи. Но при зрелом размышлении нельзя не согласиться, что “привязанную” к крестьянке устарелым литературным языком - историю девической любви с ее зарождения до катастрофы Карамзин передал с психологической достоверностью, в её зерне уже содержится и будущий Тургенев, певец “первой любви” и тонкий знаток девичьего сердца, и Лев Толстой с проникновением в душевное течение с его формами и законами. Узнаваемый во всем мире изощренный психологизм русской художественной прозы предчувствуется, появляется в кажущейся ныне наивной и даже неумелой повести этого писателя.