Работа

Презентация на тему культура народов ямала. Коротко о культурных особенностях коренных народов янао Начальная школа обычаи традиции культура ямала

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Описание слайда:

Песня Песня для народов Севера есть нечто иное, чем то, к чему мы привыкли. Для европейцев песня – это либо торжественное произведение, например, гимн, либо же произведение, созданное для развлечения, словесно-музыкальное сопровождение обыденной жизни. В песнях северных народов – сама жизнь, отношение к миру, его восприятие и ощущение: доброе, радостное, тревожное, трагическое. В песнях ненцы, ханты, селькупы выражают сою душу, свои чувства по поводу даже самого незначительного события окружающей их жизни. То, что мы проговариваем как бы «про себя», внутри нашего сознания, северный человек склонен пропеть вслух: о себе, о своей земле, о своих способностях и возможностях, о том, что его более всего в данный момент волнует.

Слайд 22

Описание слайда:

Первый букварь на Ямале был создан приобским ненцем П.Е. Хатанзеевым, выросшим среди ханты. Его « Ханты – книга» вышла в 1930 году. Первые книги на ненецком языке вышли под редакцией русского этнографа Г.Д. Вербова, который с помощью И.Ф. Ного, и Н. Салиндера выпустил в 1937 году две книги: «Ненецкие сказки и былины» и «Краткий ненецко-русский словарь». Первый букварь на Ямале был создан приобским ненцем П.Е. Хатанзеевым, выросшим среди ханты. Его « Ханты – книга» вышла в 1930 году. Первые книги на ненецком языке вышли под редакцией русского этнографа Г.Д. Вербова, который с помощью И.Ф. Ного, и Н. Салиндера выпустил в 1937 году две книги: «Ненецкие сказки и былины» и «Краткий ненецко-русский словарь». Первый букварь и учебник селькупского языка были созданы Г.Н. Прокофьевым и Е.Д. Прокофьевой в 1934 – 1935 годы. Появление письменности у народов Ямала способствовало формированию национальной культуры и литературы. У её истоков стояли Илья Константинович Тыко Вылка (1886 – 1960), Иван Федорович Ного (1891 – 1947) и Иван Григорьевич Истомин (1917 – 1988).

Крамарь Савелий

Народные праздники и традиции коренных народов ЯНАО. Исследовательская работа ученика 3 "Б" класса

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

ЯНАО, город Губкинский

  1. Введение…………………………………………………………..3 стр.
  2. Дни большой радости……………………………………………3 стр.
  3. День оленевода...…………………………………………………3 стр.
  4. День рыбака………………………………………………………4 стр.
  5. «Медвежий праздник»…………………………………………...5 стр.
  6. Заключение………………………………………………………..6 стр.

Введение.

Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, то есть культуру. Традиционная культура народов ЯНАО (ханты, селькупы, ненцы) складывалась на протяжении веков. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания, она была подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому. Самыми существенными являются отношения, которые складываются между человеком и природой. Это отношения и связи, зародившиеся в незапамятные времена, ревниво оберегаются традицией, закрепляются в обычаях, обрядовых действиях, религиозных верованиях.

Дни большой радости.

Как известно, у ненцев традиционные народные праздники, называются днями большой радости. Это - день рождения ребёнка, приезд желанных гостей и родных, наконец, создание новой семьи – свадьба. День рождение человека отмечается всего один раз в жизни после того, как отпадает пуповина у младенца. Этот праздник только для взрослых, и сам именинник до конца своей жизни не разу не отмечает день своего рождения. По случаю рождения ребёнка забивается молодой оленёнок, одариваются подарками женщины, которые принимали роды.

Из истории известно, что ненцы поклоняются духам. Поэтому пока взрослые отмечают рождение ребёнка, дети в это время выдумывают всевозможные небылицы о том, что может ребёнка принёс какой-то дух или он сам прилетел на крыльях, как дух.

День оленевода.

Нам известно, что большую роль в жизни ненецкого народа играет оленеводство. Ненцы традиционно используют оленей как транспортных животных, запрягая их в нарты. Из шкур оленя шьётся одежда и обувь, строиться жильё. Мясо оленя – полезный пищевой продукт. Поэтому ненцы ежегодно устраивают национальный праздник – День оленевода, связанный с их хозяйственной деятельностью. Он устраивается в масштабах района или округа, проходит обычно весной. На этом празднике из национальных видов соревнований наиболее распространёнными являются гонки на оленьих упряжках, метание топора, прыжки через нарты, перетягивание палки.

Гонки на оленьих упряжках, красивое, захватывающее зрелище. Отбираются лучшие олени, упряжь украшается ленточками, полосками разноцветного сукна. В зависимости от сезона запрягают четыре-шесть оленей. Состязания проводятся на скорость, однако присутствующие оценивают красоту бега оленей, их окраску.

Для того, чтобы вырастить крепкого, быстрого и красивого оленя, оленеводу нужно заботиться о стаде. Надо следить, чтобы на пастбище хватало корма, защищать оленей от волков, лечить больных животных, следить чтобы они не отстали и не заблудились.

Традиционным развлечением на празднике оленевода является метание тынзея (аркана) на поставленную вертикально палку. Таким образом ненцы учили своих детей как правильно заарканить оленя. Так же традиционным развлечением является бросание топора на дальность. У ненецких детей так вырабатываются ловкость, а с помощью стрельбы из лука меткость для охоты.

Интересны на дне оленевода соревнование по прыжкам через нарты. Несколько нарт устанавливаются параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершают двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном, пока хватает сил. Хорошие прыгуны перепрыгивают через тридцать и более нарт без отдыха. Такие соревнования ненцы устраивают своим детям, чтобы они были выносливыми и быстрыми. Одна из забав ненецкого народа перетягивание палки сидя, упершись друг в друга ступнями ног. С раннего возраста дети играют в такую игру, чтобы быть сильными.

Но на Дне оленевода все эти виды соревнований – мужские. Женщины в этот день готовят национальные угощения (оленье мясо, струганина). Также женщины готовятся к ярмарке, на которой продают изделия национальных промыслов (поделки из кости, изделия из меха, бисера и так далее).

День рыбака.

Один из самых известных праздников коренных жителей ЯНАО, считается День рыбака. Но так как основная заповедь ненцев-рыбаков гласит: «Не вылавливай всю рыбу из озера – оставь потомкам!», то даже в этот праздник много рыбы не вылавливают. Сам праздник же празднуется в летнее время года и может сопровождаться различными соревнованиями в виде гонок на лодках, ловли рыбы. На празднике угощают ухой и устраивается ярмарка.

«Медвежий праздник».

В духовной культуре северных народов большое значение имеет культ медведя и связанный с ним комплекс мифов и обрядов, называемый «Медвежий праздник». Этот праздник проводится, как и периодически, так и по случаю добычи медведя на охоте. С «Медвежьим праздником» связаны богатый фольклор, народная хореография, песенное искусство и народный театр.

По древней легенде медведь был сыном небесного бога Нум-Торум. Думал этот сын, что жизнь на земле интереснее, чем среди звёзд. Трижды просил медведь своего могущественного отца отпустить его на прогулку вниз, пока тот не согласился и спустил сына в люльке на землю. Проголодался медведь на земле, стал проситься обратно, но родитель бросил ему лук, стрелы и огонь. Повелел жить на земле добывая себе пищу, и чинить справедливый суд над теми, кто творит зло. А в случае, если сам сын поступит несправедливо, то человек учинит расправу и над ним. Медведь не послушал предупреждений отца, много натворил бед. Убил его один из семи братьев охотников, забрал у него лук, стрелы и огонь, которыми с тех пор и стали пользоваться люди. Так рассказывает легенда.

Праздник празднуется в жилище охотника, который убил медведя. Для этого освобождается комната для танцев и представлений. В комнате ставится «священный стол», среди угощений – хлеб, печенье, конфеты, рыба, оленье мясо. На стол ставят голову медведя. Перед ней ставят берёзовый нарост – чагу. Почётные места с обеих сторон стола должны занять шаман и охотник.

Перед приездом охотника с медвежьей головой, должны прогреметь семь выстрелов, и в целях очищения необходимо обрызгать друг друга водой или осыпать снегом. Ведь встречают не просто зверя, а грозного предка, который может возродиться после смерти, и чтобы душа убитого не принесла людям вреда, нужно очиститься перед ней, а потом задобрить её – в этом традиционный смысл «Медвежьего праздника».

Обряд очищения перед душой медведя заключается в том, что после того, как голову медведя бережно положат на «священный стол», к ней наклоняются для прощения. Охотнику первому нужно извиниться перед головой, просить у неё прощения за то, что выследил и убил зверя семью стрелами. После ритуальной части начинается костюмированное представление, звучат обрядовые песни. Пляшут и поют женщины и девочки.

Раньше праздник отмечали на несколько дней. Заканчивал праздник шаман, предлагал выйти всем во двор. Но представления могли продолжаться и на улице. Все дни, в этот праздник, восхваляют медведя и извиняются перед ним. Только потом варят и съедают медведя целиком.

Шкура, часть морда, губы, череп – считаются священными и хранятся отдельно.

Заключение.

Можно сказать, что народные праздники открывают путь к освоению национальной культуры, знакомят нас с традициями и обычаями народов севера.

Существует ряд обычаев, традиций и праздников, которые сохранились до настоящего времени, благодаря которым мы узнаём и изучаем историю северных народов.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Декоративно-прикладное искусство Ямальских мастеров

Традиционные народные художественные промыслы Ямало-Ненецкого автономного округа имеют вековые традиции и связаны с жизнедеятельностью коренных народностей Севера, издавна проживающих на этой территории: ненцев, ханты, селькупов, коми-зырян.

В силу территориальной протяженности ЯНАО, захватывающего арктическое побережье, тундру, лесотундру, приуральскую и таежные зоны, каждая территория имеет свои особенности в видах декоративно-прикладного творчества и использовании тех или иных материалов.

В зоне арктического побережья, частично в Тазовском и Ямальском районах, кроме материалов, связанных с оленеводством (мех, кожа, замша, рог оленя) большое применение издавна находили материалы, связанные с промыслом на морского зверя (клык моржа, шкура нерпы).

В таежной зоне (Надымский, Красноселькупский, Пуровский, Шурышкарский районы) использовалось дерево, береста, травы.

Широко применялись шкурки мелких пушных зверей (белка, горностай, бурундук), а также шкурки дичи, рыбы (налима, осетра).

На сегодняшний день основными видами традиционных народных художественных промыслов и ремесел Ямала являются: * Пошив национальной одежды, обуви народов: ненцы, ханты, коми. * Художественная обработка кости, бивня мамонта, оленьего и лосиного рога. * Художественные изделия из меха, кожи, сукна и бисера (изделия обрядовые и праздничные). * Резьба по дереву. * Художественная обработка бересты.

Шитье и украшение одежды

Веками отработанное мастерство первичной обработки меха, выделки шкур, кожи, умение окрашивать мех и замшу в различные цвета бережно хранят современные мастера художественной обработки меха и кожи.

Для изготовления художественных меховых изделий применяют мех оленя, лося, нерпы, собаки, лисицы, песца, белки, бобра. Потребность в удобной и очень теплой одежде диктовалась природой.

Меховая одежда совершенствовалась веками. Отличительные особенности меховой одежды: монументальность, строгость, тонкое чувство цвета, гармоничное сочетание оттенков меха и отделочных материалов - сукна или ровдуги.

Плетение из бисера, вышивка

Один из очень интересных видов творчества народов севера - искусство изготовления украшений из бисера. На территории нашей страны изделия из стекла, бусы и бисер были известны у народов, населявших ее еще в 6-5 веке до н.э.

Специфика узоров

Декоративное изображение птиц, рыб, зверей, превращенных в узор называется зооморфным орнаментом. Как и растительный мотив, звериный узор не повторяет в точности облик животного, изображает его условно.

Фигурки рисовали обобщенно и упрощенно, так что их удобно использовать в орнаменте. Иногда вместо всей фигуры животного изображалась его часть. Орнамент изображали разным способом.

Изделия из кожи, кости, дерева выполняли мужчины. А с иглой и бисером лучше справлялись женщины. Нанесение орнамента занимало столько же времени, сколько изготовление вещи.

Иногда вместо всей фигуры животного изображалась его часть. Орнамент изображали разным способом. Изделия из кожи, кости, дерева выполняли мужчины. А с иглой и бисером лучше справлялись женщины. Нанесение орнамента занимало столько же времени, сколько изготовление вещи. Из глубокой древности тянутся представления, что вещь завершена и готова только тогда, когда покрыта узором.

В далекие времена узоры на бытовых изделиях служили не только украшением. Они придавали вещам свойства оберегов и играли роль магической защиты самого предмета и его владельца. Орнаментом украшали прежде всего ворот, рукава, подол, т.е. Все отверстия, через которые все болезни и злые силы могут проникнуть внутрь.

В настоящее время орнаменты служат больше украшением, чем оберегом. Но их древнее значение можно расшифровать по их названиям и изображениям. Самые простые геометрические узоры изображают землю и воду (волнистая линия или зигзаг). Круг обозначает небо и солнце, крест – человека или бога. Орнамент выполняют из кожи, меха и сукна; украшают бисером, тесьмой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Декоративно-прикладное искусство и музыка русского народа»

Цели:воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа, познакомить учащихся с особенностями хороводных песен, частушек: развивать умение воспринимать музыку, музыкал...

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времен людям нравилось украшать свое жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство н...

По статистике в ЯНАО проживает порядка 42 тысяч представителей коренных народов. Это 8% от всего населения автономного округа. Наиболее многочисленная народность ненцы – почти 30 тысяч человек, ханты – 9,5 тысяч и селькупы – около 2 тысяч человек. Порядка 40% представителей коренных народов Ямала ведут традиционный кочевой образ жизни, это 16,5 тысяч человек.

У каждого народа мира есть свои особенности, которые для него - абсолютно нормальны и обыденны, но очень удивляют человека стороннего. Ненецкая культура сегодня воспринимается настолько экзотичной, что не верится, что в век высоких технологий где-то на , а именно так переводится слово "Ямал" с ненецкого, люди до сих пор живут в чумах и кочуют.

В стойбищах древние традиции предков бережно хранятся. Гостей и сейчас встретят в любом чуме по всем правилам ненецкого гостеприимства. О них «Комсомольской правде – Ямал» рассказали специалисты Ямало-Ненецкого окружного МВК имени И.С. Шемановского.

1. Приехав в стойбище, надо обойти все чумы и в каждом из них по правилам гостеприимства принять угощение. Если гости не зашли в какой-то чум, хозяин может обидеться.

2. Заходят в чум, взяв одной рукой за края покрытия чума и, повернувшись через левое или правое плечо (смотря в какую сторону «дверь» открывается), той же рукой положить край чумового покрытия на исходное положение. Стучать или предварительно кричать «Есть кто в чуме?» не принято. По дыму из трубы, по прислоненному бревну или длинному шесту к двери это можно самим определить.

3. Хозяйка обязательно пригласит вас к маленькому ненецкому столику, который называется толь. На высоком столе «норам» располагают кухонную утварь.

4. Хозяин чума, увидев вашу пустую чашку, будет вам подливать чай до тех пор, пока вы не перевернете чашку вверх дном.

5. Гостей – мужчин укладывают на ночевку от середины чума к священному шесту симзы. Гости – женщины, наоборот, располагаются от середины к выходу – ближе к свежему воздуху, подальше от копоти.

6 . По тундровому этикету большой оплошностью считается назвать взрослого человека по имени, в иных случаях это может быть воспринято даже как за оскорбление. Ко взрослым обращаются словом, означающим степень родства, по имени старшего сына или дочери.

7. Ненцы угостят строганиной, а могут и «разбить рыбу» резким ударом о стол. «Колотушка» - это та же замороженная рыба, например, муксун или омуль. Осколки рассыпавшейся, как хрустальная ваза, рыбы выкладывает на блюдо, но для обычных приемов пищи. Для гостей и по праздникам чаще готовят строганину.

8. У ненцев за столом нельзя петь. Примета гласит: «все пропоешь».

9. Помогать хозяйке убирать со стола, мыть или вытирать посуду не стоит. Считается, что такая помощь гостей может обернуться для хозяйки неудачей, стол ее обеднеет, а все удачи перейдут к гостье. К посуде не должны прикасаться ни мужчина, ни мальчик. По поверьям, от звона посуды вся дичь испугается и убежит.

10. Не принято у ненцев уходить раньше окончания трапезы. Если гости торопятся, хозяйка чума должна подержаться за край стола, иначе гости «унесут» с собой достаток ее семьи.

11. Построить дом – женская забота. За возведение домов у ненцев отвечает исключительно «слабый пол». Они же бывают и собственниками чумов, которые обычно получают в приданое от своих родителей. Тундровую ненецкую семью называют мяд тер («мя» - чум по-ненецки) – что в буквальном переводе, означает «содержимое чума» - домочадцы.

12. Очажный круг на полу чума издревле воспринимался как вход в подземный мир. Когда чум разбирали и поднимали очажный лист, то на этом месте оставалось пятно, по которому можно узнать о том, что здесь стоял чум. Второй раз на это же пятно класть очажный лист не разрешается, считается, что это поранит землю.

13. Территорию после себя кочевники обязательно очищают, а мусор сжигают. Опасным считалось оставить на месте бывшего чума хотя бы волосок или обстриженный ноготь. Под ним, как считалось, злой дух может погубить человека.

14. Дети в тундре играют клювами птиц. Традиционная ненецкая кукла нухуко сделана из клюва, который играет роль головы куклы, с пришитыми к нему разноцветными лоскутами сукна в качестве туловища. Куклы из утиного клюва - женщины, а из гусиного - мужчины. Любимая игрушка ненецких мальчиков - оленьи рога. Они представляют, что это настоящие оленьи упряжки, и носятся друг за другом, изображая гонки.

15. Только хозяйка может прикасаться к очажным шестам, к очажному крюку. Она разговаривает с пламенем, высказывает пророчества по треску дров, дыму, силе и цвету пламени.

16. Ненецкие запреты («хэвы ») очень строги. Детям и даже собакам нельзя рыть и как-либо повреждать землю, играть с огнем и водой (особенно бить по ней палками). Нарушение строго каралось осуждением сородичей. В народных пословицах и поговорках была заложена воспитывающая мудрость: «На охоте знай меру», «Яйца в гнезде руками не трогай - птица оставит их навсегда», «Руку на оленя никогда не поднимай», «За жизнь свою сам держись – никто за тебя этого не сделает».


17. Ненцы едят рога. Летом у оленей отрастают молодые, покрытые мехом рога. Они называются пантами и считаются деликатесом. Нечаянно обломанные в оленьей толчее или аккуратно срезанные, молодые рога сначала опаливают над огнем, потом скоблят и снимают с костяной части лакомый слой кожи.

18. Ненцы не едят грибы, потому что они считаются едой оленя.

19. Во время каслания перерыв для утоления жажды и питания оленей делается в среднем через 25 км, летом, через каждые 5 км.

20. В тундре хозяева стараются не отпускать гостя без подарка. Мужчинам дарят ножны с ножом, пояса, подвязки для мужской обуви (кисы), сорочку для малицы, кисет для табака или курительную трубку. Женщинам - чашки, полоски разноцветного сукна, колокольчики, бусы, цепочки, серьги, платки, выделанные оленьи лапы, песцовую шкурку, кусочек бобрового меха. Детям - игрушки или вещи ровесника.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Описание слайда:

Песня Песня для народов Севера есть нечто иное, чем то, к чему мы привыкли. Для европейцев песня – это либо торжественное произведение, например, гимн, либо же произведение, созданное для развлечения, словесно-музыкальное сопровождение обыденной жизни. В песнях северных народов – сама жизнь, отношение к миру, его восприятие и ощущение: доброе, радостное, тревожное, трагическое. В песнях ненцы, ханты, селькупы выражают сою душу, свои чувства по поводу даже самого незначительного события окружающей их жизни. То, что мы проговариваем как бы «про себя», внутри нашего сознания, северный человек склонен пропеть вслух: о себе, о своей земле, о своих способностях и возможностях, о том, что его более всего в данный момент волнует.

Слайд 22

Описание слайда:

Первый букварь на Ямале был создан приобским ненцем П.Е. Хатанзеевым, выросшим среди ханты. Его « Ханты – книга» вышла в 1930 году. Первые книги на ненецком языке вышли под редакцией русского этнографа Г.Д. Вербова, который с помощью И.Ф. Ного, и Н. Салиндера выпустил в 1937 году две книги: «Ненецкие сказки и былины» и «Краткий ненецко-русский словарь». Первый букварь на Ямале был создан приобским ненцем П.Е. Хатанзеевым, выросшим среди ханты. Его « Ханты – книга» вышла в 1930 году. Первые книги на ненецком языке вышли под редакцией русского этнографа Г.Д. Вербова, который с помощью И.Ф. Ного, и Н. Салиндера выпустил в 1937 году две книги: «Ненецкие сказки и былины» и «Краткий ненецко-русский словарь». Первый букварь и учебник селькупского языка были созданы Г.Н. Прокофьевым и Е.Д. Прокофьевой в 1934 – 1935 годы. Появление письменности у народов Ямала способствовало формированию национальной культуры и литературы. У её истоков стояли Илья Константинович Тыко Вылка (1886 – 1960), Иван Федорович Ного (1891 – 1947) и Иван Григорьевич Истомин (1917 – 1988).