Работа

Презентация, доклад михаил александрович врубель. Школьные презентации Powerpoint Презентация врубель и его картины

1 слайд

2 слайд

3 слайд

Михаил Александрович Врубель родился 5 марта в Омске. Отец Врубеля, Александр Михайлович, - поляк, офицер, служил в Омской крепости с 1853 по 1856 г. Мать, Анна Григорьевна, урожденная Басаргина, родственница декабриста Н.В. Басаргина, - умерла, когда мальчику исполнилось 3 года. Детские и юношеские годы Врубеля прошли в С.-Петербурге (здесь он занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств), в Саратове, Одессе. После окончания в 1874 г. Одесской классической гимназии поступил на юридический факультет Санкт -Петербургского университета. Окончив университет и отбыв воинскую повинность, служил юристом в Главном военно-судном управлении. Уже в детстве он нарисовал несколько картин маслом, причем пейзаж был даже продан в магазине за 25 рублей - это доставило Михаилу удовольствие и очень порадовало родных.

4 слайд

Жена художника (1898) Наде жда Ива новна Забе ла-Вру бель (20 марта (1 апреля) 1868, Ковно - 21 июня (4 июля) 1913, Санкт-Петербург) - русская певица, сопрано. «На одной из репетиций - вспоминала много лет спустя Забела, - я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: „Прелестный голос!“ Стоявшая здесь Т. С. Любатович поспешила мне представить: „Наш художник Михаил Александрович Врубель“, - и в сторону мне сказала: „Человек очень экспансивный, но вполне порядочный“. Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня - на сцене было темно, но звук голоса ему понравился». Так состоялось их знакомство. В 1896 г. Надежда Забела вышла замуж за Михаила Врубеля, оставившего ряд её портретов. Вместе они прожили всю оставшуюся жизнь.

5 слайд

Искусство всецело овладело Врубелем уже в Академические годы. Прежний юноша, для развлечения почитывающий и порисовывающий, совершенно переменился: откуда взялась необыкновенная сосредоточенность на работе и равнодушие ко всему, что вне её! Он работал не замечая усталости, по 10 и по 12 часов в день и только досадовал, когда что-то отвлекало и вынуждало отрываться. Когда после недель и месяцев такой работы, усугублявшей, изощрявшей художественное зрение, Врубель приходил на выставку и смотрел картины современных живописцев, они казались ему поверхостными, он не находил в них «культа глубокой натуры». По этой причине он вскоре охладел даже к Репину. Врубель относился к нему с уважением, брал у него дополнительные уроки акварели, говорил, что Репин имеет на него большое влияние. Но вот открылась Одиннадцатая передвижная выставка, где среди прочих было выставлено капитальное полотно Репина «Крестный ход». И оно разочаровало ученика - недостаточной, как ему казалось, любовью к натуре, недостаточно пытливым вниканием в неё. Но как бы не судил с юношески-максималистских позиций Врубель русскую школу, он сам к ней принадлежал, и не кто, как она, взрастила его редкостное дарование. В первую очередь эта заслуга принадлежала художнику-педагогу, которого признавали своим лучшим учителем и Суриков, и Васнецов, и Поленов, и сам Репин, - Павлу Петровичу Чистякову.

6 слайд

Врубель обладал даром обнаруживать в любом фрагменте природы, натуры "целый мир бесконечно гармонирующих чудных деталей". Он видел натуру, как драгоценную мозаику частиц. Из иностранных современников наибольшее влияние оказал на него М. Фортуни. Первые академические работы Врубеля отличались оригинальностью замысла и незаурядностью трактовки (акварели "Введение во храм" и "Пирующие римляне"). М.А. Врубеля античность интересовала всегда: в университетские годы, во время пребывания в Академии и позже, найдя в его творчестве своеобразную интерпретацию. В неоконченной акварели "Пирующие римляне" (1883, Русский музей) при некоторой театральности всей сцены и увлечении аксессуарами, несомненно намерение художника передать жизнь конкретного исторического периода. Выразителен образ пожилого римлянина, погруженного в тяжелую дремоту. В его характерной голове есть сходство с римскими портретами, вероятно, известными художнику по слепкам или репродукциям. Показательно, что Врубеля привлекала не Греция, а Рим времени его упадка. Видимо, в этом художник ощущал нечто созвучное своим настроениям и своей эпохе.

7 слайд

"Сцена из античной жизни" в эскизе для театрального занавеса (1891, Третьяковская галерея) - это живописная фантазия на античную тему. Опять изображен античный Рим. Но о последнем напоминают лишь пинии в фоне, а об античности - мраморная статуя, фигура музыкантши, вызывающая отдаленные ассоциации с образом Сафо, да сидящий рядом человек с чертами Сократа; у остальных персонажей облик совершенно экзотический, а в типе и выражении лица одного из них вдруг обнаруживается сходство с Демоном. Пространство тяготеет к плоскости, а объемные формы переднего плана, проецирующиеся на плоскость фона, готовы превратиться в изысканный узор. Триптих "Суд Париса" (1893; Третьяковская галерея), в который входят панно "Юнона", "Венера, Амур и Парис", а также панно "Минерва", - это опять романтическая фантазия на античную тему со значительной долей театральности. Пейзаж воспринимается как чисто декоративный, а дельфины кажутся какими-то изделиями из папье-маше. Своеобразное оживление вносят полуреальные-полуфантастические персонажи, изображающие, вероятно, тритонов и созданные не без влияния произведений Бёклина. Творение Врубеля отмечено несомненной поэзией и тонким эстетическим чувством; но в то же время его образному строю свойственна некоторая неорганичность, лежащая и в самой основе художественной концепции модерна с характерной для него усложненностью мышления, множеством эстетических ассоциаций и опосредствований, - направления, в значительной мере затронувшего и творчество Врубеля

8 слайд

В 80-х гг.XIX в. происходит приобщение Врубеля к художественному наследию Руси и Византии. В 1884 по приглашению профессора А. В. Прахова участвовал в реставрации росписей и фресок Кирилловской церкви в Киеве, создал ряд композиций на ее стенах, самые сложные из которых "Сошествие святого духа" и "Надгробный плач". В 1887 г. ему было поручено исполнение фресок для Владимирского собора в Киеве, но представленные Врубелем эскизы "Надгробный плач" и "Воскресение", "Ангел с кадилом и свечой" (Киев, Музей русского искусства) и другие с их строгой торжественной композицией, певучестью рисунка говорят о глубоком творческом восприятия древнерусского и византийского монументального искусства. В их колорите, во всем живописном строе выражен драматизм, экспрессия и одухотворенность образов, которая не помешала церковной комиссией признать их удовлетворительными из-за отсутствия религиозности. Врубелю внутренне было ближе искусство Византии, чем Древней Руси. Но и в том и в другом случае его понимание стиля было гораздо более серьезным, чем у целого ряда его современников, работавших рядом с ним в киевских храмах.

9 слайд

Очень характерна для Врубеля история написания им самостоятельной композиции в Кирилловской церкви - "Надгробный плач". Сделав четыре эскиза-варианта, Врубель написал один из них, по его мнению наиболее удачный, и этот эскиз был признан Праховым "законченным произведением". Композиция "Надгробного плача" вписана в полуциркульное обрамление, которому подчинились все фигуры. Тип лица Христа, его худое, изможденное тело вызывают ассоциации с византийскими подлинниками. Это же можно сказать и о трех большеглазых ангелах, которые скорбно склонились над ним. Плоскостной характер изображений, переданных четкими обобщенными силуэтами, рисунок складок, очень выразительный ритм фигур и всех контуров, насыщенный и в то же время сдержанный теплый колорит - все это было очень тонко найдено художником. На этот раз Врубель пошел по линии примитива, казалось бы, никак не пытаясь осложнять свое произведение привнесением элементов мироощущения интеллигента конца XIX века; на какой-то момент он как бы почувствовал себя древним изографом, забыв обо всем окружающем: возможно, что в этом сказался свойственный ему дар перевоплощения. Иконы для "византийского иконостаса" Кирилловской церкви-"Христа", "Богоматери", "Св. Кирилла" и "Св. Афанасия", писались Врубелем не только вне стен Кирилловской церкви, но даже не в России, а в Италии: в 1885 году художник отправился в Венецию с целью изучения находящихся там древних византийских мозаик. Он изучал знаменитые мозаики собора Сан Марко и полотна прославленных веницианцев Возрождения. Врубеля особенно привлекали мастера тесно связанные со средневековой традицией - Карпаччо, Чима да Конельяно, Джованни Беллини. Венеция обогатила его палитру.

10 слайд

Основные даты жизни и творчества Врубеля 1856, 5 марта. М.А.Врубель родился в Омске, в семье военного юриста. 1874. Поступление на юридический факультет Петербургского университета. 1880. Поступление в Академию художеств. 1881-1884. Занятие в Академии художеств под руководством П.П.Чистякова. 1884, май. Отъезд в Киев для реставрационных работ в Кирилловской церкви. 1884, ноябрь - 1885, май. Поездка в Венецию. Работа над иконостасными образами для Кирилловской церкви 1886 - 1889. Работа в Киеве. Картины «Девочка на фоне персидского ковра», «Гамлет и Офелия»; эскизы для Владимирского собора. Первые варианты «Демона». 1889, осень. Переезд в Москву. 1890. «Демон Сидящий». Иллюстрации к сочинениям Лермонтова. 1891. Поездка в Италию и Францию с семьёй С.И.Мамонтова. 1892 - 1895. Жизнь и работа в Москве, с длительными выездами за границу. Участие в абрамцевском кружке. Ряд декоративных панно. «Испания», «Венеция», «Гадалка».

11 слайд

1896. Большие декоративные панно «Принцесса Греза» и «Микула Селянович» для Всероссийской нижегородской выставки. 1896, июль. Женитьба на Н.И.Забеле. 1897 - 1900. Картины на темы русских сказок и опер Римского-Корсакова («Морская Царевна», «Тридцать три богатыря», «Пан», «Царевна-Лебедь» и др.). Работа для театра. Портреты С.И.Мамонтова, Н.И.Забелы и др. Майоликовые скульптуры. 1901. «Демон поверженный». 1902 - 1903. Начало болезни. «Портрет сына». 1904. Пребывание в клинике доктора Ф.А.Усольцева.Рисование с натуры. Выздоровление и переезд в Петербург. 1904 -1905. Портрет жены, автопортреты, «Жемчужина», «Азраил». Вариации темы «Пророка» 1905, весна. Новый приступ заболевания, возвращение в клинику Усольцева. 1906. Портрет Брюсова - последняя работа Врубеля. 1910, 1 апреля. Смерть М.А.Врубеля.

12 слайд

«Ангел с кадилом и свечой» 1887 Самым замечательным творением Врубеля в Киевский период явились акварельные эскизы росписей Владимирского собора. лучезарный, словно окруженный бездонной синевой неба «Ангел с кадилом и свечой» потрясающий силой трагического чувства. Торжественный ритм складок одежды, строгие линии, монохромная простота цветовых соотношений, предельный лаконизм композиции помогают выразить глубину и величие картины.

13 слайд

«Гадалка» (1895) Этот известный портрет, написанный с приехавшей из Сибири постоялицы гостиницы, где Врубель сам в это время обитал, наполнен атмосферой загадки и тайны. Это ощущение создается как самим техническим исполнением, так и выстраиванием соответствующего интерьера, выражением лица "гадалки" и изысканной "орнаментистикой" ("Орнаментистика и архитектура, - говорил художник, - это музыка наша"). Если верить обмолвкам Врубеля, сделанным в разговорах с друзьями, то женщина, послужившая моделью, была влюблена в него. Так или иначе, этой картине свойственна какая-то странная таинственность.

14 слайд

Царевна-лебедь. 1900 Написана на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина. Врубель создал эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его жена Н. И. Забела-Врубель. Сохранились её фотографии в роли царевны, по которым видно, что художник достаточно далеко ушёл от натуры при создании своего произведения. Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города.

15 слайд

«Жемчужина» 1904 «Жемчужина» - это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь, как в жерло колодца. Здесь изобразительная тема тождественна самому методу наблюдения природы и способу организации творческого процесса у Врубеля: «утопать в созерцании тонкостей». видеть мир как «мир бесконечно гар-монирующих чудных деталей». Тонкость, подробность, деталь - ключевые слова и понятия во врубелевских характеристиках собственного способа «вести беседу с натурой». Подобно тому, как, согласно известной метафоре, в капле воды отражается весь мир, так во врубелевской «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить ее к уху, слышатся шум, гул и звуки океанической бездны.

16 слайд

На почве мятежа против позитивизма выросло и неоромантическое по сути искусство Врубеля. Символистская эпоха акцентировала в жизни Врубеля "печать безумия и рока" - одержимость образом Демона. Он неотступно преследует мастера, манит неуловимостью облика, заставляет возвращаться к себе вновь и вновь, избирать все новые материалы и техники для своего воплощения. Как водится, в награду художник получает неограниченные творческие возможности. Но расплата неизбежна - его постигает страшная болезнь, смерть ребенка, безумие, гибель. Правдоподобию легенды в немалой степени способствовал бред вины и раскаяния, мучившие больного Врубеля в последние годы. "Верится, что Князь Мира позировал ему. - Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую черту своего божества, то сразу и ту, и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым. Его безумие явилось логичным финалом его демонизма «Демон» 1890

слайд 1

В мятежном поиске прекрасного

(М. А. Врубель)

Музыка «Альбинони» слайд 2

– Скоро апрель. Маленький слепой господин осторожно прогуливается по парку, поддерживаемый женщиной царственной стати и осанки. Как он устал от этой прогулки на ощупь. С этой жизнью, щебечущий вокруг, его связывает только звук. Но нет у него уже сил внимать любимым – Бетховену, Вагнеру, Шекспиру, Гете, Пушкину, Лермонтову, Римскому-Корсакову, Чехову…
– Только голос жены… только голос жены… голос жены…
– Господин присаживается на скамейку. Ему становится тепло от весеннего солнца. Он представляет, как оно витражно сияет сквозь сплетения веток. Ему становится тепло и от воздуха, в котором витает робкая надежда на возрождение. Но в чириканье воробьев у своих ног ему чудится – «чуть жив… чуть жив… чуть жив…»
– Врубель. Vrobel. Воробей.

Музыка убывает слайд 3

– Этот блистательный, самобытный художник творил в сложную, переломную эпоху конца 19- начала 20 века. Живопись и скульптура, театральная декорация и книжная иллюстрация, декор интерьера, архитектуры и оформление обычной бытовой вещи, моделирование одежды и роспись музыкального инструмента, витраж, монументальная фреска и даже архитектурное проектирование, – таковы общие контуры врубелевской территории искусства.
– «Он творил всегда, можно сказать непрерывно, и творчество было для него так же легко и также необходимо, как дыхание. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил».
– С приходом Врубеля в искусство, в русской живописи с ее мирным каким-то домашним отношением к миру человека, началось что-то новое, небывалое.

В. Брюсов. Врубелю

«От жизни лживой и известной
Твоя мечта тебя влечет
В простор лазурности небесной
Иль в глубину сапфирных вод.

И в час на огненном закате
Меж гор предвечных видел ты,
Как дух великий и проклятый
Упал в провалы с высоты»

– Врубель стремился к невозможному: соединить мечту о прекрасном, гордом не покорившемся человеке и действительность.
– За годы творческой жизни Врубель не создал никакой школы и не мог ее создать, т.к. искусство его было слишком своеобразно и сложно. Но один Врубель стал художником целой эпохи – «врубелевской».

слайд 4

– Небольшого роста, худой, тщательно выбритый, сдержанный, спокойный, с тонкими крепкими руками. Почти на всех он производил впечатление человека не русского, «гонорового пана», но не потому, что в нем действительно перемешаны разные крови: отец его русский поляк, а мать – наполовину датчанка с примесью татарской крови. Скорее, его безупречные манеры, лоск, любовь к красивой и стильной одежде, особый шарм, тонкое и изысканное гурманство выдавали в нем больше европейца, чем невзыскательного русского человека. Недаром как-то Серов, любуясь им в ресторане, бросил Коровину: «Посмотри, какой франт. Да, брат, мы с тобой утюги…»
– Да, Врубель во многих отношениях был человеком необычным. Константин Коровин вспоминает: «Я не видел более образованного человека… Врубель говорил на восьми языках; он окончил Петербургский университет – два факультета: юридический и историко-филологический, оба с золотыми медалями, и Академию художеств…»
– Культура Врубеля, его обширная эрудиция, любовь к античности и классике в те времена казались чем-то диковинным и экзотичным, какой-то редкой и бесполезной роскошью. Даже безнадежно больной Врубель декламировал «Илиаду» и «Одиссею» по-гречески, Вергилия по-латыни, «Фауста» по-немецки, «Гамлета» по-английски и Данте по-итальянски. Все это было перемешано с французскими изумительными комментариями.
– Этой чрезвычайно редкой для художника культурой и эрудицией Врубель обязан серьезному и основательному образованию.
– Начиналось все так… Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, в семье военного юриста, где любили и понимали искусство. Несмотря на частые переезды отца, вызванные перебросками по службе, отец заботился о художественном воспитании сына. Несколько месяцев мальчик учился в Петербургской школе Общества поощрения художников, затем у частного преподавателя в Саратове, позднее в Одесской школе рисования.
– Гимназист Врубель был полон жадной любознательности и с увлечением занимался историей, языками, искусством. Гимназию закончил с почетной золотой медалью.

слайд 5

– Отец желал для сына надежного и обеспеченного будущего, успешной карьеры и потому после одесской гимназии юный Врубель попадает на юридический факультет Петербургского университета. Впрочем, юридические науки оставили его равнодушным, все главные его интересы сосредотачиваются за университетскими стенами. Он всерьез увлекается Кантом, влюбляется в оперных актрис, спорит об искусстве и много рисует.

слайд 5 по щелчку

– После окончания университета и коротенькой бесцветной службы, Михаил Врубель поступил в Академию художеств. Ему посчастливилось, и он попал в мастерскую, руководимую профессором Чистяковым, который надолго становится его кумиром, абсолютным и непререкаемым авторитетом.
– Теперь его не узнать. Из рассеянного и легкомысленного студента, умненького, но без царя в голове, – он превращается в фанатика работы, не покладая рук работает по 10 – 12 часов в сутки.
– «Я до того занят работою, – пишет он сестре, – что чуть не вошел в Академии в пословицу. Если не работал, то думал о работе… интерес и умение в непрерывности работы настолько выросли, что заставили меня окончательно забыть все постороннее: ничего не зарабатывая, жил «как птица, даром божьей пищи», не смущало меня являться в обществе в засаленном пиджачке, не огорчала по целым месяцам тянувшаяся сухотка
кармана, потерял всякий аппетит к пирушкам и вообще бросил пить…»
– Неожиданно недоучившийся студент Врубель уезжает в Киев. Он принял предложение известного историка искусств А. В. Прахова и возглавил работы по реставрации живописи в древней Кирилловской церкви.

слайд 6

– Михаил Александрович выполнил – почти наново! – многостенные росписи в Кирилловском храме и создал доски для его алтаря. Врубелю предстояло взяться за главную работу – написать четыре образа для иконостаса. Зная беспокойный характер художника, Прахов советует ему ехать в Венецию и познакомится со знаменитыми древними мозаиками и живописью старых венецианцев. Всю зиму Врубель проводит в Венеции, приезжает с готовыми образцами и продолжает много работать, при этом меньше всего думая о «прокормлении».
– Отец, навещавший его в Киеве, неизменно с огорчением и тревогой сообщал в письмах: «И до чего дожил Миша, с его талантами… средств к жизни почти никаких».

слайд 7

– Врубель готовился принять участие в росписи Владимирского собора в Киеве, но получил отказ. Это было первым серьезным ударом для художника. Созданные им эскизы показались комиссии слишком не каноническими. Их драматизм, эмоциональная напряженность, сама живописная манера Врубеля были вызывающе индивидуальны.
– Итоги киевских лет необычайно богаты, не будет преувеличением сказать, что именно эти годы сформировали Врубеля как художника, именно здесь начало и великие замыслы художника.
– В 1889 году Михаил Врубель покидает Киев. В Москве он объявляется вместе с друзьями – циркачами, среди которых нашел свою Музу – наездницу-венецианку Анну Гаппе. Вместе с ними художник поселяется в темной бедной комнате, спит на полу, на жиденьком матрасе. А на диване, как на мольберте, холст.
– Жизнь Врубеля в Москве начала свой отсчет от цирковой чаши, где по дну арены неслась пестрая карусель странной жизни, похожей на праздник.

слайд 8

– Но случайно, однажды вечером он встречает знакомое лицо – Константина Коровина, и поселяется в его мастерской. И вместо киевского уединения – учащенный пульс московской художественной жизни.
– Приятели знакомят его с семейством Мамонтовых. Савва Иванович – крупный промышленник и делец сам был щедро наделен способностями художественными. Прекрасно пел, очень неплохо рисовал. А еще обладал редким даром разглядеть чужой талант задолго до того, как он становился виден всем.

слайд 9

– В доме Мамонтовых собиралась тьма интересного народа, художники, талантливая молодежь, был свой театр. Врубель кажется, с удовольствие отдается этой бестолковой и фривольной сутолоке. Он переселяется в роскошный дом Мамонтовых, и каждую неделю ездит в Абрамцево – это знаменитая мамонтовская дача, где кипит творческая жизнь, где собираются все, кто влюблен в русское национальное искусство. Врубель в этой среде незаменим, т. к. умел делать с легкостью все, здесь раскрылись его уникальные возможности.
– Врубель был романтиком и мечтателем, умевшим видеть «в реальном – фантастическое», сказочное. Он мог и хотел жить в мире грез. Вспомните любимые цвета врубелевской палитры: синий, лиловый, сине-розовый, сиреневый, бархатисто-черный. Ни у кого из предшественников и современников Врубеля мы не встретим такого. Его глаз словно бы вскрывает бескрайность и мрак запредельного, планетарного мира.
– Не удивительно, что его современникам требовалось время, чтобы освоиться с непонятным и новым для себя искусством. Поэтому Врубель никогда не принадлежал к числу тех счастливцев, к творчеству которых общество относится с любовью и пониманием.
– Когда Савва Мамонтов впервые увидел картины Врубеля, он ужаснулся: «Вы видел его картины?… что же это такое?.. Ужас! Я нечего подобного не видел нигде… Я не понимаю, что это за живопись, и живопись ли это». Приехавший же в гости к нему городской голова, вообще растерялся: «Что это такое у вас?.. Что за странные картины, жуть берет…»
– В широкую публику искусство Врубеля пробивалось очень медленно и с большим трудом. И это понятно. Врубель заговорил с публикой на новом непривычном для нее языке, и дал ей те темы и образы, к которым она не была готова. Публика привыкла видеть на картине предмет и страшно раздражалась, когда вместо самого предмета ей подсовывали его «душу».

слайд 10

– Когда царь впервые увидел на дягилевской выставке врубелевскую «Сирень», он произнес: «Как красиво. Мне нравится». Но стоявший поблизости великий князь стал ему тут же разъяснять, что «это же декадентство».

слайд 11

– То же произошло и с врубелевскими иллюстрациями к Лермонтову. За красивые, тонкие, признанные классическими вещи, его ругали и шпыняли, как безграмотного новичка.

слайд 12

– А знаменитая, скандальная на всю Россию история с панно к нижегородской ярмарке? По заказу Мамонтова Врубель сделал два панно для художественного павильона: одно на тему русских былин «Микула Селянинович», а другое по пьесе Ростана «Принцесса Греза». Однако жюри из Академии художеств с треском провалило обе работы. Вопрос о врубелевских панно решался на уровне министра финансов Витте. Художники шипели: «Право, это развенчание «гения» справедливо». Наконец, Мамонтов выстроил отдельный павильон и демонстративно выставил в нем работы Врубеля. Но «что за озлобленная ругань и проклятия сыпались на бедную голову Михаила Александровича».
– И так почти всю его художественную жизнь: каждое новое произведение – в штыки, с раздражением и ненавистью. Сколько же нужно иметь выдержки, честности, преданности искусству, этому совсем не похожему на праведника человеку, что бы не сломаться, не уступить, не стать таким же, как все. Он шел своим особым путем к цели, невидимой другим.

слайд 13

– Особенность врубелевской манеры проявляется уже в картинах киевского периода «Девочка на фоне персидского ковра», «Восточная сказка». В них в полную силу зазвучал большой декоративный дар – любое изображение человека на холсте было еще и узором, орнаментом форм. Образ роскошного ковра, на котором в ярких красках и узорах проявляются картины реального мира, – это суть многих его картин и живописных панно.

слайд 14

– В Киеве им созданы волшебные акварели с изображением орхидей, ирисов, азалий, подчеркнуто живых, словно продолжающих цвести на листе бумаги. Врубель любуется чистотой цветов, ему доступен еле уловимый шелест лепестков, он чувствует «дыхание» цветка.
– Новый плодотворный период начался для Врубеля в Москве. Он получает ряд заказов на декоративные панно. Одно из них «Венеция» создано под впечатлением от новой поездки в Италию.
– Содержание картины «Испания», возможно навеяно оперой «Кармен», которую Врубель очень любил и считал «эпохой в музыке». Взволнованность персонажей, напряженность цвета, поток лучей знойного солнца, вызывает ощущение конфликта, драмы. Живой предстает страна в которой кипят пылкие чувства, сильна и любовь и ненависть.

слайд 15

– Вариацией «Кармен» воспринимается – «Гадалка», произведение глубоко психологическое. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выписывает лицо с властно притягивающим взглядом горящих глаз.
– Врубель – очарованный странник, он звал людей за собой в мир своих грез. Он хотел, чтобы люди увидел мир его глазами, проникаясь верой в самые смелые фантазии.
– Он мог бы поручиться, что сам видел и девочку фею среди влажных кустов сирени, и снегурочку, и мудрого мужичка-лешего и сказочного богатыря, наделенного былинной силой.
– Врубель отличался особой восприимчивостью к музыке и пению. Его сестра вспоминала, как в детстве, он мог часами стоять, «прикованным» к роялю, слушая игру. Обладая приятным тенором, Врубель любил петь, часто напевал за работой.
– Врубель был твердо убежден, что стихии музыки и цвета глубоко родственны. Это проявляется в его декорациях к операм «Царская невеста», «Моцарт и Сальери», «Сказка о царе Салтане», которые он пишет с конца 90-х годов, работая художником в театре частной оперы С.И. Мамонтова.
– Музыка определила многие темы его произведений. С нею связана и женитьба Михаила Александровича.

слайд 16

– Он полюбил ее за голос, звучавший из глубины затемненной сцены. Это был голос «ни с чем не сравнимый, ровный, ровный, легкий, нежно-свирельный… Казалось сама природа как северный пастушок, играет или поет на этом неодушевленном музыкальном инструменте…».
– Он сразу влюбился – не столько в женщину, сколько в создание своего воображения: голос, тонкие пальцы, аромат духов, манеру смущенно смеяться…

слайд 16 по щелчку

– Чудный голос принадлежал молодой солистке Русской частной оперы Надежде Ивановне Забеле. Она была молода и по-своему красива: аристократически-тяжелый подбородок, узкое лицо, крупный нос, светло-голубые насмешливые глаза.
– Так начался роман 27–летней Надежды Забелы и 39–летнего художника Михаила Врубеля. Он сделал предложение чуть ли не первый день их знакомства. Кажется, только теперь он стал по-настоящему счастлив и спокоен: отныне рядом с ним была родная, близкая душа, и это тем более отрадно, что Надежда Ивановна сама была артисткой, художником, музыкантшей.

слайд 17

– Надо знать всю степень обожания Врубелем музыки, чтобы оценить этот бесценный подарок судьбы. Забела вспоминала, что Врубель присутствовал почти при всех разучиваниях ею партиях, и ему никогда не надоедало.

слайд 18

– На одну только оперу «Садко» он ходил около 90 раз, и когда жена наконец поинтересовалась, неужели ему до сих пор не надоедает слушать одно и то же, он ответил: «Нет, я могу без конца слушать оркестр, в особенности море. Я каждый раз нахожу в нем новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона».
– И, кажется, что человек, умевший так слушать музыку, кистью запечатлел голос и пение Забелы в прославленной картине «Царевна – лебедь».

слайд 19

– Вглядитесь в переливы одной краски: голубовато-жемчужной, синевато-белой, лилово-серебряно-серой. Лебедь возникает из стихии закатного сизого моря, из вдруг плеснувшей морской волны. И «душа сказки сливается с душой» изображенного тут дивного человека, одинокого и печального, принадлежащего только вольному северному простору.

«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть;
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает».

– Этот дивный образ, он много раз изобразил свою любовь в других обличиях. И часто они были навеяны сценическими героинями, образ которых создавала его жена.

слайд 20

– Образ возлюбленной неотделим для художника и от стихии цветущей природы. Он изображал ее на фоне березок, лилий, в туалете ампир, придуманным Врубелем, где она сама похожа на цветок.
– «Милая Надежда Ивановна, «Надя», «Надюшечка» стала постоянным объектом его нового творчества. На все представления, где была занята жена, он приходил вместе с ней, как и положено за 2 часа до начала спектакля и всегда собственноручно одевал ее «с чулка до головного убора», чтобы потом насладиться ее пением и восхититься ею самою. В действиях Врубеля не было недоверия театральным костюмерам. Но он и помыслить не мог, чтобы кто-либо внедрялся в его творчество – облачение жены в театральный костюм было для него таким же творческим процессом, как само сочинительство его костюмов. Есть что-то очень трогательное в этом обожании и в этой преданности. Это было, как священнодействие.
– Своего дома они с женой так и не завели – снимали в Москве квартиру за квартирой, и каждый раз проводили новомодное электричество, заводили лифт, обставлялись дорогой мебелью – иной раз Михаил сам мастерил какие-то изысканные, диковинные шкафчики, или обтягивал кресла уникальной восточной тканью – его талант был удивительно многогранен.
– В семье царила полная гармония. Несколько лет было отпущено художнику и его жене, чтобы насладиться этой сказкой. И для самого художника это был период удивительно плодотворный.

слайд 21

– В 1901 году в семье Врубелей произошло счастливое событие – появился первенец – Савочка. У него были голубые материнские глаза и уродливая заячья губа. Для Врубеля, поклонника всего изящного и прекрасного, был страшный удар. Остался его портрет, написанный отцом. Поражают глаза ребенка, светлые, широко распахнутые, тревожные. Врубель очень беспокоился о судьбе семьи, ее содержании. Поэтому усилено работал.

слайд 22

– В 1899 и 90-х годах он заведовал в Абрамцево майоликовой мастерской. Какой простор художественным замыслам дает многоцветная художественная глазурь. Там родилась прекрасная сияющая майолика Врубеля. Там создаются его скульптуры «Берендея», «Леля», «Купавы», «Садко», «Морской царевны» и других.
– В эту пору Михаил Врубель много работает над портретами. Его портретная живопись остро психологична. Художника больше всего привлекает в изображаемом им человеке его внутренний мир. Он стремиться заглянуть в самую глубину его души, постичь сокровенные чувства и мысли. У Врубеля немного портретов, и это преимущественно люди близкие ему.

слайд 23

– Среди портретов выделяется один, в котором чувствуется магия врубелевской кисти. Это портрет Саввы Мамонтова. Так Савву Ивановича никто не писал: ни Репин, ни Серов, ни Цорн. У Врубеля полотно особенное – в нем экспрессия доведена до предела, портрет жесткий, почти скульптурный, он обнажает властный, неукротимый характер Саввы Мамонтова, который не останавливается ни перед чем, чтобы осуществить задуманное.
– Среди произведений Врубеля конца 19 столетия имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик. Такова его картина «К ночи» с пасущимися среди озаренной цветами конями, обычный дядька пастух представляется страшным колдуном и чародеем.

слайд 24

– В его «Пане», та же подсмотренная, подслушанная чутким ухом художника тайна, та же сказочность, которая выползает и клубиться тихими летними сумерками из туманных болот, из мглистого сиреневого неба.
– Существует версия, что пейзаж на картине «Пана» взят с натуры: это вид с террасы Хотылевского дворца княгини Тенишевой.
– Всю жизнь Михаил Врубель был одержим образом демона. Тот, словно требуя своего воплощения, неотступно преследовал художника, манил неуловимостью образа, заставлял возвращаться к себе вновь и вновь.
– Какие-то странные, мистические отношения связывали Врубеля с его любимым героем: казалось, что не Врубель пишет демона, а демон приходит к нему в особенную нужную минуту и призывает к себе. В первый раз он явился художнику еще в Киеве, во время работ для Владимирского собора.

слайд 25

– Своего первого «Демона сидящего» Врубель показал уже в Москве. Юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Могучее прекрасное тело словно не умещается в раме, заломлены руки, трогательно-прекрасно лицо, в глазах нечеловеческая скорбь.

«В томленье твоем исступленном
Тоска не бывалой весны
Горит мне лучом отдаленным
И тянется песней зурны».

– Как не велико значение «Демона сидящего» для самого Михаила Врубеля – это для него лишь преддверие демона настоящего. В след за ним последовали картины «Демон летящий», которая осталась незавершенной, и «Демон поверженный».

слайд 26

– Когда видишь «Демона летящего» на память приходят блоковские строки:

«На дымно-лиловые горы
Принес я на луч и на звук
Усталые губы и взоры
И плети изломанных рук».

слайд 27

– «Демон поверженный» – потерпевший крушение, но несломленный и не убитый: разбитое тело, жалкая и страшная гримаса потемневшего лица на фоне рассыпанных по скалам сказочных павлиньих перьев. В каждом изгибе сломанного тела и в каждой складке величественных неприступных гор слышаться мощные ‘торжественные аккорды только что отзвучавшей битвы.
– Демон – это душа. Душа и Тело. Прекрасное тело для прекрасной жизни. Все остальное это фон. Какой неожиданный холст! Вы видите два больших синих глаза. Вы видите лучшее лицо в мире, какого не было еще не в жизни, ни в искусстве.
– В эти дни близкие стали замечать резкие перемены и в его характере и в поведении. Он стал чрезмерно болтливым, возбужденным и раздражительным. Любое несогласие приводило его в бешенство. Наконец, ненормальность поведения становиться настолько очевидной для всех, что в конце апреля 1902 года его помещают в психиатрическую лечебницу. В феврале1903 г. он вышел оттуда ослабевшим, угнетенным, но выздоровевшим настолько, что уже мог жить в семье.
– В начале весны по совету врачей он едет в Крым. А в мае вместе с женой и Саввочкой в киевское имение своего знакомого. Увы, поездка принесла большое потрясение. В дорогое маленький Саввочка заболел и скоропостижно скончался. Неожиданное горе так сильно надломило Врубеля, что он сам попросил отвезти его в клинику.
– И снова почти на год погружение в бездну безумия.
– Короткое просветление наступило лишь в августе 1904 года. В этот светлый промежуток, всего за каких-нибудь полгода Врубель успевает поразительно много: несколько превосходных портретов жены, панно для Морозова, несколько автопортретов.

слайд 28

– Тогда же пишет и свою знаменитую «Жемчужину». Вещь опять фантастическую и сказочную. Для Врубеля это не просто жемчужина, красивая раковина на ладони, а целый мир, огромный, сказочный.
– С марта 1905 года Врубеля снова помещают в московскую клинику доктора Усольцева. Здесь он пишет свою последнюю работу «Портрет поэта Брюсова». Больной, полубезумный, несчастный художник – творил! И творил уверено и мастерски.
– К концу работы на портретом выяснилось, что Врубель теряет и зрение. Слепой, безумный – он прожил еще несколько темных, томительно бесполезных лет.
– В последние месяцы Врубель все твердил, что устал жить. Жаловался жене: «Воробьи мне чирикают, чуть жив, чуть жив!». Известие о том, что его произвели в академики, Михаила Александровича уже совсем не взволновало.

слайд 29

– В феврале 1910 года у Врубеля открылось воспаление легких и к 1 апреля художника не стало. Похоронен он в Петербурге на Новодевичьем кладбище.

слайд 30

– Врубель, по словам его коллеги, художника Михаила Нестерова, постоянно витал в своих грезах, “нежданных, негаданных, прекрасных видениях жизни”, был художником “нездешних стран”.
– На панихиде трогательнее всех прозвучали слова Александра Блока: «Я не был знаком с Врубелем, но все, что слышал о нем, как сказка».

——————–
Сценарий подготовлен зав. методико-библиографическим отделом ЦБС Е. В. Пининой
——————–
Скачать презентацию о М.А. Врубеле можно .
Формат: .zip (.ppt). Размер: 10 Мб.

– презентация по мхк, посвящённая творчеству гениального русского художника эпохи символизма и .

Михаил Врубель-тайнопись неизречённого

Михаил Врубель – один из любимейших художников! Пожалуй, именно ему, а точнее, его «Демону сидящему» я обязана любви к живописи. Репродукцию «Демона», ещё будучи школьницей, я вырезала из журнала «Огонёк» и прикрепила на стене в своей комнате. Сейчас, когда прошло так много лет с той первой «встречи», время от времени возникает потребность отправиться во врубелевский зал любимой Третьяковки. Согласитесь, что настоящее произведение искусства всегда открывает что-то новое, задаёт вопросы, на которые ищешь и не находишь ответа.

«Демон»

Михаил Врубель – мастер монументальной живописи, скульптор, талантливый график, уникальный, неподражаемый живописец. Начав творческий путь в Кирилловской церкви Киева, реставрируя и создавая фрески с образами Богоматери, пророков, ангелов, апостолов, уже тогда задумывает своего главного героя. Почему именно Демон? На этот вопрос нет ответа ни у искусствоведов, ни у художников. Позвольте мне высказать своё предположение. Во-первых, нужно вспомнить, в какое время творил Врубель.

«Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

Тобою в мрак ночной, беззвездный

Беспечный брошен человек!

Двадцатый век… Ещё бездомней,

Ещё страшнее жизни мгла

(Ещё чернее и огромней

Тень Люциферова крыла).

Пожары дымные заката

(Пророчества о нашем дне),

Кометы грозной и хвостатой

Ужасный призрак в вышине,

Безжалостный конец Мессины

(Стихийных сил не превозмочь),

И неустанный рёв машины,

Кующей гибель день и ночь,

Сознанье страшное обмана

Всех прежних малых дум и вер,

И первый взлёт аэроплана

В пустыню неизвестных сфер…

И отвращение от жизни,

И к ней безумная любовь,

И страсть и ненависть к отчизне…

И чёрная, земная кровь

Сулит нам, раздувая вены,

Все разрушая рубежи,

Неслыханные перемены,

Невиданные мятежи…» Александр Блок. Возмездие

В основе искусства рубежа XIX – XX веков лежит идея символизма, в основе которого идея существования за миром реальных вещей и явлений, другого мира, скрытого от обыденного сознания. Единственным способом познания этого скрытого, тайного является творческий процесс. Таким образом, художник (поэт, музыкант, живописец) становится посредником между нашим миром и сверхчувственной реальностью.

Милый друг, иль ты не видишь,

Что всё видимое нами —

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий —

Только отклик искаженный

Торжествующих созвучий?

Владимир Соловьёв

Мировоззрение, мировосприятие символистов сближается с мировосприятием романтиков. По сути символизм конца XIX века очень близок начала века. Михаил Врубель, как многие гении, опередил своё время. Став первым символистом среди художников, будучи настоящим романтиком, он остался непонятым, одиноким. Как всякий романтик, он не терпел мещанства, серой будничности. Он верил в волшебную силу искусства, которое должно спасти мир. Как всякого романтика, Врубеля вдохновляли образы ярко окрашенные, загадочные, страдающие. Демон Врубеля именно таков.

Врубель и Лермонтов

Ещё один яркий пример интереса Врубеля к романтическим сюжетам – , воплотившаяся в грандиозном панно, а также на фасаде гостиницы Метрополь в виде мозаики.

Если согласиться с моим предыдущим высказыванием, становится понятно особое отношение Михаила Врубеля к творчеству Лермонтова. Лермонтов романтик первой половины века, близок Врубелю, романтику конца века. О том, насколько близки были эти два гения, можно прочитать в книге П.К. Суздалева «Врубель и Лермонтов» . В моей презентации вы найдёте отдельную «главу», посвящённую иллюстрациям к «Демону» Лермонтова. Я добавила к слайдам музыкальные фрагменты из оперы Рубинштейна «Демон».

Презентация «Михаил. Врубель» получилась очень большой, но, если коллеги-преподаватели или студенты и школьники захотят воспользоваться ею, то вполне могут разделить её на части. Услышать музыкальные фрагменты можно будет, открыв презентацию в программе PowerPoint.

Рекомендую , посвящённую творчеству двух выдающихся художников-символистов: Михаила Врубеля и Валерия Брюсова. Точнее, образам ангелов и демонов, которые в их творчестве занимали значительное место. В этой статье приводится обращённое к Врубелю стихотворение, на мой взгляд, замечательное:

…Нам недоступны, нам незримы,
Меж сонмов вопиющих сил,
К тебе нисходят серафимы
В сияньи многоцветных крыл…

…И в час на огненном закате
Меж гор предвечных видел ты,
Как дух величий и проклятий
Упал в провалы с высоты.

И там, в торжественной пустыне,
Лишь ты постигнул до конца
Простертых крыльев блеск павлиний
И скорбь эдемского лица!

Для любознательных помещаю список книг о символизме и творчестве Михаила Врубеля:

  • Гусарова Алла. Михаил Врубель. Альбом.− М.: Трилистник, 1997.
  • Дмитриева Н.А. Краткая история искусств.− М.: Искусство, 1992.
  • Королёва С. Михаил Александрович Врубель. − М.: «Директ-Медиа», 2010.
  • Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX− начала XX века. Москва «Искусство», 1991.
  • Ракитин В.И. Врубель. − Москва: Издательство «Искусство», 1971.
  • Русакова А.А. Символизм в русской живописи.− М.: «Белый город», 2001.
  • Самин Д.К. Сто великих художников. − М.: Вече, 2004.
  • Соловьёв В.М. Золотая книга Русской культуры.− М.: «Белый город», 2007.
  • Суздалев П.К. Врубель и Лермонтов. − М.: Изобраз. Искусство, 1980.
  • Тарабукин Н.М. Михаил Александрович Врубель. –М.: «Искусство», 1974.
  • Фёдорова Н.А. 50 биографий мастеров русского искусства. − Ленинград «Аврора, 1971.

Удачи!

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Врубель обладал даром обнаруживать в любом фрагменте природы, натуры "целый мир бесконечно гармонирующих чудных деталей". Он видел натуру, как драгоценную мозаику частиц. Из иностранных современников наибольшее влияние оказал на него М. Фортуни. Первые академические работы Врубеля отличались оригинальностью замысла и незаурядностью трактовки (акварели "Введение во храм" и "Пирующие римляне"). М.А. Врубеля античность интересовала всегда: в университетские годы, во время пребывания в Академии и позже, найдя в его творчестве своеобразную интерпретацию. В неоконченной акварели "Пирующие римляне" (1883, Русский музей) при некоторой театральности всей сцены и увлечении аксессуарами, несомненно намерение художника передать жизнь конкретного исторического периода. Выразителен образ пожилого римлянина, погруженного в тяжелую дремоту. В его характерной голове есть сходство с римскими портретами, вероятно, известными художнику по слепкам или репродукциям. Показательно, что Врубеля привлекала не Греция, а Рим времени его упадка. Видимо, в этом художник ощущал нечто созвучное своим настроениям и своей эпохе.

Слайд 7

Описание слайда:

"Сцена из античной жизни" в эскизе для театрального занавеса (1891, Третьяковская галерея) - это живописная фантазия на античную тему. Опять изображен античный Рим. Но о последнем напоминают лишь пинии в фоне, а об античности - мраморная статуя, фигура музыкантши, вызывающая отдаленные ассоциации с образом Сафо, да сидящий рядом человек с чертами Сократа; у остальных персонажей облик совершенно экзотический, а в типе и выражении лица одного из них вдруг обнаруживается сходство с Демоном. Пространство тяготеет к плоскости, а объемные формы переднего плана, проецирующиеся на плоскость фона, готовы превратиться в изысканный узор. Триптих "Суд Париса" (1893; Третьяковская галерея), в который входят панно "Юнона", "Венера, Амур и Парис", а также панно "Минерва", - это опять романтическая фантазия на античную тему со значительной долей театральности. Пейзаж воспринимается как чисто декоративный, а дельфины кажутся какими-то изделиями из папье-маше. Своеобразное оживление вносят полуреальные-полуфантастические персонажи, изображающие, вероятно, тритонов и созданные не без влияния произведений Бёклина. Творение Врубеля отмечено несомненной поэзией и тонким эстетическим чувством; но в то же время его образному строю свойственна некоторая неорганичность, лежащая и в самой основе художественной концепции модерна с характерной для него усложненностью мышления, множеством эстетических ассоциаций и опосредствований, - направления, в значительной мере затронувшего и творчество Врубеля

Слайд 8

Описание слайда:

В 80-х гг.XIX в. происходит приобщение Врубеля к художественному наследию Руси и Византии. В 1884 по приглашению профессора А. В. Прахова участвовал в реставрации росписей и фресок Кирилловской церкви в Киеве, создал ряд композиций на ее стенах, самые сложные из которых "Сошествие святого духа" и "Надгробный плач". В 1887 г. ему было поручено исполнение фресок для Владимирского собора в Киеве, но представленные Врубелем эскизы "Надгробный плач" и "Воскресение", "Ангел с кадилом и свечой" (Киев, Музей русского искусства) и другие с их строгой торжественной композицией, певучестью рисунка говорят о глубоком творческом восприятия древнерусского и византийского монументального искусства. В их колорите, во всем живописном строе выражен драматизм, экспрессия и одухотворенность образов, которая не помешала церковной комиссией признать их удовлетворительными из-за отсутствия религиозности. Врубелю внутренне было ближе искусство Византии, чем Древней Руси. Но и в том и в другом случае его понимание стиля было гораздо более серьезным, чем у целого ряда его современников, работавших рядом с ним в киевских храмах.

Слайд 9

Описание слайда:

Очень характерна для Врубеля история написания им самостоятельной композиции в Кирилловской церкви - "Надгробный плач". Сделав четыре эскиза-варианта, Врубель написал один из них, по его мнению наиболее удачный, и этот эскиз был признан Праховым "законченным произведением". Композиция "Надгробного плача" вписана в полуциркульное обрамление, которому подчинились все фигуры. Тип лица Христа, его худое, изможденное тело вызывают ассоциации с византийскими подлинниками. Это же можно сказать и о трех большеглазых ангелах, которые скорбно склонились над ним. Плоскостной характер изображений, переданных четкими обобщенными силуэтами, рисунок складок, очень выразительный ритм фигур и всех контуров, насыщенный и в то же время сдержанный теплый колорит - все это было очень тонко найдено художником. На этот раз Врубель пошел по линии примитива, казалось бы, никак не пытаясь осложнять свое произведение привнесением элементов мироощущения интеллигента конца XIX века; на какой-то момент он как бы почувствовал себя древним изографом, забыв обо всем окружающем: возможно, что в этом сказался свойственный ему дар перевоплощения. Иконы для "византийского иконостаса" Кирилловской церкви-"Христа", "Богоматери", "Св. Кирилла" и "Св. Афанасия", писались Врубелем не только вне стен Кирилловской церкви, но даже не в России, а в Италии: в 1885 году художник отправился в Венецию с целью изучения находящихся там древних византийских мозаик. Он изучал знаменитые мозаики собора Сан Марко и полотна прославленных веницианцев Возрождения. Врубеля особенно привлекали мастера тесно связанные со средневековой традицией - Карпаччо, Чима да Конельяно, Джованни Беллини. Венеция обогатила его палитру.

Слайд 10

Вы можете ознакомиться и скачать Михаил Александрович Врубель. Презентация содержит 16 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.


Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Врубель обладал даром обнаруживать в любом фрагменте природы, натуры "целый мир бесконечно гармонирующих чудных деталей". Он видел натуру, как драгоценную мозаику частиц. Из иностранных современников наибольшее влияние оказал на него М. Фортуни. Первые академические работы Врубеля отличались оригинальностью замысла и незаурядностью трактовки (акварели "Введение во храм" и "Пирующие римляне"). М.А. Врубеля античность интересовала всегда: в университетские годы, во время пребывания в Академии и позже, найдя в его творчестве своеобразную интерпретацию. В неоконченной акварели "Пирующие римляне" (1883, Русский музей) при некоторой театральности всей сцены и увлечении аксессуарами, несомненно намерение художника передать жизнь конкретного исторического периода. Выразителен образ пожилого римлянина, погруженного в тяжелую дремоту. В его характерной голове есть сходство с римскими портретами, вероятно, известными художнику по слепкам или репродукциям. Показательно, что Врубеля привлекала не Греция, а Рим времени его упадка. Видимо, в этом художник ощущал нечто созвучное своим настроениям и своей эпохе.

Слайд 7

Описание слайда:

"Сцена из античной жизни" в эскизе для театрального занавеса (1891, Третьяковская галерея) - это живописная фантазия на античную тему. Опять изображен античный Рим. Но о последнем напоминают лишь пинии в фоне, а об античности - мраморная статуя, фигура музыкантши, вызывающая отдаленные ассоциации с образом Сафо, да сидящий рядом человек с чертами Сократа; у остальных персонажей облик совершенно экзотический, а в типе и выражении лица одного из них вдруг обнаруживается сходство с Демоном. Пространство тяготеет к плоскости, а объемные формы переднего плана, проецирующиеся на плоскость фона, готовы превратиться в изысканный узор. Триптих "Суд Париса" (1893; Третьяковская галерея), в который входят панно "Юнона", "Венера, Амур и Парис", а также панно "Минерва", - это опять романтическая фантазия на античную тему со значительной долей театральности. Пейзаж воспринимается как чисто декоративный, а дельфины кажутся какими-то изделиями из папье-маше. Своеобразное оживление вносят полуреальные-полуфантастические персонажи, изображающие, вероятно, тритонов и созданные не без влияния произведений Бёклина. Творение Врубеля отмечено несомненной поэзией и тонким эстетическим чувством; но в то же время его образному строю свойственна некоторая неорганичность, лежащая и в самой основе художественной концепции модерна с характерной для него усложненностью мышления, множеством эстетических ассоциаций и опосредствований, - направления, в значительной мере затронувшего и творчество Врубеля

Слайд 8

Описание слайда:

В 80-х гг.XIX в. происходит приобщение Врубеля к художественному наследию Руси и Византии. В 1884 по приглашению профессора А. В. Прахова участвовал в реставрации росписей и фресок Кирилловской церкви в Киеве, создал ряд композиций на ее стенах, самые сложные из которых "Сошествие святого духа" и "Надгробный плач". В 1887 г. ему было поручено исполнение фресок для Владимирского собора в Киеве, но представленные Врубелем эскизы "Надгробный плач" и "Воскресение", "Ангел с кадилом и свечой" (Киев, Музей русского искусства) и другие с их строгой торжественной композицией, певучестью рисунка говорят о глубоком творческом восприятия древнерусского и византийского монументального искусства. В их колорите, во всем живописном строе выражен драматизм, экспрессия и одухотворенность образов, которая не помешала церковной комиссией признать их удовлетворительными из-за отсутствия религиозности. Врубелю внутренне было ближе искусство Византии, чем Древней Руси. Но и в том и в другом случае его понимание стиля было гораздо более серьезным, чем у целого ряда его современников, работавших рядом с ним в киевских храмах.

Слайд 9

Описание слайда:

Очень характерна для Врубеля история написания им самостоятельной композиции в Кирилловской церкви - "Надгробный плач". Сделав четыре эскиза-варианта, Врубель написал один из них, по его мнению наиболее удачный, и этот эскиз был признан Праховым "законченным произведением". Композиция "Надгробного плача" вписана в полуциркульное обрамление, которому подчинились все фигуры. Тип лица Христа, его худое, изможденное тело вызывают ассоциации с византийскими подлинниками. Это же можно сказать и о трех большеглазых ангелах, которые скорбно склонились над ним. Плоскостной характер изображений, переданных четкими обобщенными силуэтами, рисунок складок, очень выразительный ритм фигур и всех контуров, насыщенный и в то же время сдержанный теплый колорит - все это было очень тонко найдено художником. На этот раз Врубель пошел по линии примитива, казалось бы, никак не пытаясь осложнять свое произведение привнесением элементов мироощущения интеллигента конца XIX века; на какой-то момент он как бы почувствовал себя древним изографом, забыв обо всем окружающем: возможно, что в этом сказался свойственный ему дар перевоплощения. Иконы для "византийского иконостаса" Кирилловской церкви-"Христа", "Богоматери", "Св. Кирилла" и "Св. Афанасия", писались Врубелем не только вне стен Кирилловской церкви, но даже не в России, а в Италии: в 1885 году художник отправился в Венецию с целью изучения находящихся там древних византийских мозаик. Он изучал знаменитые мозаики собора Сан Марко и полотна прославленных веницианцев Возрождения. Врубеля особенно привлекали мастера тесно связанные со средневековой традицией - Карпаччо, Чима да Конельяно, Джованни Беллини. Венеция обогатила его палитру.

Слайд 10