Собственный опыт

Примерные темы сочинений "равнодушие и отзывчивость". Аргументы из литературы по направлению «Равнодушие и отзывчивость Опасно ли равнодушие человека к своей родине

Направление «Равнодушие и отзывчивость».

Равнодушие – это безразличие ко всему, что нас окружает, отсутствие интереса к проблемам общества, к вечным человеческим ценностям, безразличие к собственной судьбе и к судьбам других людей, отсутствие каких-либо эмоций по отношению к чему-либо. А.П Чехов сказал однажды: «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть». Но чем же на самом деле так опасно подобное отношение к жизни?

Гнев, как и любовь, как и смятение, как страх и стыд показывает заинтересованность человека к чему бы то ни было, эмоции становятся индикатором жизненной энергии, и потому поступающий к щекам румянец всегда ценится больше, чем безжизненная, холодная бледность и безразличный, пустой взгляд. Слегка заметные на первый взгляд проявления безразличия к происходящему неизменно перерастают в апатию, и по итогу приводят к деградации личности. В рассказе А.П. Чехова «Ионыч» автор вместе с читателем прослеживает путь человека, из которого постепенно утекала жизненная энергия и испарялось духовное начало. Описывая каждый этап из биографии героя, А.П. Чехов подчеркивает с какой стремительностью равнодушие проникало в судьбу Старцева и оставляло в ней определенный след. Из незаурядной личности и перспективного врача герой медленно, но верно превращался в кричащего на собственных больных, азартного, алчного, пополневшего обывателя, не замечающего хода времени. Для энергичного и живого когда-то героя теперь имели исключительную важность лишь его деньги, он перестал замечать страдания людей, с сухостью и эгоизмом глядел на мир, другими словами, стал равнодушен ко всему, в том числе и к себе, что привело к неминуемой деградации.

Все мы живем в обществе и зависим друг от друга- такова природа человека. Именно поэтому безразличие каждой отдельной личности ведет за собой равнодушие всего общества. Другими словами, образуется целая система, организм, уничтожающий сам себя. Подобное общество описывает Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Главная героиня, Соня Мармеладова, на уровне потребности ощущала важность самопожертвования и помощи людям. Глядя на равнодушие окружающих, она, наоборот, старалась помочь каждому нуждающемуся и сделать все, что было в ее силах. Возможно, если бы Соня не помогла Родиону Раскольникову справиться со своими нравственными терзаниями, если бы она не вселила в него веру, если бы не спасла свою семью от голодной смерти, то роман имел бы еще более трагичный финал. Но неравнодушие героини стало лучиком света в мрачном и сыром Петербурге Достоевского. Страшно представить, чем закончился бы роман, если бы в нем не было такого чистого и светлого героя, как Соня Мармеладова.

Мне кажется, если каждый человек оторвет глаза от своих проблем, начнет оглядываться по сторонам и совершать добрые поступки весь мир засияет счастьем. Равнодушие опасно тем, что оно в любом случае несет за собой мрак, это антитеза к счастью, радости и добру.

Равнодушие - это душевная глухота. Равнодушный человек глух, безразличен к бедам и радостям других людей, не способен прийти на помощь, сопереживать. Равнодушие, словно болезнь поражает душу человека. Оно опасно тем, что человек, попавший в его власть, утрачивает способность любить, дружить, ценить чувства других людей, их жизнь и свою собственную. Равнодушие опасно и для того, кто его проявляет, и для того, к кому его проявляют. Она уничтожает веру в себя и в других людей.

В литературе мы встречаем множество примеров равнодушия и того, к чему оно может привести. Равнодушие к окружающим и к самому себе приводит к моральной гибели человека, приносит вред не только себе, но и окружающим.

Главный герой романа Лермонтова «Герой нашего времени», Печорин, поддался влиянию ленивого, развращенного светского общества и стал жить по его законам. Он подавил все искренние чувства, стал носить маски. Несмотря на все свои таланты, не смог найти им достойного применения в обществе. Не найдя цель в жизни, он потерял интерес к ней, охладел. Равнодушие Печорина привело его к тому, что он потерял веру в людей. Герой считал, что дружбы не существует: один - всегда раб другого, не верит в любовь и не умеет любить. Равнодушный к чувствам других людей, он совершал жестоких эгоистичные поступки. Из-за его равнодушия погибли Бэла, Грушницкий, сломал свой характер и замкнулась в себе княжна Мэри, страдала Вера. Холодно обошелся при встрече с Максимом Максимовичем. Равнодушие Печорина принесло страдания окружающим. Сам Печорин говорит, что не способен на жертву и называет себя нравственным калекой. Лишь однажды пробуждаются в нём настоящие чувства. Когда Печорин осознал, что может потерять Веру, она становится для него дороже всего на свете, но он слишком поздно осознал это, ему уже не суждено стать счастливым. Упустив свое счастье, Печорин окончательно разочаровывается в жизни, становится равнодушным к себе. Часто неоправданно рискует собственной жизнью. В конце мы узнаем, что герой умирает по дороге в Персию. Таким образом, равнодушие Печорина медленно убивало его и наносило вред окружающим.

Герой одноимённого романа Пушкина, Евгений Онегин, также равнодушен ко всему на свете, ни в чем не видит смысла. Евгений Онегин, молодой дворянин, получил типичное светское воспитание, вел праздную, пустую жизнь. В конце концов однообразная светская жизнь сделала его безразличным ко всему. Он пытается выйти из этого состояния: переезжает в деревню, занимается делами поместья, знакомится с Лариными, заводит дружбу с Ленским - но всё напрасно. Онегину быстро наскучил деревенский пейзаж, он стал реже появляться у Лариных. Его холодность, равнодушие не дают проявления искренних чувств, он отвергает любовь Татьяны. Герой заигрывает с Ольгой, не заботясь о чувствах Ленского, и это приводит к трагичным последствиям. Из-за своего эгоизма Онегин принимает вызов на дуэль. Убийство Ленского отрезвляет его, пробуждает человеческие чувства, ведь он равнодушно позволил этому случиться. Это событие способствовало переменам в его характере, образе жизни. Онегин несколько лет странствовал. Вновь встретившись с татьяной, в нём пробуждаются чувства. Герой уже не равнодушен, раскаивается. Потеря друга, любви, возможности быть счастливым с Татьяной - он заплатил высокую цену, но эти жертвы привели его к духовному перерождению.

Таким образом, равнодушие приводит к подавлению искренних чувств, безучастному отношению к происходящему, приносит вред самому человеку и окружающим, делает человека несчастным. Безразличие к человеческой жизни разлагает душу, ведет к духовной гибели.

ТЕМЫ к направлению "Равнодушие и отзывчивость"

Какого человека можно назвать «отзывчивым»?

Какого человека можно назвать «равнодушным»?

Согласны ли Вы с утверждением Б.Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»?

Как вы понимаете слова А.В. Суворова: «Как тягостно равнодушие к самому себе!»?

Чем опасно равнодушие?

Может ли отзывчивость принести разочарование?

Что значит быть отзывчивым?

Может ли равнодушие ранить человека?

Нужно ли учиться сочувствию?

Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость?

Можно ли равнодушного человека назвать эгоистичным?

Согласны ли вы с тем, что «здоровый эгоизм» полезен?

Всегда ли нужно быть отзывчивым?

К каким последствиям приводит равнодушное отношение к природе?

Как связаны понятия «равнодушие» и «эгоизм»?

Как Вы понимаете пословицу: «В пути нужен спутник, в жизни - сочувствие»?

Согласны ли Вы, что доброта и отзывчивость – это залог семейного счастья?

Можно ли научиться отзывчивости? Когда отзывчивость может навредить? Может ли внимательность к людям спасти жизнь?

Как привить чувство сотрадания детям?

Как можно объяснить нежелание человека тратить душевные силы на чужую жизнь?

Что значит "быть бескорыстным" человеком?

Согласны ли Вы с утверждением, что друг познается не только в беде, но и в радости?

Может ли сострадание к людям быть проявлением эгоизма?

Важно ли уметь прощать?

Сочувствие и доброта – это синонимы?

Нужно ли бороться с несправедливостью?

Вы согласны с тем, что равнодушие «разъедает душу» человека?

Что можно привести к равнодушию?

Какие жизненные уроки помогают развить в себе чувство сострадания?

Как Вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть».

Нужно ли сочувствовать людям, которые тебе не нравятся?

Подтвердите или опровергните высказывание Ван Гога: «Равнодушие к живописи - явление всеобщее и непреходящее.» Не сочувствуй самому себе. Самим себе сочувствуют только примитивные люди»

Как связано равнодушие к отдельно взятому человеку с равнодушием к Родине?

Чем опасно равнодушие к своей стране?

Согласны ли Вы с утверждением Ги де Мопассана: «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери»?

Можно ли ожидать сочувствия, если ты сам его не проявляешь?

Можно ли утверждать, что подросткам сочувствие свойственно в меньшей степени, чем зрелым людям?

Как вы понимаете слова В.А. Сухомлинского: «Эгоизм - это первопричина рака Согласны ли Вы с утверждением Б. Ясинского: «Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»?

Почему, по вашему мнению, поступки говорят громче слов?

Можно ли сказать, что неравнодушие к животным, являются высшим проявлением человечности? Может ли чрезмерное сочувствие стать преградой?

Существуют ли люди, недостойные сочувствия?

Что важнее: сочувствие или реальная помощь?

Цитаты к направлению "Равнодушие и отзывчивость"

Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности. (Бернард Шоу)

Сочувствие - это равнодушие в превосходной степени. (Дон-Аминадо)

Как тягостно равнодушие к самому себе! (А.В. Суворов)

Я всегда полагаю и буду так полагать и впредь, что безразличие к несправедливости есть предательство и подлость. (О. Мирабо)

Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. (Максим Горький) Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны.. Неправда, равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть. (А.П. Чехов)

Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке. Ты любишь всех, а любить всех - значит не любить никого. Тебе все одинакого безразличны. (О. Уайльд)

Не сочувствуй самому себе. Самим себе сочувствуют только примитивные люди. (Х. Мураками) Там, где умеренность - ошибка, там равнодушие - преступление. (Г. Лихтенберг)

Равнодушие к живописи - явление всеобщее и непреходящее. (Ван Гог)

Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека. (В. А. Сухомлинский)

Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего. (М.Е. Салтыков-Щедрин)

Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери. (Ги де Мопассан)

Холодность - следствие не только трезвой убежденности в своей правоте, но и беспринципного безразличия к истине. (Ч. Лэм)

Один очень талантливый писатель в ответ на мою жалобу на то, что я не нахожу сочувствия у критики, мудро ответил мне: «У вас есть существенный недостаток, который закроет перед вами все двери: вы и двух минут не можете поговорить с дураком, не дав ему понять, что он дурак». (Э. Золя) Терпимость неизбежно ведет к равнодушию. (Д. Дидро)

Подростки, конечно, существа эмоционально нежные и в высшей степени ранимые, однако с сочувствием у них не очень. Это приходит позже, если вообще приходит. (С. Кинг)

Орлиный взгляд страстей проникает в туманную пропасть грядущего, равнодушие же слепо и тупо от рождения. (К. А. Гельвеций)

Легко скрывать ненависть, трудно - любовь, а всего труднее - равнодушие. (К.Л. Бёрне) Равнодушие - тяжкая болезнь души. (А. де Токвиль)

Самый непростительный грех по отношению к ближнему своему - это не ненависть, а равнодушие. Равнодушие - сущность бесчеловечности. (Дж. Б. Шоу)

Эгоизм - это первопричина рака души. (В. А. Сухомлинский)

Эгоизм семейный жесточе эгоизма личного. Человек, который устыдится пожертвовать благами другого для себя одного, считает своей обязанностью пользоваться несчастьем, нуждою людей для блага семьи. (Л.Н. Толстой)

Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство. (Б. Ясенский)

Равнодушие - есть наивысшая жестокость. (М. Уилсон)

Спокойствие - сильней эмоций. Молчание - громче крика. Равнодушие - страшней войны. (М. Лютер)

В пути нужен спутник, в жизни - сочувствие. (пословица) Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости... (Э. Золя)

Встать на путь диалога - гораздо более эффективно и разумно, чем пытаться доказывать, каким эгоистичным или отзывчивым может быть каждый. (Х. Букай)

Отзывчивость ближних - это зачастую лучший психолог или психиатр. (Л. Виилма)

Жизнь многому учит, но только не такту, не отзывчивости, не умению помочь человеку в трудную минуту. (И. Шоу)

Больше всего в женщинах ценю застенчивость. Это красиво. Основа женственности не внешность, а повышенное чувство стыда и сочувствиеокружающим. (Ф. А. Искандер)

Коль горе чужое тебя не заставит страдать, Возможно ль тебя человеком тогда называть? (Саади) Чем более живешь, тем более убеждаешься в том, что возбудить к себе сочувствие - есть редкость и счастье - и что должно этим счастьем дорожить. (И.С. Тургенев)

Кто обрел способность искренне сочувствовать людскому горю, хотя бы в одном-единственном случае, тот, получив чудодейственный урок, научился понимать всякое несчастье, как бы на первый взгляд странно или безрассудно оно ни проявлялось. (С. Цвейг)

Настоящая помощь всегда приходит от того, кто сильнее тебя и кого ты уважаешь. И сочувствие таких людей особенно действенно... (Ф. С. Фицджеральд)

Одного сочувствия недостаточно. Поступки говорят громче слов. (Н. Вуйчич)

Чрезмерное сочувствие часто становится преградой. Сочувствие во время несчастья подобно дождю во время засухи. (индийская пословица) Ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели! (Ф. М. Достоевский)

Не сочувствуй слишком людям, которые несчастны. Если кто-то несчастен, помоги, но не сочувствуй. Не внушай ему идею, что страдание - это что-то стоящее. (Ошо)

Она сказала в том смысле, что, когда умирает любимое животное, человек остаётся один со своим горем, никто сильно не сочувствует. Когда умирает близкий человек, тогда все понимают, и кто искренне, кто формально, а кто за компанию, но все понимают и сочувствуют. А вот умер кот, говорила она, и одиночество страшно обнажилось. (Е.В. Гришковец)

«Аргументация. Привлечение литературного материала» – один из основных критериев оценки итогового сочинения. Грамотно используя литературные источники, учащийся демонстрирует свою эрудицию и глубокое понимание поставленной проблемы. При этом важно не просто дать ссылку на произведение, но и умело включить его в рассуждение, проанализировав конкретные эпизоды, соответствующие выбранной теме. Как это сделать? Предлагаем вам в качестве примера аргументы из литературы по направлению «Равнодушие и отзывчивость» из 10 известных произведений.

  1. Героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова – человек с чутким сердцем. Благодаря её вмешательству подводы, предназначавшиеся сперва для переезда и нагруженные вещами, были отданы для перевозки раненых солдат. Ещё один пример небезразличного отношения к миру и людям – Платон Каратаев. Он отправляется на войну, выручая младшего брата, и, хотя борьба ему совсем не по душе, даже в таких условиях герой остаётся добрым и отзывчивым. Платон «любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь», помогал другим пленным (в частности, накормил Пьера, когда тот попал в плен), заботился о приблудной собаке.
  2. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» многие герои проявляют себя как ярко выраженные альтруисты или эгоисты. К первым, безусловно, относится Сонечка Мармеладова, которая жертвует собой, чтобы обеспечить семью, а затем отправляется в ссылку вслед за Раскольниковым, стремясь спасти его душу. Нельзя забывать и про Разумихина: он беден и живёт едва ли лучше Раскольникова, однако всегда готов прийти тому на помощь – предлагает другу работу, покупает ему одежду, даёт денег. В противовес этим благородным людям представлен, к примеру, образ Лужина. Лужин «более всего на свете любил и ценил… свои деньги»; он хотел жениться на сестре Раскольникова Дуне, преследуя низменную цель – взять бедную жену, которая была бы ему вечно обязана. Примечательно, что он даже не утруждает себя заботами о том, чтобы будущая невеста и её мать с комфортом добрались до Петербурга. Равнодушие к судьбе самых близких людей выливается в такое же отношение к миру и характеризует героя с отрицательной стороны. Как мы знаем, судьба воздала должное отзывчивым персонажам, но наказала безразличных действующих лиц.
  3. Тип человека, живущего для себя, рисует И.А. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Герой – некий состоятельный господин, имени которого мы так и не узнаем, – отправляется в путешествие «единственно ради развлечения». Он проводит время в кругу себе подобных, а прочих людей делит на обслуживающий персонал и на досадную «помеху» его наслаждению – таковы, например, комиссионеры и оборванцы на набережной, а также обитатели жалких домишек, которые господину из Сан-Франциско приходится лицезреть по пути. Однако после внезапной гибели он сам из якобы уважаемого и почитаемого человека становится обузой, и те же люди, в преданность которых он верил, потому что «был щедр», отправляют его труп на родину в ящике из-под содовой. Этой грубой иронией И.А. Бунин иллюстрирует известную народную мудрость: как аукнется, так и откликнется.
  4. Образец самоотверженности – герой сборника рассказов М.А. Булгакова «Записки юного врача». Молодой доктор по фамилии Бомгард, недавно окончивший университет, отправляется на работу в сельскую больницу, где сталкивается с суровыми жизненными условиями, с человеческим невежеством, со страшными болезнями и, наконец, с самой смертью. Но, вопреки всему, он борется за каждого пациента; выезжает к больным и днём и ночью, не щадя себя; постоянно учится и совершенствует свои навыки. Показательно, что Бомгард – не героическая личность, он часто бывает не уверен в себе и, как все, испытывает страх, однако в решающую минуту чувство профессионального долга побеждает всё прочее.
  5. Равнодушие людей друг к другу особенно страшно, когда оно, как вирус, охватывает всё общество. Такая ситуация сложилась в рассказе В.П. Астафьева «Людочка». В нём противопоставляется жизненный путь героини и отношение к ней со стороны других, от семьи до социума в целом. Людочка – деревенская девушка, которая переезжает в город в поисках лучшей жизни. Она усердно трудится на работе, безропотно занимается хозяйством вместо женщины, у которой снимает квартиру, терпит грубости окружающей её «молодёжи», до последней минуты утешает умирающего в больнице… Она слишком не похожа на тупое, испорченное стадо людей, в окружении которого вынуждена находиться, и это раз за разом приводит её к беде. Увы, никто, даже собственная мать, не протянул ей в нужный момент руку помощи, и девушка совершила самоубийство. Печальнее всего, что для общества эта ситуация – в порядке вещей, что отражается в сухой, но страшной статистике.
  6. Образ добросердечного, отзывчивого человека – ключевой в произведении А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Судьбу Матрёны не назовёшь завидной: она вдова, схоронила шестерых детей, долгие годы работала в колхозе «за палочки трудодней», не получала пенсии и в старости осталась бедной. Несмотря на это, героиня сохранила весёлый нрав, общительность, любовь к труду и готовность помочь другому, ничего не требуя взамен. Апогеем её самопожертвования становится трагический случай на железной дороге, который заканчивается гибелью героини. Что удивительно, лицо её, не тронутое страшной аварией, было «целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое» – совсем как лик святой.
  7. В рассказе «Крыжовник» А.П. Чехова мы встречаем героя, одержимого низменной материальной целью. Таков брат повествователя, Николай Чимша-Гималайский, мечтающий купить имение, и непременно с кустами крыжовника. Ради этого он не останавливается ни перед чем: живёт скупо, жадничает, женится на старой богатой вдове и изводит её голодом. Он равнодушен к людям, поэтому готов пожертвовать их интересами ради своих. Наконец, его мечта исполняется, он чувствует себя счастливым и не замечает, что крыжовник-то кислый – до такой степени он отрешился от реальной жизни. Это ужасает повествователя, он с пламенной речью обращается к «счастливому человеку», призывая помнить, «что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив… стрясется беда… и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». Повествователю открылось, что смысл жизни – не в личном счастье, «а в чём-то более разумном и великом». «Делайте добро!» – так завершает он свою речь, надеясь, что молодые люди, у которых есть ещё силы и возможность что-то изменить, не пойдут по пути его брата и станут отзывчивыми людьми.
  8. Человеку с открытой и отзывчивой душой бывает непросто жить на свете. Так случилось и с Чудиком из одноимённого рассказа В.М. Шукшина. Будучи взрослым мужчиной, герой мыслит и ведёт себя как ребёнок. Он тянется к людям, любит поговорить и пошутить, стремится быть со всеми в хороших отношениях, однако постоянно попадает впросак из-за того, что он не похож на «правильного взрослого». Вспомним один эпизод: в самолёте Чудик просит соседа пристегнуться, как велела стюардесса; тот воспринимает его слова с явным неудовольствием. Посадка выходит не совсем удачной: сосед Чудика падает с кресла, да так, что теряет вставную челюсть. Чудик бросается ему на помощь – но в ответ вновь получает порцию раздражения и злости. И так относятся к нему все, от посторонних людей до членов семьи. Отзывчивость Чудика и нежелание общества понять того, кто не вписывается в рамки, – две стороны одной проблемы.
  9. Теме безразличия к ближнему посвящён рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма». Девушка Настя, секретарь Союза художников, отдает работе все свои силы. Она хлопочет о судьбах живописцев и скульпторов, организовывает выставки и конкурсы, и никак не находит времени, чтобы повидать свою старую больную мать, живущую в деревне. Наконец, получив телеграмму о том, что её мать находится при смерти, Настя отправляется в путь, но – слишком поздно… Автор предостерегает читателей от совершения такой же ошибки, вина за которую, вероятно, останется с героиней на всю жизнь.
  10. Проявления альтруизма в военную пору имеют особое значение, так как речь часто идёт о жизни и смерти. Роман Т. Кенилли «Ковчег Шиндлера» – история о немецком бизнесмене и члене НСДАП Оскаре Шиндлере, который во время холокоста организует производство и принимает на службу евреев, тем самым спасая их от уничтожения. Это требует от Шиндлера больших усилий: ему приходится поддерживать связи с нужными людьми, идти на подкуп, подделывать документы, но результат – более тысячи спасённых жизней и вечная благодарность этих людей и их потомков – является для героя главной наградой. Усиливает впечатление от этого самоотверженного поступка тот факт, что роман основан на реальных событиях.
  11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!