Семья и Дети

Преподобный кирилл белозерский. Русский святой кирилл белозерский Кирилл белозерский и сергий радонежский

Преподобный Кирилл Белозерский, с житием в 21 клейме.

Начало XVI века. Мастерская Дионисия.
Дерево, темпера. 150,5 × 116,7 × 3,3.
Пост. в 1933 через Антиквариат. ДРЖ-2741.
Раскрыта в ЦГРМ (1928–1929, Е. А. Домбровская).

Порядок клейм:

  1. Пострижение св. Кирилла;
  2. Беседа св. Кирилла с прп. Сергием Радонежским;
  3. Поставление св. Кирилла в архимандриты;
  4. Св. Кирилл покидает Симонов монастырь;
  5. Свв. Кирилл и Ферапонт уходят в Белозерский край;
  6. Основание монастыря на Сиверском озере;
  7. Чудо об Андрее, поджегшем келью св. Кирилла;
  8. Избавление монастыря от пожара;
  9. Св. Кирилл принимает посланцев князя Белевского;
  10. Явление св. Кирилла во сне князю и княгине Белевским, спасение их от «бесчадия»;
  11. Чудо об умножении монастырского вина;
  12. Чудо об умножении монастырских хлебов;
  13. Спасение рыбаков от гибели на озере;
  14. Св. Кирилл оживляет умирающего инока и причащает его;
  15. Явление Богоматери и св. Кирилла во сне боярину Роману;
  16. Исцеление от слепоты княгини Карголомской;
  17. Беседа св. Кирилла с Христофором.
  18. Прощание св. Кирилла с иноками;
  19. Погребение св. Кирилла;
  20. Явление св. Кирилла старцу;
  21. Исцеления у гроба св. Кирилла.

Расшифровка условных обозначений и сокращений:

  • ЦГРМ = Центральная государственная реставрационная мастерская
Лазарев 2000/1


с. 370 ¦ 120. Мастерская Дионисия. Кирилл Белозерский с житием

Конец XV века. 152×117. Русский музей, Ленинград .

Из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Сохранность хорошая. В клеймах дается подробный рассказ о жизни Кирилла, пользовавшегося особой популярностью в Северной Руси. По сравнению с иконами митрополитов Петра и Алексия гамма выдержана в более плотном и темном тоне, а композиции клейм менее разрежены и менее ритмичны. с. 370
¦

  1. Пострижение святого Кирилла в Симоновом монастыре
  2. Беседа святого Кирилла с преподобным Сергием Радонежским
  3. Поставление на священство
  4. Святой Кирилл оставляет Симоновскую архимандритию
  5. Уход святых Кирилла и Ферапонта из Симонова монастыря
  6. Водружение креста на берегу Сиверского озера и сооружение кельи
  7. Чудо об Андрее. Приход делателей церковных
  8. Избавление монастыря от пожара
  9. Приход посланцев князя Белевского
  10. Явление святого Кирилла во сне князю и княгине Белевским
  11. Чудо об умножении служебного вина
  12. Чудо об умножении монастырских хлебов
  13. Спасение рыбаков от потопления
  14. Чудо о монахе Далмате
  15. Явление Богоматери и святого Кирилла во сне боярину Роману Александровичу
  16. Исцеление от слепоты княгини Карголомской и некоей жены
  17. Пророчество святого Кирилла о своей смерти
  18. Прощание святого Кирилла с братией и благословление преемника
  19. Погребение преподобного Кирилла
  20. Явление слуге Авксентию
  21. Исцеления у гроба прп. Кирилла. Видение прп. Кирилла неким старцем

Литература:

  • Русские монастыри 1997. Русские монастыри: искусство и традиции. - CПб.: Palace Editions, 1997. - Стр. 38.
  • Лазарев 2000/1. Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века . - М.: Искусство, 2000. - Стр. 122, 370, № 120.
  • Соловьева 2009. Соловьева И. Д. Преподобный Кирилл Белозерский. Житие в иконе. - М.: Гранд-Холдинг, 2009.

Преподобный Кирилл, игумен Белоезерский (в миру Косма) родился в Москве у благочестивых родителей. В юные годы он остался сиротой и жил у своего родственника, боярина Тимофея Васильевича Вельяминова, окольничего при дворе великого князя Димитрия Донского (1363 - 1389). Светская жизнь тяготила юношу. По просьбе преподобного Стефана Махрищского (+ 1406; память 14 июля) боярин отпустил Коcму в Симонов монастырь, где он и принял постриг от святого Феодора (+ 1395, память 28 ноября) с именем Кирилл. Иноческие послушания преподобный Кирилл исполнял под руководством старца Михаила, впоследствии епископа Смоленского. Ночью старец читал Псалтирь, а преподобный Кирилл клал поклоны, но по первому удару колокола шел к утрени. Он просил у старца дозволения вкушать пищу через 2 - 3 дня, но опытный наставник не разрешил этого, а благословил есть каждый день с братией, только не до сытости. Послушание преподобный Кирилл нес в хлебопекарне: он носил воду, колол дрова, раздавал хлеб. Когда преподобный Сергий Радонежский приходил в Симоновскую обитель, то прежде прочих посещал и с любовью беседовал с преподобным Кириллом. Из хлебопекарни преподобного Кирилла перевели в поварню, и святой говорил себе, смотря на пылающий огонь: "Смотри, Кирилл, не попасть бы тебе в вечный огонь". Девять лет трудился в поварне преподобный Кирилл и стяжал такое умиление, что не мог без слез вкушать хлеб, благодаря Господа. Избегая славы человеческой, преподобный временами стал юродствовать. В наказание за нарушение благочиния настоятель назначил ему в пищу на 40 дней хлеб и воду; преподобный Кирилл с радостью понес это наказание. Но как ни таил святой свою духовность, опытные старцы понимали его и против воли заставили принять сан иеромонаха . В свободное от служения время преподобный Кирилл ставил себя на чреду послушника и занимался тяжелыми работами. Когда святой Феодор был посвящен в архиепископа Ростовского, братия в 1390 году избрала преподобного Кирилла архимандритом обители.

Богатые и знатные люди стали посещать преподобного, чтобы слушать его наставления. Это смущало смиренный дух святого, и он, как ни упрашивала братия, не остался настоятелем, а затворился в своей прежней келлии. Но и здесь частые посетители беспокоили преподобного, и он перешел на старое Симонове. Душа преподобного Кирилла стремилась к безмолвию, и он молил Матерь Божию указать ему место, полезное для спасения. Однажды ночью, читая, как всегда, акафист перед иконой Божией Матери Одигитрии, он услышал голос: "Иди на Белоозеро, там тебе место".

В Белоезерской стороне, тогда глухой и малолюдной, он долго ходил в поисках места, которое в видении было предназначено для его пребывания. В окрестностях горы Мяуры у Сиверского озера он, вместе со своим спутником преподобным Ферапонтом (память 27 мая), поставил крест и выкопал землянку.

Преподобный Ферапонт вскоре удалился в другое место, и преподобный Кирилл не один год в одиночестве подвизался в подземной келлии. Однажды святой Кирилл, томимый странным сном, лег уснуть под сосной, но едва он закрыл глаза, как услышал голос: "Беги, Кирилл!" Только успел преподобный Кирилл отскочить, как сосна рухнула. Из этой сосны подвижник сделал крест. В другой раз преподобный Кирилл чуть не погиб от пламени н дыма, когда расчищал лес, но Бог хранил Своего угодника. Один крестьянин пытался поджечь келлию преподобного, но, сколько ни пытался, это ему не удавалось. Тогда со слезами раскаяния он исповедал свой грех преподобному Кириллу, который постриг его в монашество.

Из Симоновой обители к преподобному пришли любимые им иноки Зеведей и Дионисий, а затем Нафанаил, впоследствии келарь обители. Многие стали приходить к преподобному и просить удостоить их иночества. Святой старец понял, что время его безмолвия кончилось, В 1397 году он построил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы .

Когда число братии умножилось, преподобный дал для обители устав общежития, который освящал примером своей жизни. В церкви никто не смел беседовать, никто не должен был выходить из нее прежде окончания службы; к святому Евангелию подходили по старшинству. За трапезу садились каждый на своем месте, и в трапезной была тишина. Из трапезной каждый молча шел в свою келлию. Никто не мог получать ни писем, ни подарков, не показав их преподобному Кириллу; без его благословения писем не писали. Деньги хранились в монастырской казне, ни у кого не было никакой собственности. Даже пить воду ходили в трапезную. Келлии не запирались, и в них, кроме икон и книг, ничего не держали. В последние годы жизни преподобного Кирилла боярин Роман решил подарить обители село и прислал дарственную грамоту. Преподобный Кирилл рассудил, что если обитель станет иметь села, то для братии начнутся заботы о земле, появятся поселенцы, иноческое безмолвие нарушится, и отказался от дара.

Господь наградил Своего угодника даром прозорливости и исцелений. Некто Феодор, поступив в обитель из любви к преподобному, потом так возненавидел его, что не мог смотреть на святого и порывался уйти из обители. Он пришел в келлию преподобного Кирилла и, взглянув на его седины, не мог от стыда выговорить ни слова. Преподобный сказал ему: "Не скорби, брат мой, все ошибаются во мне, ты один знаешь правду и все мое недостоинство; я действительно непотребный грешник". Затем преподобный Кирилл благословил Феодора и прибавил, что он более не будет смущаться помыслом; с тех пор Феодор спокойно жил в обители.

Однажды недостало вина для Божественной литургии , и пономарь сказал об этому святому. Преподобный Кирилл велел принести к нему пустой сосуд, который оказался полным вина. Во время голода преподобный Кирилл раздавал хлеб всем нуждавшимся, и он не кончался, несмотря на то, что обычно запасов едва хватало для братии.

Преподобный укротил бурю на озере, которая угрожала рыбакам, предсказал, что никто из братии не умрет до его кончины, несмотря на то, что свирепствовал мор, а после многие пойдут вслед за ним.

Свое последнее Богослужение преподобный совершил в день Святой Троицы . Завещав братии хранить любовь между собой, преподобный Кирилл блаженно почил на 90-м году своей жизни 9 июня 1427 года в день памяти тезоименного ему святителя Кирилла , архиепископа Александрийского. В первый же год по смерти преподобного из 53 человек братии скончались 30. Оставшимся преподобный часто являлся во сне с поддержкой и наставлением.

Преподобный Кирилл любил духовное просвещение и привил эту любовь своим ученикам. По описи 1635 года в монастыре числилось более 2 тысяч книг, среди них 16 "чудотворца Кирилла". Замечательными образцами духовного наставничества и руководства, любви, миролюбия и утешения являются дошедшие до нас три послания преподобного русским князьям.

Общерусское почитание преподобного началось не позднее 1447 - 1448 годов. Житие святого Кирилла было написано по поручению митрополита Феодосия и великого князя Василия Васильевича иеромонахом Пахомием Логофетом, который прибыл в Кириллов монастырь в 1462 году и застал многих очевидцев и учеников преподобного Кирилла, в том числе и преподобного Мартиниана (память 12 января), управлявшего тогда Ферапонтовым монастырем.



Прославленный сердцеведением и прозорливостью русский святой

Кирилл Белозерский (в миру - Косьма) - сын образованных родителей, грамотный, пишущий, начитанный, чтобы избегнуть знаков уважения к себе, "под образом буйства" юродствовал, с радостью принимая за это наказания. Зная о том, что он умеет книги "добро писати" и что "слово его солию разума растворено", его почти насильно возвели в звание архимандрита Симонова монастыря. А он отказался!


Преподобный Кирилл был самым знаменитым учеником Сергия Радонежского, любившего беседовать с ним с глазу на глаз. Причем сначала Сергий встречался с Кириллом, а потом уже шел к игумену.

Согласно Житию, однажды во время ночной молитвы он услышал голос: «Кирилл, уйди отсюда. Иди на Белое озеро и найдешь там покой, там тебе уготовано место, в котором спасешься». Взглянув в оконце кельи, Кирилл увидел белый свет и некую местность, находящуюся далеко на севере. Вскоре видение исчезло. В 1397 Кирилл вместе с др. иноком, Ферапонтом, покинули обитель и ушли на север. Они обошли несколько мест, пока Кирилл не узнал то, которое было указано в чудесном видении. Кирилл вырыл здесь землянку и стал жить. Вокруг кельи Кирилла собралась братия. Совместными усилиями они построили деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Так, на берегу Сиверского озера возник Успенский Кирилло-Белозерский, или просто Кириллов монастырь. Кирилл ввел в монастыре строгий общежительский устав. Ферапонт через некоторое время оставил это место и в 15 верстах основал иной монастырь, позднее известный как Ферапонтов.

Кирилла Белозерский был прозорлив. С тех пор как поселился он в келейке, люди стали слышать "звоны от этого места и певцов поющих". В числе чудес, им совершенных, сообщается даже о том, что он воскрешал мертвых, а именно брата Далмата, умершего без принятия Святых Тайн. Кирилл воскресил его: он причастился и умер вторично.

Слава Кириллова способствовала духовной дружбе и переписке с тремя князьями: с великим князем Василием Дмитриевичем, с можайским князем Андреем, со звенигородским князем Дмитрием. В этих посланиях преподобный поучает княжичей, как надо правильно поступать в отношении между братьями и правильно править. Духовная связь соединяла отшельника с державцами Русской земли. До нашего времени дошли 12 книг из личной библиотеки прп. Кирилла — первая известная нам русская частная библиотека.

Источник: КИРИЛЛИЦА



Кирилло-Белозерский монастырь

«Великая государева крепость» Кирилло-Белозерский монастырь — крупнейший в Европе. Здесь на территории в 12 га стоит 11 каменных церквей XV-XVIII веков. Он состоит из трёх частей — Большого Успенского и Малого Ивановского монастырей, а также Нового города. Все деревянные строения и стены обители сгорели в страшном пожаре 1557 года. К 1600 году были построены мощнейшие каменные стены с башнями и укреплениями. Благодаря им город и монастырь устояли во время польско-литовского нашествия. Западная часть обители — это Большой Успенский монастырь . Здесь до сих пор в два яруса стоят каменные стены (до 5,2 метра высоты и до 1,5 метров толщины). Имеются две надвратные церкви и четыре угловые башни: Свиточная, Грановитая, Мереженная и Круглая. Первоначально башни достигали 15 метров высоты и имели по 60 амбразур. Полностью в изначальном виде сохранилась только Свиточная башня. Остальные перестраивались.

С юга к Большому Успенскому примыкает Малый Ивановский монастырь . Стены здесь ниже (до 4 метров) и тоньше — всего метр. Когда-то тут было 4 башни, но сохранилась лишь одна — Котельная (Глухая), выходящая к озеру. С 1654 по 1680 годы вокруг монастыря было построено еще одно оборонительное полукольцо — высокие стены Нового города длиной почти 2 километра, высотой до 11 и толщиной до 7 метров. Самая высокая башня — Московская (40 метров).



Главная достопримечательность Кирилло-Белозерского монастыря — Успенский собор . Первое небольшое деревянное здание Успенского собора было построено в 1397 году. Через 100 лет обветшавшую церковь заменила новая. Она была тоже деревянная, «украшенная иконами и иными красотами». Но и она сгорела во второй половине XV века. Успенский собор, который мы можем видеть сейчас, — одно из первых каменных зданий в Белозерье. Он построен в 1497 году артелью ростовских мастеров, правда, с тех пор неоднократно подвергался перестройкам и реставрациям. Самое ценное и в духовном, и в художественном смысле в Успенском соборе — это иконы 1495-1497 годов. Они написаны мастерами ведущих школ живописи Руси. Сам собор расписал в 1641 иконописец Любим Агеев, который, к слову, вернувшись из Кириллова, расписал Успенский собор Московского Кремля.

В храме Иоанна Лествичника и храме Преображения сохранились иконостасы XVI века, выполненные местными мастерами. А в храме Иоанна Предтечи — иконостас XVIII века.

Интересна прогулка по галереям крепостных стен . Их длина — почти два километра. Знатоки рекомендуют обойти монастырь по периметру с внешней стороны. Самая высокая башня монастыря — Ферапонтовская или Московская. Её высота — около 40 метров со шпилем, а стоит она при входе в лавру. Потрясающе смотрятся Глухая (Котельная) башня XVI века и стоящая рядом Кузнечная башня XVII века.

Свиточная башня — единственная башня старой ограды, которая сохранилась полностью. Здесь чудом уцелел даже деревянный шатер. На первом ярусе Вологодской башни располагается выставка «Великая государева крепость». Здесь можно узнать об основных этапах строительства крепости и о событиях военной истории Кирилло-Белозерского монастыря.

Новый и Старый города соединяют Святые ворота 1524 года — старейший элемент укреплений монастыря. Они состоят из двух арочных проездов разного размера. Надвратная церковь построена в 1572 году на вклад сыновей Ивана Грозного.

Действующие храмы: в честь Сергия Радонежского (службы только летом) и в честь Кирилла Белозерского (службы круглый год).

И в Соборе Радонежских святых

Светская жизнь тяготила юношу. По просьбе преподобного Стефана Махрищского (+ 1406) боярин отпустил Косму в Симонов монастырь , где он и принял постриг от святого Феодора с именем Кирилл.

Иноческие послушания преподобный Кирилл исполнял под руководством старца Михаила , впоследствии епископа Смоленского. Ночью старец читал Псалтирь , а преподобный Кирилл клал поклоны, но по первому удару колокола шел к утрени. Он просил у старца дозволения вкушать пищу через 2-3 дня, но опытный наставник не разрешил этого, а благословил есть каждый день с братией, только не до сытости. Послушание преподобный Кирилл нес в хлебопекарне: он носил воду, колол дрова, раздавал хлеб. Когда преподобный Сергий Радонежский приходил в Симоновскую обитель, то прежде прочих посещал и с любовью беседовал с преподобным Кириллом. Из хлебопекарни преподобного Кирилла перевели в поварню, и святой говорил себе, смотря на пылающий огонь: "Смотри, Кирилл, не попасть бы тебе в вечный огонь". Девять лет трудился в поварне преподобный Кирилл и стяжал такое умиление, что не мог без слез вкушать хлеб, благодаря Господа.

Избегая славы человеческой, преподобный временами стал юродствовать . В наказание за нарушение благочиния настоятель назначил ему в пищу на 40 дней хлеб и воду; преподобный Кирилл с радостью понес это наказание. Но как ни таил святой свою духовность, опытные старцы понимали его и против воли заставили принять сан иеромонаха . В свободное от служения время преподобный Кирилл ставил себя на чреду послушника и занимался тяжелыми работами. Когда святой Феодор был посвящен в архиепископа Ростовского, братия в году избрала преподобного Кирилла архимандритом обители.

Богатые и знатные люди стали посещать преподобного, чтобы слушать его наставления. Это смущало смиренный дух святого, и он, как ни упрашивала братия, не остался настоятелем, а затворился в своей прежней келлии. Но и здесь частые посетители беспокоили преподобного, и он перешел на старое Симоново. Душа преподобного Кирилла стремилась к безмолвию, и он молил Матерь Божию указать ему место, полезное для спасения. Однажды ночью, читая, как всегда, акафист перед иконой Божией Матери Одигитрии, он услышал голос: "Иди на Белоозеро, там тебе место".

В Белоезерской стороне, тогда глухой и малолюдной, он долго ходил в поисках места, которое в видении было предназначено для его пребывания. В окрестностях горы Мяуры у Сиверского озера он, вместе со своим спутником преподобным Ферапонтом , поставил крест и выкопал землянку.

Преподобный Ферапонт вскоре удалился в другое место, и преподобный Кирилл не один год в одиночестве подвизался в подземной келлии. Однажды святой Кирилл, томимый странным сном, лег уснуть под сосной, но едва он закрыл глаза, как услышал голос: "Беги, Кирилл!" Только успел преподобный Кирилл отскочить, как сосна рухнула. Из этой сосны подвижник сделал крест. В другой раз преподобный Кирилл чуть не погиб от пламени и дыма, когда расчищал лес, но Бог хранил Своего угодника. Один крестьянин пытался поджечь келлию преподобного, но, сколько ни пытался, это ему не удавалось. Тогда со слезами раскаяния он исповедал свой грех преподобному Кириллу, который постриг его в монашество.

Из Симоновой обители к преподобному пришли любимые им иноки Зеведей и Дионисий, а затем Нафанаил, впоследствии келарь обители. Многие стали приходить к преподобному и просить удостоить их иночества. Святой старец понял, что время его безмолвия кончилось. В году он построил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан Кирилло-Белозерский монастырь .

Когда число братии умножилось, преподобный дал для обители устав общежития, который освещал примером своей жизни. В церкви никто не смел беседовать, никто не должен был выходить из нее прежде окончания службы; к святому Евангелию подходили по старшинству. За трапезу садились каждый на своем месте, и в трапезной была тишина. Из трапезной каждый молча шел в свою келлию. Никто не мог получать ни писем, ни подарков, не показав их преподобному Кириллу; без его благословения писем не писали. Деньги хранились в монастырской казне, ни у кого не было никакой собственности. Даже пить воду ходили в трапезную. Келлии не запирались, и в них, кроме икон и книг, ничего не держали. В последние годы жизни преподобного Кирилла боярин Роман решил подарить обители село и прислал дарственную грамоту. Преподобный Кирилл рассудил, что если обитель станет иметь села, то для братии начнутся заботы о земле, появятся поселенцы, иноческое безмолвие нарушится, и отказался от дара.

Господь наградил Своего угодника даром прозорливости и исцелений. Некто Феодор, поступив в обитель из любви к преподобному, потом так возненавидел его, что не мог смотреть на святого и порывался уйти из обители. Он пришел в келлию преподобного Кирилла и, взглянув на его седины, не мог от стыда выговорить ни слова. Преподобный сказал ему: "Не скорби, брат мой, все ошибаются во мне, ты один знаешь правду и все мое недостоинство; я действительно непотребный грешник". Затем преподобный Кирилл благословил Феодора и прибавил, что он более не будет смущаться помыслом; с тех пор Феодор спокойно жил в обители.

Однажды недостало вина для Божественной литургии, и пономарь сказал об этому святому. Преподобный Кирилл велел принести к нему пустой сосуд, который оказался полным вина. Во время голода преподобный Кирилл раздавал хлеб всем нуждавшимся, и он не кончался, несмотря на то, что обычно запасов едва хватало для братии.

Преподобный укротил бурю на озере, которая угрожала рыбакам, предсказал, что никто из братии не умрет до его кончины, несмотря на то, что свирепствовал мор, а после многие пойдут вслед за ним.

Свое последнее богослужение преподобный совершил в день Святой Троицы. Завещав братии хранить любовь между собой, преподобный Кирилл блаженно почил на 90-м году своей жизни 9 июня года. В первый же год по смерти преподобного из 53 человек братии скончались 30. Оставшимся преподобный часто являлся во сне с поддержкой и наставлением.

Преподобный Кирилл любил духовное просвещение и привил эту любовь своим ученикам. По описи года в монастыре числилось более 2 тысяч книг, среди них 16 "чудотворца Кирилла". Замечательными образцами духовного наставничества и руководства, любви, миролюбия и утешения являются дошедшие до нас три послания преподобного русским князьям..

Молитвословия

Тропарь, глас 1

Яко крин в пустыни Давидски процвел еси, отче Кирилле, / злострастия терние искореняя,/ и собрал еси в ней ученик множество, / страхом Божиим и учением твоим наставляемых, / ихже и до конца яко чадолюбивый отец / не оставил еси посещая, да вси вопием: / слава Давшему ти крепость, / слава Венчавшему тя, / слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак, глас 8

Яко преобидев тленная и долу влекущая мудрования, отче,/ к Вышнему течению радостно устремился еси,/ и тамо со святыми Пресвятей Троице предстоя,/ моли от враг сохранитися стаду твоему,/ яко да святое твое успение празднующе, вопием:// радуйся, преблаженне Кирилле, отче наш.

Использованные материалы

  • Житие на официальном сайте Русской Православной Церкви:
  • Молитвословия на портале Азбука.Ru