Домашний очаг

Правила классицизма в горе от ума. Принципы классицизма и отклонения от них в комедии “Горе от ума”

Главной художественной особенностью пьесы «Горе от ума» является соединение в одном произведении черт классицизма и критического реализма. От классицизма в «Горе от ума» сохраняется высокое гражданское содержание. Идея комедии может быть сформулирована следующим образом: в русском обществе начала XIX века борются две общественные силы - «век нынешний» и «век минувший». «Век минувший» представлен очень разнообразно: это практически все действующие лица, кроме Чацкого. «Век нынешний» - это Чацкий и несколько внесценических героев, о которых известно из разговоров действующих лиц (двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской князь Фёдор, несколько друзей Чацкого, о которых он вскользь упоминает). В пьесе в идеологическом столкновении побеждает на первый взгляд «век минувший»: Чацкий вынужден уехать из Москвы, где его объявили сумасшедшим из-за его смелых речей и поведения. Однако легко заметить, что на все критические замечания Чацкого о современной жизни дворянского общества представители фамусовского лагеря («века минувшего») не могут по существу ничего ответить. Они или ужасаются смелости молодого человека, или, как Фамусов, просто затыкают уши, или делают вид, что вообще ничего не слышат (конец третьего действия, когда в ответ на обличительный монолог Чацкого гости Фамусова танцуют). Поэтому, вслед за И.А.Гончаровым, можно сказать, что Чацкий и его идеи побеждены только подавляющей массой лагеря Фамусова, это временная победа, и оптимизм пьесы, несмотря на её грустный конец, заключается в том, что «век минувший» со своими устаревшими взглядами очень скоро должен будет отступить перед более прогрессивными убеждениями «нынешнего века». В эстетике классицизма для пьес был разработан рациональный список необходимых действующих лиц, и Грибоедов использует его: герой-влюблённый молодой человек (Чацкий), героиня - влюблённая девушка (Софья), простак - соперник или друг героя (Молчалин), благородные родители героя и героини (Фамусов), резонёр - персонаж, который в своих репликах высказывает отношение автора к изображаемому событию, (Чацкий), наперсница - подруга или служанка, в беседах с которой героиня открывает свои сердечные тайны, (Лиза). Грибоедов применяет и формальные приёмы классицизма: комедия написана в стихах, персонажи носят «говорящие» фамилии и имена, произносят реплики «в сторону» (условный приём для передачи мыслей героя). Главные герои - особенно Фамусов и Чацкий - произносят длинные монологи. Наконец, в комедии реализуется «правило трёх единств»: действие происходит в один день (единство времени), в разных комнатах дома Фамусова (единство места), Чацкий, без сомнения, является главным героем как в любовной интриге, так и в общественном конфликте (единство действия). Стремясь к единству действия, Грибоедов только намечает, но не развёртывает побочные сюжетные линии, например любовь Лизы, отношения четы Горичей и т.д. Одновременно в пьесе наблюдается множество нарушений принципов классицизма в пользу реалистического и критического изображения русской действительности первой четверти XIX века. Во-первых, Грибоедов взял предметом изображения в своей комедии современную ему русскую жизнь, а не античный миф или полулегендарную историю (последнее часто встречается в классицистических пьесах). Автор сделал героями своей комедии дворян среднего достатка, то есть самых обычных людей, а не выдающихся исторических деятелей или царей (последнее типично для классицистической драматургии). Через множество бытовых деталей описывается образ жизни среднего дворянского дома: как хозяева готовятся к балу, как Фамусов ругает прислугу или заигрывает с Лизой, как князь Тугоуховский пытается выдать замуж своих многочисленных дочерей и т.п. Во-вторых, Грибоедов, сохраняя классицистический набор действующих лиц, наделил своих героев сложными и многогранными характерами. В этом отношении драматург также нарушает эстетическую норму классицизма, где герои изображаются схематично, как воплощение одной главной страсти. Например, в образе Лизы, которая является классической наперсницей, сочетаются живость характера, искренняя привязанность к барышне, способность не только любить буфетчика Петрушу, но и дать отпор ухаживаниям Молчали-на и заигрываниям Фамусова, чтобы сохранить своё человеческое достоинство. Будучи крепостной, она высказывает глубокую мысль о положении слуги и любого зависимого человека: Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь. (I, 2) В заключительной сцене понятна справедливость этих слов, потому что Фамусов, застав Софью с Чацким в сенях, чрезвычайно рассердился, и гнев его обрушился прежде всего на Лизу: Ты, быстроглазая, всё от твоих проказ; Вот он, Кузнецкий мост, наряды и обновы; Там выучилась ты любовников сводить, Постой же, я тебя исправлю: Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить... (IV, 14) Вполне реалистическим характером наделён и Фамусов, который представлен в пьесе как любящий и заботливый отец, гостеприимный хозяин, хлебосольный русский барин с замашками крепостника, чиновник средней руки и идеолог «века минувшего». В-третьих, важной чертой реализма в комедии Грибоедова является речь персонажей. Если классицистические герои - от слуги до короля - говорят похожими торжественными фразами, рифмованным александрийским стихом, то для реалистических героев речь становится одной из важных характеристик. Мастерски написана речь Скалозуба, алогичная и переполненная военными терминами; жеманная речь княжон Тугоуховских, многословная болтовня Репетилова. Особенно выразительна речь Фамусова, который с каждым персонажем говорит по-разному. Со Скалозубом (возможным женихом Софьи) он говорит вежливо, ласково, даже заискивающе; с Софьей (любимой дочерью) - просто, но заметны его любовь и восхищение ею; со своим секретарём Петрушкой - грубовато, ворчливо; на Лизу в конце пьесы он кричит и топает ногами. Речь всех персонажей индивидуализированная, живая, только Чацкий изъясняется в комедии как классицистический герой («Что говорит! И говорит, как пишет» (II, 2), - характеризует его Фамусов). То, что Грибоедов различными способами рифмует разностопные строки, ещё больше создаёт впечатление, будто герои объясняются друг с другом не стихами, а с помощью обычного разговорного языка. В-четвёртых, развязка «Горя от ума» существенно отличается от традиционной в классицистической пьесе, так как не имеет назидательного характера. В конце грибоедовской пьесы Чацкий, благородный и бескорыстный борец за прогрессивные общественные идеалы, вынужден покинуть Москву. А безупречный герой классицистической пьесы не должен бежать от своих противников - он должен или победить их, или умереть, иначе какой же он герой! Таким образом, в «Горе от ума» страдают не злые клеветники-гости Фамусова, а жертва этой клеветы. Вопреки классицистической традиции развивается и любовная сюжетная линия: избранником героини является не добродетельный возлюбленный, а недостойный лицемер Молчалин. В-пятых, в классицизме совершенно недопустимо смешение в одном произведении высокого и низкого жанров. В «Горе от ума» соединяется сатирическое изображение фамусовского общества и высокая трагедия - страдание благородного Чацкого от несправедливого гонения. Итак, принято считать, что в истории русской литературы у истоков реализма стоят два произведения - «Горе от ума» и «Евгений Онегин». При этом следует отметить, что в «Горе от ума», наряду с чертами реализма, присутствуют признаки классицизма: серьёзное гражданское содержание, традиционный состав героев, преобладание монологической речи, реплики «в сторону», «говорящие» фамилии, стихотворная форма, «правило трёх единств». Однако все эти классицистические черты касаются главным образом внешней, формальной стороны пьесы. Кроме того, в «Горе от ума» можно отметить признаки романтизма (гордый и одинокий Чацкий противопоставлен всему фа-мусовскому обществу, присутствует мотив изгнания, упоминаются странствия героя) и признаки сентиментализма (Софья искренне любит бедного Молчалина). В существенных признаках Грибоедов принципиально нарушает эстетику классицизма и других предшествующих литературных направлений. Драматург создаёт сложные, разносторонние, социально мотивированные характеры героев, в которых переплетаются положительные и отрицательные черты. Образы Чацкого и Софьи показаны даже в развитии. Предметом изображения Грибоедов выбрал не античные времена, а современную ему русскую действительность с её общественными проблемами и конфликтами. Комедия лишена откровенной поучительности, потому что в финале порок не наказан. Таким образом, можно доказательно утверждать, что комедия «Горе от ума» действительно написана в рамках критического реализма, но имеет и признаки классицизма.

Комедия “Горе от ума” создавалась в начале 20-х годов XIX века. Главный конфликт, на котором построена пьеса, - противостояние “века нынешнего” и “века минувшего”. Над литературой того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег, по мере необходимости, некоторыми законами ее построения.

Любое классицистическое произведение (драма) должно было строиться на принципах единства времени, места и действия, постоянства характеров.

Первые два принципа довольно строго соблюдены в комедии. В произведении можно заметить не одну, как было принято, любовную интригу (Чацкий - Софья, Софья - Молчалин, Молчалин - Лиза, Лиза - Петруша), но все они как бы выстраиваются “в одну линию”, не нарушая единства действия. В классицистических произведениях любовной паре господ соответствовала пара слуг, их пародирующая. В “Горе от ума” эта картина смазана: сама хозяйская дочь влюблена в “слугу” (Молчалина). Таким образом Грибоедов хотел показать реально существующий тип людей в лице Молчалина, которого Фамусов “безродного пригрел и ввел в секретари...” (а теперь Молчалин готовится стать дворянином, женившись на его дочери).

Большинство классицистических произведений было построено на принципе: долг выше чувства. В комедии “Горе от ума” важную роль играет любовный конфликт, который перерастает в социально-политический.

Все герои классицистических произведений были четко разделены на положительных и отрицательных. Этот принцип соблюдается только в общих чертах: так называемое “фамусовское общество” противопоставляется герою, выражающему новые, прогрессивные взгляды. Но если рассматривать каждого представителя этого общества в отдельности, то выяснится, что каждый из них не так уж плох. Например, в образе Фамусова (главного антипода Чацкого в общественном конфликте) вырисовываются вполне понятные положительные человеческие черты: ок любит дочь, желает ей добра (в своем понимании), а Чацкий для него - родной человек (после смерти отца Чацкого Фамусов стал его опекуном я воспитателем) в начале комедии. Фамусов дает Чацкому вполне дельные советы:

Во-первых, не блажи,

Именьем, брат, не управляй оплошно,

А главное - поди-тка, послужи...

Образ же положительного героя, прогрессиста Чацкого, отмечен некоторыми отрицательными чертами: вспыльчивостью, склонностью к демагогии (не зря А. С. Пушкин недоумевал: зачем главный герой произносит пламенные речи перед этими тетушками, бабушками, репетиловыми), чрезмерной раздражительностью, даже злобой. (“Не человек - змея” - это оценка Чацкого бывшей возлюбленной Софьей). Такой подход к главным героям свидетельствует о появлении новых, реалистических тенденций в русской литературе.

В классицистической комедии обязателен хороший конец, то есть победа положительных героев и добродетели над отрицательными героями, над пороком. В “Горе от ума” количество отрицательных героев во много раз больше количества положительных (к положительным героям можно отнести Чацкого и еще двух внесценических персонажей - родственника Скалозуба, о котором он говорит: “Чин следовал ему, он службу вдруг оставил, в деревне книжки стал читать”; и племянник княгини Тугоуховской, о котором она с пренебрежением сообщает: “...он химик, он ботаник, князь Федор, мой племянник”). А из-за несоответствия сил положительные герои в пьесе терпят поражение, “они сломлены силой старой”. Фактически же, Чацкий уезжает победителем, так как он уверен в своей правоте. Кстати, использование внесценических персонажей - также новаторский прием. Эти герои помогают осмыслить происходящее в доме Фамусова более широко, в масштабах всей страны; они как бы расширяют, раздвигают рамки повествования.

По законам классицизма жанр произведения строго определял его содержание. Комедия должна была быть либо юмористической, фарсовой, либо носить сатирический характер. Комедия Грибоедова не только сочетает в себе два этих типа, но еще вбирает в себя чисто драматический элемент. В комедии есть такие герои, как Скалозуб и Тугоуховские, смешные в каждом своем слове и действии. Или такие, как княжны, которым даже не дали имена (пародия на всех московских барышень) Платон Го-рич, “муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей, высокий идеал московских всех мужей”; безымянные господа N и П, необходимые, чтобы показать жестокий механизм распространения сплетни в светском обществе (элементы сатиры). В комедии использованы и другие приемы комического изображения: говорящие фамилии (Скалозуб, Молчалив, Репетилов, Горич, Тугоуховские, Фамусов), “кривое зеркало” (Чацкий-Репетилов).

Так же, как и все произведение сочетает в себе юмор и сатиру, главные герои его (Чацкий и Фамусов) неоднозначны. Над главой семейства и хозяином дома, Фамусовым, мы весело смеемся, когда он заигрывает с Лизой, из кожи вон лезет, чтобы выдать свою дочь за нелепого Скалозуба, но задумываемся над устройством общества того времени, когда он, взрослый и уважаемый всеми человек, опасается, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна”.

Чацкий еще более неоднозначный герой. Он в чем-то выражает точку зрения автора (выступает резонером), сначала иронизирует над московскими жителями, укладом их жизни, но, мучаясь от неразделенной любви (герой-любовник), озлобляясь, начинает обличать всех и вся (герой-обличитель).

Итак, Грибоедов хотел высмеять пороки современного ему общества в комедии, построенной в соответствии с канонами классицизма. Но, чтобы более полно отразить реальную ситуацию, ему пришлось отступить от канонов классицистической комедии. В итоге, мы можем сказать, что в комедии “Горе от ума” сквозь классицистическую форму произведения, построенного по принципам “века минувшего”, проглядывают черты нового литературного направления, реализма, открывающего для писателя новые возможности изображения реальной жизни.

«Горе от ума» - одно из самых злободневных произведений русской драматургии

«Горе от ума» - одно из самых злободневных произведений русской драматургии, блестящий пример тесной связи литературы и общественной жизни, образец умения писателя в художественно совершенной форме откликнуться на актуальные явления современности. Проблемы, поставленные в «Горе от ума», продолжали волновать русскую общественную мысль и русскую литературу много лет спустя после появления пьесы.

В комедии отражена эпоха, наступившая после 1812 г. В художественных образах она дает яркое представление о русской общественной жизни конца 10-х - начала 20-х гг. XIX в.

На первом плане в «Горе от ума» показана барская Москва. Но в разговорах, репликах персонажей возникает и облик столичного министерского Петербурга, и саратовская глушь, где живет тетка Софьи, и необозримые равнины, «все та же глушь и степь» бескрайних просторов России (ср. лермонтовскую «Родину»), которые представляются воображению Чацкого. В комедии выступают люди самого различного общественного положения: от Фамусова и Хлёстовой - представителей московской дворянской среды - до крепостных слуг. А в обличительных речах Чацкого звучал голос всей передовой России, возникал образ «умного, бодрого» нашего народа (ср. заметку Грибоедова «Загородная поездка», 1826).

«Горе от ума» - плод патриотических раздумий Грибоедова о судьбах России, о путях обновления, переустройства ее жизни. С этой высокой точки зрения и освещены в комедии важнейшие политические, моральные, культурные проблемы эпохи: вопрос о крепостном праве, о. борьбе с крепостнической реакцией, о взаимоотношении народа и дворянской интеллигенции, о деятельности тайных политических обществ, о воспитании дворянской молодежи, о просвещении и русской национальной культуре, о роли разума и идей в общественной жизни, проблемы долга, чести и достоинства человека и так далее.

Историческое содержание «Горя от ума» раскрывается прежде всего как столкновение и смена двух больших эпох русской жизни - «века нынешнего» и «века минувшего» (в сознании передовых людей того времени историческим рубежом между XVIII и XIX столетиями была Отечественная война 1812 года - пожар Москвы, разгром Наполеона, возвращение армии из заграничных походов).

В комедии показано, что столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим» было выражением борьбы двух общественных лагерей, сложившихся в русском обществе после Отечественной войны,- лагеря феодальной реакции, защитников крепостной старины в лице Фамусова, Скалозуба и других, и лагеря передовой дворянской молодежи, облик которой воплощен Грибоедовым в образе Чацкого.

Столкновение прогрессивных сил с феодально-крепостнической реакцией являлось фактом не только русской, но и западноевропейской действительности того времени, отражением социально-политической борьбы в России и в ряде стран Западной Европы. «Общественные лагери, столкнувшиеся в пьесе Грибоедова, были всемирно-историческим явлением,- справедливо замечает М. В. Нечкина.- Они создавались к моменту революционной ситуации и в Италии, и в Испании, и в Португалии, и в Греции, и в Пруссии, и в других европейских странах. Всюду они принимали своеобразные формы… Выражаясь образно, Чацкий в Италии был бы карбонарием, в Испании - «эксальтадо», в Германии - студентом» ‘. Добавим, что самим фамусовским обществом Чацкий воспринимался сквозь призму всего европейского освободительного движения. Для графини-бабушки он «окаянный вольтерьянец», для княгини Тугоуховской - якобинец. Фамусов с ужасом называет его карбонарием. Как видим, основные этапы освободительного движения на Западе - просветительство XVIII в., якобинская диктатура 1792-1794 гг. и революционное движение 20-х гг.- указаны в комедии весьма точно. Как подлинно великий художник, Грибоедов отразил в «Горе от ума» существенные стороны действительности своего времени, целой большой эпохи всемирно-исторического масштаба и значения. Основным и важным в ту пору и было противоречие и столкновение двух указанных общественных лагерей, борьбу которых Грибоедов раскрывает в ее широких исторических связях как современных, так и прошлых.

В обличительных речах Чацкого и восторженных рассказах Фамусова воссоздан образ восемнадцатого, «минувшего века». Это «век покорности и страха», «век Екатерины» с его «вельможами в случае», с льстецами-придворными, со всей пышностью и развращенными нравами, с безумным мотовством и пирами в «великолепных палатах», с «роскошными забавами» и нищетой крепостных крестьян и с «окаянными вольтерьянцами», о которых со старческим возмущением вспоминает графиня-бабушка.

«Век минувший» и является идеалом барского, фамусовского общества. «И награжденья брать и весело пожить» - в этих словах Молчалина, как и в фамусовском восхищении екатерининским вельможей и богачом Максимом Петровичем, выражен весь идеал фамусовского общества, его грубо эгоистическая философия жизни.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

Черты классицизма, реализма и романтизма в комедии А. С. Грибоедова *Горе от ума»

Комедия А. С. Грибоедова еГоре от ума» была написана в 1820-1824 годах, именно в то время, когда на сцене господствовал классицизм, но в литературе уже появился реализм и активно раз­вивался романтизм. Поэтому в комедии присут­ ствуют как черты классицизма, так и черты ро­ мантизма, а, кроме того, *Горе от ума» по праву считают первым реалистическим произведением.

В своей комедии Грибоедов руководствуется эстетическими принципами классицизма, твор­ чески изменяя их. Так, в основном соблюдается принцип трех единств. Действие происходит только в доме Фамусова и укладывается в сутки: события начинают развиваться рано утром и за­ канчиваются поздно вечером, когда гости разъез­ жаются после бала. Однако единство действия нарушается: помимо сюжетной линии Софья - Молчалин - Чацкий, в комедии присутствует общественный конфликт, который не укладыва­ ется в рамки любовного сюжета. Количество дей­ ствующих лиц также не соответствует класси­ цистическому канону: в «Горе от ума» их более двадцати. Кроме того, для типизации введены внесценические персонажи, что недопустимо в классицистическом произведении, так как нару­шается единство действия.

Грибоедов сохраняет традиционную «систему амплуа». Сюжет основан на развитии «любовно­ го треугольника». В комедии есть героиня, два любовника (герой-любовник и второй любовник), а также горничная, устраивающая их свидания, и отец, не догадывающийся об увлечении собст­ венной дочери. Однако есть и отступления от традиции. Чацкий не совсем герой-любовник, так как терпит крах в любви, а также выполняет функцию резонера. Следует отметить, что и Мол- чалин не подходит под амплуа второго любовни­ ка, ведь он удачлив в любви, но и амплуа первого он тоже не соответствует, так как не является идеальным героем и изображен с негативной ав­ торской оценкой. Выходят за рамки традицион­ных характеров и второстепенные персонажи в этой любовной интриге. Лиза не только субретка, но и своеобразный второй резонер. Она дает мет­ кие характеристики действующим лицам: в экс­ позиции комедии говорит про Фамусова, что, как все московские отцы, хотел бы «зятя он с звездами да с чинами», и с деньгами, «чтоб мог давать он балы*. Также Лиза метко подмечает, что Чацкий «чувствителен, и весел, и остер*. Та­ ким образом, характеры не укладываются в рам­ ки традиционных амплуа, они шире.

В «Горе от ума» также сохраняется принцип «говорящих фамилий » , среди которых можно выделить несколько типов, К первому относятся собственно говорящие фамилии, которые указы­ вают на одну важную черту героя. Например, фа­милия Фамусов, возможно, происходит от латин­ского слова «Гата» - молва. Следовательно, об­ ладатель этого имени - человек, преклоняю­ щийся перед общественным мнением, бо-ящийся сплетен. Но это не единственное качество, на ко­ торое указывает эта фамилия. Ю. Тынянов пред­ положил, что «Фамусов» имеет отношение к анг­ лийскому *^апкшзэ - известный. И действи­ тельно, Павел Афанасьевич достаточно извест­ ный в Москве человек: все наперебой зовут его в гости, на погребенье, на крестины. Фамилия Ту-гоуховский указывает на физический порок пер­сонажа: князь, действительно, был тугим на ухо, Фамилия Репетилов происходит от французского слова «гере^ега - повторять. И на самом деле этот герой не имеет собственных мыслей, а по­ вторяет то, что говорят другие, часто искажая первоначальный смысл услышанного, Молча- лин же не просто молчаливый, но как человек, зависящий от других, не считает возможным свободно выражать свое мнение.

Второй тип - фамилии оценивающие, К ним можно отнести фамилии Скалозуб, Хрюмина, Хлестова, в которых явно выражено негативное отношение автора к их носителям.

Имя Чацкого ассоциируется с именем Чаада­ ева, философа и общественного деятеля. Другой возможный смысл его фамилии- то, что он в чаду.

Однако ни одна фамилия не раскрывает полно­ стью характера героя, так как характер часто не­ однозначен и не исчерпывается одной чертой.

Композиция комедии в основном соответству­ ет классицистическим канонам. В комедии четы­ре действия: в первом- экспозиция и завязка, во втором - развитие сюжетной линии, в тре­ тьем - кульминация, а в четвертом - развязка. Действие комедии начинают второстепенные персонажи: Лиза и Фамусов, которые вводят зрителя в курс дела.

Также в комедии присутствуют и черты ре­ ализма. По словам Гончарова, Грибоедов умело с помощью группы из двадцати лиц отобразил, как случ света в капле воды, всю прежнюю Москву, ее дух, исторический момент и нравы», что указывает на типичность характеров и обсто­ ятельств, показанных в произведении. Кроме то­го, писатель точен в подборе деталей.

Можно еще отметить, что герои этого произве­ дения не только типы, но и индивидуальности. Фамусов, например, не только служащий в ка зенном месте, но и человек, обладающий своими взглядами и убеждениями, а кроме того - любя­ щий отец и легкомысленный барин, заигрываю­ щий с горничной своей дочери. А Софья способна как на глубокие чувства, так и на подлость. Она беззаветно любит Молчалина и в то же время пускает сплетню о сумасшествии Чацкого.

Таким образом, в произведении, помимо геро­ ев, изображенных с преимущественно отрица­ тельной или положительной оценкой, есть герои, пафос изображения которых неоднозначен, В от­личие от классицистических пьес в комедии Гри­боедова порок не наказан, а добродетель не тор­ жествует. Молчалин скрывается в своей комна­ те до того, как Фамусов появляется на сцене, Чацкий же вынужден бежать из Москвы, «ис­ кать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок».

Можно отметить, что характер конфликта в произведении отчасти романтический, так как одинокая сильная личность противостоит целому обществу, Гончаров писал, что в «Горе от ума* присутствуют два лагеря; с одной стороны, ла­ герь Фамусовых и всей партии «отцов и стар­ ших*, с другой - один пылкий и отважный бо­ ец, «враг исканий». Чацкий единственный из сценических персонажей противостоит всему об­ ществу* Также Гончаров называет роль Чацкого «страдательной*, так как герой «сломлен коли­ чеством старой силы* и вынужден бежать из Москвы, В пьесе присутствуют мотив одиночест­ ва и мотив путешествия, характерные для роман­ тизма. Чацкий пускается в дорогу, спасаясь от прошлого, в надежде избавиться от «мильона терзаний *.

Таким образом, можно сказать, что в пьесе присутствуют элементы трех направлений - классицизма, романтизма и реализма. Слож­ ность творческого метода, которым была написа на комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума*», объ­ ясняется эпохой, когда в литературе одновремен­ но существовало несколько направлений.

Комедия «Горе от ума»: художественный метод.

1. Художественный метод - особый тип образного видения мира и отражения действительности, особый принцип отбора и оценки писателем явлений действительности. Понятие художественного метода включает в себя:

    принципы художественного отбора;

    способы художественного обобщения;

    принципы эстетической оценки действительности с позиции идеала;

    принципы художественного воплощения действительности в произведении искусства.

Основные методы – реалистический и нереалистический (например, романтизм, сентиментализм и др.)

2. Реализм в России (литературные формы).

    Основное свойство – посредством типизации отражать жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.

    Черты:

    • стремление к широкому охвату действительности в ее противоречиях, глубинных закономерностях и развитии;

      тяготение к изображению человека в его взаимодействии со средой, внутренний мир персонажей, их поведение несут на себе приметы времени, большое внимание уделяется социально-бытовому фону вермени;

      универсальность в изображении человека;

      историческая точка зрения на жизнь.

3. Этапы развития реализма в России:

Просветительский реализм (Фонвизин, Новиков, Радищев, Крылов);

- «синкретический» реализм: сочетание раелистических и романтических мотивов при доминанте реалистического (Грибоедов, Пушкин, Лермонтов);

Критический реализм – обличительная направленность, решительный празрыв с романтической традицией (Гончаров, Тургенев, Некрасов, Островский и др);

Социалистический реализм – проникнут революционной действительностью и ощущением социалистического преобразования мира, близок к классицизму по многим принципам изображения действительности.

4. Метод и герой Грибоедова.

Грибоедов одним из первых русских драматургов обращается к реалистическому методу изображения действительности. Противоречия в образе главного героя «горя от ума» - не только противоречия его натуры. Но и особенность проявления нового метода литературы. Это позволяет Грибоедову отразить новый тип личности, в котором выявились важнейшие тенденции русского общества начала Х1Х века. Писатель показал наиболее актуальный конфликт: старое не сдает своих позиций, в то время как новое активно вторгается в жизнь, желая распоряжаться в ней, устанавливать свои законы. Это фронтальный конфликт русской жизни того времени и, как впоследствии оказалось, всего Х1Х и начала ХХ века.

ПРИЗНАКИ РЕАЛИЗМА В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»:

    отсутствие сюжетной развязки и благополучного финала (неразрешенность и неразрешимость конфликта, то есть «открытый финал»);

    переосмысление системы персонажей, свойственной романтизму (вершинная – с одним главным героем);

    характеры раскрыты глубоко и многосторонне, с учетом противоречий, идивидуализированы с помощью речевых портретов;

    мотивированностьсюжетных коллизий и поступков персонажей;

    переосмысление романтического конфликта «ГЕРОЙ-ОБЩЕСТВО»;

    построение пьесы на основе двух сюжетных линий (любовная и социально-политическая);

    отсутствие крупных переломных событий;

    афористичность речи персонажей, «эпиграммическая соль» реплик героев.

    современный конфликт, современный герой, выражающий самую актуальную тенденцию русского общества.

ПРИЗНАКИ КЛАССИЦИЗМА В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»:

    обширные монологи, не способствующие развитию действия;

    традиционное количество актов – 5;

    наличие «трех единств» (времени, места и действия), с нарушением единства действия;

  • наличие «говорящих» фамилий и имен (Молчалин, Скалозуб, Софья и др);

    наличие традиционных амплуа (Лиза – субретка: подруга и служанка главной героини).

ПРИЗНАКИ РОМАНТИЗМА В «ГОРЕ ОТ УМА»:

    герой, вступая в конфликт с обществом, уходит от действительности;

    в центр комедии поставлен соновной конфликт романтизма «ГЕРОЙ-ОДИНОЧКА И ОБЩЕСТВО».

3. КОМЕДИЯ «ГОРЕ ОТ УМА»: ПРОБЛЕМА ЖАНРА.

1). КОМЕДИЯ - жанр драматического произведения, в основе которого лежит противоречие (=несоответствие) реального и воображаемого, истинного и мнимого, прекрасного и безобразного, вызывающее смех. Различают комедии положений, комедии нравов, лирические комедии, сатирические комедии, комедии характеров, однако возможно и слияние тех или иных разновидностей в едином целом.

ПРИМЕЧАНИЕ: «Горе от ума» - комедия характеров.

2). КОМИЧЕСКОЕ – эстетическая категория, отражающая противоречия, присущие явлениям действительности, в основе которой – смех.

3). ПРИЕМЫ КОМИЧЕСКОГО В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»:

    прием «разговора глухих» . Собеседники не слышат друг друга и произносят словно два монолога параллельно друг другу, а не участвуют в диалоге (2 действие, 1 явление, Фамусов и Чацкий);

(3 действие, 3 явление, Чацкий и Молчалин);

Фарсовая сцена общения еле слышащей графини бабушки с совершенно глухим князем Тугоуховским (4 действ., 20 явл).

    прием «кривого зеркала». Герои пародийно повторяют друг друга. (Например, Чацкий и Репетилов: само имя Репетилова говорит о его вторичности, о подчиненности его образа фигуре главного персонажа произведения. Репетилов - от франц. слова «повторять». Ни Чацкого, ни Репетилова никто всерьез не принимает и не слушает. «Кривое зеркало» до абсурда доводит черты именно Чацкого, показывает его недостатки и слабости.

    Прием «говорящих имен». Это традиционный прием мировой литературы, когда имя персонажа предполагает и его характер, настраивая читателя на восприятие образа-персонажа. (Тугоуховский – глух, Молчалин – подчеркнуто немногословен, Скалозуб – не к месту хохочет, «скалит зубы», Фамусов - от латинского слова «ФАМА» - молва, Софья – мудрость, Чацкий – звуковая ассоциация со словами «чадить»- пускать дым и фамилией «Чаадаев». Чаадаев – философ-западник, признанный сумасшедшим.)

4. ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА ЧАЦКОГО.

    Чацкий – новый тип человека, действующий в истории русского общества. Главная его идея – гражданское служение. Самое ненавистное для него – рабство во всех проявлениях. Все окружающее, по его мнению, нуждается в тотальной переделке. Столкновение Чацкого с фамусовским миром - не бытовое, не частное. Оно носит всеобщий характер. Чацкий привносит в общество реформаторский пыл. В глазах общества Чацкий – человек опасный («карбонарий»), нарушающий привычную установку существования мира. Для зрителя это революционер, перепутавший светскую гостиную и гражданский диспут.

    Грибоедов первый в русской литературе Х1Х века показал «лишнего человека» (термин А.И.Герцена), механизм его появления в русском обществе. Чацкий – первый в этом ряду. За ним – Онегин, Печорин, Базаров.

Сочинение на тему «Черты классицизма» в комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова

Классицизм (от лат. classicus – образцовый) как стиль европейской литературы 17 - нач. 19 веков возник в результате обращения к искусству античности и поэтике Аристотеля и Горация. Отсюда и культ разума и обобщенных идеальных образов без конкретно-индивидуальных особенностей. Классицизм с его нормативностью должен был представлять жизнь в идеально-прекрасном виде и вести к совершенствованию человеческой натуры. Развернутая эстетическая теория классицизма была создана во Франции Николо Буало в поэме "Поэтическое искусство" (1674 г.) Теория жанров делила произведения на "высокие" (эпопея, трагедия, ода) и "низкие" (сатира, басня, комедия). Произведения классицизма должны были строго следовать следующим принципам:

Правило трех единств: времени, места и действия;

Гармония и соразмерность частей;
-логическая стройность и лаконизм композиции;
-простота сюжета;
-ясность и четкость языка (стиль и язык должны строго соответствовать выбранному жанру)

Русский классицизм возникший во второй четверти 18 века, под сильным воздействием идей просветительской идеологии, характерной для продолжателей реформ Петра I, в большей степени был направлен на конкретные явления русской действительности, на преобладание национально-исторической тематики над античной.

В начале 19 века в России усилилась борьба за народность и истинность литературы в их неразделенности: освобождение от чужеродных влияний, за обращение к народной героике, "просторечию", неприкрашенному изображению народного быта.

Возникли споры о назначении комедии, о её разных направлениях:

1. Злободневная, "колкая", памфлетно-сатирическая комедия, (А.А. Шаховской, М.Н. Загоскин) ставила целью эстетическую полемику и исправление нравов.

2. Светская комедия (А.И. Писарев, Хмельницкий) – свободная от нравоучений, подчинялась поискам изящной, динамичной интриги и непринужденных форм стихотворного диалога, близкого к салонной беседе.

Будучи одним из создателей жанра "светской" комедии, А.С. Грибоедов уже с первых шагов стремился творчески использовать идейно-тематические и жанрово-стилистические особенности обоих типов русской комедиографии.

Комедия (как более свободный "низкий" жанр, призванный отражать современную действительность) легче воспринимала вариативность использования изобразительных средств. Она могла быть сатирической, героической или лирической, а могла и соединять в себе разные типы. И чем талантливей был автор, тем органичней сливались в его произведениях элементы различных типов комедий.

Грибоедов добивался естественного развития действия комедии, живости стиха, выразительных характеристик персонажей (острых, легких и жизненных), а также стремился создать ироничные зарисовки дворянского быта, осваивал стихию просторечия. Все эти напряженные творческие поиски блистательно воплотились в главном произведении Александра Сергеевича Грибоедова – комедии "Горе от ума".

При создании комедии "Горе от ума" Грибоедов использовал правило трех единств драматургии классицизма:

Единство места действия – дом Фамусова;
- единство времени действия – всё происходит в один день - день приезда Чацкого в Москву;
- единство действия – непрерывность действия концентрируется вокруг Чацкого.

Русская комедия предпочитала "частной завязке" (т.е. интриге частной жизни) – "общую завязку", при которой в действие вовлекалась определенная социальная среда в целом. У Грибоедова комедия, начинаясь, как "частная" история неразделенной любви, постепенно переросла в конфликт представителя независимой мысли (пылкого, нетерпимого, но честного и благородного героя) с окружающей его социальной средой (косной, бездуховной и беспринципной, яростно враждебной любым проявлениям свободной мысли, попыткам обновления норм жизни).

Фамусовская барская Москва олицетворяет узнаваемые законы застойного жизненного уклада ("времен Очакова и покоренья Крыма"), сохраняющие свою силу при всех "превращеньях" правлений, климатов и нравов, и умов". Конфликт между "либералом" и "ретроградами" предстаёт как проявление борьбы за права и достоинство личности вообще. За обретение этой личностью законного места в современном обществе, за её прочную связь с основами национальной жизни. В комедии зреет сатирический социальный пафос, конфликт взят автором из общественной жизни своего времени.

Строгая эстетическая дисциплина классицизма не мешала Грибоедову наполнить комедию жизненной правдой и с небывалой свободой использовать новые формы драматической образности. "Я как живу, так и пишу свободно и свободно". Эта свобода творческого осознания, независимость художественных представлений от условностей и стеснительных правил позволили Грибоедову создать великую комедию.

Комедийное построение легко и органично включило в себя публицистику, сатиру, нравоописание, тонко разработанную любовно-психологическую драму, трагедийные мотивы. Даже самые патетические монологи Чацкого вовлекались в динамику непрерывной смены комических положений, подчиняясь комедийному темпу и ритму. Стихия смешного завладевала высоким героем, не изменяя его природы, сосуществуя с патетикой и сарказмом, любовью и озлоблением, идеологическим пафосом и психологическими тонкостями. Развитие действия комедии подтверждало справедливость обличений Чацкого, но вскрывались не просто отдельные пороки барской или чиновничьей среды, но и ненормальность общества в целом. Когда фарсовая острота "диалога глухих" вместе с комедийными недоразумениями сгустилась до предела, комедия приобрела трагический смысл.

Потому что трагична участь Предтечи, горе Уму в обществе глухих к нему. Слепая беспощадность мгновенно объединившихся сил зла перед опасностью покушения на его главные механизмы (мздоимство, поклонение чинам и богатству, "радение родному человечку") и незащищенность нарождающихся сил добра – гениальное открытие Грибоедова, составившее смысловую основу великой комедии.

Условные комедийные образы преобразились в типические характеры, отчасти сохранившие связь с традиционными амплуа, но уже вобрали в себя черты живой действительности. Скалозуб, Репетилов, Молчалин – это характерные для комедии имена-маски, но умея выделить в действительности самое существенное и характерное, автор так изобразил своих персонажей, что мы ощущаем стоящие за ними социальные законы, определяющие их психику и поведение.

В "Горе от ума Грибоедов создал целую галерею реалистических художественных типов. Имена персонажей стали нарицательными и сегодня служат обозначением таких явлений, как бюрократизм и чванство (фамусовщина), подхалимство и подлость (молчалинство), дешевое либеральное пустословие (репетиловщина), и т. д.

Речь персонажей не расходится с их психологической характеристикой, принимая соответствующий колорит. Житейское правдоподобие и критерий поэтической правды выступают в полном согласии друг с другом.

Синтетичность драматургической поэтики Грибоедова особенно ярко проявилось в языке комедии. Разностопный ямб "Горя от ума" сравнялся в гибкости с разговорной речью; стихотворные монологи, диалоги, реплики стали передавать интонации персонажей, оттенки их психологии и особенности поведения. А традиционная афористическая отточенность сценической речи у Грибоедова зиждется на новой основе, - он привлёк ресурсы меткости и краткости народного слова, сблизив его с законами построения пословиц и породив множество новых пословиц и поговорок.

"Счастливые часов не наблюдают",
"Ах! злые языки страшнее пистолета",
"Всё врут календари",
"Служить бы рад, прислуживаться тошно",
"Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок",
"Блажен, кто верует, тепло тому на свете!"

В примерах недостатка нет, ещё Пушкин предсказал, что половина стихов "Горе от ума" войдёт в пословицы. Грибоедов осуществил двусторонний процесс взаимосвязи и взаимообогащения живого разговорного языка народа и языка литературного.

Подводя итоги, нам хотелось бы отметить парадоксы комедии Грибоедова "Горе от ума".

1. По определению Пушкина Грибоедов в своем произведении обнажил и вынес на суд проблемы и болезни нашего общества, воплощая тем самым принцип "высокой комедии", которая "не основана единственно на смехе, но на развитии характеров, и… близко подходит к трагедии".

По теории жанров классицизма Грибоедов работает в низком жанре, а в результате создаёт по общему признанию высокую комедию.