Инф. технологии

Причины и последствия обломовщины по роману Обломов (Гончаров И. А.)

Ничего не нужно: жизнь,
Как спокойная река, текла мимо.
И. Гончаров
Иван Александрович Гончаров в романе “Обломов” дает резкую критику существующему строю с его несправедливостями и пороками. Осуждая бездеятельность героя, автор в то же время показывает пагубность общественного строя, которому не хочет служить Обломов. Временами кажется, что Гончаров не столько осуждает, сколько умиляется своему герою. Но это только внешнее впечатление, путь Обломова гибельный, он скорее похож на тупик.
Пассивного протеста окружающему миру

Автор не одобряет, но не видит и выхода из подобной ситуации. В противовес Обломову дан Андрей Штольц, но Гончаров принижает его достоинства, показывая их меркантильность.
Осуждая бездеятельность Обломова, автор дает в сне героя объяснение его характера. Илья Ильич не просто ленивец, он потомственный бездельник, оправдывающий себя нежеланием служить несправедливости. Но это только красивые слова, повод ничего не делать. Корни же этого лежат гораздо глубже, сон раскроет нам многое. Он не только иллюстрирует, но и поясняет истоки нынешнего лежания героя на диване. Это не оправдание, но лень заложена в Илье Ильиче на генетическом уровне.
Обломовка представляется герою земным раем, где нет никаких проблем, все живут в гармонии с окружающей природой. “Ничего не нужно: жизнь, как покойная река, текла мимо их; им оставалось только сидеть на берегу этой реки и наблюдать неизбежные явления, которые по очереди, без зову, представали пред каждым из них”.
Тут не только господа, но и рабы их воспринимали труд как “наказание” и всегда от “него избавлялись, находя это возможным и должным”. Обвалившаяся галерея барского дома валяется до зимы; кое-как остатки ее подперли столбами, и все любуются полученным результатом, находя какую-то красоту в этом развале и ветхости. Крестьянская изба нависла половиной над оврагом… Что это, беззаботность варваров или философов?
В Обломовке между тем живут строго по календарю, по заведенному еще встарь порядку, боясь и не приемля ничего нового. Воспитываясь и вырастая в такой патриархальности, Илья Ильич со временем перестал верить в леших и ведьм, в то, что мертвые встают из могил, но какой-то “осадок страха и безотчетной тоски” остался в нем, и он перенес их на общественную жизнь.
Его диван – это кусок патриархальной жизни, детские идиллические воспоминания и впечатления. Герой не хочет вставать с дивана – решать какие-то вопросы, утруждать себя заботами и переживаниями. Обломов – это продолжение Обломовки, он вышел из этого царства духовного сна, поэтому и не хочет никуда двигаться; уходит в грезы от проблем жизни.
Временами мне кажется, что Гончарову нравится все старинное да патриархальное, он их идеализирует, преувеличивая ценность такого образа жизни. Современное ему общество не смогло ничего противопоставить взамен этой идиллии.
В городской суете и сутолоке автор не видит духовности, а лишь мелочность страстишек, карьеризм, желание людей обойти друг друга, подставить подножку.
Можно, конечно, что-нибудь переделать в этой несправедливой жизни, если активно действовать, вмешиваться в ее течение. Да не привык к этому Обломов. С детства около него десяток слуг, готовых подать, убрать, одеть и обуть, вот и вырос увалень, умный, добрый, но настолько бездеятельный и беспомощный, что остается только пожалеть его.
Таким образом, сон Обломова является ключевым в понимании его характера. Гончаров смог изнутри показать обоснованность поступков и поведения героя.

Тест по роману И. А. Гончарова « Обломов» (10 класс)

    «Был ему по сердцу один человек… Он любил и новости, и свет, и науку, и всю жизнь, но как – то глубже, искреннее… Он верил ему одному, может быть, потому, что рос, учился и жил с ним вместе.»

А) отношение Штольца к Обломову;

Б) отношение Обломова к Штольцу;

В) отношение Тарантьева к Обломову.

2. «Воспитанный в недрах провинции, среди кротких и темных нравов и обычаев родины, переходя в течение двадцати лет из объятий в объятия родных, друзей и знакомых, он до того был проникнут семейным началом, что и будущая служба представлялась ему в виде какого -- то семейного занятия»

А) Штольц

Б) Обломов

В) Тарантьев

3. «Нет, я чувствую… не музыку… а… любовь»:

А) Обломов Ольге;

Б) Штольц Ольге;

В) Ольга Обломову

4.«Жизнь - долг, обязанность, следовательно, любовь - тоже долг»:

А) слова Штольца

Б) слова Ольги

В) слова Обломова

5. «Я похищаю чужое! Я - вор!»

А) слова Штольца, раскрывающие его отношение к Ольге;

Б) слова Обломова, раскрывающие его отношение к Ольге

В) слова Обломова, раскрывающие его отношение к Агафье Матвеевне

6. « Это был какой - то всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти»:

А) о жителях Обломовки;

Б) об Обломове

В) об обитателях дома Обломовых.

7. «Ему уже за тридцать лет. Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги. Он участвует в какой - то компании, отправляющий товары за границу. Он беспрестанно в движении»:

А) Тарантьев;

Б) Обломов;

В) Штольц.

8. « Грамотность вредна мужику»:

А) слова Штольца

Б) слова Ильинской

В) слова Обломова.

9. «Одни считают её простой, недальней, неглубокой, потому что не сыпались с языка ни мудрые сентенции о жизни, о любви, ни быстрые, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе»:

А) Агафья Матвеевна

Б) Ольга

В) Марья Михайловна.

10. Имя сына Обломова:

А) Илья

Б) Андрей

В)Михаил

11. « Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением не лица только, а всей души»:

А) Захар

Б) Штольц

В) Обломов

12. Фактическая причина ухода Обломова со службы:

А) увольнение

Б) личная просьба об отставке

В) невозвращение на работу после болезни

13. Кто первый в романе произносит слово «обломовщина»

А) Штольц

Б) Обломов

В) Ольга

14. « Это был человек лет тридцати двух - трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно - серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица »:

А) Штольц

Б) Обломов

В) Тарантьев

15. «В комнату вошёл… человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами»:

А) Алексеев

Б) Тарантьев

В) Захар

16. О чём попросил Обломов Штольца при их последней встрече:

А) позаботиться об Агафье Матвеевне

Б) не забыть его сына

В) не оставлять без присмотра его имение

17. « Ты заметь, что сама жизнь и труд есть цель жизни, а не женщина»:

А) слова Тарантьева

Б) слова Обломова

В) слова Штольца

    Расскажите о жизни Штольца.

Часть 4.

Вопросы и задания по роману И. А. Гончарова «Обломов»

    Расскажите о жизни Штольца.

    Как относится Штольц к мечте?

    Почему были дружны Обломов и Штольц? (глава 2)

    Какие советы даёт Штольц Обломову? (глава 8)

    Почему Обломов не уехал за границу? (глава 5)

    Какие отношения складываются между Обломовым и Ольгой?

    Почему нравится Обломову у Тарантьева?

    Любила ли Ольга Обломова, а Обломов Ольгу?

    Идеал Обломова. Идеал Штольца. Что вам более импонирует?

Часть 4.

1. Обломов живёт на Выборской стороне, в доме вдовы Пшеницыной. Изменился ли Обломов?(глава 1)

2. Попытки Штольца спасти Обломова? (глава 2)

3. Обломов подписывает заёмное письмо. Каково положение его дел? (глава 5)

4. Встреча Штольца и Обломова. Чему поразился Штольц? (глава 6)

5. Как пошли дела у Обломова, благодаря Штольцу? (глава 9)

6. Судьба Захара. (глава 11). Что такое обломовщина?


Тест по роману И. А. Гончарова « Обломов» (10 класс)
«Был ему по сердцу один человек… Он любил и новости, и свет, и науку, и всю жизнь, но как – то глубже, искреннее… Он верил ему одному, может быть, потому, что рос, учился и жил с ним вместе.» А) отношение Штольца к Обломову;
Б) отношение Обломова к Штольцу;
В) отношение Тарантьева к Обломову.
2. «Воспитанный в недрах провинции, среди кротких и темных нравов и обычаев родины, переходя в течение двадцати лет из объятий в объятия родных, друзей и знакомых, он до того был проникнут семейным началом, что и будущая служба представлялась ему в виде какого -- то семейного занятия»
А) ШтольцБ) Обломов
В) Тарантьев3. «Нет, я чувствую… не музыку… а… любовь»:
А) Обломов Ольге;
Б) Штольц Ольге;
В) Ольга Обломову
4.«Жизнь - долг, обязанность, следовательно, любовь - тоже долг»:
А) слова ШтольцаБ) слова Ольги
В) слова Обломова
5. «Я похищаю чужое! Я - вор!»
А) слова Штольца, раскрывающие его отношение к Ольге;
Б) слова Обломова, раскрывающие его отношение к Ольге
В) слова Обломова, раскрывающие его отношение к Агафье Матвеевне
6. « Это был какой - то всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти»:
А) о жителях Обломовки;
Б) об Обломове
В) об обитателях дома Обломовых.
7. «Ему уже за тридцать лет. Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги. Он участвует в какой - то компании, отправляющий товары за границу. Он беспрестанно в движении»:
А) Тарантьев;
Б) Обломов;
В) Штольц.
8. « Грамотность вредна мужику»:
А) слова ШтольцаБ) слова Ильинской
В) слова Обломова.
9. «Одни считают её простой, недальней, неглубокой, потому что не сыпались с языка ни мудрые сентенции о жизни, о любви, ни быстрые, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе»:
А) Агафья Матвеевна
Б) Ольга
В) Марья Михайловна.
10. Имя сына Обломова:
А) Илья
Б) Андрей
В)Михаил
11. « Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением не лица только, а всей души»:
А) Захар
Б) ШтольцВ) Обломов
12. Фактическая причина ухода Обломова со службы:
А) увольнение
Б) личная просьба об отставке
В) невозвращение на работу после болезни
13. Кто первый в романе произносит слово «обломовщина»
А) ШтольцБ) Обломов
В) Ольга
14. « Это был человек лет тридцати двух - трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно - серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица »:
А) ШтольцБ) Обломов
В) Тарантьев15. «В комнату вошёл… человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами»:
А) Алексеев
Б) ТарантьевВ) Захар
16. О чём попросил Обломов Штольца при их последней встрече:
А) позаботиться об Агафье Матвеевне
Б) не забыть его сына
В) не оставлять без присмотра его имение
17. « Ты заметь, что сама жизнь и труд есть цель жизни, а не женщина»:
А) слова ТарантьеваБ) слова Обломова
В) слова Штольца Вопросы и задания по роману И. А. Гончарова «Обломов»
Расскажите о жизни Штольца.








Часть 4.




Вопросы и задания по роману И. А. Гончарова «Обломов»
Расскажите о жизни Штольца.
Как относится Штольц к мечте?
Почему были дружны Обломов и Штольц? (глава 2)
Какие советы даёт Штольц Обломову? (глава 8)
Почему Обломов не уехал за границу? (глава 5)
Какие отношения складываются между Обломовым и Ольгой?
Почему нравится Обломову у Тарантьева?
Любила ли Ольга Обломова, а Обломов Ольгу?
Идеал Обломова. Идеал Штольца. Что вам более импонирует?
Часть 4.
1. Обломов живёт на Выборской стороне, в доме вдовы Пшеницыной. Изменился ли Обломов?(глава 1)
2. Попытки Штольца спасти Обломова? (глава 2)
3. Обломов подписывает заёмное письмо. Каково положение его дел? (глава 5)4. Встреча Штольца и Обломова. Чему поразился Штольц? (глава 6)5. Как пошли дела у Обломова, благодаря Штольцу? (глава 9)
6. Судьба Захара. (глава 11). Что такое обломовщина?

Тема. Обломов и обломовщина. Причины обломовщины.

Образ жизни, для которого характерны лень, апатия, неспособность решать проблемы, пустая мечтательность определены в романе словом «обломовщина». Это понятие стало нарицательным.

Обломощина корнями уходит в родовое гнездо Ильи Ильича. В 9 главе 1-ой части романа вскрыты причины обломовщины («Сон Обломова»).

Причины обломовщины

1. Воспитание и образование покоя происходило в условиях мертвящего покоя :

(«Ничего не нужно: жизнь, как покойная река, текла мимо их; им оставалось только сидеть на берегу этой реки и наблюдать неизбежные явления, которые по очереди, без зову, представали пред каждого из них.

«Т ишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их»)

а) примитивная жизнь, отсутствие каких-либо высоких жизненных целей;

«Плохо верили обломовцы и душевным тревогам. Они никогда не смущали себя никакими туманными умственными или нравственными вопросами»

«Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке».

б) суеверные страхи и боязнь нового.

Эпизод с получением письма — боязнь нового

«В Обломовке верили всему: и оборотням и мертвецам. Расскажут ли что копна сена разгуливала по полю - поверят; пропустит ли кто-нибудь слух, что это не баран, а что-то другое, или что Марфа или Степанида - ведьма, они будут бояться и барана и Марфы… — так сильна вера в чудесное в Обломовке»

«Смерть у них приключалась от вынесенного перед тем из дома покойника головой, а не ногами из ворот; пожар — от того, что собака выла три ночи под окном…»

2. Негативный пример родителей:

а) имение приходило в запустение;

(Никто не занимается хозяйством, управляющий ворует, подгнившая галерея стоит до тех пор, пока не обваливается, мостик настилают лишь тогда, когда крестьянин падает с него в канаву Они были скупы, никогда не тратили лишней копейки даже на свечки

«- Так что ж, что [крыльцо] шаталось? — отвечал Обломов. — Да вот не развалилось же, даром что шестнадцать лет без поправки стоит…

И он обращал глаза в другую сторону, а крыльцо, говорят, шатается и до сих пор и все еще не развалилось»)

б) бездеятельность родителей; (Отец никогда себя ничем не утруждал)

«Мальчик привык видеть, как отец день-деньской только и знает, что ходит из угла в угол, заложив руки назад, нюхает табак и сморкается, а матушка переходит от кофе к чаю, от чая к обеду»

Сам Обломов — старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.

— Эй, Игнашка? Что несешь, дурак? — спросит он идущего по двору человека.

— Несу ножи точить в людскую, — отвечает тот, не взглянув на барина.

— Ну неси, неси; да хорошенько, смотри, наточи! Потом остановит бабу:

— Эй, баба! Баба! Куда ходила?

— В погреб, батюшка, — говорила она, останавливаясь, и, прикрыв глаза рукой, глядела на окно, — молока к столу достать.

— Ну иди, иди! — отвечал барин. — Да смотри, не пролей молоко-то.

— А ты, Захарка, постреленок, куда опять бежишь? — кричал потом. — Вот я тебе дам бегать! Уж я вижу, что ты это в третий раз бежишь. Пошел назад, в прихожую!

И Захарка шел опять дремать в прихожую. Придут ли коровы с поля, старик первый позаботится, чтоб их напоили; завидит ли из окна, что дворняжка преследует курицу, тотчас примет строгие меры против беспорядков.

в) Несерьёзное отношение к образованию родителей, а следовательно и самого Ильи. Родители оберегали Илюшу от чрезмерных занятий науками.

(«Все в доме были проникнуты убеждением, что ученье и родительская суббота никак не должны совпадать вместе, или что праздник в четверг — неодолимая преграда к ученью на всю неделю.- Долго ли до греха? — говорили отец и мать. — Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь…»

«Сегодня не поедешь; в четверг большой праздник: стоит ли ездить взад и вперед на три дня?», «…сегодня родительская неделя, — не до ученья: блины будем печь», «Что-то у тебя глаза несвежи сегодня. Здоров ли ты?…Посиди-ка ты эту недельку дома, а там - что Бог даст»

Старики понимали выгоду просвещения, но только внешнюю выгоду. «Они мечтали о шитом мундире для него, воображали его советником в палате, а мать даже губернатором; но всего этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь подешевле, с разными хитростями …. не трудом»

3. Неприспособленность к труду «Всё делалось за него Захаром и еще тремя стами захарами»…. («Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть — уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание…» .

«Захар, как, бывало, нянька, натягивает ему чулки, надевает башмак, а Илюша, уже четырнадцатилетний мальчик, только и знает, что подставляет ему лёжа то ту, то другую ногу…»)

4. Пресечение самостоятельности. Излишняя опека родителей и нянек.

(«И целый день и все дни и ночи няни наполнены были суматохой, беготней: то пыткой, то живой радостью за ребенка, то страхом, что он упадет и расшибет нос…»

«Няня! Не видишь, что ребенок выбежал на солнышко! Уведи его в холодок; напечет ему головку - будет болеть, тошно сделается, кушать не станет…»

«Что ты, бог с тобой! Теперь гулять сыро, ножки простудишь; и страшно: в лесу теперь леший ходит, он уносит маленьких детей»

«Ему иногда … хочется броситься и переделать все самому, а тут вдруг отец и мать да три тетки в пять голосов и закричат: — Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что?)

5. Ограничение детской любознательности, пытливости ума.

(«Потом мать отпускала его гулять в сад, по двору, на луг с строгим подтверждением няньке не оставлять ребёнка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг»..

Сказки няни - увод от действительности

«Она нашёптывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где всё совершаются чудеса, где текут реки меда и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют всё добрые молодцы, такие, как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать»

«Нянька или предание так искусно избегали в рассказе всего, что существует на самом деле, что воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости. Нянька с добродушием повествовала сказку о Емеле-дурачке, эту злую и коварную сатиру на наших прадедов, а может быть, еще и на нас самих»

« Заселилось воображение мальчика странными призраками; боязнь и тоска засели надолго, может быть навсегда, в душу. Он печально озирается вокруг и все видит в жизни вред, беду, все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей, где живет Милитриса Кирбитьевна, где так хорошо кормят и одевают даром…»)

Плоды воспитания

Закрытость от реальной жизни, ограниченность стремлений, излишняя опека родителей, желание оградить ребёнка от всех проблем породили в Обломове апатию и лень, малодушие и эгоизм.

1. Нежелание выполнять учебные задания.

(Как Обломов воспринимал задаваемые уроки, учась в пансионе Штольца? Проявлял ли интерес к учёбе? Как относился к чтению?)

Он по необходимости сидел в классе … и с трудом, с потом, со вздохами выучивал задаваемые ему уроки.

…считал за наказание, ниспосланное небом за наши грехи.

Серьезное чтение утомляло его. Зато поэты задели его за живое…

2. Учеба в в университете Москве, пробуждение благородных стремлений, но «цвет жизни распустился и не дал плодов».

(О чём были эти благородные мечты Обломова? - 5гл. ; 4 гл.2 часть)

«служить, пока станет сил, потому что России нужны руки и головы для разработывания неистощимых источников; работать, чтоб слаще отдыхать, а отдыхать - значит жить другой, артистической, изящной стороной жизни, жизни художников, поэтов».

…хотел после книг объехать чужие края, чтоб лучше знать и любить свой

3. Неудачная попытка службы, боязнь проблем, нежелание их решать.

(Почему перестал ходить на службу?)

Он отправил однажды какую-то нужную бумагу вместо Астрахани в Архангельск.

Обломов не дождался заслуженной кары, ушел домой и прислал медицинское свидетельство.

Но это помогло только на время: надо же было выздороветь, - а за этим в перспективе было опять ежедневное хождение в должность. Обломов не вынес и подал в отставку.

4. Бездействие и пустые мечты о преобразованиях и о счастливой беззаботной жизни.

(В чём заключалась обычная, каждодневная «работа» Ильи Ильича Обломова?)

Он несколько лет неутомимо работает над планом, думает, размышляет и ходя, и лежа, …Он, как встанет утром с постели, после чая ляжет тотчас на диван, подопрет голову рукой и обдумывает, не щадя сил, до тех пор, пока, наконец, голова утомится от тяжелой работы и когда совесть скажет: довольно сделано сегодня для общего блага.

Тогда только решается он отдохнуть от трудов и переменить заботливую позу на другую, менее деловую и строгую, более удобную для мечтаний и неги.

Освободясь от деловых забот, Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире.

В чём проявляется застой?

— негативное отношение к труду;

Обломов презирает труд. Труд и наказание для него синонимы.

— отрицательное отношение к просвещению народа;

«Грамотность вредна мужику: выучи его, так он, пожалуй, и пахать не станет»

— боязнь перемен в экономике.

Обломов испугался предложения Штольца провести к Обломовке шоссе, построить пристань, и в городе открыть ярмарку.

Описание.

По роману Гончарова «Обломов»

Выдержка из работы.

Почему Обломов не нашел места в жизни

По роману И. Гончарова «Обломов»

Размышляя в «Сне Обломова » (1849) над условиями воспитания Илюши, Гончаров переходит от истории русского барина к вопросам более масштабным - о судьбе духовно значимого человека в современном мире.

Характеристику Обломова нельзя ограничить одной лишь неспособностью к действию, барской леностью . Это сложный, многоплановый образ , в котором угадывается не только «знамение времени» в том смысле, в каком понимал его Н. А. Добролюбов, - т. е. крах помещичьего сословия. Но вместе с Обломовым из жизни уходит духовное начало, высокие нравственные требования к жизни.

Вся первая глава романа посвящена описанию того, как проводит утро бывший чиновник, петербургский житель Илья Ильич Обломов. С одной стороны, видим, что Обломов не может подняться с дивана, хотя уже полдень, и весь деловой Петербург в хлопотах. Черты его лица, халат, домашние тапочки, в которые он сразу попадал, опустив ноги, детали обстановки, казалось бы, говорят сами за себя - характеризуют его как человека неопределенного, вялого.

Вместе с этим замечаем, что типы современных петербургских «деятелей», собранные в гостиной Обломова, призваны оттенить, подчеркнуть незаурядность его человеческих задатков: тонкий наблюдательный ум, высокие духовные запросы, чистоту и доброту «голубиного сердца». Он пробуждается от сна, чтобы поспорить со своими бывшими сослуживцами. В этих диалогах раскрывается человек, не приемлющий ценностей суетно-практического мира.

Светский щеголь Волков, занятый примеркой и демонстрацией нового фрака, вызывает сожаление и ироническую усмешку читателя. «Блистающий господин» озабочен тем, как в один день поспеть в десять мест: катания в Екатерингофе, балеты, балы и приемные дни у многочисленных князей и вельмож. Горькие и верные замечания Обломова сопровождают его уход: «Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?» В пустой, безудержной погоне за блеском и шумом развлечений некогда задуматься о нравственной стороне «дела».

Чиновник Судьбинский озабочен получением звания, продвижением по служебной лестнице. Человек без ума, воли и чувства - бездушный канцелярский исполнитель. Чрезвычайная деловитость и «занятость» скрывают его пустую, ограниченную натуру, отсутствие подлинно человеческих интересов - ума и сердца, для которых он «слеп и глух».

Наконец, Пенкин - журнальный поденщик, собиратель грязных новостей, представитель т. н. массовой бульварной прессы. Скудость подобного рода литературы понимает Обломов. В разговоре с Пенкиным он гневно осуждает отсутствие любви к человеку в новейшей литературе, глумление над добродетелью, критику порока без сострадания и сердечной боли, когда в погоне за сенсацией, в стремлении поразить воображение читателя смакуются грязные стороны человеческой жизни, преступаются нравственно дозволенные границы изображения. Беспринципные журналисты, подобные Пенкину, готовы за мзду «менять убеждения, торговать умом и воображением… И все писать, все писать, как колесо, как машина». Куда может завести подобная, с позволения сказать литература, изгнавшая со своих страниц стремление к благородному и возвышенному идеалу?

Мысленному взору Обломова открывается безрадостная картина петербургской жизни, где суета и внешняя деловитость скрывают отсутствие подлинно духовных человеческих потребностей. Как загорается сердце Обломова в споре со Штольцем о существе жизни: «…вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности …сплетни, пересуды… Где ж тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?… Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества! Что водит ими в жизни?… А наша лучшая молодежь, что она делает? Разве не спит, ходя, разъезжая по Невскому проспекту, танцуя? Ежедневная пустая перетасовка дней! …все заражаются друг от друга какой-нибудь мучительной заботой, тоской, болезненно чего-то ищут. И добро бы истины, блага себе и другим - нет, они бледнеют от успеха товарища. …Вот этот желтый господин в очках пристал ко мне: читал ли я речь какого-то депутата, и глаза вытаращил на меня, когда я сказал, что не читаю газет. …Рассуждают, соображают вкривь и вкось, а самим скучно - не занимает это их; сквозь эти крики виден непробудный сон! Это им постороннее; они не в своей шапке ходят. …Под этой всеобъемлемостью кроется пустота, отсутствие симпатии ко всему!». Становится понятным, что это одна из причин его апатии, равнодушия к жизни.

Разочарование пришло к Обломову не сразу. Обломов пытался заняться делом: прослужил в департаменте около двух лет, но не выдержал однотонной канцелярской рутины. Жизнь как бы обломала, сломила его . Он убедился, что настоящее чуждо надеждам и желаниям. Больше нечего ждать от судьбы, как прежде, в молодости.

В обстановке его кабинета, убранстве комнат заметно желание отгородиться от мира, укрыться от суеты, забыться сном , т. к. в условиях всеобщего очерствения, лжи и порочности мечты о чистой, гармоничной жизни не осуществимы. Он уходит от действительности в мир мечтаний.

Но не только черствость и меркантильность окружающего мира были причиной гибели Обломова. Причина его неподвижности кроется еще и в условиях воспитания. Автор не случайно знакомит нас с детством Обломова, рисуя безмятежную картину, где все давалось легко маленькому Илюшеньке. Взрослого Илью обслуживает преданный Захар. И как справедливо замечает Штольц, у Обломова все началось «с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить» . Отсутствие привычки к труду послужило одной из причин духовного бессилия Обломова, неумения противостоять жизненным трудностям, неспособности к волевому усилию, борьбе за свое счастье. Он лишь сумел указать зло, овладевающее миром, но не смог противостоять его распространению.

С др. стороны, картины деревенского детства Илюши заставляют задуматься не только о безмятежном житье-бытье, но и о нравственно-духовной норме жизни. Представления об этом Обломов вынес из детских лет: обломовцы «не принимали за жизнь круговорота вечных стремлений куда-то, к чему-то», жизнь их наполнялась «коренными и неизбежными событиями» (что в особенности важно подчеркнуть сегодня), в гармонии с природой, в преемственности форм национальной жизни, в желании передать детям и сохранить эти неизбывные начала жизни, которые есть основа и залог человеческой индивидуальности. Не случайно образ родового гнезда выступает как основа нравственно-духовных начал человеческой личности.

Гончаров глубоко постиг психологию человека, от природы доброго и чуткого, умного и чистого, но зараженного болезнью - «обломовщиной». Слово это не раз повторяется в романе. Трагедия усугубляется тем, что сам Обломов признает свою болезнь, видит ее признаки, но непреодолимая сила обломовщины убивает его, как духовно, так и физически.

Любовь к Ольге Ильинской была последней попыткой героя вернуться к жизни. Автор, как бы убедившись в несостоятельности своего героя, с горечью и сожалением оставляет его умирать на окраине Петербурга, в доме мещанки Пшеницыной, где он обретает уют и тепло, долгожданный покой, но без духовных порывов, без развития и движения.

Ответ на вопрос, почему герой не нашел места в жизни, не имеет однозначного решения. По Добролюбову, причина состоит в нравственно-психологических следствиях крепостного права, разнеженной барской жизни, в обломовщине. На самом деле, авторская позиция более глубокая. Гончаров учитывает еще и трагические закономерности бытия, влияющие на судьбу личности в новых условиях жизни.

Человеческие качества Обломова в полной мере раскрываются в его любви к Ольге. Именно эта чистота и искренность ставят его в некотором отношении даже выше окружающих его лиц. Это вызывает и горячую любовь у читателей. Обломов обладал довольно редким качеством среди людей : не делать «зла» другому, не приносить его в жертву своим прихотям, подчас вздорным и жестоким . В мире пошлости и обмана с таким свойством не проживешь. Обломов, в отличие от многих, не скрывал своих «пороков», слабостей натуры, он отошел от мира, замкнулся в себе и умирает…